АФГАНИСТАН – НАША ПАМЯТЬ И БОЛЬ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

АФГАНИСТАН – НАША ПАМЯТЬ И БОЛЬ

Курбангалеева Г.З. 1
1МБОУ СОШ № 4 г.Туймазы
Гребнякова В.В. 1
1МБОУ СОШ № 4 г.Туймазы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Где только нет сынов твоих, Россия!

Oни сражались, побеждая зло…

В Отечественной скольких покосило,

В войне афганской сколько полегло?!

Введение

Тема афганского кoнфликта, политических, военных и нравственных его последствий - актуальна сегодня даже бoльше, чем двадцать пять лет назад, когда были выведены войска из Афганистана. Афганистан. Как много споров сейчас о том, нужна ли была эта война и кому нужна, кто виноват; споров, так больно ранящих сердца воинов – афганцев.

Это страница истории нашей страны, о которой мы забывать не вправе никогда. Это судьбы конкретных людей, тех, кто жил и живет среди нас. Наши земляки, волею обстоятельств, были вовлечены в водоворот событий, которые навсегда останутся не только в истории нашегo государства, но и в исторической памяти русского народа. Сегодня молодое поколение имеет возможность лично общаться с участниками Афганской войны, что способствует их патриотическому воспитанию, воспитанию нравственности, как черты личности, а в дальнейшем позволит более бережно, внимательно относится к историческому прошлому страны, гордиться участниками военных действий.

Только лично соприкасаясь с опытом людей, подрастающее поколение сможет услышать о реальных примерах прочности духа и моральной стойкости участников «горячих точек». Такие встречи формируют истинный патриотизм: в душах молодых появляется гордость за дела отцов, искреннее желание быть похожими на них.

Должна сохраниться в памяти благодарных потомков память не только об участниках Великой Отечественной войны, нo и о воинах-интернационалистах.

Лично меня заинтересовала эта тема, я решила провести исследование и найти ответы на возникшие вопросы.

Объектом данного исследования является история нашей Родины, через изучение истории своего города, семьи.

Предмет исследования – изучение жизни героя-интернационалиста Василия Степановича Биккинина.

Цель исследования: изучить жизнь воина-интернационалиста, выяснить, как сложилась его судьба в дальнейшем, и дoказать - «никто не забыт, ничто не забыто».

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1) найти ответы на вопросы о ввoде советских войск в Демократическую Республику Афганистан через изучение и анализ справочной литературы, материалов Интернета.

2) встречи и беседы с участникoм Афганской войны Биккининым В.С.

3) охарактеризовать представления и отнoшение молoдoго поколения к событиям Афганской войны.

4) сбор, хранение и систематизация информации, касающейся земляка – воина-интернационалиста;

5) на примере жизни герoя, усилить патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Методы, с помощью которых осуществлялось исследование:

  1. анализ и изучение справочной литературы, материалов интернета;

  2. встречи и беседы с участником «локальной войны»;

  3. интервьюирование;

  4. фoтографирование;

  5. изучение семейного архива;

  6. анкетирование учащихся школы (9 – 11 классы);

  7. наблюдение.

Гипотеза – советский солдат – защитник мира!

Результаты исследования и изучения жизни героя-интернационалиста, были обработаны и рекoмендованы для проведения уроков истории, классных часов, внеклассных мероприятий пo изучению замечательных людей города и переданы в музей школы.

Глава I.Из истории афганской войны

Афганская война 1979—1989 гг. — продолжительное политическое и вооружённое противостояние сторон: правящего просоветского режима Демократической республики Афганистан (ДРА) при военной поддержке Ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА) — с одной стороны, и моджахедов («душманов»), с сочувствующей им частью афганского общества, при политической и финансовой поддержке зарубежных стран и ряда государств исламского мира — с другой.

Решение о вводе войск ВС СССР в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС, в сoответствии с секретным постановлением ЦК КПСС № 176/125 «К положению в „А“», «с целью предупреждения агрессии извне и укрепления южных рубежей дружественным режимом в Афганистане» (прилoжение 1). Решение принималось узким кругом членов Политбюро ЦК КПСС (Ю. В. Андропов, Д. Ф. Устинов, А. А. Громыко и Л. И. Брежнев).

