ЕКАТЕРИНА РОМАНОВНА ДАШКОВА: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ 1762 ГОДА ГЛАЗАМИ ЕГО УЧАСТНИКОВ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЕКАТЕРИНА РОМАНОВНА ДАШКОВА: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ 1762 ГОДА ГЛАЗАМИ ЕГО УЧАСТНИКОВ

Исаева Н.В. 1
1МОУ «СОШ№2 ЗАТО Сетлый Саратовской области"
Соколов И.Ю. 1
1МОУ "СОШ №2 ЗАТО Светлый Саратовской области"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Екатерина Романовна Дашкова – очень яркий пример целеустремленного, упорного, старательного и не сдающегося просто так человека. Узнав подробно о жизни и достижениях Дашковой, мы понимаем, как много может сделать образованный человек для своего государства. Уникальность фигуры Екатерины Романовны в том, что она была и остается единственной в истории женщиной, которая возглавила две Академии наук.

Мне понравилась личность Дашковой потому, что она всегда умела сопереживать, она думала не только о себе, но и о людях, окружающих ее, а также о своем Отечестве. Например, Дашкова с сочувствием отнеслась к положению Екатерины II, когда Петр III унижал ее и угрожал ей даже в присутствии посторонних людей, потому Екатерина Романовна помогла будущей императрице свергнуть своего супруга.

Самым главным источником моей работы являются «Записки» Екатерины Романовны Дашковой1. Этот текст относится к особой группе исторических источников, а именно, к воспоминаниям или мемуарной литературе. Самая главная особенность этой группы источников – это субъективность. Автор мемуаров обычно хочет показать свою роль в том или ином событии, оправдаться перед современниками и потомками, объяснить причины того или иного своего поступка.

Следовательно, целью моей роботы является показать, как выглядел государственный переворот 1762 года глазами Е. Р. Дашковой и сопоставить ее мнение с мнением других участников заговора и современников. Для этого я также использую «Записки» императрицы Екатерины II2, ее письма3, а также письма англичанки Вильмонт4, которая была хорошо знакома с Е.Р. Дашковой.

Биография

Княгиня Екатерина Романовна Дашкова (в девичестве Воронцова) прожила очень интересную и полную лишений жизнь. Родилась она в 1744 году в Петербурге5. Уже ее рождение обещало ей необычную судьбу. Она происходила из древнего боярского рода. Ее предки известны в истории как выдающиеся государственные деятели, занимавшие ключевые посты в стране с начала XVI века. Отец Роман Илларионович Воронцов был сенатором, наместником в различных губерниях Российской Империи, мать Марфа Ивановна происходила из богатой купеческой семьи Сурминых6. Однако, ее воспитанием занимался дядя Михаил Илларионович, крупный государственный деятель и дипломат времен Елизаветы Петровны, канцлер, друг и покровитель М.В. Ломоносова. Михаил Воронцов был женат на Анне Карловне Скавронской, которая приходилась племянницей Екатерине I и двоюродной сестрой Елизавете Петровне. Поэтому крестными родителями Екатерины Воронцовой стали императрица Елизавета Петровна и будущий император Петр III7.

Литературная деятельность Екатерины Романовны началась в ее молодые годы, когда она жила в доме своего дяди, Михаила Илларионовича Воронцова. Дашкова получила блестящее образование: изучила четыре иностранных языка (французский, немецкий, английский и итальянский), которыми впоследствии свободно владела; занималась музыкой, танцами, рисованием. Е.Р. Дашкова в детстве много читала. «Моими любимыми авторами были Бейль, Монтескье, Вольтер и Буало», - позднее сообщала она в своих записках. «Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы... Выписывал из Франции все вновь появившиеся книги. Он оказывал особое внимание к иностранцам; от них он узнал о моей любви к чтению; ему были переданы и некоторые высказанные мною мысли и замечания, которые ему так понравились, что он предложил снабжать меня всеми литературными новинками... Никогда драгоценное ожерелье не доставляло мне больше наслаждения, чем эти книги»8.

