ИССЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА БЕЛОВО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИССЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА БЕЛОВО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Буртасов Е.А. 1
1МБОУ СОШ №19 гор. Белово
Ермакова В.В. 1
1МБОУ СОШ №19 гор. Белово
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Оглавление

Введение

3

1. Чтение в прошлом и в настоящем времени

4

1.1.Эволюция чтения от камня до электронной книги

4

1.2. Основные понятия чтения и значение в современном обществе

8

2. Практическая часть

11

2.1. Анкетирование жителей города Белово Кемеровской области

11

2.2. Анализ проведенного анкетирования

13

2.3. Создание блога «Чтение в современном обществе»

16

Заключение

17

Список литературы

18

Приложение

19

Введение

Научный прогресс с каждым днем удивляет новыми открытиями в области коммуникационных и информационных технологий. Теперь не нужно идти в библиотеку или брать книгу с полки, чтобы узнать какую-либо информацию, достаточно взять телефон в руки и получить точные данные с помощью голосового ответа. Мы стоим на пороге глобальных изменений в области чтения. Раньше почти каждая семья могла похвастаться обширными коллекциями книг, а теперь - многофункциональностью своих гаджетов. Раньше наглядным источником информации для ученика были лишь учебники, энциклопедии и школьные плакаты, а сегодня учебе способствуют интерактивные доски, содержательные электронные книги, интернет библиотеки. И этот список с каждым днем пополняется. Даже появился новый тип чтения, который существенно отличается от чтения книги – это чтение с экрана монитора. Как это скажется на поколении XXI века в будущем, конечно, покажет время. Но интересно узнать, как читатель современности реагирует на изменения в информационной среде.

Выдвинута гипотеза, что сегодня на читательские интересы влияют семейные традиции, школьные навыки и стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий.

Цель работы: Изучение интересов читателей г.Белово Кемеровской области.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

1.Изучить историю читаемости человечества, в том числе с помощью общественного мнения за разные годы посредством базы данных в ЦИОМ.

2.Определить понятие «чтение» и виды чтения.

3.Исследовать читательские предпочтения и интересы среди различных слоёв населения посредством интерактивного анкетирования и электронной почты.

4.Провести корреляционный анализ результатов анкетирования.

5.Отразить последовательность изучения и исследования в блоге сети интернет.

Объект исследования: читательские предпочтения жителей города Белово Кемеровской области.

Предмет исследования: ученики школы, педагоги, родители (законные представители).

При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:экспериментальный (анкетирование), группа теоретических методов (анализ, сравнение, обобщение), математические методы для обработки результатов.

Место и сроки проведения: МБОУ СОШ № 19 г. Белово, сентябрь 2015 г. - февраль 2016 г.

Полученные результаты в ходе проведения анкетирования жителей города Белово Кемеровской области будут интересны школьным учителям гуманитарных наук, библиотекарям, а также родителям подрастающего поколения. Это поможет понять интересы и желания читающих и потенциальных читателей, определить последующее взаимодействие для их становления грамотными читателями.

1. Чтение в прошлом и в настоящем времени

1.1.Эволюция чтения от камня до электронной книги

Читая книгу, содержащую слова, проектирующую поэтическое настроение писателя, мы воспринимаем это как одно из проявлений привычной повседневности. Однако разве не чудо, что покрытые незамысловатыми значками страницы знакомят нас с сокровенными мыслями лучших умов человечества. Книга, подобно временному порталу, переносит нас в прошлое и в грядущее будущее. Читая книгу, мы становимся невольными собеседниками с такими великими людьми, как слепой Гомер, поэтичный Уильям Шекспир, убедительный в своей гениальной простоте Лев Николаевич Толстой…

Но откуда же у нас возникла такая способность превращать слова на бумаге в мысли и картинку у нас в голове? Ученые немало времени посвятили поискам ответов на вопрос о том, каким образом древние люди научились читать, откуда появилась первая письменность. А ведь письменность повлияла на развитие людей, без нее не было бы и чтения, книг и вообще того мира, который мы знаем.

Если верить ученым, то около 40 тысяч лет назад человек установил, что «переписываться» можно не только с современниками, но и с потомками (Приложение 1). Наскальные комиксы рассказывали о тактике охоты на крупного зверя и являлись священными для древнего человека. Для этого нужно было отыскать прочный, удобный и дешевый материал. Очень долго письмо оставалось строго локальным. Мысль, даже записанная, незримыми нитями привязывала к месту своего возникновения. Она оставалась там, где ее впервые зафиксировали: на сводах пещер, на гранитной или мраморной плите, на колоннах храма.

Письмо, а, следовательно, и мысль, стали подвижными лишь с изобретением писчего материала. Первым таким материалом был папирус, свернутый в свиток. Оказывается, в это время египтяне из рисунков уже начали выделять знаки, которые обозначали не нарисованный предмет, а звуки (фонетические знаки), составлявшие его название. Когда египтянам надо было написать имя, они использовали однобуквенные иероглифы. Так возникла необходимость быстро записывать сложные и длинные тексты, что привело к тому, что рисунки упростились, стали условными значками - иероглифами.

