Введение
Наша история состоит из больших и малых страниц. Иногда незначительный факт может переосмыслить всю историческую концепцию. Так и на поле боя часто маленькая группа солдат сможет остановить чудовищные орды врага. Когда совершается подвиг, никто не думает о последующей славе, и она не приходит, подвиг забывается. А ведь он был, и он помог выиграть войну.
Я хочу рассказать о небольшом историческом факте. На Черном море некогда воевала флотилия брянских судов, изготовленных на брянской верфи. Свою задачу она выполнила. Окно в Турцию было прорублено и застеклено. Взят Азов, присоединен Крым, Россия укрепилась на Черноморских берегах.
Цель работы рассказать о брянской флотилии.
На основе анализа интернет-источников, я соберу рассказ о верфи, о судах и победах Брянской флотилии.
Обработанный материал можно будет использовать на уроках истории, классных часах, тематических мероприятиях.
Реферат содержит рисунки кораблей брянской флотилии.
1. Брянская флотилия
Брянск находится в глубине Вочсточно-Европейской равнине, до ближайшего моря 1500 километров по извилистой Десне до Днепра, потом вниз по Днепру до Черного моря. Но, именно в брянске строится первая верфь
В 1686 году началась Русско-турецкая война. После свержения правительства царевны Софьи военные действия против турок и татар были приостановлены. Русские войска лишь отражали набеги татар. В 1694 году было решено возобновить активные боевые действия и нанести удар не по крымским татарам, как в походах Голицына, а по турецкой крепости Азов. После масштабной подготовки были предприняты две попытки штурма (5 августа и 25 сентября), но крепость взять не удалось.
Всю зиму 1696 года русская армия готовилась ко второму походу. В январе на верфях Воронежа и в Преображенском было развёрнуто масштабное строительство кораблей. Ещё в 1695 гетман Мазепа, желая угодить царю, выказал готовность соорудить морской и речной флот из 2000 человек запорожцев, которые, плавая по морю, не будут допускать турок под город Азов; а также, заняв места в низовьях Днепра, будут защищать владения малороссийских и запорожских казаков. На такое дело гетман просил 2000 четей хлебных запасов да одну тысячу рублей, а местом для построения судов указывал город Брянск. Царь с радостью принял план Мазепы, но нашел нужным поставить ему на вид, чтобы в случае замедления постройки судов в далеких брянских лесах, гетман озаботился приготовить их в украинских городах и доставить мимо Переволочны, устья Орели, Кодака до самого Очакова Днепром.
Брянск был выбран не случайно. Крупные запасы корабельного леса, опытные мастеровые люди и географическое положение – всё это позволяло успешно выполнить поставленную задачу. Для строительства судов в город прислали семь мастеров-распорядителей из Запорожья.
К маю 1697 года на Брянской верфи изготовили около 200 стругов. Все они предназначались для доставки грузов и снабжения боевого флота. Ранней весной были получены вести о том, что крымский хан собирается громить Таванск. В апреле гетман, по царскому указу, уговорился с князем Яковом Федоровичем Долгоруким идти в плавной поход вниз по Днепру от Новобогородска и выступать тотчас, как только пригонятся к устью Самары суда, изготовляемые в Брянске и сплавляемые Десной в Днепр. 11 мая гетман известил приказ, что у его полковников уже сделано 70 морских стругов и 600 лодок, а 23 числа того же месяца доносил, что мастер Василий Богуш спровадил в Десну, а оттуда в Днепр к назначенной цели изготовленные в Брянске суда, из которых 50 назначалось для городовых Козаков и 40 для запорожцев. Затем думный дворянин Неплюев, назначенный быть в «сходных товарищах» Якову Федоровичу Долгорукому, доставил из Брянска еще 121 струг, и 25 мая последовал царский указ о плавном походе. Его целью было овладение Очаковом и защита Таванска и новоотстроенного Шингирея.
рис.1 40-весельная казачья лодка обр. 1696 г.
рис 2. Рядовой струг обр. 1696 г.
В 1700 году началась Северная война – война за выход к Балтийскому морю. В это время Брянск являлся важным стратегическим узлом сбора и отправки продовольствия для действующей армии. Пётр I в своём письме к сенату от 1712 года говорит: «Провиант со всех губерний (опричь Санкт-Питербухской) 3 дивизиям на 7 месяцев велено поставить во Брянску зимним путём, а изо Брянска в Киев водою на стругах». Сенат в свою очередь доложил, что «Во Брянску суда починивать и к тем вновь делать с поспешением, чтоб всего к полой воде изготовлено было 300 судов, а деньги на то суровое дело во Брянск присланы».
