ТРАДИЦИОННЫЕ СЕРЕБРЯНЫЕ УКРАШЕНИЯ ЯКУТСКОЙ ДЕВУШКИ САХА (ПО ЭТНОГРАФИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ ТАНДИНСКОГО ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО МУЗЕЯ ИМ. И. П ГОТОВЦЕВА)

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ТРАДИЦИОННЫЕ СЕРЕБРЯНЫЕ УКРАШЕНИЯ ЯКУТСКОЙ ДЕВУШКИ САХА (ПО ЭТНОГРАФИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ ТАНДИНСКОГО ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО МУЗЕЯ ИМ. И. П ГОТОВЦЕВА)

Андросова А.П. 1
1
Тарский Н.Н. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение:

Цель работы: Изучение традиционных и современных серебряных украшений якутской девушки.

Задачи:

1. Изучение научной литературы .

2.Изучение серебряных украшений коллекции Тандинского музея.

3.Сравнительный анализ украшений

Актуальность: Ювелирное искусство народа саха имеет древнюю историю и богатые традиции. Но современные украшения изготавливаются, не зная традиции народа.

Новизна: Сравнительный анализ современных и традиционных серебряных украшений.

Практическое значение: Изготовление украшений следуя традициям народа саха.

I. Традиционные серебряные украшения якутской девушки

В комплект женского съемного праздничного наряда входят: начельник, грива, шейно-нагрудные и наспинные украшения, накосник, пояс с набедренными подвесками, пара браслетов, серьги, кольца. Кроме того, к одежде пришивалась разнообразные предметы из серебра: солярный круг туоhахта на головных уборах, застежки , плаастины-ромбики на пальто бууктаах сон, звенящие колокольчики кыабака симэ5э на женских натазниках сыалдьа, разнообразные фигурные бляшки на билэсуконном отвортое обуви. Начельник - бастына представляют собой обруч из серебра или нескольких слоев ткани, плотно охватывающий голову. На ткани (сукно или бархат ) вышивается орнамент или прикрепляются плоские серебряные бляшки. Диаметр по кругу в среднем 55-60 см., ширена 4-5см. С него ниспадают на спину или грудь серебряные ленты с гравированным орнаментом или в виде ажурных цепочек, составляющих ряды звенев. Если звенья падали на грудь, то образовывали украшение – илин кэбиhэр с большим круглым диском – туоhахта с изящной гравировкой по кругу и в центре. Свадебный костюм женщины завершала конусообразная шапка – ураhа бэргэьэ или меховая высокая шапка дьабака, которую надевали поверх бастына. На ней, высоко над лбом, блестело круглое «солнышко (кюн)» - серебряный диск туоьахта. Диаметр круга в среднем 8-16 см. Таким образом, богатая женщина имела три солнца: на шапке, на начельнике и на груди. Такую женщину называли «ус куннээх дьоллоох дьахтар» - «счастливая женщина с тремя солнцами». Древние якуты были солнцепоклонниками и называли себя «кун улууhа – айыы айма5а » , т.е людьми солнечного улуса светлых божеств. В раскопках XVII века встречались также и мужские шапки с серебряными туоhахта, диаметр которых 7-11см.

Илин кэбиhэр – нагрудное украшение, прикрепляемое ровдужными ремешками к кольцам над ушами или спереди к гривне. Если украшение свисало с начельника, то два-три ряда цепочек, составленных из звеньев ажурных пластиночек, с двух сторон спускались на грудь и соединялись на уровне сердца в один широкий ряд через солярный диск, которого, в свою очередь, ниспадали ленты ажурных цепочек, оканчивающиеся звенящими подвесками или колокольчиками. Прикрепленное к гривне через серебряную трапециевидную гравированную пластину нагрудное украшение илин кэбиhэр бывает более широким, состоит из 6 или 12 рядов ажурных цепочек. Длина в среднем 30-60см, ширина 12-22см. Обычно в центре на груди помещается серебряный гравированный солярный диск – кун.

