ВВЕДЕНИЕ
Если мы хотим достичь какого-то согласия с Природой, то нам в большинстве случаев придется принимать ее условия.
Р. Риклефс
Неравномерность размещения природных ресурсов по территории Земли и стремление обладать тем, чего нет у себя, но есть в соседа, являлись во все времена причиной возникновения каких-либо отношений между народами (от торговли до войны). Учитывая, что большинство используемых природных ресурсов имеют пределы и невосполнимы, с течением времени эта проблема обостряется. Разведка, рациональная добыча и использование невозобновимых ресурсов, охрана и воспроизводство возобновимых по мере их истощения и загрязнения все больше будут превращаться из внутреннего дела каждой страны в общечеловеческую проблему обеспечения выживаемости, требующую налаживания соответствующих международных отношений.
Тема нашего исследования «Международно-правовая охрана ценных экосистем». Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время на одно из первых мест в международных отношениях выходит проблема охраны окружающей природной среды. Выработка механизмов международно-правовой охраны ценных экосистем занимается одно из самых значимых вопросов современности. Условность государственных границ особенно видна в районах экологических бедствий. Всем стало ясно, что решить проблемы сохранения окружающей среды только на уровне отдельных стран в принципе невозможно. Природный комплекс каждой страны, особенно небольшой по размеру занимаемой территории, какими являются большинство стран мира, неразрывно связан с природным комплексом соседних стран или даже является их составной частью.
Движение воздушных и водных масс, миграция животных не подчиняются государственным границам, и даже почвы могут перемещаться в результате пыльных бурь. Трансграничный перенос приводит к распространению загрязнения с территории одной страны на территорию другой. Поэтому мало совершенствовать законодательство и систему природопользования только в своей стране, необходимо всячески способствовать развитию международного сотрудничества и международного законодательства, регулирующего совместные усилия всех стран в деле охраны природы.
Важность проведения исследований по оценке правой охраны ценных экосистем трудно переоценить. Вместе с тем, теоретическое осмысление проблем экологически устойчивого развития в условиях социально-рыночной трансформации недостаточно. Это мешает, на наш взгляд, выработке действенных правовых механизмов охраны ценных экосистем, не способствует внедрению экологических приоритетов в хозяйственную деятельность и затрудняет переход к перспективной модели развития человеческой цивилизации.
Объектом исследования - являются международные объекты охраны окружающей природной среды.
Предмет исследования составляют правовые отношения в области международного сотрудничества по охране ценных экосистем.
Методологической и теоретической основой исследования послужили фундаментальные концепции, научно-практические работы отечественных и зарубежных ученых. В исследовании использовался диалектический метод, вместе с ним применялись методы анализа и синтеза, программно-целевой, метод сравнительного анализа, системный, статистический.
Эмпирической базой исследования послужили законодательные и нормативные акты РФ и Международные соглашения в области охраны окружающей природной среды, материалы статистических и хозяйственных органов, результаты специальных научных и практических исследований в области охраны окружающей среды, а также другие материалы, опубликованные в научной литературе, периодической центральной и местной печати.
Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации исследования будут докладываться на научно-практических конференциях и конкурсах. Отдельные положения работывозможно внедрить в учебный процесс, в курсах « Обществознание», «История», «Экологии», «География» и др.
Научные положения, рекомендации и выводы, полученные в процессе исследования, нашли отражение в публикациях.
Научная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Структура работы отражает её цель и задачи, определяется логикой проведенного исследования.
Актуальность и недостаточная изученность вопросов по правовой оценке ценных экосистем определили тему исследовательской работы, цель и задачи исследования.
Цель данной работы состоит в изучении аспектов международно-правового регулирования в области охраны окружающей среды. Задачи исследования:
изучить понятие ценных экосистем Земли;
проанализировать реализацию международно-правовой охраны природы.
1. Международные объекты охраны окружающей природной среды
1.1. Экосистемы и важность охраны экосистем
Экология (от греч. «ойкос» - дом, жилище и «логос» - учение) – наука изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и окружающей средой. Впервые термин и общее определение экологии дал немецкий биолог Эрнст Геккель (1866) в своем капитальном труде «Всеобщая морфология организмов».
