ПОЧЕМУ ПОГИБ «ТИТАНИК»?

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПОЧЕМУ ПОГИБ «ТИТАНИК»?

Ильиных У.Д. 1
1
Сереброва И.А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Один из самых волнующих сюжетов в истории ХХ в. – гибель "непотопляемого" океанского лайнера "Титаник", которому не суждено было закончить свое первое и единственное путешествие.

Прошло более ста лет с того момента, как в морозную ночь с 14 на 15 апреля 1912 года южнее острова Ньюфаундленд затонул, столкнувшись с дрейфующим айсбергом, гигантский “Титаник”, самое большое и самое роскошное судно начала века. Погибли более 1500 пассажиров и членов экипажа. И хотя XX столетие ознаменовалось несколькими страшными трагедиями, интерес к судьбе этого судна не ослабевает и в наши дни.

Однако высказывается множество версий гибели «Титаника»: от технически просчитанных до самых фантастических и мистических.

Перед нами возникла проблема, почему «непотопляемый» лайнер оказался на дне океана.

Цельработы: изучение основных версий гибели лайнера «Титаник». Для достижения данной цели поставили ряд задач:

  1. Изучить историю создания лайнера «Титаник»

  2. Определить основные меры безопасности путешествия на «Титанике»

  3. Сформулировать основные версии гибели лайнера

Предмет исследования: океанский лайнер «Титаник»

Объект исследования: версии гибели «Титаника»

Основным методом исследования мы избрали изучение источников (в том числе интернет-ресурсов) по проблеме гибели лайнера «Титаник».

Глава 1.

История создания «Титаника»

«Титаник» — крупнейшее пассажирский лайнер мира на момент своей постройки. Судно принадлежало английской почтово-пассажирской пароходной компании «White Star Line» и был вторым из трех пароходов-близнецов типа «Олимпик».

Самый большой, самый мощный, самый надежный, абсолютно, как утверждали конструкторы, непотопляемый, он и название получил соответствующее - "Титаник". Спущенный на воду с Королевских верфей 31 мая 1911 года роскошный пароход-гигант считался символом "золотого века".

Короткая и драматичная жизнь "Титаника" началась в конструкторских бюро судостроительных верфей Харланда и Уолфа в Белфасте, Северная Ирландия. Проектировщики представили "революционный" проект, согласно которому корабль должен был оставаться на плаву при любом происшествии на море. Проект предусматривал создание шестнадцати водонепроницаемых отсеков вдоль корпуса корабля. Переборки между отсеками отличались особой прочностью - такой тип переборок еще не использовался ни в гражданском, ни в военном флоте. Создатели "Титаника" уверяли, что корабль не получит сколько-нибудь серьезного крена, даже если окажутся полностью затопленными два отсека.

Опытнейшие кораблестроители и дизайнеры, инженеры, клепальщики, столяры-краснодеревщики и другие специалисты (около трех тысяч человек) самоотверженно трудились в течение двух лет, создавая самый роскошный корабль в мире. Все на нем поражало и вызывало удивление. Длина "Титаника" составляла 269,1 метров, ширина 28,19 метра, высота 18,4 метра (от ватерлинии до шлюпочной палубы. Четыре огромные дымовые трубы диаметром 6,7 метра каждая словно четыре башни возвышались над этой громадиной, высота которой от киля до тоновых огней равнялась высоте одиннадцатиэтажного дома. Вес корабля составлял 46 тысяч тонн. Специально спроектированные двигатели мощностью в 50 тысяч лошадиных сил позволяли этому гиганту двигаться со скоростью 24-25 узлов в час. Команда составляла 908 человек, которая обслуживала 2556 пассажиров первого, второго и третьего классов. Строительство "Титаника" обошлось тогда в 4 миллиона фунтов стерлингов (в сегодняшних ценах - это 100 миллионов фунтов стерлингов) - совершенно фантастическая сумма.

