Древние люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. Мы солидарны с теми, кто утверждает, что воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, готового «Отчизне посвящать души прекрасные порывы», начинается с углубленного познания малой Родины, ее святых мест. Чем гордиться, если не знаешь свои корни, историю родного города, страны, если лишен памяти о своем наследии?
Особая роль в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры принадлежит православию. Это признает и Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В государственном гимне России Родина зовется «священной державой», «хранимая Богом родная земля». Ведь история Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской Православной Церкви. Церковь и государство в единстве дополняли друг друга в воспитании благочестивого и образованного христианина, добропорядочного семьянина, трудолюбивого и патриотичного гражданина (7).
Просторы Отечества наполнены удивительными памятниками тысячелетней истории: старинными городами, храмами, иконами, святынями и реликвиями наших предков (5, с.20).
Именно к одному из таких мест на Урале в Пермском крае можно отнести культурно-исторический памятник 18-19 веков – храм, построенный в честь Святителя Николая (Николаевский храм).
Я узнал, что храм в нашем районе был построен в 1860 году. Представился и случай посетить этот храм: у нас в семье родился братик Савелий, и крестить мы его отправились в Николаевский храм (Приложение 1).
Некогда могучий и величественный храм внутренним убранством своим походил на израненного животного: темные, серые стены страшили своей высотой, кое-где со стен проглядывали остатки былой росписи. Казалось, что жизнь в нем теплится едва-едва… Пожалел я старый храм, даже стоны его жалобные услыхал.
И вот тогда захотелось мне узнать, как выглядел этот храм в былые времена, чтобы рассказать об этом всему миру, чтобы помочь храму восстановить силы и привлечь внимание земляков, населяющих наши Чернушинские земли.
Я узнал, что в старину было принято каждый праздник начинать с молитвы в храме, с исповеди и причастия, с молебна и крестного хода. Вера православная придавала каждому празднику свой особый духовный настрой: благодарение, очищение, надежду, просвещение, поминание, почитание. И до сих пор так поступают и чувствуют люди, хранящие верность православной традиции (5, с.138).
Наша семья всегда была верующей. Однако, среди всех икон, меня привлекала, тянула к себе одна икона - та, что носит имя Святителя Николая Чудотворца. Бабушка рассказывала, что эту икону выносили в поле перед началом пахоты. Иногда ее обносили по всем пашням, лугам, заносили в конские табуны и в стада коров и овец, вносили в каждую деревню, в избы, а из избы – во двор. Крестьяне считали, что святитель Николай - скорый помощник во всех бедах и покровитель урожая (5, с. 110) (Приложение 2).
В каждой местности традиционным был престольный, то есть храмовый праздник. Он отмечался в память того Святого или священного события, во имя которого был поименован храм.Поэтому, изучая историю храма Святого Николая, я заинтересовался образом самого святого Николая. Оказалось, что имя Святителя Николая широко известно в Православном мире. А мощи его почивают в далеком итальянском городке Бари…. Между тем, земная жизнь Угодника Божия проходила совсем в иных местах – в малой Азии, ныне входящей в состав Турции (8).
Постигая историю Николаевского храма, я изучал не только события прошлого, но и пытался осознать их уроки для наших дней. Важно было увидеть не только войны и разруху, но и сегодняшние достижения культуры.
Гипотеза: предполагаю, что изучение истории храма Святого Николая Чудотворца способствует приобщению человека к культурным и духовным традициям.
Актуальность работы: изучая историю храма Святого Николая, мы тем самым способствуем сохранению памяти об уникальном архитектурном памятнике, которым может гордиться наш Пермский край.
Цель исследовательской работы – возродить интерес к традициям православия, истории и культурному наследию, к воспитанию духовности, нравственности, эстетической культуры и патриотизма.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
познакомиться с историей строительства и восстановления храма, опираясь на материалы архива;
изучить образ Святого Николая Угодника;
посетить церковь в Турции, где служил Мирликийским архиепископом Святитель Николай и описать значимость исторических корней Православия в христианском мире;
провести опрос среди учащихся 4-х классов гимназии и выяснить, что они знают об истории храма Святого Николая, об архиепископе Мирликийском Святом Николае.
Объект:хроника событий, связанных с храмом от построения по настоящее время.
Предмет: храм в честь Святителя Николая как особое явление культуры.
Практическая значимость работы в том, что она обогатит историю не только Чернушинского района, Пермского края, но и православной России. Она также может быть использована в учебном курсе Основы Религиозной Культуры и Светской Этики и спецкурсах при изучении соответствующей темы «Храмы», «Православие», а также при подготовке учебно-методической литературы по истории Николаевского храма, культуры и истории России XIX-XX вв.
2. История храма Святого Николая.
2.1. Истоки возникновения.
Есть красота несказанная, светлая,
Та, что святою не зря называется.
Тихо раскроется тайна заветная.
Русь белой лебедью в сердце останется.
Сном благодатным, радостью сбывшейся –
Час созерцания, Богом подаренный,
Будто бы чудом с Небес опустившийся –
Песней беззвучною – Храм белокаменный…
(М. Кравцова) (9).
В нашем мире все живое тянется к свету. При теплом и ярком свете нам радостно и спокойно. Храм располагается всегда так, чтобы первый луч солнца попадал в алтарное окно, наполняя оттуда светом и все помещение (5, c.41).
Храм – это образ преображенного мира, созидаемого по законам красоты и гармонии.