На ближнем востоке в XII-XIII вв. до н.э. создается один из древнейших памятников алфавитного звукового письма - синайские надписи, содержащие выработанные 32 знака, обозначающие согласный и гласный слог. Благодаря наличию таких однослоговых знаков, обозначающих один звук, из сложной системы письма иероглифами выделился алфавит. Финикийцы, познакомившись с этими буквами, на их основе создали свое алфавитное письмо, упростив знаки слоговой письменности. А греки тем временем заимствовали финикийскую систему и ввели знаки для гласных. Это был переворот в письменности. Греки изобрели полную систему письменности, изображая все гласные, а позже стали изображать ударение и придыхание. Греки создали строгий сбалансированный шрифт, и буквы стали геометричной и симметричной формы. При Александре Македонском письменность служит для создания первых документов. От греческого алфавита берут начало латинская и кириллическая письменности. [5]

Письмо становится элементом национальной культуры: римляне пишут и читают по-латыни, древние греки - по-древнегречески, арабы - по-арабски. И постепенно почти все народы создают для себя каждый свой особый алфавит. Буквенное письмо получило широчайшее распространение и послужило орудием накопления культурных богатств у каждого народа. Возникла потребность усовершенствовать писчий материал, способный сохранять мобильность написанного, и быть совершенным в надежности и емкости. Непростые в изготовлении папирусные свитки сменились прочным пергаментом, который позволил резко увеличить объем записываемой информации в форме кодекса (древняя книга) (Приложение 2). Новый писчий материал - бумага сыграл важную роль в истории культуры, которая почти столь же прочна и удобна, как пергамент, но в производстве обходится гораздо дешевле. Бумага дала возможность наладить массовое производство литературы. В XV веке Иоганн Гутенберг создал печатный станок с металлическими наборными элементами, что сделало книги сравнительно доступными (хотя для большинства все еще весьма дорогими). Не прошло и пятьсот лет, как чтение из процесса доступного лишь избранным, превратилось в общедоступное развлечение. Аллен Лейн совершил революцию в издательском бизнесе. С 1935 года он стал издавать карманные книги в мягкой и яркой обложке и продавать их по низкой цене в больших магазинах и на вокзалах. В результате книжные тиражи выросли многократно, а чтение стало массовым. Дорожные книги стали настолько популярны, что в среде писателей возникло целое направление, писавшее «нетленки» исключительно под этот формат. Их суммарный тираж исчислялся миллиардами копий. С точки зрения распространенности карманный формат стал вершиной развития традиционных носителей информации.

Однако все же это была эволюция. Только изобретение персонального компьютера позволило вывести носители информации на новый уровень. Энциклопедия, для размещения которой 40 тысяч лет назад пришлось бы задействовать горный кряж средних размеров, теперь умещалась в жестяной коробке, которую мог поднять один человек. Создать устройство, которое бы имело достаточно большой экран, весило, как телефон и по качеству отображения текста не уступало бумажной литературе, удалось только в 1998 году с появлением электронной книги. При этом современная библиотека в кармане продолжает ассоциироваться с горой – только теперь это «гора информации».

Еще одним переломным моментом в истории чтения было постепенное употребление чтения «про себя» во II-IV вв. н.э., как особой разновидности восприятия текста, которая позволяет быть независимым от чужой интонации и от скорости устной речи, и которая в любом случае медленнее мысленного чтения. К IX веку “тихое чтение” было уже так широко распространено, что переписчики христианских текстов начали отделять друг от друга слова, чтобы облегчить задачу читателям. Тогда же вошло в практику выделять грамматические обороты внутри предложения, и были введены многие знаки препинания, которыми мы пользуемся и сегодня.

Исследованием истории чтения занимаются многие ученые, одним из которых является французский писатель Роже Шартье. Одна из ведущих мыслей Шартье состоит в том, что текст - не умея существовать помимо своего носителя (пергамента, бумаги или экрана) - влияет на читателя не только своим содержанием, но и своими особенностями такими как материальным обликом, фактурой. И это, по мнению Шартье, имеет очень далеко идущие культурные последствия: может быть, именно в этом он видит источник культурного формирования. Простейший пример: чтение свитков в античном мире требовало участия обеих рук – читая, человек мог при этом разве что диктовать, а вот писать - уже нет. С появлением кодекса, возникли новые, невозможные прежде жесты: появилась возможность листать книгу, легко находить и цитировать любой отрывок, отрываться от чтения, сравнивая различные фрагменты в одной и той же книге или в разных книгах, читаемых одновременно…[2]

И это сыграло, по мнению Шартье, фатальную роль: иначе стало распределяться читательское внимание – по-другому стали выстраиваться связи между текстами, между разными их фрагментами. Отсюда – только шаг до перемен в организации мышления, в способах работы с информацией.

В электронную эпоху человек сам собирает себе реальность из подходящих лично ему элементов – и, таким образом, более свободен: менее подвержен влиянию на него текстовых и смысловых структур. Контексты своему тексту он создает сам. В результате - уверен Шартье – постепенно видоизменяются категории мышления: описания, классификации самой реальности. Все высказывания историка Шартье кажутся громкими и опытным путем еще не доказанными, но в какой-то мере имеют место быть.

Если рассматривать историю чтения в России, то стоить начать с появления славянской письменности благодаря Византийским монахам (Кирилл и Мефодий), а точнее алфавита, который представлялся в двух видах (глаголица и кириллица) в IX веке. До этого в языческие времена у славян существовало письмо, условно называемое «черты и резы», которое можно было встретить на предметах быта. С принятием христианства на Руси утверждался повсеместно единый для древнерусского государства кириллический алфавит. Грамотность была распространена среди самых различных социальных слоев населения Древней Руси. Грамотными были не только представители княжной знати и духовенства. Сохранились памятники материальной культуры – гончарные изделия, колодки сапожников с надписями, сделанными ремесленниками XI-XII вв.

