ОБРАЗ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГЛАЗАМИ ПОДРОСТКА И РОДИТЕЛЕЙ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОБРАЗ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГЛАЗАМИ ПОДРОСТКА И РОДИТЕЛЕЙ

Быкова С.С. 1
1МБОУ СОШ №6 им. А.П. Бондина
Елфимова Т.А. 1
1МБОУ СОШ № 6 им. А.П. Бондина
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Сегодня очень много говорят в СМИ о том, что современные подростки безответственны, легкомысленны, не думают о последствиях за совершенные проступки. Между тем, современный ребёнок находится в условиях жесткой конкуренции (учёба – показатель успешности, занятия в кружках и секциях – показатель реализованности), когда необходимо делать выбор, проявлять силу воли и усидчивость. Сложившееся противоречие показывает, что требования общества к подростку либо завышено, либо основано на устаревших критериях в понимании ответственности.

Актуальность темы обусловлена быстрыми темпами развития общества, меняющимся образом жизни с одной стороны, и ростом конфликтов «отцов и детей», причинами которых является обвинение в безответственности подростков, с другой стороны.

Объект изучения: образ ответственности подростков

Предмет изучения: образ ответственности глазами подростка и родителей (7 класс)

Цель проекта: Сформировать представление об образе ответственности подростков.

Задачи:

1. Рассмотреть понятие «ответственность».

2. Выделить психологические особенности личности подростка.

3. Подобрать методику по изучению представлений об ответственности у подростка.

4. Сформулировать выводы об образе ответственности глазами подростков и родителей.

6. Составить рекомендации для подростков о важность воспитания в себе чувства ответственности.

В исследовании использованы теоретические методы: изучение и анализ специальной литературы и интернет ресурсов, эмпирические методы: тестирование детей и родителей, а так же проведен сравнительный анализ образа ответственности детей подросткового возраста и их родителей.

Данная тема освещается в специализированной литературе, но исследования, в основном, касаются психологических процессов, связанных с формированием ответственности личности, а не представлением образа ответственности двух поколений.

Глава 1 Ответственность и подросток.

  1.  
    1. Понятие «ответственность».

Понятие «ответственность» относится, прежде всего, к категории нравственности, поэтому нам будут интересны определения философов о составляющих данного понятия.

Ответственность - основное этическое понятие, фиксирует сферу реальности, подлежащую воспроизводству ответственным субъектом. [2]

Ответственность — реализуемый в разных формах контроль над деятельностью субъекта с позиции выполнения им принятых норм и правил. [1]

Ответственность - субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. [3]

Ответственность — это определённость, надёжность, честность в отношении себя и других; это осознание и готовность признать, что результат (реакции), который ты получаешь в ходе твоих поступков и действий, и есть следствие твоих поступков (действий). Ответственность — это не вина, это уверенность. Ответственность, скорее, включает в себя личную подотчетность и способность действовать в рамках этических норм на благо себя и окружающих в рамках системы или аппарата системы.

Таким образом мы видим многогранность понятия «ответственность». Оно затрагивает такие области как философия, психология, социология, право, этика. Мы остановимся на понятии, данном психологами: «Ответственность — реализуемый в разных формах контроль над деятельностью субъекта с позиции выполнения им принятых норм и правил».

Каждый человек за что-то отвечает: семья, работа, общественная деятельность и т.д. Взять на себя ответственность означает отвечать за свои действия перед другими. По сути, имеется два вида ответственности: это вынужденная ответственность, навязанная человеку установленными в обществе нормами морали или законом, и добровольная ответственность, принятая на себя человеком добровольно, например, решение о создании семьи, выбор профессии, участие в каком-нибудь движении или в деятельности клуба.

Проблемы ответственности личности начал рассматривать С. Л. Рубинштейн. Именно он показал, что «ответственность является одной из высших форм активности личности, субъекта жизненного пути» [4].

Ответственность есть жизненное новообразование и способность в условиях выбора обеспечивать внутреннюю самостоятельность, относительную независимость личности от внешних требований и оптимальную организацию деятельности, общения и т. п.

Наряду с сознанием, ответственность представляет собой проективную способность, т. е. готовность личности осуществить то, что еще может потребоваться от нее в будущем, таким образом, ответственность связана не только с ситуациями «ответственных заданий», но и с организацией жизни в целом и самоорганизацией. Благодаря наличию ответственности личность способна своими силами организовать свою жизнь в соответствии со своими ценностями и целями, выступая тем самым в качестве личностного ресурса.

