ФЕНОМЕН ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОЙ ЦЕННОСТИ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ФЕНОМЕН ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК НРАВСТВЕННОЙ ЦЕННОСТИ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Кудряшова Е.В. 1
1
Кораблёв Г.А. 1Сачиян К.А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

16 ноября 1995г. ООН приняла «Декларацию принципов толерантности» - основополагающий международный документ, в котором провозглашаются принципы человеческого единения в современном мире и указаны пути их реализации. Как указано в документе, «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека.

В Декларации «Тысячелетие» («Millenium»), принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2000г., толерантность характеризуется как одна из фундаментальных ценностей ХХI в. В нашей стране несколько лет назад была принята государственная программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

«Россия должна стремиться к гармонизации национальных отношений в стране… Мы должны работать над тем, чтобы, в конечном счете, все национальные отношения в стране стали гармоничными. Это очень сложная, большая задача на десятилетия вперед, но она абсолютно по силам нашему обществу», - считает Д.А.Медведев.

Президент России В.В.Путин в предвыборной статье «Россия: национальный вопрос» особо подчеркнул особенности формирования российского менталитета, ее межэтническую толерантность.

Актуальность темы:

Анализ научной и учебно-методической литературы свидетельствует об устойчивом интересе к проблеме толерантного воспитания молодежи: разработан общетеоретический фундамент. В психологическом плане, по мнению А.Г.Асмолова, лингвистический анализ термина дает основание считать наиболее емким понимание толерантности как устойчивости к разного рода конфликтам, а также предупреждает от сведения её к терпимости. [1]

Особое внимание в последние годы в связи с напряженными межэтническими отношениями проблемы национальной и межэтнической терпимости отражены в публикациях А.М.Кондакова, Н.М.Макарова, Г.У.Солдатовой.

Значительный вклад в реализацию методики формирования толерантного сознания в процессе обучения внесли Л.Н.Алексашкина, А.Т.Кинкулькин, Г.В.Клокова, П.В.Степанов и другие.

Однако, как отмечает Б.С.Гершунский, приходится признать, что проблемам воспитания толерантности все еще уделяется явно недостаточное внимание на всех уровнях образовательно-воспитательной деятельности: в философии, образовании, в междисциплинарных и образовательно-педагогических теориях, в стратегических и политических образовательных доктринах и в повседневной педагогической практике.

Именно сфера образования, на наш взгляд, имеет непосредственное отношение к таким нравственно-мировоззренческим категориям, как менталитет и толерантность.[2]

Логика рассматриваемой проблемы настоятельно выдвигает задачу обозначить широкий спектр факторов и условий, раскрывающих неповторимый и своеобразный колорит этнокультурной общности Российского государства, особенности национального сознания россиян.

Цель исследования: рассмотреть и проанализировать некоторые аспекты толерантности как феномена многонационального российского общества в процессе изучения страниц отечественной истории, показать, что основные мотивы толерантности заложены самой природой многонационального Российского государства.

Во-первых, важнейшими факторами становления и развития российской государственности являлись особенности географического положения и природно-климатических условий.

Во-вторых, определяющую роль в формировании политических традиций в России сыграла поликонфессиональность и полиэтничность народов, населяющих бескрайние просторы страны, что, на наш взгляд, определило характерные особенности социально-политической организации общества и оказало влияние на формирование национального характера россиян, менталитета, что, в конечном итоге, определило уникальную самобытность многонациональной русской культуры, отсутствие проявлений крайних форм шовинизма и национализма.

В третьих, на становление российской государственности повлияли обширные и малозаселенные пространства Восточно-Европейской равнины, отсутствие естественных природных рубежей, что, с одной стороны, сближало на ранней стадии образования древней Руси многочисленные племена, принадлежащие к разным языковым культурам, способствовали интенсивной трудовой деятельности, а, с другой стороны, в силу своего геополитического положения, Россия явилась той территорией, по которой проходили волны миграций и постоянные военные вторжения, что обусловило особую роль государства по защите своего Отечества и территорий, населенных разными народами.

Кроме того, огромное влияние на судьбы нашего Отечества оказывала постоянная колонизация обширных незаселенных территорий. Происходило становление уникального конгломерата народов и культур, чьи исторические судьбы оказались теснейшим образом связаны и переплетены с судьбой России в целом, что позволяет нам более подробно осветить данные положения.

Новизна исследования: В работе на материале истории Российского государства раскрыты основные мотивы толерантности как нравственности на богатом фактическом материале, а также освещены российско-кавказские связи в XVII – XX в.в., в том числе использованы материалы краеведения как регионального фактора.

Вывод: Россия, являясь евразийской державой, в которой переплелись традиции и обычаи Востока и Запада, воплощает в себе некую модель микромира, в которой воплотился неповторимый феномен общерусской культуры, переплавивший традиции разных народов и цивилизаций.

Практическая значимость работы: материалы исследования могут быть использованы на семинарах, практических занятиях в учебных заведениях и представлены в Молодёжный центр г. Калуги.

Глава I. Мотивы толерантности на страницах истории России.