___Активный период кораблестроительства на Брянской верфи пришёлся на середину 20-х годов XVIII века. В эти годы у нас работал выдающийся русский корабел Мокей Черкасов, ученик знаменитого галерного мастера Руссенова. В 1724 году он строил в Брянске суда для Днепровской флотилии. При нём также шла заготовка леса для пяти прамов и семи галер, которые так и не были построены. Позже Черкасов пойдёт на повышение и возглавит Киевскую судоверфь.
Последний значительный период существования Брянской судоверфи относится к Русско-турецкой войне 1735-1739 годов. В 1736 года, с началом войны, явилась необходимость в морской силе для противодействия турецкому флоту в Черном море. Решено было возобновить судостроение в Брянске, но дело шло медленно. Только в январе 1737 года были выбраны окончательно типы судов; начальником флотилии назначен адмирал Василий Афанасьевич Дмитриев-Мамонов.
В январе 1737 года был подписан государственный указ о постройке в Брянске большой партии различных судов. В указе Санкт-Петербургской конторы верфи говорилось «Поручику Семену Тигилеву без всякого замедления по отправлению в Брянск и строению пятидесяти русских бригантинов оптинских слобод плотников трехсот человек в работу годных, не престарелых и не малолетних». По доношению из Брянска от полковника Владычина 7 января 1739 года: «Требуется с Малой России для подъёма и свозки дерева к Десне 8 тыс. подвод, которые Румянцев велел нарядить из полков Стародубского и Черниговского, да из засеймских сотен полка Нежинского».
Всего было построено 355 судов разных размеров. Генерал Кригс приказал князю Трубецкому погрузить на эти суда тяжёлую артиллерию, провизию и прочее необходимое для осады и отправить в Очаков. Но, несмотря на страшную спешку, флотилия опоздала. Первый эшелон был отправлен в апреле, последний выступил 1 июня; но на пути судам приходилось претерпевать невероятные трудности.
рис 3. Малый прам
рис. 4 Дуббель-шлюпка
___Спущенные в Брянске суда вооружались на Десне, переходили в Днепр и следовали безостановочно до Кайдакского порога; здесь их на значительном расстоянии волокли по берегу и только после третьего порога спускали на воду. В Неясыти все суда приходилось вновь разгружать и по особому помосту волочить некоторый отрезок пути, после чего их уже окончательно спускали на воду, нагружали и вели до устья. От такого плавания подводные части судов приходили в полную негодность. Личный состав был несоразмерно мал: на всю флотилию 6 морских офицеров и 60 матросов, остальной состав флотилии добавили из инвалидов и гарнизонных полков.___До Очакова добралось 76 судов, остальные были брошены за негодностью или пошли на переделку более сохранившихся. Флотилия помогла, однако, гарнизону Очакова при отражении нападения турок в сентябре и октябре, не дав порвать связь осажденных с армией, для морской же службы Брянские дуббель-шлюпки оказались негодными.К кампании 1738 года решено было усилить Брянскую флотилию; граф Миних высказал следующий взгляд на стратегическое положение дел: «И понеже по моему рассуждению благополучное произведение будущей кампании и все авантажи зависят от того, кто на море сильнее быть может, того ради всеподданнейше прошу указать о строении довольного числа годного флота».
__Однако, зимой северные ветры и жестокое волнение истребили почти все дуббель-шлюпки в лимане. Вместо них решено было построить в Брянске небольшие 4-пушечные бригантины. Весной, с полой водой, их провели через пороги пустыми, а все снасти везли сухим путем до лимана. Здесь бригантины вооружили и вывели в море; но оказалось, что мореходные качества и этих судов не лучше прежних. Одновременно с бригантинами из Самары до Неясыти отправили на барках в разобранном виде прамы; но даже при таких условиях провод тяжелых судов оказался невозможным, и прамы собраны не были.
_Вторичная неудача доказала необходимость строить суда ниже порогов. Для этой цели Сенявин, назначенный начальником Брянской флотилии, выбрал в 60 верстах ниже порогов остров Верхний-Хортицкий, где Минихом была заложена Ново-Запорожская верфь. Здесь и в Брянске были спущены 1 прам, 40 галер, 30 бригантин, 60 ластовых судов, 20 венецианских ботов и 50 байдаков; все эти суда были слишком малы и немореходны, они не годились для выполнения главной цели — боя с турецкими кораблями. Чума, свирепствовавшая на юге и в Очакове, унесла многих моряков; умер и начальник флотилии, престарелый вице-адмирал Наум Сенявин; начальствование было вновь поручено Дмитриеву-Мамонову.
рис. 5 Галера
___К счастью, летом 1738 года турецкий флот не показывался. От чумы же умер и Дмитриев-Мамонов; на его место был назначен капитан полковничьего ранга Барж. Заключение мира положило конец существованию Брянской флотилии. Причиной её неудачи была постановка невыполнимой задачи; средства не отвечали цели, личный состав был несоразмерно мал, а приобретенный в Азовский период русской истории морской опыт оказался уже растраченным в короткое время.
