Историческая справка.
Хотько́во — город в Сергиево-Посадском муниципальном районе Московской области, административный центр городского поселения Хотьково.
География: Россия, Московская область, Сергиево Посадский район.Географические координаты: 56°15′00″ с. ш. 37°59′00″ в. д.Население:21 538 человек.
Герб города Хотькова (Приложение №1).
Символ веры и преодоления жизненных преград - трилистный православный крест, занимает в гербе центральное место и является объединительной фигурой четверочастного щита. Четверочастное деление щита - глубоко символично. Оно подразумевает четыре стороны света, четыре времени года, четыре части суток, четыре стихии (огонь, вода, земля, воздух). Дважды повторенная композиция жар-птицы и щитка усиливают значение символов в жизни городского поселения. Красный цвет - символ красоты, трудолюбия, жизнеутверждающей силы и мужества. Лазурь - символ возвышенных устремлений, искренности, преданности, возрождения. Золото - символ богатства, постоянства, творчества, уважения, великодушия.
Герб утвержден решением Совета депутатов городского поселения Хотьково от 26 октября 2006 года.
Начало Хотькову положил Покровский Хотьков монастырь, основанный здесь в 1308 году. В 1862 году в Хотьково открылась железнодорожная станция; пристанционный посёлок в 1939 был преобразован в рабочий. Хотьково имеет статус города с 1949 года. Хотьково является старинным центром народных, художественных промыслов и творчества. Среди них резьба и лаковые росписи по дереву. Абрамцево-кудринская резьба по дереву живет в творчестве и современных художников, частых участников всевозможных выставок. Благородное искусство резьбы по кости существует в Хотьково со времени организации художественно-промысловой артели "Народное искусство" в 1947 г. Так постепенно маленький город становился центром старинного промысла. Наиболее частая тема работ хотьковских мастеров - миниатюрная анималистическая скульптура, в которой преобладают сказочные сюжеты с изображением птиц и зверей. Это образно отражено представленной в гербе жар - птицей, персонажем многих русских сказок. Голова жар-птицы обращена назад, что аллегорически символизирует собой взгляд в прошлое, откуда произрастает самобытное мастерство современных художников. С образом жар-птицы связано представление в народе таких понятий как "счастье", "вечное блаженство", "благополучие". Золотые райские птицы также символически указывают на жемчужину русской истории и культуры - музей-усадьбу Абрамцево, входящую в состав городского поселения. Градообразующими предприятиеми города являются ЗАО "Электроизолит", ОАО "ЦНИИСМ", ОАО "НИИ ЛКП с ОМЗ "ВИКТОРИЯ". Основным видом производства ЗАО "Электроизолит" является выпуск электроизоляционных материалы - аллегорически отображенные в гербе щитком, символом защиты. Золотой щит с изображением солнца как символа энергии аллегорически указывает на назначение материалов выпускаемых ЗАО "Электролит" - для электропромышленности.
Абрамцево.
Абра́мцево — село (до 2004 — дачный посёлок) в городском поселении Хотьково Сергиево-Посадского района Московской области России. Население — 209 человек (2010). В селе есть железнодорожные платформы Радонеж и Абрамцево. Село знаменито находящимся в нём музеем-усадьбой.
Музей-усадьба «Абрамцево». «Главный дом» (Приложение №2). Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник "Абрамцево" образован решением Наркомпроса в 1920 г. Первое упоминание об Абрамцеве (пустоши Обрамкова) относится к XVI в. В XVIII веке на пустоши Обрамкова была устроена барская усадьба с господским домом и регулярным садом. Расцвет Абрамцево начинается с 1843г., когда усадьбу приобретает известный писатель и театральный критик С.Т.Аксаков, талант которого особенно ярко раскрылся в абрамцевский период его жизни. Нам он известен по сказке «Аленький цветочек», которую он написал для своей единственной, от 10 детей, внучки Оленьки. Гостеприимный дом Аксаковых был средоточием духовной жизни России середины XIXв. В Абрамцеве гостили Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, М.С.Щепкин, неоднократно приезжали А.С.Хомяков, М.П.Погодин, Н.М.Загоскин, Тютчев и др.
Слева от входа в усадьбу – два деревянных строения, которым стоит уделить внимание: то, что поближе, является бывшей кухней (Приложение №3), где сейчас расположился музей крестьянского быта. А второй, с затейливой резьбой, высоким крылечком и неожиданно кирпичной печной трубой недавней постройки – летний домик-мастерская (сейчас там музей «Мастерская художника»), а если подойти к домику слева, то в подвальном помещении увидите вход в настоящую художественную мастерскую, где можно попробовать самому создать расписную тарелку.