Эрнст Геккель занимался вопросами зоологии и эволюции. В1866 году в своей работе «Общая морфология организмов» он предложил весь круг вопросов, связанных с проблемой борьбы за существование и влияние на живые существа комплекса физических и биотических условий, назвать термином «экология». Его определение звучало так: «Это наука об экономии, домашнем быте животных организмов. Она исследует общие отношения животных как к их неорганической среде, так и к их органической среде, их дружественные и враждебные отношения к другим животным и растениям, с которыми они вступают в прямые или непрямые контакты, или, одним словом, все те запутанные взаимоотношения, которые Дарвин условно обозначил как борьбу за существование».
Экология еще долгое время развивалась как одна из биологических наук. В настоящее время она превратилась в одну из главенствующих наук, решающую актуальную проблему современности - изучение взаимоотношений человечества с окружающей средой. Это связано, прежде всего с негативными экологическими последствиями воздействия антропогенных факторов на биосферу Земли: парниковый эффект, кислотные дожди, истощение «озонового слоя», обезлесивание, опустынивание, угрожающее загрязнение среды различными токсикантами, обеднение и деградация природных экосистем и т. д.
Термин «экосистема» был в веден А. Тенсли в 1935 году. Экосистема – это совокупность совместно обитающих разных видов организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом.
В настоящее время концепция экосистем является одной из важнейших ролей в экологии. Природные экосистемы – это открытые системы, получающие и отдающие из вне вещества и энергию. И прежде всего подвержены негативному влиянию деятельности человеческой цивилизации.
Мысль об охране природы очень древняя. На заре развития человеческого общества охрана природы возникла как стремление сохранения её отдельных объектов путем изъятия их из хозяйственной деятельности.
Необходимость заботиться об окружающей среде люди поняли очень давно. Сведения об особо охраняемых «священных» рощах, «заколдованных» озерах, религиозные табу на вылов рыбы и добычу животных дошли до нас из глубокой древности. Именно на местах священных рощ, монастырских владений возникли первые заповедники (резерваты). Издавна особо охранялись места княжеских и царских охот, и во времена княжеской раздробленности таких своеобразных заповедников существовало очень много. Считается, что первый в мире государственный Йеллоустонский национальный парк был создан в США в 1872 г. В дальнейшем заповедники, заказники, резерваты, национальные и природные парки были организованы во всех странах мира, особенно активно после Второй мировой войны. Однако локальные, хотя и строго охраняемые участки биосферы не решают проблем, связанных с общим ухудшением окружающей природной среды.
Стало ясным, что сохранение резкого роста населения Земли, быстрая антропогенная трансформация естественных природных экосистем, дальнейшее загрязнение окружающей среды приводят к катастрофическим последствиям вплоть до гибели человеческих популяций. Понимание общих причин деградации биосферы пришло только в самое последнее время и в полной мере осознано далеко не всеми. Трудности заключаются в том, что последствия антропогенного воздействия на природу не всегда очевидны и часто проявляются через десятилетия, а теоретические основы охраны природы усилиями многих ученых из разных стран были разработаны лишь к середине XX столетия.
Первые сведения об охране природы в России относятся к 11-12вв., когда были созданы княжеские охотничьи заповедники: «Беловежская пуща» и «Семь островов». Регламентировался промысел бобра, перелетных птиц и многих других животных.
В 1707г. Петр I издал указ о поиске ключевых вод, которые помогали от различных болезней. В 1718г. создан первый курорт России – Марциальные воды, в 1803г. Пятигорск и другие.
После Петра I в России начинает пробуждаться общественное движение за изучение и охрану природы, которое было начато Российской Академией наук.
Большой вклад в природоохранное дело внесли: Ломоносов М.В., Рычков Т.Л., Волотов Р.О., Крошенников Н.Ю. и др.
Сложившаяся в России система охраны природы путем заповедования стала быстро разрушаться с развитием промышленности в России.
Резкое сокращение видов растений и животных в результате массовой хищнической вырубки лесов 18-20 вв. Только в 1808 – 1914 гг. было вырублено около 26 млн. га (больше площади Англии).
В 1805 г. организуется Московское общество испытателей природы, которое объединяет ученых, работающих по проблемам изучения природы и рационального использования природных ресурсов.
В 1845 г. организуется русское географическое общество по инициативе Врангеля, Витке и Бера.
В начале 20 в. организуются первые природоохранные комиссии и местные общества по охране природы.
Большой вклад в природоохранительное дело внесли Рожевников Т.Д. и Бородин А.О. Рожевников Т.Д. разработал научный аспект природоохранного дела. Он считал: для того чтобы сохранить участки ПК в неприкосновенности вокруг них нужно создать широкую охранительную зону. Бородин являлся инициатором охраны памятников природы. Эти ученые представляли Россию на 1-й Международной конференции по охране природы в Швейцарии в 1913г. На этой конференции впервые был предложен термин «охрана природы». Термин «природопользование» впервые был предложен в 1958 г. Куржаковским Н. Ю.
