ЭКОНОМИКА ПОТРЕБИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА ПРИМЕРЕ МАЛОГО ГОРОДА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЭКОНОМИКА ПОТРЕБИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА НА ПРИМЕРЕ МАЛОГО ГОРОДА

Бурдин С.Ю. 1
1Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Далматовская средняя общеобразовательная школа № 2"
Бурдина О.М. 1Зайков С.М. 1
1МКОУ "Далматовская СОШ № 2"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………..…………….......3

Глава 1. Основные понятия экономики потребителя…………………..………....4

1.1. Основные законы поведения потребителя на рынке ………………………...5

1.2. Изучение уровня потребления товаров в сетевых магазинах в условиях экономического кризиса (по данным ВЦИОМ) …………......................................7

Глава 2. Изучение уровня потребления в сетевых магазинах малого города на примере магазина «Магнит» города Далматово Курганской области …………8

Заключение ……………………………………….………………….…………......12

Список используемых источников и литературы ……………………………...14

Приложение 1. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ 26-27 сентября 2015 г. ……………………………………………………………………………..15

Приложение 2. Диаграмма изменения спроса на продукты питания по данным ВЦИОМ (2015 г.) …………………………………………………………………..17

Приложение 3. Источники доходов населения в условиях кризиса по данным ВЦИОМ (2015 г.)…………………………………………………………………..18

Приложение 4. Статистика оборота чеков в магазине «Магнит» города Далматово за одну неделю февраля 2016 г. ……………………………………..19

Приложение 5. Частота посещения магазина «Магнит» в городе Далматово покупателями в вечернее время в течение недели ………………………………20

Приложение 6. Разброс сумм покупок за одно посещение магазина «Магнит» в городе Далматово ………………………………………………………………….21

Приложение 7. Разброс сумм покупок от 0 до 500 рублей за одно посещение магазина «Магнит» в городе Далматово …………………………………… 22

Приложение 8. Наименование продаж по группам товаров…………………… 23

Приложение 9. Ассортимент продаж товаров а магазине «Магнит» города Далматово за одну неделю февраля 2016 года ………………………………….24

Приложение 10. Количество продаж промышленных товаров в магазине «Магнит» ………………………………………………………………………….. 28

Приложение 11. Рейтинг популярности продаж товаров в магазине «Магнит».29

ВВЕДЕНИЕ

Потребительское поведение проявляет себя не только как экономический, но и социально-психологический феномен, демонстрирующий, с одной стороны, возрастающую индивидуализацию потребностей, динамизм их развития, прогрессивный характер спроса на одних рынках, а с другой стороны, негативные сдвиги в уровне жизни и покупательной способности части населения. Учет этих особенностей через выявление тенденций развития потребительских предпочтений, закономерностей потребительского выбора и направлений его адаптации, увеличивает спектр возможностей для прогнозирования потребительского выбора домашних хозяйств, а также использования потребительского потенциала. В свою очередь, эти процессы основаны на повышении уровня реальной заработной платы, доходов населения и потребительских ожиданий, с одной стороны, и росте склонности к потреблению, - с другой стороны.

Экономика уделяла и уделяет большое внимание проблеме потребительского поведения. В условиях экономического кризиса представляет большой интерес поведение потребителя, проживающего в малом городе: что и как он покупает, группам каких товаров отдает предпочтение, в каких магазинах и сколько он тратит за одну покупку, когда в течение недели он совершает покупки. Это актуально для всех структур, выступающих на современном рынке в качестве продавцов товаров. Социологические исследования данной проблематики ведутся в стране широко, представлены ВЦИОМ, в то же время исследования потребительского поведения населения в условиях малого города Курганской области встречаются довольно редко.

Цель нашей работы – выявление приоритетных направлений потребления товаров в условиях кризиса в малом городе.

Задачи:

1. Изучить понятия: потребительское поведение, потребительский выбор, экономический кризис в современных условиях.

2. Изучить основные законы поведения потребителя на рынке;

3. Провести анализ потребительского выбора в условиях кризиса на примере сети магазинов «Магнит» в условиях города Далматово.

