Краткая аннотация
Вера в счастливые и несчастливые числа относится к временам, когда только возникал счет. Люди приписывали числу магическое значение, оно представлялось в виде таинственного духа, который может приносить счастье или несчастье. Надо только знать, какие из чисел добрые, а какие злые. Эти числовые суеверия дожили до наших дней. В своей работе я исследовала отношение своих одноклассников, учителей, родителей к числовым суевериям, связанным с числами 7 и 13. Я проанализировала даты рождения, успеваемость учащихся в данные дни. Провела анкету, проанализировав её результаты, сделала следующие выводы: чем старше человек, тем он сильнее подвержен числовым суевериям.
Оглавление
I. Введение………………………………………………………………….. 1-2
Цели и задачи…………………………………………………………… 2
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Теоретические сведения. …………………………….............................. 3-5
- Числа в жизни человека
- Возникновение числовых суеверий
- Таинственное число 7
- «Чертова дюжина»- число 13
Практическая часть...............................................................................6-9
- Опрос учащихся, учителей, сотрудников школы, родившихся 7 и 13 числа.
-Анализ успеваемости учащихся, родившихся 7 и 13 числа.- Анализ отметок, полученных учащимися 5 А класса 7 и 13 числа с ноября
по февраль месяцы.
- Результаты анкетирования одноклассников, учителей, родителей.
- Данные из беседы с сотрудником отдела ЗАГСа города Муравленко ( в сравнении чисел 7 и 13).III.Заключение и выводы…………………………………………………... 10
IV. Список литературы………………………………………………………11
I. Введение.
Трудно представить нашу жизнь без чисел. Какую же роль они играют в нашей судьбе? Есть немало суеверий, связанных с некоторыми числами.Философ и математик Пифагор утверждал, что «числа правят миром». Он создал свою школу единомышленников, они считали, что числа несут добро и зло, счастье и несчастье. Надо только знать, какие из чисел добрые, а какие злые.Эти числовые суеверия дожили до наших дней.Я решила изучить суеверия одноклассников, учителей и родителей, связанных с числами 7 и 13.
Тема исследовательской работы«Числовые суеверия и отношение
к ним жителей нашего города.»
Цель исследования:
Провести исследования и выяснить верят ли дети и взрослые в числовыесуеверия.
Выяснить меняется ли вера в числовые суеверия с возрастом человека.
Задачи исследования:
Изучить литературу о происхождении числовых суеверий, о суевериях
людей,связанных с числами 7 и 13.
Выяснить какое число лучше для людей: 7 или 13?
Выяснить, меняется ли вера в числовые суеверия с возрастом людей.
Провести опрос и анкетирование, обработать полученные данные.
Составить таблицы, подтверждающие мою гипотезу.
Гипотеза:чем старше человек, тем он сильнее
подверженчисловымсуевериям.
Объект исследования: учащиеся и учителя школы № 3, родители.
Предмет исследования:мнения учащихся, учителей и родителей
относительно числовых суеверий.
Основные методы исследования:опрос, анкетирование,
обработка и анализ данных.
Актуальность:Эта тема интересна и полезна ребятам. Они ещё с ней не сталкивались, но на уроках математики и истории обязательно узнают много нового об истории возникновения чисел и числовых суеверий.
Практическая значимость:Результаты данных исследований представляютинтерес для учащихся,родителей и общественности.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Теоретические сведения.
Число - одно из основных понятий математики, появилось оно в глубокой древности, в дальнейшем постоянно расширялось и обогащалось. Впервые мистическое отношение к числам возникло несколько тысяч лет назад, а в средние века распространилось по всей Европе. Большинство суеверий пришло к нам из глубины веков, когда наши предки сталкивались с загадочным, неведомым окружающим миром, они пытались его познать и освоить. Особым почетом пользовались числа в Древней Греции. Древнегреческий математик и философ Пифагор утверждал, что «все вещи можно представить в виде чисел». Этим он давал понять, что нашим миром правят числа, а за каждым числом стоит какая-то его тайна. Он создал свою школу единомышленников, которые верили в магию чисел.Из учения Пифагора можно сделать такой вывод, что все числа каким-то образом действуют на судьбу человека. Одни из них приносят ему радость и счастье, а другие - зло и неудачу. Надо только узнать, какие из них добрые, а какие злые.Эти суеверияблагополучно дожили до наших дней. Вера в счастливые и несчастливые числа относится к временам, когда только возникал счет. Люди не имели общих чисел для всех предметов, а существовали разные обозначения для каждого числа в зависимости оттого, что считали: один счет был для камней, другой для рыб, для животных и т.д. Лишь постепенно люди сделались способными отвлекать числовые понятия от конкретных вещей. Это привело к тому, что числу приписывали магическое значение, оно представлялось в виде какого-то таинственного духа, который может приносить счастье или несчастье.