1.2. Международные и национальные экосистемы
Охрана природы, по существу, - это охрана экосистем. «Любая единица (биосистема), включающая все совместно функционирующие организмы (биотическое сообщество) на данном участке и взаимодействующая с физической средой таким образом, что поток энергии создаёт четко определенные биотические структуры и круговорот веществ между живой и неживой частями, представляют собой экологическую систему, или экосистему» (Ю. Одум, 1986) [7, 138с.]. При охране экосистем наиболее остро стоят вопросы направленности и последовательности действий людей в создании так называемых культурных ландшафтов, поддержания динамического равновесия биологических процессов в них и рационального использования.
Объекты охраны окружающей среды подразделяются на национальные (внутригосударственные) и международные (общемировые).
К национальным (внутригосударственным) объектам относятся земля, воды, недра, дикие животные и другие элементы природной среды, которые находятся на территории государства. Национальными объектами государства распоряжаются свободно, охраняют и управляют ими на основании собственных законов в интересах своих народов.
Международные объекты охраны окружающей природной среды - это объекты, которые находятся либо в пределах международных пространств: Космос, атмосферный воздух, Мировой океан и Антарктида (табл. 1), либо перемещаются по территории различных стран (мигрирующие виды животных). Эти объекты не входят в юрисдикцию государств и не являются чьим-либо национальным достоянием. Их осваивают и охраняют на основании различных договоров, конвенций, протоколов, отражающих совместные усилия международного сообщества.
Таблица 1
Международные объекты охраны окружающей
охраны окружающей среды
Вне юрисдикции государств |
Входящие в юрисдикцию государств |
Космос |
Уникальные природные объекты |
Мировой океан |
Разделяемые природные ресурсы |
Атмосферный воздух |
Редкие и исчезающие растения |
Антарктида |
Одним из важнейших объектов международной охраны является Космос. Ни одна страна в мире не имеет каких-либо прав на космическое пространство. Космос - достояние всего человечества. Этот и другие принципы отражены в международных Договорах по использованию космического пространства. В них международным сообществом признаны: недопустимость национального присвоения частей космического пространства, включая Луну и другие небесные тела; недопустимость вредного воздействия на Космос и загрязнения космического пространства. Оговорены также условия спасания космонавтов.
Для ограничения военного использования Космоса большое значение имеет Договор об ограничении систем противоракетной обороны и советско-американские Соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ).
Мировой океан также представляет собой объект международной охраны. Он содержит огромное количество полезных ископаемых, биологических ресурсов, энергии. Велико и транспортное значение океана. Освоение Мирового океана должно проводиться в интересах всего человечества.
Попытки оформления национальных притязаний на морские ресурсы и пространства предпринимались давно и к 50 - 70-м гг. XX столетия вызвали необходимость юридического регулирования освоения Мирового океана. Эти вопросы рассматривались на трех международных конференциях и завершились подписанием более чем 120 странами Конвенции ООН по морскому праву (1973 г.). Конвенцией ООН признается суверенное право прибрежных государств на биоресурсы в 200-мильных прибрежных зонах. Подтверждена незыблемость принципа свободного мореплавания (за исключением территориальных вод, внешняя граница которых установлена на 12-мильном расстоянии от берега).
Антарктиду справедливо называют материком мира и международного сотрудничества. В 1959 г. СССР, США, Англия, Франция, Аргентина и ряд других стран заключили Договор об Антарктиде, в котором провозглашалась свобода научных исследований, использование этого материка только в мирных целях, определялся международно-правовой режим Антарктиды. Новые, более жесткие меры по охране животного и растительного мира, удалению отходов и предупреждению загрязнения отражены в Протоколе, подписанном в октябре 1991 г. в Мадриде по итогам международного сотрудничества в Антарктиде.
Еще один важнейший международный объект охраны окружающей среды - атмосферный воздух. Усилия международного сообщества нацелены главным образом на предупреждение и устранение трансграничного переноса загрязнителей атмосферы и охрану озонового слоя от разрушения [10. с. 411].
Международные отношения в этих вопросах регулируются Конвенцией 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, Монреальскими (1987) и Венскими (1985) соглашениями по озоновому слою, Конвенцией о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992) и другими согласованными документами.
