ТАНДИНСКИЙ НУКЛЕУС

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ТАНДИНСКИЙ НУКЛЕУС

Сидорова Н.С. 1
1
Тарский Н.Н. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

В нашей школе с 1995 года работает краеведческий кружок школьного музея, под руководством учителя истории Тарского Н.Н. В 1995-2005гг. члены кружка под руководством доктора исторических наук, академика, профессора Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова Гоголева А.И. изучили поселение Тыймыттах-памятник Кулун-Атахской культуры Якутии XIII-XVI вв.(Якутия. Историко-культурный атлас Москва 2007 с.172-173). С 2007 года работает палеонтологическая экспедиция «Ледниковый период» под руководством кандидата биологических наук, руководителя УНИР Северо-Восточного федерального университета Кривошапкина К.К. В 2008 году проект «Ледниковый период» выиграл Грант министерства молодежи Республики Саха (Якутия) по экологическому воспитанию молодежи.

Учащиеся-члены кружка совершают археологические, палеонтологические походы и экспедиции. В 1997, 1999гг. участвовали археологических экспедициях ЯГУ в Мегино-Кангаласском, Олекминском улусах. По собранным материалам участвовали с научными докладами в Российских, республиканских, региональных, улусных научно-практических конференциях. По материалам экспедиций сняты документальные фильмы «Экспедиция Ледниковый период», «Танда обугэ ситимэ» («Танда связь поколений»).

В сентябре 2015 года в ходе палеонтологического похода по р.Танда собран остеологический материал. Во время камеральных обработок найдены отщепы и нуклеус клиновидного типа из кремнистого сланца.

Цель работы: доказать, что у с.Танда находится стоянка каменного века.

Задачи:

-изучение научной литературы по археологии каменного века Якутии.

-сравнительный анализ Тандинского нуклеуса.

-доказательство наличия стоянки каменного века у с.Танда.

Новизна: изучение первого каменного орудия на территории Баягантайского наслега Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия).

2

Актуальность: открытие новой стоянки каменного века на территории Центральной Якутии, в частности на территории Баягантайского наслега Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия).

3

Часть I.

Каменный век на территории Якутии.

Верхний палеолит Якутии.

В позднем палеолите на просторах Северо-Восточной Азии существовала дюктайская культура. Название археологической культуры связано с Дюктайской пещерой (р. Алдан), где 1967г. Ю. А. Мочановым обнаружены двусторонне обработанные наконечники и ножи листовидной формы ( бифасы), залегающие в плейстоценовых отложениях совместно с остатками «мамонтовой» фауны. Всестороннее исследование этой культуры показало, что оно занимала огромную территорию от Северного Китая до побережья Ледовитого океана, а на востоке – Аляску.

Дюктайцы имели разнообразный каменный и костяной инвентарь. Мощные ударные и метательные копья-бифасы позволяли им охотиться на гигантских животных того времени: мамонтов, шерстистых носорогов и бизонов.

Близкое сходство дюктайских и Американских каменных наконечников и ножей дало возможность Ю. А. Мочанову предположить, что часть дюктайцев постепенно проникло вслед за мамонтовой фауной через Берингийский сухопутный «мост» на Аляску и далее в глубь Америки. Последние Северо-Восточные носители дюктайской культуры покинули свой ареал и ушли на Американский континент около 10,5 тыс. лет назад.

Мезолит Якутии.

Около 12 тысяч лет назад наступила современнаая геологическая эпоха- голоцен. Начало новой эпохи ознаменовалось отступлением ледника и установлением природных условий, близких к современным. Холодостойкую фауну и флору заменили современные виды. С этого времени большинство исследователей выделяет новый период – мезолит. Это эпоха каменного века, занимающая промежуточное положение между палеолитом и неолитом, длившаяся в период с 12 до 7 тыс. лет назад.

