«МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ» А. С. ПУШКИНА И БОЛЬШАЯ ДРАМА МОЛОДЕЖИ XXI ВЕКА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ» А. С. ПУШКИНА И БОЛЬШАЯ ДРАМА МОЛОДЕЖИ XXI ВЕКА

Лютов Д.В. 1
1УККК-интернат
Абашин В. 1
1УККК-интернат
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Проблема научно-исследовательской работы – соотношение ценностей и проблем молодежи XXI века с ценностями и проблемами молодежи в гениальном произведении А.С. Пушкина «Маленькие трагедии».

Цель проекта:

Узнать:

1. Проблемы и ценности, поднятые А.С. Пушкином в «Маленьких трагедиях»

2. Проблемы и ценности современной молодежи России

3. Проблемы и ценности кадетов в УККК

Задачи проекта:

1. Научиться работать в группе.

2. Работать со статистическим материалом.

3. Работать с произведениями литературы, справочной литературой.

4. Работать с интернет-ресурсами.

5. Работать с презентациями.

Участники проекта:

10-11 классы: 40 человек, 8-9 классы: 80 человек

Руководитель проекта:

Лубнина Надежда Николаевна.

Актуальность проекта:

  • Актуальность исследования. Несмотря на наметившиеся процессы социально-экономической стабилизации в России, положение молодежи остается неустойчивым. Социальное неблагополучие отражается на состоянии здоровья этой социальной группы населения, у молодых людей наблюдается рост заболеваний, сопутствующих крайней бедности (прежде всего туберкулез). Велик процент молодых людей, не имеющих работу, половина работающей молодежи трудится не по той специальности, которую приобрела в процессе обучения, либо вовсе не имеет профессии.

  • Не снижается число детей - "социальных сирот", инвалидов, безнадзорных. В особо сложных условиях находятся молодые люди из числа беженцев и вынужденных переселенцев.

  • Отсюда у молодежи проявляются тревога, отчаяние, возмущение, вандализм, что говорит о наличии социальной напряженности среди молодых людей, ведущей, в свою очередь, к дальнейшему отчуждению от общества. Неудачи в социальной адаптации молодежи и детей к новым социально-экономическим условиям проявляются в молодежной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, , масштабы которых приобрели беспрецедентный характер.

  • В целом социальное положение молодежи в России отражает общее состояние общества, которое находится в переходном периоде.

  • Данная тема особенно актуальна, так как молодежь - это будущее России. На данный момент молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества.

  • Таким образом, целью данного исследования является анализ социальных проблем молодежи.

Значимость проекта:

Проект вовлекает учащихся в процесс самообразования, помогает развить сознательное отношение к непрерывному образованию, как к условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Основная часть

ПРОБЛЕМА «МАЛЕНЬКИХ ТРАГЕДИЙ» ПУШКИНА*

Гениальные «Маленькие трагедии» Пушкина, написанные

им в Болдинскую осень 1830 года, принадлежат к числу загадочных

произведений великого поэта. Но мне кажется, еще никто четко и ясно не ответил на важнейший вопрос: зачем написал их Пушкин и что он

хотел ими сказать?

«Маленькие трагедии» – пушкинский цикл из четырёх пьес: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». Все они объединены общим мотивом изображения греховной страсти, которая разъедает саму основу человеческой души, даже если та глубока и сильна. В своих маленьких трагедиях Пушкин поднимает темы негативных человеческих страстей и пороков.

Трагедия «Скупой рыцарь»

Престарелого рыцаря-барона скупость доводит почти до помешательства. Смысл своей жизни он видит в том, чтобы спускаться в подвал и досыпать новые пригоршни золота в свои шесть сундуков с сокровищами. Деньги барон добывает притеснениями и обманом. Жадность глушит в нём голос раскаяния. Старый рыцарь проводит целые часы, зажигая в подвале свечи и любуясь на свои сундуки.

