Введение
В этом году я заканчиваю обучение в Детской школе искусств города Добрянки – художественное отделение. В процессе обучения меня очень заинтересовали вопросы: Кто был первым художником? Какие были первые рисунки? Чем было искусство в момент его появления? Чем оно было вызвано к жизни?
Многие мои знакомые и друзья также интересуются историей изобразительного искусства, его истоками развития. Но, обучаясь в общеобразовательной школе и школе искусств, я встретила очень мало информации по данной теме. Что натолкнуло меня на мысль самостоятельно провести исследование по теме первобытного изобразительного искусства.
Практической ценностью моей работы будет: создание информационного и художественного материала для дальнейшей просветительской деятельности, например, проведение занятий в школьном музее и на уроках изобразительного искусства.
В отношении традиционного искусства обнаруживаются два основных аспекта, определяющих интерес людей к нему. С одной стороны, традиционное искусство отражает определенный этап развития человеческой культуры и в этом смысле является как бы нашим «живым прошлым». С другой стороны – как всякое искусство, оно выражает существенные черты современных культур.
Примерно с середины XIX века началась серия открытий, ставших возможными благодаря развитию научной археологии. Чуть не во всех концах земли были обнаружены и раскрыты очаги материальной культуры незапамятных времен: стоянки пещерного человека, его каменные и костяные орудия труда и охоты — копья, палицы, дротики, рубила, иглы, скребки. И во многих стоянках найдены предметы, которые мы не можем назвать иначе как художественными произведениями. Огромное количество палеонтологов, доисториков, археологов исследовали продолжают исследовать пещеры, места древних стоянок и захоронений палеолитического периода. Наиболее известные ученые, внесшие значительный вклад в историю развития наскальной живописи это М. де Саутуола, первооткрыватель настенных рисунков, французский палеонтолог Арле, а также Картальяк, Ривьер, Широн, аббат Брейль, французский палеонтолог Аннет Ламенг и другие.
Цель моего исследования – изучить исторические и художественные аспекты первобытной наскальной живописи.
Объект исследования – изобразительное искусство первобытного человека.
Предмет исследования – наскальные рисунки палеолитического человека.
Гипотеза, которую я выдвигаю: первобытным людям было присуще чувство прекрасного, они занимались не только удовлетворением своих повседневных потребностей в пище и одежде, в защите от диких зверей, но и создавали произведения, имеющие историческую и художественную ценность для современных людей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Провести опрос среди учащихся седьмых классов и взрослых.
3. Обработать результаты опроса.
4. Выполнить практическую художественную работу: декоративное панно.
5. Сделать выводы.
Методы исследования. Я использовала два метода исследования:
Опрос учащихся 7 классов МБОУ «ДСОШ №3» и взрослых.
Выполнение практической художественной работы: декоративное панно.
Глава 1 Теоретическая часть
Когда появилась первая живопись?
Когда, где и почему «началось» искусство — точный и простой ответ невозможен. Оно не началось в строго определенный исторический момент — оно постепенно вырастало из неискусства, формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком.
Самым древним художником, создавшим рисунки и картины, был пещерный житель. Цветные изображения животных, датированные примерно 30 000—10 000 годами до н.э., были обнаружены на стенах пещер Южной Франции и Испании. Многие из этих рисунков удивительно хорошо сохранились, потому что в эти пещеры не было доступа в течение многих веков. Древний человек рисовал диких животных, которых он видел вокруг себя
Периодизация первобытной культуры
Самый длительный период истории человечества и его культуры - каменный век (404 тыс. лет до н. э.) - В нем различают три этапа:
палеолит (4012 тыс. лет до н. э.)
мезолит (128 тыс. лет до н. э.)
неолит (104 тыс. лет до н. э.).
Наскальная живопись в пещерах Европы
В конце 19 века открытия настенных изображений в пещерах Европы множились. В 1878 г. Широн сообщил о находке гравюр в пещере Шабо (Франция) и представил их фотографии, но это сообщение осталось незамеченным. В 1895 г. Ривьер открыл изображения на стенах пещеры Ла Мут во Франции и предположил их палеолитический возраст, но и его заявление не вызвало ничего кроме насмешек. В том же году последовали новые открытия, на этот раз в пещере Пэр-нон-Пэр в Жиронде, Франция. Ривьер, как в свое время Саутуола, был обвинен в том, что принял на веру фальшивку. В то же время обе пещеры посетил и сам Картальяк и по воле случая сам обнаружил в Ла Мут рисунок охрой под палеолитическим слоем. И все же подлинность находок не была признана. В 1897 г. была открыта пещера Марсула, и хотя ранее она была неизвестна, и следовательно, не могла посещаться людьми, в ней также были обнаружены рисунки. Еще в 1901 г. авторитетные ученые Капитан и Брейль подверглись критике за публикацию рисунка из пещеры Фон де Гом и гравюры из Комбарелль.