Особое место среди международных конвенций и соглашений по охране воздушного бассейна имел Московский договор 1963 г. о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, заключенный между СССР, США и Англией, другие соглашения 70 - 90-х гг. об ограничении, сокращении и запрещении ядерного, бактериологического, химического оружия в различных средах и регионах. В 1996 г. в ООН торжественно подписан Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний [13, с. 553-554].
Существует еще одна категория международных объектов природной среды, которая охраняется и управляется государствами, но взята на международный учет. Это, во-первых, природные объекты, представляющие уникальную ценность и принятые на международный контроль (заповедники, национальные парки, резерваты, памятники природы); во-вторых, исчезающие и редкие животные и растения, занесенные в международную Красную книгу и, в-третьих, разделяемые природные ресурсы, постоянно или значительную часть года находящиеся в пользовании двух или более государств (река Дунай, Балтийское море и др.).
1.3. Особо охраняемые природные территории
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) относятся кобъектам общенационального достояния. Это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства представляющие собой природные комплексы особого научного, культурного эстетического, рекреационного и оздоровительного назначения. Решением государства ООПТ изымаются из хозяйственного использования полностью или частично и на них устанавливается режим особой охраны.
Различают государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты.
С целью сохранения ООПР, эталонов естественных природных ландшафтов, начиная со второй половины XIX в. в разных районах земного шара стали создавать особо охраняемые природные территории. К 1975 г. в мире насчитывалось свыше 1350 различных особо охраняемых территорий. Наибольшее количество их находится в США, Австралии, России, Японии и Канаде. Особенно увеличилось число охраняемых территорий за последние десятилетия.
Многие охраняемые территории имеют обширную площадь. Самый большой в мире - Гренландский национальный парк, созданный в 1975 г. на площади 7 млн. га. Несколько меньшую площадь занимают Центральнокалахарский резерват в Ботсване (Африка) -5,3 млн. га, Большой Гобийский заповедник в Монголии (Азия) - 5 млн. га и Национальный парк Бут-Буффало в Канаде (Северная Америка) - 4,5 млн. га. В настоящее время охраняются не только участки суши, но и участки акватории. Таких охраняемых аквальных (водных) природных комплексов в мире более 150 [9, 67].
В заповедниках охраняются все природные объекты, присущие территории или акватории, и все взаимосвязи между ними, весь природно-территориальный комплекс в целом, т. е. участок естественного ландшафта со всеми его компонентами.
Часто заповедники создаются для охраны уникальных явлений: месторождение минералов в Ильменском заповеднике, Долина Гейзеров на Камчатке, колонии водоплавающих птиц в Астраханском заповеднике, реликтовая флора в Пинежском заповеднике и т. д.
Нередко заповедники играют роль резерватов по охране редких и исчезающих видов животных и растений. Кандалакшский заповедник охраняет гнездовья ценного вида птиц - гаги. В Воронежском - заповеднике проводилась работа, способствующая сохранению, восстановлению численности и расселению бобра, в Баргузинском, Кроноцком, Печоро-Илычском - по восстановлению численности-соболя.
Полностью исключить всякую деятельность людей на территории заповедника невозможно. В некоторых случаях вмешательство человека необходимо, чтобы предотвратить деградацию природной среды. Так, в задачу сотрудников заповедника входит борьба с пожарами и другими стихийными бедствиями (ураганами, селями и пр.). Они производят санитарные рубки перестойного леса. Широко известно перерождение степных участков, исчезновение типичной для них растительности при прекращении хозяйственной деятельности человека (сенокосов, умеренного выпаса скота), как бы заменившей функции диких копытных, ранее обитавших в степях.
В заповедниках сосредоточено множество видов животных и растений, используемых в селекционной работе. Их посещает множество экскурсантов, проводимые для которых лекции, беседы способствуют пропаганде биологических знаний, природоохранительному просвещению населения. Количество посетителей строго регламентировано и находится в соответствии с площадью и конкретной обстановкой на охраняемой территории.
Для наблюдений за состоянием биосферы, и в частности за его изменением под воздействием хозяйственной деятельности человека, создается сеть биосферных заповедников: 30-40 на суше и 10-15 в морях и океанах. Основная задача, которая преследуется при этом сохранение эталонов определенных участков биосферы и слежение за их состоянием в связи с глобальными и местными изменениями природной среды
Территории с наиболее строгим режимом охраны природы в зарубежных странах называют резерватами. Они составляют самую ценную, как правило центральную, часть обширных охраняемых территорий - заповедников, национальных парков. В резерватах не только полностью запрещена всякая хозяйственная деятельность, но они закрыты для посещения экскурсантами и туристами.