С укреплением роли христианства во второй половине XIX века появляется новый вид украшения – нагрудный крест – сурэх (сердце). Мастера изготовляли из по тому же принципу, что и илин кэбиhэр, но это было уже отдельное у крашение без гривны и начельник, носимое на широкой ажурной цепочке. Здесь часто применяли чернения, золочение и выемчатую эмаль.

Кэлин кэбиhэр – наспинное украшение, прикрепляемое также к начельнику или гривне. Длина его колеблется в пределах 40-113см, и, возможно, это зависит от длины косы женщины, для которой мастер изготовлял украшение, поскольку кэлин кэбиhэр укрывал волосы женщины от нескромных взоров. Ряды ажурных звеньев ритмично сменяются трапециевидными пластинами, в которых серебряные цепочки соединяются с помощью разноцветных бус и серебряный трубочек – куегу , нанизанных но ровдужные ремешки.

Девичий накосник – суhуох симэ5э или киистэ имеет аналогичную конструкцию, состоящую из ряд движения которых подчеркивают узкие трапециевидные пластинки. Накосник длиной в среднем около 30 см шириной 4-9 см прикрепляется к косам с помощью ровдужных ремешков. Встречается также девичий узкий начельник с двумя серебряными или вышитыми по ткани лентами за спиной. Все украшения заканчиваются внизу шумящими подвесками, имеющими оберегательную функцию и призванным отгонять злых духов.

Гривны (кылдьыы) являются наиболее древним видом украшений. Археологии находили гривны плоской и витой формы в скифских погребениях знати на Алтае. Когда-то широко распространенные у многих народов гривны сохранились до настоящего времени только у якутов. У русских гривны до XVI в. Были знаком мужской воинской доблести, которые впоследствии стали женским украшением.

То же можно сказать и о якутских гривнах. В старину их носили как мужчины-войны, так и женщины. Массивные гривны из брозы с петлеобразными изгибами исследователи находили находили в погребанияк XVII века якутского богатыря Суор Бугдук и знатной женщины Урагас. Подобные гривны из латуни с изогнутыми четырьмя петлями в коллекции музея им. Ем. Ярославского. В Американском музее естественной истории есть массивная гривна с пятью петлеобразными изгибами из бронзы, которые мог носить мужчина. Встречаются и двойные гривны: внутренняя сторона витая, округлой формы без изгибов, внешняя повторяет ее форму, но имеет четыре петлеобразных изгиба. Конец каждой гривна загнут и соединяется кожными шнурками. К подобным гривнам подвешивались короткие пластиды.

Наспинно-накрудные украшения илин-кэлин кэбиhэр, прикрепляемые к круглым гривнам, появились в начале XIX в. Их насили поверх пальто. Поздние женские гривны из серебра стали более легкими и изящными. Существует два вида гривен – витая и плоская с гравированной поверхностью. В качестве редких старинных украшений можно назвать шейный обруч – моой симэзэ двух видов: защелкивающий сзади подобно браслету и с несходящимися концами, соединенными кожаными тесемками. Легки нагрудные украшения нося теперь на платье.

Пояс – кур, необходимый атрибут верхней одежды. Различают мужской и женский пояса. Сирэй уемус кур входил в придание невесты. Это широкий кожаный пояс со сплошным серебряным набором. Длина варьирует в пределах 90-130 см, ширина 4-8 см. Сплошной набор состоит из четырехугольных гравированных пластинок числом 12-20, по бокам и сзади пришивается большая круглая нарядная пластина. На передней пластине-пряжке кроме орнаментального узора часто способом гравировки указывал год изготовления, имя мастера или владельца пояса. Красивые линии внзеля органично входят в композицию орнамента.

