МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЦЕННЫХ ЭКОСИСТЕМ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЦЕННЫХ ЭКОСИСТЕМ

Кручинина Е.С. 1
1
Сотникова Л.Ф. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Если мы хотим достичь какого-то со­гласия с Природой, то нам в большинстве случаев придется принимать ее условия.

Р. Риклефс

Неравномерность размещения природных ресурсов по территории Земли и стремление обладать тем, чего нет у себя, но есть в соседа, являлись во все времена причиной возникновения каких-либо отношений между народами (от торговли до войны). Учитывая, что большинство используе­мых природных ресурсов имеют пределы и невосполнимы, с течением времени эта проблема обостряется. Разведка, рациональная добыча и использование невозобновимых ресурсов, охрана и воспроизводство возобновимых по мере их истощения и загрязнения все больше будут пре­вращаться из внутреннего дела каждой страны в общечело­веческую проблему обеспечения выживаемости, требующую налаживания соответствующих международных отношений.

Тема нашего исследования «Международно-правовая охрана ценных экосистем». Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время на одно из первых мест в междуна­родных отношениях выходит проблема охраны окружающей природной среды. Выработка механизмов международно-правовой охраны ценных экосистем занимается одно из самых значимых вопросов современности. Условность государственных границ особенно видна в районах экологических бедствий. Всем стало ясно, что решить проблемы сохранения окру­жающей среды только на уровне отдельных стран в принци­пе невозможно. Природный комплекс каждой страны, осо­бенно небольшой по размеру занимаемой территории, каки­ми являются большинство стран мира, неразрывно связан с природным комплексом соседних стран или даже является их составной частью.

Движение воздушных и водных масс, миграция живот­ных не подчиняются государственным границам, и даже по­чвы могут перемещаться в результате пыльных бурь. Транс­граничный перенос приводит к распространению загрязне­ния с территории одной страны на территорию другой. Поэтому мало совершенствовать законодательство и сис­тему природопользования только в своей стране, необходимо всячески способствовать развитию международного сотрудни­чества и международного законодательства, регулирующего совместные усилия всех стран в деле охраны природы.

Важность проведения исследований по оценке правой охраны ценных экосистем трудно переоценить. Вместе с тем, теоретическое осмысление проблем экологически устойчивого развития в условиях социально-рыночной трансформации недостаточно. Это мешает, на наш взгляд, выработке действенных правовых механизмов охраны ценных экосистем, не способствует внедрению экологических приоритетов в хозяйственную деятельность и затрудняет переход к перспективной модели развития человеческой цивилизации.

Объектом исследования - являются международные объекты охраны окружающей природной среды.

Предмет исследования составляют правовые отношения в области международного сотрудничества по охране ценных экосистем.

Методологической и теоретической основой исследования послужили фундаментальные концепции, научно-практические работы отечественных и зарубежных ученых. В исследовании использовался диалектический метод, вместе с ним применялись методы анализа и синтеза, программно-целевой, метод сравнительного анализа, системный, статистический.

Эмпирической базой исследования послужили законодательные и нормативные акты РФ и Международные соглашения в области охраны окружающей природной среды, материалы статистических и хозяйственных органов, результаты специальных научных и практических исследований в области охраны окружающей среды, а также другие материалы, опубликованные в научной литературе, периодической центральной и местной печати.

Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации исследования будут докладываться на научно-практических конференциях и конкурсах. Отдельные положения работывозможно внедрить в учебный процесс, в курсах « Обществознание», «История», «Экологии», «География» и др.

Научные положения, рекомендации и выводы, полученные в процессе исследования, нашли отражение в публикациях.

Научная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Структура работы отражает её цель и задачи, определяется логикой проведенного исследования.

Актуальность и недостаточная изученность вопросов по правовой оценке ценных экосистем определили тему исследовательской работы, цель и задачи исследования.

Цель данной работы состоит в изучении аспектов международно-правового регулирования в области охраны окружающей среды. Задачи исследования:

  • изучить понятие ценных экосистем Земли;

  • проанализировать реализацию международно-правовой охраны природы.

1. Международные объекты охраны окружающей природной среды

1.1. Экосистемы и важность охраны экосистем

Экология (от греч. «ойкос» - дом, жилище и «логос» - учение) – наука изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и окружающей средой. Впервые термин и общее определение экологии дал немецкий биолог Эрнст Геккель (1866) в своем капитальном труде «Всеобщая морфология организмов».

Эрнст Геккель занимался вопросами зоологии и эволюции. В1866 году в своей работе «Общая морфология организмов» он предложил весь круг вопросов, связанных с проблемой борьбы за существование и влияние на живые существа комплекса физических и биотических условий, назвать термином «экология». Его определение звучало так: «Это наука об экономии, домашнем быте животных организмов. Она исследует общие отношения животных как к их неорганической среде, так и к их органической среде, их дружественные и враждебные отношения к другим животным и растениям, с которыми они вступают в прямые или непрямые контакты, или, одним словом, все те запутанные взаимоотношения, которые Дарвин условно обозначил как борьбу за существование».