Ответственность, таким образом, выступает в качестве детерминирующего динамического образования всей жизни человека.

Соотнесение сущности ответственности с модальностями личности как субъекта позволило нам сформулировать следующее определение ответственности как свойства субъекта жизнедеятельности.

Как свойство субъекта жизнедеятельности, ответственность есть способность личности [4].:

• соотносить оптимальным способом внешние требования и возможности личности;

• вырабатывать личностно-оптимальный способ разрешения трудностей и противоречий;

• самостоятельно, качественно, осмысленно, стратегически выстраивать жизненный путь, являясь «автором» своей жизни;

• к творческому, самостоятельному выбору;

• выявлению непосредственно значимого и ценного для себя и других;

• самодетерминации и саморазвитию;

• во времени и во взаимодействии с внешним миром изменять и совершенствовать его.

Исходя из этого, ответственность является важным качеством личности, от которого зависит личностная организация и самоорганизация жизни, а значит и успешная самореализация.

1.2. Психологические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст - это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Из психологического словаря [17].: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».

Психологические особенности подросткового возраста: [5]:

• С одной стороны подросток крайне болезненно относится к любой критике, но с другой – ждет общения с ним как с взрослым человеком.

• Из-за импульсивности и нетерпения подростки не могут справиться иногда даже с повседневными обязанностями, но становятся более ответственными и способными на выполнение сложных дел.

• Внимательность к мелочам и деталям уживается у подростков с удивительной душевной черствостью и порой даже с жестокостью.

• Желание быть «как все» спорит с утверждением собственной индивидуальности и подчеркиванием своей независимости от мнения окружающих.

• Независимость суждений и борьба с авторитетами соседствует с обожествлением кумиров и копированием поведения случайных людей.

  • Потребность в общении сменяется желанием уединиться;

  • Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к "маленькому". Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копируют любые отношения.

У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах.

Для учащихся средних классов характерно развитие волевых черт характера – настойчивости, упорства в достижении цели, в умении преодолевать преграды. При этом у многих из них, особенно у мальчиков, явно проявляется сознательное стремление к развитию своих волевых качеств. [6, С.49] Возрастает социальная активность подростков: они стремятся воспринять и усвоить нормы, ценности и способы поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.

Таким образом, подростковый возраст является наиболее благоприятным для формирования ответственности. Психологические особенности этого возраста могут способствовать возникновению конфликтов между взрослыми и детьми. Привитие нравственных ценностей, собственный пример ответственного отношения к поставленной задаче, а также учёт психологических особенностей детей подросткового возраста могут способствовать формированию ответственной личности.

Глава 2. Образ ответственности глазами подростка и родителя

2.1. Результаты анкетирования учащихся.

Для того, чтобы выяснить насколько учащиеся 7А класса осознают степень своей ответственности нами был проведен опрос по методике Кунна «Образ-Я». Результаты показали, что девочки в классе имеют адекватную самооценку, у мальчиков же самооценка неустойчивая. (Приложение№1)

Характеристики своего положительного образа ученики дают такие, как человек, ответственный, личность, патриот, ученик. Отрицательными чертами характеристики своего образа дети отмечают прежде всего – лень, безответственность, «много косячу», невнимательность. (Приложение №2)

Необходимо отметить, что положительные образы учащихся почти не повторяются, но большинство из них связано либо с характеристикой личностных качеств (жизнерадостный, добрый, оптимист, общительный)) либо с приобретением дополнительных навыков (музыкант, волейболист). Это свидетельствует о том, что сейчас для подростка очень важны те качества, которые обеспечивают успех в коммуникациях.

2.2. Результаты анкетирования родителей.

Родителям учащихся 7-го класса также был предложен опрос по методике Кунна «Образ Я», но в отношении своих детей. Когда родителей попросили дать характеристику образу своего ребёнка, то многие назвали положительные качества своих детей такие, как отзывчивость, доброта, ответственность. Отрицательными чертами назвали – лень, безынициативность, забывчивость.(Приложение №3)

В ходе исследования родителей попросили написать обязанности, которые возлагаются семьей на ребёнка. Было отмечено, что дети должны пылесосить, убирать комнату, мыть посуду. (Приложение №4)

Обязанности, которые выполняли родители будучи в подростковом возрасте – приготовление еды, приборка, мытьё посуды. (Приложение №5)

Таким образом, мы видим, что родители возлагают на своих детей те же обязанности, что и были возложены на них в этом возрасте.

