ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ТАТАРИИ В 30-Х ГОДАХ ХХ ВЕКА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ТАТАРИИ В 30-Х ГОДАХ ХХ ВЕКА

Исмагилов К.Р. 1
1
Мухаметзянова И.Г. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Введение.

Вхождение в 90-х годах ХХ века в новые политические, социально – экономические реалии породило трудности в сфере культуры в целом, художественной литературы в особенности. В этих новых условиях актуализировалась необходимость всестороннего изучения как позитивных, так и негативных сторон развития художественной литературы и писательских организаций в контексте социокультурной политики в этой сфере на предыдущих этапах развития. Решение этой задачи будет способствовать сохранению культурных ценностей, созданных предыдущими поколениями, определению перспектив развития художественной литературы в нашей стране в новых условиях. Этому в значительной мере препятствует недостаточная изученность проблемы в отечественной историографии. Мы исходим из того, что историко-научный анализ проблем возникновения и развития писательских организаций Татарии 20-30-х годов ХХ века будет способствовать выявлению основных тенденций развития не только художественной литературы, но и культуры в целом в масштабах всей страны тех лет.

Изученность темы. В процессе историографического анализа нами применён комбинированный (проблемно-хронологический) принцип. В ходе исследования была использована литература различного характера, а также опубликованные и неопубликованные источники.

Цель и задачи исследования. Целью данной работы является исследование развития ССП (далее – ССП) Татарстана в 30-х годах ХХ века. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить процесс формирования ССПТ;

- охарактеризовать структуру, функции ССПТ

- показать взаимосвязь исторических, социально-политических и культурных тенденций в деятельности ССПТ в 30-х годах ХХ века;

В нашей стране исторически сложилось так, что примерно с середины 20-х годов ХХ века абсолютное большинство писателей состояло в различных писательских организациях, а с 1934 года в составе Союза советских писателей. Поэтому их творческая деятельность и деятельность в писательских организациях были тесно взаимосвязаны. Эти два вида деятельности нами будут исследованы как взаимозависимые составляющие процесса творчества по созданию художественных образов. Поэтому нами рассмотрена только совместная творческая деятельность членов ССП по созданию и развитию советской художественной литературы.

Материал исследования и источники. Решение поставленных задач потребовало привлечения широкого круга архивного материала, большая часть которого вводится в научный оборот впервые. Источниковая база сгруппирована следующим образом: опубликованные источники, неопубликованные источники, периодическая печать, воспоминания.

Неопубликованные источники. Диссертационное исследование базируется на документальных материалах Национального архива Республики Татарстан (далее – НА РТ) и Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан (далее – ЦГА ИПД РТ).

Наибольшее количество источников по теме работы содержится в фондах НА РТ. Для воссоздания целостной картины деятельности писательских организаций очень важны материалы, хранящиеся в фонде № 7083 Союза советских писателей Татарстана. В нём материалы ССПТ представлены документами коллегиального характера и т.д. Немаловажное значение для нашего исследования имеют также материалы фонда № 439 (Ф. Дома Татарской культуры), позволяющие создать представления о состоянии учреждений культуры в Татарии в 30-е годы.

Материалы, привлечённые из указанных архивов, дополнялись данными, извлечёнными из Отдела рукописей, научного и архивного фонда Института языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова (далее – ИЯЛИ). В ИЯЛИ также сохранились рукописи произведений таких писателей, как Г. Ибрагимов, К. Наджми, К. Тинчурин, Х. Туфан и других.

Опубликованные источники. Следующую группу источников составляют опубликованные документы и материалы. К их числу относятся такие сборники документов, как «Культурное строительство в Татарии»,1 «Хрестоматия по теории литературы»,2 ««Счастье литературы». Государство и писатели. 1925-1938 гг.».3 Каждый из перечисленных сборников документов имеет свою специфику и различную информационную ёмкость.

