ПИФАГОР И ПИФАГОРЕЙСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧИСЛЕ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПИФАГОР И ПИФАГОРЕЙСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧИСЛЕ

Изгагин К.В. 1
1
Байгузина О.В. 1
1
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
  

Введение.

Греки совершили открытие, величайшее из когда-либо

совершённых человеком: они открыли могущество разума.

М. Клайн

Чисел бесконечное множество. Если человек называет число, то другой человек назовёт следующее число, большее на 1 или на десятую, сотую или тысячную доли и так далее.

Число — это основное понятие математики, используемое для количественной характеристики, сравнения, нумерации объектов и их частей. Письменными знаками для обозначения чисел служат цифры, а также символы математических операций. Числа возникли в первобытном обществе как следствие потребности считать убитых мамонтов, вырванных клыков, сделанных копий, понятие числа с развитием науки значительно расширилось.

Пифагор.

С берегов Средиземноморья с тех давних времен, названных через много веков, дошло до нас имя Пифагора - математика, философа, мистика.

По приданию, вид его был так величествен, что ученикам часто казалась, будто это бог Аполлон говорит с ними. Пифагор - едва ли не самый популярный ученый не только в античности, но и в наши дни. Что же известно о Пифагоре? Родился Пифагор на острове Самос, расположенном в Эгейском море у берегов Малой Азии, около 570 г. до н.э. Пифагор начинал занятия ранним утром, успокоив душу играю на лире и пением стихов Гомера, предпочитал уединенные прогулки, замечая при этом, что «где теще, там м краше всего». Пифагор высоко ценил дружбу, считая, что у друзей все общее и что друг – это второе я. Скромность и пристойность он видел в том, чтобы не хохотать и не хмуриться, избегать издевок и пошлых рассказов. Учение Пифагора носила тайный, характер и не излагалось письменно, почему и не сохранилось никаких письменных трудов самого Пифагора. В силу этого, а также в силу существовавшей в античности традиции приписывать результаты открытий учеников своему учителю практически невозможно определить, что сделал в науке Пифагор, а что – его ученики и представители пифагорейской школы. Главным пифагорейским символом- символом здоровья и опознавательным знаком – была пентаграмма или пифагорейская звезда - звездчатый пятиугольник. Звездчатый прямоугольник обладает математическими свойствами – он содержит все пропорции, известные пифагорейцами: арифметическую, геометрическую, гармоническую и так называемую золотую. Нарисованная пентаграмма была тайным знаком, по которому пифагорейцы узнавали друг друга.

Пифагорейское учение о числе.

Новым и революционным в пифагорейской научной системе явилось учение о числе. Числа пифагорейцы изображали в виде точек, которые они группировали в геометрические фигуры. Так возникли числа, сегодня именуемые фигурными:

- линейные числа (в современной терминологии это простые числа), т.е. числа которые делятся на единицу пи на самих себя;

- плоские числа - это числа, представимые в виде произведения двух сомножителей;

- телесные числа, выражаемые произведением трех сомножителей;

- треугольные числа;

- квадратные числа;

- пятиугольные числа и т.д.

Именно от фигурных чисел пошло выражение «возвести число в квадрат или куб».

Фигура, которая, будучи приложенной, к основной фигуре, образует ей подобном. Первоначально слово «гномон» означало солнечные часы – прибор, позволяющий по линиям, которые пересекают тень от вертикального столбика, разделять беспредельность времени на очевидные части. Живые организмы растут именно методом гномона, что позволяет сохранять присущие этим организмам форму. Вообще, с изучением фигурных чисел, т.е. сумм некоторого числа единиц-точек, (камушек) поставленных в виде определенной фигуры началось изучение сумм числовых рядов. Рассмотрение чисел привело пифагорейцев к рассмотрению отношений между ними т.е. пропорций. Пропорция с равными средними членами определяет среднее значение.

Заключение.

По преданию, Пифагору были известны три вида средних значений, которые называли «древними». Пропорции и средние значения пифагорейцы наполняли не только математическим, но и философским и эстетическим содержанием, объясняя с их помощью и музыкальные созвучия, и даже всю вселенную. Таким образом, музыка и астрономия были сведены пифагорейцами к анализу числовых закономерностей, т.е. к арифметике и геометрии. Все четыре дисциплины стали считаться математическими и называться одним словом – «математика».

Список литературы:

  1. Википедия

  2. Волошинов А.В. «Математика и искусство» М., «Просвещение», 1992

  3. Шилов Г.Е. Простая гамма. – М.: Наука, 1980

6

Просмотров работы: 879