Экология еще долгое время развивалась как одна из биологических наук. В настоящее время она превратилась в одну из главенствующих наук, решающую актуальную проблему современности - изучение взаимоотношений человечества с окружающей средой. Это связано, прежде всего с негативными экологическими последствиями воздействия антропогенных факторов на биосферу Земли: парниковый эффект, кислотные дожди, истощение «озонового слоя», обезлесивание, опустынивание, угрожающее загрязнение среды различными токсикантами, обеднение и деградация природных экосистем и т. д.

Термин «экосистема» был в веден А. Тенсли в 1935 году. Экосистема – это совокупность совместно обитающих разных видов организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом.

В настоящее время концепция экосистем является одной из важнейших ролей в экологии. Природные экосистемы – это открытые системы, получающие и отдающие из вне вещества и энергию. И прежде всего подвержены негативному влиянию деятельности человеческой цивилизации.

Мысль об охране природы очень древняя. На заре развития человеческого общества охрана природы возникла как стремление сохранения её отдельных объектов путем изъятия их из хозяйственной деятельности.

Необходимость заботиться об окружающей среде люди поняли очень давно. Сведения об особо охраняемых «священных» рощах, «заколдованных» озерах, религиозные табу на вылов рыбы и добычу животных дошли до нас из глубокой древности. Именно на местах священных рощ, монастырских владений возникли первые заповедники (резерваты). Издавна особо охранялись места княжеских и царских охот, и во времена княжеской раздробленности таких своеобразных заповедников существовало очень много. Считается, что первый в мире государственный Йеллоустонский национальный парк был создан в США в 1872 г. В дальнейшем заповедники, заказники, резерваты, националь­ные и природные парки были организованы во всех странах мира, особенно активно после Второй мировой войны. Однако локальные, хотя и строго охраняемые участки биосферы не решают проблем, связанных с общим ухудшением окружающей природной среды.

Стало ясным, что сохранение резкого роста населения Земли, быстрая антропогенная трансформация естественных природных экосистем, дальнейшее загрязнение окружающей среды приводят к катастрофическим последствиям вплоть до гибели человеческих популяций. Понимание общих причин деградации биосферы пришло только в самое последнее время и в полной мере осознано далеко не всеми. Трудности заключаются в том, что последствия антропогенного воздействия на природу не всегда очевидны и часто проявляются через десятилетия, а теоретические основы охраны природы усилиями многих ученых из разных стран были разработаны лишь к середине XX столетия.

Первые сведения об охране природы в России относятся к 11-12вв., когда были созданы княжеские охотничьи заповедники: «Беловежская пуща» и «Семь островов». Регламентировался промысел бобра, перелетных птиц и многих других животных.

В 1707г. Петр I издал указ о поиске ключевых вод, которые помогали от различных болезней. В 1718г. создан первый курорт России – Марциальные воды, в 1803г. Пятигорск и другие.

После Петра I в России начинает пробуждаться общественное движение за изучение и охрану природы, которое было начато Российской Академией наук.

Большой вклад в природоохранное дело внесли: Ломоносов М.В., Рычков Т.Л., Волотов Р.О., Крошенников Н.Ю. и др.

Сложившаяся в России система охраны природы путем заповедования стала быстро разрушаться с развитием промышленности в России.

Резкое сокращение видов растений и животных в результате массовой хищнической вырубки лесов 18-20 вв. Только в 1808 – 1914 гг. было вырублено около 26 млн. га (больше площади Англии).

В 1805 г. организуется Московское общество испытателей природы, которое объединяет ученых, работающих по проблемам изучения природы и рационального использования природных ресурсов.

В 1845 г. организуется русское географическое общество по инициативе Врангеля, Витке и Бера.

В начале 20 в. организуются первые природоохранные комиссии и местные общества по охране природы.

Большой вклад в природоохранительное дело внесли Рожевников Т.Д. и Бородин А.О. Рожевников Т.Д. разработал научный аспект природоохранного дела. Он считал: для того чтобы сохранить участки ПК в неприкосновенности вокруг них нужно создать широкую охранительную зону. Бородин являлся инициатором охраны памятников природы. Эти ученые представляли Россию на 1-й Международной конференции по охране природы в Швейцарии в 1913г. На этой конференции впервые был предложен термин «охрана природы». Термин «природопользование» впервые был предложен в 1958 г. Куржаковским Н. Ю.

