МОЙ ПРАДЕД – УЧАСТНИК ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МОЙ ПРАДЕД – УЧАСТНИК ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Олесова К.П. 1
1
Старостина А.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Почему же мне захотелось рассказать о своем прадедушке?

На уроках и классных часах мы много говорим о том, что надо знать свои корни, своих предков, тех, кто еще живет рядом с нами, и помнить об ушедших. Во втором классе мы создали проект «Моя родословная». И я задумалась: «А что я знаю о моих родных дедушках и бабушках? Как они повлияли на историю нашей страны.

И кто, как не они расскажут мне об этом?»

Актуальность исследовательской работы: «Мой прадед - участник Великой Отечественной войны» я выбрала не случайно. Считаю, что моя работа очень актуальна, так как воспитание детей патриотизму очень важна. Изучение истории Великой Отечественной войны – это дань уважения нашим предкам.

А пример моего прадедушки поможет мне и нашему поколениюпробудить интереск изучению истории, гордиться своими предками, укреплять родственные связи. И именно первоисточники, которые дошли до нас помогают нам узнать чрез что прошли наши деды и прадеды.

Тема данной исследовательской работы является актуальной не только для учащихся, но и для родителей. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно важна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники.

Поэтому я занялась исследованием.

Для начала поставила перед собой цели:

  • узнать историю жизни моего прадедушки;

  • проследить, как события Великой Отечественной войны отразились на его судьбе;

  • проявить интерес окружающих к истории о ВОВ;

  • узнать больше о событиях 1941-1945 годов.

Затем определила задачи:

  • узнать больше о прадедушке из его книги «Дьыл5а хаан оноьуута»;

  • собрать воспоминания своих родных о прадедушке и о его участии в Великой Отечественной войне;

  • Выступить с презентацией «Мой прадед - участник Великой Отечественной войны» на классном часе;

  • заинтересовать одноклассников изучением семейного архива и истории в целом о войне своим примером.

Думаю, что при изучении истории своей семейной родословной и дети и родители сблизятся, в их отношениях будет больше доверия, ведь у них появится общий интерес.

В ходе исследования я прибегла к таким методам, как:

  • беседы с мамой, с бабушкой и интервью с родственниками;

  • анализировала материал, выбирала главное;

  • создание презентации;

  • провела анкетирование среди одноклассников, с такими вопросами, как:

- Был ли кто ни будь из твоей семьи на войне?

- Увлекаешься ли ты чтением книг о Великой Отечественной войне?

- Знаешь ли ты героев войны? Назови фамилии.

- Перечислите снайперов Якутии.

Результаты моего анкетирования. На первый вопрос ответили: да-11, нет-21, трудно сказать-2 ребят. Книгу о войне читал только один одноклассник. На третий вопрос ответ дали только три одноклассника, а на четвертый вопрос никто не смог ответить.

Проведя анкетирование, я выяснила что, многие мои ровесники не знают историю и героев Великой Отечественной войны. Во время анализа мне самой захотелось узнать о них. Я решила начать с книги моего прадедушки и рассказать о его жизни на войне своим одноклассникам.

Таким образом, я очень много узнала о своем прадедушке. Во-первых, о его молодости, об участии в Великой Отечественной войне. Во-вторых, как ему было не легко во время войны. И наконец в-третьих, то что многие мои ровесники не знают историю Великой Отечественной войны. Историю своей страны нужно знать! Никогда нельзя забывать подвиги наших ветеранов! Слишком высокую цену заплатила Родина за нашу свободу!

Якутяне в годы ВОВ

С 1941 по 1945 гг. с территории нашей республики на фронт было призвано 65385 человек, в том числе 418 женщин и девушек. Из общего количества 660 якутян ушли на фронт добровольцами. Всего умерло, пропало без вести 32191 якутян, вернулись с фронта и тыловых работ 32466 человек. Еще больше, около 60 тысяч, погибли во время войны в Якутии от голода.

Несмотря на голод, выкосивший огромное для республики число людей, якутяне внесли в фонд обороны 380660 тысяч рублей, 23 килограмма золота, 553 килограмма серебра. Кроме того, 40 тысяч тонн рыбы было добыто якутянами на берегу Северного Ледовитого океана и отправлено на фронт, пушнины на 90 миллионов рублей.

Тысячи воинов-якутян принимали участие при освобождении Белоруссии, Румынии, Болгарии, Чехословакии, Югославии, Венгрии, Австрии и Польши. 16 апреля 1945 г. войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов начали наступление по направлению на Берлин.

В Берлинской операции приняли несколько тысяч посланцев из Якутии. Среди них был и мой прадед.

В это время схватки шли за каждую улицу, дом, подвал, и многие нашли земляки в таких условиях проявили себя храбрыми, сильными, умеющими воевать с врагом.

Несмотря н6а все эти трудности воины-якутяне справились с ними. Так они с детства ходили на охоту, были меткими и умели следить за добычей. Поэтому в основном они были снайперами и разведчиками.