Набедренные подвески – еттук симэ5э прикрепляются на кольцах к женскому поясу с двех боков. Более яркие по колориту благодоря разноцветным бусам вперемежку с серебряными трубочками и разнообразными подвесками взизу, они придают женскому костюму богатый нарядный вид. Кроме того, это украшение имеет сакральное значение. Поскольку женские шубы и пальто не имели карманов, то вещи первой необходимости – такие, как кисет, кресало, игольница, ухочистка и ланцет – становились частью украшения. Иногда женщина получала в виде свадебного подарка небольшой ножик в ножнах , который также прикреплялся к поясу. Верхняя часть еттук симэ5э для прочности делается из небольшого кусочка кожи, к которому пришиваются два металлических кольца с конскими головками. С них спускаются две широкие полоски, состоящие из нескольких рядов крупных разноцветных стеклянных бус, чередующихся с серебряными трубочками – куегу . Нижние ряды завершатся цилиндрический серебряный игольник – иннэлик, кисетик – хаппар для ниток и наперстка из красного сукна, расшитый мелким бисером или нитками, декоративные двусторонние расшитые кисетки из красного и черного сукна, сакральный кисетик - амулет с лисьей мордочкой - саhыл тумса , кресало – хатат , уховертка – кулгаах хастар, ланцет – искэх. И вес этот набор дополняется серебряными гравированными пластинами – куйурга, шумящими подвесками - колокольчиками, монетами и т.д. Общая длина еттук симэ5э с подвесками в среднем 60-100 см, ширина каждой стороны 23-30 см.

Серьги-проволочные серьги с нанизанными на них крупными двумя-тремя бусами носили и скифы с нанизанными на них крупными двумя-тремя бусами носили и скифы, и тюркские народы, и палеоазиаты. Подобные якутские серьги называются туораах ытар5а. Серьги XIX в. отличаются многообразием формы, но общим является то, что они состоят из двух частей: верхняя иэмэх и нижняя ее подвеска - тугэх. По форме подвесок различают серьги хобо ытар5а (с бубенчиками), куегу ытарза (с трубочками), харыйа ытарза (в елочку), курдьэх ытарза (лопатообразные), сиэл ытарза (гривоподобные). При таком разнообразии серег они имеют общий антропоморфный силуэт, имеющий значение оберега. Крупные размеры, доходящие длиной от 6 до11 см, значительный их вес позволяю высказать предположение о том, что женщины носили такие серьги только по праздниками, а возможно, при исполнении каких-то ритуалов. Повседневным же украшением служила верхняя часть – иэмэх. Современные золотые и серебряные серьги сохранила традиционную форму, но размеры уменьшились и стали более изящными и легкими.

Парные браслеты-бе5е носили женщины и дети на запястьях обеих рук. Высота женских браслетов из коллекции музея колеблется в пределах 6,2-8.8 см, детских- 4-5 см. Рисунок орнамента неповторимо индивидуален, но общим является то, что поверхность браслета разделяется по кругу на узкие пояски в несколько ярусов, которые заполняются сочным растительным орнаментом.

На пальцах носили массивные кольца. Девушки придерживали волосы с помощью длинных серебряных гребней изогнутой формы. Все предметы женских украшений имели роль защиты.

В приданое невесты входили и украшение ее коня. Чепраки и кычимы расшивались не только бисером и цветными бляшками. Луку женского седела спереди и сзади украшала серебряная оковка с затейливой гравировкой. В музее имеются уникальные женские седла с серебряными луками, на которых изображены звери, сказочные грифоны и единороги , затейливый растительный орнамент, везели с инициалами владельца, часто указывались год изготовления и реже – имя мастера. Серебром или латунью отделывались также ручка кнута, узда и недоуздок, подшейная кисть коня- моонньох и ручка комаромахалки – дэйбиир. Подлинным произведением народного искусства являются плети – кымньыы с металлической скребницей, с изящной деревянной ручкой, обмотанной гравированной серебряной лентой; с кисточками, плетенными из конского волоса, заканчивающимися ровдужной бахромой.