Заказники - это территории (или акватории) с частичным или временным режимом охраны природы. В них допускается использование отдельных природных ресурсов. Чаще встречаются охотничьи заказники, где в течение нескольких лет или в отдельные сезоны запрещается охота на определенные виды животных до восстановления их численности. Заказники организуются для охраны мест нереста рыб (ихтиологические), скоплений птиц во время линьки и сезонных миграций (орнитологические). Есть ботанические и даже геологические заказники.
В зарубежных странах наиболее распространенным типом охраняемых территорий являются национальные парки. Их границы обычно проходят по естественным рубежам: рекам, горным хребтам, ущельям и т. д. Площадь национального парка позволяет обитать на его территории большим стадам крупных животных: слонов, антилоп, бизонов, тигров и т. п. Территория разделена на зоны: заповедную, демонстрационную, хозяйственно-бытовую. Осмотр достопримечательностей парка проводится только с дорог, троп, смотровых площадок. Национальные парки обеспечивают сохранение малоизмененных человеком живописных природных ландшафтов, редких и ценных видов растений и животных, служат прекрасным местом отдыха и туризма, полностью окупают расходы на их содержание и приносят значительный доход. Аналогом национальных парков в Скандинавских странах служат природные парки.
Национальный парк должен соответствовать международным критериям, принятым МСОП в 1969 г.: площадь не менее 1000 га, соответствующее зонирование территории, наличие ценных природных объектов, относительная сохранность природы, прекращение эксплуатации природных ресурсов, возможность посещения населением на определенных условиях, подчиненность центральному государственному органу. Основная задача национальных парков - организация рекреации при максимальном сохранении ландшафта. Опыт зарубежных национальных парков показывает, что в зависимости от природных условий и уровня посещаемости предельно допустимая нагрузка на 1000 га в год составляет от 1 до 5 тыс. человек. На закрытые для посещения участки заповедной зоны и места проведения рекультивации ландшафта приходится не менее 75 % территории. Национальные парки должны занимать площадь не менее 0,4% территории нашей страны [4, с. 5].
Памятники природы - уникальные объекты, ценные в научном, эстетическом, историческом и культурном отношении и взятые под охрану. Памятниками природы могут быть водопады, гейзеры, источники, пещеры, Геологические обнажения, палеонтологические находки, рощи реликтовых деревьев и даже отдельные деревья, имеющие историческую или эстетическую ценность. Например, Мамонтова пещера в США, Кунгурская ледяная пещера на Урале, «Чертово городище» близ Екатеринбурга и др.
Рекреационные территории - это участки естественных природных ландшафтов, которые служат для отдыха людей. Вслед за промышленностью и сельским хозяйством рекреация становится важнейшим направлением использования природных ресурсов и окружающей среды. Число людей, стремящихся" отдыхать среди лесов и лугов, на берегах рек и озер, неуклонно растет. Это касается не только нашей страны. Десятки миллионов посетителей приходят в национальные парки Африки, Азии, Америки. Использование территорий в рекреационных целях приносит иногда больший доход, чем разработка здесь полезных ископаемых или развитие сельского хозяйства. Так, по данным американских экономистов, один долл., истраченный на благоустройство парка, приносит от 10 до 15 долл. прибыли.
2. Участие России в международном экологическом сотрудничестве
2. 1. Основные принципы международного
экологического сотрудничества
Международное сотрудничество в области охраны ценныхэкосостем регулируется международным экологическим правом, в основе которого лежат общепризнанные принципы и нормы. Важнейший вклад в становление этих принципов внесли Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.), Всемирная хартия природы (ВХП), одобренная Генеральной Ассамблеей (1982 г.) и Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Соответственно в истории развития (кодификации) основных экологических принципов международного сотрудничества обычно выделяют три этапа (периода).
1. Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде (1972 г.) - ознаменовала начало важнейшего этапа в экологической политике государств и международных сообществ. По итогам конференции была принята Декларация, в которой определялись стратегические цели и направления действий мирового сообщества в области охраны окружающей среды.
Стокгольмская конференция провозгласила 5 июня Всемирным днем окружающей среды. На конференции был образован постоянно действующий орган ООН по окружающей среде (ЮНЕП) со штаб-квартирой в г. Найроби (Кения) [11, с.7].