В последующее время Брянская судоверфь прекратила своё существование. Остатки строений и земли были приспособлены под складские и жилые нужды. При этом за местом закрепилось название «Галерные дворы». Прилежащая гора и улица и поныне носят имя «Галерная». До самых восьмидесятых годов на территории военной базы у Чёрного моста стояло несколько приземистых кирпичных сараев – последних остатков1
2. Количество построенных судов
Начало казенному судостроению положил указ Петра I в 1696 г., то есть во время второго Азовского похода. Согласно ему, гетману Мазепе приказано строить морские суда в Брянске под началом московского
дворянина Неплюева.
По наряду воеводе Брянска велено было сделать 42 струга больших (по 21,34 м), 50 стругов малых (13,87 — 10,67 м) и 50 лодок однодеревых. К весне 1696 г. было изготовлено 42 струга больших, 46 стругов малых и 45 лодок, а позднее — еще 9 судов. Кроме того, в Киеве были сделаны 3 судна, и запорожские казаки приготовили около 30 лодок.
В 1697—1698 гг. в Брянске было построено свыше 200 судов, но в боевых действиях они не участвовали. С заключением Константинопольского договора 1700 г. Днепровская (Брянская) флотилия фактически прекратила свое существование.
В 1724 г. по указу Петра I «велено во Брянску изготовить лесов на 2 больших и на 3 меньших прамов, також де на 3 остродонных и на 4 плоскодонных галер и для того из Адмиралтейской коллегии посланы мастеровые люди, а в 726-м году указом подтверджено, чтоб те суды конечно были зделаны, кои и стоятцца».Однако доделаны эти суда так и не были. И лишь в 1736 г. в связи с началом очередной войны строительство морских судов в Брянске было возобновлено. Осенью 1736 г. в Брянске было заложено несколько десятков дубель-шлюпок длиной 18,3 м, вооруженных шестью 2-фн фальконетами каждая. Всего должны были построить 500 дубель-шлюпок.
По указу Сената от 4 января 1737 г., кроме 500 дубель-шлюпок следовало построить 70 плашкоутов для переправ, 3 малых прама и 4 плоскодонные галеры, «взяв железные припасы из Тульских заводов». К строительству этих судов и их сплаву прикомандировали от генерала-фельдмаршала графа Б.К. Миниха из полков 2200 солдат, 1222 человека из адмиралтейских служащих, а также 1232 мастеровых. Но уже 21 января число дубель-шлюпок было сокращено до 400. В то же время решили дополнительно сделать 40 лодок и 60 барок. Сами же дубель-шлюпки планировали строить в четыре этапа по 100 единиц.
Общее руководство строительством возложили на контр-адмирала В. А. Дмитриева-Мамонова, а А. Кашкину поручили перегонять построенные суда в действующую Днепровскую флотилию. К началу июля 1737 г. встрой вошли три малых прама и четыре плоскодонные галеры, 200 дубель-шлюпок, 20 плашкоутов, 18 больших и 40 малых барок, а также 20 конных кончебасов (тип гребного судна).
5 прамов без названия. Длина 18,3 м. Ширина 6,1 м. Заложены в 1726 г. на верфи в Брянске, спущены в 1737 г. В июне 1737 г отправлены вниз по Десне и Днепру, но из-за мелководья и порогов к зиме 1737/38 г. дошли только до р. Самары. Разобраны после упразднения Днепровской флотилии 15 октября 1739 г.
Вооружение: восемь 8-фн пушек.
2 прама без названия. 44 пушки. Заложены в 1737 г. на верфи в Брянске, спущены в 1738 г. В 1738 г. пришли по Днепру в Киев, где использовались как плавбатареи. Разобраны после упразднения Днепровской флотилии 15 октября 1739 г.2
Само Адмиралтейство в Брянске просуществовало еще несколько десятилетий. В основном выполнялись вспомогательные работы по доставке корабельного леса, формирование запасов провианта и пр.
Но, с тех пор, Брянск навсегда связан с морем. В Брянсе есть Мореходная школа, несколько морских клубов (Балтиец, Североморец), общественная организация «Морское собрание». Тысячи брянцев в последнее воскресенье июля празднуют День Военно-Морского флота России.
Заключение
Вот и закончен мой рассказ. Когда я его перечитал, испытал чувство гордости за своих земляков. Сколько их безымянных трудилось на верфи, правили такелаж, сидели на веслах, подносили ядра и пороховые мешки, чтобы мы сейчас могли говорить о Черном море, как о своем море. Это наше море. И брянская флотилия не зря провела военную компанию. Нужно помнить это.
Я очень хочу продолжить данную работу – собрать больше материала о брянцах и море. Можно изучить брянские памятники, собрать информацию о флотоводцах и простых моряках.
Море зовет!!!!
1 http://www.poisk32.ru
2 http://www.randewy.ru/nk/dnepr.html