Музей-усадьба «Абрамцево». «Кухня» (Приложение №3). Вниз, между кухней и мастерской, ведет дорожка, вокруг которой посажены алые пионы, там расположена скамейка (Приложение №4), созданная Врубелем – строгая форма скамьи отделана изразцами ручной работы. Сейчас на скамейке, увы, сидеть нельзя – она защищена со всех сторон прочным стеклом.
Музей-усадьба «Абрамцево». «Майоликовый диван (скамейка)» (Приложение №4).
В 1870 г. дочь Аксакова продаёт имение крупному предпринимателю и меценату Савве Ивановичу Мамонтову. Взявшись обустраивать старую усадьбу, новые владельцы постарались сохранить "Аксаковский дух". Приводя в порядок обветшавшие постройки и возводя новые, вырубая засохшие деревья и насаждая новые, они бережно восполняли утраченное.
С. И. Мамонтов (Приложение №5).
С.И.Мамонтов - промышленник и меценат, большой знаток и ценитель искусства. Здесь, в Абрамцеве он создает творческое объединение, вошедшее в историю русского искусства под названием Абрамцевский художественный кружок. В течение многих лет в имении Мамонтова отдыхали и творили талантливые художники, музыканты, актеры: И.Е.Репин, В.Д.Поленов, М.М.Антакольский, В.М.Васнецов, М.В.Нестеров, М.А.Врубель, В.А.Серов, Ф.И.Шаляпин, Н.И.Забела. Здесь создавались выдающиеся живописные полотна: «Пруд в Абрамцево» Поленова, «Аленушка», «Три богатыря» и прочие работы Васнецова, «Девочка с персиками» Серова, большинство картин Врубеля, то есть большое количество полотен, которые сейчас мы можем наблюдать в Третьяковке и других музеях, и сооружения по оригинальным архитектурным проектам, возрождалось старорусское гончарное и столярное производство, ставились новаторские спектакли.
Музей-усадьба «Абрамцево». Церковь Спаса Нерукотворного (Приложение №6).
Главной постройкой Мамонтовых в Абрамцеве стала церковь Спаса Нерукотворного, возведённая в стиле псковско - новгородского зодчества в 1881-1882 гг. Этот храм стал фамильной усыпальницей Мамонтовых. Здесь похоронен сам С.И. Мамонтов и его сын Андрей.
Художественно одарённый Савва Иванович не только страстно любил искусство, но и сам занимался им. Он имел хороший голос и специально обучался пению в Италии, а также увлекался скульптурой. У Мамонтовых было много друзей в мире искусства, причём они особенно покровительствовали даровитой молодёжи и сумели собрать вокруг себя "замечательнейших русских художников и творческих людей".
Покровский Хотьков монастырь.
Покровский Хотьков монастырь (Приложение №7).
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь – это одна из древнейших монашеских обителей на Руси.
Время его основания неизвестно, поэтому возраст монастыря начинает свой отсчет с первой даты, упоминаемой в летописях – 1308 год.
Родители Сергия Радонежского (Приложение №8).
Предание говорит, что преподобный Сергий завещал, прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей (Приложение №8)над их гробом в Хотьковской обители. Поэтому богомольцы на пути в Троицкую Лавру посещали сначала этот старейший монастырь, чтобы поклониться там могилке преподобных Кирилла и Марии и после этого только явиться их благодатному сыну как бы с напутствием от его праведных родителей. По преданию, преподобный Сергий нередко ходил к ним на могилу из своей Лавры.Благочестивые родители преподобного Сергия в конце своей жизни, вдохновленные иноческим духом своего благодатного сына, приняли постриг в Хотьковском монастыре близ Радонежа.
Уже в XIV веке в лицевом житии преподобного Сергия родители его изображены с нимбами. Летопись монастыря приводит множество свидетельств того, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. В XIX веке почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, об этом свидетельствуют месяцесловы того времени.
Семь веков отделяет нас от той далекой эпохи, когда зародилась монашеская жизнь на Хотькове, на высоком живописном берегу тихой речки Пажи, у храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Место, где расположился монастырь, на древних картах имело название Обнорская гора — это недалеко от города Радонеж, в десяти километрах от Троице-Сергиевой Лавры. Основан монастырь предположительно при князе Юрии Даниловиче и при святителе Петре, митрополите Московском. Скромная обитель для старцев и стариц, какой она была в начале своего существования, обрела позднее широкую известность как место упокоения преподобных Кирилла и Марии, стяжавших святость своим благочестием. Они ревностно хранили в своей семье христианский уклад жизни, всем сердцем служили своему Отечеству, учили детей своих главным добродетелям: вере, благоговению, труду и правде, и их богоносному сыну — преподобному Сергию — удалось поднять дух русского народа и этим упрочить государственный порядок.