Первая датированная книга, напечатанная в России, была создана в 1563-1564 году И. Федоровым и П. Мстиславцем и была названа «Апостол». Она носила религиозный характер, как и книга Гутенберга. Спустя почти сто лет появляется первая книга, изданная для повседневного чтения – «Пролог», которая пользовалась большой популярностью у русского читателя. В ней было обширное собрание житейских и нравоучительных статей.

Ярким моментом в истории чтения в России было создание в 1861 году Санкт-Петербургского комитета грамотности. Особое внимание уделялось изданию книг для народа. Первыми членами общества были Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев и другие известные писатели и ученые, общественные деятели. С самого начала Комитет стремился к «удовлетворению потребности чтения в народе посредством издания дешевых книг с политипажными рисунками, которые наглядно поясняли бы описываемый предмет». Первые 20 лет Комитет ограничивался по преимуществу рассылкой книг по школам и библиотекам, составлением списков книг для народного чтения.

Что же в царской России читал обычный читатель (мещанин, обыватель)? Когда подобный вопрос задали писателю Льву Толстому, он ответил: «Матвея Комарова". Сегодня никто не знает такого автора, а в конце позапрошлого века его книжками зачитывались. Самая популярная «Славный мошенник и вор Ванька Каин» имела разовый тираж в 50–100 тысяч экземпляров. В то время, как дореволюционное десятитомное издание А.С. Пушкина было выпущено лишь тиражом в 15 тысяч экземпляров. Единственным исключением был Лев Толстой. Тираж его полного собрания сочинений, изданного в качестве приложения к журналу «Вокруг света», достиг 100 тысяч экземпляров.

Издательское дело в России с каждым годом росло. В 1970 году вышло более 1,5 млрд. книжных изданий - по 6 книг на душу населения; в 1975 г. – 1,7 млрд.; в 1978 г. - 1,8 млрд. экземпляров. Почти каждая советская семья могла похвастаться обширной домашней библиотекой из серии книг или подписных изданий разных жанров. По выпуску переводной литературы Советский Союз вышел на первое место в мире, тиражи этих книг зачастую намного превышают тот тираж, который они получили у себя на родине.

В 1985 году 95% взрослого населения систематически покупают книги; практически каждая советская семья выписывает газеты и журналы, пользуется библиотеками. Правительство видело главной задачей в более полном использовании огромных книжных богатств для образования и воспитания нового человека, ускорения научно-технического прогресса.

Каким видится XXI век, с точки зрения читаемости в России, могут рассказать заявления президента РФ Владимира Путина на Российском литературном собрании: «Главная и, уверен, общая тревога — это сегодняшнее падение интереса к книге, особенно среди молодежи. Наша страна — некогда самая читающая в мире — уже не может претендовать на это почетное звание».

По мнению президента, это следствие бурного развития цифровых технологий и утраты книгой своего статуса ведущего носителя информации и знаний.

"О том, что книга перестала играть важную роль в жизни общества, свидетельствует и падение уровня общей культуры, с сожалением об этом должен сказать, смещение, искажение ценностных ориентиров и скудость современного разговорного языка", — заключил Путин.

Этому свидетельствуют данные проведенных исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения в России. В 2002 году треть опрашиваемых россиян утверждают, что практически не читают и это в основном молодежь.Из тех кто читает, предпочитают литературные жанры: классические приключения и современные милицейские детективы. В 2009 году 27% населения утверждают, что книги практически не читают, а в 2014 году - уже 37%. В 2009 году читательский интерес у россиян меняется – читают помимо классических приключений и русскую, и зарубежную классику, а также женские детективы (Маринина, Донцова и другие). В 2014 году стали чаще читать исторические романы, фантастику наравне с детективами. Наблюдается рост скачиваемой литературы с интернета от 5% в 2009 году до 18% в 2014 году, и только 5% готовы заплатить за это деньги, а 35% делают это бесплатно из всех опрашиваемых. При этом стали чуть меньше покупать книги в магазинах и реже ходить в библиотеки. В 2009 году чаще книги брали почитать у знакомых или родственников (37%), чем покупали или брали в домашней библиотеке (27%). А спустя пять лет за счет того, что существует свободный доступ к электронным библиотекам, стали реже брать у друзей книги (24%) и читать из домашней библиотеки (17%). Из этого мы видим, что читательский интерес в последние годы меняется, начиная от выбора жанра литературы и заканчивая тем, на чем население нашей страны читает.

1.2. Основные понятия чтения и значение

в современном обществе

Изучая историю, мы определили главное, что чтение является средством передачи культурного наследия от общества к человеку, от общества к обществу. На сегодняшний день понятие «чтение» трактуют по-разному, в зависимости от области науки. Например: чтение - это сложный психофизиологический процесс при участии зрительных, речедвигательных, речеслуховых анализаторов; психолог Б.Д. Эльконин охарактеризовал чтение как «процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической модели»; с точки зрения педагогики – совокупность методик, практик и процедур работы с текстом и так далее. Но важным здесь является то, что чтение - это источник информации, который возникает посредством невербальной коммуникации, где функцию посредника берет на себя, по сути, сам читаемый текст.

В зависимости от того, как воспринимается текст, существуют различные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое. Изучающее - направлено на проникновение в смысл текста при помощи его анализа, предполагается полнота и точность понимания. Ознакомительное чтение представляет собой извлечение основной информации, для него характерны большие тексты. Целью просмотрового чтения является получение общей информации о содержании текста. И, наконец, поисковое чтение направлено на извлечение конкретной информации.

