НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

Бичиева А.М. 1
1
Маршенкулова З.Л. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

Особенностью современной жизни является глобализация, которая стремительно ведёт к стиранию самобытности в культуре у различных народов и наций. Происходит формирование общечеловеческой культуры. Невозможно найти ни одну этническую группу, которая бы не впитала в себя элементы со стороны других культур. В связи с этим очень важна задача приспособления культурных, этнических особенностей каждого народа к сегодняшним реалиям, новым формам социальной жизни, сохранения духовного облика и национальной целостности. Это поможет сохранить связь между прошлым, настоящим и будущим и будет формировать нашу историю. Каждый народ силён своими традициями, и не секрет, что национальный костюм - это важная и интересная часть мировой культуры и истории, яркий элемент культуры народа и синтез разных видов декоративного творчества. Именно эти моменты и делают данную тему актуальной сегодня.

Предметом нашего исследования является костюм как исторический источник. Объектом – наименования элементов кабардинского и балкарского костюмов, как отражение реалий действительности и источник изучения истории родного народа.

Главная цель настоящей работы – показать, как отразилось историческое развитие народов Кабардино-Балкарии на облике национального костюма, какова роль костюма в современном обществе и влияние на дальнейшее развитие национального самосознания и самобытности.

Задачи:

- изучить имеющиеся источники о кабардинском и балкарском национальных костюмах;

- выявить особенности кабардинского и балкарского национальных костюмов;

- изучить особенности и символику традиционного народного костюма.

Степень изученности данного вопроса достаточно низкий. Одной из не многих, кто затронул эту тему была Ж.С. Тхазеплова в своей работе «Национальная культура кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации. Трансформация ценностных ориентаций» Данная тема здесь не является основной и рассматривается лишь частично. Еще одним автором, который уделил этой теме внимание является З.В. Доде, в своем историческом очерке «Средневековый костюм народов Северного Кавказа».

Структура работы: Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Национальный костюм народов Кавказа как отражение социально-экономического и политического устройства общества

Многовековое культурное развитие Северного Кавказа отличает от других регионов большое разнообразие. В то же время сформировался общий для всех народностей Северного Кавказа облик народного костюма, который является ярким показателем общего исторического пути, культурных и экономических связей основных этапов этнического развития.

Костюм означает одежду в общем или отличительный стиль в одежде, отражающий социальную, национальную, региональную принадлежность человека. Национальный костюм отражает индивидуальность народа, нации и характеризует её культуру, является предметом национальной гордости. Можно сказать, что костюм – это средство, с помощью которого можно познать тот или иной народ, его образ жизни, быт, культуру.

Национальный костюм является не только элементом культуры, но он так же может нести важную информацию об историческом развитии народа и других сферах жизни людей. Особенно большое значение имеет костюм для получения информации о том периоде истории, когда не было еще письменности и до наших дней не дошли сведения об этом периоде.

Исследование костюма (крой, цвет, использование различных тканей и материалов, аксессуаров, драгоценных металлов) дают нам информацию о природных и климатических условиях, экономическом и социальном устройстве, религиозном укладе, политической организации общества, а так же о художественном и эстетическом уровне людей.

Народы Кабардино-Балкарии являются представителями Северного Кавказа – одного из самых многонациональных регионов нашей страны. Национальные костюмы кабардинцев и балкарцев складывались веками, имеют общность с костюмами других народов Северного Кавказа, имеют так же и характерные именно для них черты. Связано это было с природно-климатическими особенностями, социальным устройством общества, экономическими связями.

Первые исторические упоминания о национальном костюме кабардинцев и балкарцев (рисунки и гравюры русских путешественников) относятся к началу XVIII века. К этому времени костюм явился результатом длительной эволюции, связанной с внутренним саморазвитием наших народов, а также различных заимствований у других народов.

Основными хозяйственными занятиями кабардинцев и балкарцев в эту эпоху было скотоводство и земледелие. Важную роль играла и охота. В результате появилось сырье для домашнего изготовления тканей, преимущественно шерстяных: валяли бурки, ткали холсты, делали кожу для обуви .