4

Изменения климата привело к крупным передвижениям населения, освоению новых территорий вплоть до побережья Азии, изменению форм хозяйства и всего образа жизни. Основой хозяйства оставалась охота, но формами и приемами она сильно отличалась от палеолитической: ее вели индивидуально или небольшими группами

Каменный инвентарь сумнагинской культуры резко отличается от изделий эпохи палеолита. Вместо копий наконечником-бифасом изготовлялись сложные составные вкладышевые орудия, лезвия которых составляли миниатюрные кремневые пластины с острыми краями. При поломке лезвия наконечника или ножа-кинжала исправлялась лишь сломанная часть изделия, все орудие не заменялось, как это происходило в палеолите. Наряду с составными орудиями широко распространились крупные деревообрабатывающие инструменты-топоры и тесла.

Это обьясняется тем, что сумнагинцы были первыми жителями леса, в то время как люди палеолита проживали в условиях приледниковой тундростепи.

Неолит Якутии.

Завершающей стадией каменного века является культурно-историческая эпоха-неолит, новокаменный век, начавшийся на территории Якутии в конце V-начале IV тыс. до н.э. На территории Якутии в этот период последовательно сменились три культуры-Сыалахская, бельдкачинская и ымыяхтахская, смену которых исследователи связывают с притоком нового населения с юга. Сыалахцы делали каменные орудия, которых не было у сумнагинцев: двусторонне обработанные листовидные наконечники стрел, ножи,наконечники копий и дротиков, шлифованные подтреугольные ножи, прямоугольные тесла. Вместе с тем у них много изделий на пластнинах: резцы, вкладыши, концевые скребки и наконечники стрел, что особенно отразилась на памятниках Западной Якутии. В небольшом количестве имеются шлифованные тесла с намечающей ступенькой, многофасеточные срединные резцы с нуклевидной рукояткой, многолезвийные боковые резцы на отщепах, скребки на плиточках с противолежащими лезвиями. Носители сыалахской культуры пользовались шлифованными костяными орудиями: иглами, шильями и проколками, а односторонне бородчатые наконечники гарпунов с плоским насадом характерны только для их культуры. В конце IV тысячелетия до н.э. на смену сыалахской культуры приходит белькачинская-

5

средний неолит. Каменный инвентарь представлен шлифованными

ступенчатыми теслами с высокой спинкой, топорами с ушками, клиновидными топорами, ретушированными теслами и долотами с желобчатым лезвием, клювовидными комбинированными орудиями, иволистнымии треугольными двусторонне обработанными ножами и наконечниками копий, иволистными и треугольными двусторонне ретушированными наконечниками стрел с асимметричными выемками в основаниях, а иногда с одним вытянутым жальцем. Ымыяхтахская культура существовало в Якутии и ряде сопредельных областей 4100-3300 лет назад. Каменный инвентарь представлен шлифованными и ретушированными прямоугольными топорами и теслами, листовидными ретушированными ножами и наконечниками копий, ретушированными вкладышами, двусторонне ретушированными плоскими наконечниками стрел, ретушированными трех-Четырехгранными наконечниками стрел. Большое место занимают орудия из отщепов-резцы, скрепки, проколки.(Якутия историко-культурный атлас М.,2007 с.140-149).

6

Часть II.

Археологические находки клиновидных гобийских нуклеусов на территории Якутии.

Дюктайская пещера

В каменном инвентаре преобладают высокие клиновидные нуклеусы, но есть и ладьевидные нуклеусы, подпризматические и поддисковидные экземпляры. Орудия представлены скребками, боковыми и срединными резцами на пластинах, отщепах и обломках плиток, двусторонне ретушированными ножами (бифасами), бифасиальными наконечниками копий и дротиков, вкладышами на ножевидных пластинах, галечными скреблами, абразивами.

Обнаруженные в Дюктайской пещере великолепные каменные изделия палеолитических охотников, в первую очередь лавролистные клинки, обработанные отжимном ретушью с двух сторон, вызвали широкие гипотезы о связах между древнейшими культурами Северной Азии и Американского континента, о том, что первобытное население Америки было связано с палеолитическим населением Якутии. Не менее интересны и находки на стоянке Ихине, где обнаружены нуклеусы, получившие в нашей литературе образное наименование «гобийских». Они в свою очередь напоминают нам о памятниках палеолита, характерных для нашего Забайкалья и соседней Монголии.