И самое интересное, только 1 ученик и 1 родитель считают, что учеба – это та работа, которая связана с ответственностью, остальные соотнесли образ ответственности с выполнением ряда заданий. Между тем, учёба является, на наш взгляд, ярким показателем ответственного отношения к полученным заданиям.

Анкетирование родителей включало в себя вопросы по выявлению степени отношения детей к своим обязанностям. (Приложение №6) Почти все родители отметили такие социально значимые качества своих детей, как «готов прийти на помощь в любую минуту» и «способен предвидеть результаты своей деятельности». Кроме того, родители отмечают, что дети переживают за невыполненные задания, а некоторые дети (5 человек), даже активно пытаются исправить положение. Трое детей проявляют инициативу в том, чтобы за какой-то участок работы взять на себя ответственность. Так же, родители говорят о том, что задание, в принципе, выполняется, но с нарушением сроков и не всегда качественно.

Таким образом, по мнению родителей, детям в принятии на себя ответственности мешают лень, невнимательность и необязательность. Но в то же время и дети при опросе показали, что эти качества им мешают в выполнении каких-либо заданий. Кроме того, в первой главе мы рассмотрели особенности подросткового возраста, которые помогают нам понять, что ведущая коммуникативная деятельность больше направлена на создание благоприятного образа среди своих подростков, иногда в ущерб ответственному подходу в выполнении возложенных задач.

2.3. Рекомендации как воспитать ответственность у подростка.

Мы видим, что подростки осознают важность чувства ответственности. Как же привить правильные навыки подростку, сделать его жизнь успешной и счастливой, вырастить достойным уважения человеком? Существует несколько правил, следуя которым, можно направить ребенка-подростка на верный путь.

Советы для родителей по правильному воспитанию ответственности у подростков

  • Любовь. Необходимо каждый день повторять эти слова своим детям, пусть в их сердцах постоянно живет мысль о вашей любви. Даже, если подросток совершает плохой поступок, скажите, что любите его, но совершенное им действие вам не нравится.

  • Четкие ограничения. Если вы твердо уверены, что не стоит делать и куда не надо ходить подростку – следует строго запретить, аргументировав такой отказ. Это – ваш ребенок и ваша забота.

  • Найдите полезное дело для ребенка. Хорошим опытом станет участие в благотворительных проектах молодежных организаций. Сравнив свою счастливую и благополучную жизнь с ее обратным проявлением у других детей, подросток сделает правильные выводы.

  • Прививайте чувство значимости семьи. Проводите вместе досуг, обедайте за одним столом, посещайте вместе родственников, семья – это важное в жизни каждого человека, а ребенок – ее составная часть.

  • Помощь по дому – обязательна. Приучайте подростка к обязательной помощи по хозяйству, все обязанности должны быть поделены между всеми членами семьи.

  • Выбор ребенка надо уважать. Не высмеивайте подростка в его увлечениях, пусть даже они и странные для вас.

  • Честно и прямо расскажите подростку о возможных последствиях. Жизнь и поступки ребенка сегодня могут негативно отразиться на всей последующей жизни. Приводите наглядные примеры из жизни других людей. Приучайте к самостоятельности в ответе за свои действия.

Роль родителей в воспитании детей является главной. Поэтому от них зависит, насколько ответственно будет подходить их ребёнок к учёбе, домашним обязанностям, к данному обещанию и к выбору будущей профессии.

Как уже было сказано выше, подросток может рьяно отстаивать свои права, но не вспоминать об обязанностях. Поэтому нам хотелось также дать несколько рекомендаций и подросткам.

Советы подросткам по воспитанию ответственности:

1. Выполняя любое задание – будь внимателен.

2. Не бросай начатое!

3. Всё делай качественно!

4. Заранее думай о последствиях!

5. Проявляй инициативу!

6. При выполнении заданий старайся быть самостоятельным.

Таким образом, в формировании ответственности важную роль играют родители. Именно они своим примером и разумным контролем могут помочь своему ребёнку стать самостоятельной, ответственной за свои поступки личностью.

Заключение

В заключении сделаем вывод о том, что подросток сегодня и подросток 30 лет назад – это два разных образа жизни. На сегодняшнего подростка обрушивается большой поток информации, нужно заслужить внимание не только у реальных сверстников, но и «виртуальных», а это дополнительное время, которое за частую берётся за счёт отказа от выполнения ряда домашних обязанностей.

Теоретическое рассмотрение темы проекта показало, что ответственность может контролироваться как из вне, так и самой личностью. Психологические особенности подросткового возраста показывают, что именно в подростковый период формируется волевое качество личности. Это значит, что при выполнении рекомендаций, выделенных в исследовании, у детей подросткового возраста может быть сформировано чувство ответственности на высоком уровне.