Объект исследования: экономика потребителя.

Предмет исследования: изучение спроса на рынке товаров в малом городе в условиях кризиса.

Гипотеза: в условиях кризиса спрос на товары первой необходимости в сетевых магазинах малого города увеличивается.

Методы исследования: изучение теоретических источников, наблюдение, анализ данных, сравнение, эксперимент.

Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИКИ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Экономика - это область знаний, которая призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы - природные запасы, капиталы, трудовые резервы [7]. Экономика как наука не может быть национальной, так же как не может существовать американской физики или немецкой математики. Цены товаров повсюду определяются соотношением спроса и предложения.

В свою очередь потребитель, выбирая товары и услуги, активно воздействует на производство, стимулируя его развитие. Будучи потребителями, мы часто заказываем, покупаем товары, пользуемся услугами ателье, гостиниц, ремонтных мастерских, надеясь на высокое качество сервиса. Юридически потребителем считается всякий человек, который для личной пользы, а не для получения прибыли приобретает, заказывает или использует товары, работы и услуги и платит за них. А тот, кто выполняет их, называется исполнителем.

Между тем, в общественной жизни и деловой практике возникают проблемы, которые нельзя разрешить только при помощи традиционных средств. Экономисты изучают вопросы общего порядка - денежного обращения, спроса и предложения, законы потребления.

  1.  
    1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА РЫНКЕ

Каждый из нас является потребителем, желая каким-либо способом удовлетворять свои потребности. Цель потребителя — это извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг. Доход потребителя — это сумма денежных средств, получаемых за определённый промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления. Ограничения на пути достижения цели потребителя: семейный (потребительский) бюджет — это баланс денежных доходов и расходов семьи, цены на товары и услуги, ассортимент предлагаемых товаров и услуг. Поэтому потребитель, как и производитель, испытывает на себе влияние ограниченных возможностей. Перед ним тоже стоит проблема рационального выбора. Рациональное поведение потребителя — это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с затратами.

Потребительское поведение — это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги. Поведение людей в сфере распределения собственных доходов индивидуально. Уровень спроса потребителей определяется: уровнем доходов, влияющих на размер личного бюджета потребителя; личными предпочтениями людей, их вкусами. Но общее для всех правил — это стремление обеспечить равновесие в собственном потреблении разнообразных благ в рамках имеющегося личного бюджета.

Как можно достигнуть максимального удовлетворения потребностей?

Исходя из величины собственного бюджета, потребитель стремится:

– максимизировать полезность благ, приобретаемых на свой доход;

– осуществлять расходы в пределах собственного потребительского бюджета с учетом рыночных цен на приобретаемые блага.

Рациональный потребитель так осуществляет свои покупки, чтобы каждый приобретенный товар принес ему одинаковую предельную полезность пропорционально цене этого товара. Если доход потребителя увеличивается, он может приобрести товары, которые раньше ему были недоступны и наоборот. Если снижается цена на какой-то один товар, который потребитель привык покупать, он сможет приобрести прежний, привычный набор товаров за меньшую сумму, его реальный доход увеличивается. Он даже может на сэкономленные деньги купить больше какого-то другого товара. В то же время он будет замещать подорожавший товар тем, который стал дешевле. В любом случае потребитель всегда стремится потратить свои деньги с максимальным для себя полезным эффектом.

Размеры, структура и динамика спроса потребителя в условиях ограниченного бюджета исследуется теорией потребительского поведения.

Наряду с общими принципами рационального потребительского выбора существуют особенности, которые определяются влиянием на него рыночного спроса, а также вкусов и предпочтений. Эти факторы обуславливают функциональный или нефункциональный характер спроса (схема 2).

Схема 2

Функциональный спрос - спрос на товар, обусловленный качествами товара. Нефункциональный спрос - спрос, обусловленный факторами, не связанный с самим товаром. Особое значение при нефункциональном спросе имеют случаи взаимного влияния рыночного и индивидуального спроса, которые американский экономист Х. Лейбенстайн назвал эффектом присоединения к большинству (потребитель покупает то же, что и другие потребители), эффект сноба (стремление выделиться из толпы) и эффект Веблена (престижное или демонстративное потребление) [6].