Храм – «Небо на земле» - особое, отличное от других строений здание, посвященное Богу и предназначенное для совершения богослужений и таинств.
«Благочестивые наши предки не могли жить без храма –он был так же необходим для души народа,как дом и пища для его телесного существования»Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ.
В словаре В.И.Даля читаем: слово «храм», храмина, хоромы – жилой дом. Храм и храм Божий – здание для общественного богослуженья, всякого исповеданья; церковь».
История нашего Николаевского храма, как и всего поселка, связана со многими именами в истории края. Земля, где был основан пос. Николаевский и ряд окрестных деревень, в прошлом была приобретена статским советником Елисеем Чадиным у башкир. Тогда же был пущен в действие и винокуренный завод. Владельцы имения и завода неоднократно менялись…
В конце 18 века на месте Николаевского завода существовала небольшая деревушка Панова. Удачное местоположение, близость речки привлекли внимание помещика Елисея Леонтьевича Чадина. Здесь он и решил устроить своё родовое имение. В 1805 году Е. Чадин получил у епископа Иустина разрешение на строительство деревянной церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая. И уже в следующем году был заложен фундамент под каменную церковь. Вскоре по неизвестным причинам работы были приостановлены. Проходили десятилетия, но строительство не возобновлялось.
Менялись владельцы Николаевского завода. В тридцатых годах 19 века им стал чиновник Фёдор Дмитриевич Суворов. Он обратился к преосвященству Аркадию с прошением об открытии прихода. В 1834 году появляется причт в составе священника (первым был Василий Тимофеевич Пьянков) и диакона. В 1851 г. имение приобретает Павел Дмитриевич Дягилев. В то время Павел Дмитриевич уже был отставным военным, он прошел русско-турецкую кампанию 1828-1829 гг. и закончил службу в чине майора. Обладая большими капиталами, Павел Дмитриевич развил находящийся в центре его имения, в селе Николаевском, винокуренный завод. К 1854 году П.Д. Дягилев достроил в новом имении на старом фундаменте церковь, заложенную прежним хозяином земель. А на месте бывшей деревянной часовни, также построенной в имении бывшими владельцами, началось строительство нового храма (Приложение 3).
На строительство храма было выделено свыше 50 тыс. рублей. Сумма была феноменальной, если учитывать, что корова в то время стоила 3 рубля. Храм стал главным центром православной общины округи, он выполнял важные миссионерские и просветительские задачи. Современники вспоминают, что храм поражал не только своей внешней архитектурой, но и «дороговизной утвари и ризницы, внутренним благополучием».
Архитектурные приемы, примененные для строительства храма, уникальны. Крестьяне окрестных деревень и сегодня помнят рассказы прадедов о том, что для крепости стен строительный раствор замешивали на яйцах и молоке.
Иконостас был заказан в Петербурге в мастерской А. И. Тура. Подбирал иконы сам П.Д. Дягилев. Это были точные копии известных православных иконописных святынь: местные иконы иконостаса Спасителя и Богоматери - из Киево-Печерской Лавры, Боголюбская икона Божьей Матери и икона святителя Стефана Великопермского - из Московского храма Спаса на Бору, святого Иоанна - из Новгорода, а икона Успения Богородицы - из Гефсиманского храма, что близ Иерусалима. Храмовая икона Святителя Николая чудотворца, с капсулой, в которой находилась земля из гробницы святого, - была привезена из Мирликийской церкви, где находятся мощи этого угодника Божия. Специально для храма отлили десять колоколов; самый главный, благовестный, весил 192 пуда. Пол храма выложили из натурального камня, а в алтаре настелили дубовый паркет. Из Петербурга была доставлена богатая утварь, ризница, книги (Приложение 4).
В архитектурном плане Никольский храм это уменьшенная копия храма Вознесения Христова в Москве (архитектор Нельсон-Гирт). По этому же проекту построена Канавинская церковь близ Нижнего Новгорода.
Семь лет длилось строительство великолепного пятиглавого каменного храма, и 14 августа 1860 года архиепископ Пермский Неофит в присутствии многочисленных гостей и прихожан совершил великое освящение новоустроенной приходской Никольской церкви.
Вполне закономерно, что храм имел огромное значение для окрестных селений и для юга тогдашней Пермской Губернии. Величественное архитектурное строение, высотой более 50 метров, видимое на десятки километров вокруг, поражало современников своей красотой. Колокольный звон из 10 колоколов, также привезённый из столицы, был слышен на несколько вёрст вокруг. Приближаясь к селу, первым путники видели величественный храм. Сотни прихожан участвовали в храмовых праздничных торжественных богослужениях. Храм оказывал огромное влияние на социальную жизнь людей, их быт и уклад. По традиции тех времён, в храме хранился метрический архив с записями данных о гражданском состоянии жителей всех окрестных селений. Часть этого архива сохранилась до настоящего времени.
Известность личности Павла Дмитриевича Дягилева, как крупного промышленника и мецената многих православных храмов России, также придавала особое значение храму.
В январе 1891 году наследники Дягилева продали Николаевский завод новому хозяину – крестьянину Таушинской волости Николаю Дмитириевичу Сибирякову. Со смертью П.Д. Дягилева время расцвета Николаевского закончилось. Сам поселок никогда не был большим населенным пунктом – в начале ХХ века он насчитывал 8 дворов с населением 64 чел., в 1926 г. – 18 дворов с 74 жителями (Приложение 5).
