ТАЙНА И ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГЛИНЯНОЙ И ДЕРЕВЯННОЙ ИГРУШКИ.

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ТАЙНА И ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГЛИНЯНОЙ И ДЕРЕВЯННОЙ ИГРУШКИ.

Таскаев Р.Р. 1
1МОАУ "Гимназия №1" г. Оренбурга
Овчинникова О.Г. 1
1МОАУ "Гимназия №1"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение.

В наше время на прилавках магазинов, да и почти в каждом доме, можно увидеть большое разнообразие красивых и интересных игрушек. Но часто мы слышим от родителей, что какая-то игрушка раньше выглядела иначе, а то и вовсе ее не было. А если наши бабушки, дедушки возьмутся вспоминать детство, выясняется, что игрушек было не так много, и по описанию их некоторые вообще сложно представить. Мне стало интересно, какие игрушки были раньше, как они изменялись, и когда вообще появилась первая игрушка. Это побудило к работе над исследованием, которое я назвал «Тайна и история происхождения глиняной и деревянной игрушки».

Посетив места-начала филимоновской и богородской игрушек, я убедился, что интерес к народной игрушке не угасает: уж больно много желающих и послушать историю промыслов и попробовать сделать игрушку своими руками. Это и понятно, игрушки – это тоже наша с вами история.

Самыми полезными и интересными источниками в изучении данной темы оказались экскурсии в музеях и мастер-классы.

Цель:

  1. Узнать историю возникновения игрушки;

  2. Выяснить, как изменялась игрушка во времени и чем игрушки прошлого отличаются от современных игрушек.

Задачи:

  1. Найти и изучить литературу по исследуемой теме;

  2. Посетить Оренбургский областной музей изобразительных искусств;

  3. Изучить современную игрушку;

  4. Познакомиться с Оренбургскими мастерами;

  5. Пройти мастер-класс по изготовлению глиняной и деревянной игрушки;

  6. Установить, что лучше: игрушки, в которые играли наши бабушки и дедушки или те, в которые играют современные дети.

История возникновения игрушки.

Гипотеза 1:

Предположим, что игрушки практически ровесники человечества.

Археологи находят при раскопках древних поселений разнообразные фигурки в форме животных и людей. Игрушки, найденные при раскопках Индской цивилизации (3000—1500 до н. э.), включают маленькие повозки, свистки в виде птиц и игрушечных обезьянок, которые могут сползать по верёвке.

Самые древние игрушки сделаны из доступных природных материалов, камней, палок и глины.

Известно, что куклы тоже появились в глубокой древности. Самым древним египетским куклам около 4000 лет. Их вырезали из тонких дощечек и расписывали геометрическими узорами.

В V-IV вв. до н.э. славились своими глиняными и деревянными игрушками Греция и Рим.

Помимо своего прямого назначения – предмет для игры, в эпоху древних цивилизаций они являлись воплощением богов, защищавших детей.

Вывод:

Точное время начала изготовления игрушек определить очень трудно, но можно предположить, что они появились на ранних ступенях развития человеческого общества. Вопрос о происхождении игрушки не может быть решён однозначно.

.

Лошадка на колёсах. Древняя Греция, 950—900 до н. э.

Как изменялась игрушка во времени

Гипотеза 2:

Раз игрушки изменяются, значит, что-то в старых игрушках не нравится, поэтому возникают новые. Следовательно, современные игрушки должны быть лучше игрушек прошлого.

Для того чтобы узнать как выглядели игрушки раньше я отправился в Оренбургский областной музей изобразительных искусств (Приложение 1).

Филимоновская игрушка

Филимо́новская игру́шка — древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в деревне Филимоново, Одоевского района Тульской области.

Филимоновская игрушка, пожалуй, самая древняя в России. Есть дымковская, каргопольская и другие, но те, это уже точно установлено, гораздо моложе. «Дымке», например, чуть более двухсот лет. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет.

По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда Филимона – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника. Но не дед Филимон создал эту игрушку, она существовала до него. Он первый ее разукрасил.

Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева испокон веков лепили посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслах, мастера работали семейно, при этом мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки. Такие девочки вырастали уже с определенным приданным, их называли «свистульки».

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины — «синики». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму.

Сюжеты игрушек разнообразны, насчитывают более пятидесяти наименований, но особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. В лепке - вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, в росписи - трехцветный геометрический орнамент. Почти все филимоновские игрушки свистульки, не свистят петухи и индюки.

Изготовление игрушки стало и моим опытом. При посещении музея филимоновской игрушки вам предложат пройти мастер-класс и приобщиться к этому промыслу. Переиначу: «И я там был, игрушку лепил».