Орнамент ювелирных изделий поражает богатством и разнообразием. Характер орнамента свидетельствует о древних корнях народа саха. Геометрический орнамент на штампованных формах украшений из меди и серебра и в виде квадратов. Влияние звериного стиля скифо-сибирского времени сказалось на изображении грифонов на луках седел, напоминающего аналогичные изображения на Пазырыкском кургане. Круглые бронзовые кольца с двумя изображениями конских голов на украшении еттук симэ5э также близки к звериному стилю. Весьма распространенный мотив лиры и S-образные спирали были характерны для алтайцев и хуннов Забайкалья. Многочисленные ответвления от основного мотива лиры придают орнаменту неповторимый уникальный характер. На луке седла, находящегося в музейной коллекции, центральный элемент орнамента имеет форму сердца, от которого прорастают ветви сказочного растения.

В XIX в. сказывается русское на появлении сочного растительного орнамента с чернением и золочением.

Традиции ювелирного искусства народа саха сохранились до наших дней, хотя и изменилась его первоначальная функция. Особенно популярны женские украшения илин-кэлин кэбиhэр, серьги, кольца, браслеты. По-прежнему женщины отдают предпочтение серебру.

II. Серебренные украшения коллекции музея с.Танда

В серебряной коллекции Тандинского музея имеется собрание украшений народа саха 19-нач.20 веков.

1..Широкий кожаный женский пояс со сплошным серебряным набором с подвеской в виде календаря.( Халандаардаах сирэй көмүс кур) Мастер неизвестен

Надписи: На 1 пластине ИСI ЦН ХС , 184 55 Л. На 10 пластине по диаметру круга буквы RKФОЛДБРЯГНВАРRФВРЛЛRИОН. На пластине - пряжке НЛЛ

Кожа, серебро, медь, железо.

Литье, штамповка, гравировка.

Общая длина 109, ширина 4,7

Диаметр большой пластины 6,6

Бляха 8х10,2

КП 322

ОМ 124

2.Пояс.( Кур) Неизвестный мастер

Конец ХIX века

Кожа. Серебро. Железо.

Литье. Штамповка. Гравировка.

КП 324

3.Браслет пластинчатый.( Бөҕөх) Неизвестный мастер

Конец ХIX века

Надписи: на застежке 1862 .

Серебро.

Ковка. Чеканка. Плосткостное гравирование.

Вес: 50 гр

Высота 6,7;

Диаметр верхней части 6,2;

Диаметр нижней части 5,5

Поступило в 1952 г. от Калининского Иннокентия Васильевича (1899-1957).

КП1364

4.Браслет пластинчатый . (Бөҕөх) Неизвестный мастер

Надписи: ПС

Серебро.

Ковка.Чеканка. Плоскостное гравирование.

Вес: 50 гр

Высота 6,7;

Диаметр верхней части 6,2; диаметр нижней части 5,5

КП 1363

5. Подвеска от серьги.( Ытарҕа түгэҕэ) Неизвестный мастер

Серебро.

Литье. Гравировка.

Длина-4.5

Ширина – 2,5

Вес – 12.

КП 1399

6.Украшение на навершии шапки.( Туоһахта) Неизвестный мастер

XIX век

Белый металл

Штамповка. Гравировка.

Диаметр 6,4.

КП 5595

7. Подвеска от серьги.( Ытарҕа түгэҕэ) Неизвестный мастер

XIX век

Серебро.

Литье. Гравировка.

Длина-4.5; ширина – 2,5

Вес – 12.

КП 1400

8. Серьга с подвеской (Түгэхтээх ытарҕа) Неизвестный мастер

XIX век

Серебро. Железо .

Литье. Гравировка.

Размеры: Длина – 7,5; ширина –

1,9; сгиб -2,5.

Вес - 10

МКУ “Тандинский музей историко-архитектурный музей имени И.П. Готовцева»

КП 1385

9. Серьга с подвеской (Түгэхтээх ытарҕа) Түгэхтээх ытарҕа

XIX век

Серебро. Железо .

Литье. Гравировка.

Серебро. Железо .

Литье. Гравировка.Размеры:

Длина – 7,5; ширина –1,9; сгиб -2,5.

Вес – 8

КП 1386

10. Косоплетка (Суһуох симэҕэ) Неизвестный мастер

XIX век

Серебро. Ровдуга. Стекло.