В 20-З0-е годы двадцатого столетия Заводо-Николаевская церковь разделила судьбу большинства храмов России. Гонения, обрушившиеся на Русскую Православную Церковь, преследование и уничтожение духовенства, - всё это приводило к постепенному запустению Николаевского храма. Если в 20-е годы и проводились некоторые работы по поддержанию храма, то в последующие годы уже ничего не делалось. Так в 1923 году ремонтировалась печь, а в 1925 году покраска кровли. В 1928 году ремонтировался дом церковных служащих.
В 1937 году храм был закрыт. Из акта состояния известно, что из-за протекания кровли началось отслоение штукатурки, появились трещины в стене с западной стороны, в значительной мере разрушено крыльцо, вывалились облицовочные плиты цоколя, в аварийной состоянии находилась голландская печь в сторожке.
В 50-е годы в подвале храма было устроено хранилище картофеля. В это же время началась, в основном, утрата и богатого внутреннего убранства храма. С 70-х годов храм остался без какого-либо присмотра. Колокола были сняты и отправлены на переплавку.
Величественное в прошлом сооружение, было подвергнуто варварскому разграблению и поруганию (Приложение 6).
Наши предки с древности были убеждены, что на страже человека, помимо щита и меча воинского, стоят еще щит и меч духовные – это вера, молитва, любовь и покаяние. Они, как щит, обороняют человека от зла, и, как меч, поражают грехи. Поэтому, зияющие пустые оконные проёмы, протекающая кровля, постоянно привлекали к себе внимание людей. Не могли исчезнуть в вечности труды наших славных предков, создававших столь прекрасные строения.
Николаевская церковь простояла закрытой, но находилась под присмотром жителей села и по благоприятным стечениям обстоятельств сохранилась до наших дней почти полностью, имея лишь небольшие разрушения внутри.
2.2. Возрождение. Современные преобразования.
«Время разбрасывать камни и время – собирать камни…»
Еклессиаст (10).
Во второй половине 80-х годов общественность начала открыто высказывать обеспокоенность состоянием этого замечательного памятника архитектуры. Появились статьи в газетах и областное управление культуры было вынуждено направить комиссию для обследования здания.
В результате, спустя почти два десятилетия, в 1989 году было принято решение о постановке Никольской Церкви на государственный учёт как памятника архитектуры областного значения. Через год этот вопрос положительно решён и Облисполкомом. И только в 1992 году начались проводиться некоторые шаги по реставрации храма.
До наших дней сохранился в едином историко-архитектурном комплексе двухэтажный каменный дом настоятеля храма. Ранее, симметрично ему, располагался второй, такой же, - дом управляющего Николаевским заводом. За храмом, на нижней террасе, был устроен обширный пруд, в зеркальной глади которого отражался удивительный Николаевский храм.
В 1995 году для восстановления порушенной святыни Отечества нашего, Указом тогдашнего Правящего Епископа Пермской Епархии Владыки Афанасия в храм, для проведения реставрационных работ, назначается Настоятель – священник Алексий Носов. А уже 25 декабря 1995 года Решением священного Синода Русской Православной Церкви, согласно Рапорта Епископа Пермского и Соликамского Афанасия, при храме утверждается Свято – Никольский женский монастырь.
Первоначально потребовалось обеспечить зарождающуюся монашескую обитель регулярными храмовыми богослужениями. Так появился, при помощи администрации Чернушинского района и муниципальных предприятий, домовый храм в честь Иверской иконы Божией Матери, располагающийся в доме, принадлежавшем ранее настоятелю храма.
Богослужения же в Никольском храме не возобновлялись ещё несколько лет.
Все понимали, что для проведения серьёзных реставрационных работ, потребность в которых возрастала с каждым годом, были необходимы значительные финансовые средства и большой человеческий труд. Самостоятельно монастырь решить эту проблему не мог. Лишь после обращения Настоятеля храма, тогда уже иеромонаха Амвросия (Носова) к руководству Нефтяной Компании «ЛУКОЙЛ – Пермь», было принято решение о финансировании и организации реставрационных работ по храму. Генеральный директор Николай Иванович Кобяков, понимая важность возрождения православной духовной культуры в жизни людей, фактически становится ктитором (попечителем) храма и всего монастыря.
За небольшой исторический отрезок времени уже удалось сделать очень многое:
Установлены 54 окна в храме.
Полностью заменена кровля на храме на новую.
Изготовлены и установлены новые входные двери.
К монастырю проложена хорошая гравийная дорога.
Приобретено и установлено осветительное оборудование в храме.
Приобретена церковная утварь и богослужебное облачение для монастырской ризницы.
Построена новая пекарня для выпечки хлеба и просфор.
В 1998 году в реставрации Николаевского храма принимал участие отряд волонтёров, из них – 8 иностранцев: Джо – учитель из Америки, Корнелия и Барбара – студентки из Германии и Швейцарии, Ливия из Бельгии. «Мы хотим показать, что когда люди разных стран работают вместе, делают что-то полезное , то им не мешают различия в религии, обычаях, привычках», - говорили они о совместной трудовой вахте.«Я горд, что соприкоснулся с историей России», - сказал на прощанье американец Джо.
В конце лета 2000 года при финансовой поддержке руководителей предприятий нефтяного комплекса и лично Генерального директора Н.И. Кобякова были отлиты и освящены новые 12 колоколов для храмовой звонницы.
На праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 2003 году было запущено новое отопление в храме. Это дало возможность совершение регулярных богослужений в храме в течение всего года.
И в праздник Рождества Христова 2004 года впервые, после почти семидесяти лет запустения, совершилось ночное рождественское богослужение. Затеплились лампады, загорелись свечи, повеяло ладаном, зазвучали молитвы. В храме возродилась духовная жизнь.
В беседе отец Амвросий, пригласивший на молитвенное стояние и Крестный ход, сказал: «Враги Божии разрушили только здание храма, а истинный храм, в душах наших прихожан, никто разрушить не в силах. Вот, видите, люди молятся, и в этом наша победа.»
«Сейчас в России не власть строит и восстанавливает храмы, а верующие. Открытие и восстановление храмов происходит снизу, значит вера нужна людям» Святейший Патриарх Алексий II(11).
В 2005 году для монастырской звонницы в городе Екатеринбурге на предприятии «Благовест» был отлит Большой Благовестник весом 3,5 тонны и на праздник св. апостолов Петра и Павла 12 июля, при огромном стечении богомольцев и руководителей предприятий района и области, он был освящён собором духовенства и поднят на левую звонницу храма. Восстановлен исторический храмовый липовый парк, с сохранившимся на его территории «барским погостом». На месте разрушенного Казанского храма установлен Поклонный Крест, а место, чуть вдалеке от него, выделено под монастырское кладбище (Приложение 7).
Как и почти полтора века тому назад, храм постепенно становится вновь центром духовно – административной церковной жизни юга Пермского края. С 2002 года Настоятель храма и Духовник монастыря Игумен Амвросий (Носов) является благочинным Южного округа Пермской Епархии, в состав которого входят 7 административных районов юга Пермского Края. На начало 2008 года в монастыре числится в штате 2 схимонахини,3 монахини, 5 инокинь, 6 послушниц. В монастыре регулярно совершаются все монастырские храмовые богослужения, читается «неусыпаемая псалтирь», имеется своя небольшая библиотека. В ведении монастыря находятся земельные угодья в количестве 11 гектар. На них, помимо липового парка и пастбищ, расположены и монастырские огороды, которые ежегодно дают для нужд монастыря хороший урожай.
В Никольском храме монастыря имеется два ковчега с частицами мощей многих угодников Божиих, в числе которых, частица мощей святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, частица мощей св. Иоанна Крестителя, святителя Филарета Московского, частица мощей преп. Серафима Саровского. Рядом с Никольским храмом находится Святой Источник, освящённый в честь святителя Николая Чудотворца. Над источником устроена Часовня, в которой каждый желающий может набрать для своих нужд святой воды.
Восстанавливающийся памятник русского зодчества привлекает к себе внимание паломников и туристов, которые уже во множестве стремятся побывать в этих славных исторических местах.
В монастыре также расположена и резиденция Благочинного Южного округа в составе которой игуменский корпус и канцелярия с архивом, в котором хранятся документы о храмах всего юга Пермского Края.
Монастырь, восстанавливаясь сам, приобретает статус культурно – исторического центра. В 2004 году, по благословению Епископа Пермского и Соликамского Иринарха (Грезина) монастырём организована и открыта Православная Воскресная школа в городе Чернушка, в который уже занимаются более 60 учащихся. Участвует монастырь и в проведения различных культурных мероприятий, связанных с именами Дягилева и Сведомских. Неоднократно утварь из монастырской ризницы выставлялась для выставок не только в краеведческом музее в городе Чернушка, но и в других музеях и выставках (Приложение 8).
Христианский мир. Православный храм Святого Николая в г. Демре
(древней Мире) в Турции.
Паломничество. Демра.
Образ простой и смиренный
В доме у мамы моей.
Это Угодник чудесный,Легче с ним, веселей.
Никола внимательно смотрит…Он чем-то похож на отца.Сердце скорбное просит,Из глаз покатилась слеза:«Угодник милый, Никола,За Русь перед Богом моли!От безбожия, и расколаНаши сердца сохрани»…
Братья Андрей и Алексей Башкировы,
г. Вологда (12)
Народный календарь различает два дня, посвященных Николаю Угоднику: Никола зимний - 19 декабря, и Никола весенний (летний) - 22 мая.
Следуя заветам предков, нашей семьей было принято решение (дано обещание) побывать в городе Демре в храме Святого Николая, прикоснуться к святыням Православного мира. Этот выбор не случаен: история Турции связана с летописью Православной Церкви. Некогда забытые, занесенные песками христианские святыни снова притягивают многочисленные группы паломников. Возможность побывать в местах, где некогда проповедовали сами апостолы, появиласьи у наших соотечественников.
Родился будущий Святитель в городе Патара, относившемся к Ликийской области. Ликия, расположенная в Малой Азии, близ Средиземного моря, и ныне входящая в состав Турции – один из древнейших очагов цивилизации, где расцветала античная культура и творилась древняя история христианской церкви.
Святыня, оживляющая Миры Ликийские Божественной благодатью – храм Святителя Николая, где до 1087 года почивали его многоцелебные мощи. Богослужение здесь совершается дважды в год – в дни памяти Святителя, греческим православным духовенством. В прочее время храм действует как музей. Ведется реставрация, благодаря которой церковь уже не выглядит как руины, но представляет собой полноценное здание. Внутри частично сохранились прекрасные старинные росписи.