Обращаю внимание, что музей находится в г. Одоев, Тульская обл., в самой д. Филимоново, которая находится в 4км от указанного города, нет ничего, рассказывающего об игрушке и ее истории. Но глину и сейчас берут там.

Приложение 2.

Каргопольская игрушка

Каргопóльская игру́шка — русский художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской губернии.

Жизнь в далекой северной провинции по своему укладу всегда отличалась от жизни среднерусских городов.

Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, крынок, мисок. Участвовала вся семья: мужчины, женщины и дети. Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.

Каргопольская игрушка отличается от игрушки любой из областей России и образным строем, и кругом сюжетов, и эмоциональным фоном. Она совершенно чужда городского влияния в отличие, например, от дымковской.Игрушки каргопольских мастеров в большинстве своем — одиночные фигурки, иногда два — три персонажа, связанные единым сюжетом, каким-то несложным действием.

Фигурка лепится из одного куска красной глины, налепных деталей немного. Формы предельно упрощены. Окраска у большинства фигурок строгая — белая, черная, да редкие мазки киновари.

Украшенные процарапанным орнаментом, своей простотой такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века.

Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают её более изящной, щедро расписывают, избегая, однако, излишней пестроты. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин.

Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остаётся Полкан— полуконь-получеловек (изначально получеловек-полупес) с окладистой бородой, при орденах и эполетах. Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах.

Приложение 3.

Дымковская игрушка

Ды́мковская игрушка, — один из русских народных глиняных промыслов. Считается, что возник он в 15-16 веках в слободе Дымково на правом берегу реки Вятки (ныне территория г.Кирова). Именно там развивалась и сложилась традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц, каждая из которых имела свой творческий подход.

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.

Для её производства используется местная ярко-красная глина. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают.

В 1959 году режиссер Владимир Дегтярев снял мультфильм «Вернулся служивый домой». Все герои данного мультфильма – дымковские игрушки.

Мотивы дымковского орнамента были использованы на церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 г.

Приложение 4.

Богородская игрушка

В православном сердце России недалеко от г. Сергиев Посад стоит село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур.

Богородское - село старинное. Уже в XV - XVI веках местные крестьяне заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

Когда была вырезана из липы первая игрушка в селе Богородском, точно никто не знает, однако существует легенда о том, что первую фигурку «Ауку» сделала для своих детей мама, чтобы их позабавить. Позже куклу продали купцу, а он поставил ее в своей лавке для украшения, но игрушка тут же была куплена с выгодой для купца, после этого он заказал еще целую партию игрушек.

Богородские игрушки по традиции делают из мягких пород дерева – липы, осины, ольхи, так как с мягким деревом легче работать. Заготовленные бревна липы по специальной технологии просушиваются не менее 4 лет. Просушенные бревна пилят и отправляют на зарубку. Полученные заготовки мастер размечает по лекалу и затем вырезает игрушку специальным богородским ножом, называется он щучка. В работе резчика используется и стамеска. Готовые детали игрушки отправляются в цех сборки, а на заключительном этапе их раскрашивают. Игрушки, не подлежащие раскраске, покрывают бесцветным лаком.

Своеобразным символом «богородского стиля» является игрушка на движущейся планке «Кузнецы», которой уже более 300 лет.

«Долгожителем» считается и игрушка «Курочки», которой забавлялись ребятишки еще во времена Александра Сергеевича Пушкина.

Сюжеты первых богородских игрушек резчики брали из крестьянской жизни и народных сказок, основными героями которых были работящий мужик, да простоватый доверчивый медведь, домашние животные и птицы.

Мне посчастливилось побывать на родине этого промысла. Перед богородской фабрикой разбит небольшой парк, где вы можете полюбоваться деревянными скульптурами: гномы, лисы, зайцы посидят с вами на скамейке, мишки покачают на качелях. А если загляните в сувенирную лавку, без покупки не уйдете точно (Приложение 5).

Акбулакская игрушка

Поселок Акбулак был заложен в 1904 году, это почти граница с Казахстаном, чистая степь. Деревья и кустарники приживаются плохо - вымерзают зимой и гибнут от жары и засухи летом. Почвы глинистые - залог развития промыслов, связанных с применением этого материала. Односельчанам помнится фамилия Гончаровых – мастеров, живших и работавших в поселке в далекое довоенное время. Керамическая посуда местного производства пользовалась спросом, но особенно живучей оказалась страсть к игрушке-свистульке.

