ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИИ СЕМЕЙ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ 1940 ГОДА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИИ СЕМЕЙ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ 1940 ГОДА

Заболоцкая Т.Н. 1
1
Колодезникова Е. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В связи с обсуждениями проекта Федерального Закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков в Дальневосточном федеральном округе и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», то есть выделение земель в Дальнем Востоке, в том числе и в Якутии, каждому желающему и предстоящим рассмотрением данного Законопроекта в Госдуме стало весьма актуально изучение истории переселения народов в Дальний Восток.1

Во все времена основную массу переселенцев в Дальний Восток, а также в Якутию, составляло сельское население южных районов, в том числе из Поволжья.2

Тема нашего доклада: «Исследование история семей переселенцев из Мордовской АССР в 1940 году».

Актуальность этой темы определяется тем, что в последнее время в связи с предстоящими выделениями земельных участков на Дальнем Востоке тема переселения с южных районов на восток стала предметом общественного внимания и научных интересов.

Цель данной работы - исследовать истории семей переселенцев на примере семей переселившихся из Мордовской АССР в 1940 году в Усть-Алданский район.

Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- выявление и изучение литературы на данную тему;

- изучение документов, хранящихся в архиве Тандинского историко- архитектурного музея, касающихся темы исследования;

- анкетирование членов семей потомков переселенцев;

- введение в научный оборот новых фактических материалов из истории переселения народов в Сибирь.

В ходе работы применены такие научные методы:

- исторические;

- этнографические;

- социологические;

-культурологические и т.д. Таким образом работа носит междисциплинарный характер.

В работе использованы исторические материалы из Интернет источника таких авторов как Абрамов В.К.,Артемьев Максим, работы Г.П. Башарина по аграрным вопросам в Якутии, справочные материалы, письменные источники из фондов Тандинского музея, статьи Усть-Алданской районной газеты о переселенцах.

Хронологические рамки исследования ограничиваются периодом с 1940 года по сей день.

Территориальные рамки исследования включает Усть-Алданский улус Республики Саха (Якутия).

Объект исследования - история семей переселенцев из Мордовии в 1940 году.

Предметом исследования являются семьи Муруковых и Белямовых, Пикиных, Косанковых приехавших в Усть-Алданский район в сентябре 1940 года.

Новизна работы заключается в изучении истории семей и ассимиляцию местным населением.

Структурно работа состоит из введения, основной части из 3 самостоятельных разделов, заключения и приложений.

I.ИСТОРИЯ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ В ЯКУТИЮ

Открытие и освоение Сибири историки сравнивают с открытием Америки. К середине XVII века границы России почти сравнялись с нынешними. И это огромное Российское государство было создано в кратчайшие сроки, без помощи большой постоянной армии и целенаправленного уничтожения населения.3

В начале лишь малое число русских людей переселялось за Урал, в Сибирь. Это объяснялось целым рядом причин. Во-первых, в то время не существовало надежных транспортных средств и путей. Крестьянину сорваться с насиженного места и уйти за тысячи верст с семьей было попросту невозможно. Во-вторых, в те времена законодательство запрещало самовольное переселение крестьян. В-третьих, после побед над казанскими татарами и прочими степными народами для освоения открылись огромные территории плодородной земли на юге и в Поволжьи

Первыми дорогу в Сибирь открыли старообрядцы, которых туда ссылала власть и которые сами бежали от ее преследований. Религиозные поселенцы принесли с собой высокую аграрную культуру, акклиматизировав в Сибири ранее неизвестные виды растений. Их отличали строгие нравы, безупречное трудолюбие, из их числа произошло немало династий сибирских купцов. В Якутии и других районах сложились новая смешанные этнические группы («затундренные крестьяне») от смешения русских с местными жителями. Они сочетали передовые навыки крестьян европейской части и охотничьи приемы аборигенов, успешно выживая в условиях вечной мерзлоты.4

При императоре Петре I появляется понятие «каторга», неразрывно связанное с Сибирью. Контингент каторжан непрерывно рос, особенно после отмены смертной казни при Елизавете. В середине XVIII столетия помещики получили право своим решением ссылать крестьян в ссылку, а затем на каторжные работы в Сибирь. Это заметно увеличило число новых жителей.