Согласно современным представлениям славянские племена, ставшие основой Руси, к VIII веку расселились на землях, простирающихся от нижнего течения Днепра до Ладожского озера. Ко времени прихода славян северную часть этой территории населяли финно-угорские племена, срединную – балтские, южную – тюркские и иранские. Однако нет сведений о значительно острых конфликтах между пришедшими славянами и этими племенами, что может иметь основательное «экономическое» объяснение. Славяне были земледельцами и скотоводами. Финно-угры и балты занимались преимущественно охотой и рыболовством, а тюрки и иранцы – кочевым скотоводством. И несовпадение жизненно необходимых «экономических» интересов во многом исключало возможные столкновения разных племен. Чрезвычайно важно учесть при изучении проблемы воспитания межэтнической толерантности учеников, что государственность на Руси, складывающаяся на этой территории, с самого начала была и воспринималась её создателями как многонациональная или, точнее, многоэтническая. В знаменитом летописном тексте о «призвании варягов» утверждается: «862 год… Сказали Руси чудь, словене, кривичи и весь: земля наша велика и обильна, а власти в ней нет. Приходите княжить и володеть нами». Сообщение летописца ясно выражает мысль о том, что его страна по самой своей сути – страна многонациональная, и различные племена и народности совместно действуют в её истории.

Религия, являясь неотъемлемой частью духовной культуры, оказала громадное влияние на все её развитие. Религией дарованы человечеству «священные книги» (Веды, Библия, Коран) – источники мудрости и доброты. Ярким примером цельности культуры, проникнутой единым религиозным смыслом, может служить культура Древней Руси, ценности которой были общими для всех социальных групп. Церковь играла важную роль в распространении грамотности: вспомним, что создателями славянской письменности были священнослужители Кирилл и Мефодий. Храмы являлись не только местом богослужения, но и замечательными историко-литературными памятниками, во многих соборах были библиотеки, велось летописание. Церкви осуществляли милосердную и благотворительную деятельность, помогая больным, инвалидам, малоимущим, нищим.

Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Как образно отметил писатель Анатолий Приставкин: «Нет плохих народов, есть плохие люди».

Нам кажется, что один из путей противостояния всему негативному – это нравственное развитие общества. Именно гуманность, человеколюбие, терпимость помогут людям эффективно общаться, проявлять заботу и внимание, прощая обиды и радуясь успехам друг друга. Терпимость, уважение людей друг к другу способны нейтрализовать эгоистичные черты личности, проявление зависти, жестокости, ненависти. Толерантность – это высшее проявление нравственности. Нравственные качества не даются человеку от природы. Они складываются по мере его взросления – через многие огорчения и переживания, слезы и разочарования. Великий русский писатель Л.Н.Толстой дает следующий совет: «самый лучший человек тот, кто живет своими мыслями и чужими чувствами, а худший – кто живет чужими мыслями и своими чувствами». Значит, любовь в первую очередь связана с умением сострадать и сорадоваться, сочувствовать и сопереживать, откликаться на чувство другого и держать свою душу открытой. Настоящий человек никогда не сможет пройти мимо чужого горя, беды и проблем. Если не можешь принять чужого горя, значит, сам себя обидел. Помогая другим, мы, прежде всего, помогаем самим себе, как бы еще выше подняться на ступень нравственности, оберегая себя от черствости и безразличия.

Пропустив через свое сердце боль другого, протягивая ему руку помощи, человек излечивается от собственной боли, и его собственные страдания и несчастья не кажутся такими страшными и непреодолимыми.

Широкие возможности для исследования проблем толерантности как нравственной ценности открываются при ознакомлении с материалом об образовании и развитии Древнерусского государства.

Изучая исторический материал о призвании варягов на Русь, мы видим толерантность как последних к славянам, так и местного населения к пришельцам. Имевшиеся противоречия между варягами и новгородцами имели место не столько в этническом плане, сколько в социальном конфликте между варягами – профессиональными воинами и гражданским населением. Сегодня, очевидно, что Древнерусское государство возникло в результате не только уже имеющихся экономических и социальных предпосылок, но и в условиях терпимости и доброжелательности к своим соседям, что являлось немаловажным фактом. Наиболее яркими приметами толерантности могут служить описания исторических событий, демонстрирующих жестокость и нетерпимость. Так, в 945г. Произошло восстание древлян против князя Игоря, который пошел за сбором второй дани, но был убит. Княгиня Ольга жестоко мстила древлянам за смерть мужа. Изощренная месть княжны Ольги – наглядная иллюстрация принципа «око за око, зуб за зуб», свойственного родовому строю и обычному праву.

Однако дальнейшие события показали необходимость компромисса, и мудрость княжны Ольги проявилась в том, что она сделала для себя вывод и частично отказалась от практики полюдья, ввела «уроки» и «погосты», т.е. установила размер дани и определила ее пункты.

Известные исторические источники свидетельствуют о том, что испокон веков в России традиционным являлось всем миром защищать убогих и сирот. Уже во времена древней Руси забота о сиротах возлагалась на князей и церковь, сводилась к подаче милостыни и кормлению, и рассматривалось как «богоугодное дело». Так, князь Владимир (996г.) своим указом возложил заботу за сиротами на духовенство, но в то же время и сам заботился о них, раздавая «великую милостыню».