Периодическая печать.Пресса и публицистика представляют собой ценный источник по теме нашего исследования. Информация, опубликованная на страницах газет «Красная Татария», «Правда», «Литературная газета» и журналов «Совет әдәбияты» («Советская литература»), «Атака», «Вопросы литературы» (1984г.-№8.) и других печатных органах того времени, помогает воссоздать общую атмосферу, царившую в 30-х годах ХХ века.

Структура работы вытекает из логики исследования. Работа состоит из введения, основного содержания, заключения, списка использованных источников и литературы.

Глава I. История формирования Союза советских писателей Татарии в 30-х годах ХХ века.

В начале 30-х годов началось формирование Союза советских писателей (в дальнейшем – ССП). В начале апреля 1932 года ЦК ВКП(б) создал комиссию, которая была призвана проделать подготовительную работу по созданию в стране ССП. 23 апреля 1932 года вышло постановлении ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций».4 С целью проведения подготовительной работы по созданию ССП были сформированы Оргкомитеты в центре и на местах. В постановлении определялись ключевые аспекты социально-политического, экономического и творческого статуса членов будущего ССП. Постановление ЦК ВКП(б) служило источником права на формирование и функционирование ССП. Оно имело учредительный характер и установило основные принципы организации ССП и определило характер отношений в системе «писатели - писательские организации».

В состав Оргкомитета в Татарии вошли: Г. Нигмати, З. Галеев, М. Амир, И. Газеев, К. Наджми, Муслюмов, Шапошников, Т. Имамутдинов, Г. Галеев, Ш. Усманов, Ш. Камал, Быков и Иванов.5 В структурном отношении Оргкомитет состоял из татарской, русской и чувашской секций. 15-17 января 1933 года был проведён расширенный пленум Оргкомитета ССПТ с приглашением писателей. В работе пленума приняли участие около 150 человек. С докладом на тему «Татарская литература за первую пятилетку» выступил Г. Нигмати, с отчётом о девятимесячной работе татарского Оргкомитета выступил Г. Галеев. В прениях по докладу Г. Нигмати приняли участие Х. Туфан, Еникей, Ф. Сайфи, К. Наджми, А. Кутуй и другие.6

Работа Оргкомитета по созданию ССПТ не ограничивалась лишь проведением собраний, заседаний, был проведён ряд мероприятий практического характера. Так, например, в марте 1933 года в Рабочем дворце Заречья был организован кабинет литударника имени М. Горького. 20 марта 1933 года состоялось заседание Оргкомитета по очень важным вопросам того времени:

- о выпуске в «Литературной газете» специальной полосы, посвящённой татарской литературе. На этой полосе публиковали критические статьи, произведения видных татарских писателей и поэтов для ознакомления с состоянием дел в татарской литературе;

- о работе с рабочими-ударниками и начинающими авторами, призванными в литературу. После обсуждения этого вопроса было решено отправить на предприятия для руководства литкружками бригады писателей в составе С. Никольского, Ф. Карима, Г. Галеева, Б. Зернита и других;

- о созыве общего собрания писателей, литударников и рабкоров с докладом К. Тинчурина об итогах второго пленума Оргкомитета ССП СССР.7

Итоги деятельности были подведены 23 апреля в годовщину выхода постановления ЦК ВКП(б). Это мероприятие было проведено в Центральной библиотеке г. Казани. Там была организована выставка, посвящённая показу творческой продукции последнего года. С докладом о результатах работы Оргкомитета за год выступил председатель Оргкомитета ССПТ Ризванов. Как было заведено в те годы, с рапортами выступили отдельные писатели о проделанной работе литкружков.8

10 февраля 1934 года в Оргкомитете ССП состоялась встреча татарской делегации ХVII съезда ВКП(б) с бригадой Оргкомитета по изучению литературы Татарии. Во время этой встречи представители общесоюзного Оргкомитета ознакомили членов татарской делегации с планом мероприятий Оргкомитета ССП. Наиболее существенными пунктами этого плана были:

- знакомство с произведениями татарской литературы, вышедшими на русском языке;

- бригада Оргкомитета ССП должна была совершить не менее четырёх выездов в Казань для ознакомления с состоянием дел на месте;

- планировалось проведение собраний татарских писателей и собрания на предприятиях с привлечением татарских библиотекарей;

- планировалось выпустить «Антологию татарской литературы».9

В том же году приступили к реализации намеченного плана. По инициативе А. М. Горького были созданы писательские бригады и комиссии10 для ознакомления с состоянием дел братских литератур в рамках подготовки к съезду писателей республики. 28 февраля 1934 года такая бригада приехала в Казань в составе А. Новикова-Прибоя, В. Киршона, С. Кирьянова, И. Ильфа и других. В центре внимания прибывших были вопросы, связанные с состоянием татарской советской литературы.

В рамках подготовительной работы к указанному съезду Наркомпрос Татарии 2 – 3 марта 1934 года провёл совещание, на котором присутствовали члены Оргкомитета ССПТ, ведущие писатели Татарии, представители Оргкомитета ССП СССР. На совещании были рассмотрены следующие важнейшие для своего времени вопросы:

1. Подготовка доклада о состоянии и путях развития татарской художественной литературы. Выступавшие подчёркивали, что «татарская литература среди народов СССР… занимает довольно значительное место» (Башкиров),11 в ней представлены различные направления – проза, драматургия, поэзия… Поэтому было принято решение о том, что доклад нужно готовить коллективно, но озвучивать надо одному.

2. Изучение читательской среды. В своём выступлении А. Новиков-Прибой обратил внимание участников совещания на необходимость проведения систематического изучения запросов читателей, а не ограничиваться лишь публикациями профессиональных литературных критиков. Он это аргументировал следующим образом: «Многие критики книгу подняли высоко, а её никто не читает и наоборот…».12

3. Улучшение условий труда писателей.13 Представители обкома и правительства заверили участников совещания в том, что завершение строительства Дома печати будет способствовать решению этой проблемы.14

4. Увеличение количества и улучшение качества издаваемой литературы. Выступивший на совещании Г. Галеев ратовал за создание условий для выпуска «Антологии» и выпуска не менее 25 названий книг к съезду.15 7-11 марта 1934 года в Москве состоялось заседание Оргкомитета по организации ССП СССР. Члены Оргкомитета обсудили доклады К. Наджми, а также тех писателей, которые в составе делегации от Оргкомитета ССП СССР уже дважды побывали в Казани.16

По данным на 1934 год в Татарстане писательской деятельностью занимались 99 человек. Как бы не относиться в современных условиях к партийно-государственной власти тех лет факт остаётся фактом: изучение материалов по подготовке и проведению Первого Всесоюзного съезда советских писателей свидетельствует о том, что открытию съезда предшествовала длительная кропотливая работа со стороны. В ходе подготовки к съезду на протяжении января-августа 1934 года во всех союзных и автономных республиках, в автономных областях и крупных районах РСФСР прошли пленумы, конференции, съезды писателей, на которых обсуждались вопросы развития художественной литературы в многонациональной стране, а также избирались делегации на съезд.

Первый Всесоюзный съезд советских писателей состоялся с 17 августа по 1 сентября 1934 года в Москве. На этом съезде был утверждён Устав ССП. В дни работы съезда состоялось 26 заседаний. На этом съезде выступил председатель правления ССПТ К. Наджми с докладом на тему «О литературе ТАССР». Основная часть его доклада была посвящена отражению процесса развития национальной литературы в республике. К. Наджми также подчеркнул мысль о неразрывной связи успехов в области литературного творчества с успехами в сфере экономики и культуры. Более подробно он остановился и на проблемах, связанных с отражением социальных и культурно-бытовых явлений в художественной литературе.

Глава II. Союз советских писателей Татарии: структура и функциональный аспект деятельности.