1.2. Международные и национальные экосистемы

Охрана природы, по существу, - это охрана экосистем. «Любая единица (биосистема), включающая все совместно функционирующие организмы (биотическое сообщество) на данном участке и взаимодействующая с физической средой таким образом, что поток энергии создаёт четко определенные биотические структуры и круговорот веществ между живой и неживой частями, представляют собой экологическую систему, или экосистему» (Ю. Одум, 1986) [7, 138с.]. При охране экосистем наиболее остро стоят вопросы направленности и последовательности действий лю­дей в создании так называемых культурных ландшафтов, поддержания динамического равновесия биологических процессов в них и рационального использования.

Объекты охраны окружающей среды подразделяются на на­циональные (внутригосударственные) и международные (обще­мировые).

К национальным (внутригосударственным) объектам от­носятся земля, воды, недра, дикие животные и другие элемен­ты природной среды, которые находятся на территории госу­дарства. Национальными объектами государства распоряжаются свободно, охраняют и управляют ими на основании собствен­ных законов в интересах своих народов.

Международные объекты охраны окружающей природ­ной среды - это объекты, которые находятся либо в пределах международных пространств: Космос, атмосферный воздух, Мировой океан и Антарктида (табл. 1), либо перемещаются по территории различных стран (мигрирующие виды живот­ных). Эти объекты не входят в юрисдикцию государств и не являются чьим-либо национальным достоянием. Их осваива­ют и охраняют на основании различных договоров, конвенций, протоколов, отражающих совместные усилия международного сообщества.

Таблица 1

Международные объекты охраны окружающей

охраны окружающей среды

Вне юрисдикции государств

Входящие в юрисдикцию государств

Космос

Уникальные природные объекты

Мировой океан

Разделяемые природные ресурсы

Атмосферный воздух

Редкие и исчезающие растения

Антарктида

Одним из важнейших объектов международной охраны яв­ляется Космос. Ни одна страна в мире не имеет каких-либо прав на космическое пространство. Космос - достояние всего человечества. Этот и другие принципы отражены в междуна­родных Договорах по использованию космического простран­ства. В них международным сообществом признаны: недопус­тимость национального присвоения частей космического про­странства, включая Луну и другие небесные тела; недопусти­мость вредного воздействия на Космос и загрязнения космиче­ского пространства. Оговорены также условия спасания космо­навтов.

Для ограничения военного использования Космоса боль­шое значение имеет Договор об ограничении систем противо­ракетной обороны и советско-американские Соглашения об ог­раничении стратегических наступательных вооружений (СНВ).

Мировой океан также представляет собой объект междуна­родной охраны. Он содержит огромное количество полезных ископаемых, биологических ресурсов, энергии. Велико и транс­портное значение океана. Освоение Мирового океана должно проводиться в интересах всего человечества.

Попытки оформления национальных притязаний на мор­ские ресурсы и пространства предпринимались давно и к 50 - 70-м гг. XX столетия вызвали необходимость юридическо­го регулирования освоения Мирового океана. Эти вопросы рас­сматривались на трех международных конференциях и завер­шились подписанием более чем 120 странами Конвенции ООН по морскому праву (1973 г.). Конвенцией ООН признается су­веренное право прибрежных государств на биоресурсы в 200-мильных прибрежных зонах. Подтверждена незыблемость принципа свободного мореплавания (за исключением террито­риальных вод, внешняя граница которых установлена на 12-мильном расстоянии от берега).

Антарктиду справедливо называют материком мира и ме­ждународного сотрудничества. В 1959 г. СССР, США, Англия, Франция, Аргентина и ряд других стран заключили Договор об Антарктиде, в котором провозглашалась свобода научных ис­следований, использование этого материка только в мирных целях, определялся международно-правовой режим Антаркти­ды. Новые, более жесткие меры по охране животного и расти­тельного мира, удалению отходов и предупреждению загряз­нения отражены в Протоколе, подписанном в октябре 1991 г. в Мадриде по итогам международного сотрудничества в Антарк­тиде.

Еще один важнейший международный объект охраны ок­ружающей среды - атмосферный воздух. Усилия междуна­родного сообщества нацелены главным образом на предупреж­дение и устранение трансграничного переноса загрязнителей атмосферы и охрану озонового слоя от разрушения [10. с. 411].

Международные отношения в этих вопросах регулируются Конвенцией 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Монреальскими (1987) и Венскими (1985) соглашениями по озоновому слою, Конвенцией о трансгранич­ном воздействии промышленных аварий (1992) и другими со­гласованными документами.

Особое место среди международных конвенций и соглаше­ний по охране воздушного бассейна имел Московский договор 1963 г. о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфе­ре, космическом пространстве и под водой, заключенный меж­ду СССР, США и Англией, другие соглашения 70 - 90-х гг. об ограничении, сокращении и запрещении ядерного, бактериоло­гического, химического оружия в различных средах и регио­нах. В 1996 г. в ООН торжественно подписан Договор о всеобъ­емлющем запрещении ядерных испытаний [13, с. 553-554].