Литье. Штамповка. Гравировка

.Длина-85; Ширина – 4,2.

Вес – 68.

КП 1383

11. Кольцо (Биһилэх) Неизвестный мастер

XIX век

Белый металл (серебро).

Штамповка.

Диаметр – 2,4.

Вес – 8 гр

КП 1406

.

12. Нагрудное украшение (Илин кэбиьэр). Неизвестный мастер

XIX век

Серебро. Стекло. Ровдуга. Железо.

Литье. Штамповка.Гравировка.

Размеры. Цепочка: длина - 70, ширина - 4,5.

Средняя основная часть - высота 7, ширина – 5.

Вес – 606.

КП 1360

13. Нагрудное украшение (Илин кэбиьэр). Неизвестный мастер

XIX век

Серебро. Стекло. Ровдуга. Железо.

Литье. Штамповка. Гравировка.

Размеры: средняя часть - длина – 75, ширина – 7,5. Боковые части длина – 34,0, ширина – 4,5. Кылдьыы: ширина – 19,5, длина 21.5.

Вес 818.

КП 1361

14. Нагрудное украшение (Илин кэбиьэр). Неизвестный мастер

XIX век

Серебро. Стекло. Ровдуга. Железо.

Литье. Штамповка. Гравировка.

Размеры: цепочка – длина 53, ширина 4,5; кылдьыы - ширина – 21,9, длина 19,0.

Вес -602

КП 1359

15. Серьги (Харыйа ытарҕа) Неизвестный мастер

XIX век

Серебро.

Литье.Гравировка.

Размеры: длина – 8,3; ширина – 2,6 диаметр сгиба – 3,5.

Вес 26.

КП 1367, 1368

16. Косоплетка (Суһуох киэргэлэ) .Неизвестный мастер

XIX век

Серебро. Ровдуга. Стекло.

Литье. Штамповка. Гравировка

Серебро. Ровдуга. Стекло.

Литье. Штамповка. Гравировка.

Длина-58; Ширина – 7,0

Вес – 102.

КП 13

III.Сравнительный анализ серебряных украшений.

Современное нагрудное украшение :

XXI век

Нержавеющая сталь

Штамповка.

Размеры цепочки : длина -54 ширина -1.6

Основная часть украшения: длина -49,8 ширина – 12.1

Вес: -290

Традиционное нагрудное украшение :

XIX век

Серебро. Стекло. Ровдуга. Железо.

Литье. Штамповка. Гравировка.

Размеры: средняя часть - длина – 75, ширина – 7,5.. Кылдьыы: ширина – 19,5, длина 21.5.

Вес 818.

КП 1361

Заключение

Проведя сравнительный анализ серебряных украшений из коллекции Тандинского музея и современные изделия производства Китайской Народной республики мы пришли к следующим выводам:

1. Народ саха имеет большие традиционные правила изготовления серебряных украшений.

2. Производство Китайской Народной республики делается штамповкой.

3.По нашему мнению, серебряные украшения якутские девушки должны носить понимая смысл и придерживаясь правил.

Литература

1.Егоров Александр Иннокентьевич «Кыраhа Елексеен» - Ойуу-оhуор, Дьарзаа-силик суолтатын быhаарыы. Дьокуускай 2015

2.Заболоцкая Екатерина «Сарыада» - Оhуор алгыhа (Благословление узором) Дьокуускай 2012

3.Неустроев Борис Федорович « Мандар Уус» - Саха ойуута –бичигэ (Узоры и орнаменты Саха)

4.Христофорова Антонина - Туос тойуга. Дьокуускай 2009

5. Курулгэн уус-уран сурнаал – Сахалыы дьахтар симэзин тиэрминнэрэ с105. 2016, 5 номер (52)

6.Якутский государственный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского – Ювелирное искусство народов саха. Якутск 2001

7.Якутский государственный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского – Традиционное шитьё народа саха. 2001

Просмотров работы: 4519