ВЕРНУСЬ ЖИВЫМ Я

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЕРНУСЬ ЖИВЫМ Я

Ларина Я.А. 1
1МБОУ СОШ № 4 г.Туймазы
Спиридонова Е.В. 1
1МБОУ СОШ № 4 г.Туймазы
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

Судьба страны определяется нравственными качествами народа. Ведь именно люди делают обычный населённый пункт не просто местом, где есть дом, кровать и пища, а родиной, которую надо защищать, беречь.

2015 год – год празднования страной 70-летия победы в Великой Отечественной войне. Все меньше и меньше остаётся участников и очевидцев тех страшных событий. Но прошлое нельзя забывать. Ведь за то, что мы живём сейчас мирно и счастливо, отданы миллионы жизней в борьбе с фашистами. В истории нашей страны было множество войн. Но, пожалуй, самой страшной, жестокой и беспощадной была Великая Отечественная война.[1,31].

Актуальность определяется тем, что исторические события совершаются людьми, а становление личности происходит в семье. В семье формируются основные нравственные и гражданские качества личности.

Цель моей работы: исследовать историю судьбы моей семьи в годы Великой Отечественной войны и на основе воспоминаний определить связь с историей страны.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

- проанализировать научно-историческую литературу о Великой Отечественной войне, публикации о Миргае Ахмаевиче Фархутдинове, документы из архивов;

- провести встречи и интервью с родственниками с целью изучения фактов жизни Миргая Ахмаевича Фархутдинова;

- выявить основные этапы боевого пути Фархутдинова Миаргая Ахмаевича.

Объект исследования: судьбы героев Великой Отечественной войны (на примере судьбы старшего лейтенанта Фархутдинова М.А.).

Предмет исследования: биография и боевой путь моего прадеда.

База исследования: специальная и публицистическая литература о Великой Отечественной войне, фонды Министерства Обороны СССР, архивы и фонды Республиканского музея Боевой Славы г. Уфы, музея МОУ СОШ с.Мичуринск Шаранского района Республики Башкортостан, семейные архивы.

Гипотеза исследования:мой прадед один из героев Великой Отечественной войны.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ источников о Миргае Ахмаевиче Фархутдинове, социологические методы – опрос, анкетирование, обработка данных.

Теоретическая значимость на примере биографии одного человека мы представляем героизм и самопожертвование народа.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в возможности использования сведений на уроках истории и внеклассных мероприятиях по патриотическому воспитанию.

1. Годы Великой Отечественной войны

1.1 Никто не забыт, ничто не забыто

Ранним утром, 22 июня 1941, года без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз. На нашу страну обрушился удар. Весь Советский народ поднялся на Отечественную войну против фашистской Германии. Поэтому она названа Великой! Ее назвали Отечественной, потому, что это была война во имя спасения Отечества!

Во время войны погибло почти 27 миллионов граждан СССР [4], 300 тысяч жителей Республики Башкортостан [5], 5253 жителя Шаранского района [11,10].

Четыре страшных года, 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Это была священная народная война. Только сам народ с его стойкостью, самоотверженностью, готовностью отдать жизнь за Родину мог ее спасти. Фашистская Германия представляла смертельную угрозу не только для всех народов нашей страны, но и для всего человечества. Красная Армия и весь наш народ встал за Родину, честь, свободу.

Самое главное я поняла, что все уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение лишь имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени, сохранившихся документах той поры. Это мы и хотим показать в своей работе.

Все дальше в прошлое уходят события Великой Отечественной войны. Выросло уже не одно новое поколение, которое знает о войне лишь по книгам и фильмам. Но никогда не померкнет в веках подвиг советских солдат. Их именами называют сёла, улицы [7,63].

Вот уже 70 лет минуло с той поры, когда коварный враг напал на нашу страну. Много народа не вернулось домой. Они остались на бесчисленных полях сражений. Много без вести пропавших и среди наших односельчан [6,3].

9 мая - День Победы нашей страны, сокрушившей фашизм и освободивший не только свою страну, но и всю Европу. Нелегок был путь к этому дню. Не все вернулись с войны. Во всех уголках нашей страны шла перестройка экономики на военный лад, всюду изыскивали средства и ресурсы для оказания помощи фронту. Непосильное бремя тягот и страданий вынесли на своих плечах солдаты и офицеры, рабочие и колхозники.