Программа ЮНЕП предусматривает организацию и планирование природоохранных действий в пределах трех функциональных направлений: 1) оценка окружающей среды - глобальная система наблюдений; 2) управление окружающей средой; 3) вспомогательные меры (образование в области окружающей среды и подготовка кадров). ЮНЕП координирует также деятельность других международных организаций по использованию, воспроизводству и охране компонентов окружающей среды - земель, вод, атмосферы, растительного и животного мира и др.
2. Всемирная хартия природы (ВХП) принята Генеральной Ассамблеей ООН 28 октября 1982 г. Как и Стокгольмская декларация, Всемирная хартия природы определила приоритетные направления экологической деятельности международного сообщества на тот период, что в значительной мере предопределило дальнейшее формирование экологической политики государств. По мнению многих ученых и специалистов, Всемирная хартия природы в сравнении с конференцией в г. Стокгольме (1972 г.) продвинулась дальше по пути «генерализации международных юридических принципов охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов».
В Хартии провозглашались следующие основные принципы:
Человечество осознает, что является составной частью природы. Поэтому к природе следует относиться с уважением и не нарушать ее основных принципов.
Генетическая основа жизни на Земле не должна подвергаться опасности. Популяция каждой формы жизни, дикой или одомашненной, должна сохраняться, необходимую для этого среду обитания следует сохранять.
Все регионы Земли, как на суше, так и на морях должны быть подчинены охране в соответствии с этими требованиями, особая защита должна обеспечиваться уникальным районам - типичным представителям всех видов экосистем и среды обитания редких или исчезающих видов.
Природные ресурсы должны не расточаться, а использоваться умеренно, как того требуют принципы, изложенные в настоящей Хартии; биологические ресурсы используются лишь в пределах их природной способности к восстановлению; ресурсы многократного пользования, включая воду, используются повторно или рециркулируются.
Согласно Хартии, деградация природных систем в результате чрезмерного и нерационального использования природных ресурсов, так же как и неспособность установить прочный эколого-экономический порядок между странами и народами, ведут к подрыву основ цивилизации.
3. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г.). В Рио-де-Жанейро встретились 114 глав государств, представители 1600 неправительственных организаций. Бесспорно, это был самый впечатляющий форум по экологии в XX в.[12, с. 47].
Открывая конференцию, Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали отметил: «Никогда ранее в истории так много не зависело для вас самих, для ваших детей, для ваших внуков, для жизни во всем многообразии ее форм от того, что вы делаете или не делаете».
На конференции были одобрены пять основных документов: Декларация РИО об окружающей среде и развитии; Повестка дня - XXI в.; Заявление о принципах управления, сохранении и устойчивого развития всех типов лесов; Рамочная конвенция по проблеме изменений климата; Конвенция по биологическому разнообразию.
Важнейшими достижениями Конференции ООН было признание следующих фактов: «проблема окружающей среды и экономического развития не могут рассматриваться раздельно», «государства должны сотрудничать в духе всемерного партнерства с целью сохранить, защитить и восстановить здоровье и целостность экосистемы Земли», «мир, развитие и защита окружающей среды взаимосвязаны и неразделимы». В основу разработки экологической стратегии государством мирового сообщества рекомендовалось положить концепцию устойчивого развития [1, 294].
На Конференции было подчеркнуто, что устойчивому развитию, под которым понимается одновременное решение проблем экономического развития и экологии, нет разумной альтернативы.
Подводя итоги конференции, генеральный секретарь оргкомитета М. Стронг (Канада) подчеркнул беспрецедентный масштаб и значимость этого события. «Мир после конференции должен стать другим, - заявил он. - Другими должны стать дипломатия и система международных отношений ООН, а также правительства, принявшие на себя обязательства продвигаться к устойчивому развитию». Для человеческой популяции среда обитания - вся биосфера, которая представляет единую и целостную систему, поэтому успешное продвижение всего мирового сообщества к устойчивому развитию возможно лишь на основе согласованных усилий всех государств.
2.2. Участие России в международном
экологическом сотрудничестве
Наша страна играет значительную роль в решении глобальных и региональных экологических проблем. Будучи правоприемником СССР, Российская Федерация взяла на себя договорные обязательства бывшего СССР по предотвращению экологической катастрофы, сохранению биосферы и обеспечению развития человечества.
Основные направления международного сотрудничества России в области охраны окружающей среды следующие: 1) государственные инициативы; 2) международные организации; 3) международные конвенции и соглашения; 4) двустороннее сотрудничество.