Переход Сибири от палеолита к неолиту.

В связи с потребностью получения узких коротких пластинок, должно быть развивается и характерный для Северной, Центральной и Восточной Азии тип нуклеуса скребка. Одновременно развиваются разновидности призматических и конических нуклеусов, появляются характерные в дальнейшем для неолита нуклеуса-дрили .

Призматические пластинки как наиболее важная группа кремневого инвентаря, обслуживали все основные стороны производства, но в первую очередь шли на оснащение вкладышевых орудий.

Древнейшие этапы заселения Северо-Восточной Азии и Аляски [1969 г.]

7

Мочанов Юрий Алексеевич

Статьи и материалы

(К вопросу о первоначальных миграциях человека в Америку)

Среди американистов различных стран почти общепринятым счита­ется, что первые люди пришли в Америку из Азии через области, при­мыкающие к Берингову проливу. При этом одни ученые считают, что древнейшие миграции в Америку осуществлялись из Восточной Азии, вдоль ее тихоокеанского побережья.

Другие придерживаются мнения, что заселение Нового Света, хотя и происходило через Азию, но в конеч­ном итоге было связано с миграционными волнами, распространивши­мися из приледниковых равнин Европы.

В свое время нами была выдвинута гипотеза, что древнейшие культу­ры Америки, как и верхнепалеолитические культуры Сибири, своими кор­нями уходят в мустьелеваллуазскую среднепалеолитическую культуру Центральной Азии. Неоднократно обосновывались и иные точки зре­ния.

Несмотря на обилие гипотез, ни одна из них не стала общеприня­той. Наиболее слабым местом большинства гипотез была недостаточная аргументация конкретными материалами из Северо-Восточной Азии и Аляски — территорий, имеющих наиболее важное значение для решения проблемы заселения Нового Света.

Около 22 тыс. лет назад в Сибири начинается сартанское оледенение, а в Америке — классический этап висконсинского. Аляска от остальной части Америки отделяется непроходимыми ледниками, а с Чукоткой вновь соединяется широким сухопутным мостом. Можно сказать, что на десять тысяч лет Аляска становится составной частью Азии, а не Аме­рики.

В это время по Северо-Восточной Азии распространяется ихиненская культура. Наиболее типичная для нее стоянка (Ихине) открыта в ни­зовьях Алдана, на 63° с. ш. Здесь в отложениях сартанского времени в сопровождении костных остатков мамонта, бизона и лошади обнару­жены каменные изделия человека, наиболее выразительным из которых является удлиненный клиновидный нуклеус. Подобные нуклеусы часто называют «гобийскими», «килевидными», «ладьевидными», «языковид­ными» или

8

«нуклеусами-скребками».

Стоянки с удлиненными клиновидными нуклеусами очень широко распространены в Азии к востоку от Енисея и к северу от Хуанхэ. На этой огромной территории предварительно можно выделить две локаль­ные, очевидно, этнокультурные области: «континентальную» (Прибай­калье, Забайкалье, Верхний Амур, Монголия) и «тихоокеанскую» (Ниж­ний Амур, Приморье, Хоккайдо, Сахалин, Камчатка).Дунбэй по ряду признаков, видимо, следует рассматривать как контактную область.

В «тихоокеанской» области удлиненные клиновидные нуклеусы появ­ляются около 15 тыс. лет назад. Они продолжают бытовать там и в пер­вой половине голоцена, причем на поздних этапах клиновидные нуклеу­сы становятся более укороченными с тщательно отретушированными, как бы отшлифованными, боковыми поверхностями. Подобные нуклеу­сы в сочетании с поздними типами орудий особенно характерны для Кам­чатки, что, наряду с отсутствием на ее древнейших стоянках плейстоце­новой фауны, заставляет предположить, что либо она была заселена в довольно позднее время на рубеже плейстоцена и голоцена, либо более древние стоянки там еще не обнаружены.