Существует еще одна категория международных объектов природной среды, которая охраняется и управляется государст­вами, но взята на международный учет. Это, во-первых, при­родные объекты, представляющие уникальную ценность и при­нятые на международный контроль (заповедники, национальные парки, резерваты, памятники природы); во-вторых, исче­зающие и редкие животные и растения, занесенные в между­народную Красную книгу и, в-третьих, разделяемые природ­ные ресурсы, постоянно или значительную часть года находя­щиеся в пользовании двух или более государств (река Дунай, Балтийское море и др.).

1.3. Особо охраняемые природные территории

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) относятся кобъектам общенационального достояния. Это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства представляющие собой природные комплексы особого научного, культурного эстетического, рекреационного и оздоровительного назначения. Решени­ем государства ООПТ изымаются из хозяйственного использования полностью или частично и на них устанав­ливается режим особой охраны.

Различают государственные природные заповедники, в том чис­ле биосферные; национальные парки; природные парки; государст­венные природные заказники; памятники природы; дендрологиче­ские парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные мест­ности и курорты.

С целью сохранения ООПР, эталонов естественных природных ландшафтов, начиная со второй половины XIX в. в разных райо­нах земного шара стали создавать особо охраняемые природные территории. К 1975 г. в мире насчитывалось свыше 1350 различных особо охраняемых территорий. Наибольшее количество их нахо­дится в США, Австралии, России, Японии и Канаде. Особенно уве­личилось число охраняемых территорий за последние десятилетия.

Многие охраняемые территории имеют обширную площадь. Са­мый большой в мире - Гренландский национальный парк, создан­ный в 1975 г. на площади 7 млн. га. Несколько меньшую площадь занимают Центральнокалахарский резерват в Ботсване (Африка) -5,3 млн. га, Большой Гобийский заповедник в Монголии (Азия) - 5 млн. га и Национальный парк Бут-Буффало в Канаде (Северная Америка) - 4,5 млн. га. В настоящее время охраняются не только уча­стки суши, но и участки акватории. Таких охраняемых аквальных (водных) природных комплексов в мире более 150 [9, 67].

В заповедниках охраняются все природные объекты, при­сущие территории или акватории, и все взаимосвязи между ними, весь природно-территориальный комплекс в целом, т. е. участок ес­тественного ландшафта со всеми его компонентами.

Часто заповедники создаются для охраны уникальных явлений: месторождение минералов в Ильменском заповеднике, Долина Гей­зеров на Камчатке, колонии водоплавающих птиц в Астраханском заповеднике, реликтовая флора в Пинежском заповеднике и т. д.

Нередко заповедники играют роль резерватов по охране редких и исчезающих видов животных и растений. Кандалакшский запо­ведник охраняет гнездовья ценного вида птиц - гаги. В Воронеж­ском - заповеднике проводилась работа, способствующая сохране­нию, восстановлению численности и расселению бобра, в Баргузинском, Кроноцком, Печоро-Илычском - по восстановлению чис­ленности-соболя.

Полностью исключить всякую деятельность людей на террито­рии заповедника невозможно. В некоторых случаях вмешательство человека необходимо, чтобы предотвратить деградацию природ­ной среды. Так, в задачу сотрудников заповедника входит борьба с пожарами и другими стихийными бедствиями (ураганами, селями и пр.). Они производят санитарные рубки перестойного леса. Широ­ко известно перерождение степных участков, исчезновение типичной для них растительности при прекращении хозяйственной деятельно­сти человека (сенокосов, умеренного выпаса скота), как бы заменив­шей функции диких копытных, ранее обитавших в степях.

В заповедниках сосредоточено множество видов животных и рас­тений, используемых в селекционной работе. Их посещает множество экскурсантов, проводимые для которых лекции, беседы способ­ствуют пропаганде биологических знаний, природоохранительно­му просвещению населения. Количество посетителей строго регла­ментировано и находится в соответствии с площадью и конкретной обстановкой на охраняемой территории.

Для наблюдений за состоянием биосферы, и в частности за его изменением под воздействием хозяйственной деятельности челове­ка, создается сеть биосферных заповедников: 30-40 на суше и 10-15 в морях и океанах. Основная задача, которая преследуется при этом сохранение эталонов определенных участков биосферы и слежение за их состоянием в связи с глобальными и местными изменениями природной среды

Территории с наиболее строгим режимом охраны природы в зарубежных странах называют резерватами. Они составляют самую ценную, как правило центральную, часть обширных охраняемых территорий - заповедников, национальных парков. В резерватах не только полностью запрещена всякая хозяйственная деятельность, но они закрыты для посещения экскурсантами и туристами.

