ПАНДУС – УСТРОЙСТВО ДОСТУПНОСТИ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПАНДУС – УСТРОЙСТВО ДОСТУПНОСТИ

Попов А.Д. 1
1
Попова А.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 ВВЕДЕНИЕ

Согласно ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которой направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб. устанавливаются иные гарантии социальной защиты.

Согласно п.3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Статьей 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» регулируются вопросы социального обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В частности, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Данная информация стала основанием для выбора темы и материала исследования – для создания безбарьерной среды при разработке проектов зданий все устройства доступности должны отвечать всем требованиям удобства и безопасности.

Приступая к работе, предположили, т.е. приняли в качестве гипотезы, что, при строительстве используют пандусы, которые отличаются по уровню удобства и безопасности для людей с ограниченными физическими возможностями.

Цель: исследование параметров удобства и безопасности пандусов в различных строительных сооружениях.

Поставленная в работе цель определила несколько исследовательских задач:

  • познакомить с видами устройств доступности;

  • вычислить уровень удобства и безопасности пандусов;

  • сравнить полученные данные с требованиями СНиПов;

  • предложить варианты различных устройств доступности для образовательных учреждений.

Объект исследования: пандусы.

Предмет исследования: удобство и безопасность пандусов.

В работе были использованы методы: вычислительный, метод сравнительного анализа и обобщения информации.

ГЛАВА 1. О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ

Иностранцы, посещающие Россию, часто удивляются: как же мало в нашей стране инвалидов, лиц с ограниченными физическими возможностями. А вот и в Европе, и в Америке кресло-каталку тут же подкатят к любому пожилому или просто прихрамывающему человеку в любом общественном месте. Кстати, совсем недавно в Нью-Йорке прокуратура обязала архитекторов крупного жилого комплекса на Манхэттене выплатить несколько миллионов долларов в виде штрафа и компенсации морального ущерба за отсутствие пандусов для инвалидов-колясочников. У нас таких прецедентов просто нет.

С 2008 года во многих регионах было принято решение о проведении мероприятий связанных с формированием комфортной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных граждан. В 2016 году планировалось сформировать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам в приоритетных сферах.

Однако, грамотно обустроенных средств доступности для данной категории граждан в городах до сих пор сравнительно немного.

ГЛАВА 2 ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПАНДУСОВ

В Российской Федерации, к сожалению, сложилась и закрепилась порочная практика, когда большая часть жителей стала называть любую конструкцию, будь то обычный швеллер, деревянные доски, либо что другое «брошенное» на ступеньки марша лестницы – пандусом. Подобное применение термина «пандус» недопустимо по ряду причин. К одной из них относится демонстрация невежества, необдуманно употребившего этот термин человека. Более подходящий и более правильный термин, вместо употребления данного слова - это обобщающий термин "устройство доступности". В это понятие также входят: пандусы, аппарели, рампы, швеллеры.

В ходе выполнения работы мы узнали несколько видов устройств доступности:

  1. пандусы

    1. - стационарные

    2. - складные (раздвижные)

    3. - откидные

    4. - выдвижные

  2. аппарели

  3. рампы

    1. - для преодоления ступеней, порогов

    2. - для въезда в автотранспорт

  4. гусеничные подъемники.

Кроме этого устройства классифицируют по нескольким признакам.

1) по признаку стационарности

- стационарные

- передвижные

- сборно-разборные

2) по типу планировки

- прямые,

- криволинейные,

- винтовые.

3) по наличию промежуточных площадок.

4) по наличию поручней.

Для исследования были выбраны стационарные пандусы, наиболее часто встречающиеся в строительстве. Они расположены у зданий Котласской межрайонной прокуратуры, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по АО и НАО, почтового отделения, поликлиник города Котлас и поселка Вычегодский, у магазина «Вычегда» и ТЦ «Багратион», а также у «Средней общеобразовательной школы №17».

Организации

Классификация

Признак стационар-ности

Тип планиро-вки

Наличие промежу-точных площадок

Наличие поручней

1.