Нормальное поведение потребителя описывается законом спроса. Иными словами, при растущей цене на определенный продукт его потребление, как правило, будет уменьшаться. При падении цены потребитель будет покупать товары в большем количестве [5].

Таким образом, потребитель стремится получить наиболее качественный товар при наименьших затратах для удовлетворения личных потребностей.

  1.  
    1. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТОВАРОВ В СЕТЕВЫХ МАГАЗИНАХ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА (ПО ДАННЫМ ВЦИОМ)

Что же происходит с потреблением товаров и законами поведения потребителя в период сложной экономической ситуации в стране и в мире в целом?

По данным теоретических источников, экономический кризис – это резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушении сложившихся производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы, и в итоге — в снижении жизненного уровня, благосостояния населения.

Мы изучили данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) о том, к каким мерам экономии в связи с кризисом прибегают россияне. Опрос ВЦИОМ был в сентябре 2015 г. в 46 областях, краях и республиках России. Было опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах. Статистическая погрешность не превышает 3,5%. Таблица представлена в Приложении 1.

В период экономического кризиса определенной части россиян пришлось существенно изменить свое потребительское поведение. Доля тех, кто сообщает, что уже больше полугода как перешел на покупку менее дорогостоящих товаров, с января по сентябрь выросла с 22% до 39%. К этой группе чаще можно отнести пожилых (49%) и малообразованных (50%) людей. В целом на потребление более дешевых продуктов перешли 62% наших сограждан (в январе таковых было 58%). На основании опроса населения мы составили столбчатую диаграмму (Приложение 2).

Если качественно проанализировать изменения в покупке товаров, то можно видеть следующее. Запасают продукты впрок 38%, выращивают больше овощей и фруктов на своем участке, делают заготовки 36%. Более высокооплачиваемую работу или приработок ищут 35%. Около трети (31%) тратят сбережения на повседневные расходы, 24% берут кредит в банке, 26% занимают в долг у знакомых, 23% принимают безвозмездную помощь от близких. Лишь 9% делают накопления в валюте и 5% продают ценное имущество (Приложение 3 – диаграмма).

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в условиях экономического кризиса в целом по Российской Федерации переход на более дешевые виды товаров или полный отказ от определенных наименований – основные методы приспособления к сложившейся экономической ситуации.

Глава 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТОВАРОВ В СЕТЕВЫХ МАГАЗИНАХ МАЛОГО ГОРОДА НА ПРИМЕРЕ МАГАЗИНА «МАГНИТ» ГОРОДА ДАЛМАТОВО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Проблемы, выявленные ВЦИОМ в среднем по Российской Федерации, характерны не только для мегаполисов, но и для жителей малых городов России. Малым считается город с населением до 50 тысяч человек, таковым является наше Далматово. Малых городов в России по данным переписи населения – 71%, т.е. три четверти всех городов нашей страны составляют малые города. Поэтому тенденции, выявленные в малых городах, характерны и для всей России.

Малым считается город с численностью населения до 50 тысяч человек. В Уральском федеральном округе малых городов – 82 (59%). Из 9 городов Курганской области к малым можно отнести 7: Шумиха (18700 чел.), Куртамыш (17851 чел.), Далматово (13850 чел.), Катайск (13603 чел.), Петухово (11261 чел.), Щучье (11019 чел.), Макушино (9476 чел.).

Малые города можно условно разделить на исторические, созданные в период индустриализации, ресурсные города, молодые города, наукограды. Мы полагаем, что города Курганской области образовались исторически, в процессе освоения Сибири, расширения границ Российского государства, обеспечения торговых путей и охраны границ с другими странами. Малый город – это «большая деревня», с одним градообразующим предприятием, где многие жители друг друга знают, являются родственниками, соседями, соучениками, сотрудниками.