В районном центре Акбулак живет мастерица Пелагея Ивановна Благовестнова. В своем доме она мастерит керамические игрушки и обжигает их в специальных печах. Благовестновы – настоящая династия. Кроме мамы и бабушки пробует заниматься и дочь, подрастает юный мастер – внук. Есть ученики. Первой занялась игрушкой Вера Петровна. Она оценила цвет и фактуру поверхности и стала делать не только зверюшек, но и «плакетки» – небольшие пластины с рельефным изображением. Сюжеты: животные, птицы, сценки сельского быта. Дочь, Пелагея (Полина) Ивановна, больше любит игрушку - свистульку. Именно она разрабатывает тему «козы» – коза-забавница (с балалайкой, гармошкой), коза-рукодельница (в оренбургском пуховом платочке) – истинно оренбургский сюжет.

Другая мастерица – Г.А. Лунькова. Делает из глины игрушку по-своему, ни на кого не оглядываясь.

Несколько лет как не стало мастерицы Л.Н. Антоновой. Память о ней сохраняется благодаря работам. Они находятся в мастерской, рядом с печкой для обжига – маленькой, «школьной» муфельной печкой.

В последние годы Акбулакская игрушка остро нуждается в повышенном внимании к себе. Мастера-хранители традиций стареют, гаснет зрение, с годами накапливается усталость, а глина – ремесло нелегкое. Молодые мастера в поиске собственной манеры, стиля, образов. Но интерес к возможностям и особенностям, к пластичному и благодарному материалу не ослабевает.

Приложение 6.

В Оренбурге тоже есть любители полепить из глины. Мы с друзьями обратились в Областной методический центр народного творчества и там нам помогли слепить дымковскую барышню (Приложение 7).

Современная игрушка

Ассортимент игрушек в магазинах города впечатляет: оружие и машины для мальчиков, куклы, домашняя утварь для девочек, мягкие игрушки, мозаики, конструкторы разных видов, наборы для проведения опытов и т.д.

В продаже есть игрушки российского, белорусского, китайского производства. Игрушки из Китая привлекают невысокой ценой. Некоторые покупатели отдают предпочтение игрушкам из России. Считается, что они изготовлены из безопасных материалов. Куклы, кубики, фигурки животных, сказочные персонажи выполнены из резины и пластмассы, фарфора, синтетических тканей.

Чаще стали появляться игрушки из дерева, как правило, это кубики, музыкальные инструменты, пирамидки, лабиринты.

Опрос одноклассников показал, что почти в каждом доме есть мягкие игрушки, настольные игры, головоломки, конструкторы. Любопытно, что у 40% опрошенных дома есть глиняные и деревянные игрушки (Приложение 8).

Вывод:

Сравнение современной и старинной игрушек не ответило мне на вопрос, какие игрушки лучше. Развитие игрушек связано с изменением образа жизни, с развитием науки и техники.

Заключение

Наверняка в будущем выбор игрушек станет еще разнообразнее. Некоторые, возможно, обретут искусственный интеллект. Всё может быть, так как история игрушек началась очень давно и развивается бурными темпами.

Однозначно только одно: игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой, с помощью которой дети приспосабливаются к взрослой жизни.

Но я считаю, что деревянная/глиняная игрушка просто обязаны быть в каждом доме как память о том, во что играли наши бабушки и дедушки. Как отражение нашей истории.

Список использованных источников:

  1. Богородская фабрика художественной резьбы по дереву. Музей при фабрике. Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, п. Богородское, д.79.

  2. Богородская фабрика художественной резьбы по дереву [Электронный ресурс]. - http://bogorodskoe.ru.

  3. Виртуальный 3D музей дымковской игрушки [Электронный ресурс]. - http://dymkovo360.ru.

  4. Декоративно-прикладное искусство.- СПб: Издательский Дом «Литера», 2006г. – 128с. – (Серия «Иллюстрированный словарик школьника»).

  5. Жизнь игрушек [Электронный ресурс]. - http://www.toyslife.ru.

  6. Каргопольская игрушка [Электронный ресурс]. - http://каргопольская-игрушка.рф.

  7. Музей филимоновской игрушки. Экскурсия «Сказки деда Филимона». Тульская обл., г. Одоев, ул. Сильверстова, д. 11.

  8. Областной методический центр народного творчества. Мастер-класс.

  9. Оренбургский областной музей изобразительных искусств. Лекция « Народные художественные промыслы».

  10. Осетров Е. Краса ненаглядная. Рассказы о русских народных художественных промыслах. М.: Малыш, 1985.- 48с.

  11. «Филимоновская игрушка» -музей [Электронный ресурс]. - http://www.filimonovo-museum.ru.

Просмотров работы: 2747