В XIX веке власть продолжала смотреть на Сибирь как на колонию и не думала о ее планомерном заселении. Основные рабочие руки по-прежнему доставляли каторга и ссылка, через которые за XIX столетие прошло около миллиона человек. Культурный уровень все время рос (декабристы, петрашевцы, польские дворяне и интеллигенты — участники восстаний) и откладывал отпечаток на местном населении. Самым знаменитым каторжанином стал Федор Достоевский, отдавший Сибири 10 лет и здесь женившийся. B в нашей Танде в те времена проживали образованные каторжники как Левенталь Л.Г., Чикоидзе М.Н., Телье В.И. и другие которые оставили заметный след в развитии образования в наслеге.5

Поворотным этапом в истории Сибири и России стал 1861 год — отмена крепостного права — и последовавшие за ним реформы Александра II. В результате, несмотря на прямой запрет на самостоятельные переселения, в 1860–1870-е годы десятки тысяч мужиков всеми правдами и неправдами ушли на новые земли в Сибирь. Получив по Пекинскому договору безлюдный Уссурийский край в 1860 году, правительство решило заселить его и район Амура определенным числом крестьян, но почти все они «потерялись» по дороге от Урала до Байкала, оставшись в уже освоенных местах.6

Настоящим прорывом стал закон 1889 года «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли и о порядке перечисления лиц означенных сословий, переселившихся в прежнее время». Новопоселенцы получали в бессрочное пользование наделы по «числу наличных переселенцев мужского пола, в размере, определяемом по соображению с условиями земледелия и производительностью почвы в избранной местности». Они освобождались от уплаты казенных сборов и арендных платежей на три года полностью, а на последующие три года обязывались платить в половинном размере, получали трехлетнюю отсрочку от воинской повинности. По прибытии на место водворения нуждавшиеся имели право получать как семенные ссуды, так и «домообзаводственные».7

Вторым мощным стимулом стало начало строительства Сибирской железной дороги в 1892 году, позволившей резко ускорить переселение. А завершающим этапом великого переселения стала деятельность премьера Петра Столыпина и его соратника Александра Кривошеина, возглавлявшего Переселенческое управление, созданное в 1896 году. При них в 1906–1914 годах переехало 3,04 млн человек — в 1,7 раза больше, чем за предыдущие 40 с лишним лет. Всего же за полстолетия переселилось 4,86 млн человек, из них закрепилось в Сибири 3,7 млн.8

Переселенческое управление финансировало поездки ходоков в Сибирь, показывало им отведенные участки, помогая выбрать землю. Оно располагало штатом компетентных чиновников на местах, разбитых по подрайонам, которые несли на себе основную тяжесть работы. Помимо приема и обустройства поселенцев, выдачи им ссуд это завершение обмежевания, организация научных почвенно-ботанических экспедиций, агрономических, дорожно-строительных и гидротехнических отделов, проведение сельхозвыставок и статобследований. За несколько лет Сибирь была обследована в деталях лучше, чем за предыдущие столетия. Переселенцы получали полную информацию о почвах и климате, к их селам проводились дороги и водоснабжение.

Уже в самом конце XIX века (больше из геополитических соображений, чтобы пустынные местности не заселяли китайцы) часть потоков переселенцев была повторно направлена на Дальний Восток — в Амурско-Зейскую равнину и на юг Уссурийского края, куда людей завозили на пароходах из Одессы через тропические моря и океаны.

В итоге великого переселения скоро Сибирь стала неузнаваема. Всюду сеяли и убирали богатый урожай. На фронт Первой мировой войны шли бесконечные эшелоны нагруженные продуктами труда сибиряков.

В советские времена Сибирь опять эксплуатировалась колониальным способом — посредством ГУЛАГа и ссыльнопоселенцев.

С началом строительства Сибирской железной дороги было официально разрешено переселение крестьян. А в сороковые года переселение и вовсе стало частью одного из пятилетних планов СССР. 9

Природные богатства Якутии добывались и добываются варварскими методами, безо всякого учета экологии. На смену сталинскому хищничеству пришла брежневская заманиловка на БАМ. Но работать в зарождающейся промышленности приезжали в основном тянущиеся за «длинным рублем», временщики. И большинство из них рассматривали пребывание в Якутии как временное, с чем и связан значительный отток населения в постсоветские годы.10

Как видно из истории переселения народов в Сибирь основную массу переселенцев осевших на месте переселения составляют крестьяне, сельские жители.

II. ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ИЗ МОРДОВИИ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Накануне Великой Отечественной войны одной из главных причин резкого снижения численности населения в Мордовии была направляемая миграционная политика, а именно переселение целых семей в различные регионы страны, главным образом в Сибирь и Казахстан.

Всего, согласно Постановлениям ЦК ВКП/б/от 26 апреля и СНК от 4 июня 1940 г. «О мероприятиях по обеспечению плана переселения в восточные районы Союза ССР» из Мордовской АССР только в Казахстан, Новосибирскую и Челябинскую области должны были переселить 4130 семей. 11

Плохая организация дела не позволяла выполнять план по этому «показателю». Как видно из докладной записки уполномоченного комиссии партийного контроля при ЦК ВКП/б/по Мордовской АССР Сизякова председателю этой комиссии, секретарю ЦК ВКП/б/Андрееву от 27 декабря 1940 г. из запланированных 4130 семей в восточные районы страны к 10 декабря было переселено 1576 (38 %). В Карело-Финскую ССР из 1500 семей отправлено 493 (33 %). В октябре-декабре 1940 г. в места переселения для ознакомления должны были поехать 3000 глав семей, которые намечалось переселить в 1941 г., но поехали лишь 212 (7 %). Многие переселившиеся семьи потом возвращались обратно. Так, из Шадымского сельсовета Ковылкинского района в Челябинскую область переселили 17 семей, 14 из которых вернулись. В Ичалковский район вернулись 12 семей, Ромодановский - 28 и т.д. 12

Эти возвращения вызывались плохими или непривычными жизненными условиями в местах целевого переселения. Туда, где условия были удовлетворительными, мордовские крестьяне уезжали и самостоятельн о из-за плохих социально - экономических условий. В общем, из докладной следовало, что хотя переселенцам гарантировались льготы, безвозмездные денежные ссуды, получение в местах переселения жилья, скота и т.д., не смотря на чрезвычайно плохие жизненные условия в селах Мордовии, большинство людей не стремилось уезжать из родных мест. Это ставило Переселенческий отдел при СНК МАССР в сложную ситуацию: за август-ноябрь 1940 г. в нем сменилось 3 начальника.

Кроме переселения целых семей в Мордовии постоянно продолжались различного рода вербовки на всевозможные работы: торфозаготовки, лесозаготовки и т.д. Не смотря на то, что в 1939-1940 гг. они превратились в настоящие мобилизации, планы по ним также не выполнялись. Например, в телеграмме Наркома путей сообщения Кагановича руководству Мордовии говорилось: «План набора рабочей силы вы выполняете плохо, полагалось набрать для строек НКПС первом квартале 4000 человек, а вы набрали только 1830».

Что же касается Мордовской АССР, то выселение из неё превышало все разумные нормы. Её доля превосходила даже вывоз из Чувашии, где плотность населения была почти в два раза выше, чем в МАССР. Если принять во внимание и многочисленные вербовки, по которым из республики вывозилось в год до 40 тыс. чел. создается впечатление, о специально направляемой в это время миграции, для усиления ассимиляции мордовского народа. В результате данной миграционной политики, несмотря на высокий естественный прирост (до 25 тыс. чел в год) население Мордовской АССР уменьшилось с 1386 тыс. чел. в 1930 г. до 1188 тыс. чел. в 1939 г.13

С чем связано это массовое переселение не отражено в трудах историков. Может это каким то образом связано с Тамбовским восстанием крестьян в голы Гражданской войны так называемой «антоновщиной» , но в литературе такая связь нигде не указана.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, численность мордвы в Амурской области составила 1258 человек, в Магаданской области – 287 чел., а в Республике Саха (Якутия) – 2092 человека. Много это или мало – судить не нам. В любом случае, за этими цифрами кроются истории жизней, истории семей, и, наконец, история массового переселения жителей Центральной России в Сибирь и на Дальний Восток.