Ныне фрески в пещере Альтамира называют «Сикстинской капеллой каменного века». Здесь насчитывается по меньшей мере 150 изображений, да еще и каких! Вот пасется стадо бизонов. Могучий гривастый бизон-самец грозно опустил рогатую голову, готовый в любую минуту броситься на невидимого врага... Другой бизон остановился и высоко поднял голову. Кажется, его могучий рык вот-вот раздастся под сводом пещеры... Мчит галопом конь (такие кони вымерли десятки тысяч лет тому назад), а рядом скачет маленький жеребенок... Вот подкрадывается к добыче львица...
Все изображения полихромные, т.е выполненные несколькими красками, и на мерцающем свету факела они оживают, двигаются...
Открытие в пещере Альтамира показало, что «примитивным» охотникам на мамонтов и бизонов было присуще чувство прекрасного, что они занимались не только удовлетворением своих повседневных потребностей в пище и одежде, в защите от диких зверей, что человеческий гений был свойственен уже охотникам на мамонтов и что, следовательно, он не зависит от уровня технической цивилизации.
К настоящему времени только во Франции обнаружено около ста пещер с изображениями и другими следами пребывания в них первобытного человека. А обнаруженная во Франции в 1940 году пещера Ляско превращена теперь в музей.
Одним из самых прекрасных портретов животного, причем не только палеолитического искусства, но всех времен, является так называемая «китайская лошадь». Название вовсе не обозначает породу - это дань восхищения совершенством рисунка мастера из Ляско. Черный мягкий контур, наполненный и истаивающий, не только создает абрис, но и моделирует массу тела. Короткая, как у цирковых лошадей, грива, гулкие в бешеной скачке копыта. Охра не заполняет все тело — живот и ноги белые.
Можно только представлять себе, чем была пещера в Ляско, когда живой свет факелов приводил в движение стада быков, бизонов и оленей, нарисованных на стенах и своде.
Цвета: черный, бронзовый, охра, киноварь, кармин, мальвовый и белизна известняковых скал. Такие живые и свежие, каких не увидишь ни на одной ренессансной фреске. Цвета земли, крови и копоти.
Все историки палеолитического искусства сходятся на том, что пещера в Ляско вовсе не жилье; это святилище, подземная Сикстинская Капелла наших пращуров.
Живопись в пещере Шове – одно из самых громких, сравнительно недавних открытий, не только археологических, но и общекультурных. Пещера находится на юге Франции. Пещеру открыли 18 декабря 1994 г. близ городка Понт д’Арк три спелеолога Жан-Мари Шове, Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан Хиллэйр
Все они уже имели большой опыт исследования пещер, в том числе и содержащих следы доисторического человека. Полузасыпанный вход в тогда еще безымянную пещеру им уже был известен, но пещера еще не была обследована. Когда Эльет, протиснувшись через узкое отверстие, увидела большую полость, уходящую вдаль, она поняла, что нужно возвращаться к машине за лестницей. Был уже вечер, они даже засомневались, не отложить ли им дальнейшее обследование, но все же вернулись за лестницей и спустились в широкий проход.
Пройдя несколько десятков метров и увидев следы красной охры, а затем фигуру мамонта, спелеологи поняли, что открыли новый памятник палеолитической живописи.
Они уже собирались покидать пещеру, когда один случайный взгляд уловил на стене пещеры неясные, но как будто знакомые очертания. Медведь! Голова зверя была изображена темно-красной охрой. Нос, крутой лоб, круче, чем у современного, большие уши и могучая шея. Настоящий пещерный медведь! Неподалеку темно-желтой охрой изображен олень. Он замер, повернул голову и внимательно вслушивается — откуда идет опасность. Вскоре экспедицией были найдены рисунки волка и льва. С волнением продолжаем осмотр. Нам открываются все новые и новые рисунки. Вот зубр яростно бросился на врага. Невольно хочется посторониться, чтобы взбешенный бык промчался мимо. А вот клык, как сабля, торчит вниз. Кажется, ревущий от ярости зверь сейчас бросится на добычу. Он похож на саблезубого тигра.
По палеонтологическим данным, саблезубый тигр вымер намного раньше, чем появился первобытный человек. Как же объяснить тогда появление рисунка? Загадку решат только дальнейшие исследования.
Большинство рисунков сделаны мастерски. Многие звери переданы в движении: они мчатся, бегут, прислушиваются, ревут и бросаются на жертву. Первобытный человек рисовал их глубоко в недрах пещеры, в 200—350 метрах от входа. Он пользовался охрой и углем, иные рисунки выцарапаны на камнях.