Таинственное число 7.Это число люди издавна считали священным, магическим и счастливым. Число семь почиталось много столетий до нашей эры, уважали его в средние века, уважительно относятся к нему и сегодня. Так относятся к нему итальянцы, англичане, французы, русские, почитают его
арабы,индусы, турки и другие народы. Число семь играет важную роль в религиях и верованиях людей, в искусстве и языке, в науке и технике. В математике – это четвертое простое число. В науке – это атомный номер азота. Число семь особенно важным становится с развитием христианства: мир создается за 7 дней. Для нас оно сохранилось во многих словосочетаниях, пословицах и поговорках, например, «на седьмом небе», «семеро одного не ждут», «семь пятниц на неделе», «семь бед – один ответ», «работает до седьмого пота», о «книге за семью печатями», «семь раз отмерь, один раз отрежь», «семь верст до небес». Вот несколько примеров о роли числа семь в мировой символике. Рим – это город на 7 холмах, в Индии 7 юных дев и есть бог огня с 7 языками. У греков есть 7 чудес света: пирамида Хеопса, Александрийский маяк, мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский - бронзовая статуя, изображающая бога Солнца Гелиоса, Олимпийская статуя Зевса, храм Артемиды Эфесской, висячие сады Семирамиды. В Греции почитались 7 мудрецов, в числе их математик Фалес и законодатель Солон – это одни из самых выдающихся политических деятелей VIIиVI веков до нашей эры.
«Чертова дюжина» - так называют число 13. Происхождение этого суеверия подобно происхождению многих других суеверий, рожденных когда-то фантазией нашихпредков.Мы пользуемся десятичной системой счисления, в основе которой лежит десяток. Но в древности у китайцев, римлян и некоторых других народов за основу счисления принимали 12. Позднее во многих европейских странах и на Руси был принят счет дюжинами. Таким образом, число 12 как бы замыкало группу чисел. В древнем Вавилоне 12 почиталось как самое совершенное число. А как же число 13? Число 13 начинает новый цикл и, таким образом, нарушает равновесие, достигнутое в предыдущем. Это число резко отличалось по своим свойствам от предыдущего: оно не делилось ни на одно число, кроме себя самого. Так и появилась легенда о «несчастливом» числе 13. В математике – это шестое простое число.
В науке – атомный номер алюминия.Сумма квадратов первых двух простых чисел: 13 = 22 + 32.У числа 13 есть свои плюсы. В религии: у древних майя
число 13 считалось священным и благоприятным. В составе первой очереди Московского метро было открыто 13 станций. Подводная лодка С-13 (командир А.Маринеско) была самой везучей на Балтийском флоте в годы Великой Отечественной войны. Участвуя в самых опасных боевых операциях, она, по словам её моряков, «возвращалась буквально с того света». Число 13 считалось счастливым в древнем Китае и Египте. А с другой стороны, с числом 13 связано много минусов.Во многих американских и европейских гостиницах нет тринадцатого этажа и тринадцатого номера.В кинотеатрах и залах нет тринадцатых рядов и мест.В Китае при использовании лунного календаря, в котором год длился 354 дня, по истечении некоторого числа лет необходимо было добавлять тринадцатый «високосный» месяц, который считался несчастливым.Число 13 особенно несчастливо, если выпадает на пятницу - день распятия Христа.Люди издавна считали, что сочетание числа 13 с пятницей вообще грозит серьезными потрясениями. Пятница же «провинилась» в том, что, по преданию, Адам и Ева отведали запретный плод и были изгнаны из рая именно в этот день.Откуда же пошел этот страх перед числом 13? Как ни странно, но не существует единственного общепринятого объяснения происхождению суеверия, связанного с числом 13. Есть много различных мнений по этому поводу.
Я подобрала пословицы и поговорки о числе 7, их оказалось много. Вот некоторые из них. Не строй 7 церквей, а пристрой 7 детей. 7 генералов, да один рядовой. 7 раз по – твоему, а хоть раз по – моему. 7 одну соломинку поднимают. 7 с ложкой, а один с сошкой. 7 не один, в беду не дадим. Но о числе 13 смогла найти только две пословицы. Тринадцатый гость под стол.Вашего брата по тринадцати на дюжину кладут, да и то не берут. Можно сделать такой вывод: предпочтение отдается числу 7, а не числу 13.
Практическая часть.
Для меня эта тема стала очень интересной. Я решила узнать мнения своих одноклассников, учителей, родителей и других жителей нашего города об их отношении к данным числам. Для этого я провела следующие исследования.
Исследование № 1.