Таким образом, цель нашего проекта достигнута. Результаты исследования показали, что образ ответственности у сегодняшнего подростка и его родителя совпадает, а образ жизни у двух поколений значительно изменился. Это значит, что родители, следуя нашим рекомендациям, должны прежде всего предъявлять требования по отношению к учёбе, дружбе, семье. Дальнейшее изучение данной темы мы видим в исследовании взаимосвязи чувства ответственности и результатов успеваемости.

Список литературы

1. Ответственность. Словарь психологических терминов. [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://www.belogurova.ru/glossary?letter=14&word=1846

2.Ответственность. Философский словарь.[Электронный ресурс]/Режим доступа: /http://gufo.me/content_fil/otvetstvennost-287.html#ixzz3v8RBRjVj

3.Ответственность /Источник: Википедия[Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www. http://ru.wikipedia.org

4. Проблема ответственности в научном наследии С. Л. Рубинштейна и ее развитие в концепции ответственности личности как свойства субъекта жизнедеятельности [Электронный ресурс] /Режим доступа:

http://medic.social/akmeologiya_770/problema-otvetstvennosti-nauchnom-nasledii-38715.html

5. Особенности подросткового возраста [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.nnmama.ru/content/vospitanie/Upperschool/Preschool/PsyArt1

6. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М.:Просвещение, 1985. -224с.

7. Современная энциклопедия для мальчика/Авт.- сост. Н.В.Белов.- Москва.: Современный литератор, 2007.- 375с.

Приложение №1

Самооценка учащихся 7 А класса:

 

неустойчивая

адекватная

завышенная

заниженная

М

5

1

0

0

Д

3

7

1

1

Приложение №2

Характеристики «Образ Я» учащихся 7 А класса.

«+»

 

«+-»

 

«-»

 

Человек

7

Опасный

2

Ленивый

6

Ответственный

7

Не умный и не глупый

2

Не ответственный

6

Смелый

4

Ребёнок

1

Много косячу

3

Личность

4

Стараюсь делать всё как можно лучше

1

Много смеюсь

3

Патриот

4

Раздражительный

1

Невнимательный

2

Ученик

3

Избегаю общения с неприятными людьми

1

Ревнивый

2

Весёлый

2

Самоуверенный

1

Допускаю ошибки

2

Любитель животных

2

Говорю то, что думаю

1

Способна на большее

1

Жизнелюбивый

2

Люблю мстить

1

Не всегда права, но отстаиваю своё мнение

1

Музыкант

2

   

Не симпатичная

1

Добрый

2

   

Болтушка

1

Дружелюбный

2

   

Не уверен в себе

1

Боюсь допустить ошибку

1

   

Иногда слишком серьёзная

1

Не откладываю дела на потом

1

   

Не люблю брать на себя ответственность

1

Рассчитываю время, чтобы всё успеть

1

   

Не правильно трачу своё время

1

Хороший

1

   

Много вру

1

Индивид

1

   

Бросаю начатое

1

Умная

1

   

Хорошист

1

Волейболист

1

   

Троечник

1

Оптимист

1

   

Завишу от кого-то

1

Жизнерадостный

1

   

Не умею себя вести

1

Аккуратная

1

   

Иногда лгу

1

Сильная

1

   

Не люблю прибираться

1

Общительная

1

   

Много сижу в телефоне

1

Нормально учусь

1

   

Плохо рисую

1

Мало друзей, но все настоящие

1

   

Иногда не выполняю обязанности

1

Не очень добрый и не очень злой

1

   

Не сдерживаю обещания

1

Люблю играть в игры

1

   

Неудачница

1

Стеснительная

1

   

Наивная

1

Избегаю обязанности

1

   

Эгоистичная

1

Честная

1

   

Жадная

1

Стыдно за плохие поступки

1

       

Целеустремленный

1

       

Находчивая

1

       

Приложение №3

Результаты анкетирования родителей

+

 

+ -

 

-

 

отзывчивый

3

требовательная

1

ленивый

2

добрый

3

если попросить, то сделает

1

надо заставлять делать дела, которые не нравятся

1

ответственный

2

   

не проявляет инициативу

1

внимательный

2

   

забывчивый

1

чистоплотный

2

       

заботливый

2

       

аккуратная

1

       

за свои поступки отвечает в силу возраста

1

       

доброжелательный

1

       

честная

1

       

ученик

1

       

хороший

1

       