Котласская межрайонная прокуратура

(ул.Дзержинского,6)

стационарный

прямой

-

+

2.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по АО и НАО

(ул.К.Маркса, 14)

стационарный

криволинейный

-

+

3.

Страховая компания

«СОГАЗ МЕД»

стационарный

прямой

-

+

4.

Почтовое отделение (г.Котлас, ул.Ленина)

стационарный

прямой

-

+

5.

Поликлиника

(г.Котлас, пр.Мира)

стационарный

прямой

-

+

6.

Поликлиника

(п.Вычегодский, ул.Медицинская)

стационарный

(швеллер)

прямой

-

+

7.

Поликлиника

(п.Вычегодский, ул.Энгельса)

стационарный

криволинейный

-

+

8.

МОУ«Средняя общеобразовательная школа №17»

стационарный

прямой

-

+

9.

ТЦ «Арктика»

стационарный

прямой

-

+

10.

Магазин «Муравей»

(ул.К.Маркса, 10)

стационарный

прямой

-

+

11.

ТЦ «Адмирал»

стационарный

прямой

-

-

12.

Магазин «Вычегда»

(ул.Урицкого)

стационарный

прямой

-

+

13.

ТЦ «Багратион»

стационарный

прямой

-

+

ГЛАВА 3 ЭЛЕМЕНТЫ ПАНДУСА И ТРЕБОВАНИЯ К НИМ

Пандус происходит от франц. Pente douce — "скат отлогий", или "спуск спокойный — в архитектуре — наклонная поверхность без ступеней, заменяющая лестницу. Это слово пришло к нам из Франции как и многие слова после войны 1812 года. Пандусы использовали для устройства подъезда колесниц, экипажей к главному входу здания, расположенному на возвышении цоколя или в бельэтаже. Раньше такие устройства в России чаще всего назывались «сходни». Лишь в 20 веке это слово стало обозначать инженерные сооружения.

Три главных отличия пандуса от остальных устройств доступности заключаются в том, что:
  1. Пандус предназначен для самостоятельного передвижения человеком в инвалидной коляске.

  2. Пандус обязательно должен быть оснащён с обеих сторон поручнями.

  3. Угол наклона пандуса не должен превышать 10 % (1/6).

Пандус всегда состоит из трех частей: 1 – горизонтальная площадка в начале пандуса; 2 – наклонная поверхность пандуса; 3 – горизонтальная площадка в конце пандуса.

Одна из самых распространенных ошибок проектирования пандуса заключается в том, что архитекторы либо забывают предусмотреть горизонтальную площадку в начале пандуса, либо ее размеров недостаточно, чтобы на инвалидной коляске подъехать к началу наклонной части пандуса. Воспользоваться таким пандусом инвалид не сможет. Размеры площадки в конце пандуса должны обеспечить возможность полностью горизонтального размещения на ней кресла-коляски. Это обеспечит стабильное и безопасное положение коляски, при котором инвалид может убрать руки с колес и освободить их для других действий (достать ключ из кармана, открыть дверь и т.п.). Наклонная часть пандуса не может начинаться близко от стены (или другого препятствия) и не может заканчиваться вплотную к двери (или другому препятствию)

Устройства доступности, называемые «пандус», широко регламентируется многочисленными нормативными актами, которые имеют множество обязательных требований (Приложение 1).

  • В местах перепада уровней, превышающего 4 см, между горизонтальными участками пешеходных путей или пола в зданиях и сооружениях следует предусматривать устройство пандусов и лестниц. В России почему-то считается, что все инвалиды без исключения могут без проблем преодолеть перепад в 4 см. На самом деле это не так. В международной практике максимально допустимая высота перепада уровней составляет не более 1,3–1,5 см.