Каким вырастет новое поколение? А способен ли наш народ и сейчас на повторение подвига единения, братства, выполнить священный долг защиты Отечества? Хорошо ли нам, живущим ныне, быть равнодушными к тому, чтобы бессмертные подвиги наших соотечественников, их имена и родные места остались неизвестными? Нет. «Не должно этого быть!» Мы не забудем никогда героев, что ради жизни шли в бессмертный бой!

1.2 Шаранский район Республики Башкортостан в годы Великой Отечественной войны

В 1935 году на карте Башкортостана наряду с 14 новыми районами появился и Шаранский район.

История района неотделима от истории республики и всей страны. Труженики села, интеллигенция в годы первых пятилеток, коллективизации сельского хозяйства, преодолевая огромные трудности, строили школы, дороги, лечебные учреждения, укрепляли коллективные хозяйства. Следует особо подчеркнуть небывалый подъем патриотизма, энтузиазма людей, размах трудового соперничества.

Как и весь наш народ, суровые испытания выдержали шаранцы в годы Великой Отечественной войны. 8349 жителей Шаранского района сражались с оружием в руках против немецких захватчиков, в том числе 18 девушек. В годы войны погибли 5253 шаранцев.

За годы Великой Отечественной войны Шаранский район дал фронту более трех миллионов пудов хлеба, несколько центнеров мяса, молока, денежных средств.

За подвиги шаранцы были награждены орденами и медалями, за ратный труд в годы войны награждены 6580 шаранцев. Шаранский район гордится пятью Героями Советского Союза и одним полным кавалером ордена Славы [9,69]. Это Михаил Егоров, Зайнулла Мустакимов, Миргай Фархутдинов, Дмитрий Кармишин, Леонид Цыбизов и Салих Сабитов. Их имена носят трудовые коллективы, школы, улицы [9,75].

Вывод к 1 главе

Я - девочка, не знающая войны, но только от одного произношения этого простого и незамысловатого слова замирает сердце. Для меня это самое страшное слово.

Годы Отечественной войны 1941-1945 годов не забудутся никогда. Чем дальше они от нас по времени, тем живей и величественней развернутся они в нашей памяти, и снова сердце в груди будет биться сильно-сильно, снова выступят на глазах слезы. Слезы жалости и гордости. Лишь бы снова не было войны! Все дальше уходят вглубь истории, грозные годы Великой Отечественной войны [5,5]…

Но эти годы не выветрить из памяти, потому что жестоко предать тех, кто добывал для нас мир, беззаботное детство, счастливую мирную жизнь.

Уходили на фронт отцы, старшие братья. Рвались и мальчишки в бой, осаждая военкоматы. От мирных, привычных забот не осталось и следа. Срочно перестраивали работу заводы, фабрики, колхозы, все учреждения. «Все для фронта! Все для победы!» - этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого [5,13].

2. Вклад Героя Советского Союза в

Великую Отечественную войну

2.1 Жизненный путь Фархутдинова Миргая Ахмаевича

После участия в олимпиаде по истории мы дома начали изучать историю Великой Отечественной войны, в нашей семье я узнала, что двоюродный брат моей прабабушки Низаевой (Фархутдиновой) Ливы Ахияровны (Приложение 1), Фархутдинов Миргай Ахмаевич является Героем Советского Союза (Приложение2).

Мы стали рассматривать семейный архив. С фотографий на меня смотрели незнакомые люди (Приложение 2). Мама рассказывала мне о моих родственниках. А когда они приезжали, я с упоением слушала, как они предавались воспоминаниям. После таких разговоров я задумалась о том, что очень мало знаю о судьбе своих родных. Я решила глубже об этом узнать.

Миргай Ахмаевич Фархутдинов родился 12 августа 1915 года в деревне Карьявды Шаранского района в Башкирии. После смерти отца воспитывался у деда. Образование неполное среднее - 6 классов. Работал грузчиком, бригадиром на железной дороге. Член КПСС с 1941 года. В Советскую Армию призван 13 октября 1937 года. Воевал на советско-финляндской войне с 1939-1940 годов. В боях против белофиннов был рядовым красноармейцем. Но, окончив полковую школу, стал командиром отделения. Зимой 1939 года Фархутдинов совершил подвиг. Его подразделение охраняло аэродром. Белофинны сбросили воздушный десант. Командир был тяжело ранен, командование взял на себя Фархутдинов. Вражеских десантников уничтожили всех до одного. Комиссар части накануне демобилизации предложил ему стать кадровым командиром в Красной Армии. Фархутдинов согласился. Решение это еще больше окрепло, когда за участие в советско-финляндской войне Михаил Иванович Калинин вручил ему в Кремле медаль «За отвагу». После этой войны окончил курсы младших лейтенантов.[2,64]. Но приближалась другая война. На фронте Великой Отечественной войны он с августа 1941 года. Перед началом Великой Отечественной войны старший сержант Фархутдинов переводится в расположение Закавказского военного округа. На передовой был командиром пулеметного взвода, роты. С яростью дрался с фашистами на Кубани, бил их на Днепре [4,368].

