РОЛЬ КАТОЛИЧЕСКОЙ ОБЩИНЫ В ЖИЗНИ ГОРОДА ПЕРМИ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

РОЛЬ КАТОЛИЧЕСКОЙ ОБЩИНЫ В ЖИЗНИ ГОРОДА ПЕРМИ

Костылев И.М. 1
1МАОУ "Гимназия №2" г. Перми
Нечаева С.В. 1
1МАОУ "Гимназия №2"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Религия – это один из основных факторов человеческой истории.

Значение религии в жизни определенных людей, обществ и государств разное. Стоит только сопоставить двух людей: одного – придерживающегося канонов какой-либо строгой и замкнутой секты, а другого – ведущего светский образ жизни и совершенно безучастного к религии. То же можно применить и к различным обществам и государствам: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предоставляют своим гражданам полную свободу в вопросах веры и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, третьи держат религию под запретом. В ходе истории вопрос с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того – Россия.

Религии могут сплачивать людей либо разъединять их, воодушевлять на творческий труд, на подвиги, призывать к бездействию, недвижимости и наблюдению, помогать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д.

Значение религии всегда следует рассматривать конкретно в определенном обществе и в заданный период. Ее роль для всей общественности, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

В нашей работе мы хотели рассмотреть данную проблему на примере католического прихода, чей красивый храм «Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии» стоит в центре Перми на пересечении улиц Пушкина и Горького.

В нашей работе мы опирались на такие источники как: воспоминания служителей и прихожан храма, фонды Пермского архива.

В историографии данная тема освящена с позиции судьбы поляк на Урале в разные периоды истории советского государства. Современный этап истории католического храма и его роль в жизни города Перми изучена слабо. Мы в своей работе опирались на работы, прежде всего, Гладышева В., Черных А.В., Старуевой М.В., Обухова Л.А. и др.

Объектом нашего исследования является католическая община города Перми, а предметом – роль католической общины в жизни города Перми.

При этом нами использовались следующие методы исследования: нарративные, интервьюирование, опрос, наблюдение.

Исходя из всего выше сказанного, цель нашей работы – определить роль католической общины в жизни города Перми.

Задачи:

1. Теоретический анализ работ, связанных с темой нашего исследования;

2. Рассмотреть историю храма с момента его создания до наших дней;

3. Провести интервьюирование и опрос среди прихожан католического храма и жителей города Перми;

4. Выявить основные направления деятельности католической общины и ее участие в жизни города Перми.

Таким образом, структура нашей работы выглядит так:

Введение

Глава 1: История католического храма

Глава 2: Роль католической общины в жизни города Перми

Заключение

Список литературы

ГЛАВА I: История Храма

1.1. Появление католической общины

В XIX веке Российская империя представляла собой большое государство, в которое входило немалое количество народов. Еще в XVIII веке при Екатерине Великой, в состав России вошли многие государства, в том числе и Польша. В 30-е и 40-е года XIX века после очередных восстаний в Польском королевстве 1831 года и 1846 – 1848 годов, в Перми появилась большая часть католиков-поляков. Особенно число пермских католиков увеличилось после восстания в Польше 1863 – 1864 гг. Это произошло из-за того, что восставших жестко наказывали, одним из этих наказаний была ссылка в дальние губернии. Пермь была одним из таких мест.

Исследователи лишь отмечают, что в период 1830 – 1831 гг. в Перми находилось около 40 ссыльных поляков (4, с. 10). Именно они заложили начало католической общины Перми. Они помогали друг другу, были родом из одной земли, проповедовали одну религию – это их и сближало, подталкивало создать пермскую католическую общину.

Поляки были по вероисповеданию католиками, именно поэтому в никонианской старообрядческой губернии появились католики-христиане. Нетрудно представить, как велико было значение веры в Бога для этих людей. Она укрепляла их волю к жизни, объединяла, помогала перенести на чужбине житейские невзгоды.

В первые годы существование общины у верующих возникли проблемы с проведением религиозных обрядов, поскольку своего священника у поляков не было. Эту функцию первоначально исполнял военный капеллан – ксендз, приезжавший из Казанского военного округа. Затем, его сменил ксендз Зелинский, также высланный в Пермскую губернию под надзор полиции в 1834 году.

