СТАТИСТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СТАТИСТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ

Миронова А.Ю. 1
1
Сморчкова Н.Я. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Оглавление

План:

I. Введение

1. Актуальность темы.

2. Чем заинтересовала меня тема?

II. Основная часть

  1. Статистика как наука

  2. Профессиональное самоопределение.

  3. Личностные предпосылки самоопределения.

  4. Самопознание в выборе профессии.

  5. Роль самооценки в профессиональном самоопределении.

  6. Профессиональное самоопределение учащихся в условиях профилизации современного школьного образования.

  7. Составление, обработка и анализ анкет «Мой выбор» для опроса учащихся 8-11 классов.

  8. Наглядное представление результатов статистических исследований

III. Заключение

  1. Практическая значимость проекта.

  2. Наглядное представление результатов статистических исследований.

  3. Выводы по проведенному исследованию

IV. Литература

Актуальность темы:

Во все области деятельности человека внедряется математическая статистика. Вероятностно-статистические методы являются наиболее эффективными средствами познания. Поэтому я решила изучить историю возникновения статистики, установить связь математики и статистики, подготовить и обработать некоторые статистические данные о профессиональном самоопределении.

Цель данной работы:

  • Показать роль статистики в самоопределении человека на примере профессиональной ориентации учащихся МКОУ Вознесеновская СОШ.

  • На основе проведённых исследований создать базу данных успешности выпускников.

Задачи:

  • Провести социологическое исследование на тему

«мой выбор» среди учащихся 8-11 классов.

  • Выявить и проанализировать данные, имеющиеся в школе, рейтинга учебных заведений среди выпускников в 2010-2015 год.

  • Научиться обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате проведённых исследований.

  • Наглядно представить полученную информацию.

  • Сделать выводы о роли статистики в самоопределении будущей профессии.

Гипотеза исследования: Я считаю, что статистические закономерности играют немаловажную роль в самоопределении подрастающего поколения и могут являться одной из составляющих формулы выбора будущей профессии.

Работая над данной темой, я выделила следующие этапы.

Этапы исследовательской работы:

  • Изучение литературы по теме: «Статистика», в частности методики наглядного интерпретирования результатов статистических исследований.

  • Сбор, обработка и анализ материала, касающегося профессионального выбора выпускников, с 2010 по 2015 год.

  • Составление, обработка и анализ анкет «Мой выбор» для опроса учащихся 8-11 классов.

  • Интерпретация статистических результатов.

  • Наглядное представление результатов статистических исследований.

  • Выводы по проведенному исследованию.

Основное содержание проекта.

Деятельность Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Вознесеновская СОШ» направлена на создание условий для развития инновационной информационно – технологической культуры выпускников как возможной основы формирования нового типа научных и инженерно – технических кадров, способных к включению в инновационные процессы современного производства. При переходе на профильное обучение перед школой стал вопрос о необходимости формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности. Выбор профессии — один из важнейших актов, который совершает молодой человек в своем жизненном и профессиональном самоопределении. Помочь молодому человеку совершить профессиональный выбор в соответствии со своими способностями, интересами, склонностями и потребностями рынка труда призвана профессиональная ориентация.

Мне было интересно проследить в течение 5 лет динамику поступаемости

выпускников в ВУЗы, поступление на бюджетной или коммерческой основе и выбор сферы будущей профессиональной деятельности.

Статистика как наука

Математическая статистика представляет собой раздел математики, предметом которой является разработка методов регистрации, описания и анализа данных наблюдений и экспериментов с целью построения вероятностных моделей массовых случайных явлений. В зависимости от математической природы конкретных результатов наблюдений математическая статистика делится на статистику чисел, многомерный статистический анализ, анализ функций (процессов) и временных рядов, статистику объектов нечисловой природы.

В математической статистике также выделяют описательную статистику, теорию оценивания и теорию проверки гипотез.

Профессиональное самоопределение.

Профессиональное образование, выполняющее функции профессиональное подготовки, отождествляемое с понятием «специальное образование», предполагает 2 пути его получения - самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии.

Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двух аспектное явление:

1) субъект выбора, то есть тот, кто выбирает;

2) объект выбора - то, что выбирают.

Субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии. Это объясняется тем множеством характеристик, которыми они обладают.

Выбор профессии - это не одномоментальный акт. Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем, продолжительность этапов зависит от:

- внешних условий;

- индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

Профессиональное самоопределение - процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют этапы:

· Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста):

- малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений;

Этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст):

- возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;

· Профессиональное обучение:

- осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии;

· Профессиональная адаптация:

- формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений;

· Самореализация в труде:

- выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом.

Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает весь жизненный путь человека.

Личностные предпосылки самоопределения.

Структурные элементы личности, как ближайшие психологические предпосылки профессионального самоопределения, различны по характеру их функций. Всю совокупность важнейших личностных предпосылок самоопределения можно свести к двум основным группам:

1) особенности личности, обеспечивающие возможность успешного решения проблемы выбора профессии, но прямо не участвуют в активизации этого процесса. В эту группу относятся волевые черты характера, а также такая черта как трудолюбие. Сюда же следует отнести и наличие некоторого трудового и жизненного опыта, уровень общей жизненной зрелости человека.

2) Эту группу психологических предпосылок самоопределения образуют различные компоненты направленности личности, динамизирующие процесс профессионального самоопределения и обуславливающие избирательность реагирования. Сюда относится потребность в профессиональном самоопределении, возникшие у человека учебные и профессиональные интересы и склонности убеждения и установки, ценности и идеалы, и представления о жизненных ценностях.

Компоненты второй группы благодаря своей связи с познавательными потребностями обладают функцией обусловливания сферы деятельности, привлекательной для человека.

«Восемь углов выбора профессии».

По мнению Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии. Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации.

1) Позиция старших членов семьи.

Конечно, забота старших о будущей профессии своего чада понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь.

Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии…

Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям.

О бесконфликтности выхода из таких обстоятельств можно лишь предполагать.

2) Позиция товарищей, подруг (сверстников).

Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микро группы может стать решающим в профессиональном самоопределении.

3) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.

Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику.

4) Личные профессиональные планы.

В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека.

5) Способности.

Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.

6) Уровень притязаний на общественное признание.

Реалистичность притязаний старшеклассника - первая ступень профессиональной подготовки.

7) Информированность - важная, неискаженная информация - важный фактор выбора профессии.

8) Склонности проявляются и формируются в Деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для старшеклассника это важно, так как допрофессиональные увлечения - путь к будущему.

Самопознание в выборе профессии.

Самопознание - одно из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии.

Познание самого себя идет через сравнение себя с другими людьми, путем осознания своих возможностей, достижений и сравнения их с успехами и достижениями окружающих людей. Познавая себя, мы одновременно познаем другого человека. Знание других людей помогает самопознанию. Процесс сравнения - основа не только познания мира, но и познания самого себя. Познавая через сравнения качества другого человека, мы получаем материал, необходимый для выработки собственной оценки.

Для лучшего познания мира и самого себя, человек должен прилагать активные усилия. Совершенствование самого себя начинается с процесса самопознания. Нельзя стать лучше, не зная, какие качества характера надо воспитать, а какие - изжить. Без самопознания нельзя правильно наметить программу самовоспитания и саморазвития, трудно выбрать работу по душе.

Требования человека к себе, самовоспитание, зависят от требований и перспектив общества, в котором он живет. Требования общества - одно из важнейших побуждений самопознания и самовоспитания. Возникновение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышлений о себе является характерной особенностью повзрослевших детей.

Роль самооценки в профессиональном самоопределении.

Самопознание - это осознание человеком самого себя, своего «Я». Осознать самого себя - значит дать отчет себе относительно своих сил, возможностей, личных качеств, уровня их развития, то есть оценить их в должной мере.

Само слово «самооценка» помогает нам понять его значение. В профессиональном самоопределении личности самооценка - оценка, которую человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или не соответствующим специфике профессии.