В Республике Саха (Якутия) «мордовскими» считаются поселок Алексеевск Алданского района, куда мордва переселилась в 1964 г. из села Пуркаево Дубенского района, поселок Синегорье Алданского района (также из с. Пуркаево Дубенского района, с 1960 года) и город Томмот, куда мордва заселилась в 1970 г. из с. Мельцаны Старошайговского района.14

Мордовское крестьянство совместно с переселенцами земледельческого центра осваивали необъятные сибирские просторы. Попадая сюда, мордовские переселенцы стремились водвориться в тех местах, которые по природным условиям напоминали бы их бывшую родину. За короткое время они раскорчевали леса, построили жилье, напахали земельные угодья и положили начало сельскохозяйственному производству.

На желание крестьян переселиться иногда большое влияние оказывали различные стихийные бедствия: падеж скота, неурожаи, пожары… Например, пожар в деревне Гузынцы Саранского уезда Пензенской губернии (ныне Большеберезниковского района), случившийся в 1891 году, «погнал» часть погорельцев в Сибирь, часть на Кавказ, а часть – в Уфимскую губернию.

Согласно Постановлению Совета Народных Комиссаров Мордовской АССР от 25 июля 1940 г. № 435 – «Для развития промышленности в Якутской АССР установлен план переселения в количестве 130 хозяйств со следующим размещением по районам: Пурдошанский – 30, Торбеевский – 40, Темниковский – 30, Атюрьевский – 30. Ввиду необходимости срочного переселения до наступления холодов следует провести отбор и оформление переселенцев не позднее 5 августа 1940 г. с расчетом отправки их 10 августа к месту вселения». 15

Решения принимались без лишних раздумий, без промедлений. Вершились судьбы, мордва шла на север.

Прибывшие в Сибирь и на Дальний Восток мордовские переселенцы приносили и свои навыки хозяйствования. Переехав в Сибирь и на Дальний Восток, мордва сохранила земледельческую культуру, занималась животноводством. Переселенцы, проживающие в настоящее время в городе Шимановске, рассказывали, что, когда они в прошлом жили в селах Емельяново и Тагельцы, которые основала мордва, земли было много, отмеряли столько, сколько каждый мог обработать. Свой скот переселенцы перевозили с собой, из Мордовии. Большие и малые реки, протекающие по территории Сибири и Дальнего Востока, изобиловали рыбой.

Многие семьи здесь обосновались и породнились в местным населением.

В 1940 году в июле Народный комиссариат Якутской АССР издал Указ "О плане по приему сельскохозяйственных переселенцев , прибывших из Украинской ССР и Мордовской АССР" . По этому приказу прибывших переселенцев заселили в районах республики:

1.В Амгинском районе - 20 хозяйств

2.В Чурапчинском районе - 20

3.В Таттинском районе - 40

4.В Намском районе

5.Орджоникидзевском районе- 30

6.В Усть -Алданском районе- 60

7.В Мегино- Кангаласском улусе - 40

8.В Якутском – 50. Планировали заселить всего 300 хозяйств .16

Из планированных 235 хозяйств, переселились 85 %. Из Украины ССР Полтавской области 172, из Мордовии 63 хозяйств. В Танду из них приехали: семьи Белямовых, Пикиных, Касанковых и другие.17

Семья Белямовых долгое время проживала в селе Танде и в Борогонцах . А Муруговы сперва обосновались в колхозе Красный Маяк ( территория Чаранского и Маягаского наслегов), затем вместе с старшей дочерью Александрой Николаевной перехали жить в Танду и здесь остались на постоянное жительство. В Танде прошла полная ассимеляция мордвинцев в саха. В данное время в нашем наслеге проживают 3 многодетные семьи потомков переселенцев.

Человечество развивается путем расширения взаимоотношений между народами и их культурами. Межэтнические отношения являются специфической частью общественных отношений, понимаются как взаимодействие между людьми разных национальностей и осуществляются через неформальное общение: трудовое, семейно-бытовое, соседское, досуговое, дружеское и др.

Существует несколько путей объединения этносов. Один из них – этническая ассимиляция, представляющая собой процесс растворения одного народа (или групп одного народа) в среде другого, обычно более крупного, этноса. В ходе ассимиляции происходит полная или частичная утрата таким народом исконных этнических свойств. Этническая ассимиляция обычно проходит несколько стадий. Он завершается утратой прежнего и обретением нового этнического самосознания.