Первое время у католиков Перми не было отдельного места, где осуществлялись бы религиозные обряды, поэтому сборы католической общины происходили только по крупным праздникам в переделанном под часовню купеческом доме Яковлева, который был арендован для религиозных нужд за счет прихожан в 1837 году. К сожалению, во время пожара 1842 года, который охватил всю Пермь, этот дом сгорел вместе с церковной утварью и документами (5, с. 65).

В связи с этим, богослужения были прекращены на несколько десятков лет, до того момента, как были собраны деньги на восстановление, строительство нового храма.

1.2. Строительство храма

Благодаря стараниям отца Петра Сцегенного, который также прибывал в ссылке, в 1859 году был решен вопрос о восстановлении часовни. В 1850-е гг. он развернул активную деятельность по складыванию польской и католической общины в городе. А в начале 1960-х годов, благодаря его усилиям, в Пермь приехал постоянный священник – отец Юлиан Антоний Шостаковский (5, с. 65). Именно он добился разрешения на строительство в Перми католического храма, отправив первый его проект, составленный Эдмундом Фриком в 1869 году. Причиной восстановления часовни являлось, в первую очередь, количество католиков-поляков. В 1864 году их насчитывалось около 500 человек (3, с. 369). С 1863 года по 1871 год проводился сбор средств на строительство каменного храма, который возглавлял отец Антоний. Всего требовалось на строительство три тысячи рублей. Учитывая, что в среднем корова в то время стоила от 16 рублей до 25, это были очень большие деньги (можно было бы купить на эти деньги 143 коровы). За 9 лет было собрано тысяча сто рублей. Остальные недостающие деньги были пожертвованы пребывавшим в изгнании польским католическим епископом Боровским (5, с. 65). В 1873 году был составлен окончательный проект Рудольфа Иосифовича Кавровского, и строительство было начато.

Рудольф Иосифович Кавровский родился в 1830 году в Ковельской губернии (Западная Украина). В 1850 году окончил Институт Гражданских Инженеров в Санкт-Петербурге. Был направлен в Пермскую строительную дорожную комиссию. С 1865 года – младший архитектор строительного отделения Пермского губернского правления. В период с 1871 по 1874 совмещал свою работу в строительном отделении с должностью земского архитектора (как раз в то время, когда составлялся проект храма и его строительство) (Архив: ГАПО, ф. 35, оп. 1, д. 12, 13).

Закончено строительство было только к 1875 году. Тогда, 15 августа 1875 года, было Торжественное освещение храма опальным католическим епископом Каспером Боровским. 15 августа, согласно католическому календарю, – это Торжество Успения Пресвятой Богородицы. Именно поэтому храм носил имя этого торжества – «Успения Пресвятой Богородицы». Основными прихожанами костела были поляки, итальянцы, немцы, венгры. Среди них были инженеры, люди искусства, которые оставили заметный след в развитие города Перми.

Храм стал центром католической общины не только Перми, но и всей Пермской губернии. Также он заложил принцип расселения поляков в Перми. Помимо религиозной деятельности, служители храма занимались культурно-просветительской жизнью всего города. С 1879 года при храме начало работать Общества пособия бедным, которое оплачивало обучение детей в школе. Средства собирались за счет устраиваемых по инициативе польской общины рождественских елок, музыкально-литературных вечеров и балов.

В православных храмах обычно нет никакого инструмента, который бы дополнял пение хора. В католических церквях, как правило, всегда играет орган. У нас он также был. В то время органистом был Станислав Канцлерж. Таким образом, шли года, совершались богослужения, и священники, соответственно, менялись: с 1898 год по 1903 год настоятелем прихода был Бронислав Орлицкий, а с 1908 год по 1916-й – Казимир Мустейкис.

По данным Всероссийской переписки 1897 года, всего во всей Пермской губернии проживало 1980 поляков. Центром католической жизни была Пермь, где проживало 731 поляк (4, с. 13).

К началу XX века католическая община в городе Перми была уже достаточно крупным религиозным и культурным центром, как для поляков, так и для других католиков города.