  • Уклон пандуса определяется как отношение высоты подъема пандуса (H) к длине горизонтальной проекции наклонного участка пандуса (L) (рис. 1). Он может быть представлен как отношение или выражен в процентах и градусах (рис. 2). Высота подъема каждого марша пандуса не должна превышать 0,8 м. Уклон пандуса должен быть не более 1:12, т.е. 8%, что составляет около 5°. а при подъеме на высоту до 0,2 м – не более 1:10 или до 10% (8°). При перепаде высот более 80 см необходимо делать промежуточные площадки, где инвалид мог бы передохнуть. На практике большинство переходов и лестниц оборудовано рельсами, уклон которых равен уклону самой лестницы, что обычно составляет около 30%. Для инвалида-колясочника это слишком круто – на таком уклоне он может перевернуться. Эти требования представлены также на рис. 3

  • Пунктом 3.29 Строительных норм определено, что ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м.

  • В начале и конце каждого подъема пандуса следует устраивать горизонтальные площадки шириной не менее ширины пандуса и длиной не менее 1,4–1,5 м.

  • По внешним (не примыкающим к стенам) боковым краям пандуса и горизонтальных площадок должны быть предусмотрены бортики высотой не менее 0,05 м для предотвращения соскальзывания коляски (рис.4). Ограждающий бортик – важнейшая часть пандуса, о которой ни в коем случае нельзя забывать.

  • По обеим сторонам пандуса или предназначенного для передвижения инвалидов лестничного марша должны предусматриваться ограждения высотой, не менее 0,9 м с поручнями. Поручни в этих случаях следует предусматривать двойными на высоте 0,7 и 0,9 м, а для детей дошкольного возраста - на высоте 0,5 м. Длина поручней должна бытьбольше длины пандуса или марша лестницы с каждой их стороны не менее чем на 0,3 м.

  • Пункт 3.14 Строительных норм предусматривает, что поверхности покрытий пешеходных путей и полов помещений в зданиях и сооружениях, которыми пользуются инвалиды, должны быть твердыми, прочными и не допускать скольжения.

  • В зависимости от конкретной ситуации при решении входа в здание и размещении входной двери при проектировании рекомендуется ориентироваться на различные варианты устройства площадки для маневрирования коляски. Габариты данных площадок зависят не только от вида входных дверей и направления их открывания, но и от направления основных подъездов к дверям. Дверь должна, как правило, открываться в сторону, противоположную от пандуса.

  • Конструкции пандусов и их ограждений следует выполнять из несгораемых материалов с пределом огнестойкости не менее 2 ч.

ГЛАВА 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ ПАНДУСОВ

§1 Безопасность, удобство и угол наклона

Конструкция пандуса определяет его базовые размерные параметры. Были проведены исследования по следующим параметрам: с помощью линейки измерили высоту подъема, горизонтальную проекцию наклонного участка, длину марша, ширину пандуса, высоту поручней. Используя определения синуса, косинуса, тангенса угла в прямоугольном треугольнике, данные в таблице Брадиса, вычислили угол наклона, выразили в процентах (Приложение 2).

В ходе исследования определили, что наиболее удобным для подъема инвалидов-колясочников являются пандусы у зданий Котласской межрайонной прокуратуры, поликлиники (г.Котлас, пр.Мира) и ТЦ «Багратион». Безопасное движение по остальным средствам доступности возможно только с сопровождающим.

Кроме этого, обратили внимание на наличие площадок в конце марша пандуса, удобство входа в здание, наличие бортиков и необходимого покрытия (Приложение 3). Провели сравнение с принятыми нормами.

Измерения показали, что не все исследуемые средства доступности соответствуют нормам. Для удобного передвижения граждан на кресле-коляске многие пандусы не оборудованы бортиками и двойными поручнями; ни на одном из них нет специального покрытия.

§2 Создание безбарьерной среды в образовательных учреждениях

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 – 1990 годов. Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012г) закрепил в качестве принципа государственной политики "адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников" (п. З ст. 5 Закона). В этих же целях Закон установил государственные гарантии прав граждан с отклонением в развитии (с ограниченными возможностями здоровья) в области образования, закрепив в качестве основной гарантии обязанность государства создавать "гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов" ( ст.79 Закона).