Глава 2. Историческая эволюция женского национального костюма кабардинцев и балкарцев

Историческая эволюция женского национального костюма кабардинцев и балкарцев. В женских костюмах представительниц богатого сословия присутствовали предметы роскоши (бархат, шелк, атлас, драгоценные камни, сафьян). Это говорит о том, что к этому времени исторического развития наших народов появились широкие торговые связи с другими регионами и странами (Крым, Турция, Персия и т.д.)

Женская одежда кабардинок и балкарок отражала существующие идеалы женской фигуры того времени (тонкая талия, плоская грудь). Для достижения этого эффекта девочкам надевали сафьяновые корсеты с деревянными планками и шнурками, плотно охватывающие тело. Поверх корсета надевалась нижняя рубашка из хлопчатобумажной ткани или шелка ярких цветов, как и мужская. С воротничком на пуговичках. У пожилых женщин рубахи были из белой или темной ткани, без украшений. Поверх рубашки надевалось распашное платье до пола, без воротника с открытой грудью и застежкой у пояса. Парадное платье шилось из шелка или бархата. Рукава у платья заканчивались округлой лопастью, закрывая кисть (у пожилых рукав был широкий до кисти), могли пришиваться подвески (это имело социальный смысл – женщина в таком платье имела возможность не работать). Характерен был стилизованный растительный орнамент с завитками, листиками и цветочками Важной частью женской одежды был кафтанчик из шелка, бархата, атласа, который надевали под платье поверх рубашки. Для украшения на груди нашивали несколько пар серебряных или вызолоченных, украшенных бирюзой или цветными стеклами орнаментов, но постепенно от кафтанчика остался нагрудник с застежками.

Важную роль играл в женском костюме пояс, надевавшийся поверх платья и стягивающий талию. Девушки носили серебряные пояса, изготовленные дагестанскими мастерами, а женские пояса были матерчатыми или шерстяными с металлической пряжкой. Серебряные пояса

считались большой ценностью и передавались из поколения в поколение (есть пояса, которым насчитывается 150 лет).

Верхней одежды у балкарских и кабардинских женщин особо не было, это поддерживалось духовенством для того, чтобы женщина не появлялась вне дома. Богатые женщины иногда носили бархатные шубки с элементами овчины, беличьего меха, шерсти.

Обувь также присутствовала в гардеробе женщин. Поверх чулок и носок надевались красиво расшитые сафьяновые чувяки и башмачки. В праздничные дни одевали высокие ходули, обшитые бархатом и украшенные серебряными накладками. В начале двадцатого века появилась обувь на каблуках благодаря всё больше расширяющимся связям с Россией.

Важнейшей частью одежды женщин являлся головной убор, в котором наиболее ярко видно возрастное различие и изменение семейного положения. С XX века мусульманское духовенство добилось того, чтобы девочки с 12 лет носили головной убор. Когда наступал период «созревания», девушки носили шапочки разных видов, украшенные серебряной или золотой нитью. Во II половине XIX века в шапочках появился новый элемент - длинная золотая кисть, заимствованный у соседних народов (осетин, крымских татар). После рождения первого ребенка шапочка сменялась на платок или повязку (женщина не имела право показывать волосы). Постепенно шапочка и парадное платье превратились в празднично-свадебные наряды. С начала XX века девушки из состоятельных семей стали носить газовые шарфики, кружевные косынки, вологодские шарфы. Всё это говорит о расширении торгово-экономических и культурных связей между народами Северного Кавказа и другими народами России.