Начало Первой мировой войны с 1914 года обусловило массовый приток беженцев во внутренние губернии России из западных прифронтовых губерний. Общая численность поляков вне пределов Польши на 1917 год составила около 3 млн. 100 тыс. человек, которые были разбросаны по 69 губерниям России, среди которых была Пермская (4, с. 15).

До Революции 1917 года приход храм пережил весьма непростую восьмидесятилетнюю историю. История до Революции – это как опора, начало жизни прихожан и церкви. Люди, которые пережили ссылку с родной земли, пожар храма, долговременный сбор средств на постройку нового каменного храма – это все показывает огромное желание людей молиться Богу, быть к нему ближе. Именно из-за этой настойчивости, искренней любви к Богу в будущем пострадал приход.

1.3 Приход новой власти

События русской революции 1917 г., Гражданская война обусловили значительные изменения в пермском сообществе, в том числе вызывали миграции населения. Большинство поляков Пермской губернии, 936 человек, по-прежнему жили в Перми (4, с. 15).

После революции 1917 года и после победы большевиков в Гражданской войне пришла новая жестокая власть, от которой весьма сильно пострадал приход. Эта новая власть не выносила церковь: ни католическую, ни православную. Все члены правительства были атеистами. Если кто-нибудь из них оказывался христианином, его обвиняли в том, что он враг народа. Октябрьская революция 1917 г. и последующие гонения на христианскую Церковь в России нанесли сокрушительный удар и по пермской католической общине.

Таким образом, с 1930 года начался большой террор: Польская «операция». Первые аресты по обвинению в принадлежности к «Польской организации войсковой» (ПОВ) начались в Советском Союзе уже в 1933 году. А через три года стартовала кампания по выявлению «шпионов» и «диверсантов» среди польских политэмигрантов и поляков (3, с. 24).

Настоятелем прихода в советское время являлся Франциск Будрис.

Франциск Будрис родился 14 октября 1882 года в Литве (село Ропейки Бернатовской волости Россиенского уезда Ковенской губернии). Вся его семья была католической.

Весной 1907 года был рукоположен в священники, а с июля того же года – викарий прихода в Иркутске. 31 декабря 1909 года распоряжением епископа А. Внуковского переведен настоятелем прихода в Тюмень. С 1919 года стал заведовать Пермским приходом. С 1921 года стал одновременно заведовать Пермским, Екатеринбургским, Тюменским и Челябинским приходом. Когда Будрис был еще молодым священником, ему было трудно жить далеко от родных мест. Он не мог и не хотел ездить в Литву из-за ее разделения с Российской Империей.

В 1924 году он уже заведовал, помимо выше перечисленных, католическими общинами Уфы, Тобольска, Самары, Вятки, Казани, Кургана, Ишима и Златоуста. После 1930 года после закрытия храмов в Тобольске, Тюмени, Кургане и Ишиме продолжал посещать живших там католиков, служил Св. Мессу (службу) на квартирах. Также он совершал службы для тех, кто опасался приходить в храм. С 1934-1937 гг. он был практически единственным священником, обслуживавшим католиков на огромной территории между Волгой и Обью (7). Не смотря на трудную, полную опасностью жизнь, он продолжал служить Богу. Он понимал, что рано или поздно его настигнет мученическая смерть.

Таким образом, католическая церковь в Перми продолжала функционировать.

1.4. Будриса объявили главарем

В 1935 году храм был закрыт и передан под детский кинотеатр. В 1936 здесь стал клуб глухонемых.

17 июня 1937 года, когда ксендз Франциск Будрис проводил службы в Уфе, был арестован местными властями вместе с членами приходского совета и обвинен в том, что «по приказу французского разведчика епископа Невэ занимался шпионажем в пользу французской разведки и Ватикана» и организовал повстанческую деятельность против советской власти под видом религиозной работы, используя религиозный фанатизм прихожан (7).

По воспоминаниям одного из прихожан Уфы А.Я. Янсона: «Отца Франциска сильно били на допросах, требуя признания в том, что он шпион, и даже держали на снегу так, что он отморозил ноги и получил воспаление легких. Однако каждый раз, возвращаясь в камеру, отец Будрис постоянно молился, всячески поддерживал сокамерников, повторяя: «Бог нас не оставит…» (7).

