МОЙ ПРАДЕД-ВЕТЕРАН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МОЙ ПРАДЕД-ВЕТЕРАН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Низаева Э.Р. 1
1МБОУ СОШ №4 г.Туймазы
Низаева Р.Р. 1
1МБОУ СОШ №4 г.Туймазы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

Победа! 70 лет отделяет нас от этого великого события. В 70-ый раз всё человечество отметит великую дату – День Победы над фашизмом В течение этого периода времени в нашей стране было приложено немало усилий для увековечивания подвига героев минувшей войны. Российский народ знает имена многих общенациональных героев, но мало кто знает, что на нашей башкирской земле живут не менее отважные люди, которые, рискуя своей жизнью, защищали нашу страну, среди них и мой прадедушка.

Объект исследования: биография моего прадеда, ветерана Великой Отечественной войны, Миниярова Рашита Хусаиновича.

Предмет исследования: воспоминания ветерана ВОВ о войне.

Гипотеза: память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о событии и передавать это по наследству.

Цель: изучить жизнь и боевой путь своего прадеда на основе воспоминаний и имеющихся документальных источников, восстановить тем самым значимый факт в истории своей Родины, своей семьи, показать мужество, героизм, любовь к Родине, стойкость советского солдата.

Задачи исследования:

1)изучить документальную и художественную литературу по теме исследования;

2)изучить сохранившиеся документы и фотографии в семейном архиве.

3)привлечь внимание ровесников к изучению истории своей семьи и Родины;

4)систематизировать полученный материал;

5) сохранить память о солдате Миниярове Р. Х.

Методы исследования: беседа, анкетирование, экскурсия в городской музей и библиотеку, работа с семейным архивом ,работа с интернетом, анализ собранного материала.

Работа состоит из введения, где определяются цели и задачи, методы исследования; основного содержания, где рассматривается теоретическая и практическая значимость, результаты работы; списка литературы; приложения, в котором представлены фотографии, в том числе из семейного архива, диска с интервью прадедушки.

Практическая значимость. Результаты нашего исследования можно использовать на уроках истории, классных часах.

Страницы истории жизни одного солдата

1.1 Довоенные годы прадеда

Мой прадед, Минияров Рашит Хусаинович, родился 27 марта 1926 года в деревне Ильчимбетово Туймазинского района в семье крестьянина. Мама Мингазова Фатима Мингазетдиновна (1891г.р.) и папа Минияров Хусаин Миниярович (1888г.р.) на поле пахали, сеяли и убирали хлеб, воспитывали пятерых детей. Учился прадед в деревне Ильчимбетово до 5 класса, а потом с семьей переехали в Шаранский район Людмиловский сельсовет деревня Знаменка (этой деревни сейчас уже нет). Окончил 6 классов.

Страшное известие охватило всю страну – началась война. Так как деревня находилась в лесу и не было ни радио, ни телевизора, про начало войны узнали только тогда, когда приехали с сельсовета и сообщили о начале войны. Всех мужчин и стариков, и в том числе отца (который во время войны строил танки) и брата моего прадедушки Миниярова Муксина Хусаиновича (1916 г.р.), который в последующем стал майором 25 конно- артелерийской дивизии, сформированной в Башкирии, призвали в армию. В деревне из мужского населения один прадедушка остался. Все тяготы крестьянской жизни выпали на женщин и детей. Теперь уже ему некогда было учиться, нужно было работать на поле. Работать приходилось от темна до темна. Ведь для людей, заменивших тех, кто ушел на фронт, главным стал лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!».

И вот уже 4 ноября 1944 года из военкомата моему прадеду, Миниярову Рашиту Хусаиновичу, прислали повестку, в которой уведомляли, что он должен вступить в ряды Красной Армии для защиты Родины от немецко-фашистких оккупантов.

  1.  
    1. Вклад моего прадеда в победу

Моему прадеду, Миниярову Рашиту Хусаиновичу, 88 лет. Несмотря на такой солидный возраст, дедушка помнит о фронтовых днях.

Когда началась война, прадедушке не было и 15 лет. В то время он учился в школе. В 1944 году его призвали в армию и эшелоном отправили учиться в ШВРС- школу воздушных стрелков радистов в г.Уральск. С города Уральск эта школа переехала в г.Давлеканово. Через несколько месяцев он его окончил, и всех выпускников отправили на фронт. Так наш прадедушка стал солдатом- стрелком радистом. Его с боевыми товарищами направили на Дальний Восток. Прибыли в поселок Ипполитовка в часть. Там сформировалась и стояла их дивизия. 75 ШАП (штурмовой авиационный полк) 252 ШКАД (штурмовой авиационной дивизии краснознамения). Командиром эскадрильи был Котенко, командиром полка – Рогов. Первым Дальневосточным фронтом командовал маршал Мерецков Кирилл Афанасьевич.