С появлением компьютеров и других электронных устройств, возник новый тип чтения, который отличается от чтения книги. Это открытие совершил учёный и писатель Якоб Нильсен, утверждая в своем исследовании, что существует особый способ движения глаз, и скорость приёма информации респондентами оказалась огромной: всего за несколько секунд человек уже успевает составить мнение и понять, что здесь, на данной конкретной странице, написано. Также Стив Круг в своей книге «Don’t Make Me Think» заявляет, что люди в интернете не читают, а «сканируют» взглядом. Это говорит о том что, люди вчитываются только в случае сильной заинтересованности в содержании. Обычно они просматривают страницы в поисках выделенных слов, осмысленных заголовков, коротких абзацев и легко сканируемых глазом списков. Поскольку каждый спешит найти самый важный для себя кусочек информации, он пропускает все, что кажется не относящимся к делу.

А вот умение не только прочитать книгу или текст, но и критически отнестись к ее содержанию наблюдается, как известно, не всегда. Мотивом чтения является потребность.

В рамках Международного книжного салона, проходившем в Санкт- Петербурге в 2015 году проходил круглый стол на тему: «Кем быть? Мотивационное значение литературы для воспитания молодого поколения», на котором, провели обсуждение Светлана Васильева - писатель-фантаст и член Союза писателей Санкт-Петербурга, Александр Мелихов - писатель и публицист, а почетным гостем выступил – Герой России, летчик-космонавт и писатель Юрий Владимирович Усачев. Там писатели и присутствующие пытались найти ответ на вопрос, как привлечь внимание молодых умов к литературе, к книге, к чтению. Большинство призналось, что тема довольно пространная, но глубокая, поэтому однозначно ответить едва ли удастся. Долго спорили, какой глагол лучше применить, чтобы охарактеризовать заинтересованность молодежи литературой: «мотивировать», «возбудить» или «побудить». Валерия Генералова, победительница Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе, выпускница и студентка филологического факультета, рассказала, что ее не нужно было побуждать к чтению. В детской комнате всегда стоял огромный шкаф с книгами, из которого она могла взять любую и прочесть, а у родителей - получить ответ на все интересующие вопросы. Но Валерия согласилась, что побуждать молодое поколение к прочтению литературы необходимо, но делать это нужно в игровой форме. Итогом были важные слова Юрия Усачева: «Не нужно вносить пессимистическую нотку, все будет хорошо, у нас замечательная умная молодежь, и достаточно взрослых мудрых людей, которые помогут молодым найти правильную «здоровую» книжку».

Интересную точку зрения можно встретить в работах Инны Шолпо, доцента и учителя литературы: «Нам кажется, центральная причина повального отказа от чтения кроется в том, что современный подросток категорически (гораздо более категорично, чем это было лет пятнадцать-двадцать назад, когда учились его родители и учителя) отказывается делать то, что ему не нравится. Мы можем сколько угодно объяснять, что чтение необходимо, но... Во-первых, едва ли мы сумеем это убедительно сказать, во- вторых, необходимость и потребность - разные вещи. Проблема останется до тех пор, пока мы не сумеем показать ребенку, что чтение - источник радости.»

Многие педагоги возлагают ответственность за все свои беды по проблеме чтения на средства массовой информации, видео, телевизор, компьютер; говорят о том, что на смену вербальной культуре приходит визуальная, и с этим ничего не поделаешь. По мнению И. Шолпо: "Чтение классической литературы для современного подростка аналогично чтению текстов на иностранном языке". Ученики не понимают значений огромного количества слов, встречающихся в произведения русских писателей не только ХIX, но и XX века, причем учителя и авторы учебников и хрестоматий чаще всего даже не догадываются о масштабах этого незнания, ребенок же не всегда о нем заявляет. Влияние массовой культуры действительно велико, и не просто визуальная культура вытесняет вербальную, а примитивная подделка вытесняет искусство, особенно в кино и в телевидении. При всем при этом ученикам сложно понять, что в художественных произведениях слово не ровно своему словарному значению, литература мыслит образами и говорит языком символов (например, «великаны в белых шапках» в тексте о зиме нужно воспринимать не как снеговики, а как ветки деревьев).

Вся Европа и в частности Россия озабочена проблемами чтения и снижения грамотности у населения. Например, по мнению британского исследования 40% англичан за всю свою жизнь не прочли ни одной книги до конца, любимому бестселлеру они предпочитают газеты, на просмотр которых тратят 17 минут в день. [4, с.10] Наше правительство, осознавая масштаб проблемы, издает Указ Президента России №426 от 12.06.2014 года об объявлении 2015 года - Годом литературы. Цель – привлечение внимания общества к литературе и чтению, стимулирование интереса россиян к печатному слову, к книгам. В рамках Года литературы предложено сделать многое: провести всероссийские и международные фестивали, творческие конкурсы и смотры, молодежные акции, флешмобы, викторины, литературные собрания, дать старт новым мультимедийным проектам - чтению романа Льва Толстого «Война и мир» в прямом эфире. В том числе и город Белово Кемеровской области не остался в стороне. Особым моментом в 2015 году было приезд в гости белорусских писателей для подростков Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак. Они познакомили беловских читателей с результатами своего таланта и всероссийским конкурсом «Книгуру», в котором подростки могут оценивать и комментировать произведения современных авторов.