11 ноября 1937 года по ст. 58-10, 58-11 УК РФСФР отец Франциск и 189 прихожан из разных общин были приговорены к расстрелу. Из них пермских было 41 человек. Это были наиболее активные католики. 16 декабря 1937 года вместе с прихожанами был расстрелян в уфимской тюрьме (7). Захоронение произошло на Сергиевском кладбище в Уфе.

1.5. Храм после 1937 года

С началом Великой Отечественной Войны (в 1941 году) в здании бывшего храма устроили швейные мастерские. Начинается переоборудование костела: окна с цветными витражами были заложены кирпичами, с крыши убрали звонницу (колокола); внутреннее убранство помещения тоже было изменено. Годы Второй мировой войны явились временем наиболее массового принудительного переселения поляков в Пермское Прикамье. На 1 марта 1941 года в спецпоселках Молотовской области числилось 1903 семьи, или 9160 человек польских осадников.

В 1949 году здание храма было передано клубу глухонемых.

Определением Военного трибунала Южно-Уральского военного округа от 14 января 1958 года решение тройки НКВД БАССР от 11 декабря 1937 г. в отношении о. Ф. Будриса было отменено и дело производством прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления, то есть он был признан полностью невиновным в том, что ему ранее инкриминировалось.

Во времена Советского Союза прихожане Перми прошли довольно трудный путь. Революция 1917 года, различные наказания, ужасные пытки, расстрел – все это пришлось пережить ни в чем невинным людям, которые всего лишь были поляками и проповедовали католицизм.

1.6 Приезд отца Анджея Гжибовского

Возрождение Католической Церкви в Перми началось в 1993 г., когда по инициативе группы пермских католиков образовалась католическая община. По просьбе вновь образованной общины 9 октября 1993 г. в Пермь приехал священник из Польши отец Анджей Гжибовский , и уже 17 октября 1993 г. провел первое богослужение.

Ксендз Анджей Гжибовский родился в 1954 году. В Варшаве окончил среднюю школу. В 1975 году поступил в Высшую духовную семинарию в Плоцке и через 6 лет был рукоположен в священники. В 1993 году приехал в Пермь. За свою деятельность удостоен звания монсиньора.

Из дневника монсиньора Анджея Гжибовского:

8 октября 1993 года. Россия, Москва – Пермь. «… Путешествие по железной дороге продолжается 24 часа. Впервые в жизни я еду так долго. В Пермь приезжаю в субботу вечером. Меня встречают представители общины первые беседы. Все спрашивают, надолго ли я приехал. Дипломатично отвечаю, что все будет зависеть от них. Если почувствую необходимость своего присутствия, то – надолго …»

12 октября. «Целый день провожу дома, выхожу только в магазин. Мой акцент просто ужасен. Прошу шесть яиц, а получаю 60. Не знаю, как я произнес слова, но продавщица не поняла. Понемногу вхожу в ритм жизни жителей Перми».

13 октября. «С разрешения нынешних хозяев церкви – Общества глухонемых – осматриваю ее. Самое важное место в храме, то есть алтарная часть, закрыта экраном. Там, где когда-то находилась ризница, – встроенные шкафы. Беседую с председателем общества глухонемых через сурдопереводчика. Мы договариваемся о том, что католики будут пользоваться зданием храма по воскресеньям с 12.00 и два раза в неделю – по вечерам…»

17 октября. «Первая Месса после 60-летнего перерыва. На службе присутствуют около 30 человек. Никто из них не знает, как участвовать в Святой Мессе…» (6, с. 21-23)

Прихожанка Галина Загорская вспоминает:

«Окна были закрыты. Клуб для глухонемых. То, в каком он пребывал состоянии, было настоящим издевательством над храмом. Мой муж принимал участие в реставрации храма. Его восстановление продолжалось десять лет. С течением времени в нем принимало участие все больше людей. По выходным и праздникам мы буквально бежали в храм».