Социально-психологический климат малого города имеет ряд особенностей в сравнении с более крупными городами, с одной стороны, и с деревней – с другой.

Городской стиль жизни проявляется:

- в стремлении дать детям, как правило, высшее образование (поступают в вузы до 80% выпускников) и престижную профессию;

- в стремлении приблизить бытовые условия проживания к городским стандартам (иметь квартиру, дачу, машину, бытовую и цифровую технику);

- в распространенном социальном самоутверждении.

По сравнению с деревней в малом городе больше возможностей для:

- образовательного и профессионального выбора (например, профильные классы в школе, транспортные возможности, выше скорость Интернета, больше магазинов),

- разнообразия досуга (возможность посещать музей, библиотеку, дом творчества школьников, досуговый центр, обучаться в школе искусств, спортивной школе),

- социального самоутверждения (работа в молодежных объединениях, работа в трудовых отрядах).

Проживание в условиях малого города формирует определенную систему ценностей и жизненных притязаний человека.

Таким образом, наш город по численности населения – третий из малых городов Курганской области, поэтому тенденции в экономике потребления можно распространить и на всю ситуацию в малых городах Курганской области в целом.

Мы провели исследование уровня потребления в условиях кризиса на примере сетевого магазина «Магнит» в городе Далматово Курганской области. В течение одной недели февраля 2016 года мы собирали чеки на купленные во второй половине дня товары в магазине «Магнит» по улице Ленина, а затем обрабатывали информацию с чеков по дням недели: определяли наименование купленных товаров, размер покупок, отслеживали форму оплаты – наличными или через банковскую карту. Мы допускаем погрешность вычислений, так как исследованию подверглись не все чеки: часть покупателей (~15%) не оставляют чеки в магазине, большая часть чеков (~ 65%) утренних и дневных продаж нами не была учтена, так как исследование проходило в вечернее время. Данные представлены в таблице Приложения 4.

Из таблицы видно, что в среднем магазин «Магнит» в вечернее время посещает 98 покупателей, что сопоставимо за неделю с общей численностью учителей и учащихся нашей школы. Для микрорайона, состоящего из четырех многоквартирных домов по 80 квартир, находящихся в непосредственной близости от магазина «Магнит», ежедневно посещают магазин 98 : (80 х 4) ~ 31% жильцов, что составляет практически треть всех семей микрорайона. Следовательно, выявлен спрос на товары данного магазина и его популярность среди жителей. Каждый из покупателей в среднем тратит на покупку 251 рубль 78 копеек. Подавляющее большинство покупателей (84%) осуществляют расчёт в кассе наличными деньгами, то есть банковская карта пока не является в Далматово популярным средством оплаты товаров и услуг.

Наибольшая потребность в покупке товаров в магазине «Магнит» наблюдается вечером в пятницу и во вторник, а наименьшая – вечером в воскресенье и в четверг, что прослеживается на графике (Приложение 5).

Кроме того, в магазине «Магнит» действует система скидок на покупку товаров. Просчитаем эффект скидок на примере одного дня недели (среда) по одной кассе с помощью статистических числовых характеристик. Общая стоимость покупок 11459,82 руб., выручка магазина составила 11440 рублей, а скидка по чекам составила 19 рублей 82 копейки. Размах скидок от 6 копеек до 99 копеек. Мода ряда скидок – 90 копеек (4 скидки), средняя скидка составляет 54 копейки. Скидка составляет 0,1 ‰ в целом от стоимости покупки, что крайне несущественно для прибыли магазина.

Нами был изучен разброс стоимости покупки, результаты представлены в таблице и диаграмме (Приложение 6). Из таблицы и диаграммы видно, что наибольшая часть стоимости покупок в магазине «Магнит» жителями города (87%) находится в диапазоне до 500 рублей. Это фактически 599 чеков на сумму менее 500 рублей из общего числа чеков из 692. Всего около 100 чеков показывали стоимость покупки от 500 до 1 тысячи рублей (73 чека), от 1 до 2 тысяч рублей (14 чеков), свыше 2 тысяч рублей (6 чеков).