В последнем письме с фронта старший лейтенант Миргай Фархутдинов сообщал деревенским родственникам о предстоящем бое (Приложение 3)[2,69].

Миргай Ахмаевич Фархутдинов, видно, предчувствовал что-то недоброе. Но земляки, родные не сомневались, что он вернется из боя живым, здоровым.

Получив от него треугольник фронтового письма с берегов Южного Буга, надеялись, что из этого боя он выйдет победителем. Но случилась беда. Об этом рассказывают фронтовые документы (Приложение 4) [4,372].

В Шаранском районе по какой-то причине извещения о его смерти не получили. Земляки считали его живым. Так было до января 1950 года. Тогда в Шаранский район пришло письмо из Москвы, подписанное 31 декабря 1949 года Председателем Президиума Верховного Совета СССР Николаем Шверником (Приложение 5). Письмо прочитала мать героя (Приложение 6). В ходе своего исследования я узнала, что Миргай Ахмаевич был удостоен следующих наград: Звание Героя Советского Союза присвоено (03 .06.1944) посмертно, медаль «За боевые заслуги» (15.05.1940), орден Красной Звезды (27.03.1943), орден Красной Звезды (30.11.1943) , орден Ленина (03.06.1944) (Приложение 7) [3,80].

2.2 Краевед по призванию

Учитель по профессии, директор средней школы № 3 пос. Дюртюли, краевед по призванию, Виль Казыханов из Дюртюлей (Приложение 8) получил от партбюро задание подготовить доклад о боевых подвигах земляков. В книге «Славные сыны Башкирии» он увидел запись о Миргае Фархутдинове, где писалось, что ему присвоено «Звание Героя Советского Союза» посмертно, а на фото Фархутдинов был снят в военной фуражке, в кителе без погон, на левой стороне была медаль «Золотая звезда»- знак отличия Героя (Приложение 9) [4,372].

Это показалась Вилю Казыханову сомнительным - звание присвоено посмертно, а на груди медаль героя. Он начал поиск. Первое письмо имело; адрес Москва, Центральный архив Министерства обороны СССР (Приложение 10). Затем были направлены письма в Шаранский райвоенкомат (Приложение 10), Шаранским райком комсомола, на родину Героя. Штаб Корчагинцев созданный при Дюртюлинской средней школе №3, писали письма сослуживцам, оставшимся в живых, с просьбой вспомнить и предоставить какую нибудь информацию о сослуживце (Приложения 10). Виль Казыханов также вел переписку со школьниками Мичуринской школы (Приложение 10). Были организованы встречи пионеров и учительского состава СШ №1 поселка Братский с ветеранами 1041 стрелкового полка 223 стрелковой дивизии (Приложение 11). Установил точное место захоронения Миргая Фархутдинова - поселок Братское Николаевской области Украины (Приложение 12).

Приехав в Шаран, поднял в редакции все подшивки, чтобы как можно лучше узнать о Миргае Фархутдинове, побывал в райкоме комсомола, райвоенкомате, Доме культуры, Шаранской средней школе. Цель была одна – знать больше, посмотреть, познакомиться, как хранят память земляки о Героях – уроженцах Шаранской земли, узнать как можно больше об одном из пяти Героев Советского Союза Миргае Ахмаевиче Фархутдинове.

Виль Казыханов побывал и в деревне Ново-Турбеево, где прошли детские годы Миргая Фархутдинова, он нашел новые имена и фамилии лиц, хорошо знавших героя (Приложение 13).

2.3 Исследование взгляда современных школьников на Великую Отечественную войну

Проводя исследование, я узнала, что в память о герое возле МОУ СОШ с. Мичуринск Шаранского района установлен монумент Миргаю Фархутдинову, который привез Аглетдинов Фазылгаян Нурлыгаянович (мой родственник) за 2 рейса из Волгограда (Приложение 14).

Так же в архиве Республиканского музея Боевой Славы города Уфы имеются документы Фархутдинова Миргая Ахмаевича (Приложение15).

