УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

Старостенко Р.В. 1
1
Кащеева О.М. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Цель работы: путём исследования проверить факт наличия золотого сечения в архитектуре города Омска.

Задачи:

  1. Изучить понятие и историю развития золотого сечения.

  2. Рассмотреть использование «золотого сечения » в архитектуре.

  3. Исследовать здания города Омска на предмет наличия "золотого сечения".

Методы исследования:

  1. Работа с учебной и научно-популярной литературой.

  2. Измерение, изучение фотографий, математические расчеты.

  3. Наблюдение, сравнение, анализ, аналогия.

Объект исследования: «золотое сечение».

Предмет исследования: золотое сечение в объектах города Омска.

1. История золотого сечения

Человек различает окружающие его предметы по форме. Внимание к формам окружающих объектов может быть продиктовано как жизненной необходимостью, так и эстетическими побуждениями.

С давних времен принцип "золотого сечения" считается высшим проявлением структурного и функционального совершенства в таких областях, как искусство, наука, техника, музыка, а также в самой природе.

Тема золотого сечения остается популярной и в современном образовательном пространстве. Российские ученые А. П. Стахов и В. Лаврус выступали с предложением о введении темы «Золотое сечение» в школьный курс математики, что способствовало бы получению учащимися знаний из области культуры и расширению их общего кругозора.

Принято считать, что понятие о золотом делении ввёл в научный обиход древнегреческий философ и математик Пифагор в VI (6-ом) веке до нашей эры.

Есть предположение, что Пифагор своё знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании.

В научный обиход термин "золотое сечение" ввел Леонардо да Винчи, уделявший изучению этого явления большое количество времени. Именно в эпоху возражения "золотое сечение" стало активно использоваться как в искусстве, так и в архитектуре.

. Золотое сечение в математике

В математике золотое сечение- это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором больший отрезок так относится к меньшему, как весь отрезок целиком к большей части. И равно это отношение примерно 1,62.

"Золотое сечение" окружает нас практически везде, даже в тех вещах, на которые мы в повседневности не обращаем внимания. Например, вы подходите к пустой скамейке и садитесь на нее. Где вы сядете - посередине? Или, может быть, с самого края? Нет, скорее всего, не то и не другое. Вы сядете так, что отношение большей части скамейки к меньшей, относительно вашего тела, будет равно примерно 1,62. Простая вещь, абсолютно инстинктивная... Садясь на скамейку, вы произвели «золотое сечение».

Деление человеческого тела точкой пупа – важнейший показатель «золотого сечения». Пропорции мужского тела несколько ближе подходят к пропорциям «золотого сечения» нежели пропорции женского тела, поэтому чтобы приблизиться к идеалу, женщины надевают туфли на каблуках.

3. Золотое сечение в архитектуре

Учеными доказано, что "золотое сечение" лежит в основе известных архитектурных сооружений. например, в основе Большой Пирамиды Хеопса, построенной в III (3-ем) веке до нашей эры.

Также "золотое сечение" лежит в основе одного из красивейших произведений древнегреческой архитектуры в Парфеноне, построенном в V (5-ом) веке до нашей эры и многих других известных архитектурных творениях.

. Исследование архитектурных объектов города Омска (измерение размеров архитектурных сооружений по фотографиям и нахождение коэффициента золотой пропорции)

Изучая архитектурные сооружения по фотографиям я выяснил, что они основаны на гармонической пропорции. Здания нашего города – тоже образцы архитектуры золотого сечения. Таким образом, большинство зданий, формирующих лицо нашего города, тяготеют к законам красоты.

Исследования объектов города Омска проводились путем непосредственных измерений, анализа проектной документации, измерения размеров зданий по фотографиям. Для исследования мной были выбраны наиболее популярные и красивые здания нашего города.