С момента возрождения прихода католики стали добиваться возвращения здания храма. И, наконец, 10 мая 1994 г. постановлением главы городской администрации В. Е. Филя состоялась официальная передача здания церкви католической общине города Перми. Состояние здания было ужасным, тем более что через несколько дней после передачи возле церкви возник сильный пожар, в результате которого сгорела крыша храма, а проливные дожди, шедшие в то лето, довели здание до почти катастрофического состояния.

Из воспоминаний очевидца пожара Валерия Постникова:

«В тот день я гулял со своей собакой (тогда у нас была собака) возле планетария. Мы там недалеко живем. Гляжу, в районе храма что-то горит. Быстро до храма приехал. А храм полыхает! Отец Анджей весь чумазый мечется, тушит пожар. А я ему помогать побежал. Тут уж приехали пожарные, да потушили пожар-то. Сарай старый был – сгорел, дверь от ризницы была деревянная, где сейчас стоит уже железная, тоже сгорела. А храм то не сгорел – каменный был, да и потушить вовремя успели. Только крыша сгорела».

Благодаря неимоверным усилиям прихожан и благотворителей всего чуть больше года потребовалось на приведение храма в пригодное для богослужений состояние. Окончательное восстановление храма закончено только в 1998 г.

1.7. Приход в наше время

Теперь уже в храме пел приходской хор. В 2000 году произошло освящение органа. В храме после многих лет заиграла органная музыка.

В 2002 году на замену отцу Анджею, которого перевели в другой город, пришел отец Казимир Шалай. За недолгое время отец Казимир, или Казимеж, как его называют сами поляки, успел многое. Он провел освежающий ремонт храма, организовал в 2003 году празднование десятилетия возрождения прихода в Перми.

В 2005 году был решен вопрос о постройке приходского дома, задумка которого была еще у Анджея Гжибовского.

В 2010 году на смену двум священникам ксендзу Петру Зимноху и викарию Алексею Шахову (оба уехали в Польшу), пришел новый, с совсем другим характером отец Дмитрий Новоселецкий.

Это необычный священник. На половину веселый, на половину строгий. В нужный момент может и отругать, но любя. За 4 года пребывания в Перми он показал себя замечательным человеком. Каждая его проповедь остается у каждого глубоко в душе.

При храме есть воскресная школа и детский уголок. В приходском зале каждое воскресенье после службы развлекаются, общаются прихожане, а в большие праздники устраиваются большие чаепития.

В ноябре 2014 года, совсем недавно, прибыл в наш приход из города Кирова новый викарий отец Петр. Он поляк и знает русский язык очень слабо, потому и не особо разговорчив. Он тихий, смирен сердцем.

После распада СССР храм пережил возрождение, пожар и только к началу XXI века прихожане собственным трудом, наконец, возродили, как следует, храм. С 30-х годов XIX века и до сих пор пермяки почитают этот храм, в нем молятся. После службы – дети играют, взрослые обсуждают будни и все прощаются до следующего воскресенья. Эта община духовно растет и меня это радует. Главное не количество прихожан, а качество их молитв.

Глава 2: Роль католической общиныв жизни города Перми

На протяжении 2014-2015 гг. проводилось интервьюирование служителей храма и его прихожан, а также жителей города, чтобы понять какую роль костел и католическая община играет в современной жизни города Перми.

Любой религиозный храм, в первую очередь, играет роль духовного центра города или области.

Во-первых, это воскресная школа при храме, которая присутствует в Пермском приходе тоже. Каждое воскресенье после Св. Мессы проходят занятия с детьми разных возрастов. Занятия поделены на 3 группы по возрасту. Проведя наблюдения занятий, в которых я участвовал в качестве обучающегося в период с 8 по 15 ноября 2015 года, я установил возрастные рамки групп – младшая группа, группа для младших подростков и старшая группа.

Группа для самых маленьких и для детей, готовящихся принять первое причастие или переход в Католическую общину. В католической церкви дети до 7 лет не исповедуются и не причащаются – им даётся основа «Богоучения», первые основные знания о Боге, знания о литургических обрядах (4 – 11 лет).