Приложение №4

Обязанности, с которыми справляются/ не справляются, по мнению родителей, дети

Справляется

 

Не справляется

 

пылесосит

4

не моет за собой посуду

2

прибирается в комнате/доме

3

учёба в школе

1

выносит мусор

3

не прибирается в шкафу

1

моет посуду

2

редко гуляет с собакой

1

поливает цветы

1

   

вытирает пыль

1

   

выгуливает собаку

1

   

ходит в магазин

1

   

следит за сестрой

1

   

прибирает за братом

1

   

моет пол

1

   

учёба

1

   

Приложение №5

Обязанности родителей в подростковом возрасте

  1. приготовление еды (3)

  2. прибраться дома (2)

  3. вымыть посуду (2)

  4. вымыть посуду (2)

  5. покупки в магазине (2)

  6. помогать по дому (2)

  7. учиться на отлично (1)

  8. пылесосить (1)

  9. мыла посуду (1)

  10. вытирать пыль (1)

  11. вымыть пол (1)

Приложение №6

Результаты анкетирования родителей

 

да

нет

Затрудняюсь ответить

способен предвидеть результаты своей деятельности

6

1

2

готов прийти на помощь другому в ответственной ситуации

8

0

1

Степень переживания ребёнка в ситуации невыполнения задания:

А) сильная эмоциональная реакция огорчения, связанная с невыполнением работы, активные действия по исправлению ситуации (5)

Б) не очень яркая, но обнаруживающаяся эмоция переживания, но поведение пассивное (5)

В) демонстрация безразличия к невыполнению деятельности, срыву сроков, низкому качеству работы (0)

Точность временного исполнения заданий ребёнком:

А) все задания и собственные инициативы исполняются в срок или ранее срока (1)

Б) сроки соблюдаются приблизительно, нарушаются, но не значительно (7)

В) временные сроки нарушаются или задания не выполняются вообще (2)

Точность выполнения задания ребёнком:

А) точно соблюдает инструкции, объем работы соответствует или превышает оговоренные (4)

Б) объем и инструкции выполнены, но не очень качественно (6)

В) работа выполняется не качественно или не выполняется вообще(0)

Проявление самостоятельности ребёнком:

А) самостоятелен, проявляет инициативу (3)

Б) самостоятелен изредка (5)

В) несамостоятелен, инициативы не проявляет (2)

Приложение №7

Уважаемые родители!

Просим принять Вас участие в исследовании темы

«Образ ответственности глазами подростка и родителей»

1. В 7 классе обучается (подчеркнуть) сын/дочь.

2. Ответьте на вопрос «Кто мой ребёнок?» (относительно понятия ответственность), (каждый ответ пишите с новой строки - это может быть прилагательное, существительное, словосочетание, фраза, цитата и т.д.). Поставьте «+» если это качество нравится в ребенке, «-«, если считаете характеристику отрицательной и «+- « если характеристика нейтральна.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1. Вспомните какие обязанности возложены на ребёнка в семье и напишите С каким обязанностями ребёнок

А) справляется

Б) не справляется

   

2. Напишите обязанности, которые Вы выполняли в семье в возрасте Вашего ребёнка.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Ваш ребёнок способен предвидеть результаты своей деятельности:

А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить

4. Ваш ребёнок готов прийти на помощь другому в ответственной ситуации:

А) да Б) нет В) затрудняюсь ответить

5. Оцените степень переживания Вашего ребёнка в ситуации невыполнения задания:

А) сильная эмоциональная реакция огорчения, связанная с невыполнением работы, активные действия по исправлению ситуации.

Б) не очень яркая, но обнаруживающаяся эмоция переживания, но поведение пассивное.

В) демонстрация безразличия к невыполнению деятельности, срыву сроков, низкому качеству работы.

6) Оцените точность временного исполнения заданий Вашим ребёнком:

А) все задания и собственные инициативы исполняются в срок или ранее срока.

Б) сроки соблюдаются приблизительно, нарушаются, но не значительно.

В) временные сроки нарушаются или задания не выполняются вообще.

7. Оцените точность выполнения задания Вашим ребёнком

А) точно соблюдает инструкции, объем работы соответствует или превышает оговоренные.

Б) объем и инструкции выполнены, но не очень качественно

В) работа выполняется не качественно или не выполняется вообще.

8. Оцените проявление самостоятельности Вашим ребёнком:

А) самостоятелен, проявляет инициативу.

Б) самостоятелен изредка.

В) несамостоятелен, инициативы не проявляет.

Спасибо за сотрудничество!

Просмотров работы: 2216