На «Титанике» имелось 8 стальных палуб, расположенных друг над другом на расстоянии 2,5 - 3,2 м. Самая верхняя была шлюпочная, под ней находилось семь остальных, обозначенных сверху вниз буквами от «A» до «G». Только палубы «C», «D», «E» и «F» протягивались по всей длине судна. Шлюпочная палуба и палуба «А» не доходили ни до носовой части, ни до кормы, а палуба «G» располагалась только в передней части лайнера. На открытой шлюпочной палубе размещались 20 спасательных шлюпок (на 4 больше, чем требовал Британский кодекс торгового мореплавания, но крайне мало, чтобы поместить всех пассажиров). Вдоль бортов находились прогулочные палубы. На палубах размещались каюты для пассажиров различных классов и экипажа, два больших салона, столовые для пассажиров каждого класса, судовые прачечные, бассейн и турецкие бани, спортивный зал, теннисный корт, пальмовый сад, многочисленные музыкальные солоны, рестораны и бары, судовая почта. Кроме того было множество служебных помещений, надстройки с оборудованием для обслуживания якорей и швартовным устройством, камбуз и столовая для матросов и кочегаров, котельные отделения, багажное отделение для пассажиров первого класса, бункеры с углём, склады, кладовые и другое.

В полутора метрах над килем располагалось второе дно, которое занимало 9/10 длины судна что увеличивало защиту лайнера при повреждении внешней обшивки

Водонепроницаемые переборки были настолько прочными, что должны были выдержать значительное давление при получении пробоины. Первые две переборки в носовой и последняя в кормовой части были сплошными, во всех остальных имелись герметичные двери, позволявшие команде и пассажирам передвигаться между отсеками. Иx можно было задраивать как дистанционно, так и вручную. В случае опасности или аварии в первую очередь необходимо было закрыть двери машинного отделения. В этом случае электромагниты по сигналу с мостика освобождали защёлки и все 12 дверей машинного отделения под действием собственной тяжести опускались и пространство за ними оказывалось герметично закрытым. В потолке каждого отсека находился запасной люк, обычно вёдший на шлюпочную палубу. По его железному трапу могли подняться те, кто не успел покинуть помещение до закрытия дверей.

К распределительной сети электрообеспечения было подключено 10 тыс. лампочек, 562 электрообогревателя, главным образом в каютах первого класса, 153 электромотора на кранах, лебедках, четырех лифтах и огромное количество телефонов. Помимо этого, электричество потребляли вентиляторы в котельном и машинном отделениях, аппараты в гимнастическом зале, десятки машин и приборов в кухнях.

Телефонный коммутатор обслуживал 50 линий. Радиооборудование на лайнере было самым современным. Гарантированная дальность прохождения радиосигнала составляла 250 миль. Днём при благоприятных условиях возможна была связь на расстояние до 400 миль, а ночью — до 2000. Такие достижения говорили не только о высоком качестве и возможностях радиотехники, но и о безупречной подготовке радистов.

2 апреля 1912 года, "Титаник" успешно прошел ходовые испытания, проводившиеся под наблюдением чиновников министерства торговли, которые по британским законам о торговом флоте, являлись главной контрольной инспекцией. С помощью буксира, "Титаник" по каналу Виктории был выведен из Белфаста в Ирландское море, где плавал в течение нескольких часов. В это время проверялось все его оборудование, включая радиоаппаратуру. За полночь 3 апреля "Титаник" достиг Саутгемптона, откуда через неделю должен был отправиться в свой первый рейс через океан. Судно встало на рейде в отведенном для него месте. Уже при первом взгляде на него у всех перехватывало дыхание. Плавучие средства в порту, в том числе и крупные пароходы, неожиданно как бы уменьшились в своих размерах. "Титаник" отшвартовался в Океанском доке, и в течение нескольких дней работники министерства торговли проводили его контроль. В том числе были осмотрены спасательные шлюпки, сигнальные ракеты и прочее спасательное оборудование. Было признано, что оно соответствует действующим тогда предписаниям. Контроль осуществлял главный инспектор министерства капитан Кларк. Он не упустил ни одной мелкой детали и должен был все увидеть сам и лично проверить.

Все говорило о надежности судна. Хозяева даже мысли не допускали, что корабль может затонуть и больше заботились о роскоши и скорости, чем о безопасности плавания. Администрация пароходной линии "Белая звезда" широко разрекламировала "Титаник" - самый большой и роскошный корабль в мире. Первый рейс "Титаника" задумывался как событие, сравни мое по масштабу с главными супершоу столетия. Билет в первом классе стоил в пересчете на сегодняшние деньги около 50 000 долларов. Сотни людей платили деньги не потому, что им нужно было Нью-Йорк: они покупали билеты на шоу. О "непотопляемости" "Титаника" писали все газеты: «Создана система, положившая конец многовековой борьбе человека со стихией. Даже айсберги теперь не страшны, "Титаник" был подготовлен к встрече с айсбергом гораздо лучше любого из пароходов». Строители и владельцы этого гиганта пассажирского флота самонадеянно заявляли: "Сам Господь Бог не сможет потопить этот корабль". Тщеславие и гордыня были жестоко наказаны.