2. Практическая часть

2.1. Анкетирование жителей города Белово

Кемеровской области

Когда происходит вторжение новых информационных технологий во все сферы жизни, нужно обрисовать реалии чтения различных групп населения, попытавшись рассмотреть их на фоне сегодняшней культуры, сегодняшних информационных потоков. Необходимо определить, на сколько велико влияние информационной и медиа культуры на современного читателя или же отношение к чтению формируется исходя из семейных традиций, его интересов, увлечений или школьных знаний. В связи с этим была разработана анкета на тему: «Кто что читает?» (Приложение 3) с целью определить среди различных слоев населения читательские предпочтения на примере города Белово Кемеровской области. Использовалась интерактивная форма анкетирования с помощью Google формы (электронный адрес размещения- ttp://goo.gl/forms/Ewxr0ZEbcw). Создание опроса в Google формах имеет ряд преимуществ: экономит время, различные вопросы формируются за считанные минуты; можно удаленно опрашивать, используя рассылку по электронной почте; полученные результаты легко анализировать, которые автоматически заносятся в Excel таблицу. Результаты анкетирования можно изучить по адресу: https://goo.gl/1X9Kp6.

Анкетирование было проведено с сентября по декабрь 2015г среди учащихся 5-11 классов МБОУ СОШ № 19 города Белово, их родителей (законных представителей), студентов (выпускников школы), учителей. В опросе приняло участие 309 жителей города Белово, из них 277 учеников школы МБОУ СОШ № 19 города Белово, а это 237 школьников среднего звена и 40 старшего звена, а также 32 взрослых, которых составляют 4 студента, 10 педагогов и 18 родителей. Количество участников анкеты мужского пола 129, а женского - 180, в возрасте от 11 лет до 68 лет.

Согласно результатам, представленным в приложении №4, большинство опрашиваемых (198 человек, то есть 65%) придерживаются мнения, что чтение привлекает их своим интересом. Также около 50% опрашиваемых указали, на то, что стремление к саморазвитию способствует к прочтению литературы, и треть среди участников обращаются к книгам, чтобы получить новые знания. Только 6 человек указали, что назидание педагогов и родителей побуждает к чтению.

Если прочитанный текст для большинства участников анкетирования интересен, полезен и поучителен, то значит они по этим критериям выбирают источники информации для прочтения. В итоге, самым популярным источником информации является интернет, его выбрали 239 человек (77%), а печатные книги - 35% среди опрашиваемых. 32 человека (10%) утверждают, что для них одним из источников информации являются газеты.

По результатам анкетирования мы видим, что респонденты, большинство из которых являются школьники, читают в основном учебную литературу - это 126 человек (42%). Чуть менее выбрали художественную литературу – 118 человек (38%), комиксы читают 58 человек (19%), а дайджесты - лишь 23 человека (8%).

В анкете был задан вопрос: «Последняя книга, которую вы прочитали?», помогающий определить читательские интересы и литературные жанры по автору и названию книги, а в целом читают ли отвечающие. Сложно было интерпретировать результаты. Многие названия книг и имена писателей были незнакомы, тем более во многих ответах отсутствовали фамилии авторов, а если присутствовали, то порой без названия прочитанного. Разобраться в этом помогли поисковые системы Интернет, разбив все книги на жанры и направления. На момент проведения анкетирования участники, исходя из ответов на вопрос, отметили, что читают в основном литературу из школьной программы – это 112 опрашиваемых (36%), что соответствует предыдущим указанным результатам (учебную литературу читают 42%). Популярными жанрами среди прочитанных книг, упомянутых в 56 ответах, оказались фэнтези («Ведьмак» Анджей Сапковский) и фантастика («Бегущий в лабиринте», «Метро 2033», «S.T.A.L.K.E.R. Предел желания»), но а самые популярные книги из мира фантастики - серия «Гарри Поттер» Дж. Роулинг (19 ответов). 30 участников опроса прочли последнюю книгу из классических женских романов и современных романов для девочек (М. Чепурина «Кофейное сердце», В. Иванова «Свидание со смайликом»), а 28 человек воздержались от ответа или вовсе не читают.

Вопрос «Какую бы книгу вы посоветовали прочитать своим друзьям?» был затруднителен для 53 респондентов, остальные рекомендовали различные книги, но в основном это была литература классических писателей, таких как А. С. Пушкин, чаще встречающийся в ответах школьников 5-6 классов, а у респондентов постарше - Н. В. Гоголь, М. Твен, М. А. Булгаков («Мастер и Маргарита») и Л. Н. Толстой, произведение которого «Война и Мир» посоветовали восемь участников опроса. Такие книги, как «Вино из одуванчиков», «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери; «1984» Дж. Оруэлл, входящие в список бестселлеров, посоветовали лишь по одному человеку. Что касается современной литературы, и здесь популярными жанрами в ответах были фэнтези и фантастика, среди них много произведений, которые экранизировались и вышли в большой прокат, и это, конечно же, «Гарри Поттер» (7%), «Сумерки», «Голодные игры» и так далее. Фантастике по популярности не уступают книжные романы, особенно «Бумажные города» и «Виноваты звезды», автор - Дж. Грин. Книги для подростков, ставшие популярные в последние годы, такие как «Дом в котором…» М. Петросян (1 ответ), «50 дней до моего самоубийства» С. Крамер (4 ответа) и книги автора Дж. Грина о жизни и проблемах подросткового возраста выбрали для рекомендации школьники 14-15 лет (13 ответов). Школьники 5-6 классов советуют друзьям сказки наших и зарубежных авторов (22 рекомендации), например, часто встречается сказка «Алиса в стране чудес». Почти столько же старшего поколения советует к прочтению научно-популярную литературу (20 человек).