Мы выявили, какая сумма до 500 рублей наиболее часто встречается (Приложение 7) – четверть всех покупок находится в пределах ста рублей. Часто оплачиваемые покупки осуществляются на суммы 100 – 200 рублей. Таким образом, для удовлетворения покупательского спроса в городе Далматово чаще всего достаточно суммы 500 рублей.

При исследовании наименований купленных товаров мы выявили, что наибольшим предпочтением пользуются продовольственные товары (87% всех продаж, 2381 покупка) по сравнению с промышленными (13%, 354 покупки) – таблицы Приложений 8 и 9.

Наиболее популярны из промышленных товаров в «Магните» средства гигиены (77 продаж), наименее – одежда (16 продаж) – данные в диаграмме Приложения 10.

Рейтинг наиболее популярных продуктов питания представлен на диаграмме Приложения 11. мы видим, что из продовольственных товаров наибольшим спросом пользуются молочные и хлебобулочные изделия, фрукты покупают чаще, чем овощи. Наиболее популярным фруктом являются апельсины (33% всех фруктов), овощем – огурцы (21% всех овощей). Чай покупают чаще, чем кофе (29 к 20 %). Из мясных продуктов – мясо цыпленка (62%), колбаса (30%) и пельмени (7%).

Таким образом, данные ВЦИОМ подтверждаются уровнем продаж на примере сетевой торговли в нашем городе. Люди тратят в среднем по 250 рублей за наличный расчет прежде всего на товары первой необходимости – молоко, хлеб; предпочтение дорогим товарам не отдается. Магазин «Магнит» пользуется популярностью в городе Далматово, в среднем семья покупает там товары два раза в неделю, охват жителей микрорайона составляет примерно треть. Покупательская способность населения малого города может быть отнесена к категории «низкая», так как население тратит деньги в основном на продукты питания, однократно в магазине потратив на покупку в среднем менее 300 рублей.

Можем предположить, что население малых городов России относится к той же категории потребителей, что и у нас, сталкиваясь со схожими проблемами экономики в условиях финансового кризиса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поведение потребителя - это процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учётом существующих цен. Предпочтения покупателя являются субъективными, но выбор потребителя определяется не только его предпочтениями, он ограничен также ценой выбираемых продуктов и его доходом. Ресурсы индивидуального потребителя ограничены. Практическая неограниченность потребностей потребителя и ограниченность его ресурсов приводит к необходимости выбора из различных комбинаций благ, то есть к необходимости потребительского выбора.

Таким образом, мы можем кратко сформулировать некоторые принципы поведения потребителя на рынке. Выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями. Поведение потребителя является рациональным, он руководствуется личным интересом. Возможности потребителя ограничены ценами и его доходом в условиях кризиса.

Проведенное нами исследование покупательской способности подтвердило наши предположения и позволило сделать выводы о низкой покупательской способности населения города Далматово Курганской области.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникин, А. История финансовых потрясений (российский кризис в свете мирового опыта). – М.: Олимп Бизнес, 2002.

2. Делягин, М. Экономика неплатежей: как и почему мы будем жить завтра. – М., 1997.

3. Кац, А. Динамический экономический оптимум. – М.: Экономика, 1970.

4. Лауфер, М. Глобализация финансовых рынков на рубеже тысячелетий // Финансы и кредит, 2000, № 6.

5. Липсиц, И.В. Основы экономики. – М.: Просвещение, 2004. – 256с.

6. Малахов, С. Деньги и экономическая психология // Деньги и кредит, 1992. - № 1.

7. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: профил. Уровень / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лабезникова. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 415с.

8. http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ob/ob2_3.html

9. http://www.terver.ru/socialstudies/ekonomika_potrebitelya.php

10.http://social-sciences.ru/index.php/ekonomikatop/3-rynok-ego-sushchnost-i-struktura/item/50-ekonomika-potrebitelya-teoriya-potrebitelskogo-povedeni

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ 26-27 сентября 2015 г.