Группа для младших подростков (11 – 16 лет) – им даются знания о праздниках церкви, о святых церкви, о литургическом годе; проходит знакомство с библией и её чтение.

Группа для старших подростков (17 – 20 лет) – дополнительные знания о прежде изученном, рассмотрение тем, которые не рассматривались ранее.

Занятия проводят служители храма – Сёстры Святого Креста и семинарист, пребывающий у нас с конца августа этого года на практике.

Занятия проходят не только с детьми, но и с взрослыми. В начале 2015 года была сформирована группа «Библейские чтения» (верующие с 20 лет и старше). Эти беседы проводят прихожане.

Во-вторых, ещё в XIX-XX веках при храме католической общиной были заложены принципы просветительской деятельности. Сначала данная деятельность велась, прежде всего, среди ссыльных поляков, расселенных на территории нынешнего Пермского края. В настоящее время служители занимаются просветительской деятельностью среди жителей всего города.

При храме уже несколько лет действует Центр Польской Культуры, в котором ведется преподавание польского языка, истории Польши; желающие могут там ознакомиться с обычаями и традициями польского народа. Происходит также возрождение национальных культурных традиций и в немецкой диаспоре. Бесплатно для всех желающих ведется преподавание немецкого языка.

При храме существует паломническая служба, которая организует поездки в Италию, Францию, Польшу и Австрию. Очень вероятно, что в скором времени прихожане смогут совершать паломничества в Святую Землю и Испанию.

Проводится экскурсионная деятельность для жителей города Перми, в рамках которой знакомят с историей храма, особенностями католической веры. В ходе проведенного опроса пермских туроператоров в 2015 году было выявлено, что данное направление очень востребовано среди жителей города Перми. Программа «Дорога к Храму» пользуется популярностью среди учащихся и студентов (54 %).

Для духовного просвещения приход организует льготные летние поездки для детей в тёплые области страны. Летние «каникулы с Богом» оплачиваются большей части деньгами прихода. Родителям детей остаётся оплатить только лишь проезд. В поездку отправляются лишь дети примерно до 15 – 16 лет (маленькие дети до 10 лет едут с родителями), монахи (они же Сёстры Святого Креста) и настоятель нашего прихода.

На Каникулы с Богом дети выезжают в другой город, в другой католический приход. Например, 2012-2014 гг. мы ездили в Алексеевку (деревня под Уфой), а в 2015 году – в станицу Анапскую.

В поездках я также установил роль приходов в тех городах, где они расположены. Например, в д. Алексеевке церковные служащие буквально подняли на ноги всю хозяйственную деятельность деревни (которая упала после развала СССР). Что самое интересное – все церковные служащие Алексеевки нерусские (настоятель – американец из Чикаго, монахи – европейцы). Они, подобно полякам, которые пребывали в ссылке в конце XIX века, занимаются просветительской деятельностью всей деревни, помогают детям, оставшимся без родительской опеки, каковых по всей деревне множество.

Каждые воскресенья в приходском доме организуются чаепития, различные мероприятия для детей (на церковные праздники). Пасха, Рождество Христово, Св. Николай Мирликийский – каждый ребёнок прихода знает, что и кто это такой благодаря мероприятиям, которые прихожане проводят для детей с целью их просвещения в плане Богоучения. Например, в ближайшее воскресенье после 25 декабря, дети ставят спектакль-сценку о том, как родился Иисус; а 6 декабря в день Св. Николая дети рассказывают стишки о Боге, играют на музыкальных инструментах различные мелодии, поют знаменитые песни и получают за это сладкий подарок от переодетого Св. Николая. В праздничный день недели – в воскресенье – после занятий в приходском доме прихожане общаются и пьют чай, обсуждая ту или иную тематику начиная от церковной темы и заканчивая даже политикой – как современной, так и исторической. Прихожане предлагают свою помощь друг другу – кто-то идёт помогать ремонтировать квартиру, кто-то помогает решать задачу по физике, кто-то даже учит вязать.