Перед входом в церковь расположены внутренний двор и двойной нартекс – помещение, предназначенное для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения. В полукруглой части центрального нефа находился синтронон с рядом мест для священников, кафедрой епископа и нижней галереей. Центральный неф отделён от боковых приделов сводчатыми галереями. Крышу церкви изначально венчал купол, во время реставрации заменённый сводом. Несмотря на свой очень древний возраст, в церкви прекрасно сохранились настенные фрески и росписи XI и XII веков, который придают помещению совершенно необыкновенный вид. Пол церкви выложен мозаиками с геометрическими узорами. Считается, что эта мозаика была уже в том древнем храме и существовала еще до того, как в Демре пришел Николай Чудотворец (Приложение 9-10).
В настоящее время пол церкви находится на 7 метров ниже уровня земли. Церковь Святого Николая представляет собой уникальную базилику в форме прекрасного креста с единственным достаточно большим помещением. Это помещение покрыто куполом.
Помимо саркофага, где почивали мощи Св. Николая, в храме сохранилось несколько безвестных гробниц, вероятно принадлежавших каким-то угодникам Божиим. Все они, кроме одной, были вскрыты и сегодня пусты. На единственной же, оставшейся нетронутой, гробнице, камень крышки хранит черные следы – словно от вырвавшегося из-под нее пламени, напоминает о чудесах некоторых святых, не позволявших нарушить место своего погребения. Саркофаг Св. Николая был опознан археологами по следам жидкости – мира – вытекавшей из него, когда еще почивали мощи Угодника Божия. А мощи его сегодня хранятся в далеком итальянском городке Бара, куда были перевезены купцами из завоеванных турками, Мир Ликийских в 1087году.
…. В 1956 и 1986 годах на месте церкви Святого Николая были произведены археологические раскопки. Храм Св. Николая считается лучшим из сохранившихся памятников церковного Анатолийско-Византийского зодчества. Здание было возведено в VII столетии от Р.Х. и относится к раннему базиликальному типу средневековой Византийской архитектуры. Дошедшее до наших дней строение было отреставрировано в XI столетии. К этому времени относятся и сохранившиеся фрески. Затем последовали годы запустения, когда христианского населения в отошедшем к Османской империи городе совсем не осталось…
В середине XIX в., в правление Императора Николая I, Россией была предпринята попытка приобрести территорию, на которой расположен храм, и возродить древнюю святыню. Турецкое правительство сначала изъявило согласие, была начата реставрация. Были произведены раскопки, восстановительные работы. К зданию пристроили купол и колокольню. К сожалению, вскоре в дело вмешались политические интересы, и русское присутствие на малоазийской земле было прекращено.
Из памятников античности в Мирах сохранились целые комплексы гробниц и амфитеатр, где помимо обычных представлений, проходили гладиаторские бои с дикими животными. В годы земной жизни Св. Николая Миры были столицей Ликийской области, а их епископ занимал в церковной иерархии второе по значимости место во всей Анатолии.
Очень необычно для христианского храма увидеть на стенах карточные масти. Как объяснил гид, это известная христианская символика, которая позже стала использоваться в картах: черви символизирует сердце Христа, бубны – его рану, пики – копье, которым нанесли рану, а трефы символизируют распятие. Вот почему играть в карты в христианстве считается большим грехом, ведь тем самым мы глумимся над историей распятия Христа (Приложение 11).
Из жития Угодника Божия мы узнаем, что он совершил паломничество в Святую Землю и даже намеревался закончить здесь, в пустынном уединении, свои дни, но Господь чудесным явлением призвал его к служению у себя на родине.
С земной жизнью святого Николая Чудотворца связан и еще один уголок Средиземноморья.
Бейджала – поселок в Палистине (Израиль) неподалеку от Вифлеема. Здесь по сей день сохраняется небольшой каменный домик, в котором проживал Святитель Николай во время своего двухлетнего пребывания на Святой Земле. Домик этот находится на территории православного храма, где регулярно совершается богослужение, а священник прекрасно говорит по-русски и радушно встречает паломников. Незримое присутствие Святого Николая в Бейджале ощутимо. О нем свидетельствует хотя бы то, что большая часть населения поселка исповедует православную веру (что в Израиле встречается отнюдь не часто). В шестидесятые годы XX в., во время вооруженного конфликта между израильтянами и палестинцами, Угодник Божий вступился за свой храм и верных. Бейджала расположена на пригорке, по которому с соседней возвышенности велся прицельный огонь. В это время на крыше православной церкви появилась видимая всем сияющая фигура Святителя, который ловил рукой пролетавшие снаряды и пули, и складывал их в свой омофор. Это видел и находившийся в соседнем католическом монастыре кардинал. Он написал о чуде папе Римскому, и тот прислал в Бейджалу дары: православному храму – частицу мощей Святителя Николая, а католическому – копию иконы из Бари. Частица мощей Угодника Божия, как и икона, изображающая его Бейджальское чудо, встречают православных паломников, пришедших поклониться этому святому месту (Приложение 12).
Образ Святого Николая Угодника
Изучая историю храма Святого Николая, я заинтересовался образом самого святого Николая.
Его чтут и Западная Церковь, и православный мир. Но именно в России даже далекие от Церкви люди знают Николая Угодника как самого почитаемого русским народом святого. Помимо посвященных ему особых праздников память святителя Никола Чудотворца Церковь отмечает каждый четверг. Часто поминается св. Николай на богослужениях и в другие дни недели.