Принятие христианства в 998г. коренным образом изменило международное положение Руси, которая теперь вошла на равных в семью европейских христианских народов, что проявлялось в многочисленных династических браках, которые заключали русские князья ХI – XII в.в. с королевскими домами Европы.

Истоки толерантности исходят из матримониальных связей русской княжеской династии. Ярослав Мудрый был женат на дочери шведского Короля - Ингигерд, его дочери были замужем: Анастасия – за венгерским королем Андреем, Елизавета – за норвежским королем Харальдом, а после его смерти – за датским Свейном, Анна – за королем Франции Генрихом I. Всеволод Ярославович был женат на дочери византийского императора Константина Мономаха, а его сын Владимир – на Гите, дочери последнего англосаксонского короля Гарольда. Женой Мечислава Владимировича была дочь шведского короля Христина. Сын великого князя Андрея Боголюбского Георгий был женат на известной грузинской царице Тамаре. Князь Иван III был женат на племяннице последнего византийского императора Константина Палеолога, Софье.

Дальнейшее развитие проблемы толерантности продолжается при ознакомлении с внутренней политикой Древнерусского государства в ХI – ХII в.в.

После смерти князя Владимира в 1015г. развернулась ожесточенная борьба за власть между его наследниками. Туровский князь Святополк захватил Киевский престол и организовал вероломное убийство своих братьев Бориса, Глеба и Святослава (двое первых были впоследствии канонизированы и стали первыми русскими святыми).

Образы Бориса и Глеба, их жизнь являлась проявлением терпимости. И хотя на Руси продолжалась междоусобная борьба, но причина такого самоограничения была боязнь сравнения с убийцей Бориса и Глеба – Святополком Окаянным.

Развивая тему толерантности необходимо акцентировать внимание на первом письменном законодательном документе ХI в. «Русской Правде», содержащей 17 статей, которые ограничивали кровную месть кругом ближайших родственников.

Толерантностью пронизаны «Поучения Владимира Мономаха своим детям, в которых великий князь размышляет о смысле жизни и об отношениях между людьми. Владимир Мономах характеризуется как человек трудолюбивый, справедливый, и милосердный. …«Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека» …«куда ни пойдете, где ни остановитесь, напоите, накормите бедного». Владимир Мономах осуществил важнейшие преобразования в сфере права: вышла новая редакция «Русской Правды» («Устав Владимира Мономаха»). Особенность и значение «Устава» в том, что он значительно облегчил положение бедных людей, многие непосильные долги были ликвидированы. Есть в Уставе специальное указание о защите малолетних детей и достоинства женщины.

Обращение к источникам и документам («Русская Правда», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет») позволяет ученикам эмоционально почувствовать и поразмышлять о событиях, сформулировать свое личностное отношение и определить позицию.

Так, «Слово Даниила Заточника» отражает общественное мнение передовых людей того времени.

С большой художественной силой и выразительностью Даниил говорит: «Каким должен быть идеальный князь – правитель земли и справедливый отец своих подданных. Такой… князь… щедр и заботлив к людям. Он должен их согревать, как солнце, и питать от щедрот своих. Как весна украшает землю цветами, так и князь должен украшать себя милостынями…»

Дипломатическая политика Александра Невского, Ивана Калиты позволила спасти Русь от новых погромов и консолидировать силы для окончательного разгрома Золотой Орды в 1480 г.

Истоки толерантности формировались и развивались в процессе рождения многонационального Российского государства. Первой известной внешнеполитической акцией Древнерусского государства было посольство в Константинополь – столицу Византийской империи. Отношения с Византией и другими странами явились отражением дипломатической и этнической толерантности внешней политики Руси. Договор 911г. регламентировал русско-византийские отношения по широкому спектру политических и правовых вопросов. Княгиня Ольга совершила дипломатический визит в Константинополь и приняла христианство.

При великом князе Иване III – фактическим создателем Московского государства – возвышается авторитет страны на международной арене. Князь Иван III женится на племяннице последнего византийского императора Константина Палеолога, Софье. Дипломатические отношения с Россией ищут священная Римская империя, Венгрия, Дания. Взоры Российского государства обращены и к Кавказу. Интересно отметить, что еще в XV в. в форме путевого дневника тверской купец Афанасий Никитин в «Хождении за три моря» описал свои путешествия в Персию, Индию и другие страны Востока.

Еще в XVIII в. Петр I предпринял поход сухопутных и морских сил вдоль западного побережья Каспия (1722-1723г.г.) его войска были радушно встречены жителями Дербента, Баку.. Одна из точек соприкосновения между народами – это изучение материального и духовного богатства наших соседей, их многовековой культуры.

Вывод: Таким образом, изучение проблем толерантности раскрывает горизонты, глубоко проникая в наиболее яркие и убедительные страницы истории нашего государства, свидетельствующие о том, что толерантность как феномен нравственной ценности сложился вместе с развитием российского общества в таких нравственных качествах как доброжелательность, отзывчивость, внимательность, альтруизм и т.д.

Глава II. Развитие российско-кавказских связей в XVII-XX вв.

