Введение
На заре развития экспериментальной психологии Эдвард Торндайк как-то с сожалением сказал, что математика входит в общую культуру человека, но психолог может проработать всю жизнь, так и никогда с ней и не столкнувшись. Прошедшие с тех пор почти сто лет были постоянной попыткой внедрения математики в психологию, и уже в нашем веке достижения ставят под сомнение горькое высказывание известного ученого.
Современная практика показывает, что психолог должен не только оперировать методами математической статистики, но и представлять предмет своей науки с точки зрения ''царицы наук'', в противном случае он обречен, быть ''антропотехником'', носителем тестов, выдающих готовые результаты без их осмысления в рамках того направления, в котором они были созданы. Областью математики является счет, торговля, астрономия, архитектура. На протяжении многих веков, вслед за развитием математики, происходит “математизация” различных областей науки, проникновения математических методов во многие сферы практической деятельности.
Данная научно-исследовательская работа не претендует на охват большого круга вопросов, связанных с применением различных разделов математики в психологии. Она является попыткой вычленить из всего многообразия этих вопросов тот минимум знаний, который необходим психологу для понимания специфики предмета своей науки.
Почему одним людям постоянно сопутствует удача и успех, а другие всю жизнь недовольны собой? Отчего в одних семьях царит благополучие и покой, а другие напоминают поле битвы? Как произвести на собеседника хорошее впечатление и правильно построить деловой разговор? На эти и подобные вопросы ищут ответы психологи разных стран. Ими проводятся интересные эксперименты, создаются различные методики, призванные помочь нам разобраться во внутреннем мире человека, в его поведении.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: выяснить используется ли математика в психологии, и каким образом они связаны между собой.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: учащиеся 7В класса МБОУ «СОШ №59»
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
роль математических знаний в психологической науке при исследовании психических явлений через раскрытие его существенных, объективных связей.
ЗАДАЧИ:
-изучить количественную оценку психологических явлений;
-познакомиться с методом изучения личности с помощью психогеометрии;
-проанализировать особенности развития у учащихся 7 «В» класса внимания,
памяти и логического мышления, воспользовавшись психологическими тестами;
-выяснить используется ли математика в психологии, и какова роль её использования;
-оценить результаты изучения взаимосвязи наук, разработать рекомендации для повышения эффективности реализации учебного процесса.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
поисковый; анализ и синтез; анкетирование; тестирование; наблюдение.
ГИПОТЕЗА: без знания математики нельзя понять ни основ современной техники, ни того, как ученые изучают природные и социальные явления, ни фактов, закономерностей и механизмов психики.
АКТУАЛЬНОСТЬ: наша будущая профессия тесно связана с психологией. Но эта, сейчас бурно развивающаяся наука, не существует обособленно, а тесно взаимосвязана с рядом других. Какой фундамент должен быть сформирован у будущего психолога? На этот сложный вопрос нельзя ответить однозначно без анализа взаимосвязей с другими науками. Мы решили узнать какую роль здесь играет «царица наук» - математика.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Современная психодиагностика выделилась в отдельную область научных и практических психологических знаний. Создано множество психодиагностических методик, число которых продолжает быстрыми темпами увеличиваться. Все более широкое применение в психодиагностике находят современные методы математики и физики, а также средства электронной психодиагностики, например ЭВМ.
Несколько позднее началось создание специальных средств для количественной психодиагностики психологических явлений, например факторного анализа. Впервые он был использован для психодиагностики черт личности и уровня интеллектуального развития.
ТЕСТИРОВАНИЕ – МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ.
Всем известно, что психология – наука, которая изучает факты, закономерности и механизмы психики. Психика является свойством мозга. Психология исследует личность в общении и деятельности. Современная психология находится на стыке ряда наук, в частности математики. Для того, чтобы установить определенные психологические качества личности, используют тесты.
Тест – это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем развития психических функций и свойств личности. При помощи тестов стремятся выявить наличие или отсутствие определенных способностей, навыков, умений; наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности.
Процесс тестирования может быть разделен на четыре этапа:
1.Выбор теста (определяется целью тестирования и степенью достоверности и надежности теста);
2. Его проведение (определяется инструкцией к тесту);
3. Количественная обработка данных исследования
4. Интерпретация результатов (определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования).
Третий этап предполагает применение математического аппарата психологии – использование статистических приемов и применение основных положений теории вероятностей, которые дают возможность судить о достоверности получаемых выводов.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПРИ ИНТЕРПРИТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ.
Тест 1 «Сова» или «жаворонок».
Как известно, есть люди, которые предпочитают утренние часы для работы и других занятий. Этот тип людей называют - «жаворонками».
«Совы » же деятельны по вечерам. Статистикой доказано, что «совы» в утренние часы делают в 2 раза больше ошибок, чем «жаворонки».
У «голубей » наблюдаются особенности как «жаворонков», так и «сов». Например, они не любят очень рано вставать, но и ложиться поздно не хотят. Их работоспособность имеет два пика: в 10-12 часов и в 15-18 часов. Люди этого типа любят нормальный 7-8 часовой сон и придерживаются самого обычного режима дня.
Тип личности |
Кол-во детей |
Кол-во детей в процентах |
Сова |
9 |
33% |
Жаворонок |
15 |
56% |
Голубь |
3 |
11% |
Первый вывод, который мы сделали – психолог должен хорошо, без ошибок уметь считать, значит, математика нужна в психологии.
Тест 2 «Для определения степени развития памяти».
За 20 секунд учащиеся должны запомнить максимальное число двузначных чисел, а затем записать их через запятую в текстовом поле, затем прослушать часла и записать их и з-й этап это запомнить фигуры.
По результатам теста было выявлено, что 17 человек имеют высокий уровень развития зрительной памяти.
Решим пропорцию:
24 – 100%
17- х %
х = 70,8%
Аналогично были получены процентные показатели для каждого типа памяти.
Для обработки результатов данного теста, необходимо:
1.знать правила округления чисел, принятые в математике;
2.уметь решать задачи на пропорции;
3.уметь составлять и пользоваться данными таблицы, работать с диаграммой.
Тест 3 «Корректурная проба»
Мы решили использовать тест Пьерона-Рузера изучения устойчивости, сосредоточенности, объема и распределения внимания - «корректурная проба», состоящий из геометрических фигур: треугольников, квадратов, кругов и ромбов.
Учащимся предлагается бланк, в котором 10 строк по 10 фигур в строке, всего 100 фигур в бланке. Необходимо в течении трех минут проставлять в квадратах –галочку, в кружках - плюс, в треугольниках - минус, в ромбах - точку.
Обработка результатов.
Сначала подсчитывается количество фигур, отмеченных знаками за три минуты. Затем по формуле определяется показатель продуктивности и устойчивости внимания.
S – показатель продуктивности и устойчивости внимания,
N- количество просмотренных букв,
n- количество ошибок ( фигура пропущена или не отмечена),
t – время работы.
Здесь используется умение психолога работать с формулой.
УРОВЕНЬ ПРОДУКТИВНОСТИ И УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ |
КОЛИЧЕСТВО ОБСЛЕДОВАННЫХ, (ЧЕЛОВЕК) |
КОЛИЧЕСТВО ОБСЛЕДОВАННЫХ, (%) |
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ |
13 |
54 |
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ |
10 |
42 |
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ |
1 |
4 |
ВСЕГО ОБСЛЕДОВАННЫХ |
24 |
100 |
Результат:
S>1 – высокий уровень; 0,5