В этом новом этническом самосознании базовыми избираются этнические ценности этноса-ассимилятора. Все эти процессы в той или иной степени характерны и для мордвы Якутии.

III. ИССЛЕДОВАНИЕ ИСТОРИЙ СЕМЕЙ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ 1940 ГОДА

3.1. История семьи Муруговых переселившихся из села Кушки Темниковского района Мордовской АССР

Семья Василисы Федоровны и Николая Ильича Муруговых переселилась В Якутию по Указу № 435 Народного комиссариата МАССР из села Кушки Темниковского района. По национальности мордва, входящие в финно - угорскую группу.

Село Кушки по сей день существует в Мордовской Республике. Это село с очень глубокой историей. Одной из трагических страниц истории района и села касается известного Томбовского восстания крестьян 1920-1921 гг. После подавления крестьянского восстания в Темниковском районе существовали Темниковские лагеря заключенных.18

Тогда из этого села переехали в Якутию 30 семей.

Муруговы сперва обосновались в колхозе «Красный агроном» .Почти все семьи, переехавшие с ними за год вернулись на родину. Хотя местные властисогласно Указу сверху постарались создать условия жизни переселенцев, они не выдержали суровые условия Севера.

Муругова Василина Федоровна и Николай Ильич были очень трудолюбивыми, умелыми работниками и вместе с двумя взрослыми детьми быстро освоились на новом месте. В 1940 году в семье было трое детей: Владимир, Аксинья и Александра . Аксинья по дороге в Якутию осталась Ленинграде у родственников нянчить их детей. Здесь в Якутии у Муруговых родилась еще одна дочь – Нина.

По ошибке писаря, или согласно традиционному говору якутов здесь фамилия Муруговых превратилась в Муруковых.

В годы военных лихолетий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг семья Муруковых разделила тяжелую участь местных жителей.

Отец семейства Николай Ильич в годы войны был призван на трудовой фронт и умер там 1943 году.

Мать Василиса Федоровна (1898–1989) после смерти мужа вместе с детьми осталась в Якутии. Она говорила по-русски, всегда носила чистый фартук, один элементов национальной одежды мордвов. Постоянно занималась огородничеством. Обучала соседей навыкам выращивания за растениями. Она работала поваром в больнице.

В 1961 году Муругова В.Ф. уехала на постоянное жительство в Ленинград к дочери Аксинии, но вскоре приехала обратно в Якутию. Свое возвращение она объяснила тоской по Якутии, по ставшей родной Танде. Василиса Федоровна одна из долгожителей Таны, прожила 91 лет, из них 49 лет в Якутии.

Старшая дочь Муруговых Завьялова Александра Николаевна (1922-2005). Она родилась в 1922 году в селе Кушки Темниковского района Мордовской АССР. Ее воспоминания, как документ подтверждающий факт переселения семьи в Якутию, хранится в фонде Тандинского музея. Воспоминания написаны на чистом якутском языке. «Сюда мы переселились по своей воле. Я помню, как один руководителей Якутии человек высокого роста Барашков Николай Николаевич ходил по деревне и агитировал семьи переехать в Якутию. Обещал хорошие условия жизни. Когда он был в нашем доме, я была дома и услышала весь разговор его с родителями. Очень долго ехали по железной дороге затем плыли по реке. Приехали на Соттинский берег. По пути, когда из Иркутска плыли по Лене, однажды ночью нас разбудили звуки стрельбы. Оказывается с нами ехали заключенные, которые дерзко удрали. Был слышен их крик «Попробуйте, догоните!» Тогда мы очень испугались.

Из Соттинцев в Борогонцы приехали на автомобиле. Тогда Борогонцы был маленьким селом. Когда машина забуксовала на горке Томтора подошли какие то люди и подтолкнули машину, помогли. Это было в сентябре. Когда выезжали их Кушки, там был разгар лета. Зелень. Яблоки. А когда мы стояли в Томторе уже пошел снег. Местные жители приготовили нам дом, дрова для отопления, пищу. С нами по соседству жили переселенцы из Украины. Мы жили в колхозе «Красный агроном». 19

Александра Николаевна начала работать трактористкой, затем перешла на другие работы. Молодая девушка очень быстро освоила якутский язык. У нее появились подруги из местных девушек.