Всё изложенное выше позволяет, на наш взгляд, предпринять попытку дать ответ на центральный вопрос – «Что такое ССП не в литературоведческом, а в социологическом смысле?». Рассмотрим это на примере ССПТ. Поиск ответа на этот вопрос начнём с выяснения того, что понимают в социологии под понятием «социальная группа»? Социальная группа – это «общность взаимодействующих друг с другом людей, которые связаны системой отношений, регулируемых социальными институтами, обладают определёнными общими ценностями и в соответствии с каким-либо принципом отделены от других общностей».17 Можно ли Союз писателей Татарии рассматривать как социальную группу? Дело в том, что «не всякая общность людей является социальной группой, а лишь та, которой свойственны определённые признаки».18

Наиболее существенными признаками социальной группы являются:

1. «Численность не менее 2-3 человек». В момент создания ССПТ членами и кандидатами были приняты 39-41 человек.19 Следовательно, ССПТ по этому признаку подходит под определение социальной группы.

2. «Определённая степень обособленности, чёткие границы, которые не позволяли бы ей смешиваться с другими группами». ССПТ отвечал этим условиям. Во-первых, объединял только литературных деятелей, а не всех работников сферы культуры и искусства. Во-вторых, согласно уставу, в его состав входили писатели, проживающие только на территории ТАССР. В-третьих, членами Союза могли быть только писатели, имеющие рабоче-крестьянское происхождение.

3. «Наличие совместной социальной деятельности, общность задач и целей». Еще до создания ССП в постановлении ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» была определена сфера социальной деятельности членов будущей организации, цель и задачи.

4. «Разделение труда между членами группы в выполнении общей задачи». Для достижения целей и решения поставленных задач члены ССПТ были распределены по восьми секциям: драматургов, поэтов, прозаиков, детской литературы, оборонной, русской, переводчиков, критиков.

5. «Координация действий и установление связи и обмена информацией между членами». Обмен информацией между членами Союза осуществлялся в ходе проведения общих собраний и заседаний секций.

6. «Наличие определённой организации и управления». Для организации деятельности членов Союза и управления объединением писателей были созданы следующие органы: общее собрание членов Союза (высший орган), правление, партгруппа, секретариат, руководство секциями.

7. «Существование групповых ценностей и норм поведения». Направленность творчества членов ССПТ должна была быть классовой, рабоче-крестьянской. В своём творчестве они должны были отражать интересы трудящихся. Сами писатели должны были иметь рабоче-крестьянское происхождение. Всё это свидетельствует о наличии общегрупповых ценностей и норм поведения. Функциями ССПТ мы называем деятельность, направленную на удовлетворение духовных, материальных потребностей своих членов и необходимых для успешного существования этой организации.

У ССПТ были следующие функции:

1.Интегративная: она была направлена на объединение советских писателей в единый коллектив.

2.Коммуникативная: она выражалась в поддержании отношений с партийными органами, ССП СССР и РСФСР.

3.Культурно-воспитательная: с целью организации политико-воспитательной и общественно-массовой работы среди писателей – членов ССПТ и кандидатов был создан «Кабинет писателя». Первым заведующим «Кабинета писателя» был назначен Ш. Усманов. В нём регулярно проводили лекции, работали кружки, организовывали коллективные прослушивания тех или иных наиболее важных передач.

4.Хозяйственная: она выражалась в том, что правление ССПТ оказывало материальную помощь через Литфонд, созданный в июле 1934 года в соответствии с постановлением СНК СССР как общественная организация при ССПТ.

Задачи ССП были сформулированы следующим образом:

- содействие созданию произведений высокого идейно-художественного качества;

- последовательная идейная борьба за принципы социалистического реализма.