1.3. Первобытное искусство на реке Вишера
На реке Вишера, возле древнего села Писаное расположена скала Писаный Камень. На ней, на высоте 5-9м от уровня реки, хорошо сохранились рисунки древних охотников народности вогулы (манси).Рисунки выполнены « болотным железом». Возраст рисунков, по некоторым данным, превышает пять тысяч лет. В то время эти народы находились ещё в каменном веке. Нарисованы медведи, олени, люди в лодках. Кажется удивительным, как они смогли нанести изображения так высоко. быть может разгадка в том, что раньше уровень реки был намного выше, чем сейчас, и они рисовали прямо с лодок.
Здесь открыто более двухсот изображений. Они тянутся почти по всей длине суши. Большинство рисунков выполнены условно. Однако в некоторых наиболее законченных и выразительных композициях чувствуется подлинный талант безвестных художников. Их рисунки говорят о наблюдательности, знании изображаемого объекта, об умении передать динамику движения, выбрать правильное и оригинальное композиционное решение. Наскальные рисунки Вишеры играли большую роль в жизни древнего населения Урала. Они были частью святилища. Здесь произходили магические обряды, поклонение солнцу, речным и лесным духам.
Метрах в 500 от рисунков в скале «Бычок» находится древняя пещера - культовое место древнего народа, где располагался алтарь.
1.4. Первобытные краски и художественные инструменты
Пещерные художники рисовали на стенах яркими, сочными красками. Красителями, которыми пользовались пещерные художники, были химические вещества, залегающие в земле (окись железа всех оттенков — от светло-желтого до ярко-оранжевого), и марганец (металлический элемент).
Эти вещества измельчались в мелкую пудру, смешивались с жиром (возможно, с животным салом) и накладывались приспособлением, напоминающим кость. Иногда краски накладывались палочками, напоминающими современные мелки. Жиры, смешанные с измельченными красками, делали их жидкими. В таком жидком состоянии частички красителя соединялись вместе. Пещерные жители, должно быть, делали кисти из щетины или волоса животных.
В одном из номеров журнала Science археологи из Южной Африки, Франции, Норвегии и Австралии сообщили об удивительной находке, сделанной ими в самой нижней части отложений среднекаменного века пещеры Бломбос — в слое возрастом около 100 тысяч лет.
Авторы обнаружили в 16 см друг от друга два набора инструментов для изготовления и хранения красок на основе желтой и красной охры. Первый набор включает «контейнер» — раковину морского брюхоногого моллюска Haliotis («морское ухо») с сохранившимся пятимиллиметровым слоем готового красителя темно-красного цвета, несколько кусков твердого кварцита разной формы, которые использовались для растирания охры (об этом свидетельствуют частицы охры и микроскопические следы износа, сохранившиеся на камнях), испачканная охрой тюленья лопатка, обломок локтевой кости млекопитающего из семейства псовых с остатками краски на обоих концах (этой костью, по-видимому, краску перемешивали), и кусочек красной охры, стертый с одной стороны.
Второй набор состоит из еще одного «морского уха» со следами охры на внутренней стороне и небольшого обломка кварцита, которым древние люди растирали минеральные красители как минимум дважды: сначала им измельчали желтый гётит, а потом, после того как от камня отбилось несколько мелких осколков, им растирали красную охру. На внутренней поверхности раковины сохранились горизонтальные царапинки, свидетельствующие о том, что краску аккуратно помешивали каким-то твердым предметом — возможно, обломком кости.
Вмещающая порода не содержит охры, которую древние люди, по мнению авторов, могли найти лишь в нескольких километрах от пещеры Бломбос. Раковины Haliotis принесены с берега океана, который находился в те времена в нескольких сотнях метров от пещеры, а камни для растирания охры были подобраны прямо на месте.
В составе краски, сохранившейся на дне первой раковины, обнаружены, помимо растертой охры, еще и частицы угля, а также толченые губчатые кости млекопитающих. Эти кости должны были содержать много костного мозга и жира, поэтому их, возможно, добавляли в краску для придания ей вязкости. Перед тем, как истолочь кости, древние люди нагревали их — вероятно, для лучшей экстракции жира. Уголь, скорее всего, тоже добавлялся в краску целенаправленно, потому что во вмещающей породе частицы угля отсутствуют.
По-видимому, доисторические обитатели юга Африки сначала измельчали желтые и красные минералы при помощи твердых камней, затем собирали полученный порошок в раковины Haliotis, добавляли толченых подогретых мозговых костей, угля, какую-нибудь жидкость и размешивали всё это костяными палочками.
Первый из двух наборов инструментов для изготовления красок. Tk1-S1 — раковина моллюска Haliotis, служившая контейнером; Tk1-L1 — Tk1-L7 — камни, использовавшиеся для растирания охры; Tk1-P1 — кусочек охры; Tk1-B1 — «палка-мешалка» из локтевой кости представителя семейства псовых, Tk1-B2 — лопатка тюленя, Tk1-B3 — фрагмент позвонка жвачного животного.