2.2. Анализ проведенного анкетирования

Что мешает людям наслаждаться самым ценным, что есть в обществе – золотым запасом человеческой мудрости в книгах? Сложный вопрос. Возможно, отсутствие свободного времени, ведь скорость жизни набирает темп, меняются уровни стремления в работе, учебе, меняются жизненные приоритеты и предпочтения - сегодняшние подростки путешествуют по миру, заводят знакомства в социальных сетях и болтают по Skype с другом, живущий в соседнем доме. Сейчас люди, которые не читают книги, не любят думать, они выбирают яркие визуальные образы. А если и читают, то выбор падает порой на книги преимущественно из жанра фантастики, ставшие популярными благодаря одноименным фильмам.

Чтобы школьник взял в руки книгу, она должна быть ему в первую очередь интересна своим содержанием и соответственно написана на понятном ему литературном языке, и только потом школьник задумывается о ее полезности и значимости с точки зрения самосовершенствования. Как известно, принуждение к чтению детей педагогами и родителями приводит к снижению интереса к литературе, и теряется понимание ее важности для развития личности, о чем и свидетельствуют результаты анкетирования.

Стало интересно, как различные люди проявляют свою любознательность, где черпают нужную им информацию и подвержены они влиянию различных факторов (семейные традиции, школьные знания и другие). Чтобы это понять, провели сравнительный анализ ответов участников анкетирования. Для начала сравним данные в приложении 5 и 6, меняются ли интересы с возрастом и есть ли гендерная зависимость при выборе ответа. Респонденты мужского пола предпочитают больше пользоваться интернетом в поисках информации, чем отвечающие женского пола, которые и соответственно чаще читают печатные книги и электронные книги. Романы как литературный жанр предпочитают в основном женский пол, а фантастику любят в равной степени. Но с возрастом интерес к фантастике падает, а классическую литературу читают преимущественно школьники старших классов. Это объясняется тем, что в школах проходит подготовка к выпускному сочинению по литературе. Если респонденты помладше, то они читают сказки, а если это взрослые, то отдают предпочтение научно-популярным книгам таких авторов, как М.С. Норбеков, Д. Карнеги. Популярность интернета как источника полезных знаний с возрастом растет, некоторые школьники возможно интернет ресурсы воспринимают как источник развлечения, а книга в переплете почти в три раза чаще употреблялась в ответе у взрослых респондентов, чем у 11-15 летних детей.

Результаты приложения 7 наглядно показывают, как меняются ответы в зависимости от того, какой любит школьный предмет респондент. По логике можно предположить, если человек склонен к гуманитарным наукам, то он предрасположен к чтению художественной литературы, а по результатам анкетирования они чуть больше читают, чем респонденты физико-математического склада ума и меньше, чем увлекающиеся творческими предметами в школе, а вот любители физической культуры значительно меньше читают. Данные приложения 8 наглядно демонстрируют, что люди, увлеченные творчеством, читают различную литературу, активно используя интернет, и не забывают читать бумажные книги, а респонденты, выбравшие хобби, спорт и туризм, менее пользуются интернетом и меньше берут в руки книгу. Можно предположить, что занятие спортом и туризмом приводит к нехватке времени на чтение.

Каким нам представляется портрет вдумчивого читателя? Он любознателен, грамотен, разносторонен, способный осознать всю важность культурного наследия, скрытую в книгах, а также целеустремлен и знающий свою четкую жизненную позицию. Таким же нам представляется школьник, выбравший свою будущую профессиональную направленность, который для своей цели осознанно и избирательно получает необходимую ему информацию. В приложении 9 представлен сравнительный анализ учеников, выбравших для себя профессию и еще не определившиеся с ней. Категория респондентов, назвавшие будущую профессию, читают разнообразную литературу и в большей степени книги классических писателей (это соответствует нашим представлениям о целеустремленном человеке), чем респонденты другой категории, которые в свою очередь в большинстве читают книги, изучающие по школьной программе.

Становление личности человека происходит в первую очередь в семье, и, соответственно, навыки и потребности в чтении у детей в какой-то мере складываются на примере родителей, способных в процессе воспитания привить любовь к чтению. Если в семье родители не читают, падает престиж чтения для растущего поколения, ему сложно определиться с читательскими предпочтениями (как видим это в приложении 10), они редко ищут информацию в интернете и еще реже находят ее в книгах, используя компьютер и современные гаджеты как источник развлечения. Респонденты, у которых в семье чтение приветствуется, отдают предпочтения художественной литературе, пользуясь электронными носителями, и не забывают читать традиционные книги.

Для обработки данных проведенного анкетирования был использован корреляционный анализ, определяющий на сколько влияют изученные факторы на читательские интересы. Данные для интерпретации корреляционного анализа фрагментарно представлены в приложении 11. Результаты корреляционного анализа среди школьников МБОУ СОШ №19 г. Белово представлены в таблице 1.

Выявлены положительные корреляции между параметрами:

- статус респондента и что они читают (коэффициент корреляции равен 0.41): существует определенная возрастная зависимость, старшеклассники читают иную литературу, нежели школьники среднего звена;

- статус респондента и их источники информации (коэффициент корреляции равен 0.25): существует слабая зависимость между выбором информационного носителя и возрастными особенностями опрашиваемых.

Таблица 1.