По данным Росстата при общем количестве детей-инвалидов 590 тыс. человек, получают образование 250 тыс. детей-инвалидов. Из них 140 тыс. детей обучаются в общеобразовательных школах, 40 тыс. детей на дому и только около 70 тыс. детей в системе специального образования. Число детей-инвалидов школьного возраста (7-18 лет) Росстатом не учитывается. Исходя из того, что приблизительная оценка количества детей-инвалидов школьного возраста составляет 450 тыс. детей.

Школа, в которой внедряется система инклюзивного образования, должна быть соответствующим образом оснащена. Более подробно требования прописаны в «Общем перечне рекомендаций по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения».

В разделе «Вход в школу» отражены основные требования к устройствам доступности. Было проведено исследование основных элементов и параметров пандуса, установленного у школы №17. (приложение 4).

Данная таблица составлена с учетом необходимых требований, предъявляемых к проектированию пандусов в зависимости от высоты крыльца некоторых образовательных учреждений города Котласа.

Высота подъема, Н (м)

Длина марша, м

Рекомендуемый пандус

Общеобразовательные

учреждения

Примечание

0,2 – 0,8

6 – 10м

Стационарный, одномаршевый

Школа №18

Школа №76

Школа №2

Школа №75

Школа-интернат №1 РЖД

Школа №4 (им. Ю.А.Гагарина)

Лицей №3

1)Обязательно специальное покрытие 2)Возможна установка трехуровневых поручней (для дошкольников)

3)Обязательное ограждение верхней площадки)

Более 0,8м

6 – 10м

Стационарный, многомаршевый (обязательное устройство промежуточной площадки для отдыха, рис.3)

Школа №7

Школа №82

Школа №4

Школа №91

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Грамотно обустроенных пандусов в городе сравнительно немного, а некоторые из учреждений, посещение которых просто необходимо инвалидам, их совсем не имеют.

  2. По углу наклона существующим требованиям соответствуют пандусы у зданий Котласской межрайонной прокуратуры, поликлиники (г.Котлас, пр.Мира) и ТЦ «Багратион». Швеллер, установленный у поликлиники в п.Вычегодский по ул. Медицинской не может называться пандусом из-за грубых нарушений как в проектировании, так и в исполнении.

  3. Основным требованиям по безопасности, удобству и наличию необходимых элементов соответствуют пандусы у зданий тех же самых учреждений. Однако, высота поручней, отсутствие бортиков и необходимого покрытия, могут вызвать затруднения при движении по ним.

  4. Пандус, установленный у МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» в целом соответствует всем требованиям удобства и безопасности, но подниматься по нему человеку с ограниченными физическими возможностями, а тем более школьнику, без сопровождающего будет трудно.

Данные исследовательской работы можно использовать на уроках черчения при выполнении практических работ, на математике (использование правил и формул при отработке навыков вычислений) и на уроках геометрии по темам «Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника».

При строительстве зданий и домов на этапе проектирования пандусов необходимо учитывать все СНиПы, так как нарушение требований законодательства РФ к пандусу может повлечь гражданскую, административную и в некоторых случаях даже уголовную ответственность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Калмет, Х.Ю. Жилая среда для инвалида/Х.Ю.Калмет.- М.: Стройиздат, 1990.- 128 с.

  2. Туполев, М.С. Конструкции гражданских сооружений/М.С.Туполев.- М.: Архитектура, 2007.- 242 с.