В континентальной области и в Дунбэе стоянки с удлиненными кли­новидными нуклеусами появляются в начале сартанского оледенения, около 22 тыс. лет назад, доживая только до рубежа плейстоцена и голо­цена. Инвентарь этих стоянок характеризуется рядом архаических эле­ментов, особенно скреблами мустьерского вида.

На стоянках обильно представлена «мамонтовая» фауна и зачастую такой ее древний пред­ставитель, как шерстистый носорог.

Ихиненская культура по своим основным показателям родственна «континентальным» культурам. Наиболее четкие аналогии материалам стоянки Ихине имеются на стоянках Красный Яр и Икарал.

Археологические и палеогеографические данные заставляют нас искать прародину ихиненской культуры в Забайкалье или Прибайкалье. Но в дальнейшем предстоит еще выяснить, какую роль играла в ее сло­жении более древняя местная культура, представленная Дюктайской пе­щерой.

Удлиненные клиновидные нуклеусы на Аляске американские иссле­-

9

дователи обычно относят к «северо-западной традиции микропластин»,которую они датируют временем 7—2 тыс. лет назад. Как отмечает В. Ирвинг, «традиция» не всегда совпадает с понятием «культура». Есть отдельные культуры, для которых характерно сочетание разных тради­ций, так же как есть отдельные традиции, элементы которых присущи разным культурам . Специфика выделения особых традиций весьма затрудняет точную датировку отдельных комплексов и определение их культурной принадлежности.

«Северо-западная традиция микропластин», включа­ющая множество различных типов орудий, обнаруженных в далеко не синхронных стоянках,— понятие весьма эклектичное. Выделение этой традиции во многом мешает воссозданию конкретной истории арктиче­ской Америки. В этой традиции на основании наличия микропластин вме­сте объединены материалы стоянок, содержащих только ординарные при­зматические нуклеусы, которые бытуют в широчайших территориальных и хронологических рамках, и комплексы с высокоспециализированны­ми удлиненными клиновидными нуклеусами, являющимися четким хро­нологическим и этнокультурным показателем.

Широкое распространение на Аляске клиновидных ну­клеусов, аналогичных ихиненским и отличных от камчатских, свидетель­ствует, что на ее территории распространяется ихиненская культура. Это тем более вероятно, так как Аляска являлась в описываемое время своего рода продолжением Северо-Восточной Азии.

Древняя стоянка, известная в литературе как "BladeSite" - "стоянка с лезвиями", находится в центральной, наиболее возвышенной части узкой юго-западной оконечности острова, берега которого покрыты множеством валунов и скалистыми уступами. Стоянка возвышается над современным уровнем моря на 17 метров. По-алеутски это место называется Игахсилух, что значит "место ножей".

Стоянка Анангула была открыта в полевой сезон 1938 года. Честь ее отрытия принадлежит В. С. Лафлину и A. Г. Мэю - молодым тогда сотрудникам Смитсоновской экспедиции, проводившей в 1936-1938 годах под руководством А. Хрдлички обследование Алеутских и Командорских островов. При осмотре обнажений выдувов В. С. Лафлин и А. Г. Мэй собрали небольшую коллекцию каменных орудий, среди которых выделялись призматические пластины, полиэдрические нуклеусы, скребки и ножи с

10

односторонней обработкой.

Пожалуй, это было самое важное открытие 30-х годов в археологии Тихоокеанского Севера. Его назовут сенсационным. Но это будет позже, а в то время находки B. С. Лафлина и А. Г. Мэя не привлекли особого внимания исследователей. Более того, нашлись скептики, которые считали эти каменные орудия обычными отходами производства обработки камня поздних алеутов.

Характеризуя коллекцию находок из Анангулы, Лафлин отметил их специфические черты: 1) наличие призматических пластин и пластинчатых отщепов, снятых с больших, специально изготовленных нуклеусов мезолитического типа; 2) отличие большинства пластин и нуклеусов от известных орудий палеоалеутской культуры; 3) особенность материала, из которого были изготовлены анангульские пластины.