Заказники - это территории (или акватории) с частичным или временным режимом охраны природы. В них допускается исполь­зование отдельных природных ресурсов. Чаще встречаются охотни­чьи заказники, где в течение нескольких лет или в отдельные сезоны запрещается охота на определенные виды животных до восста­новления их численности. Заказники организуются для охраны мест нереста рыб (ихтиологические), скоплений птиц во время линьки и сезонных миграций (орнитологические). Есть ботанические и даже геологические заказники.

В зарубежных странах наиболее распространенным типом ох­раняемых территорий являются национальные парки. Их границы обычно проходят по естественным рубежам: рекам, горным хреб­там, ущельям и т. д. Площадь национального парка позволяет оби­тать на его территории большим стадам крупных животных: слонов, антилоп, бизонов, тигров и т. п. Территория разделена на зо­ны: заповедную, демонстрационную, хозяйственно-бытовую. Ос­мотр достопримечательностей парка проводится только с дорог, троп, смотровых площадок. Национальные парки обеспечивают сохранение малоизмененных человеком живописных природных ландшафтов, редких и ценных видов растений и животных, служат прекрасным местом отдыха и туризма, полностью окупают расхо­ды на их содержание и приносят значительный доход. Аналогом национальных парков в Скандинавских странах служат природ­ные парки.

Национальный парк должен соответствовать международным критериям, принятым МСОП в 1969 г.: площадь не менее 1000 га, со­ответствующее зонирование территории, наличие ценных природ­ных объектов, относительная сохранность природы, прекращение эксплуатации природных ресурсов, возможность посещения населе­нием на определенных условиях, подчиненность центральному го­сударственному органу. Основная задача национальных парков - организация рекреации при максимальном сохранении ландшаф­та. Опыт зарубежных национальных парков показывает, что в за­висимости от природных условий и уровня посещаемости предель­но допустимая нагрузка на 1000 га в год составляет от 1 до 5 тыс. человек. На закрытые для посещения участки заповедной зоны и ме­ста проведения рекультивации ландшафта приходится не менее 75 % территории. Национальные парки должны занимать площадь не менее 0,4% территории нашей страны [4, с. 5].

Памятники природы - уникальные объекты, ценные в научном, эстетическом, историческом и культурном отношении и взятые под охрану. Памятниками природы могут быть водопады, гейзеры, ис­точники, пещеры, Геологические обнажения, палеонтологические находки, рощи реликтовых деревьев и даже отдельные деревья, име­ющие историческую или эстетическую ценность. Например, Мамон­това пещера в США, Кунгурская ледяная пещера на Урале, «Чер­тово городище» близ Екатеринбурга и др.

Рекреационные территории - это участки естественных природных ландшафтов, которые служат для отдыха людей. Вслед за промышленностью и сельским хозяйством рекреация становится важнейшим направлением использования природных ресурсов и окружающей среды. Число людей, стремящихся" отдыхать среди лесов и лугов, на берегах рек и озер, неуклонно растет. Это касается не только нашей страны. Десятки миллионов посетителей приходят в национальные парки Африки, Азии, Америки. Исполь­зование территорий в рекреационных целях приносит иногда больший доход, чем разработка здесь полезных ископаемых или разви­тие сельского хозяйства. Так, по данным американских экономис­тов, один долл., истраченный на благоустройство парка, приносит от 10 до 15 долл. прибыли.

2. Участие России в международном экологическом сотрудничестве

2. 1. Основные принципы международного

экологического сотрудничества

Международное сотрудничество в области охраны ценныхэкосостем регулируется международным экологи­ческим правом, в основе которого лежат общепризнанные прин­ципы и нормы. Важнейший вклад в становление этих принци­пов внесли Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.), Всемирная хартия при­роды (ВХП), одобренная Генеральной Ассамблеей (1982 г.) и Международная конференция ООН по окружающей среде и раз­витию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Соответственно в истории развития (кодификации) основных экологических принципов международного сотрудничества обычно выделяют три этапа (периода).

1. Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде (1972 г.) - ознаменовала начало важнейшего этапа в экологической политике государств и международных сообществ. По итогам конференции была принята Декларация, в которой оп­ределялись стратегические цели и направления действий мирового сообщества в области охраны окружающей среды.

Стокгольмская конференция провозгласила 5 июня Всемир­ным днем окружающей среды. На конференции был образован постоянно действующий орган ООН по окружающей среде (ЮНЕП) со штаб-квартирой в г. Найроби (Кения) [11, с.7].

Программа ЮНЕП предусматривает организацию и плани­рование природоохранных действий в пределах трех функцио­нальных направлений: 1) оценка окружающей среды - глобаль­ная система наблюдений; 2) управление окружающей средой; 3) вспомогательные меры (образование в области окружающей среды и подготовка кадров). ЮНЕП координирует также дея­тельность других международных организаций по использова­нию, воспроизводству и охране компонентов окружающей сре­ды - земель, вод, атмосферы, растительного и животного ми­ра и др.