Высший руководящий орган ССПТ. Высшим органом ССПТ являлся съезд (общее собрание) членов Союза. На них часто занимались выборами делегатов на ту или иную юбилейную сессию ССПТ. Так, например, 19 июня 1935 года на общем собрании делегатами на юбилейную сессию избрали драматурга К. Тинчурина, писателя Ш. Усманова и поэта Х. Туфана.20

Правление. Высшим органом в период между съездами (общими собраниями) было правление, обладающее правами юридического лица.

В первый состав правления вошли К. Наджми (председатель), К. Тинчурин, Г. Галеев, Г. Тулумбайский, Х. Туфан, Л. Гильманов, К. Тухватуллин, Г. Ризванов, Б. Красный. Правление организовывало массовые мероприятия: совещания критиков, собрания, вечера сатиры, юмора, фольклора, беседы в колхозах Тукаевского района.21

Как было сказано, правление рассматривало заявления о приёме в члены ССПТ. Так, например, 8 августа 1934 года состоялся разбор заявлений о принятии в ССПТ от 19 человек, из которых были приняты 8 человек.22 Правление решало многие организационные вопросы, связанные с назначением своего представителя в секретариат ССП СССР. Всё это говорит о том, что правление ССП СССР делегировало часть своих полномочий правлению ССПТ.

Секретариат. Секретариат находился в структуре правления. Он занимался оргвопросами, подготовкой документов к предстоящим съездам, рассматривал заявления писателей с просьбой включить их произведения в издаваемые сборники или рекомендовать к переводу их произведений с татарского на русский или с русского на татарский. Так, например, 3 марта 1935 года секретариат занимался рассмотрением заявления Ф. Бурнаша рекомендовать его произведения к переводу на русский язык. Секретариат принял положительное решение по данному вопросу, но с условием обязательного согласования с секретариатом ССПТ о том, какие произведения следует перевести.23

Секции ССПТ. В рамках ССПТ писательская деятельность была превращена в организованную деятельность. Она более всего проявлялась в работе секций. Было организовано восемь секций. В их числе были секции драматургов, поэтов, прозаиков, детской литературы, оборонная, русская, критиков, переводчиков.24 Поскольку работа всех секций проходила по единообразной схеме, то нами более подробно будет рассмотрена деятельность одной секции.

Русская секция. Её руководителем был С. Н. Никольский.25 В 1934 году в её состав входило 11 человек. Работа секции сводилась к следующему. Во-первых, на заседаниях секции обсуждались рукописи произведений членов секции на предмет рекомендации их к изданию. Так, например, с ноября 1935 года по март 1936 года были обсуждены произведения А. Колесникова, А. Алдана и других.26 Во-вторых, руководство секции занималось организацией семинаров по изучению материалов Первого Всесоюзного съезда советских писателей, а также Всетатарского съезда советских писателей Татарстана. В-третьих, члены секции занимались созданием литературных кружков на промышленных предприятиях города Казани. Такие кружки были созданы на Пишмаше и на заводе имени Вахитова. Деятельность литкружков находилась под пристальным вниманием партийных органов.27 В-четвёртых, секция организовывала вечера, посвящённые творчеству отдельных писателей (например, А. А. Приори, А. Н. Алдана).28

Таким образом, в результате создания ССП был завершён в своих основных чертах процесс централизации управления и контроля над литературным творчеством. Если у писателей в 20-х годах был определённый выбор – в какую писательскую организацию вступить или примкнуть, то для 30-х годов было характерно отсутствие такого выбора.

Союз советских писателей оказался принципиально новым типом организации труда писателей, отличным от ранее существовавших писательских организаций. В рамках Союза литературное творчество приобрело планово-организационное начало.

Заключение.

На основе изучения деятельности ССПТ в 30-х годах ХХ века можно сделать следующие выводы. Анализ процесса литературного творчества показал, что наиболее осязательной особенностью прежде в таких крупных масштабах невиданного комбинированного труда являлось следующее. Как правило, первичные варианты своего будущего произведения автор создавал самолично. Однако это вовсе не означало, что соответствующее издательство в таком виде выпустит данное художественное произведение. Оно служило лишь исходным материалом для «деятельности» своих «собратьев по перу», работников партийных органов, контролирующих деятельность ССП, а также работников органов цензуры и т.п. Такое сосредоточение писателей в определённых пунктах для корректировки творческой деятельности членов ССП в соответствии с установками партии выступало условием для комбинированного труда по созданию советской художественной литературы.