Глава 2.

Версии гибели «Титаника».

В свое первое плавание из Саутгемптона в Нью-Йорк корабль отправился под британским и американским флагами 10 апреля 1912 года.

Первые пять дней, проведенные в открытом море, не принесли команде "Титаника» никаких неожиданностей. Ночью 14 апреля море сохраняло спокойствие, но кое-где в районе плавания виднелись айсберги. Они не смущали капитана Смита...

В 23 часа 40 минут с наблюдательного поста на мачте неожиданно послышался крик: "Прямо по курсу айсберг!" Одновременно прозвучали три удара судового колокола - предупреждение о надвигающейся опасности. Тридцать секунд спустя произошло столкновение лайнера и ледяной горы. В результате скользящего столкновения обшивка правого борта гигантского судна на протяжении ста метров была повреждена, и в пять водонепроницаемых отсеков «Титаника» начала поступать вода. В шестом отсеке течь была незначительная. Но 16 отсеков, на которые был разделен трюм, хоть и считались водонепроницаемыми, их переборки не были сверху герметично соединены с палубами, и вода по мере заполнения одного отсека переливалась в другой. Этим и объясняется постепенно увеличивавшийся дифферент (наклон судна в продольной плоскости) на нос “Титаника”, что в итоге и привело к гибели гиганта. Слишком медленно до капитана Смита начала доходить невероятность происходящего. Слушая доклады офицеров о катастрофе, он просто не мог поверить своим ушам. А драгоценные минуты уходили впустую. Лишь в полночь капитан приказал пассажирам садиться в шлюпки, а терпящий бедствие корабль подал сигнал "SOS".

Однако в том-то и состоит зловещее обаяние этой истории, что далеко не все согласны с официальной версией гибели. Существуют и другие версии – одна другой причудливей, каждая из которых имеет своих приверженцев во всемирном клубе любителей тайн.

1. Пожар в угольном отсеке, возникший еще до отплытия и спровоцировавший сначала взрыв, а потом и столкновение с айсбергом.

Эта версия существовала достаточно давно, но один из экспертов, посвятивший изучению истории «Титаника» более 20 лет, Рэй Бостон, выдвинул новые доказательства этой теории. По его словам, пожар в шестом трюме судна возник еще 2 апреля, и потушить его так и не удалось. Владелец судна Джон Пирпонт Морган решил, что «Титаник» быстро доберется до Нью-Йорка, высадит пассажиров, а затем огонь будет потушен. Корабль вышел в море с пожаром на борту, и во время плавания произошел взрыв. Высокую скорость «Титаника» в ночное время, когда опасность столкновения со льдами была особенно высока, можно объяснить опасениями капитана Эдварда Джона Смита, что его судно взлетит на воздух еще до прибытия в Нью-Йорк. Несмотря на многочисленные предупреждения других кораблей о льдах, Смит не снизил скорость, в результате чего «Титаник» столкнулся с айсбергом.

2. Теория заговора: это вовсе не «Титаник»!

Эта версия была выдвинута специалистами по изучению причин гибели судна Робином Гардинером и Дэном Ван Дер Ваттом, опубликованной в книге “Загадка Титаника”. Согласно этой теории, затонувшим судном является вовсе не «Титаник», а его брат-близнец “Олимпик”. Эти суда на вид практически ничем не отличались друг от друга. 20 сентября 1911 года “Олимпик” столкнулся с крейсером Британского флота “Хоук”, в результате чего оба корабля были серьезно повреждены. Собственники «Олимпика» понесли большие убытки, так как тех повреждений, которые были нанесены «Олимпику», оказалось недостаточно для страховой выплаты. Теория основывается на предположении о возможном мошенничестве с целью получения владельцами «Титаника» страховых выплат. Согласно этой версии, владельцы «Титаника» намерено направили «Олимпик» в район возможного появления льдов и при этом убедили капитана не снижать скорость, чтобы корабль получил серьезные повреждения при столкновении с ледяной глыбой. Эту версию поначалу подкрепляло то, что со дна Атлантического океана, где лежит «Титаник», было поднято достаточно большое количество предметов, но не было найдено ничего, что несло бы на себе название “Титаник”. Эта теория была опровергнута после того, как на поверхность подняли детали, на которых был выбит бортовой (строительный) номер «Титаника» - 401. У «Олимпика» же бортовой номер был 400. Кроме того, отчеканенный бортовой номер «Титаника» был обнаружен и на гребном винте затонувшего судна. И даже, несмотря на это, у теории заговора все еще остается ряд последователей.3. «Титаник» был торпедирован немецкой подводной лодкой.