Моя тетя, Фархутдинова Елена Мунировна, директор школы с. Мичуринск ходатайствовала о присвоении школе имени Миргая Фархутдинова (Приложение 16).

В МОУ СОШ с. Мичуринск Шаранского района имеется музей, где отведены отдельные стенды Фархутдинову Миргаю Ахмаевичу (Приложение 17).

В Поселке Братском на Украине есть памятник «Слава» на братской могиле, мемориальная плита, установленная в центре поселка на улице имени Фархутдинова и школа его имени (Приложение 18).

Не потеряло своего значения пожелание Миргая Ахмаевича Фархутдинова, чтобы и после смерти люди о нем не забывали.

В 2005 году в с. Мичуринск праздновали 90-летие Миргая Ахмаевича Фархутдинова, куда были приглашены его родная сестра Сайма Апа, другие родственники героя, учащиеся подготовили концерт (Приложение 19), экскурсию по музею, где рассказали и показали всем гостям все, что собрано о герое (Приложение 20). Виль Казылханов выступил с рассказом о том, как он заинтересовался жизненным и боевым путем героя (Приложение 21), впоследствии которого и вышел очерк «Вернусь живым» (Приложение 22). За такой труд его сильно и горячо от имени всех родных поблагодарил двоюродный брат Миргая Ахмаевича, Фархутдинов Ильфат Ахиярович (Приложение 23). Также в местной газете «Шаранские просторы» от 21.04.2005года вышла статья о данном мероприятии (Приложение 24).

В 2015 году в с.Мичуринск праздновали 100-летие Миргая Ахмаевича Фархутдинова. К сожалению Виль Казылханов до того дня не дожил, и сестра героя не смогла приехать. Были приглашены работники военкомата, администрации, ветераны и дальние родственники. Был организован концерт учащихся и учительского состава (Приложение 25) и был возложен венок к монументу Фархутдинова Миргая Ахмаевича (Приложение 26).

Мы провели анкетирование с учащимися 5 «А» класса МБОУ СОШ №4 г. Туймазы, в котором приняли участие 27 учеников (Приложение 27).

Цель анкетирования - изучить, как оценивают современные школьники Великую Отечественную войну и Победу по истечении 70лет. Как сохраняется, воспроизводится историческая память о событиях Великой Отечественной войны, выдающихся ее участниках, героических поступках наших соотечественников, горечь от понесенных огромных утрат.

По результатам анкетирования выяснилось: 100% опрошенных знают о Великой Отечественной войне.

Информацию об этом историческом периоде в жизни России дети получали из разных источников: кинофильмов - 5%, литературы о войне - 20%, интернета - 5%, рассказов дедушек и бабушек - 70%.

Также я узнала, что историей России, родного края интересуются 65% учащихся, а 35% школьников не интересуются. 100% опрошенных детей считают, что нужно говорить и писать о войне 1941-1945 гг.

Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать основные выводы:

  • для подрастающего поколения события Великой Отечественной войны еще не потеряли своей значимости;

  • для школьников очень важно общение с живыми свидетелями войны (Приложение 28).

В целом, исследование показало, что выбранная мною тема актуальна. Дети нового поколения мало интересуются своими корнями, большинство из них не знают об участниках Великой Отечественной войны. На примере своего двоюродного прадедушки я хочу показать, что необходимо знать историю своей семьи, так как наши предки были прямыми участниками истории своей страны.

Вывод ко 2 главе

Люди, как и деревья, не могут жить без своих корней. Подвиги прадедов – это крылья для нас, внуков и правнуков ветеранов Великой Отечественной войны, источник нашей жизнестойкости. И нам, молодому, подрастающему поколению, надо стараться быть достойными памяти своих дедов и прадедов, отдавая дань уважения ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.

Я не знала своего двоюродного прадедушку, потому что он умер, когда меня ещё не было на свете. Но в нашей домашней библиотеке есть книга Виля Казыханова «Вернусь живым», с которой началось знакомство с моим прадедом.

Заключение

В памяти людей нашей страны никогда не забудется такое событие, как Великая Отечественная война. Нам, подрастающему поколению, необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался жив, трепетно относиться к их воспоминаниям. Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение.

В своей работе мы рассказали о судьбе Героя Великой Отечественной войны Фархутдинова Миргая Ахмаевича.

При работе над исследованием и изучением данной темы большую ценность оказали встречи и беседы с односельчанами, родственниками Фархутдинова Миргая Ахмаевича (Приложение 29). Их воспоминания восстановили главные и важные моменты из жизни героя, его участия в военных действиях.