Слава о якутских снайперах Федоре Охлопкове, Степане Коброве, Дмитрии Гуляеве, Алексее Миронове, Иване Кульбертинове, Прокопии Габышеве и многих других разнеслась по всем фронтам.

На фронте терпеливые, выносливые, упорные якутяне удивляли своей способностью подолгу мужественно переносить холод, голод, боль, неподвижность, чтобы в итоге одним выстрелом поразить цель.

За годы войны якутские снайперы поразили более 1170 солдат и офицеров противника. После разгрома фашистской Германии многие якутяне принимали участие в войне с Японией в составе 94-й, 210-й стрелковой дивизии 36-й армии и 278-й стрелковой дивизии 17-й армии.

24 якутян за отвагу, доблесть удостоились звания Героя Советского Союза. Один человек Героя России, Шесть человек стали кавалерами орденов Б. Хмельницкого, А. Невского, адмирала Нахимова. Пять человек удостоились звания Кавалеры ордена Славы трех степеней. Свыше 10 тысяч солдат награждены орденами красного знамени, Отечественной Войны, Красной Звезды и многими военными медалями.

Так как мой прадед родом из Халбаакинского наслега Вилюйского улуса мне захотелось узнать сколько земляков ушло на фронт вместе с ним.

С начало узнала, что из 18 районов Якутии в годы Великой Отечественной войны в Ряды Красной Армии было призвано 62091 человек, в том числе: в 1941 году – 17179, 1945-м – 23747, 1943-м – 13843, 1944 году – 5068 человек.

Из Вилюйского улуса мобилизовано 1786 человек, вернулись домой – 950, погибли или пропали без вести – 836 человек, присвоено звание Героя Советского Союза – 3 человек. Собрано деньгами 2187310 рублей, драгоценными металлами – 8865 килограмм, теплыми вещами – 6671 комплект.

В Вилюйском улусе три Героя Советского союза Степанов Николай Саввич, Кондаков Николай Алексеевич, Миронов Алексей Афанасьевич.

В июне 1941 г. в первую мобилизацию из Халбаакинского наслега ушло 20 человек. В 1942 году было призвано 24 человека, а в последующие годы – 15 человек. Мой прадед со своими односельчанами храбро сражались на фронтах и показали примеры героизма.

Мой прадед, Алексеев Николай Иванович - участник Великой Отечественной войны

Мой прадед Алексеев Николай Иванович родился 23 мая 1926 г. в Халбаакинском наслеге Вилюйского района в семье крестьянина-середняка. Окончил Вилюйское педагогическое училище, Якутский учительский институт и Высшую партийную школу в г. Иркутске.

Участник ВОВ, участвовал в освобождении Польши, Германии, был ранен на подступах г. Бреслау. Служил в составе 120 дивизии 538-го стрелкового полка первого Украинского фронта, с 1945 по 1948 гг. воевал в Западной Украине. С 1948 по 1950 гг. служил в группе оккупационных войск в Германии, в качестве чертежника-разведчика, в разведотделе штаба 8-й гвардейской Армии.

Он награжден двумя орденами «Отечественной войны» второй степени, многими медалями, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ЯАССР, Почетным знаком общества «Знание» СССР, Заслуженный работник культуры Саха (Якутия), Почетный гражданин Вилюйского улуса, персональный пенсионер РСФСР, ветеран труда и тыла.

Военные годы. Я узнала о моем прадеде от рассказов бабушки, фотографий, которые сохранились и из его книги «Дьыл5а хаан оноьуута» (в переводе «Судьба»).Книга написана на якутском языке. Из 132 страниц. Она является данью памяти тому историческому времени, очевидцем которого был прадедушка. В этой книге прадед рассказывает о своих кровных родственниках, своей жизни, военных и послевоенных годах, о котором будущее поколение не должно забывать.

Из этой книги я узнала, что, моего прадеда, выпускника Вилюйского педагогического училища, призвали в армию в мае 1944-го. Ему тогда исполнилось 18 лет. При медосмотре оказалось, что рост защитника Отечества всего 149 сантиметров: не хватало одного сантиметра до призывника. Но в военкомате сказали: «Ничего, парень, пока доедешь до части подрастешь». Так он отправился на войну.

Боевое крещение.Проехали через всю Россию, Белоруссию, пересекли польскую границу. При подходе к реке Одер поезд внезапно остановился, солдаты прямо из вагонов выбежали на форсирование реки. Город Познань горел. Взрывались снаряды, со всех сторон свистели пули. Это было боевое крещение солдата Алексеева.

Один удивительный случай.Еще хочу рассказать вам одну из удивительных историй, которая произошла с моим прадедом на войне.