Глава 3. Историческая эволюция мужского национального костюма кабардинцев и балкарцев

Основными деталями мужской одежды кабардинцев и балкарцев были бешмет и штаны особой формы. Короткий кафтан - бешмет, надевавшийся поверх рубахи, ниже талии расширялся. Подчеркивая стройность фигуры, застегивался до пояса. Шили его из домотканого сукна, более зажиточные – из шелка, атласа. Парадный вариант предусматривал ремень с металлическим набором. Штаны также шились из плотной ткани или домотканого сукна, заправлялись в ноговицы. Они были удобные, для быстрой ходьбы, бега, верховой езды. Надо отметить, что мужская одежда вполне отвечала условиям жизни воина, охотника, пастуха. Всё в ней было строго подобрано, не стесняло движений, позволяло лазать по скалам, бесшумно ходить.

Поверх бешмета надевалась черкеска, подпоясанная поясом, который снимался ночью или в дни траура. Теплая верхняя мужская одежда – шуба из овчины и бурка. Без бурки невозможно представить себе горца, ее могли носить в любое время года; делали из черной шерсти, надевали, отправляясь в поле, на базар, в другое селение.

Головной убор у кабардинцев и балкарцев соответствовал одежде. Летом носили войлочную шляпу с широкими полями, зимой и в осенне-зимний период – шапку из овчины и папаху. Дополнялся головной убор башлыком из белого или черного домотканого сукна, могли украшать галунами, золотым шитьем, кистями из серебряных и золотых нитей. Иногда башлыки представляли собой настоящие произведения искусства: их могли преподносить в качестве подарка родственниками невесты. Важным приложением к мужскому костюму был обязательный атрибут – оружие. Оно имело глубокий смысл, ассоциировалось с образом горца, который имел право носить оружие, был потенциальным воином.

В целом, одежда балкарцев и кабардинцев не только отвечала требованиям условий жизни, но и была украшением, а также отражением хорошего вкуса, изящества, традиций и принципов (строгость, сдержанность, элегантность, мужество).

Заключение

В заключение следует отметить, что национальный костюм, его изучение, сохранение, пропаганда имеют большое значение для сохранения культурно-исторического наследия, этнической самобытности, патриотического воспитания подрастающего поколения. Большой вклад в это дело призваны вносить этнографические музеи. В столице нашей Родины Москве находится Государственный музей этнографии народов СССР. В Нальчике, столице нашей республики, также есть этнографический музей, где представлены национальные костюмы кабардинцев и балкарцев, и мы можем окунуться в атмосферу историко-этнографического экскурса столетней давности. И чем чаще мы будем это делать, тем легче будет нам в эпоху унификации и глобализации не забыть, кто мы есть и как нам жить и развиваться дальше, что должны знать наши последующие поколения о своей истории, о своей национальной сущности.

Хочется отметить, что в наше время национальный костюм переживает возрождение, что связано с возрастающим интересом людей к национальной истории. Стало очень модно и престижно невесте в день, когда жених забирает её из родительского дома, надевать национальное платье. Причём такие платья часто шьют индивидуально у очень профессиональных модельеров. Они необычайно красивы и являются настоящими шедеврами. А невеста выглядит в них неотразимо.

Я думаю, это очень важно для того, чтобы мы знали и помнили наши корни, наше историческое развитие и национальную самобытность.

Очень радует и то, что большой популярностью пользуются национальные танцы, при исполнении которых танцоры надевают различные варианты мужского и женского костюма. Особенно приятно, когда в таких костюмах танцуют маленькие дети. Я думаю, что, кроме эстетического воздействия, это имеет большое воспитательное значение, способствует бережному отношению к национальному костюму как к части нашей истории и самобытности.

Очень часто в нашем городе (особенно в дни национальных праздников) можно увидеть всадников в бурках и папахах. Это очень зрелищно и необычно и лично у меня вызывает большую гордость за свою родину и нацию, а также уверенность в нашем будущем.

Список использованной литературы

1. Абаев, М.К. Балкария, исторический очерк. 1992 г.

2. Доде, З.В. Средневековый костюм народов Северного Кавказа, исторический очерк. 2001 г.

3. Мамбетова, Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев, учебно-методическое пособие. 2008 г.

4. Тхазеплова, Ж.С. Национальная культура кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации. Трансформация ценностных ориентаций, автореферат. 2010 г.

Просмотров работы: 7055