Результаты нашего исследования и изучения жизни героя Великой Отечественной войны Фархутдинова Миргая Ахмаевича были обработаны и использованы при проведении классного часа в нашем 5а классе (Приложение 30).

Список используемой литературы

  1. Бурсев А., Золотарев В. Бессмертный подвиг защитников Отечества // Ориентир – 2010.

  2. Виль Казыханов - Вернусь живым. Очерк.- Уфа, 1987.

  3. Коваленко А. Вершины мужества. Памятник бессмертному подвигу. - М., 2013.

  4. Макаров П. Мужество и героизм защитников Отечества в битве за Днепр // Славные сыны Башкирии. - Уфа, 1965.

  5. Великая Отечественная война Советского Союза 1941 - 1945. / Под ред. Хлевнюк О.П. – М., 2007.

  6. Времени неподвластно. Коллектив авторов - Уфа, 1978.

  7. Герои Советского Союза: историко-статистический очерк И.Н.Шкадов - М., 2004.

  8. Иллюстрированная энциклопедия. Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А. Ефрона в 30-ти томах. Современная версия. М., 2012.

  9. Башкирская энциклопедия. Гл. ред. М. А. Ильгамов. – Уфа, 2009.

  10. Подвиги их – бессмертны. Уфа, 2000 г.

  11. Память. Списки погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Книга двадцатая Республика Башкортостан./ Под ред. Х.Х.Ишмуратова - Уфа, 1999.

Интернет-ресурсы:

  1. Республиканский музей боевой славы //

http://azlibr.ru/index.shtml?Persons&000/Src/0009/7415d01e

  1. Мемориал// http://www.obdmemorial.ru/html/info.htm?id=400391212&page=104

  2. Шаранский район. Посвящается Великой Отечественной войне 1941-1945гг.//http://best-session.ru/sharanskij-rajon-posvyashaetsya-velikoj-otechestvennoj-vojne-1/index-1.html

  3. Книга памяти Республики Башкортостан // https://ru.wikipedia.org/wiki

Приложение 1

Приложение 2

Двоюродный брат моей прабабушки – Фархутдинов Миргай Ахмаевич

Прабабушка Лива Ахияровна Родной племянник Миргая Ахмаевича в кругу родственников

Приложение 3

Письмо

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ НАС, ЛЮДИ!

В последнем письме с фронта старший лейтенант Миргай Фархутдинов сообщал деревенским родственникам Шаранского района:

«Мама, дорогая Сайма-апа и уважаемые родные! Шлю вам горячий солдатский привет. Думаю, что вы тоже живы-здоровы, как и я сам.

Не обижайтесь, что долго не отвечал на ваше письмо. Причина одна - не хватает времени. Уже третий месяц без передышки гоним фашистов.И вот, наконец, сегодня приехали к Южному Бугу.

...Сейчас только получили задание: выйти на ту сторону. Там немцы. Схватка будет не из легких. Верю, что вернусь живым с того берега. В эти дни освобождали очень много деревень, от деревень, конечно, остались только одни названия. Почти в каждой - трупы стариков, женщин и детей. Они или умерли от голода, или убиты фашистами. Чтобы больше никогда не повторялось такое варварство, я сегодня ночью со своими товарищами ухожу на задание. Чем скорее мы будем на той стороне, тем больше вырвем своих братьев и сестер из фашистского плена

....Дорогие родные! Нам вместе пришлось жить очень мало. Но что поделаешь, война - для всех общее горе. Не жалею, что мало жил. Перед вами, перед Родиной совесть чиста. Только одного прошу: если что-то случится, то не забывайте, считайте, что я всегда с вами. Как только вернусь с того берега, так напишу. Ждите.

Всегда любящий вас, сын и брат Миргай».

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Мать Фархутдинова Миргая - Сарбиямал-апа

Приложение 7

Наградной лист к медали «За боевые заслуги»

Наградной лист к ордену «Красная Звезда»

Наградной лист к ордену «Красная Звезда»

Наградной лист к званию «Герой Советского Союза»

Звание присвоено 03.06.1944 года

Орден присвоен

03.06.1944 году

Приложение 8

Виль Казыханов - краевед

Приложение 9

Фархутдинов Миргай Ахмаевич

Приложение 10

Письма от сослуживцев о Фархутдинове Миргае

Письмо Виля Казыханова ученикам Мичуринской школы

Приложение11

Виль Казыханов и ветераны 1041стрелкового полка 223 стрелковой дивизии май,1975. п. Братское

Нурадинов Магомет Богандович, командир 1041сп.223сд.с.Аулы май,19974г.