Во всех прослойках найдены почти одинаковые каменные орудия и отходы их производства. Более того, во время предыдущих раскопок американским археологам посчастливилось обнаружить во всех прослойках призматические пластины и отщепы, снятые с одного и того же нуклеуса. Был найден и сам нуклеус. Собранные здесь каменные изделия составляют единый своеобразный культурный комплекс, резко отличный от всего, что раньше было известно в арктических и субарктических районах Северной Америки и Канады. Отличаются они техникой обработки пластин, такими характерными инструментами, как скобели-рубанки, сечением пластин.

Пластины Анангулы уже на первых этапах их изучения поставили в тупик американских исследователей и стали археологической загадкой. Они имеют совершенно иной облик, чем кремневые орудия микролитического комплекса Дэнби, представляющего древнейшую из культур, носители которой, как считается, были непосредственными предками эскимосов. Отличаются они и от изделий так называемой арктической традиции малых орудий и от микропластинок северо-западной традиции, существовавшей в арктических районах около 7000 лет назад, от которой ведут начало многие древние культуры Северной Америки. Обнаружили несколько типов нуклеусов: галечные, со скошенной ударной площадкой, двухплощадочные и близкие по форме к коническим и клиновидным ("гобийским").

В. Лафлин вспоминает, что Мак Картни и М. Ёсидзаки во время

11

раскопок 1963 года выделили три типа нуклеусов, но не могли их точно определить и назвали "иррегулярными".

Нуклеусы Анангулы классифицируются довольно-таки четко. Высказывается даже мысль, что но анангульским материалам можно проследить эволюцию нуклеусов: от нуклеусов леваллуазского типа или даже галечных к торцовым (клиновидным), затем к коническим и призматическим.

Сходство прослеживается только между отдельными формами орудий: пластинками, заостренными и ретушированными на переднем конце, некоторыми типами клиновидных нуклеусов и резцов с ретушированными длинными краями и косым поперечным сколом резцового типа, получивших в Приангарье название "верхоленского типа". Последние имеют выдержанные устойчивые формы и типичны для верхнепалеолитических и мезолитических стоянок Восточной Сибири.

Гобийские нуклеусы отличаются от других клиновидных нуклеусов только сильно вытянутой килевидной частью, из-за чего ширина нуклеуса значительно превышает его высоту. И хотя свое название они получили по находкам в Гоби, район их распространения гораздо шире. Они встречаются в верхнем палеолите и мезолите Приангарья, в Забайкалье, на Алдане и Амуре, в Приморье, Северном Китае и Японии, на Камчатке и Аляске. Правда, на Камчатке в мезолитических слоях Ушковской стоянки находки гобийских нуклеусов не сопровождаются резцами, но это, по-видимому, особенность местного развития. Вообще же районы распространения резцов "верхоленского типа" и гобийских нуклеусов в основном совпадают.

Таким образом, сочетание резцов "верхоленского типа" с гобийскими нуклеусами можно считать объединяющим элементом, связывающим многие памятники, рассеянные на обширной территории от Центральной Азии до Аляски.

Вместе с тем в различных местах эти памятники имеют свои особенности, по-видимому, не только локального, но и генетического характера. К примеру, на позднепалеолитических и раннемезолитических стоянках Приангарья находки резцов "верхоленского типа" и гобийских нуклеусов обычно дополняются чопперовидными орудиями и крупными

12

скреблами сибирского типа, составляя с ними единый комплекс.

На Анангуле и вообще на Аляске скребла такого типа не встречаются. В мезолитических слоях Ушковской стоянки на Камчатке есть гобийские нуклеусы, скребла, широкие ножи-бифасы, подобные позднепалеолитическим и раннемезолитическим орудиям Приангарья, но нет резцов "верхоленского типа". В то же время здесь встречаются изделия, которых нет в памятниках Приангарья. Нуклеусы удлиненной клиновидной формы и со скошенной ударной площадкой, концевые скребки на пластинах, а также ретушированные острия Анангулы находят аналогии в Саккацу. В этом комплексе есть также пластинчатые отщепы, снятые с угла нуклеуса и отщепы, сколотые от ранее отделенной ударной площадки.