По воспоминаниям Александры Николаевны многие семьи почти сразу вернулись на родину. Но когда началась война из Украины и Мордовии писали, что зря не остались жить в глубоком тылу. Вскоре Александра Николаевна вышла замуж за своего однолетку тоже приезжего Завьялова Александра Лазаревича, который работал электромонтером. Александр Лазаревичв 1944 году был призван на фронт и погиб. От него остался сын Валерий.

Второй раз в 1950 году Александра Николаевна вышла замуж за жителя Танды Сторожева Петра Аммосовича и переехал в Танду. Петр Аммосович был солдатом, исколесившим пешком всю Европу, сильно кантуженым. Он стал первым шофером Танды.

Александра Николаевна Завьялова до 1972 года до выхода на пенсию проработала сестрой в Тандинской участковой больницы. Ее местные жители ласково называли “Сестра Шура”. У Александры Николаевны 3 детей старший сын Завьялов Валерий Васильевич жил в Магадане. Занимал высокую должность в милиции. Дети от Сторожева Анатолий Петрович и Люция Петровна.

После смерти Сторожева она вышла замуж за местного жителя тоже бывшего фронтовика многодетного вдовца Семена Никитича Бочкарева. Она дожила свой век в семье приемной дочери Бочкаревой - Тордуяновой Варвары Семеновны, депутата Верховного Совета ЯАССР, Почетного гражданина Усть- Алданского улуса и Баягантайского наслега., заслуженного работника торговли РС(Я).

Единственный сын Муруговых Муруков Владимир Николаевич.

Он родился 1937 году в селе Кушки Мордовской АССР. В 1958году после службы в рядах Советской армии он женился на местной девушке Егоровой Интерне Яковлевне . Владимир Николаевич 31 лет проработал шофером. У Муруковых 5 детей. Все они в переписях на графе национальность пишут Саха. Все дети выросли трудолюбивыми и рачительными хозяйствами. Все семьи занимаются огородничеством.

Младшая дочь Николая Ильича и Василисы Федоровны Нина Николаевна родилась в 1941 году в Якутии. Она в 1957 году вышла замуж за потомка князцев Заболоцких, оставивших неизгладимый след в истории Баягантайского наслега, Заболоцкого Ивана Иннокентьевича.20

Они прожили вместе 30 лет. Родили и вырастили 7 детей. В данное время во всех уголках Якутии проживают более 50 детей, внуков и правнуков. Все они говорят по-якутски. И тоже считают себя Саха.21

Средняя дочь Муруговых Аксинья Николаевна Муругова – Савина родилась в1925 году в Кушки Мордовской АССР. Она оставшись в Ленинграде пережила все ужасы жизни в блокадном городе. Работала санитаркой в госпитале. Работала на лесоповале в Архангельской и Свердловской областях. У нее 2 детей Вячеслав Анатольевич и Галина Викторовна.

Аксинья Николаевна после 51 года разлуки встретилась с родней в селе Танда. Она нашла своих родных сразу после войны в 1945 году и установила связь. В 1991году приезжала в Танду и погостила у своих родных. Итак, семья Муруковых переехавшая в 1940 года в Якутию, осела здесь навсегда. Потомки из ассимилировали с местными жителями. По результатам анкетирования все опрошенные 100% считают себя Саха, говорят по- якутски и уважают якутские обычаи.

О своей прародине многие из них знают по рассказам старших членов семьи, 70%. Около 15 % знают по литературе. Только 5 % об этом не задумывались, не знают.

Все опрошенные своим родным языком считают якутский язык.

Из этого можно сделать заключение о том, что Муруговы полностью ассимилированы местным Саха.

3.2. История семьи Белямовых переселившейся из села Полянки Пурдошанского района Мордовской АССР

25 сентября 1940 года в село Танда Усть-Алданского района Якутской АССР приехали 7 хозяйств из Мордовской АССР. Их радушно встретили жители села. 22

27 сентября всем переселенцам выдали 800 кг муки, 30 кг хлеба, 88 кг картофеля, 33 кг масла, 132 кг мяса и другие продукты. После этого в 4 часа вечера в здании школы состоялся праздничный митинг. На митинге председатель колхоза Андросов Петр Терентьевич, представитель райкома Аммосов С.П., председатель наслежного совета Егоров Гаврил Дмитриевич,от имени старейших колхозников поздравил кырдьаҕас колхозтаахтар ааттарыттан Герой войны Егоров Гаврил Васильевич поздравили приезжих.От имени переселенцев ответной речью выступил Кирилл Васильевич Белямов .