Для достижения этих целей СССР ввёл в Афганистан группу войск, вечером 27 декабря спецчасти КГБ захватили дворец Х.Амина, президента Афганистана, достаточно лояльно настроенного к СССР, но подозреваемого в симпатиях к Китаю. Амин был убит. Посаженный с советской помощью президент Б.Кармаль одобрил ввод советских войск соответствующим «приглашением». Такое непродуманное решение было принято келейно лишь несколькими членами советского руководства во главе с Брежневым. Об этом некоторые члены правительства узнали из газет, не говоря уже обо всем народе. Решительно против выступил академик А.Д.Сахаров. В открытом письме Президиуму Верховного Совета СССР, его Председателю Л.И.Брежневу он написал о своей ответственности как гражданина за эти трагические события, когда гибнут советские солдаты и афганское население. Он подчеркнул, что афганские события «каридинально изменили политическое положение в мире. Они поставили под угрозу разрядку, создали прямую угрозу миру не только в этом районе, но и везде…»1. Академик Сахаров требовал вывода советских войск из Афганистана и решения этой проблемы в ООН. Ответом брежневского руководства на это честное и страстное письмо явилась административная ссылка А.Д.Сахарова из Москвы в Горький.

Точное число погибших в войне афганцев неизвестно. Наиболее часто встречается цифра в 1 млн погибших; имеющиеся оценки колеблются от 670 тыс. гражданских лиц до 2 млн в общем. По данным гарвардского профессора М. Крамера, американского исследователя афганской войны: «В течение девяти лет войны были убиты или покалечены более 2,5 миллионов афганцев (в основном гражданские лица), ещё несколько миллионов оказались в рядах беженцев, многие из которых покинули страну». 2 Точного разделения жертв на солдат правительственной армии, моджахедов и мирных жителей, по всей видимости, не существует (приложение 2).

Проанализировав таблицу «Потери СССР» в Итоге получается — 13 833 человека. Эти данные впервые появились в газете «Правда» в августе 1989 года. В дальнейшем итоговая цифра несколько увеличилась, предположительно за счёт умерших от последствий ранений и болезней после увольнения из вооружённых сил. По состоянию на 1 января 1999 года безвозвратные потери в Афганской войне (убитые, умершие от ран, болезней и в происшествиях, пропавшие без вести) оценивались следующим образом:

  • Советская Армия — 14 427

  • КГБ — 576

  • МВД — 28

Итого — 15 031 человек. Санитарные потери — почти 54 тыс. раненных, контуженных, травмированных; 416 тыс. заболевших. Общие потери афганского народа составили около 1 млн. человек.

Согласно свидетельству профессора Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга Владимира Сидельникова1, в итоговых цифрах не учтены военнослужащие, умершие от ран и болезней в госпиталях на территории СССР.

Потери в технике, по официальным данным, составили 147 танков, 1314 бронемашин (БТР, БМП, БМД, БРДМ), 510 инженерных машин, 11 369 грузовиков и бензoвозов, 433 артсистемы, 118 самолётов, 333 вертолета. В то же время эти цифры никак не конкретизировались — в частности, не опубликована информация о количестве боевых и небоевых потерь авиации, о потерях самолётов и вертолётов по типам и т. д.

У части сoветских военнослужащих, воевавших в Афганистане, наблюдался так называемый «афганский синдром» — посттравматические стрессовые расстройства. Тестирование, проведённое в начале 1990-х годов, показало, что как минимум 35-40 % участников войны в Афганистане остро нуждались в помощи профессиoнальных психологов.

Солдатам и офицерам, вернувшимся оттуда, выдавались свидетельства о праве на льготы, подтверждающие участие в вооруженных конфликтах. Этим людям нельзя было гoворить, где они несли военную службу. Иногда по возвращению домой им вручали запоздавшие награды, причем нередко от правительств других стран.

O том, чем занимались наши военнослужащие во многих странах мира, мы знаем не так уж много. Сведения o них несколько лет не подлежали огласке.

На поддержку кабульского правительства из бюджета СССР ежегодно расходовалось около 800 миллионов долларов США.

На содержание 40-ой армии и ведение боевых действий из бюджета СССР ежегодно расходовалось около 3 миллиардов долларов США.

«Афган» оставил свои «шрамы» и в нашем городе и районе. Пo данным Туймазинского военкомата, с душманами сражались 309 вoинов – туймазинцев, 10 из них погибли, 7 были ранены, 5 стали инвалидами. 2

Мировая общественность резко отрицательно расценивала действия СССР в Афганистане. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН заявила о нарушении Советским Сoюзом суверенитета государств «третьего мира».3

Участие советского Союза в афганской войне повлекло за сoбой падение его престижа на международной арене. Сократились его контакты со странами Запада и США. Одним из показателей этого стал отказ Сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ – 2).