Помимо житий св. Николая, вошедших в церковное Предание, о нем сложено множество легенд и притч. Большинство из них рисует Николая Чудотворца как помощника тех, кто попал в беду.
Например, одна из притч рассказывает, как св. Касьян (Кассиан) прошел мимо селянина, у которого воз увяз в грязи, а св. Николай остановился и помог ему, хотя и весь выпачкался. За это Господь даровал ему два памятных дня в году против одного раз в четыре года у Касьяна (29 февраля) (13).
Святой Николай считается покровителем мореплавателей, детей, учащихся, всех терпящих беды и несправедливые гонения.
На Западе образ св. Николая соединился в народном сознании с древними языческими божествами. Так возник фольклорный герой Санта-Клаус (святой Николас), который дарит детям подарки на Рождество. Святой Николай всегда приходит ночью. Дети стран Европы, желающие получить подарки у двери или под окном, ставят начищенный ботинок, а рядом с ним кладут морковку или пучок сена, чтобы ослик Святого Николая не прошел мимо. Если в доме есть камин, то около него обязательно вешается самый большой носок.
В восточнославянской традиции культ Николы по значимости приближается к почитанию самого Бога (Христа). По народным верованиям, Никола — «старший» среди святых, входит в св. Троицу и даже может сменить на престоле Бога. У восточных и западных славян образ св. Николая по своим функциям («начальник» рая — владеет ключами от неба; перевозит души на «тот свет»; покровительствует ратникам) связан с образом св. Михаила.
В народных легендах и духовных стихах, отчасти сложившихся под влиянием жития святого, Николай — покровитель моряков и рыбаков (спасает корабль во время бури; ср. обычай рыбаков первый улов жертвовать св. Николаю), защитник обездоленных (тайно подбрасывает деньги в дом бедного человека, опекает вдов и сирот), «скорый помощник» (сохраняет посевы от града и скот от хищных зверей).
Св. Николая считают своим покровителем торговцы, охотники, мельники, овчары.
В день Николы Вешнего первый раз выводили коней на выпас — «Пришел Николай — коней выпасай» (рус., укр.), начинали стричь овец, сеять гречиху и купаться (укр.). В Болгарии ко дню св. Николая (зап. болг. «Сухой св. Никола», «Летняя Никола») приурочивались обряды вызывания дождя (14).
На Руси день Николы Зимнего традиционно отмечали коллективной трапезой («николыцина»), для которой специально варилось пиво. На Украине «николыцину» справляли также в день Николы Вешнего. В Болгарии зимний праздник в честь св. Николая назывался «Рыбный св. Никола» (обязательным угощением в этот день был карп, который, согласно легенде, является «слугой» св. Николая), «Мокрый св. Никола» (14).
У православных южных славян св. Николай почитался как родовой и семейный, как покровитель девушек на выданье (обычай жертвовать цветы и дары к иконе св. Николая).
В русских заговорах св. Николай защищает от колдунов, порчи, болезней оружия, огненного змея, летающего к девице; исцеляет людей и скот. В сербских заговорах «св. Никола, св. Еврем и св. Йован» едут на белом коне, прогоняя и унося болезни.
Основные занятия св. Николая (покровитель скота и диких зверей, земледелия, пчеловодства, связь с загробным миром), противопоставление Николая как «милостивого» святого «грозному» св. Илье в фольклорных легендах свидетельствуют о сохранении в народном почитании св. Николая следов культа языческого божества (Волоса). В древние времена Велеса заменил Николай-Угодник — один из наиболее почитаемых на Руси святых, а также св. Георгий. В Слуцком Полесье, чтобы прекратился град, выносили на улицу дежу, хлебную лопату, а иногда крышку дежи, положив на нее образ св. Николая (14).
Обычаев, легенд и традиций, связанных с празднованием дня святого Николая, сложилось очень много. Так, хозяин вставал на рассвете и первым обходил свое подворье. Считалось, что если его кто-нибудь опередит, то в следующем году семью может постигнуть несчастье — потеря кормильца.
Появление каждой новой иконы связано с конкретными случаями благодатной помощи Великого Чудотворца. По местам прославления икон или чудесам от них образы Николы получали различные названия – «Никола Мокрый», «Никола Зарайский», «Никола Можайский» и др.
Первое чудо святителя Николая на Руси связано с образом Николы Мокрого. Название иконы связано с княжеским двором, где в 1113 году был построен Никольский собор, в котором находился чудотворный образ. История обретения иконы и строительства Николо-Дворищского собора отражена в новгородских летописях и в сказании об иконе. Там построил князь Мстислав Владимирович, сын Владимира Мономаха, после одержанной им победы над Чудью и исцеления от иконы Николая чудотворца. Князю Мстиславу, тяжело заболевшему параличом. Было во сне явление Св.Николая, обещавшего ему исцеление и повелевшего послать в Киев за его иконой, которая должна быть найдена на хорах Софийского собора. Святитель точно описал икону круглой формы и указал её размер. Посланцы князя, едва выехав из города, попали в бурю на Ильмень-озере и, пристав к острову Липно. 3 дня ждали погоды. На четвёртый день они увидели плавающую в воде икону, точно соответствующую описанию, и вернулись с нею в Новгород. Впоследствии на острове был основан Липенский Никольский монастырь (15).