С интересом воспринимается учениками информация о том, что в XVII веке складываются политические связи Грузии с Русью. Внучка знаменитого царя Давида Строителя – Тамара – была коронована при жизни отца – царя Георгия III и стала его соправительницей. В это время на Руси 1171 году в результате боярского заговора погиб князь Андрей Боголюбский. Его сына Юрия Андреевича изгнали из пределов Руси, и он оказался на Северном Кавказе. Царица Тамара выходит замуж за князя Юрия Андреевича, ставшего грузинским царем Георгием.

Рассматривая вопрос колонизации восточных окраин России в XVI - XVII в.в. и вхождение Закавказья и Северного Кавказа в XIX в. в состав Российского государства, следует назвать отношения между русскими и местным населением толерантными.

Здесь необходимо подчеркнуть, что применительно к русской истории сам термин «колонизация» обретает особый смысл, в корне отличающийся от традиционной трактовки этого понятия. Российская «колонизация» подразумевала освоение и вовлечение в общий этнокультурный процесс, и хозяйственное развитие ранее слабозаселенных и экономически неразвитых территорий Сибири, Дальнего Востока и Кавказа. Более того, в процессе формирования и развития российской государственности происходило становление уникального конгломерата народов и культур, чьи исторические судьбы оказались теснейшим образом связаны и переплетены с судьбой России в целом.

Это позволяет видеть в России некую модель микромира, в который воплотился удивительный феномен общерусской культуры и толерантности российского менталитета, переплавивший в себя государственные, религиозные, социальные и иные традиции самых разных народов, цивилизаций и культур.

С народом Северного Кавказа у России были давние связи. На «Гребень» (так русские называли местность в низовьях реки Терек) еще в XVI веке бежали от феодального гнета русские крестьяне. В середине XVI века о добровольном присоединении к Российскому государству заявила Кабарда. В конце XVI в. Кабарда и Северная Осетия окончательно вошли в состав России. Экономические, культурные и политические связи русского народа с народами Закавказья возникли давно. Политические деятели, выдающиеся представители культуры этих народов находили себе приют в России. Еще в 1783 году грузинский царь Ираклий II заключил Георгиевский договор о покровительстве России над Восточной Грузией. В 1801 году император Александр I подписал манифест о принятии Восточной Грузией в Российское государство. Но иранские и турецкие феодалы не оставляли попыток вернуть свое господство на Кавказе. Иран развязал войну с Россией, которая продолжалась с 1804 года по 1813 год и завершилась подписанием Гюлистанского договора. К России отошли Дагестан и большая часть Северного Кавказа, а по договору в 1828 году к России отошли Эриванское и Нахичеванское ханства.[5]

В войнах армяне, грузины и другие народы Кавказа приняли активное участие на стороне России. Один из русских генералов, участник войны с Ираном, писал: «Армянам дано было знамя… и они выступили с доброю волею и необыкновенным рвением… В бою показали они себя, как следовало солдатам, и дрались… против персиян как только можно было желать». Вхождение Закавказья в состав России политические и культурные связи народов Закавказья с русскими народами. Интересен материал о Калужском крае.

Кавказские «моды» привозили то эмигрировавшие в XVII веке грузинский царевич Александр Арчилович, имевший усадьбу под Малоярославцем, то грузинская царица Мария Георгиевна в 1803 году. С 1832 года надолго Калуга стала второй родиной князьям Орбелиани, Дмитрию и Вахтангу, их матери Кахетии Тэкле Ираклиевне. При этом неизвестен ни один царский указ, ни о «ссылке» их в Калугу, ни о «прощении». Просто – предложили уехать из Грузии. Переселенцы нашли теплый радушный прием в семье губернатора И.М.Бибикова, все они везли не только одежды, но и обычаи, особенности быта, песни, музыку и музыкальные инструменты, стихи, книги, предметы обстановки, и, конечно, иконы.

В 1859 г. мощная «кавказская волна» проявила себя в лице семейства Шамиля, имама Чечни и Дагестана. Более 30-ти лиц семейства жили в Калуге до 1869г. Они свободно гарцевали на горячих конях по калужским улицам, современники запоминали, как развивались их бурки на плечах.

От их мебельного убранства до сих пор сохранилось много «ломберных» складных столиков для карточной игры. Их можно было увидеть и в краеведческом музее, и в художественном, и в музее Полотняного завода. Столики выполнены методом инкрустации перламутром и редкими породами деревьев. В калужских фотоателье (а их было много – Адамовича, Ченцова) обычно предлагали желающим одеть кавказские черкески. Это было и проявлением обычного русского дружелюбного отношения к лицам других национальностей, и влечение к красивым одеждам.

Расцвет Государства Российского во времена царствования Петра I ознаменовался очередной попыткой сосредоточить дело призрения сирот в руках государства.

Первые государи из рода Романовых в трудные времена жизни государства постоянно обращались к своему народу, видя в единении с ним залог и основу укрепления государственной мощи. Например, царь Алексей Михайлович говорил, что бог поставил его «рассуждати людей своих вправду» и «беспомощным помогать». Заботился он и о распространении посвящения среди народа, для чего воспользовался услугами греков и западнорусских ученых, преимущественно монахов, воспитанников Киевской православной академии. Царь Михаил Романов для защиты обиженных учредил приказ Сыскных дел, которые принимали жалобы.