В нашей школе обучается 176 учащихся. Я выяснила, что из нихсемь учащихся родились - 7 числа и восемь учащихся - 13 числа. На вопрос как они относятся к числу своего рождения, и влияет ли,по их мнению, это число на их судьбу, они ответили так: для них это не имеет значения. Числа 7 и 13 для них радостные.О суевериях, связанных с данными числами они не задумывались. У ученицы 6 класса день рождения в 2015 году 13 ноябрявыпало на пятницу, но она к этому отнеслась очень спокойно.Среди всех опрошенных только двое учащихся высказали мнение, что боятся совпадения числа 13 с пятницей.Из всего сказанного можно сделать вывод, что учащиеся не задумываются о суевериях, связанных с числами 7 и 13. Также я выяснила, что среди всех учителей и работников школы только у двоих день рождения 13 числа. По их мнению, этот день для них всегда приносит только радость и искренние поздравления.
Исследование № 2.
Я провела анализ успеваемости учащихся нашей школы, родившихся 7 и13 числа.
Успеваемость |
7 числа |
13 числа |
Отличники |
1 |
- |
Хорошисты |
1 |
1 |
Троечники |
5 |
6 |
Неуспевающие |
- |
1 |
Из таблицы видно, что среди учащихся, родившихся 7 числа: один отличник, один хорошист, неуспевающих нет. Среди учащихся, родившихся 13 числа:отличников нет, хорошист один, неуспевающий один.Успеваемость учащихся, родившихся 7 числа – 100%, качество знаний -28%. Успеваемость учащихся второй группы – 88%, качество знаний – 12%. По этим данным можно сделать вывод, что число семь счастливее,чем число тринадцать.А может быть детям, родившимся, 7 числа просто больше везет в учебе?
Исследование № 3.
Я провела анализ успеваемости учащихся моего класса с ноября по февраль в сравнении чисел 7 и 13. Я подсчитала общее количество отметок и отдельно отметки «5» и «2». Общее число отметок 251. 7числа учащимися нашего класса было получено 152 отметки, 13 числа было получено 99 отметок.
Всего отметок |
«5» |
«2» |
|
7 числа |
152 |
43 |
11 |
13 числа |
99 |
22 |
1 |
Из таблицы видно, что 7 числа учащимися получено больше отметок, количество «5» также выставлено больше. Но «2» в этот день также получено больше (7% от всех отметок), чем 13 числа (1% от всех отметок). Из данного исследования нельзя сделать вывод, что число 7 счастливое, а число 13 нет.Исследование № 4.
Я побеседовала с работником отдела ЗАГСа нашего города. На мой вопрос: регистрируются ли бракосочетания 7 и 13 числа? Она ответила: 7 числа – да, а 13 числа практически нет. Я думаю, это говорит о том, что люди все-таки верят в суеверия.
Исследование № 5.
Я со своими одноклассниками провела анкетирование среди учащихся, учителей и родителей. Попросила ответить всех на мои вопросы и занесла ответы в таблицу.
Было опрошено: 60 учащихся, 15 учителей, 95 родителей.
Вопросы |
Учащиеся |
Учителя |
Родители |
Считаете ли вы, что число7 счастливое? |
Да – 100% |
Да – 100% |
Да – 85% Нет – 15% |
Верите ли вы в суеверия, связанные с числом 13? |
Нет – 100% |
Нет – 84% Да – 16% |
Нет – 80% Да – 20% |
Происходили ли с вами отрицательные случаи 13 числа? |
Нет – 100% |
Нет –90% Да – 10% |
Нет – 88% Да – 12% |
Боитесь ли вы пятницы 13 числа? |
Нет – 92% Да – 8% |
Нет – 78% Да – 22% |
Нет – 70% Да – 30% |
Верите ли вы в счастливый билет? |
Нет – 100% |
Нет – 84% Да – 16% |
Нет – 66% Да – 34% |
Верите ли вы в другие суеверия? |
Нет – 100% |
Нет – 76% Да – 24% |
Нет – 64% Да – 36% |
По результатам опроса учащихся, анкетирования и данных таблицы можно сделать следующиевыводы моей работы.
III. Заключение и выводы.
По результатам опроса учащихся, анкетирования и данных таблицы я могу сделать следующие выводы. Учащиеся не верят в суеверия. Большинство из них не знают, не читали и не слышали про числовые суеверия. Взрослые более подвержены суевериям. Они верят в счастливый билет. Боятся пятницы 13 числа. Не начинают новые дела 13 числа. Стараются не выезжать в дорогу в этот день. Стараются не ходить в гости. Не назначают торжества и бракосочетания 13 числа.Моя гипотеза не подтвердилась. Нельзя утверждать о том, что чем старше человек, тем он сильнее подвержен числовым суевериям.
IV. Список литературы.
1. П.А. Тревогин. Числовые суеверия (статья), 2000 год.
2. О. А. Шестихин. Магическое число семь (статья), 2002 год.
3. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. За страницами учебника математика.
Просвещение, 1989 год.
4. М.Г.Степанова. Числовые суеверия. Самара, 1987 год.
5. М.И.Шахнович. Приметы в свете науки. Наука, 1989 год.
6. sueveriya.ru