Во-первых, существовала особая категория писателей, за которыми закрепилась функция организации деятельности писателей по созданию советской художественной литературы и проведения текущего контроля за этой деятельностью. К их числу относились председатели правления соответствующих ССП, руководители секций и партгруппы и т.д. Это была система внутреннего управления.

Во-вторых, существовала и внешняя система управления, которая находилась в партийных структурах. Партийная политика занимала ведущее место в системе литературного творчества, предопределяя его содержание, формы и идейную направленность.

Если в татарской литературе в 30-х годах и были произведения чрезмерно «начинённые» идеологией и политикой того времени, то это вовсе не означает, что вся литература сводится лишь к этому. Идеи и ценности, которые писатели воспринимали или отвергали, появились и функционировали в конкретных условиях того времени. Поэтому творческую деятельность, общественнозначимые аспекты поведения писателей нельзя, на наш взгляд, оценивать вне связи с этими обстоятельствами, ибо они были вписаны в историко-культурную обстановку тех лет в нашей стране. Их жизненный и творческий путь пришёлся именно на эту полосу истории нашей страны, другой у них не было.

Если в творчестве того или иного писателя 30-х годов были характерные и даже обязательные для тех времён восхваления в адрес партии, И. В. Ленина, И. В. Сталина, то это не даёт, на наш взгляд, основания сводить всё его творчество к этому. Писатели 30-х годов заложили основу, от которой отталкивались последующие поколения создателей художественных ценностей. Советская татарская художественная литература и писательские организации 30-х годов формировались в органической связи с историческими процессами как общесоюзного, так и регионального масштаба. В своё время С. Т. Аксаков говорил: «Велики или малы эти камни, скрываются ли внутри стен, погребены ли в подземных сводах, красуются ли на гордом куполе, - всё равно, труды всех почтенны и достойны благодарных воспоминаний». То же самое можно сказать и о писателях 30-х годов. Они творили в условиях, когда существовала неуёмная тяга к монолитности, единообразия во всём. Тем не менее, каждый из них положил свой камень при строительстве здания советской художественной литературы. Культурно-историческое значение произведений писателей тех лет очень велико.

Список сокращений.

НА РТ – Национальный архив Республики Татарстан.

ЦГА ИПД РТ – Центральный государственный архив историко-политической документации Республики Татарстан.

ССП – Союз советских писателей.

ССПТ – Союз советских писателей Татарии.

Соцреализм – социалистический реализм.

Список использованных источников и литературы

1.1. Литература.

1. Арбатов, С. Борьба за пролетарскую культуру в Татарстане / С. Арбатов. – Казань, 1930. – 234 с.

2. Бикмухаметов, Р. Г. Муса Джалиль: Личность. Творчество. Жизнь / Р. Г. Бикмухаметов. – М.: Художественная литература, 1989. – 154 с.

3. Галимуллин, Ф. Г. Пока мы не рождены… (на тат. языке) / Ф. Г. Галимуллин. – Казань: Таткнигоиздат, 2001. – 320 с.

4. Галимуллин, Ф.Г. Татарская литература остро чувствует пульс жизни / Беседу вёл М. Хабибуллин / Ф. Г. Галимуллин // Научный Татарстан. – 1999. - №3. – С. 76 – 79.

5. Ермилов, В. В. Связь времен. О традициях советской литературы. Сборник литературно – критических статей / В. В. Ермилов. – М.: Изд-во «Советская Россия», 1964. – 414 с.

6. Хайри, Х. Поиски и свершения. Очерки о татарской литературе / Х. Хайри. – Казань: Таткнигоиздат, 1970. – 99 с.