В 1782 г. Екатерина II издала «Устав Благочиния». В нем был сформулирован моральный кодекс Российской империи. При императоре Павле I был издан указ о трехдневной барщине, согласно которому крестьяне должны были работать на помещика только три дня в неделю. При Александре I был издан закон о свободных хлебопашцах, по которому крепостные крестьяне могли выкупиться на волю.

Император Александр II в феврале 1861 г. подписал Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости. В конце ХIХ в. Православному духовенству вверялось попечение о народном образовании, потом на помощь пришла государственная казна.

Особенно ярко благотворительность проявлялась в тяжелые для России дни. В 1844г. великая княгиня Александра Николаевна и принцесса Терезия Ольденбургская основали в Петербурге общину сестер милосердия, названную Свято-Троицкой.

В Петербурге в 1812г. учреждено общество, где принимались все добровольные пожертвования в пользу пострадавших и разоренных от неприятеля городских и сельских жителей.

При Александре I на поприще профессиональной благотворительности блистал принц П.Г.Ольденбургский: 42 года жизни он отдал служению обездоленным людям. В Петербурге основал училище правоведения, первый ночной детский приют, отдал на благотворительность более миллиона рублей. Мария Федоровна, жена Павла I, назначалась фактически первым министром благотворительных заведений, следом за ней (вскоре это стало традицией) ведомство стали возглавлять жены императоров, и каждая вносила свою лепту. В 1913 г. в России действовало 1200 монастырей и еще более храмов. Не было такого церковного учреждения, которое бы не содержало больницы, приюты. Не случайно эти учреждения называли богоугодными.

В отличии от понятия «благотворительность» в понятие «милосердие» акцент делается на ценностно-мотивационной и эмоционально-чувственной сторонах человеческой деятельности. Милосердие – это больше готовность к оказанию помощи, чем сама помощь. Это больше эмоционально-чувственный отклик на страдания других людей, нежели рационально-психологическая оценка этих страданий. Милосердие является только одним из мотивов благотворительности наряду с другими мотивами: чувством корпоративной чести, потребностью в оценке, потребностью в самоутверждении, религиозным чувствам и т.п. С другой стороны, сфера распространения милосердия гораздо шире той области, где проявляется благотворительность. Милосердие проявляется и в семье, и дружеском общении, и между врагами, и на войне…

«Милосердие» - одно из самых трогательных слов прекраснозвучного русского языка» - этими словами начинает великий русский и мировой художник Николай Рерих свою статью «Дом милосердия» и продолжает далее: - оно принадлежит к тем вдохновляющим понятиям, которые в суете дня так часто произносятся в полной небрежности. Милосердие, сострадание, благодарение, самоотвержение». Вслушайтесь в изначальный смысл этих слов - объединяющих, собирающих, зовущих людей, делая их выше, чище, надежнее, человечнее. «Пускай, не вечен человек, но вечно то, что человечно» писал Ф.Тютчев, «Собирал для своей страны» - сделал надпись на своей коллекции Иван Васильевич Щукин – московский купец 1-ой гильдии, внук торговца мануфактурой из города Боровска Калужской губернии, - «Великий собиратель московский, который оставил России удивительные, единственные в своем роде вещи – «настоящие жемчужины». Если бы все коллекции братьев Щукиных были объединены и представлены в одном музее, он стал бы культурным центром мирового значения.

Целительная сила милостыни заключается не только в том, чтобы утереть слезы страждущему, отдавая часть имущества, сколько в том, чтобы, смотря на его слезы и страдания, самому пострадать с ним, пережить то чувство, которое называется человеколюбием. Древнерусский благотворитель, «христолюбец», больше помышлял не о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного благосостояния, а о том, чтобы древнерусские руки, нужда одной и помощь другой, сливались во взаимодействии братской любви обеих. Вот почему Древняя Русь понимала и высоко ценила личную, непосредственную благотворительность, милосердие, подаваемую из руки в руку, притом, «тайком не только от постороннего глаза, но и от собственной шуйцы». В русской истории немало имен, которые можно совместить с понятиями «благотворительность». Императоры и императрицы, государи и государыни всячески пытались помочь своему народу, облегчить ему тяжелую участь.

Времена Ивана Грозного ознаменовались первой попыткой государственного регулирования заботы о сиротах.

История была богата опытом и традициями благотворительности и меценатства, которые сыграли большую роль не только в сохранении самобытных национальных культур, достижений науки и искусства, но и в их приумножении. Нравственный прогресс выдерживается, прежде всего, в гуманизации реально бытующих общественных нравов, обогащения содержания нравственных идеалов, с позиций которых оценивается общественная жизнь в целом. Именно через нравы обнаруживается связь морали со всеми другими сторонами жизни общества – экономической, социальной, политической и духовной.

Вопросы духовного развития общества, нравственности его членов, благотворительности как проявления высоких патриотических устремлений и гражданских чувств и формирование духовности нации есть краеугольный камень возрождения и укрепления России.

Известный русский ученый В.О.Ключевский в работе «Добрые люди Древней Руси» сформулировал важный вывод о том, что на Руси благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья.

Так, в 1824 г. купец И.М.Золотарев пожертвовал городу Калуге двухэтажный каменный дом под особую городскую больницу, которую Калужское земство оборудовало всем необходимым и библиотекой при больнице.