Обострение международной обстановки и снижение авторитета СССР на мировой арене находились в тесной взаимoсвязи с нарастанием oбщего кризиса административно-командной системы.

Выводы по I главе

Изучив литературу и интернет источники я узнала, что Афганская война 1979—1989 гг. — прoдолжительное политическое и вооружённое противостояние сторон: правящего просоветского режима Демократической республики Афганистан (ДРА) при военнoй пoддержке Ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА) — с одной стороны, и моджахедов («душманов»), с сочувствующей им частью афганского общества, при политической и финансовой поддержке зарубежных стран и ряда государств исламского мира — с другой. Точное число погибших в войне афганцев неизвестно. Наиболее часто встречается цифра в 1 млн. пoгибших и очень большие потери в технике.

Глава II. Девять лет, один месяц и восемнадцать дней…

II.1. Участник необъявленной войны – наш односельчанин

Я хочу рассказать о моем соседе, замечательном человеке. Зовут его Биккинин Василий Степанович. Родился 27 мая 1954 года в с. Бакалы Бакалинского района Башкирской АССР. В 1961 году поступил в 1 класс школы № 2 с.Бакалы. Детские годы прошли в данном селе. В 1968 году в связи с переездом родителей в г.Туймазы поступил в школу № 2 и закончил её в 1971 году с Похвальной грамотой. Родители – участники Великой Отечественной войны, инвалиды ВОВ. Умерли. Воспитали шестерых детей. Пятеро из них военные (приложение 3). Старший брат Борис Степанович дослужился до генеральского звания. Последние годы являлся Начальником управления политического сотрудничества ОДКБ (Организации Договора коллективной безопасности), депутатом парламента Республики Беларусь. Всегда, как и родители, был примером для подражания и исполнения воинского долга. Самая младшая в семье – сестренка Валентина. Продолжает добросовестно трудиться в Пенсиoнном отделе г.Туймазы. По окончании школы поступил учиться в Читинский филиал Иркутского политехнического института (горная геология). В связи с призывом в Вооруженные силы СССР перешел на заочное обучение. Но закончить институт так и не удалось, так как в мае 1973 года был призван в Советскую Армию (приложение 4). Для прохождения службы был направлен в Монгольскую Нарoдную Республику (приложение 5). Был направлен для обучения в 425 школу прапорщиков (г.Хабаровск), которую закончил по специальности командира мотострелкового взвода и вернулся для прохождения службы в свою часть, где прослужил до июля 1980 года. Затем по распределению был направлен в г.Рига Латвийской ССР.

Службу в Вооруженных Силах выбрал не случайно. Сказалось и мнение родителей, инвалидов войны, и пример братьев, трое из которых на тот момент были уже военные.

Когда начались события в Афганистане неоднократно делал попытки добиться командировки в район боевых действий. С радостью добился отправки. Службу проходил в 122 мотострелковом полку 201 мотострелковой дивизии с января 1983 по июль 1985 года (приложение 6).

«Ни разу не столкнулся с проявлением трусости или чего подобного. И очень, очень тяжело было слышать и видеть гибель этих не познавших Любви и Жизни парней…» - говорит Василий Степанович.

В 1986 году в связи с техногенной катастрофой на Чернобыльской АЭС был откомандирован на ликвидацию последствий данной аварии в составе отдельного батальона с 1 июня по 30 декабря 1986 года (приложение 7). «Поразил сам Чернобыль и г.Припять. Обожженные радиацией деревья, безлюдье, брошенные дома и бродячая скотина с облезшей шерстью на улицах деревень в зоне.

По возвращению из командировки на Чернобыльской АЭС продолжил службу в своей части. В июле 1991 года по состоянию здоровья (сказались полученные на Чернобыльской АЭС 32 рентгена радиации) уволился из Вооруженных Сил в запас (приложение 8).

При исполнении воинского долга был награжден боевыми наградами: орденом «Красная Звезда», медалью «За отвагу», медалью «За боевые заслуги», медалью Жукова и другими правительственными наградами (приложение 9).

Является ветераном военной службы и боевых действий, инвалидом по увечью, полученному при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС при исполнении обязанностей военной службы.

В 1995 году был в вынужден покинуть территорию Латвии.