Мой прадед, стрелок радист, летал на ИЛ-2. В эскадрильи, со слов прадедушки, было 12 самолетов. В сентябре 1944 года состоялся его первый боевой вылет. По заданию на территории Маньчжурии бомбили железнодорожную станцию «Тампилин». На одном из вылетов фашисты сбили самолет командира полка, который смог посадить самолет на территории Японии. Другой самолет успел приземлиться и забрать его, пока их не взяли в плен. Отличившихся однополчан прадедушки наградили орденами.

Моего прадедушку назначили старшиной эскадрильи. Однажды ему поручили сделать перекрытие в стрельбище. Кроме топора и молотка никаких инструментов не было. Он сделал из кусочков досок «инструмент» с помощью которого он быстро выполнил задание. Когда принимали работу, командир был удивлен, насколько задание выполнено быстро и доски выложены аккуратно и ровно. После этого ему еще и квалификацию плотника 4 разряда дали.

Из Маньчжурии перебросили в Северную Корею. Они дистациировались в г. Пхынь-Ян. В Корее служил 3 года. Из Кореи вывели в СССР в 1949 году. Потом служил в Приморском крае. В 1951 году демобилизовали. На 1 мая был дома.

Рашит Хусаинович самым радостным событием считает День победы. «Когда объявили о победе над фашисткой Германией, мы были в столовой. Кричали «Ура!», бегали, прыгали как сумасшедшие по столам»- вспоминает он.

За участие в боевых действиях мой прадедушка получил орден «Отечественной Войны II степени », награжден медалями «За победу над Японией», «За освобождение Кореи», также имеет несколько юбилейных медалей. Я горжусь, что мой прадедушка внес свой вклад в Победу в Великой Отечественной войне.

1.3Послевоенные годы прадеда

Без сомнения, война оставила глубокий след в душе каждого человека того времени, подорвала их здоровье. Она научила их по-настоящему ценить жизнь, дружбу, сделала их волевыми людьми: серьезными, ответственными.

Прадедушка знает о войне не понаслышке, он видел ее воочию, прошел дорогами войны, почувствовал голод. Ему посчастливилось вернуться домой живым. Возвращение домой было и радостным и болезненным. Радостным, потому что живы! Болезненным, оттого что многие друзья и товарищи остались на поле войны.

После окончания войны прадедушка еще 3 года находился в Корее. Домой вернулся лишь в 1951 году. Приехал в деревню Знаменко , оттуда уехал в г.Копейск Челябинской области, где в последующем работал на шахте вруб-машинистом. Через год , в 1952 году, когда приехал в отпуск, женился на моей прабабушке Кудашевой Фаризе Ибрагимовне и увез ее с собой. Через 8 месяцев им пришлось вернутся в г.Туймазы, так как нужно было ухаживать за родителями. Здесь он устроился на работу начальником пожарной команды и проработал там 8 лет. Затем перевелся в ГПЗ (газоперерабатывающий завод) оператором по переработке газа, проработал до выхода на пенсию (до 1986г.). Он за всю трудовую деятельность показал себя отличным тружеником, принимал участие и становился победителем на разных соревнованиях , за долголетний добросовестный труд от имени Президиума Верховного Совета СССР Указом Президиума Верховного Совета награжден медалью «Ветеран труда». Недавно мы поздравили наших дорогих прадедушку и прабабушку с 60-летием совместной жизни. Поздравительную открытку прислал и наш президент Башкортостана Р.Хамитов.

Прадед был и остается патриотом своей страны. Он учит нас быть дружными со всеми и любить свою Родину. Мы гордимся своим прадедушкой!

2.Мои исследования

2.1 Война глазами моих одноклассников

Цель анкетирования - выяснить, обладают ли ученики нашего класса достаточными знаниями о Великой Отечественной войне и ветеранах ВОВ своей семьи. Мы предложили ученикам 3а класса ответить на вопросы (Приложение 1). В анкетировании приняли участие 27 учащихся 3а класса МБОУ СОШ №4 г.Туймазы.

На первый вопрос «Интересовались ли Вы историей ВОВ?» восемь одноклассников ответили положительно.

На второй вопрос «Какие даты, связанные с событиями ВОВ вы знаете?» 23ученика отметили годы начала и конца ВОВ.

На третий вопрос «Кто из вашей семьи воевал в годы ВОВ? ( кто это, имеет ли награды, если да, то какие, есть ли какие-либо памятные вещи)» двадцать ребят ответили, что в их семьях воевали прадедушки, прабабушки и отметили из наград и памятных вещей медали и фотографии, у пятерых – никто не воевал и двое не знают.

На четвертый вопрос «От кого вы узнаете (кто Вам рассказывает) о событиях ВОВ?» одноклассники ответили что узнают от учителей и прадедушек и прабабушек, четыре ответили – от родителей.