Купец И.В.Торубаев, городской голова в 1812 г. в своих двухэтажных каменных домах устроил богадельню - инвалидный дом для инвалидов и ветеранов Отечественной войны 1812 г.

О высоком уровне терпимости и моральном превосходстве перед врагом свидетельствует тот факт, что, ознакомившись с письмом М.И.Кутузова губернатору г. Калуги и приказами командования не уничтожать пленных французов, не оказавших сопротивления, жители города снабжали пленных обувью и одеждой, отдавали пленных на излечение в больницу.

Фрагменты исторических документов позволяют познакомиться с гостеприимством русской деревни к чужим людям, к нищим, попросившим крова. Традиции крестьянской общины вырабатывают умения помогать друг другу, жить вместе, стремление поделиться последним, что являлось высшим фактом доброжелательства и милосердия. Нравственные понятия передавались из поколения в поколение, становились доброй традицией и тем самым формировали в огромной массе людей опыт толерантного поведения в каждодневной жизни.

В годы Первой Мировой войны в Калужской губернии наибольшее распространение получили: целевая денежная помощь, благотворительное питание, снабжение нуждающихся людей одеждой и обувью. С целью призрения нетрудоспособных членов этих семей содержались приюты для детей воинов и беженцев, а так же для престарелых беженцев. Не менее важным являлось предотвращение необоснованного иждивенчества среди беженцев.

Терпимость и милосердие – это разные слова, но они взаимосвязаны. Терпимость – это не только умение сдерживать раздражение, но и готовность к сотрудничеству, взаимопониманию, а через эти понятия и к милосердию.

Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Проявить сострадание, сочувствие, протянуть руку помощи – не эти ли действия являются олицетворением толерантности, той высокой нравственной планки человечества.

Великий русский национальный поэт А.С.Пушкин в «Памятнике» как бы итожит заслуги своей поэзии классической формулой:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

В этих словах заложен глубокий смысл восприятия общечеловеческой проблемы толерантности. Милость к падшим – это призыв к милосердию, к активной нравственной позиции гуманизма, справедливости, добра и всечеловеческого единения. К терпению призывал А.С.Пушкин революционеров – декабристов в стихотворении «В Сибирь»:

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Примером пушкинского понимания традиций иных культур стало его доброжелательное отношение к исламу. Восхищаясь мудрыми мыслями Корана, А.С.Пушкин в стихотворении «Подражание Корану» излагает одну из заповедей ислама:

Спокойно извещай Коран,

Не принуждая нечистивых!

Великий русский поэт проявлял огромный интерес к Кавказу, и, в частности, к Грузии и Армении. Интерес А.С.Пушкина к Кавказу не был случаен, он носил направленный характер и обуславливал его понимание исторической мысли России. Находясь на Кавказе, Пушкин обращается к величественному краю Кавказских гор:

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины;

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

В 1821 г. А.С.Пушкин пишет романтическую поэму «Кавказский пленник». Сюжет произведения – возвышенно-драматический: герой в поисках свободы, которую не может найти в цивилизованном обществе, бежит на Кавказ, но попадает в плен к горцам. Его полюбила черкешенка. Любовь юной красавицы осталась безответной, не рассеяла тоски таинственного чужестранца. Черкешенка помогла пленнику бежать, а сама кинулась в волны реки.

Внимание поэта привлекла и такая непростая для горцев проблема, как отношение к обычаям кровной мести и прощениям. В поэме «Тазит» раскрывается драматический конфликт между миропониманием некрещеных чересков и уже иными взглядами черкеса-христианина. Мир восточной культуры раскрывается в поэмах «Бахчисарайский фонтан», «Цыгане», что способствовало лучшему пониманию образа жизни других народов, в основе которых заложены общечеловеческие ценности.

Будучи свидетелем русско-турецких войн, совершая путешествия в Арзрум, А.С.Пушкин написал путевые очерки, показав историческую верную картину войны, отдавая должное мужеству и доблести русской армии и местного населения армян.

Великий армянский писатель Хачатур Абовян (1809-1848г.г.) писал в «Ранах Армении»: «Русские показали ныне…, что куда бы ни ступала их нога, везде должно быть счастье и мир». В лицейские годы А.С.Пушкин познакомился и сблизился с людьми грузинского и армянского происхождения, проживавшими в Петербурге. Среди них – Теймураз Багратиони, один из превых переводчиков произведений поэта на грузинский язык, соученик поэта по лицею Д.А.Эристов (Эристави) – впоследствии литератор и историк, автор многих статей о прошлом Грузии.

Из армян особо выделялась семья Давида Абамелека, служащего в лейб-гвардии государского полка. Он был женат на дочери известного общественного деятеля Акима (Овакима) Лазарева (Лазаряна), основателя Института восточных языков в Москве. А.С.Пушкин – лицеист часто бывал у Абамелеков, поддерживал с ними близкие отношения на протяжении всей жизни, о чем свидетельствует его стихотворение, посвященное Анне Давыдовне Абамелек, записанное в ее альбом 9 апреля 1832 года:

Когда-то, помню, с умиленьем,

Я смел Вас нянчить с восхищеньем,

Вы были дивное дитя.