Исследования показывают, что старшеклассники стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей. Поскольку зачастую понимание собственных возможностей у школьников не адекватно показателям, то на пути выбора их ожидают неудачи.

Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии. В самооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя, другие наоборот. Поэтому не правы те, кто считает, что старшеклассники только переоценивают себя, а также те, кто помогает, что они себя недооценивают. Им свойственно и первое, и второе.

Старшеклассники в отличие от подростков ощущают потребность в самооценке, хотя объективно к ней не готовы. Внутренняя потребность в самооценке - залог успешного ее формирования при соответствующих условиях.

У старшеклассников самооценка служит двум целям:

· Самовоспитанию;

· Прогнозированию будущей профессии.

Выбирая профессию старшие школьники в большинстве случаев ориентируются на уровень выраженности у себя в первую очередь нравственно-волевых, затем интеллектуальных и только потом организаторских качеств. Для старшеклассников - выпускников выбор профессии - серьезный шаг.

Профессиональное самоопределение учащихся в условиях профилизации современного школьного образования.

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Учебный план предпрофильной подготовки имеет структуру и включает в себя три компонента. Из имеющихся часов рекомендуется большую часть времени отводить на специально организованные (от месяца до полугодия) курсы по выбору. Курсы предпрофильной подготовки (элективные курсы) рекомендуется организовать как систему профессиональных "проб" ученика в разных областях деятельности, в разных профилях. Именно поэтому основная цель курсов - профориентационная. Содержание курсов предпрофильной подготовки должно включать информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, материалы по знакомству учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля.

Итак, переход к профильной школе является значимой проблемой для педагогов, психологов, родителей и учащихся, особенно в решении вопросов профессионального самоопределения и развития школьников. Перед выпускником основной школы стоит трудная задача - выбрать учебное заведение, в котором он продолжит свое дальнейшее обучение. В связи с этим в нашей школе разрабатываются для учащихся девятых классов курсы по выбору и профориентационные мероприятия.

В профильном классе могут быть созданы группы учащихся с ориентацией на определенную профессию, специальность.

Профильное обучение в нашей школе началось с 2002 года в 10 классе. Этому открытию предшествовал мониторинг запросов обучающихся 9-х классов и их родителей. Из выпускников 9-ых классов осуществляется комплектование профильного класса. При зачислении в профильные классы допускается изучение наклонностей школьников по специальным методикам и тестирование учащихся по профильным предметам. В результате тестирования учащихся 9-х классов было выявлено следующее: в течение 5 лет (с 2010 по 2015г) в школе преобладали физико – химический, физико – математический, химико - биологический профили.

Проанализировав это, я пришла к такому выводу, что данные профили были важны для поступления в ВУЗы с профильными предметами математика, физика, химия, биология.

Своѐ исследование я назвала «Статистика в профессиональном самоопределении».

Мне было интересно проследить в течение 5 лет динамику поступления

выпускников в ВУЗы или средние профессиональные учреждения,

поступление на бюджетной или коммерческой основе и выбор сферы будущей профессиональной деятельности.

Эта диаграмма наглядно иллюстрирует динамику изменения данных (поступление на бюджетной основе во времени (в течение последних 5-ти лет)).

Из первых двух пунктов моего исследования можно сделать вывод, что в школе преобладает качественное обучение, работают высококвалифицированные учителя и ученики подтверждают полученные знания при поступлении в ВУЗы.

Исследования выбора профессионального самоопределения

учащихся 8-11 классов.

Я провѐла анкетирование среди учащихся 8-11 классов на тему профессионального самоопределения.

Литература.

  1. Большая советская энциклопедия, 1975

  2. М.: Просвещение, 1973

  3. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1988

  4. Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. Минск:

  5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991

  6. Климов Е.А. Школа …а дальше? Лениздат, 1971

  7. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982

  8. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1999

  9. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. / Под

ред. В.Л. Ословского, Киев: Наукова Думка, 1978

  1. Толстых А.В. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988

  2. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности.

 

2

 

Просмотров работы: 3209