Часть россиян считает, что в стране наступил экономический кризис, и они начали экономить, занимать в долг, накапливать сбережения и т.д. Скажите, пожалуйста, что из перечисленного Вы (члены Вашей семьи) делаете и как давно? (закрытый вопрос, один ответ по каждой строке, %)

   

Начали делать за последний месяц

Делаем это последние полгода

Делаем это уже больше полугода

Не делаем это

Затрудняюсь ответить

Покупать более дешёвые, чем раньше, продукты и товары

09.15

5

18

39

36

2

01.15

20

16

22

38

4

Покупать реже или отказываться от некоторых продуктов питания, товаров, услуг, развлечений

09.15

7

20

37

34

2

01.15

23

18

21

34

4

Покупать продукты впрок

09.15

5

9

24

61

1

01.15

10

12

17

56

5

Искать более высокооплачиваемую работу, приработок, заниматься бизнесом

09.15

5

9

21

62

3

01.15

8

11

14

62

5

Тратить на повседневные расходы ранее накопленные сбережения

09.15

5

10

16

67

2

01.15

9

10

11

66

5

Брать деньги в долг у родственников и знакомых

09.15

4

7

15

73

1

01.15

5

8

12

70

5

Брать кредит в банке, покупать товары в кредит

09.15

2

5

17

74

2

01.15

3

6

13

74

4

Получать безвозмездную помощь от родственников и знакомых

09.15

3

5

15

76

1

01.15

4

6

12

72

5

Выращивать больше овощей и фруктов, разводить птицу и т.п. на своём участке, делать больше заготовок продуктов

09.15

3

7

26

62

2

01.15

3

8

22

62

5

Откладывать деньги в валюте (доллары, евро и др.), вносить деньги на валютный счёт

09.15

1

2

6

89

2

01.15

2

5

6

82

5

Продавать ценное имущество (автомобиль, квартиру, дачу) или личные вещи (одежду, книги, предметы домашнего обихода)

09.15

1

1

3

94

1

01.15

2

4

5

85

5

Приложение 2

Диаграмма изменения спроса на продукты питания

по данным ВЦИОМ (2015 г.)

Приложение 3

Источники доходов населения в условиях кризиса по данным ВЦИОМ (2015 г.)

Приложение 4

Статистика оборота чеков в магазине «Магнит» города Далматово

за одну неделю февраля 2016 г.

 

Кол-во чеков, шт.

Кол-во чеков с оплатой по электронной карте, шт.

Сумма, руб.

Сред-ний чек, руб.

Максимум чек, руб.

Минимум чек, руб.

Понедельник

134

17

28793

214

1087

6

Вторник

136

25

29865

219

2161

15

Среда

99

16

20647

208

2698

12

Четверг

53

9

18361

346

2825

13

Пятница

109

21

33598

308

1727

11

Суббота

87

15

24478

281

960

16

Воскресенье

69

10

17233

249

2175

8

ИТОГО

687

113 (16%)

172975

Выручка в день

24710,71

251,78

2825 – четверг

6 – понедель-ник

Приложение 5

Частота посещения магазина «Магнит» в городе Далматово покупателями в вечернее время в течение недели

Приложение 6

Разброс сумм покупок за одно посещение магазина «Магнит»

в городе Далматово

Сумма по чеку

До 100 руб.

100 – 500 руб.

500 – 1000 руб.

1000 – 1500 руб.

1500 – 2000 руб.

Более 2000 руб.

Кол-во чеков

254

345

73

12

2

6

% от общего числа чеков

37%

50 %

11 %

2 %

0,1 %

0,9 %

Приложение 7

Разброс сумм покупок от 0 до 500 рублей за одно посещение магазина «Магнит» в городе Далматово

Сумма по чеку

100 – 200 руб.

200 – 300 руб.

300 – 400 руб.

400 – 500 руб.