В 96 №-ре газеты “Большевисткий организатор” Усть-Алданского района от 7 ноября 1940 года была напечатана статья:”В колхоз “Красная Танда” Баягантайского наслега по инициативе переселенцев из Мордовской АССР К.В. Белямова, С.Ф.Пикина, В.И. Касанкова была построена плотина на речке Танда для снабжения населения водой и для орошения пашен и сенокосных угодий» (перевод –ТЗ) Из этого можно сделать заключение что переселенцы работали в колхозе и стали внедрять в жизнь прогрессивные методы работы.23

В архиве Тандинского музея хранится письмо дочери Белямовых директору музея Готовцеву Ивану Павловичу написанное в ... И этого письма видно, что Белямов Кирилл Васильевич, родился в 1890 году, в Мордовской АССР. Он участвовал в революции, воевал в Первой мировой, Гражданской войнах. Кирилл Васильевич, два раза был на приеме у Владимира Ильича Ленина. Участвовал в коллективизации, у себя на родине организовал колхоз. Первым записался в список переселенцев и агитировал земляков ехать в Якутию. В колхозе «Красная Танда» работал зам. председателя колхоза, был членом правления. 1951 году умер.24

Дочь Белямовых Екатерина Кирилловна в 1941-1943 годах проработала учительницей в Тандинской семилетней школе. Затем семья переехала в Борогонцы. После смерти отца семейства вся семья возвратилась на юг.

Письмо Белямовой Е.К. это ценный исторический источник.

В списке призванных и погибших на фронте Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг. есть имя Пикин Степан Филиппович. Он в 1914 году родился в Мордовии. 1 марта 1942 года получил повестку на фронт и в том же году пропал без вести.25

Так же в списках погибших из Усть-Алданского улуса указаны выходцы из Мордовии: Рублев Василий Матвеевич, Серегин Иван Иванович, Сидоренко Алексей Леонтьевич.

Заключение

В результате исследования истории семей переселенцев из Мордовской АССР в 1940 году в Усть-Алданский район можно сделать следующее заключение:

1. По воспоминаниям участников тех событий и исторических Указов о переселении переселение было вольным, по собственному желанию.

2. Местная власть и жители радушно встретили переселенцев.

3. Многие переселенцы не выдержав условия Севера уехали обратно.

4. Оставшиеся семьи прошли полную ассимиляцию с народом Саха.

Негативной стороной переселения народов сесомненно является, то что переселенцы полностью потеряли связь со своей исторической родиной.

Как всякое явление переселение имеет и позитивные стороны к ним можно отнести то, что от переселенцев местные жители переняли навыки земледелия, строительства. Переселялись в дальние расстояния люди не робкого десятка, об этом свидетельствует жизнь первого поколения переселенцев, а теперь и внуков. Все потомки Муруговых отличные хозяева с богатыми подворьями.

История жизни переселенцев из Мордовии в Якутии никогда не была объектом специального изучения. В силу исторических событий почти две трети всех мордвинов, а их считающих себя мордвинами по переписи 2002 года 843,3 тыс человек, проживают вне территории Мордовии. Мордва расселилась по всей территории России в том числе и в Якутии.

Привыкание к новым условиям, сохранения традиций, уклада жизни на новом месте, ассимиляция в другом этносе очень интересная тема для исследования.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Артемьев Максим, Великое переселение народов, 2012. Интернет источник.

2. Абрамов В.К., Переселение из Мордовии накануне Великой Отечественной войны. Интернет источник.

3. Мүрү саһарҕата, Бороҕон., Уус - Алданнааҕы типография № 35 22.03. 1975 с.

4. Мүрү саһарҕата. Бороҕон. Уус- Алданнааҕы типография 20.07. 1991 с.

5. Письмо Белямовой Е.К. Готовцеву И.П.. Из фондов Тандинского музея.

6. Калашников А.А. Якутия. Хроника, Факты. События. 1917 – 1957 гг. Якутск. Бичик. 2004.