Екатерина Романовна – участница государственного переворота 1762 года. Этот государственный переворот имел для Дашковой особое значение и важность, потому что если бы он не удался, неизвестно какой бы была наша страна и, что случилось бы с людьми-заговорщиками и самой императрицей.

После переворота еще одной важной страницей в жизни Екатерины Романовны стала поездка за границу. Дашкова объясняла этот шаг тем, что в России она не могла дать своим детям хорошее образование. В Европе она встретилась со многими выдающимися деятелями и мыслителями того времени: Вольтером, Д. Дидро, А. Смитом.

Находясь за границей, Екатерина Романовна не прекращала быть патриоткой своей Родины. В одной из гостиниц она увидела картины, на которых изображались победы иностранцев и поражения русских воинов, когда на самом деле победа была одержана Россией. Это рассердило и возмутило Дашкову. Подговорив своих знакомых из России, она предложила ночью собраться и перекрасить форму солдат на картинах, что и было сделано.

Дашкова вернулась из Европы с репутацией образованнейшей женщины своего времени. В 1783-1796 годы она стала директором Петербургской Академии наук и президентом Российской академии. До прихода Дашковой за Академией имелись долги, профессора не получали жалованья, отсутствовали средства для оплаты арендуемых помещений, на приобретение бумаги и т.д. Заботами директора Академии наук типография обзавелась новыми шрифтами, академическая библиотека пополнилась новыми книгами, в библиотеке был составлен каталог книг, значительно снижены цены на издаваемые Академией книги и карты – до этого они продавались по столь высокой цене, что это препятствовало «осуществлению благодетельных намерений государыни, направленных к распространению просвещения»; приведены в порядок коллекции минералов, архив Академии, в гимназии учениками оставлены только молодые люди, проявившие способности к науке9.

Мисс Вильмонт, приятельница Дашковой, англичанка, гостившая продолжительное время у княгини и, следовательно, наблюдавшая за нею с близкого расстояния, писала: «Мне часто приходила в голову мысль, как трудно было бы очертить характер княгини Дашковой, если б кто принялся за него; я даже думаю, что это невозможно. Особенности ее характера и отдельные стороны до того разнообразны, что описание их показалось смешением противоположных человеческих крайностей. В ее натуре можно найти элементы всех темпераментов, всех возрастов и состояний. Мне кажется, она была бы на своем месте и управляя государством, и командуя армией. Она рождена для поприща в широких размерах и доказала это тем, что восемнадцати лет от роду стояла во главе революции; а потом в продолжение двенадцати лет управляла двумя академиями»10. Следственно, княгиня, с одной стороны, очень опытный и талантливый организатор, сведущий в разных областях человек. Но была у ее характера и другая сторона. На склоне жизни Екатерины Романовны, она же писала: «В наружности, разговоре и манерах есть какая-то оригинальность, отличающая ее от других людей. Она помогает каменщикам возводить стены, сама проводит дороги и кормит коров, сочиняет музыкальные пьесы, пишет статьи для печати и громко поправляет священника в церкви, если тот отступает от правил, а в театре прерывает актеров и учит и их, как надобно выполнять роли. Княгиня вместе доктор, аптекарь, фельдшер, купец, плотник, судья, администратор»11.

Дашкова в тоже время была прямолинейным человеком, у которого на все есть свое мнение. Этим мнением она всегда стремилась поделиться с окружающими и часто, даже его навязывала. Из-за этой черты ее характера, с ней было сложно общаться самым разным людям, даже ее детям, с которыми у нее не сложились отношения12.

Государственный переворот

Екатерине Романовне приходилось часто наблюдать за грубыми выходками Петра Федоровича по отношению к своей жене, нелюбовь к России и русским обычаям, издевательство над православным духовенством, слепое преклонение перед прусским королем Фридрихом II. Это нелепое, по мнению Дашковой, поведение императора вызвало у нее нелучшие чувства13. По воспоминаниям самой императрицы «Шталмейстер Нарышкин, фаворит государя, говорил при его жизни: «это — царство безумия; все наше время проходит за едой, вином и деланием сумасбродств»14.