2. Всемирная хартия природы (ВХП) принята Генеральной Ассамблеей ООН 28 октября 1982 г. Как и Стокгольмская декларация, Всемирная хартия природы определила приоритет­ные направления экологической деятельности международно­го сообщества на тот период, что в значительной мере предо­пределило дальнейшее формирование экологической полити­ки государств. По мнению многих ученых и специалистов, Все­мирная хартия природы в сравнении с конференцией в г. Сток­гольме (1972 г.) продвинулась дальше по пути «генерализации международных юридических принципов охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов».

В Хартии провозглашались следующие основные принци­пы:

Человечество осознает, что является составной частью природы. Поэтому к природе следует относиться с уважением и не нарушать ее основных принципов.

Генетическая основа жизни на Земле не должна подвер­гаться опасности. Популяция каждой формы жизни, дикой или одомашненной, должна сохраняться, необходимую для этого среду обитания следует сохранять.

Все регионы Земли, как на суше, так и на морях должны быть подчинены охране в соответствии с этими требованиями, особая защита должна обеспечиваться уникальным районам - типичным представителям всех видов экосистем и среды оби­тания редких или исчезающих видов.

Природные ресурсы должны не расточаться, а использо­ваться умеренно, как того требуют принципы, изложенные в настоящей Хартии; биологические ресурсы используются лишь в пределах их природной способности к восстановлению; ре­сурсы многократного пользования, включая воду, используются повторно или рециркулируются.

Согласно Хартии, деградация природных систем в резуль­тате чрезмерного и нерационального использования природных ресурсов, так же как и неспособность установить прочный эколого-экономический порядок между странами и народами, ве­дут к подрыву основ цивилизации.

3. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г.). В Рио-де-Жанейро встретились 114 глав государств, представители 1600 неправитель­ственных организаций. Бесспорно, это был самый впечатляю­щий форум по экологии в XX в.[12, с. 47].

Открывая конференцию, Генеральный секретарь ООН Бут­рос Гали отметил: «Никогда ранее в истории так много не зави­село для вас самих, для ваших детей, для ваших внуков, для жизни во всем многообразии ее форм от того, что вы делаете или не делаете».

На конференции были одобрены пять основных докумен­тов: Декларация РИО об окружающей среде и развитии; По­вестка дня - XXI в.; Заявление о принципах управления, со­хранении и устойчивого развития всех типов лесов; Рамочная конвенция по проблеме изменений климата; Конвенция по биологическому разнообразию.

Важнейшими достижениями Конференции ООН было признание следующих фактов: «проблема окружающей сре­ды и экономического развития не могут рассматриваться раз­дельно», «государства должны сотрудничать в духе всемерного партнерства с целью сохранить, защитить и восстановить здоровье и целостность экосистемы Земли», «мир, развитие и защита окружающей среды взаимосвязаны и неразделимы». В основу раз­работки экологической стратегии государством мирового со­общества рекомендовалось положить концепцию устойчиво­го развития [1, 294].

На Конференции было подчеркнуто, что устойчивому раз­витию, под которым понимается одновременное решение про­блем экономического развития и экологии, нет разумной аль­тернативы.

Подводя итоги конференции, генеральный секретарь орг­комитета М. Стронг (Канада) подчеркнул беспрецедентный масштаб и значимость этого события. «Мир после конфе­ренции должен стать другим, - заявил он. - Другими долж­ны стать дипломатия и система международных отношений ООН, а также правительства, принявшие на себя обязатель­ства продвигаться к устойчивому развитию». Для человечес­кой популяции среда обитания - вся биосфера, которая пред­ставляет единую и целостную систему, поэтому успешное продвижение всего мирового сообщества к устойчивому раз­витию возможно лишь на основе согласованных усилий всех государств.

2.2. Участие России в международном

экологическом сотрудничестве

Наша страна играет значительную роль в решении гло­бальных и региональных экологических проблем. Будучи пра­воприемником СССР, Российская Федерация взяла на себя до­говорные обязательства бывшего СССР по предотвращению экологической катастрофы, сохранению биосферы и обеспе­чению развития человечества.

Основные направления международного сотрудничества России в области охраны окружающей среды следующие: 1) государственные инициативы; 2) международные организа­ции; 3) международные конвенции и соглашения; 4) двусто­роннее сотрудничество.

Государственные инициативы по международному со­трудничеству в области охраны окружающей среды имеют давнюю историю. Нашей страной был выдвинут целый ряд конструктивных предложений по международному сотрудничеству в целях экологической безо­пасности и охране ценных экосистем, например, по природоохранному взаимодействию в азиатско-тихоокеанском регионе (г. Красноярск, сентябрь 1988 г.), по защите морской среды Балтики (г. Мурманск, ок­тябрь 1987 г.), по координации усилий в области экологии под эгидой ООН (43 сессия Генеральной Ассамблеи ООН, де­кабрь 1988 г.).