Результаты корреляционного анализа читательских

интересов школьников

№столбца

Социаль-ный статус: ученик среднего звена, ученик старшего звена

Пол: женский, мужской

Предмет: математичес-кие и естественно-научные; гуманитарные, филологичес-кие и общественно-научные; физкультура; технические

Выбрал ли будущую профес-

сию школьник: да, нет

Родите- ли читают: нет, да

Что читают: одну литературу, разную литературу

не читают

Источники информации: только электронные источники информации, электронные источники и бумажные, только бумажные носители

 

1

2

3

4

5

6

7

1

1,00

-0,31

-0,04

0,06

-0,25

0,41

0,25

2

 

1,00

0,15

0,17

0,01

0,07

-0,16

3

   

1,00

0,22

-0,19

-0,15

-0,35

4

     

1,00

-0,10

-0,01

-0,02

5

       

1,00

0,07

0,17

6

         

1,00

0,23

7

           

1,00

Умеренная отрицательная корреляция между параметрами: школьный предмет - источники информации: дети, склонные к гуманитарным и физико-математическим дисциплинам, чаще выбирают электронные носители, и в этом нет противоречия, так как интернет - современная доступная информационная среда.

Незначительная отрицательная корреляция между признаками статуса – читают или нет родители: младшие более склонны подражать родителям, чем старшие, поэтому прививать навык к чтению необходимо с раннего возраста примером родителей, и это подтверждает гипотезу, что на читательские интересы влияют семейные традиции.

Результат корреляционного анализа среди взрослых респондентов в городе Белово представлены в таблице 2. Выявлена незначительная зависимость гендерных факторов и школьных навыков на выбор читательских предпочтений, а также читают ли родители или нет на выбор информационных носителей.

В целом можно сказать, что каждый представленный фактор в отдельности по-своему влияет на читательские предпочтения, но это влияние не значительно. Ведь каждый человек индивидуален: кто-то подвержен массовому движению культурных стереотипов, а кому-то важен авторитет родителей или учителей; кто-то, развивая свою любознательность, ищет всевозможные способы получения информации, а кому-то целеустремленность ни к чему, и он ищет различные способы развлечения. Все это и многое другое формируют читательские интересы и предпочтения.

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа читательских интересов взрослых

№столбца

Социальный статус: ученик среднего звена, ученик старшего звена

Пол: женский мужской

Предмет: математичес-кие и естественно-научные; гуманитарные, филологичес-кие и общественно-научные; физкультура; технические

Выбрал ли будущую профес-

сию школьник: да, нет

Родите- ли читают: нет, да

Что читают: одну литерату-ру, разную литерату-ру не читают

Источники информации: только электронные источники информации, электронные источники и бумажные, только бумажные носители

 

1.

1,00

-0,20

-0,01

0,25

-0,19

-0,10

-0,04

2.

 

1,00

-0,22

-0,18

0,39

0,04

0,11

3.

   

1,00

-0,12

0,01

0,28

-0,16

4.

     

1,00

-0,03

-0,20

0,05

5.

       

1,00

0,22

0,25

6.

         

1,00

-0,30

7.

           

1,00

2.3. Создание блога «Чтение в современном обществе»

В ходе исследования выяснили, что главным источником информации является интернет, а информация должна быть интересна, поучительна и способствовала саморазвитию для современного читателя. Поэтому было целесообразно результаты проведенного исследования отразить в блоге, размещенный в Интернете по адресу: http://chteniepr.blogspot.ru

Блог «Чтение в современном обществе» создан через аккаунт Google руководителя исследовательской работы посредством Справки - Blogger https://goo.gl/064MEk

Блог содержит шесть страниц: Главная страница, Изучаем и исследуем, История читаемости, Анкета «Кто что читает?», Корреляционный анализ, Выводы. Информация, размещённая в блоге, отражает ход исследовательской работы по изучению и исследованию читаемости в современном обществе и доступна всем пользователям Интернета (Приложение 12). Блог открыт для комментариев и открытого диалога.

Заключение

Опираясь на историю в области чтения, можно сказать, что сегодня изменилась жизненная позиция читателя, его навыки и умения и характер чтения. С появлением современных гаджетов меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится более поверхностным и фрагментарным вследствие чего человеку все труднее концентрировать внимание на многостраничном тексте, особенно – повестях и романах. Под воздействием новой медиа-культуры меняется чтение и репертуар читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видео просмотров усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на телеэкране: фантастика, фэнтези, кинороманы и комиксы). Изменившийся облик современного читателя определяется общими возрастными, гендерными особенностями и потребностями, его жизненными ориентирами, увлечениями и стремлениями, воспитанием родителями и педагогами.

Подводя итоги вышесказанному, необходимо отметить, что развитие современного информационного общества, активное использование компьютерной техники, Интернета обосновывает изменившийся характер чтения современного общества. Исходя из результатов анкетирования и корреляционного анализа, можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, что на читательские интересы влияют семейные традиции, школьные навыки и стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий. Нужно отметить, что для развития и расширения читательских интересов необходимо внедрение эффективных и результативных технологий для приобщения к чтению, которые должны сочетаться с лучшими культурными традициями, способствующими формированию гуманного, цивилизованного взгляда на окружающий мир, творческому саморазвитию и воспитанию нравственных качеств.

Думаю, что данное исследование и созданный блог «Чтение в современном обществе», будет полезен многим, особенно тем, кто обеспокоен проблемами чтения и грамотности.

Список литературы

  1. Ахмедова, М. Как книга пошла в народ/ М. Ахмедова// Всё ясно. – 2005. - №28. – С.2

  2. База результатов опросов россиян "Архивариус" [Электронный ресурс]/ ВЦИОМ. - 15 декабря 2015 – Режим доступа: http://wciom.ru/database/baza_rezultatov_oprosa_s_1992_goda – Загл. с экрана

  3. Балла, О. Практики неочевидного: История чтения как история человека/ О. Балла// Новый мир. - 2007. - №12. – С.71

  4. Баренбаум, И. Е. История книги: Учебник для ВУЗов / И. Е. Баренбаум – М.: Книга, 1984- 248с

  5. Дмитриева, О. Что где читают/ О. Дмитриева// Всё ясно. – 2005.- №25. – С.10

  6. История письменности [Электронный ресурс]/ wikia. - 14 января 2016 – Режим доступа: http://ru.science.wikia.com/wiki/– Загл. с экрана

  7. Камушкин, П. Исследование подростковой любви в беловском «Вернисаже»/ П. Камушкин// Беловский вестник. – 2015. - №43. – С.3

  8. Немировский, Е.Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания: Книга для учащихся / Е. Л. Немировский – М.: Просвещение, 1991. – 224 с. : ил.