Расцвет Хотьковского монастыря пришелся на XIX век при игуменьях Евпраксии, Магдалине, Варсонофии. Тогда были привлечены средства щедрых благотворителей, на средства которых возвели Никольский собор, четырехъярусную колокольню, игуменский корпус. А на южной стороне обители построили два корпуса богадельни с арочными воротами между ними и надвратным храмом во имя святителя Митрофана Воронежского. Увеличились земельные владения обители, ей принадлежали мельница, скотный двор и обширный сад на реке Воря.
Послушниц стали обучать живописи и иконописи. В игуменском корпусе рядом с общей трапезной были устроены рукодельная мастерская и живописная школа. Большое внимание уделялось совершенствованию богослужебного пения. Все это очень обогатило духовную жизнь обители и способствовало ее дальнейшему процветанию. Монастырь регулярно жертвовал крупные суммы на содержание духовных училищ, помогал нуждающимся ученикам и учителям.
Обитель не осталась безучастной к горю людей в Русско-японскую и в Первую мировую войны: собирали пожертвования в пользу осиротевших детей, средства для общества Красного Креста, насельницы монастыря помогали раненым в качестве санитарок. Монастырь принимал посильное участие в духовной жизни всего великого государства.
Во второй половине XIX века значительно возросло число прихожан Хотьковской обители.
Однако, никто не мог предполагать, что, вступив в эпоху революционных потрясений, в 1922 году монастырь будет закрыт. В 30-е годы храмы сделали мастерскими и складами. Рабочие, которые занимались перестройкой монастырских зданий, сами предложили верующим взять из храма останки преподобных Кирилла и Марии, т.к. мощам грозило осквернение или уничтожение. Рабочие помогли вскрыть полы храма и вынести останки преподобных, которые были положены в склепе неподалеку от Покровского храма, на территории монастыря.
В 1989 году в Покровском храме бывшего Хотьковского монастыря, возвращенного Русской Православной Церкви, вновь возгорелась свеча церковной молитвы преподобному Сергию и его родителям. В том же году мощи его праведных родителей перенесли в храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Возобновилось празднование памяти преподобных Кирилла и Марии 28 сентября (11 октября) и 18 (31) января. Вера в заступничество святых укрепилась после многочисленных исцелений, совершенных у гробницы.
Современные культурные центры.
Парк «Покровский» (Приложение №9).
Историко-культурный и ландшафтный парк «Покровский» расположен на правом берегу реки Пажи, с западной стороны Покровского Хотькова монастыря. Более 100 лет назад здесь располагалась знаменитая Покровская ярмарка. Общая площадь парка - свыше 40тыс.кв.м.Дата открытия парка 5 декабря 2015 год.
Культурный центр «Елизавета Мамонтова» (Приложение №10).
В плеяде замечательных русских женщин, оставивших заметный след в русской истории последней трети 19 века, — поэтесс, актрис, ученых – есть одно имя, которое должно быть особенно дорого нам сегодня. В наш век стремительных перемен, расширения горизонтов, поисков новых идеалов нам порой так не хватает некоего образца, меры, «золотого стандарта» человеческой судьбы. И этой мерой сегодня может и должна стать для нас жизнь замечательной русской женщины – Елизаветы Григорьевны Мамонтовой. Культурный центр «Елизавета Мамонтова» помимо кружков, студий и клубных объединений включает в себя газету «Хотьковский прорыв», библиотечно-культурный центр имени Бориса Шергина, просветительский центр им. С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».
Заключение.
В настоящее время Хотьково продолжает развиваться, бережно сохраняя искусство, народные промыслы, творчество. Открываются новые культурные центры, парки, музеи и т.д. Хотьково живет интересной и наполненной жизнью, подрастающее поколение подхватывает и развивает исторические традиции культурного центра России. Если вы сегодня спросите хотьковчан: «Что такое счастье?» Они ответят: «Это наше вчера, сегодня и завтра».
Приложения:
1. Герб города Хотьково…………………………………………………….....3
2. Музей-усадьба «Абрамцево». Главный дом….......……………….……....6
3. Музей-усадьба «Абрамцево». Кухня……………………………….……...7
4. Музей-усадьба «Абрамцево». Майоликовый диван (скамейка) ……...…8
5. С. И. Мамонтов ……………………………………………………………..9
6.Музей-усадьба «Абрамцево». Церковь Спаса Нерукотворного ……...….9
7. Покровский Хотьков монастырь…………………………………………..10
8. Родители Сергия Радонежского……………………………………………11
9. Парк «Покровский»…………………………………………………………14
10. Культурный центр «Елизавета Мамонтова»……………………………..15
Список источников и литературы:
1.https://ru.wikipedia.org/wiki/
2.http://hotkovo.net.ru
3. http://podmoskove.ru
4. http://khotkovmonastery.ru
5. http://pravpokrov.ru