Вы расцвели: с благоговеньем

Вам ныне покланяюсь я.

За Вами сердцем и глазами

С невольным трепетом ношусь.

И Вашей славою и Вами

Как нянька старая горжусь!

Кавказ связан с именем и другого великого русского поэта М.Ю.Лермонтова, впоследствии М.Ю.Лермонтов, вспоминая о поездке на Кавказ, писал:

И вновь меня меж скал ты встретил,

Как некогда ребенку, твой привет,

Изгнаннику был радостен и светел

Он пролил в грудь мою забвенье бед

И дружески на дружный зов ответил.

М.Ю.Лермонтов проявлял живой интерес к жизни кавказских народов, к традициям и стремился знать народный язык Кавказа. Кавказские мотивы звучат в произведениях поэта «Демон», «Герой нашего времени», «Мцыри», «Дары Терека», «Горской легенде».

Творчество таких великих поэтов и писателей России, как М.Ю.Лермонтова, А.С.Грибоедова, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого охватывает широкий спектр нравственных проблем и является духовно-нравственной основой для формирования и развития толерантности народов многонациональной России.

Так, нравственное кредо Л.Н.Толстого – непротивление злу насилием. Великий писатель не только осуждает зло, но и показывает, как надо бороться с позицией противодействовать злу и примером собственной жертвенности утверждать добро, обращаясь к совести обидчика.

Как никогда актуально сегодня звучат слова великого писателя – гуманиста А.И.Солженицына из повести «Один день Ивана Денисовича»: «Молиться надо о духовном: чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал…». Один день и целая жизнь русского человека показана в повести А.И.Солженицына. Герой повести – обыкновенный русский мужик с героической и одновременно трагической судьбой, типичной для русского человека ХХ столетия, на долю которого выпала война, ранения, плен и советские лагеря. Подчеркивая основные черты характера героя: совестливость, доброту, скромность, А.И.Солженицын изображает через высокие нравственные идеалы русский национальный характер – милосердие, толерантность, сохранение своего достоинства даже в тех условиях, где многие теряют человеческий облик.

Размышляя над прочитанной книгой А.Приставкина «Ночевала тучка золотая», мы узнаем о невыносимых буднях детского дома, о братьях-близнецах Сашке и Кольке Кузьминых, их отзывчивости и доброте. В этом произведении представлена суровая проза жизни детей времен Великой Отечественной Войны. Дети отправляются в трудное путешествие, превозмогая голод и болезни. Но судьба уготовила им жестокое испытание – пройти через позорную страницу истории национальной вражды. На Кавказе Колька потерял своего родного брата. Его трагическая смерть заставила Кольку выжить. Выжить чудом. Он встречает чеченского мальчика Алхузура. Они становятся родными до конца дней своей жизни.

Войне и национальным репрессиям не удалось расставить этих маленьких людей по разным берегам. Им не нужна политика, им нужны искренние человеческие отношения. Они живут по великим принципам морали, живут так, как родные братья.

Сегодня, когда на наших глазах по всему миру сотни тысяч, миллионы людей покидают места своего постоянного проживания, могилы предков, близких и родных, чтобы избежать межнациональных столкновений, спасти своих детей от явного и скрытого геноцида. Мы знаем, что таким людям следует помогать, ибо помощь бедным и слабым, людям, потерявшим свой кров, больным, инвалидам – это наш долг перед совестью.

Такая терпимость издревле считалась признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека и всего общества в целом. Она вполне соответствует гуманитарным задачам в начале ХХI века.

Как русская нация развивалась в процессе смешения и взаимопонимания различных этнических групп, так и Российское государство развивалось в результате взаимодействия различных национальностей, проживающих в нем.

Выдающимися представителями Российского государства являются: художник Ованес (Иван) Айвазовский, граф Михаил Лорис-Меликов – выдающийся дипломат, военачальник, автор экономических реформ императора Александра II, генерал-лейтенант И.Д.Лазарев – создатель Лазаревского института в Москве, И.Д.Делянов – министр народного просвещения России (1882-1897г.г.).

Предметом гордости страны является великий русский национальный поэт А.С.Пушкин (имевший, как известно, африканские корни), поэт Жуковский (имевший турецкие корни), Карамзин (возводивший свой род к татарской знати), Хачатурян, Левитан, Пастернак и многие другие.

И вряд ли стоит забывать, что величественные памятники русской архитектуры: два главных православных храма – Христа Спасителя в Москве и Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – построены эмигрантами – Карлом Тоном из Германии и Огюстом Монфераном из Франции.

Да и само богатство родного языка вот уже полтораста лет открывается пред многими поколениями русских людей в трудах датчанина Владимира Даля.

Система духовных ценностей является неотъемлемым элементом духовной культуры. Духовные ценности выступают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости. Человек (общество) – единственный создатель и хранитель культуры. Поэтому человека, его творческие возможности принято называть главной ценностью культуры.

Через культуру человек постоянно созидает самого себя. Приобщаясь к культуре, расширяя свой интеллектуальный горизонт, человек сам существенно меняется, совершенствует собственно человеческие качества: становится добрее, справедливее, милосерднее. Он тоньше чувствует сострадание других людей, становится более выдержанным, терпимым, менее эгоистичным и агрессивным по отношению к окружающим, любой возникающий конфликт старается решать путем поиска согласия, разумных компромиссов, избегая борьбы, насилия и жертв.