Российская Федерация продолжает играть активную роль в международном экологическом сотрудничестве. В частно­сти, важные предложения участникам конференции в Рио-де-Жанейро содержались в послании Президента России (1992). Решения Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.) бы­ли одобрены в России и нашли отражение в Концепции пере­хода Российской Федерации на модель устойчивого развития.

Россия уделяет большое внимание и организации междуна­родного партнерства по решению проблем перехода к устой­чивому развитию.

Международные организации по охране природы дейст­вуют почти во всех странах мира. Органы руководства сосре­доточены прежде всего в ООН. Ключевую функцию по орга­низации природоохранной деятельности в системе ООН осу­ществляет упомянутая выше ЮНЕП - Программа ООН по окружающей среде. Россия активно сотрудничает с ЮНЕП и с другими организациями в области охраны окружающей сре­ды в выработке стратегии защиты от загрязнения, создании системы глобального мониторинга, борьбы с опустынивани­ем и др.

Большую активность в решении глобальных природоохран­ных проблем проявляет Международный союз охраны приро­ды (МСОП), переименованный в 1990 г. во Всемирный союз охраны природы. СССР вступил в союз на правах члена-госу­дарства в 1991 г., а сейчас это членство продолжает Россий­ская Федерация. В настоящее время МСОП стал одним из ли­деров в разработке проблем биоразнообразия. По инициативе МСОП выпущена Международная Красная книга редких и ис­чезающих видов растений и животных (в пяти томах).

Много внимания Россия уделяет работе и в других спе­циализированных организациях ООН, имеющих комплексный природоохранительный характер, в частности: ЮНЕСКО (Ор­ганизация Объединенных Наций по вопросам образования, нау­ки и культуры), ВОЗ (Всемирная организация здравоохране­ния), ФАО (орган ООН по продовольствию и сельскому хо­зяйству). Укрепляются научные связи России с МАГАТЭ (Ме­ждународное агентство по атомной энергии). Россия активно содействует реализации основных программ Всемирной ме­теорологической организации ООН (ВМО), в частности Все­мирной климатической программы [3, с.5]. По каналам ВМО в Рос­сию поступает информация о состоянии Мирового океана, ат­мосферы, озонового слоя Земли и загрязнении окружающей среды.

Россия продолжает развивать и углублять экологическое сотрудничество по линии международных конвенций (договоров) и соглашений на многосторонней основе. Свыше 50 международных документов, подписанных Российской Феде­рацией, а также бывшим СССР и принятых ею к исполне­нию, регулируют ныне российское экологическое сотрудни­чество с другими государствами [13,559].

Продолжается сотрудничество в рамках Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) и по другим соглашениям и дого­ворам об охране Мирового океана. Большая работа ведется по выполнению Конвенции о сохранении живых ресурсов в Бал­тийском море (1973 г.), о международной торговле видами дикой фауны и флоры (1973 г.), по защите Черного моря, ра­тифицированной в 1993 г., по сохранению водно-болотных уго­дий (1971 г.) и многих других. В июле 1992 г. Россия стано­вится членом Конвенции о биологическом разнообразии.

На основе межправительственных соглашений развивает­ся двустороннее сотрудничество со всеми пограничными странами, включая государства СНГ, а также с США, Вели­кобританией, Францией, Китаем и другими государствами.

Наиболее плодотворно в настоящее время развивается рос­сийско-американское сотрудничество (проблема озера Байкал, мероприятия по регулированию качества воды, организация за­поведников и др.), российско-германские связи (экологические проблемы в регионах, район озера Байкал, обмен радиологиче­ской информацией и др.), а также сотрудничество со Сканди­навскими странами (экологически безопасные технологии, строительство водоочистных сооружений, охраняемые терри­тории на Карельском перешейке). В последние годы, в услови­ях недостаточного финансового обеспечения решению приро­доохранных проблем способствовала реализация нескольких экологических проектов при финансовой поддержке Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Гло­бального экологического фонда и других организаций.

Несмотря на достигнутые успехи, для выхода из экологи­ческого кризиса необходимо дальнейшее развитие и активи­зация международного сотрудничества как на двусторонней, так и на многосторонней основе, включая организации систе­мы ООН.

Россия, на долю которой приходится значительная часть экосистем, практически не затронутых хозяйственной деятель­ностью (более 1/3 территории России, или 700-800 млн. га, в том числе опорный стабилизирующий блок биосферы, - Си­бирь), непременно будет играть все более возрастающую роль в решении экологических проблем всего мирового сообщества [8, с. 7].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы выживем вместе, в противном случае не выживет никто.