7. Халит, Г. В поисках главного направления (1921-1929) / Г. Халит // История татарского советской литературы. – М.: Наука, 1965. – С.52 – 68.

8. Шакирзянов, М. А. Национальная художественная интеллигенция и власть в Татарстане в 1920-30-е годы / М. А. Шакирзянов / Дис. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. – Казань: КГУ, 1999.

9. Щербина, В. Р. Вопросы развития социалистического реализма в советской литературе / В. Р. Щербина. – М., 1958.

2. Опубликованные источники.

2.1. Красная Татария. – 1932.

2.2.Красная Татария. – 1933.

2.3.Красная Татария. – 1935.

2.4.Правда. – 1932.

2.5.Правда. – 1934.

3.Неопубликованные источники.

3.1. НА РТ, Ф.3682, 7083.

3.2. ЦГАИПД, Ф 15.

1 Культурное строительство в Татарии. 1917 – 1941. Сборник документов и материалов. – Казань, 1971.

2 Хрестоматия по теории литературы. – М.: Просвещение, 1982.

3 «Счастье литературы». Государство и писатели. 1925-1938. Документы. / Сост. Д. Л. Бабиченко. – М.: РОССПЭН, 1997.

4 КПСС в резолюциях… Т.5. – С.407-408; Передовая статья под названием «На уровень новых задач», посвящённая указанному постановлению была опубликована в газете «Правда» от 9 мая 1932 года, «Правда. – 1932. – 24 апреля.

5 Красная Татария. – 1932. – 26 мая.

6 Красная Татария. – 1933. – 18 января.

7 Красная Татария. – 1933. – 27 марта.

8 Красная Татария. – 1933. – 18 апреля.

9 Красная Татария. – 1934. – 12 февраля.

10 Правда. – 1934. – 3 марта.

11 НА РТ. - Ф. 3682. - Оп. 1. - Д. 1999. - Л. 2; ЦГА ИПД РТ. - Ф. 15. - Оп. 3. - Д. 412. - Л. 2.

12 НА РТ. - Ф. 3682. - Оп. 1. - Д. 1999. Л. 11; ЦГА ИПД РТ. - Ф.15. - Оп. 3. - Д. 412. - Л. 11.

13 ЦГА ИПД РТ. - Ф. 15. - Оп. 3. - Д. 412. - Л. 27.

14 ЦГА ИПД РТ. - Ф. 15. - Оп. 3. - Д. 412. - Л. 6.

15 НА РТ. - Ф. 3682. - Оп. 1. - Д. 1999. - Л. 24; ЦГА ИПД РТ. - Ф. 15. - Оп.3. - Д. 412. - Л. 24.

16 НА РТ. - Ф.7083. - Оп.1. - Д. 19. - Л. 29.

17 Миронов Б. Н. Историк и социология.- Л., 1984. – С.43.

18 Миронов Б. Н. Историк и социология.- Л., 1984. – С.43.

19 Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» // О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. – М., 1972. – С.414.

20 НА РТ. - Ф. 7083. - Оп. 1. - Д. 24. - Л. 7.

21 НА РТ. - Ф. 7083. - Оп. 1. - Д. 25. - Л. 2.

22 НА РТ. - Ф. 7083. - Оп. 1. - Д. 22. - Лл. 29, 30.

23 НА РТ. - Ф. 7083. - Оп. 1. - Д. 24. - Л. 7.

2429 Красная Татария. – 1935. - 2 декабря.

25 НА РТ. - Ф. 7083. - Оп. 1. - Д. 54. - Л. 141.

26 НА РТ. - Ф. 7083. - Оп. 1. - Д. 46. - Л. 13.

27 ЦГА ИПД РТ. - Ф. 15. - Оп. 3. - Д. 204. - Л. 22.

28 НА РТ. - Ф. 7083. - Оп. 1. - Д. 20. - Л. 7.

Просмотров работы: 589