Однажды, во время обеденного перерыва ему дали приказ - принести два ведра еды из полевой кухни, которая находилась в немецкой деревне. Взяв еду направился к лагерю, отойдя на 50метров от деревни вдруг услышал взрывы от снарядов тяжелой артиллерии. Когда оглянулся, увидел, что на кухню и на командира батальона прямым попаданием попал снаряд - все разлетелось в разные стороны. Фашисты начали стрелять в шахматном порядке. Между взрывами от снарядов бежал изо всех сил в сторону своих, держа в руках два ведра с едой. В то время их пугали тем, что, если потерять даже кружку могут отправить в штрафной батальон, поэтому он не выбросил ведра с едой.

Когда добежал до своих, радости не было предела. Командир отделения очень сильно ругал, он сказал: «Почему бежал среди взрывов?!Надо было спрятаться! Умереть хочешь?!». А когда увидел ведра с едой засмеялся. Конечно же после такого вся еда стала не пригодной для пищи. Его шинель была вся дырявая, а пилотка была насквозь прострелена в нескольких местах. Командир, хлопая его по плечу сказал: «Ты, парень, видать, в рубашке родился. Остался невредимым от такой катавасии». Приключений во время войны у моего прадедушки было много.

Грамотность помогла. Вот еще одна история. Он всегда говорил: «Учитесь. Грамотный человек ни где не потеряется».

Оказывается, прадедушку, человека грамотного, солдаты просили писать письма домой. Чаще всего это были два хохла. Они первым делом в весточке домой перечисляли всех своих родных, а потом говорили: «А дальше Коля пиши сам». Так за способности писать письма однополчане всячески старались облегчить жизнь прадедушки. Они подкармливали его салом, в холодном окопе укладывали спать между собой.

Боевое ранение.В ожесточенном бою на подступах г. Бреслау в апреле 1945 года, получил осколочное ранение спины и легких.

С апреля 1945 по июль 1945 года проходил лечение в разных госпиталях, находящихся на территории Германии, Польши и в г. Львове.

Но война для него на этом не закончилась. В августе после выписки началась служба в запасных частях. Там прадедушка стал командиром разведки полка в артиллерийских частях. С 1945-го по 1948-й воевал в Западной Украине. По его рассказам та война была страшнее чем с фашистами. На этой войне он получил второе ранение.

После войны. Его демобилизовали в 1950 году.

После демобилизации из армии работал учителем математики в Вилюйской, Хампинской средних школах. В 1951-1953 гг. работал инструктором школьного отдела ОК ВЛКСМ. С 1955-1967 гг. работал директорами Соморсунской семилетней школы Амгинского района, Уолбинской, Ытык-Кельской восьмилетних и средних школ Таттинского района. Работая там он встретил свою Анну – мою прабабушку.

Моя прабабушка Слепцова Анна Алексеевна, одна из первых якутян окончила высшую комсомольскую школу в Москве. И тоже работала там же где и прадед. Семья много переезжала. У Алексеевых родились шестеро детей.

С 1967 по 1970 годы работал освобожденным секретарем партии укрупненного совхоза им. П. Алексеева Таттинского района, с 1970-1975 гг. секретарь Вилюйского райкома КПСС, с 1975-1987 гг. ответственный секретарь Республиканского общества «Знание».

Заключение

Подводя итоги исследовательской работы хочу сказать о следующем. Я действительно горжусь тем что мой прадед принимал участие и внес достойный вклад в Победу нашей страны. Историю о своей стране нужно знать с детства, чтобы не оборвать нить памяти о героизме наших предков, подаривших нам жизнь. Нужно не забывать подвиг, который совершили наши прадедушки прабабушки. Они подарили нам мирную и свободную жизнь.

Я не помню прадедушку, мне было два года, когда он умер. Но, мне кажется, что я его знаю и он всегда рядом со мной благодаря рассказам бабушки, по фотографиям, которые сохранились и самому главному наследию, который он оставил для нас – это написанная им при жизникнига о судьбе моего героя. Я знаю, что он был отличным спортсменом, хорошо играл на аккордеоне, был очень хорошим учителем математики, физики.

9 мая для нашей семьи один из самых главных событий. В этот день мы идем к вечному огню на площадь Победы, чтобы поклониться и положить цветы в память павшим во время Великой Отечественной войны. Как вспоминает моя бабушка: «9 мая собиралась вся родня, накрывался стол, отец брал свой трофейный аккордеон, и начинался праздник. А потом он вспоминал о войне...».

Список использованных источников и литературы

  1. Алексеев Н. И. Дьыл5а хаан оноьуута, - Булуу к.: 2002. – 132 с.

  2. Габышев М. П. Неиссякаемая память народа /гл. ред. Борисов И. В., ред. Андреева Д. П.–Якутск.: Медиа-холдинг "Якутия", 2015. – 165 с.

  3. Память на века. Вилюйский улус в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945 / фотоальбом сост.: Гаврильева К. В., Игнатьева Н. Э., Тимофеева А. А. ; отв. ред. Гаврильева К. В.– Якутск.: Бичик, 2015. – 119 с.

  4. Энциклопедия Якутии, М., 2000. – 254-256 с.

12

Просмотров работы: 6822