7. Исторические связи народов Якутии с русским народом. Сборник статей. Якутский филиал СО РАН СССР, 1987

8. Кулаковский А.Е., Письмо якутской интеллигенции, Якутск., Бичик – 2010.

9. Кулаковский А.Е. – Өксөкүлээх Өлөксөй, Талыллыбыт айымньылар; 10. Дьокуускай, Саха сиринээҕи кинигэ изд., 1978

10. Колодезников Н. Хаһыат сырдаппыт темалара, Бороҕон, 2005.

11. Что привело наших земляков в Сибирь и на Дальний Восток. ИНТЕРНЕТ источник.

12. Село Кушки Республика Мордовия. Сайт BankGorodob. RU

13.Якутия историко-культурный атлас. Природа. История. Этнография.Современность.М.,2007.

14. Дальневосточный гектар. Российская газета.

15. Уус-Алданнар Аҕа Дойду көмүскэлигэр.ГПО.”Мүрү саһарҕата”, Бороҕон,2012.

16. Воспоминания Завьяловой А.Н. Архив ТИАМ.

17. Воспоминания Заболоцкой Н.И. Архив ТИАМ

18. Воспоминания Заболоцкого И.И. Архив ТИАМ

19. Из истории политической ссылки в Якутии. Сб. научных статей, выпуск V.Якутское кн. Изд. Якутск.1977. – 153 с.

20. Протокол колхоза “Кыһыл Танда” . Архив ТИАМ.

20. Г.П. Башарин.Посев и урожай зерновых у государственных крестьян Олекминского оуруга во второй половине XIX - в начале. XX. Сб. Трудов истрк=ико филологического факультета. Якутск.1969.

21. История Отечества. Справочник школьника. М., 1996.- 542 с.

22. Башарин Г.П. Аграрные отношения в Якутии. М., 1997.

23. Байаҕантай уонна байаҕантайдар. “Мүрү саһарҕата” АПХ ГУ, Бороҕон, 2009. -274 с.

24.Новейший справочник необходимых знаний. – М.,”РИПОЛ КЛАССИК”

2000 - 768с.

1Деловая Газета. Золотой Рог. Владивосток. Интернет Источник.

2 Артемьев Максим . Великое переселение народов. Интернет источник.

33,4 Артемьев Максим. Великое переселение народов. Интернет Источник.

4

5 Из истории политической ссылки в Якутии. Сб. научных статей, выпуск V.Якутское кн. Изд. Якутск.1977.

6 Артемьев Максим. Великое переселение народовю Интернет источник.

7 Артемьев Максим. Великое переселение народов. Интернет Источник

8 История Отечества. Справочник школьника. М., 1996

9 Абрамов В.К. Переселение из Мордовии накануне войны. Интернет Источник

10 Калашников А.А. Якутия Факты. 1917 -1956 Якутск.

11 Абрамов В.К. Переселение из Мордовии накануне войны. Интернет Источник

12 Абрамов В.К. Переселение из Мордовии накануне войны. Интернет Источник.

13 Абрамов В.К. Переселение из Мордовии накануне войны. Интернет источник.

14 Башарин Г.П. Аграрные отношения в Якутии. М., 1997.

15 Колодезников Н. Хаһыат сырдаппыт темалара. Мүрү саһарҕата. Бороҕон. 2005.- 56

16 Калашников А.А. Факты.

17 Ленинскэй тэрийээччи. Көһөн кэлээччилэри көрсүһүү. 1940.

18 Село Кушки. Сайт Города России. Интернет источник.

19 Воспоминания Завьяловой А.Н. Архив ТИКМ КП 4511.

20 Воспоминания Заболоцкого И.И. Архив ТИКМ КП 4233

21 Воспоминания Заболоцкой Н.Н. Архив ТИКМ КП 4326

22 Письмо Белямовой Е.К. Готовцеву И.П. Архив ТИКМ КП 4416

23 Колодезников Н.С. Хаһыат сырдаппыт темалара. Бороҕон. ГУП “Мүрү саһарҕата”,2005.

24 Письмо Белямовой Е.К. Архив Тандинского музея. ТИКМ 4416

25 Уус-Алданнар А5а Дойду көмүсскэлигэр ГУП Муру саһарҕата. Борогон. 2012 с.

 

23

 

Просмотров работы: 1174