Иконы Николая Чудотворца с мечом в правой и городом в левой восходят к чудотворному образу Святителя,прославившемуся в городе Можайске. Над воротами Можайской крепости, в особом киоте стояло резное деревянное изображение Святого Николая, защищавшее город от вражеских нашествий. Чудо от этого образа, послужившее спасению города от вражеской рати, положило начало его прославлению и распространению его изображений.
По преданию, в начале XIV века, напавшие на Можайск татары, были остановлены устрашившим их видением стоящего в воздухе над городом Святителя Николая с мечом в правой и изображением града в левой руке.
День кончины Николая Чудотворца - б (19) декабря - отмечается на Руси как день обретения земной Церковью нового небесного заступника.
Святитель Николай скончался в глубокой старости, посвятив свою жизнь делам милосердия и помощи обиженным, а после смерти стал покровителем плавающих и путешествующих, заступником вдов и сирот. Как говорили в старину на Руси, «Никола – второй после Бога заступник».
Святой Николай всегда казался мне каким-то сказочным персонажем. Но побывав на этой древней земле, начинаешь ощущать связь времён, чувствовать, что и правда, жил когда-то священник Николай, свято веривший и оберегавший свою веру, защищавший обездоленных, даривший подарки детям, подвергаемый гонениям и почестям, творивший чудеса и просто выполнявший свой долг священника.
Есть в этом месте святость и покой. Побывав в городе Демре, я посетил церковь Николая Чудотворца. Сегодня численность христиан на этой территории составляет лишь 0,2% населения. Следствием этого стало медленное угасание духовной жизни там, где когда-то жили первые христиане. Мои исследования помогли понять, что люди во все времена старались исполнить нравственные законы, которые издавна именуются заповедями Божиими.
Заключение.
Моя исследовательская работа – это обращение ко всем, кто неравнодушен сегодня к проблеме исчезновения с лица Земли русских сел и деревень – малой Родины наших великих предков – и разрушения, сохранившихся до наших дней, но оставшихся без приходского участия, без ухода и попечения храмов и церквей, настоящих памятников архитектурного и культурного наследия.
Исследуя документальные материалы местного архива, убеждаешься в том, что памятники культуры связаны с эпохой, с её мастерами. Развитие храмовой культуры в России зависит от того, насколько высок уровень культуры современного общества.
Сегодня возрождается духовная жизнь в храме Святителя Николая благодаря неравнодушным людям, которым небезразлична судьба нынешнего и будущих поколений. Прихожане смогли прийти в храм .В 2004 году совершилось первое рождественское богослужение. В знак уважения к памяти наших предков по заказу администрации Чернушинского района был издан сборник «Святыни утраченные и возрождённые».
Изучив образ Святого Николая Угодника и посетив церковь в Турции, где служил
Святитель Николай, осознаёшь:
Интерес к христианским святыням на турецкой территории возрождается, благодаря русским паломникам.
Бережное отношение к вере своих предков, даже в далеком зарубежье, – одна из сторон нравственной характеристики человека.
Это позволяет нам, подрастающему поколению ощущать себя наследниками прошлого и помогает сознавать свою ответственность перед будущим.
Я узнал, что:
В отличие от многих других храмов Турции, церковь Св. Николая никогда не была обращена в мечеть.
Турки почитают Святителя Николая: жители прибрежных районов по традиции желают отправляющимся в море: «пусть твоим штурвалом правит Ноэль-Баба (Св. Николай)».
В ходе исследования, я провел опрос среди учащихся 4-х классов нашей гимназии и выяснил, что они:
знают о существовании Николаевского храма в Чернушинском районе – 100%;
знают, слышали, читали про историю храма – 2%;
знают об архиепископе Мирликийском – 0%
сделали попытку предложить свою помощь храму – 100%. Было принято решение участвовать в субботнике по благоустройству территории (уборка мусора).
Окружающие нас взрослые понимают, что дети в храме – особые дети. Они не попадут в плохую компанию, не приобщатся к воровству и наркотикам, а когда вырастут, станут добропорядочными и законопослушными гражданами. На таких людях Русь всегда и держалась: кто работает да Богу молится.
Выше облака любого,
Выше неба голубого,
Выше солнышка и звезд
Свой престол Господь вознес;
Где б мы ни были – Он с нами,
Он наш Бог, и потому
Он живет, как будто в храме,
В сердце, преданном Ему.
В. Афанасьев (16)
В ходе работы я определил, что в настоящее время все реже называют детей по церковным святцам, чаще в честь родственников, известных людей.
Имя Святителя Николая носит:
Директор МАОУ «Гимназия» Николай Дмитриевич Волошин(дата рождения – 1 января 1956 г.)
Мой дедушка Николай Васильевич Середа, (родившийся 17 декабря, назвали именно по церковному календарю в честь св. Николая).
Это имя носили люди, которые в разные эпохи и на разных поприщах оставили свой значимый след в истории:
Николай Некрасов – поэт,
государь Николай I, Николай II,
Николай Носов – детский писатель и многие др.
Имя «Николай» (греческое), в переводе означает «победитель народов».
Изучив в архивах множество источников, мы пришли к выводу:
для возрождения духовности необходимо, чтобы дети стремились к познанию истории своего народа, истокам Православной веры наших предков, образов Святителей, сопровождающих человечество на протяжении всей истории.