Государственные инициативы по международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды имеют давнюю историю. Нашей страной был выдвинут целый ряд конструктивных предложений по международному сотрудничеству в целях экологической безопасности и охране ценных экосистем, например, по природоохранному взаимодействию в азиатско-тихоокеанском регионе (г. Красноярск, сентябрь 1988 г.), по защите морской среды Балтики (г. Мурманск, октябрь 1987 г.), по координации усилий в области экологии под эгидой ООН (43 сессия Генеральной Ассамблеи ООН, декабрь 1988 г.).
Российская Федерация продолжает играть активную роль в международном экологическом сотрудничестве. В частности, важные предложения участникам конференции в Рио-де-Жанейро содержались в послании Президента России (1992). Решения Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.) были одобрены в России и нашли отражение в Концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития.
Россия уделяет большое внимание и организации международного партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию.
Международные организации по охране природы действуют почти во всех странах мира. Органы руководства сосредоточены прежде всего в ООН. Ключевую функцию по организации природоохранной деятельности в системе ООН осуществляет упомянутая выше ЮНЕП - Программа ООН по окружающей среде. Россия активно сотрудничает с ЮНЕП и с другими организациями в области охраны окружающей среды в выработке стратегии защиты от загрязнения, создании системы глобального мониторинга, борьбы с опустыниванием и др.
Большую активность в решении глобальных природоохранных проблем проявляет Международный союз охраны природы (МСОП), переименованный в 1990 г. во Всемирный союз охраны природы. СССР вступил в союз на правах члена-государства в 1991 г., а сейчас это членство продолжает Российская Федерация. В настоящее время МСОП стал одним из лидеров в разработке проблем биоразнообразия. По инициативе МСОП выпущена Международная Красная книга редких и исчезающих видов растений и животных (в пяти томах).
Много внимания Россия уделяет работе и в других специализированных организациях ООН, имеющих комплексный природоохранительный характер, в частности: ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), ФАО (орган ООН по продовольствию и сельскому хозяйству). Укрепляются научные связи России с МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии). Россия активно содействует реализации основных программ Всемирной метеорологической организации ООН (ВМО), в частности Всемирной климатической программы [3, с.5]. По каналам ВМО в Россию поступает информация о состоянии Мирового океана, атмосферы, озонового слоя Земли и загрязнении окружающей среды.
Россия продолжает развивать и углублять экологическое сотрудничество по линии международных конвенций (договоров) и соглашений на многосторонней основе. Свыше 50 международных документов, подписанных Российской Федерацией, а также бывшим СССР и принятых ею к исполнению, регулируют ныне российское экологическое сотрудничество с другими государствами [13,559].
Продолжается сотрудничество в рамках Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) и по другим соглашениям и договорам об охране Мирового океана. Большая работа ведется по выполнению Конвенции о сохранении живых ресурсов в Балтийском море (1973 г.), о международной торговле видами дикой фауны и флоры (1973 г.), по защите Черного моря, ратифицированной в 1993 г., по сохранению водно-болотных угодий (1971 г.) и многих других. В июле 1992 г. Россия становится членом Конвенции о биологическом разнообразии.
На основе межправительственных соглашений развивается двустороннее сотрудничество со всеми пограничными странами, включая государства СНГ, а также с США, Великобританией, Францией, Китаем и другими государствами.
Наиболее плодотворно в настоящее время развивается российско-американское сотрудничество (проблема озера Байкал, мероприятия по регулированию качества воды, организация заповедников и др.), российско-германские связи (экологические проблемы в регионах, район озера Байкал, обмен радиологической информацией и др.), а также сотрудничество со Скандинавскими странами (экологически безопасные технологии, строительство водоочистных сооружений, охраняемые территории на Карельском перешейке). В последние годы, в условиях недостаточного финансового обеспечения решению природоохранных проблем способствовала реализация нескольких экологических проектов при финансовой поддержке Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Глобального экологического фонда и других организаций.
Несмотря на достигнутые успехи, для выхода из экологического кризиса необходимо дальнейшее развитие и активизация международного сотрудничества как на двусторонней, так и на многосторонней основе, включая организации системы ООН.
Россия, на долю которой приходится значительная часть экосистем, практически не затронутых хозяйственной деятельностью (более 1/3 территории России, или 700-800 млн. га, в том числе опорный стабилизирующий блок биосферы, - Сибирь), непременно будет играть все более возрастающую роль в решении экологических проблем всего мирового сообщества [8, с. 7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы выживем вместе, в противном случае не выживет никто.
М. Стране
(из речи на Конференции ООН по окружающей
среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 1992 г.)