Существует версия, что «Титаник» затонул вовсе не от тех повреждений, что нанес ему айсберг, а от торпеды, выпущенной немецкой подводной лодкой, причем с целью получения все той же страховой выплаты. А командиром подводной лодки, который согласился быть участником аферы, был родственник одного из владельцев «Титаника». Но у данной теории не существует крепких аргументов в ее пользу. Если бы торпеда как-то повредила корпус «Титаника», это не осталось бы незамеченным как пассажирами, так и членами экипажа.

4. Мистическая версия: проклятие фараонов.

Доподлинно известно, что один из историков, лорд Кэнтервиль перевозил на «Титанике» в деревянном ящике прекрасно сохранившуюся египетскую мумию жрицы - прорицательницы. Поскольку мумия имела достаточно высокую историческую и культурную ценность, она была помещена не в трюм, а размещена непосредственно возле капитанского мостика. Суть теории заключается в том, что мумия оказала влияние на рассудок капитана Смита, который, несмотря на многочисленные предупреждения о льдах в том районе, где плыл «Титаник», не сбросил скорость и тем самым обрек судно на верную гибель. В пользу этой версии говорят известные случаи загадочной гибели людей, побеспокоивших покой древних захоронений, в особенности - мумифицированных египетских правителей. Причем смерти были связаны именно с помутнением рассудка, в результате которого люди совершали неадекватные действия, часто имели место случаи суицида. 5. Ошибка рулевого.

Одна из последних версий гибели Титаника заслуживает особого внимания. Она появилась после того, как был опубликован роман внучки второго помощника капитана «Титаника» Ч. Лайтоллера леди Паттен “На вес золота”. Согласно версии, выдвинутой Паттен в своей книге, у судна было достаточно времени, чтобы уклониться от препятствия, но рулевой Роберт Хитченс запаниковал и повернул штурвал не в ту сторону. Катастрофическая ошибка привела к тому, что айсберг нанес судну повреждения, ставшие для него смертельными. Правда о том, что на самом деле произошло в ту роковую ночь, держалась в секрете в семье Лайтоллера - самого старшего из выживших офицеров «Титаника» и единственного из выживших, кто точно знал, что стало причиной гибели судна. Лайтоллер скрыл эту информацию из опасений того, что компания «Уайт Стар Лайн», которой принадлежало судно, обанкротится, и его коллеги потеряют работу. Единственным человеком, кому Лайтоллер рассказал правду, была его жена Сильвия, которая и передала слова мужа своей внучке. Кроме того, по утверждению Паттен, столь большой и надежный лайнер, как «Титаник», затонул так быстро потому, что после столкновения с ледяной глыбой он не был сразу остановлен, и скорость поступления воды в трюмы возросла в сотни раз. Лайнер не был сразу остановлен, потому что управляющий компании “Уайт Стар Лайн” Брюс Исмей убедил капитана продолжать плавание. Он опасался того, что инцидент может нанести немалый материальный урон возглавляемой им компании.

6. Погоня за «Голубой лентой Атлантики».