  9. Равинский Д. История чтения: раздвигая границы исследовательского пространства [Электронный ресурс]/ Журнальный зал. - 14 января 2016 – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2010/102/ra27.html/– Загл. с экрана.

  10. Стаф И. Роже Шартье: уроки истории чтения [Электронный ресурс]/ Полит.ру. - 14 января 2016 – Режим доступа: http://polit.ru/article/2006/03/27/staf/ – Загл. с экрана.

  11. Шолпо, И. Л Как научить подростка читать? Практические советы учителю 5-7-х классов / И. Л. Шолпо – М.: Ломоносовъ, 2009. – 624с.

Приложение

Приложение 1

Эволюция чтения и письменности до н.э.

Приложение 2

Эволюция чтения и письменности наша эра

Приложение 3

Анкета «Кто что читает?»

  1. Укажите свой социальный статус*

(Образец ответа: Школьник / класс; Студент/ специальность или направление подготовки; Педагог / преподаваемая дисциплина; Родитель / профессия.)

  1. Ваш возраст*

  2. Ваш пол*

  3. Ваше хобби* (Хо́бби (от англ. hobby) или увлечение — вид человеческой деятельности, некое занятие, которым регулярно занимаются на досуге, для души.)

А) Спорт Б) Танцы В) Рукоделие Г) Туризм Д) Пение

Е) Игра на музыкальном инструменте Ж) Коллекционирование

З) Общение в интернете И) Компьютерные игры К) Рисование

Л) Другое

  1. Какой школьный предмет вам нравится (или нравился, когда учились в школе)?*

А) Математика Б) Физика В) Информатика Г) Русский язык

Д) Литература Е) История Ж) Обществознание З) Иностранный язык И) Физкультура К) Технология Л) Другое

  1. Как вы думаете какие факторы побуждают человека к чтению?*

А) Интерес к чтению

Б) Необходимость новых знаний

В) Сформированная с детства потребность к чтению литературы

Г) Назидание педагогов и родителей

Д) Стремление к саморазвитию

Е) Другое

  1. Ваши источники информации*

А) Печатные книги Б) Журналы В) Газеты Г) Электронные книги

Е) Интернет Ж) Другое

  1. Что Вы читаете? *

А) Учебную литературу Б) Дополнительную литературу по предмету

В) Художественную литературу Г) научную литературу Д) Дайджесты Е) Комиксы Ж) Другое

  1. Последняя книга, которую вы прочитали*

Название книги, автор

  1. Какую бы книгу вы посоветовали прочитать своим друзьям?*

Название книги, автор

  1. Читают ли ваши родители (законные представители)? И если читают, то что именно?*

  2. Если вы школьник, укажите какую профессию выбрали (не выбрали)

* Обязательно

Приложение 4

Результаты анкетирования

Возраст респондентов

 

Продолжение приложения 4

Продолжение приложения 4

Окончание приложения 4

Приложение 5

Сравнение результатов анкетирования в зависимости от гендерных предпочтений

Приложение 6

Сравнение результатов анкетирования в зависимости от возраста респондентов

Приложение 7

Сравнение результатов анкетирования в зависимости от выбора любимого школьного предмета

Приложение 8

Сравнение результатов анкетирования в зависимости от выбора своего хобби респондентом

Приложение 9

Распределение результатов анкетирования между школьниками, которые определили свою будущую профессию, и школьниками, которые не определились с профессией

Приложение 10

Сравнение результатов исследования между респондентами, указавшими, что их родители читают, и респондентами, родители которых не читают

Приложение 11

Фрагмент сводной таблицы распределения ответов респондентов для корреляционного анализа

Присвоенный №

Возраст

Социальный статус: 1-ученик среднего звена, 2-ученик старшего звена

Пол: 1-женский, 2-мужской

Предмет: 1-математический(мат., инф.) и естественно-научные(хим.,физ.,биол), 2-гуманитарный, филологический(рус.,лит., инос,общ.) и общественно-научные(ист.,геогр.), 3-физ-ра, технический(тех-ия,изо), 4-все, 5-нет

Выбрал ли будущую профессию школьник: 1-да, 2-нет

Родители читают: 1-нет, 2-да

Что читают: 1-одну литературу, 2-разную литературу, 3-не читают

Источники информации: 1-только электронные источники информации, 2-электронные источники и бумажные, 3-только бумажные носители, 4-нет

1

11

1

2

1

1

2

1

1

2

11

1

1

2

1

2

1

1

3

11

1

1

3

2

2

1

3

4

11

1

1

2

1

2

1

2

5

11

1

2

1

2

2

1

2

6

11

1

1

2

1

2

1

1

7

11

1

1

1

1

1

1

3

8

11

1

1

1

1

1

1

1

9

11

1

1

1

1

1

1

1

10

11

1

1

2

1

1

2

2

11

11

1

2

3

1

2

1

1

Приложение 12

Оформление блога «Чтение в современном обществе» (фрагмент)

27

Просмотров работы: 2787