Церковь – как и государство – помогает малоимущим и многодетным семьям, ведь католический приход призван не только дать вероучение прихожанам, но и помочь им в случае финансовых затруднений. Однако, пожертвований, которые собирают каждую неделю, хватает только на цветы и уборку храма. Помощь обеспечивают неравнодушные российские и европейские католики, жертвующие хорошую одежду и обувь для детей и взрослых, которая им не подходит или уже, на их взгляд, поношенная. В храм поступают кондитерские изделия для детей из стран Европы.

Также при католическом храме служат сёстры Матери Терезы. Это орден, помогающим «беднейшим из бедных». В большинстве случаев это люди, страдающие наркотической и алкоголической зависимостью.

Все более тесной становится связь пермского католического прихода с международной благотворительной организацией «Каритас», которая оказывает материальную помощь малоимущим людям. Недавно в Перми стал действовать ее центр. По субботам его члены раздают одежду нуждающимся. Представители пермского отделения «Каритас» уже побывали в лагере для беженцев в Очере, в детских домах.

По-особому складываются отношения между пермской католической общиной и другими религиозными конфессиями, в частности, православными и мусульманами. На каждый крупный католический праздник главы этих религиозных объединений в Пермском крае присылают в католический храм сердечные поздравления для всех католиков с заверениями в том, что отношения между конфессиями и в дальнейшем будут оставаться дружественными. Наиболее близкие отношения у католической общины сложились с Православной Церковью. По словам архиепископа Тадеуша Кондрусевича, архиепископ Афанасий продемонстрировал «дружественное отношение к Католической Церкви».

Разумеется, я должен упомянуть роль храма и католической общины в моей жизни. Я являюсь прихожанином этого католического храма, который играет не последнюю роль в моей жизни; я участвую во всех мероприятиях; в этом католическом храме меня обучают игре на органе, летом 2015 года я проводил первые Св. Мессы. Мне это всё нравится. Роль храма я рассматриваю не только, как весёлые мероприятия, общение с друзьями, но и как способ встретиться с совестью лицом к лицу. Ну и, разумеется, неотъемлемая часть роли церкви для меня – это вера. Друзья часто говорят, что я скромный, негрубый, спокойный, сдержанный. Это результат моего следования по вере.

Заключение

Мы воссоздали историю храма с его основания до наших дней на основе огромного количества информации.

Мы выяснили, что община начала рождаться из-за ссылок, после Революции по приходу новой власти и образования нового государства СССР приходу стало очень тяжело. В конечном итоге были расстреляны ни в чем невинные люди. А в наше время, после долговременного восстановления храма и общины, после всего того, что произошло ранее с приходом, стоит задуматься, как бы мы поступили на их месте, на месте поляков. Эта работа не только дала мне новые знания, новое представление о храме, месте, куда я хожу каждое воскресенье, но и изменила ход моих мыслей.

Католический храм является духовным и культурным центром в жизни своих прихожан, ведь живущие в Перми католики могут теперь ощутить себя частицей большого католического мира, единство которого его поддерживает и защищает. В тоже время деятельность католической общины имеет широкий спектр, который охватывает различные категории жителей города Перми, не являющихся частью прихода. Принимает активное участие в установлении и поддержании отношений с другими религиозными конфессиями нашего края с целью формирования толерантного и гармоничного общества.

Список литературы

1. Архив: ГАПО, ф. 35, оп. 1, д. 12, 13

2. Бюллетень законов Пермского края правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края № 1 (283) 13.01.2014 г.;

3. Гладышев В. Пермские поляки – Пермь: Раритет-Пермь, 2001 – 117 с.

4. Поляки в истории и культуре Урала: Материалы Международной научно-практической конференции (25-27.09.2012) / Под ред. А.В. Черных, М.В. Старуева, Л.А. Обухов, – Пермь: Форвард-С, 2014 – 247 с.

5. Поляки в Пермском крае: очерки истории и этнографии – С-Пб: Издательство «Маматов», 2009 – 285 с.

6. Поляки Прикамья: Сборник статей – Пермь: Книжное издательство, 2004 – 190 с.

7. Слуга Божий о. Франциск Будрис [электронный документ] (http://www.catholicmartyrs.org/index.php?mod=pages&page=budris) Проверено: 25.01.2016

 

2

 

Просмотров работы: 637