Находки таких отщепов свидетельствуют о сходстве технологических операций в обработке камня.

Предполагается, что заселение Американского континента человеком через Берингию шло двумя путями: традиционным северным - по нему шли предки индейцев, и южным, по нему должны были пройти тихоокеанские монголоиды - предки алеутов. Отдельным группам этих переселенцев около 10 тысяч лет назад удалось обогнуть Берингово море по южной окраине Берингии и спуститься вниз по краю платформы к ее оконечности - Умнакско-Анангульскому выступу. Здесь, встретив благоприятные природные условия, они обосновались.

По всей вероятности, анангульцы были первыми людьми, которые достигли этого района Аляски. По крайней мере, в настоящее время нет никаких свидетельств о более древнем пребывании здесь человека. Распространению мигрантов на восток вдоль полуострова Аляска, по-видимому, препятствовал ледник, который в то время закрывал доступ в центральную часть полуострова, а продвижение на запад ограничивалось широким (более 45 километров) и глубоким (до 200 метров) проливом, во все времена отделявшим Умнак от Четырехсопочных островов. Для ранних переселенцев, еще не освоивших мореплавание, это была серьезная преграда.

Вопрос о происхождении сумнагинской культуры пока еще не совсем ясен. О ее местном происхождении свидетельствует отсутствие в смеж­ных с Северо-Восточной Азией областях столь специфичной и высоко­развитой резцовой техники и многочисленных, уникальных по совершен­ству

13

микроорудий. Кажется весьма вероятным, что традиции микро­пластин, доведенная в сумнагинской культуре до своего апогея, генети­чески связана именно с ихиненской культурой.

В сумнагинской культуре мы видим заключительный этап одной из линий развития палеолита Северной Азии, для которой с древнейшей поры была характерна выработка наиболее совершенной формы нуклеу­са для снятия ножевидных пластин.

Сумнагинская культура занимала важное место в древней истории Сибири. Во время ее существования в общих чертах сформировался тот хозяйственный уклад, который почти без изменения продержался в Севе­ро-Восточной Азии на протяжении всего неолита. Сейчас можно считать в целом установленным, что сумнагинская культура явилась той основой, на которой к началу IV тысячелетия до н. э. развивается сыалахская ран­ненеолитическая культура Северо-Восточной Азии.

14

Часть III.

Сравнительный анализ Тандинского нуклеуса с нуклеусами памятников каменного века Якутии.

Тандинский нуклеус сделан из кремнистого сланца черного цвета. Нуклеус клиновидный гобийского типа. Это изделие имеет призматическую форму и одну оформленную отжимную площадку, расположенную перпендикулярно продольной оси нуклеуса. Окружность этого нуклеуса образована 15 гранями снятия тонких призматических пластинок. Отжимная площадка имеет овальную форму и размеры 1,3x1,2см. Длина изделия 3,8см., ширина 1,5см. Сопутствующий материал отщеп 1: длина 3см, высота 2,6см. Отщеп 2: длина 1,8см., высота 1,2см.

Нуклеусы подобного типа встречаются на стоянках Ихиненской культуры. Здесь в отложениях сартанского времени в сопровождении костных остатков мамонта, бизона и лошади обнаружены каменные изделия человека, наиболее выразительным из которых является удлиненный клиновидный нуклеус. Подобные нуклеусы часто называют «гобийскими», «килевидными», «ладьевидными», «языковидными» или «нуклеусами-скребками».

Похожие нуклеусы встречаются на коллекциях находок из Анангулы в Аляске. Американский археолог Лафлин отметил их специфические черты: 1) наличие призматических пластин и пластинчатых отщепов, снятых с больших, специально изготовленных нуклеусов мезолитического типа; 2) отличие большинства пластин и нуклеусов от известных орудий палеоалеутской культуры; 3) особенность материала, из которого были изготовлены анангульские пластины.