М. Стране

(из речи на Конференции ООН по окружающей

среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 1992 г.)

Гармонизация международных экологических отноше­ний - один из основных путей выхода мирового сообщества из экологического кризиса. Общепризнано, что реализовать стратегию выхода из него можно лишь на основе единства при­родоохранных действий всех государств. Сегодня ни одна страна не в состоянии решить свои экологические проблемы в оди­ночку или сотрудничая лишь с небольшой группой стран. Не­обходимы четкие согласованные усилия всех государств, коор­динация их действий на строгой международно-правовой осно­ве.

Природа не знает государственных границ, она всеобща и едина. Поэтому нарушения в экосистеме одной страны неми­нуемо вызывают ответную реакцию в сопредельных. Напри­мер, если промышленные предприятия ФРГ или Англии вы­брасывают в атмосферу дымовые газы с недопустимо высоким процентом вредных примесей, то это негативно сказывается не только на экологическом состоянии этих стран, но наносит зна­чительный ущерб флоре и фауне соседних Скандинавских стран. Понятно, что не признают государственных границ и все дру­гие компоненты природной среды (речной сток, морские аква­тории, мигрирующие виды животных и т. п.).

Высокая приоритетность экологического фактора в между­народных отношениях постоянно возрастает, что связано с про­грессирующим ухудшением состояния биосферы. Все основ­ные слагаемые экологического кризиса (парниковый эффект, истощение озонового слоя, деградация почв, радиационная опас­ность, трансграничный перенос загрязнений, исчерпание энер­гетических и других ресурсов недр планеты, и т. п.) становятся экологическими императивами и определяют новые нормы и правила взаимодействия государств. Есть все основания пола­гать, что в XXI в. экология войдет в разряд высших приорите­тов глобальной системы международных отношений. Уже сей­час некоторые государственные деятели считают целесообраз­ным создание такого надгосударственного органа, который бы управлял охраной и рациональным использованием окружаю­щей природной среды во всех государствах и регионах.

Использованная литература

  1. Федеральный закон РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002г. (Об охране окружающей природной среды» // Российская газета. www.rg.ru

  2. Арустамов Э. А. Природопользование: Учебник / Арустамов Э. А. и др. – 6-е изд. – М.: Дашков и К, 2004. – 312 с.

  3. Бердлянд М. Е., Назаров И. М., Черников А. А. Глобальная служба атмосферы Всемирной метеорологической организации //Метеорология и гидрология. – 1993, №8, С. 5-7.

  4. Бобров Р. Ф. Все о национальных парках. – М., 1987.

  5. Боголюбов С. А. Экологическое право: учебник. – М.: Юрайт, 2013. – 482 с.

  6. Браун Л., Флейвин Х., Джекобсон Д. и др. Мир 80-х годов / Пер. с англ.. – М., 1989. – 496 с.

  7. Вавилов а. М. Экологические последствия гонки вооружений. – М.: Международные отношения, 1988. – 208 с.

  8. Вронский В. А. Прикладная экология: учебное пособие. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1996. – 512 с.

  9. Голубев Г. Н. О глобальных и внутрисоюзных проблемах окружающей среды // Вестник МГУ. Сер.география. – 1991, №2, С. 3-9.

  10. Горелов А. А. Экология: учебное пособие. – М.: Центр, 2002. – 240 с.

  11. Дрост Б. Международное сотрудничество в рамках программы «Человек и биосфера» // Природа и ресурсы. – 1989. Т. 25. № 1-4. – С.3-8.

  12. Дубовик О. Л. Экологическое право: учеб. – 3-е изд. – М.: ТК Велби, 2012. – 688 с.

  13. Кобасов О. С. Конференция ООН по окружающей среде и развитию // Изв. РАН. Сер.географ. – 1992. № 6, С. 47-54.

  14. Коробкин В. И. Экология / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2010. – 576 с.

  15. Коробкин В. И. Экология / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2007. – 576 с.

  16. Крассов О.И. Экологическое право. Учебник. М.: - Норма. 2012. – 768 с.

  17. Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к закону России. – М., 1993. – 224 с.

  18. Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к закону России. – М., 1993. – 224 с.

  19. Петров В. В. Экологическое право России: Учебник для ВУЗОВ. – М.: Изд-во век, 1995. – 557 с.

  20. ХХ век: последние 10 лет /Пер. с англ. Под ред. Л. Брауна. – М., 1992. – 328 с.

  21. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что сделать?/ Под ред.В. И. Данилова-Данильяна. – М.: изд-во МНЭПУ, 1997. – 332 с.

  22. Экологическое право России: Учеб. для вузов / Под ред. Н.В. Румянцева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 431 с.

  23. Экономика промышленного природопользования. Учебно-методическое пособие. – Майкоп, 2002. – 169 с.

Просмотров работы: 1609