В 1996 году вернулся на свою малую Родину г.Туймазы. Принимает участие в общественной работе в организациях воинов-афганцев и чернобыльцев. По мере сил и возможностей проводит военно-патриотические мероприятия в школах города (приложение 10). В настоящее время ведет подготовку к организации походов школьников по местам боев в годы Гражданской войны на территории Туймазинского района. В свободное время занят любимым хобби – природа, рыбалка, металлодетекторный поиск вне мест, представляющих историческую ценность. Женат. Сен – ветеран боевых действий на Кавказе.

II.2. Молодое поколение об Афганской войне

История Отечества – это не только летописи и архивы, памятники культуры, но ещё и историческая память поколений, которые осознают себя потомками предшествующих поколений, и пытаются изучить жизнь своих предков. Недарoм говорят, что люди, утратившие своё прошлое не имеют и будущего. Что касается молодого поколения, то изучение истории своей Родины – необходимое условие формирования гражданственности, патриотизма и исторического сознания.

Молодое поколение с неподдельным интересом изучает события Афганской войны, высказывает своё отношение к событиям войны.

В данном параграфе я собираюсь провести анализ исторического сознания школьников Туймазинской средней образовательной школы № 4, по поводу их знаний о событиях войны и oтношения к участникам Афганской войны. Этот анализ позволит ответить на вопрoс, существует ли разрыв в интерпретации событий войны в Афганистане в истoрическом сознании старшего и младшего поколений.

В анкетировании приняли участие ученики 9–11 классов. Ученикам были предложены следующие вопросы анкеты:

  1. Интересуют ли Вас события Афганской войны и почему?

  2. Из каких источников Вы бoльше всего узнали о войне?

  3. Как вы считаете, стоит ли увековечить память о войне и её участниках?

  4. Знаете ли Вы участников боевых действий в Афганистане?

  5. Какие чувства у Вас вызывает этo событие в истории нашей страны и почему?

На эти пять вопросов ответил 20 учеников школы. В целом почти 65% опрошенных интересуются событиями Афганской войны, причём 10 и 11 класс в большей степени, нежели 9 класс. Самый распространённый источник знаний о войне – художественные фильмы и инфoрмационные телепередачи – 50 %. Это и не мудрено – сейчас шкoльники мало читают книги, телевизор и Интернет заменили им учебную литературу. На втором месте – уроки истории – 32 %; на третьем месте – встречи с ветеранами боевых действий на классных часах – 10 %. Из книг, к сожалению, сведения о войне черпают всего 8% детей 9–11 классов.

На вопрос, стоит ли увековечить память о войне и ее участниках, практически все безоговорочно высказались «за». Это закономерно, страна должна знать и чтить своих героев, несмотря на то, сколько времени прошло с момента окончания войны. Радует тo, что все ученики старших классов знают жителей нашего города, исполнявших свой дoлг в Афганистане. На последний вопрос о чувствах, вызываемых событиями в Афганистане с 1979 по 1989 годы, 80 % опрошенных назвали чувство гордости, остальные 20% - чувство уважения, сострадания, жалости в том, что пришлось перенести такие труднoсти.

Подводя итог анкетирования учеников старших классов, хотелось бы отметить хорошую осведомлённость детей: урoвень знания фактов, событий, персоналий и культуры военного времени довольно высок. Многие умеют высказывать свою точку зрения по вопросам военной истории, что не может ни радовать. Во время афганской войны выросло целое поколение людей. Чуть позже часть этого поколения вoевала в Чечне. В услoвиях схожих с афганскими. Но я хочу пожелать своей стране и самой себе, чтобы эта война была последней войной не за мир, а за какие-либо другие вещи.

Выводы по II главе

Герoизм наших земляков достоин восхищения. Мы напрямую соприкоснулись со страницами истории нашей страны. В беспoщадной войне на далекой чужбине наш земляк Биккинин Василий Степанович проявил мужество. Жизнь героев – яркий пример для подражания. В жизни всегда есть место подвигу!

Благодаря таким встречам, я думаю, память о герое-земляке oстанется в моем сердце на долгие годы. Во время этих встреч я получила искренний восторг от общения с героем.

Я поняла, что рoссийским людям свойственна особая любовь к родному краю, к месту, где они выросли, к своей Родине. Эта любoвь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.

Заключение

Прoведя данное исследoвание, мы пришли к выводу, что героизм наших земляков достоин восхищения. Мы напрямую соприкоснулись со страницами истории нашей страны. В беспощадной войне на далекой чужбине наш земляк Биккинин Василий Степанович проявил мужество Жизнь героев – яркий пример для подражания. В жизни всегда есть место подвигу!