Пластины Анангулы уже на первых этапах их изучения поставили в тупик американских исследователей и стали археологической загадкой. Они имеют совершенно иной облик, чем кремневые орудия микролитического комплекса Дэнби, представляющего древнейшую из культур, носители которой, как считается, были непосредственными предками эскимосов. Отличаются они и от изделий так называемой арктической традиции малых орудий и от микропластинок северо-западной традиции, существовавшей в арктических районах около 7000 лет назад, от которой ведут начало многие древние культуры Северной Америки. Обнаружили несколько типов нуклеусов: галечные, со скошенной ударной площадкой, двухплощадочные и

15

близкие по форме к коническим и клиновидным ("гобийским").

В каменном инвентаре стоянок Дюктайской культуры Якутии преобладают высокие клиновидные нуклеусы, но есть и ладьевидные нуклеусы, подпризматические и поддисковидные экземпляры. Орудия представлены скребками, боковыми и срединными резцами на пластинах, отщепах и обломках плиток, двусторонне ретушированными ножами (бифасами), бифасиальными наконечниками копий и дротиков, вкладышами на ножевидных пластинах, галечными скреблами, абразивами.

Тандинский нуклеус по технике изготовления, материалу и размерам имеет большое сходство с нуклеусами Ымыяхтахской культуры Северо-Восточной Азии.

На Ымыяхтахских памятниках долины Туймаада встречены нуклеусы двух типов-призматические и конические. На поселении Вилюйское шоссе найден нуклеус призматического типа прекрасной огранки.

Нуклеус имеет одну оформленную отжимную площадку, расположенную перпендикулярно продольной оси нуклеуса. Окружность этого нуклеуса образована 12 гранями снятия тонких призматических пластинок. Отжимная площадка имеет овальную форму и размеры 0,8х0,7 см. Длина изделия 5,9 см, ширина 1,3 см.

16

Заключение

Проведя сравнительный анализ Тандинского нуклеуса мы пришли к следующим выводам:

1. Материал-кремнистый сланец. Орудия из кремнистого сланца изготовляли носители Дюктайской, Сумнагинской и Ымыяхтахской культуры Якутии.

2. Размер нуклеуса соответствует известным орудиям Дюктайской культуры палеолита, а также палеоалеутской культуры на стоянке Анангула (Аляска) и стоянок долины Туймаады Ымыяхтахской культуры.

3. Можно предположить что у с.Танда находится стоянка Ымыяхтахской культуры.

17

Литература

  1. Авдусин Д.А., Полевая археология СССР М.,1980.

  2. Археология в Якутии-YakutskHistory.(www.yakutskhistory.net/.../археология-в-Якутии)

  3. Архипов Н.Д., Древние культуры Якутии, Якутск 1998.

  4. Археологические находки… (antikwar.ru/klad/archeol_slovar/arheo_nahodki.htm)

  5. Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение, М.,1980. с.17-49.

  6. Башарин Г.П., История Якутии, Якутск 1988, с.5-9.

  7. Васильев Н.И., История Якутии, Якутск, 2004 с.5-9.

  8. Культурная хронология и другие проблемы в исследованиях древности востока Азии. Хабаровск 2003.

  9. Мочанов Ю. А., Древнейшие этапы заселения Северо-Восточной Азии и Аляски [1969 г.]

Статьи и материалы.

  1. Окладников А.П., Васильевский Р.С.- По Аляске и Алеутским островам 1976.

  2. Окладников А.П., Верхоленский могильник-памятник древней культуры народов Сибири, Новосибирск 1978.

  3. Федосеева С.А., Ымыяхтахская культура Северо-Восточной Азии.

  4. Якутия историко-культурный атлас М.,2007 с.140-149.

18

Приложение

Каменный инвентарь стоянки Анангула (Аляска)

19

Каменный инвентарь Дюктайской культуры

Каменный инвентарь Сыалахской культуры

20

Просмотров работы: 1069