  3. http://aupam.narod.ru/pages/biblioteka/dostupnaya_sreda_glazami_invalida/page_09.htm

  4. http://www.пандус.com/

  5. www.пандус.com/index/apparel_ehvakuacionnogo_i_bytovogo_naznachenija/0-6

  6. http://ros-spb.ru/catalog/dostupnaya_sreda/

  7. http://www.xn--80ai0agnl.com/index/apparel_ehvakuacionnogo_ibytovogo_naznachenija/0-6

Приложение 1

Приложение 2

Уклон пандуса

Учреждения

Высота подъема,

Н (см)

Проекция,

L (см)

Длина

марша,

S (см)

Отношение

Н / L

Угол наклона

%

°

Котласская межрайонная прокуратура

(ул.Дзержинского,6)

40

470

480

1/12

8%

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по АО и НАО

(ул.К.Маркса, 14)

40

264

-

8/53

15%

Поликлиника

(г.Котлас, пр.Мира)

34

400

-

17/200

8,5%

Поликлиника

(п.Вычегодский, ул.Медицинская)

45

100

110

9/20

45%

24°

Поликлиника

(п.Вычегодский, ул.Энгельса)

72

260

270

18/65

26%

12°

Почтовое отделение (г.Котлас, ул.Ленина)

56

480

-

7/60

11,7%

Магазин «Вычегда»

(ул.Урицкого)

40

200

-

1/5

20%

11°

ТЦ «Багратион»

55

535

-

11/107

10%

Приложение 3

Удобство и безопасность пандуса

Учреждения

Ширина пандуса, см

Горизонтальные площадки в конце подъема

Наличие бортиков

Поручни, высота, см

Поверх-

ность

Удобство входа в здание

Котласская межрайонная прокуратура

(ул.Дзержинского,6)

105

+

-

100

75

Бетон

+

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по АО и НАО

(ул.К.Маркса, 14)

107

+

+

75

55

Бетон

+

Поликлиника

(г.Котлас, пр.Мира)

105

+

+

96

65

Бетон

+

Поликлиника

(п.Вычегодский, ул.Медицинская)

120

+

-

80

-

Бетонная плитка

+

Поликлиника

(п.Вычегодский, ул.Энгельса)

105

+

+

88

-

Бетон

-

Почтовое отделение (г.Котлас, ул.Ленина)

103

+

-

100

75

Металл

+

Магазин «Вычегда»

(ул.Урицкого)

107

+

-

85

-

Бетон

+

ТЦ «Багратион»

105

+

-

100

60

Бетонная плитка

+

Приложение 4

Параметры пандуса в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17»

Длина марша, S (см)

380

Проекция, L (см)

375

Высота подъема, Н (см)

60

Отношение Н / L

4/25

Угол наклона

%

16%

°

10°

Ширина пандуса, м

102

Горизонтальные площадки в конце подъема

согласно требованиям

Наличие бортиков

отсутствуют

Поручни, высота, м

0,85м, одноуровневые

Поверхность

бетон

Удобство входа в здание

+

Приложение 5

Глоссарий

Аппарель, согласно словарю Т. Ф. Ефремова, происходит от франц. appareil — въезд. 1) Пологий подъем к возвышенным частям зданий, сооружений или пологий спуск к чему-либо. 2) Наклонная платформа транспортных средств, предназначенная для погрузки и разгрузки техники. (Согласно СП 59.13330.2012 (АКТУАЛИЗИРОВАННАЯ РЕДАКЦИЯ СНиП 35-01-2001) Аппарель - накладная конструкция на лестничный марш или через препятствие для проезда инвалида на кресле-коляске).

Рампа, согласно Большой советской энциклопедии происходит от франц. rampe — "скат, откос, уклон — в архитектуре рампа — то же, что пандус, пологий подъем, наклонная площадка, "сходни". Второе значение — перила, балюстрада, парапет, борт.

Швеллер (нем. Schweller, англ. Channel или [-shaped cross-section) — стандартный профиль конструктивных элементов из чёрногопроката, имеющего «П»-образное сечение. Используется в качестве опорной конструкции в строительстве и машиностроении. Еще одна сфера использования – это пандусы для тележек и колясок, изготовленные из швеллера.

СНиПы – строительные нормы и правила, разрабатываются Госстроем РФ (СНиП 35-01-2001, СП 59.13330.2012, СНиП 21-01-97, СНиП 2.08.02-89, СНиП 21-01-97, СП 35-102-2001)

Просмотров работы: 1037