Петр III нередко говорил, о том, что разведется с женой и заточит ее в монастырь. Это не могло нравиться Екатерине II, но она все-таки оставалась в стороне от открытой борьбы с мужем. Ситуация изменилась после того, как он своими необдуманными поступками настроил русское общество против себя15. «Часто случалось, что этот государь отправлялся смотреть на смену караула, и там он бил солдата или зрителей, или же совершал сумасбродства, и часто это происходило в присутствии несметной толпы народа»16, вспоминала будущая императрица. Также после смерти Елизаветы, новый император заключил мир с прусским королем после кровопролитной семилетней войны. Помимо этого он вернул завоеванные земли Пруссии, несмотря на то, что война была фактически выиграна. Более того австрийцы стали общим врагом, хотя до этого были нашими союзниками17. При этом Петр будучи еще наследником престола вел себя крайне не тактично даже по отношению к иностранным посланникам.

В своих записках Дашкова пишет о перевороте красочно. По ее мнению она играла в этом событии первую роль. Именно благодаря ее усилиям все состоялось и произошло как надо.

Заговорщики готовились к перевороту, однако в их планы не входил арест одного из них. Екатерина Романовна писала об этом так: «27 июня после полудня Григорий Орлов пришел сообщить мне об аресте капитана Пассека»18. Накануне Пассек, гвардейский офицер был у Дашковой с другими участниками заговора и, «рассказав, с каким нетерпением гренадеры ждут низвержения с престола Петра III, выразил мнение, что стоило только повести их в Ораниенбаум и разбить голштинцев»19, войск, прибывших из Голштинии, и ставших личной гвардией Петра III, чтобы успех переворота был обеспечен.

Именно арест Пассека заставил заговорщиков начать осуществлять план низвержения с престола Петра III. Пассек рассказал, что «слухи об опасностях, которым подвергалась императрица, волновали их (гвардейцев – Н. И.) до такой степени, что скоро их невозможно будет сдержать»20, именно потому, что Пассек пытался их удержать, ему и пришлось раскрыть свое участие в заговоре.

Екатерина Романовна боялась провала заговора, но все же не показывала этого и не отступала: «Я поняла, что эти господа слегка трусят, и, желая доказать, что не боюсь разделить с ними опасность, попросила их передать солдатам от моего имени, что я только что получила известие от императрицы, которая спокойно живет себе в Петергофе, и что советую и им держать себя смирно, так как минута действовать не будет упущена»21.

Однако Екатерина II была совсем другого мнения об участии Дашковой в заговоре. Императрица, в своих воспоминаниях, писала о перевороте так: «К тому же, вся смелость княгини Дашковой (и, действительно, она много проявляла ее) ни к чему не привела бы, так как у нее было более льстецов, чем людей, веривших в нее, а характер ее семьи постоянно возбуждал некоторое недоверие»22.

В воспоминаниях самой Дашковой при описании переворота есть несколько непонятных обстоятельств. Екатерина Романовна, которая столько сделала для подготовки заговора, не участвует в его осуществлении. Она пропустила присягу гвардейцев Преображенского, Семеновского, Измайловского полков, пропустила службу в Казанском соборе, где на ектинье провозглашали Екатерину II и царевича Павла. Обе Екатерины встретятся только в Зимнем дворце, где императрица должна была принять присягу у членов Сената и Синода23. Сама Дашкова объясняет свое отсутствие тем, что ее мужское платье, приготовленное для этого случая, еще не принесли24. Хотя на самом деле, Екатерина II не доверяла ей и не поставила ее в известность о времени начала переворота. Также в списке награжденных Екатерина Романовна была далеко не на первом месте25. Екатерина II хотела присвоить всю славу себе, и рассказы Дашковой о своей роли в заговоре вызывали у императрицы негодование.

Через месяц после переворота она писала Станиславу-Августу Понятовскому: «Княгиня Дашкова, младшая сестра Елисаветы Воронцовой, хотя и желает приписать себе всю честь, так как была знакома с некоторыми из главарей, не была в чести по причине своего родства и своего девятнадцатилетнего возраста, и не внушала никому доверия; хотя она уверяет, что все же ко мне проходило через ея руки»26.