На просьбу оценить свой уровень знаний о Великой Отечественной войне по пятибалльной шкале получили такие результаты: 5 баллов - восемь, 4 балла -пять , 3 балла - десять , 2 балла – три, 1 балл – 1 учащийся.

Ответы на вопрос «Что дает знание о ВОВ для нас, будущих поколений?» были такие: «эти знания пригодятся», «Родину надо защищать», но многие дали неточные ответы, плохо понимают, что дает знание о ВОВ для них.

Ответы на последний вопрос «Как отмечает ваша семья день Победы?» нас порадовали. Многие ответили что выходят чествовать ветеранов ВОВ на парад, поздравляют прабабушек и прадедушек, приглашают их в гости.

Анализируя ответы одноклассников, можно сказать, что многие практически не знают о ВОВ, несмотря на то, что у них воевали родственники.

Проработав ответы на четвертый вопрос, можно заметить, что в семьях о ВОВ не говорят,а если и говорят, то очень мало.

Таким образом, наша работа актуальна, и мы посчитали нужным пригласить моего прадедушку на классный час, для того, чтобы ребята побольше узнали о Великой Отечественной войне.

2.2 Встреча прадеда с моими одноклассниками

В наш класс мы пригласили ветерана Великой Отечественной войны Миниярова Рашита Хусаиновича, моего прадеда. Мы все встретили его аплодисментами. Я горжусь тем, что мой прадед достойно защищал Родину. Он рассказал нам несколько историй из своей военной жизни. Все слушали с интересом. Также ребята вместе с классным руководителем подготовили вопросы, которые их интересовали. Ребята из уст ветерана, участника и свидетеля тех событий, услышали много интересного о войне. Мой прадед сказал всем нам, что надо жить дружно как одна семья, и тогда не будет войн. И еще чтобы мы занимались спортом, бегали, прыгали, были здоровыми. Пожелал нам чтобы нам никогда не пришлось испытать на себе ужасы войны, голода.

В заключении классного часа прозвучали слова благодарности в адрес Рашита Хусаиновича (Приложение 3). Эта встреча имеет большую ценность для нас. Память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне, о цене, которую заплатили наша прадеды и прабабушки, и передавать это по наследству.

Заключение

Наше исследование проводилось в три этапа. На первом этапе мы работали с книгами, искали информацию в литературе и в интернете, рассматривали семейные фотографии, беседовали с прадедушкой и работниками Туймазинского историко- краеведческого музея, центральной городской библиотеки. Побывали в ГПЗ(газо-перерабатывающий завод) г.Туймазы. Также мы встретились с корреспондентом Еленой Корниловой, которая на студии Туймазинского телевидения брала интервью у Миниярова Р.Х. При посещении Центральной городской библиотеки мы узнали, что имя моего прадеда занесено в книгу памяти о ветеранах Великой Отечественной войны «Они вернулись с победой». В интернете, на сайте «Наша общая победа», имеется видеозапись с интервью моего прадеда.

На втором этапе проводилось анкетирование среди моих одноклассников. Организовали встречу учащихся с ветераном Великой Отечественной войны Минияровым Рашит Хусаиновичем.

На третьем этапе обрабатывались и анализировались полученные данные. Оформлялась исследовательская работа. Создавалась мультимедийная презентация.

Поставленная цель, изучение жизни ветерана войны, достигнута. По результатам анкетирования видно, как мало интересуются и знают учащиеся о Великой Отечественной войне. Данная работа будет полезна учителям на уроках, внеклассных мероприятиях, направленных на воспитание патриотизма. Мы считаем, что школьникам нужно больше читать книги о Великой Отечественной войне, встречаться с ветеранами, посещать музеи боевой славы и никогда не забывать о том, какой ценой завоевана победа, наша мирная жизнь. Мы должны поименно знать всех участников Великой Отечественной войны нашего города и района, уважать их.

Результаты нашего исследования и изучения жизни ветерана Великой Отечественной войны, Миниярова Рашита Хусаиновича, были обработаны и рекомендованы для проведения классных часов.

В завершении работы хочется выразить слова благодарности моему прадеду Миниярову Рашит Хусаиновичу за подробный рассказ о нелегких годах жизни. Память о нем всегда будет жить в наших сердцах. Таких людей, как мой прадед много. Их нужно знать, ими нужно гордиться. Благодаря подвигам таких людей мы одержали Великую Победу.

Список литературы

1.Рим Гареев. Туймазинцы на фронтах Великой Отечественной. Изд-во Башкортостан, 2010.

2. Чубарян А.О. и др. Великая Отечественная война. 1941-1945.-М.:Олма-пресс, 2005.

3. Семейный архив.

4. http://www.41-45.su/archive/one/1070 Видеозапись интервью с Минияровым Рашит Хусаиновичем

14

Просмотров работы: 2087