Гармонизация международных экологических отношений - один из основных путей выхода мирового сообщества из экологического кризиса. Общепризнано, что реализовать стратегию выхода из него можно лишь на основе единства природоохранных действий всех государств. Сегодня ни одна страна не в состоянии решить свои экологические проблемы в одиночку или сотрудничая лишь с небольшой группой стран. Необходимы четкие согласованные усилия всех государств, координация их действий на строгой международно-правовой основе.
Природа не знает государственных границ, она всеобща и едина. Поэтому нарушения в экосистеме одной страны неминуемо вызывают ответную реакцию в сопредельных. Например, если промышленные предприятия ФРГ или Англии выбрасывают в атмосферу дымовые газы с недопустимо высоким процентом вредных примесей, то это негативно сказывается не только на экологическом состоянии этих стран, но наносит значительный ущерб флоре и фауне соседних Скандинавских стран. Понятно, что не признают государственных границ и все другие компоненты природной среды (речной сток, морские акватории, мигрирующие виды животных и т. п.).
Высокая приоритетность экологического фактора в международных отношениях постоянно возрастает, что связано с прогрессирующим ухудшением состояния биосферы. Все основные слагаемые экологического кризиса (парниковый эффект, истощение озонового слоя, деградация почв, радиационная опасность, трансграничный перенос загрязнений, исчерпание энергетических и других ресурсов недр планеты, и т. п.) становятся экологическими императивами и определяют новые нормы и правила взаимодействия государств. Есть все основания полагать, что в XXI в. экология войдет в разряд высших приоритетов глобальной системы международных отношений. Уже сейчас некоторые государственные деятели считают целесообразным создание такого надгосударственного органа, который бы управлял охраной и рациональным использованием окружающей природной среды во всех государствах и регионах.
Использованная литература
Федеральный закон РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002г. (Об охране окружающей природной среды» // Российская газета. www.rg.ru
Арустамов Э. А. Природопользование: Учебник / Арустамов Э. А. и др. – 6-е изд. – М.: Дашков и К, 2004. – 312 с.
Бердлянд М. Е., Назаров И. М., Черников А. А. Глобальная служба атмосферы Всемирной метеорологической организации //Метеорология и гидрология. – 1993, №8, С. 5-7.
Бобров Р. Ф. Все о национальных парках. – М., 1987.
Боголюбов С. А. Экологическое право: учебник. – М.: Юрайт, 2013. – 482 с.
Браун Л., Флейвин Х., Джекобсон Д. и др. Мир 80-х годов / Пер. с англ.. – М., 1989. – 496 с.
Вавилов а. М. Экологические последствия гонки вооружений. – М.: Международные отношения, 1988. – 208 с.
Вронский В. А. Прикладная экология: учебное пособие. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1996. – 512 с.
Голубев Г. Н. О глобальных и внутрисоюзных проблемах окружающей среды // Вестник МГУ. Сер.география. – 1991, №2, С. 3-9.
Горелов А. А. Экология: учебное пособие. – М.: Центр, 2002. – 240 с.
Дрост Б. Международное сотрудничество в рамках программы «Человек и биосфера» // Природа и ресурсы. – 1989. Т. 25. № 1-4. – С.3-8.
Дубовик О. Л. Экологическое право: учеб. – 3-е изд. – М.: ТК Велби, 2012. – 688 с.
Кобасов О. С. Конференция ООН по окружающей среде и развитию // Изв. РАН. Сер.географ. – 1992. № 6, С. 47-54.
Коробкин В. И. Экология / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2010. – 576 с.
Коробкин В. И. Экология / В. И. Коробкин, Л. В. Передельский. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2007. – 576 с.
Крассов О.И. Экологическое право. Учебник. М.: - Норма. 2012. – 768 с.
Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к закону России. – М., 1993. – 224 с.
Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к закону России. – М., 1993. – 224 с.
Петров В. В. Экологическое право России: Учебник для ВУЗОВ. – М.: Изд-во век, 1995. – 557 с.
ХХ век: последние 10 лет /Пер. с англ. Под ред. Л. Брауна. – М., 1992. – 328 с.
Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что сделать?/ Под ред.В. И. Данилова-Данильяна. – М.: изд-во МНЭПУ, 1997. – 332 с.
Экологическое право России: Учеб. для вузов / Под ред. Н.В. Румянцева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 431 с.
Экономика промышленного природопользования. Учебно-методическое пособие. – Майкоп, 2002. – 169 с.