Не каждый сибирский город может похвастаться таким количеством театров. По словам историков, первый театр в Омске появился в далекие 1870-е годы. В настоящее время в Омске работает более 10 театров и несколько театральных студий.

Старейшим театром Омска и России в целом считается Омский академический театр драмы. В репертуаре этого омского театра классика и современные пьесы. Это достопримечательность Омска, которая интересна, в том числе, с точки зрения архитектуры. Отношение длины здания к его высоте приближено к 1, 6.

Таблица 1.

Архитектурное сооружение

Коэффициент

Здание Омского академического театра драмы

= 1,6

= 1,6

Здание Театра Куклы Арлекин , расположенное по улице Карла Маркса, также можно отнести к золотому прямоугольнику. Отношение длины к его высоте приближено к 1,6.

Таблица 2.

Архитектурное сооружение

Коэффициент

Здание Театра Куклы Арлекин

= 1,6

Омский областной музей изобразительных искусств имени Михаила Александровича Врубеля, один из крупнейших в Сибири, впервые открыл свои двери 21 декабря 1924 года. Его художественное собрание включает коллекции зарубежного и русского искусства от античности до наших дней. Отношение длины здания музея к его высоте приближено к 1,6.

Таблица 3.

Архитектурное сооружение

Коэффициент

Музей изобразительных искусств имени Михаила Александровича Врубеля

= 1,6

= 1,6

Многофункциональный спортивный комплекс «Арена Омск» представляет собой ледовый дворец спорта в городе Омске. Спортивный комплекс «Арена Омск» выполнен по законам золотого сечения. Отношение длины к его высоте приближено к 1, 6.

Таблица 4.

Архитектурное сооружение

Коэффициент

Здание спортивного комплекса «Арена Омск»

= 1,6

= 1,6

На Соборной площади Омска во всём своём величии и красоте возвышается Успенский кафедральный собор. Он является уникальным памятником истории и архитектуры, достопримечательностью города. Здание собора построено в технике золотого сечения. Отношение длин различных частей собора приравнено к 1.6.

Таблица 5. ХРАМ

Длина 1

Длина 2

Коэффициент

1.

29,3

17,5

1,67

2.

20,8

12,9

1,61

3.

15,9

9,7

1,64

4.

17,5

10,2

1,71

5.

10,2

6,1

1,67

6.

6,1

3,9

1,56

7.

15

8,9

1,69

8.

22,2

13,2

1,68

Таблица 6. КОЛОКОЛЬНЯ

Длина 1

Длина 2

Коэффициент

1.

31,6

19,9

1,59

2.

23,4

14

1,67

3.

15,1

9

1,68

4.

9.7

6

1,62

Крест

4200

2500

1,68

Заключение

В ходе исследования удалось доказать первоначально озвученную гипотезу о наличии в архитектурных объектах города Омска формулы «золотого сечения».

Проведенное исследование показало, что поиск «правила и меры» в архитектурных сооружениях приводит к золотому сечению. Приобретенные знания о золотой пропорции, известной еще античным математикам, еще больше убедили меня в том, что архитектура это та практическая область, где золотое сечение является основополагающим принципом красоты, прочности и надежности. Помимо этого, в рамках изучения данной темы мне удалось получить новые знания о влиянии золотой пропорции на искусство, где также нашлось место математике.

В настоящее время строительство в нашем городе Омске активно развивается. Здания, которые возводятся сегодня также придерживаются золотых пропорций, что делает их красивее и привлекательнее. Золотое сечение продолжает удивлять и современное поколение и наверняка таит в себе ещё много загадочного.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Васютинский В.А. «Золотая пропорция», Молодая гвардия, 1990.

  2. Лаврус В. Золотое сечение. - М: Научно-популярные статьи, 2000.

  3. Прохоров А.Н. «Золотая спираль», журнал «Наука и жизнь», №9/1984.

  4. Стахов А.П. Коды золотой пропорции. – М.: Радио и связь, 1984.

Просмотров работы: 960