Встреча ветеранов 223 сд. в с. Аулы Днепропетровской обл. май, 1974г.

Встреча с учительским коллективом СШ № 1 поселка Братский,

май,1975 г.

Встреча ветеранов 223 стрелковой дивизии с пионерами СШ№1 пос.Братский,май,1975г.

Ветераны 223 стрелковой дивизии в с. Аулы Днепропетроской обл. май, 1974

Встреча с пионерами СШ№1 пос. Братское

Отряд носит имя Миргая Фархутдинова

Приложение 12

Памятник павшим героям Великой Отечественной войны в центре пос.Братское Николаевской области ,здесь же похоронен

Фархутдинов Миргай, май 1975г.

Приложение 13

Мать Героя Сарбиямал апа со следопытами

Сестра Героя Сайма апа

Сестра Героя Сайма апа со следопытами

Сестра Героя Сайма апа с внуками

Дети Саймы апы: Назифа, Мансур, Фина

Односельчане Героя с деревни Ново-Турбеево

Следопыты с односельчанами Героя

Деревня Ново-Турбеево где жил Фархутдинов Миргай

Приложение 14

Монумент Фархутдинову Миргаю Ахмаевичу,

установленный в Шаранском районе Республики Башкортостан с. Мичуринск

Приложение 15

Приложение 16

Директор школы с. Мичуринск имени Миргая Фархутдинова, Фархутдинова Елена Мунировна

Решение о присвоении МОУ СОШ с. Мичуринск имени Миргая Ахмаевича Фархутдинова

Приложение 17

Стенд о Фархутдинове Миргае в школьном музее в Мичуринской школе

Стенд о Фархутдинове Миргае в школьном музее в Мичуринской школе

Стенд о Фархутдинове Миргае в школьном музее в Мичуринской школе

Стенд Фархутдинову Миргаю Ахмаевичу в фойе Мичуринский школы, посвященный 100-летию Героя

Приложение 18

Памятник «Слава» героям Великой Отечественной войны в центре пос.Братское Николаевской области, здесь же похоронен

Фархутдинов Миргай, май 1975г.

Мемориальная плита ,установленная в пос.Братское,

на улице имени Фархутдинова Миргая

Приложение 26

Возложение венка к памятнику Фархутдинова Миргая Ахмаевича

Почтили память Героя минутой молчания

Приложение 20

Экскурсия по музею, где ученики рассказали и показали всем гостям все, что собрано о Герое

Приложение 19

Концерт, посвященный 90-летию Героя Советского Союза

Приложение 21

Виль Казыханов рассказывает гостям о Фархутдинове Миргае

Приложение 22

Приложение 23

Фархутдинов Ильфат Ахиярович горячо поблагодарил от имени всех родных Виля Казыханова за проделаный труд и за очерк «Вернусь живым»

Приложение 24

Приложение 26

Возложение венка к памятнику Фархутдинова Миргая Ахмаевича

в честь 100 –летия Героя Советского Союза

Приложение 25

Праздничное выступление учащихся

Выступление директора школы, ветерана, представителя военкома и учеников

Приложение 27

АНКЕТА

для школьников

Цель анкетирования - изучить, как оценивают современные школьники, Великую Отечественную войну и Победу по истечении 70лет. Как сохраняется, воспроизводится историческая память о событиях Великой Отечественной войны, выдающихся ее участниках, героических поступках наших соотечественников, горечь от понесенных огромных утрат.

  1. Знаете ли вы о Великой Отечественной войне 1941-1945гг.?

  1. Да

  2. Нет

  1. Из каких источников вы получаете информацию об этом историческом периоде в жизни России?

  1. на уроках истории;

  2. из кинофильмов;

  3. из литературы о войне;

  4. из интернета;

  5. из рассказов дедушек и бабушек (родственников)

  1. Увлекаетесь ли вы историей России, края?

  1. Да

  2. Нет

  1. Нужно ли говорить и писать о войне 1941-1945 гг.?

  1. Да

  2. Нет

  3. Свой ответ

  1. Каких героев Великой Отечественной войны вы знаете?

(Для ответа на этот вопрос были предложены варианты ответов)

  1. Героев России

  2. Республики Башкортостан

  3. Туймазинского района

Приложение 28

Приложение 29

В наше время дом Героя в деревне Ново-Турбеево

Встреча с двоюродным братом Героя, Фархутдиновым Ильфатом Ахияровичем

69

Просмотров работы: 1040