Кол-во чеков

171

97

45

32

% от общего числа чеков

25%

14%

7%

4%

Диаграмма распределения стоимости покупок

Приложение 8

Наименование продаж по группам товаров

R

Укрупненная партия товара

Кол-во продаж

%

Объем продаж

1

Молоко и молочные продукты

528

19 %

2

Хлеб и хлебобулочные изделия

478

17 %

3

Фрукты

282

10 %

4

Овощи

196

7 %

5

Соки, напитки

139

5 %

6

Мясные товары, колбаса

135

5 %

7

Гигиенические товары

126

4,6 %

8

Шоколад, мороженое

115

4,2 %

9

Алкогольная продукция

108

4%

10

Крупы, макароны

101

3,9 %

11

Хоз товары

77

3 %

12

Майонез, кетчуп

71

2,8 %

13

Табак

59

2,2 %

14

Корм

50

2 %

15

Чай, кофе

49

2 %

16

яйцо

37

1,4 %

17

Дет товары, игрушки

35

1,3 %

18

Канцтовары

31

1,2 %

19

Рыба, консервы

26

1 %

20

Сахар

21

0,7 %

21

Жвачка

20

0,7 %

22

Печатная продукция

19

0,7 %

23

одежда

16

0,6 %

24

Масло подсолнечное

9

0,3 %

25

Соль, спички

7

0,3 %

Приложение 9

Ассортимент продаж товаров а магазине «Магнит» города Далматово

за одну неделю февраля 2016 года

Наименование товара

Кол-во покупок

1

Молочные товары

316

2

Хлеб

276

3

Печенье

182

4

Молоко

149

5

Средства гигиены

126

6

алкоголь

108

7

сок

96

8

Апельсины

94

9

Шоколад

82

10

мясо

78

11

Бананы

69

12

Яблоки

68

13

табак

59

14

Корм

50

15

Майонез

44

15

Гот. завтрак

44

16

Огурцы

42

17

Колбаса

38

18

Хоз товары

37

18

яйцо

37

19

макароны

36

20

лук

34

21

Сыр*

33

22

Газ вода

32

22

Мороженое

32

23

Зелень

29

23

Чай

29

24

Кетчуп

27

25

Канцтовары

26

26

Лимон

24

27

Сахар

21

28

Жвачка

20

28

Кофе

20

29

Журналы

19

29

Семена

19

30

Капуста

18

30

Масло сливочное*

18

31

Рыба

17

32

Дет товары

15

33

Дет питание

14

34

торт

13

34

Чеснок

13

34

Перец

13

35

Семечки

12

36

Посуда

11

36

Томаты

11

37

Пельмени

10

38

Масло подсолнечное

9

38

Вода

9

38

Салат

9

39

Консервы

8

39

Творог

8

39

Гранат

8

39

одежда

8

39

Ваза

8

40

Каша

7

40

Груша

7

40

Колготки

7

41

Соль

6

41

Гречка

6

41

Паштет

6

41

Картофель

6

42

морковь

5

42

Свечи

5

42

Грибы

5

42

Стиральный порошок

5

42

Бумага

5

43

Сгущёнка

4

43

Киви

4

43

Тесто

4

43

Рис

4

43

Грейпфрут

4

44

Крупа

3

44

Лимонная кислота

3

44

Зажигалка

3

44

Свекла

3

44

Икра

3

44

Кукуруза

3

45

Фасоль

2

45

Мука

2

45

Редис

2

45

Мёд

2

45

Лампа

2

45

Микрофон (игр)

2

45

Авокадо

2

45

Сосиски

2

45

Какао

2

45

Игрушки

2

45

Корейская морковь

2

46

Виноград

1

46

Орехи

1

46

Носки

1

46

Губная гармошка

1

46

Спички

1

46

Уксус

1

46

Паззл

1

46

Моторное масло

1

46

Батарейки

1

46

Грунт

1

46

Сумка

1

46

Краб палочки

1

46

Карты

1

46

Хурма

1

46

Манка

1

46

Шок паста

1

46

Блины

1

46

Ананас

1

46

Губка

1

46

Вареники*

1

Приложение 10

Количество продаж промышленных товаров в магазине «Магнит»

Приложение 11

Рейтинг популярности продаж товаров в магазине «Магнит»

 

28

 

Просмотров работы: 634