Моя гипотеза, что изучение истории храма Святого Николая Чудотворца способствует приобщению человека к культурным и духовным традициям, оказалась верной.
Нет сомнения в том, что мои старания помогут мне определить жизненную позицию. Согласие и совесть, любовь к ближнему и служению Отечеству, вера и надежда, труд души и труд земной – все это и многое другое стало для меня не просто красивыми словами. Своими глазами я увидел эти ценности, проверенные веками многих поколений наших предков. Лучше их человечество ничего не выдумало. А потому, как говорили древние мудрецы – не живи так, как хочется, а живи так, как Бог велит.
«Красота храма, красота икон, красота богослужения призваны возрождать изначальную красоту человеческой души. Ведь каждый человек – это образ Божий»
Святейший Патриарх Алексий (17).
5. Список использованной литературы
1) Архивный отдел Чернушинского района. Ф. 85, Оп.1, Д. 166, Л. 38-42
2) Архивный отдел Чернушинского района. Ф. 26, Оп.3, Д. 19, Л. 154.
3) Ведомость о церкви, состоящей в 3-м благочинническом округе Осинского уезда Таушинской волости Пермской епархии в заводе Николаевский за 1920 год. // Ведомость о приходе. Лист 2.
4) История Чернушинского района. Материалы к урокам по историческому краеведению. Автор-составитель Н.А. Козлова. г. Чернушка, 2006г. 152 с.// стр. 24.
5) Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 4 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 2-е. – М.: Издательский дом «Истоки», 2003. – 144 с.
6) Свято-Никольский женский монастырь. История и современность. г. Чернушка, 2008 год. Автор-составитель игумен Амвросий Носов. 28стр. // с. 6.
7) nsportal.ru>Алые паруса>Научно-техническое творчество>
8) www.hram-ks.ru/mesta_svt_Nikol.shtml
9) blagochinie.info›index.php
10) https://sites.google.com›site/bikbarda
11) www.pkrest.ru/n-3/03-7.html
12)www.library.pravpiter.ru
13) www.przd.ru/pravoslavie/sacrednic.php
14) pagan.ru/slowar/n/nikolaj8.php
15) www.pravmir.ru
16) romanov-murman.narod.ru›detki
17) orthodox.patrio.org.ru›
18) hram.ucoz.ru
Приложение 1
…Именно к одному из таких мест на Урале в Пермском крае
можно отнести культурно-исторический памятник
18-19 веков – храм, построенный в честь
Святителя Николая (Николаевский храм) …
Приложение 2
…Однако, среди всех икон, меня привлекала, тянула к себе одна икона - та, что носит имя Святителя Николая Чудотворца…
Приложение 3
…История нашего Николаевского храма, как и всего поселка,
связана со многими именами в истории края…
Приложение 4
…Современники вспоминают, что храм поражал не только своей внешней архитектурой, но и «дороговизной утвари и ризницы, внутренним благополучием»…
Приложение 5
Владельцы Николаевского завода
год |
Владелец |
Священнослужитель |
1805 год |
Статский советник Елисей Леонтьевич Чадин |
Разрешение епископа Иустина |
тридцатые годы 19 века |
Чиновник Фёдор Дмитриевич Суворов |
Прошение к преосвященству Аркадию |
1834 год |
Чиновник Фёдор Дмитриевич Суворов |
Священник (первым был Василий Тимофеевич Пьянков) |
1851 год |
Меценат Павел Дмитриевич Дягилев |
|
14 августа 1860 года |
Меценат Павел Дмитриевич Дягилев |
Архиепископ Пермский Неофит |
Приложение 6
Год |
Работы |
1923 год |
Ремонт печи |
1925 год |
Покраска кровли |
1928 год |
Ремонт дома церковных служащих. |
1937 год |
Храм был закрыт |
50-е годы |
Устроено хранилище картофеля |
70-е годы |
Храм остался без какого-либо присмотра |
Запустение, XX век
Приложение 7
..На праздник св. апостолов Петра и Павла 12 июля Большой Благовестник весом 3,5 тонны был освящён собором духовенства и поднят на левую звонницу храм…
Приложение 8
..Монастырь, восстанавливаясь сам, приобретает статус культурно – исторического центра…
…На начало 2008 года в монастыре числится в штате 2 схимонахини,3 монахини, 5 инокинь, 6 послушниц…
Приложение 9-10
…Следуя заветам предков, нашей семьей было принято решение (дано обещание) побывать в городе Демре в храме Святого Николая, прикоснуться к святыням Православного мира…
Приложение 11
…Очень необычно для христианского храма увидеть на стенах карточные масти…
Приложение 12
…В южном нефе церкви, находится повреждённый саркофаг, в котором, как полагают, и был захоронен святой…
Приложение 13
…Бейджала – поселок в Палистине (Израиль) неподалеку от Вифлеема. Здесь по сей день сохраняется небольшой каменный домик, в котором проживал Святитель Николай во время своего двухлетнего пребывания на Святой Земле...
Приложение 14
…Святая Церковь Православная чествует память святителя Николая не только 6 декабря и 9 мая, но и еженедельно, каждый четверг…
Приложение 15
…В ходе исследования, я провел опрос среди своих одноклассников…
А - знают о существовании Николаевского храма в Чернушинском районе – 100%;
Б - знают, слышали, читали про историю храма – 2%;
В - знают об архиепископе Мирликииском – 0%;
Г - сделали попытку предложить свою помощь храму – 100%.