Существовало и до сих пор существует немало сторонников этой теории, в особенности среди писателей, так как она появилась именно в писательских кругах. “Голубая лента Атлантики” - престижный приз в судоходстве, присуждаемый океанским лайнерам за рекордную скорость пересечения Северной Атлантики. Во времена «Титаника» этим призом обладало судно “Мавритания” компании “Кунард”, которая, кстати, являлась и учредителем этой премии, а также главным конкурентом компании “Уайт Стар Лайн”. В защиту этой теории выдвигается мнение, что президент компании, которой принадлежал «Титаник», Исмей подбивал капитана «Титаника» Смита прибыть в Нью-Йорк на день раньше положенного срока и получить почетный приз. Этим якобы и объясняется высокая скорость судна в опасном районе Атлантики. Но эта теория легко может быть опровергнута, потому что «Титаник» просто физически не смог бы развить ту скорость в 26 узлов, на которой “Мавритания” компании “Кунард” поставила рекорд, продержавшийся, кстати, еще более 10 лет после катастрофы в Атлантике.

7. Обшивка

В 1994 г. кусок корабельной обшивки, найденный экспедицией учёных во главе с канадцем С. Бласко, был передан в лабораторию канадского министерства обороны в Галифаксе. Работники лаборатории решили подвергнуть его, так называемому тесту Шарпа, определяющему хрупкость стали. Суть теста состояла в следующем: опытный образец, закреплённый в специальном зажиме, должен был выдержать удар 30-килограммового маятника. Компанию обломку составил кусок стали, используемой в современных судах — он был взят для сравнения. Современная сталь выдержала проверку с честью: в результате удара металлическая пластина лишь V-образно согнулась, a фрагмент «Титаника» был разбит на две части. Возможно, он стал таким хрупким, пролежав 82 года на дне Атлантики? Канадским исследователям удалось достать образец 80-летней стали с белфастской судоверфи, где в своё время строился «Титаник». Тест Шарпа он перенёс не лучше своего затонувшего собрата. Заключение специалистов гласило: сталь, использованная для обшивки корпуса «Титаника», была низкокачественной, с большой примесью серы, что делало её очень ломкой. По мнению канадских учёных, это сыграло роковую роль в ночь на 15 апреля. Если бы обшивку изготовили из качественной, вязкой стали с низким содержанием серы, она бы в значительной мере смягчила силу удара. Металлические листы просто вогнулись бы вовнутрь и повреждения корпуса оказались бы не столь серьёзными. Возможно тогда «Титаник» был бы спасён или, по крайней мере, оставался бы на плаву в течение долгого времени, достаточного для эвакуации большей части пассажиров.

8. Черный айсберг

Вопиющим безобразием было, как оказалось, отсутствие бинокля у вперёдсмотрящего (по многим свидетельским показаниям, бинокли были только на отрезке Белфаст-Саутгемптон, а затем по приказу капитана почему-то были сложены в кабине одного из помощников капитана). Тогда бы, несмотря на безлунную ночь, вперёдсмотрящий заметил бы айсберг не за полмили (926 м), а за 2 или 3. Как позже стало известно, «Титаник» столкнулся с «чёрным» айсбергом, то есть с таким, который недавно перевернулся в воде. Обращённая к лайнеру сторона имела тёмно-синий цвет, из-за этого не было отблеска (нормальный, белый айсберг при подобном условии мог быть замечен за милю).

Заключение.

История постройки, первого и единственного путешествия и последующей гибели «Титаника» давно стали основой для множества легенд и историй. В результате проведенной работы нами было выявлено, что существует множество версий гибели корабля.

К сожалению, придется смириться с тем, что исчерпывающая правда о гибели “Титаника” уже не будет известна никогда. Каждая из приведенных нами версий имеет право на существование. Хочется только отметить, что трагический урок 1912 года не следует забывать и в эпоху турбореактивных самолетов, ракетных двигателей и атомных электростанций.

Материалы нашей работы можно использовать на уроках истории, а также внеклассных мероприятиях, посвященных крупным катастрофам истории человечества.

В перспективе работы над проектом можно изучить вопросы спасения пассажиров и членов команды, определение их шансов на спасение.

Библиографический список.

  1. Большая Российская энциклопедия. Т.//М.: Научное издательство, - 2007г.

  2. Губачек М. Титаник /перевод с чешского И. Мачульской//Минск: Попурри, - 2000г.

  3. Материалы официального сайта «ТИТАНИК»

  4. Непомнящий Н.Н. Гибель Титаника: старые и новые загадки /в кн.100 великих загадок XX века/М.: АРТ, - 2005г.

  5. Путеводитель по цифрам и фактам. 2003//М.: РИПОЛ КЛАССИК, - 2002г.

 

15

 

Просмотров работы: 1486