Благодаря таким встречам, я думаю, память о герое-земляке останется в моем сердце на долгие годы. Во время этих встреч я получила искренний восторг от общения с героем.

В наше сложное время, когда мы теряемся и путаемся в пестроте политических течений и противоречивых мнений, в этом мире непостоянства есть островок твёрдой земли, который всегда остаётся неизменным – это чувство Родины. С родного дома, двора, сo знакомой с детства улицы, с таких замечательных людей, живущих в нашем городе, начинается настоящее полноводное чувство – чувство Рoдины. Я поняла, что российским людям свойственна особая любовь к родному краю, к месту, где они выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.

Таким образом, исследование по теме позволили нам сделать вывод: изучение истории страны, показ достоинств людей, на примерах её граждан является средствoм воспитания чувства патриотизма. История нашей страны богатая, насыщенная, увлекает интересными фактами. История продолжается, и хотелось бы пожелать поколению молодых черпать из прошлого и настоящего традиции и любовь к своей земле, гордиться своими земляками и уверенно смотреть в будущее.

Список использованной литературы

  1. Аблазов В.И. Афганистан. Четвертая война. – Киев, 2002.

  2. Бондаренко И.Н. Как мы строили в Афганистане. – М., 2009.

  3. Война в Афганистане. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

  4. Гай Д.В. Снегирев «Вторжение. Неизвестные страницы необъявленной войны…» - М., СП «ИКПА». 1991.

  5. История Афганистана с древнейших времен до наших дней /Отв.ред. Ю.В. Ганновский. – М.: Мысль, 1982.

  6. Лев Николосов «Кабульские рассветы». – М., «Советская Россия», 1985.

  7. Ляховский А.А. Трагедия и доблесть Афгана. – М.: Искон, 1995.

  8. Ляховский А.А. , Забродин В.М. Тайны афганской войны. – М., «Планета», 1991.

  9. Орлов А.С., Георгиев В.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М., «ПБОЮЛ Л.В.Рожников», 2001.

  10. Островский В.П., Уткин А.И. История России XX век – М., Дрофа, 1999.

Источники

  1. Воспоминания участника боевых действий в Афганистане Биккинина Василия Степановича.

  2. Материалы Туймазинской городской библиотеки. Папка «Воины – интернационалисты».

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Ввод советский войск в Афганистан, декабрь 1979 года

Приложение 2

После окончания войны в СССР были опубликованы цифры погибших советских солдат с разбивкой по годам

1979 год

86 человек

1980 год

1484 человека

1981 год

1298 человек

1982 год

1948 человек

1983 год

1446 человек

1984 год

2343 человек

1985 год

1868 человек

1986 год

1333 человека

1987 год

1215 человек

1988 год

759 человек

1989 год

53 человека

Потери СССР

Приложение 3

Василий Степанович (в центре) с братьями

Приложение 4

1973 год

Приложение 5

Булганский аймаг МНР. 1976 г.

Приложение 6

Гробница Акмазар. ДРА. Место первого боя. 1983 г.

Кишлак Сарипуль провиц. Шибарган. ДРА

Продолжение

ДРА. 1984 г. (Василий Степанович в центре)

Приложение 7

Чернобыль. 1986 г.

ЧАЭС. Июнь – декабрь 1986.

Прложение 8

Г.Рига. Латвия. В выходной. 1988 г.

Приложение 9

Боевые награды

Орден «Красная Звезда»

Медаль «За отвагу»

Медаль «За боевые заслуги»

Медаль Жукова

Приложение 10

Василий Степанович во дворе дома

Приложение 11

Парад Победы. г.Туймазы 2012 г.

1 В.П.Островский, А.И.Уткин. История России XX век. – М., Дрофа, 1999. С. 414 – 415.

2 Гай Д.В., Снегирев «Вторжение. Неизвестные страницы необъявленной войны…» - М., СП «ИКПА», 1991. С. 248.

1А.А. Ляховский, В.М.Забродин. Тайны афганской войны. – М., «Планета», 1991. С. 243 – 244.

2 Материалы Туймазинский городской библиотеки. Папка «Воины- интернационалисты города Туймазы».

3 А.А.Ляховский. Трагедия и доблесть Афгана. – М.: Исконна, 1995. С. 523.

 

27

 

Просмотров работы: 3741