Давным-давно, 30 000 лет назад, человек изобрел основные орудия и материалы для рисования. Техника и материалы обновлялись и улучшались с течением веков, но в основе своей остались такими же, как они были открыты пещерным человеком.
Глава 2 Практическая часть
2.1. Описание исследования
В первой части исследования – в анкетировании приняли участие 56 учеников седьмых классов МБОУ ДСОШ№3 и 7 взрослых.
Я использовала в анкетировании опросный лист с вопросами, которые я самостоятельно составила:
1. Знакомы ли Вы с видами первобытного искусства?
2. Известны ли Вам отличительные особенности древней наскальной живописи?
3. Известно ли Вам о наличии в мире пещерных музеев с древней наскальной живописью?
4. Известны ли Вам предметы или памятники древнего искусства на территории современной России?
5. Интересна ли Вам тема первобытного искусства?
Затем я обработала бланки с ответами каждого участника опроса.
Результаты исследования
1. Знакомы ли Вы с видами первобытного искусства?
2. Известны ли Вам отличительные особенности древней наскальной живописи?
3. Известно ли Вам о наличии в мире пещерных музеев с древней наскальной живописью?
4.Известны ли Вам предметы или памятники древнего искусства на территории современной России?
5. Интересна ли Вам тема первобытного искусства?
Во второй части исследования я выполнила практическую художественную работу: декоративное панно «Пещерные рисунки». Панно я выполнила на ватмане формата А1, состарив его при помощи чая. Рисунки на ватмане выполняла сангиной - карандашом без оправы красно-коричневых тонов. Натуральная сангина состоит из каолина и окислов железа. Натуральным кроваво-красным минералом рисовали еще на стенах пещер в эпоху палеолита.
Инструменты и материалы:
Ватман формата А1;
Чай;
Сангина;
Акварель;
Зажигалка.
Этапы работы:
Тонирование ватмана чайной заваркой;
Выполнение рисунков животных;
Набрызг акварельными красками;
Обжиг краев ватмана.
2.2 Результаты
На основе проведенного исследования были получены следующие результаты:
На 1 вопрос анкеты: «Знакомы ли Вы с видами первобытного искусства?» - 71% опрошенных ответили – нет, 29% опрошенных – «да».
На 2 вопрос анкеты: «Известны ли Вам отличительные особенности древней наскальной живописи?» - 82% опрошенных ответили – «нет», 18 – «да».
На 3 вопрос анкеты: «Известно ли Вам о наличии в мире пещерных музеев с древней наскальной живописью?» - 78% опрошенных ответили – «нет», 22% - «да».
На 4 вопрос анкеты: «Известны ли Вам предметы или памятники древнего искусства на территории современной России?» - 90% опрошенных ответили - «нет», 10 – «да»
На 5 вопрос: «Интересна ли Вам тема первобытного искусства?» - «ДА» ответили 64% опрошенных, «НЕТ» - 36%.
Результатом моей практической работы стало декоративное панно «Пещерные рисунки»
Проанализировав полученные результаты, можно сделать выводы:
Подавляющее большинство опрошенных не знакомы с произведениями первобытного искусства.
Большинству учащихся и взрослых интересна данная тема.
Выполняя практическую работу, я испытывала трудности, копируя рисунки наскальной живописи, так как они качественно и точно прорисованы и обладают эстетической привлекательностью.
Заключение
Выдвинутая мною гипотеза полностью нашла подтверждения: первобытным людям было присуще чувство прекрасного, они занимались не только удовлетворением своих повседневных потребностей в пище и одежде, в защите от диких зверей, но и создавали произведения, имеющие историческую и художественную ценность для современных людей. Это мы видим и из исследований ученых, а также просто разглядывая произведения наскальной живописи, которы восхищают современных людей своей красотой, грациозностью и техничностью исполнения. Необходимо приложить определенные усилия, чтобы повторить рисунки древнего человека.
Проведя исследование я наглядно увидела заинтересованость моих знакомых, друзей и учителей в данной теме.
Список используемых источников и литературы
Дмитриева Н.А. Первобытное искусство./ Н.А. Дмитриева.//Краткая история искусств. Вып. 1. От древнейших времен по XVI век. – 4-е изд., стереотип. - М.: Искусство, 1986
Эйдельман Н.Я. Первобытное искусство.// Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. Том 12. Искусство. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1968. - 640с. – с.61-63
http://phototravelguide.ru/top10/drevniye-naskalnye-risunki/
b.ru/article/160087/risunki-drevnih-lyudey-drevnie-naskalnyie-risunki
http://www.sunhome.ru/journal/121969 Наскальная живопись
http://www.onlinedics.ru/slovar/art/d/sangina.html Сангина
1