Императрица лукавит, говоря, что все лица бывшие в заговоре имели сношения только с ней в течение шести месяцев прежде, чем Дашкова узнала их имена, поскольку историки предполагают, что подготовка переворота началась не раньше апреля 1762 года, потому что Екатерине II нужно было время, чтобы оправиться после родов (сын Алексей родился 22 апреля 1762 года). Времени для тщательной подготовки заговора у них не оставалось. Очевидно, они располагали периодом не более двух месяцев27.

Екатерина в письме характеризует Дашкову как особу умную, «но с большим тщеславием», взбалмошным характером, поскольку «только ветреные люди сообщали ей о том, что знали сами, но это были лишь мелкия подробности». Особенно ее возмущает тот факт, что «И. И. Шувалов… написал… Вольтеру, что девятнадцатилетняя женщина переменила правительство этой Империи»28.

Все выше обозначенные обстоятельства стали причиной разрыва между двумя Екатеринами. Дашкова была обижена, поскольку ее самые искренние чувства по отношению к Екатерине были оскорблены. Вероятно потому, она и уезжает за границу под предлогом обучения детей.

Заключение

Каждый человек видит и объясняет любую ситуацию по-своему. Ярким примером этому являются воспоминания разных людей о каком-то историческом событии. Не являются исключением и «Записки» Екатерины Романовны Дашковой, в которых п ее роль в подготовке и осуществлении переворота. В каких-то местах об этом событии пишется подробно, а в каких-то умалчивается что-либо.

Субъективность воспоминаний с одной стороны требует от исследователя привлечения дополнительных сведений, а с другой стороны она позволяет составить представление о характере человека, о его моральных качествах. В случае с княгиней Дашковой во время переворота проявились ее хорошие качества: умение сопереживать, понимание, смелость, ум и незаурядные организаторские способности. Однако, ее прямолинейность, желание себя показать сыграли с ней злую шутку и привели к разрыву с императрицей. По неписанным правилам того времени, она должна была быть «в тени» императрицы, как, например, поступили братья Орловы – самые активные участники заговора.

По моему мнению, эти последние качества, также нельзя назвать и отрицательными, поскольку именно они помогли ей на посту директора двух Академий, когда княгине пришлось увольнять мало способных к науке, но пользующихся поддержкой знатных особ, профессоров, отстранять от учебы ленивых студентов из благородных фамилий. Но это уже совсем другая история.

Список используемой литературы

Источники:

  1. Дашкова Е.Р. Записки // Литературные сочинения / Сост., вступ. ст. и прим. Г.Н.Моисеевой. – М.: Правда, 1990.

  2. Записки императрицы Екатерины II. СПб., 1907.

  3. Письмо Гр. Станиславу-Августу Понятовскому // Записки императрицы Екатерины II. СПб., 1907.

  4. Письма сестер Вильмонт из России. Цит по: Иловайский. Д. И. Собрание сочинений. М., 1884. Т. I.

Литература:

  1. 100 великих женщин / Сост. Семашко И. И. – М.: Вече, 2002.

  2. Моисеева Г.Н. Примечания // Дашкова Е.Р. Литературные сочинения / Сост., вступ. ст. и прим. Г.Н.Моисеевой. – М.: Правда, 1990.

  3. Павленко. Н. И. Екатерина Великая. М.: Молодая гвардия, 2003.

  4. Данилевский И. Н. Екатерина Воронцова-Дашкова // http://statehistory.ru/1222/Lektsiya-37---Ekaterina-Vorontsova-Dashkova--lektor---I-N--Danilevskiy-/

  5. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли / Сост., вступ. ст. и прим. В. А. Александрова. М.: Правда, 1990.

  6. История России. XVI-XVIII века: учебник для 7 класса / Перевезенцев С.В., Перевезенцева Т.В. – М.: Русское слово – РС, 2010.

  7. Рахматуллин М. А. Екатерина II, Николай I, А. С. Пушкин в воспоминаниях современников / Отв. ред. А. Н. Цамутали, сост. А. Л. Хорошкевич. М.: Памятники исторической мысли, 2009.