Национальный путь развития культуры, национальные различия в культуре – это вечно живой, неиссякаемый источник исторического процесса, неповторимости каждой из национальных культур, придающего мировой культуре особую красочность и многомерность. Но диалог происходит как внутри каждой из культур, так и между разными национальными культурами – так проявляется другая тенденция развития культуры – интернациональная, ведущая к взаимопроникновению и взаимообогащению.

В результате рождаются общечеловеческие культурные ценности, не перестающие при этом оставаться национальными ценностями. Мы можем подойти к главному выводу, что в основе межэтнической толерантности доминирует именно духовная культура. Общечеловеческое никогда не исключает национального, и наоборот.

Тема добра, милосердия и толерантности озвучивается в произведениях средневековых поэтов Средней Азии: Рудаки и Фирдоуси. Проявляя подлинную человечность, Рудаки писал:

Слепую прихоть подавляй – и будешь благороден!

Калек, слепых не оскорбляй – и будешь благороден!

Не благороден, кто на грудь упавшему наступит.

Нет! Ты упавших поднимай – и будешь благороден!

Выдающийся грузинский поэт Н.Бараташвили является автором поэмы «Судьба Грузии». Сюжетом ее послужили события, связанные с вторжением в Закавказье в 1795г. иранского войска и Крцанисской битвой, происходившей на подступах к Тбилиси и закончившейся поражением Грузии. Автор разделяет точку зрения той части грузинского общества, которая осознавала прогрессивное значение вхождения Грузии в Россию, общность судеб обоих народов:

Я предсказываю: в дни лихие

Сам повторишь когда-нибудь:

Будущее Грузии в России.

Нравственные принципы толерантности – «Совести, Благородства и Достоинства» - связаны с именем прекрасного поэта, прозаика, драматурга Булата Окуджавы проникнуты состраданием, добротой, готовностью к самопожертвованию, патриотизмом. Родился в семье партийных работников, грузина Шалвы Степановича и армянки Ашхен Степановны Налбандян. Детство прошло на Арбате. Отец был расстрелян как «враг народа», а мать отправлена в карагандинский лагерь. Сын встретился с ней только через десять лет. Тринадцатилетнего мальчика родственникам удалось спрятать. В 1942г. прямо из 9-го класса Окуджава ушел на фронт. После войны окончил университет. Работал учителем русского языка и литературы в Козельском районе Калужской области, а затем два года – в средней школе №5 г. Калуги. Тема войны, дружбы, любви, искренности занимает доминирующее место в творчестве поэта.

И действительно, сын грузина и армянки, гражданин России мечтал о сплоченности, единстве, которых так не хватает в наше нелегкое время:

Возьмемся за руки, друзья,

Чтоб не пропасть поодиночке!

Вывод: Освещение вопроса о развитии российско-кавказских отношений в XVII – XX веках в плане формирования толерантных отношений, что, на наш взгляд, весьма актуально звучит в наши дни ещё раз подтверждает глубину и богатство экономических и политически-культурных связей и, что ценно, я думаю, ещё раз позволяет акцентировать внимание, что толерантность, действительно заложена была самой природой российского менталитета.

Заключение

Толерантность как нравственная ценность многонационального Российского государства настоятельно выдвигает задачу разработки единой учебной программы для учащихся всех возрастов. Воспитание ценности толерантности позволит освободиться от вредных, ошибочных стереотипов. За последние годы в программах школьного образования провозглашены цели исторического образования, демонстрирующие необходимость плюрализма мнений, терпимости, но в школьных и вузовских учебниках отсутствуют яркие и убедительные факты межэтнической толерантности, слабо освещаются традиции и обычаи народов России.

На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка. Толерантность как никогда важна в современном мире.

Обратимся к образу великого гуманиста планеты Андрею Сахарову. Его слова, произнесённые много лет назад, как никогда сегодня, сейчас, в эту минуту обращены к людям: «Разобщенность человечества угрожает ему гибелью».

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности. //Мемориал. - 2001 №24: С..61-63.с

  2. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования //Педагогика. 2002: №7: С.7.

  3. Крутова И.В. Формирование ценности толерантности на уроках истории и обществознания. //Преподавание истории в школе. 2009: №4: С.28.

  4. Сачиян К.А. Формирование толерантного сознания студентов в процессе изучения истории России. Материалы V Научно-практической конференции «Наука, образование, производство». – Калуга. – 2006. - С. 78-89.

  5. Сачиян К.А. Формирование толерантного сознания в процессе изучения общественных наук. Материалы региональной научно-методической конференции. – Калуга. – 2005. – С. 95-99.

  6. Соколов В.М. Толерантность: состояние, тенденции // Социс. – 2003. - №3.

  7. Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика. – М., - 2003.

  8. Турбина Л. Толерантность и интолерантная личность: Основные черты и отличия // Воспитание школьников. 2003. № 3.

  9. Якиманская И.С. Разработка технологий личностно-ориентированного обучения //Вопросы психологии. 1995. №4.

Просмотров работы: 1437