1 Дашкова Е.Р. Записки // Литературные сочинения / Сост., вступ. ст. и прим. Г.Н.Моисеевой. – М.: Правда, 1990.

2 Записки императрицы Екатерины II. СПб., 1907.

3 Письмо Гр. Станиславу-Августу Понятовскому // Записки императрицы Екатерины II. СПб., 1907. С. 569-570.

4 Письма сестер Вильмонт из России. Цит по: Иловайский. Д. И. Собрание сочинений. М., 1884. Т. I. С. 420, 421.

5 100 великих женщин / Сост. Семашко И. И. – М.: Вече, 2002. – С. 120.

6 Моисеева Г.Н. Примечания // Дашкова Е.Р. Литературные сочинения / Сост., вступ. ст. и прим. Г.Н.Моисеевой. – М.: Правда, 1990. – С. 316.

7 Дашкова Е.Р. Записки // Литературные сочинения / Сост., вступ. ст. и прим. Г.Н.Моисеевой. – М.: Правда, 1990. – С. 31-32.

8. Дашкова Е.Р. Записки // Литературные сочинения / Сост., вступ. ст. и прим. Г.Н.Моисеевой. – М.: Правда, 1990. – С. 31-32.

9 Павленко. Н. И. Екатерина Великая. М.: Молодая гвардия, 2003. С. 435.

10 Письма сестер Вильмонт из России. Цит по: Иловайский. Д. И. Собрание сочинений. М., 1884. Т. I. С. 420, 421.

11 Письма сестер Вильмонт из России. Цит по: Иловайский. Д. И. Собрание сочинений. М., 1884. Т. I. С. 421.

12 Данилевский И. Н. Екатерина Воронцова-Дашкова // http://statehistory.ru/1222/Lektsiya-37---Ekaterina-Vorontsova-Dashkova--lektor---I-N--Danilevskiy-/

13 Павленко. Н. И. Екатерина Великая. М.: Молодая гвардия, 2003. С. 425.

14 Записки императрицы Екатерины II. СПб., 1907.

15 Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли / Сост., вступ. ст. и прим. В. А. Александрова. М.: Правда, 1990. С. 245-246.

16 Записки императрицы Екатерины II. СПб., 1907.

17 История России. XVI-XVIII века: учебник для 7 класса / Перевезенцев С.В., Перевезенцева Т.В. – М.: Русское слово – РС, 2010. С.198-199.

18 Дашкова Е.Р. Записки // Литературные сочинения / Сост., вступ. ст. и прим. Г.Н.Моисеевой. – М.: Правда, 1990. – С.73.

19 Дашкова Е.Р. Записки // Литературные сочинения / Сост., вступ. ст. и прим. Г.Н.Моисеевой. – М.: Правда, 1990. – С.73.

20 Там же.

21 Там же. – С.73-74.

22 Записки императрицы Екатерины II. СПб., 1907.

23 Рахматуллин М. А. Екатерина II,Николай I, А. С. Пушкин в воспоминаниях современников / Отв. ред. А.Н. Цамутали, сост. А. Л. Хорошкевич. М.: Памятники исторической мысли, 2009. - С. 50-51.

24 Дашкова Е.Р. Записки // Литературные сочинения / Сост., вступ. ст. и прим. Г.Н.Моисеевой. – М.: Правда, 1990. – С.76-77.

25 Данилевский И. Н. Екатерина Воронцова-Дашкова // http://statehistory.ru/1222/Lektsiya-37---Ekaterina-Vorontsova-Dashkova--lektor---I-N--Danilevskiy-/

26 Письмо Гр. Станиславу-Августу Понятовскому // Записки императрицы Екатерины II. СПб., 1907. С. 569-570.

27 Рахматуллин М. А. Екатерина II, Николай I, А. С. Пушкин в воспоминаниях современников / Отв. ред. А.Н. Цамутали, сост. А. Л. Хорошкевич. М.: Памятники исторической мысли, 2009. - С.49.

28 Письмо Гр. Станиславу-Августу Понятовскому // Записки императрицы Екатерины II. СПб., 1907. С. 569-570.

Просмотров работы: 803