20-летнего сына Альбера скупец держит в чёрном теле. Юноше не хватает денег ни на коня, ни на рыцарское вооружение. Альбер ненавидит отца, чья мелочность вынуждает его влезать в долги к бессердечному еврейскому ростовщику Соломону. В трагедии «Скупой рыцарь» автор обращает внимание читателя на три разных проблемы: жадность(скупость), гордыня (щегольство), конфликт отцов и детей.

Трагедия «Моцарт и Сальери»

Знаменитый композитор Сальери, сухой, лишённый вдохновения человек, изучил музыкальную гармонию по типу алгебры и пишет мелодии на манер искусного ремесленника: математически подбирая тона. Но славу трудолюбивого Сальери начинает затмевать молодой Моцарт, весёлый гуляка, который достигает всего не мелочным упорством, а необыкновенным талантом. Сальери проникается к Моцарту чёрной завистью, которая поглощает всё его существо.

В этой маленькой трагедии Пушкин обращает наше внимание к проблемам гения и злодейства, зависти и проблемы бездуховности.

Трагедия «Каменный гость»

Дон Гуан - прославленный повеса и дуэлянт, покоритель женских сердец. Жизнь его перевернулась после дуэли, он вынужден жить в монастыре со своим слугой. Пытаясь покорить очередную девушку, его настигает долгожданная кара. В трагедии «Каменный гость» автор описывает нам проблемы необдуманности поступков, ветрености и самонадеянности.

Трагедия «Пир во время чумы»

Во время страшной лондонской чумы 1665 погребальные повозки тысячами везут умерших на кладбища. Повсюду раздаются стоны и плач, однако на одной из улиц несколько гуляк напоказ предаются разврату и пьянству за накрытым столом. Однако их веселье наигранно. Участники кощунственного пира лишь стараются утопить в вине печаль по родственникам и близким, которых теряют каждый день. Все герои лишь хотят отвлечься от того, что их близкие умерли. В этом произведении цикла «Маленьких трагедий» Пушкина описывается проблемы нравственности, безвыходности, от чего они и стали пировать , переживаний души.

Мы, читая и анализируя «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина, пришли к выводу, что эти произведения воздействуют на нравственное развитие человеческой души и учат нас правильно оценивать свои действия и поступки, не предаваться страстям и порокам.

Проблемы молодежи в современном обществе

Исследуя интернет ресурсы, проводя опросы в нашем Университетском казачьем кадетском корпусе, мы выделили 13 основных проблем актуальных для молодежи нашего времени.

Молодежь сталкивается с различными проблемами проблемами: социальными, экономическими и нравственными.

1. Общее эмоциональное неблагополучие

Современные школьники имеют практически все, что захотят, однако в большинстве своем гораздо менее счастливы, чем мы в их возрасте. Виной тому — кризис современной семьи. Огромное количество разводов, поиски родителями новых партнеров, замена живого общения с родителями современными игрушками, отсутствие должного внимания к личности ребенка. Как результат — неврозы, чувство одиночества, негативная самооценка.

2.Сокращение численности молодежи

Сокращение численности молодых людей и, старение населения, снижение роли молодежи как трудового ресурса общества.

3. Информационная перегруженность

Современные дети плавают в огромном количестве информации, льющейся на них с экранов телевизоров, мониторов компьютеров, учебников, книг, журналов. Дети рано усваивают, что хранить в голове какую-либо информацию практически бесполезно, ведь ее в любой момент можно «нагуглить» в Интернете. Как результат – снижение памяти, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте. Ведь вокруг столько всего интересного!

4. Несамостоятельность, избалованность

Детоцентризм давно уже стал реальностью современного общества, серьезно влияя на отношения в семье. Наблюдается интенсивное соучастие родителей во взрослении ребенка. Родители стремятся «привязать» его к себе, делая его центром своего маленького мира, удовлетворяя малейшие его прихоти, решая за него все проблемы. Итог: позднее взросление, неумение контролировать свои прихоти, нежелание делать самостоятельный выбор.

4. Падение ценности труда

Падает социальная ценность труда, престиж ряда важных для общества профессий. Последние исследования показали, что молодежь отдает предпочтение не столько интересным по содержанию профессиям, сколько материально выгодным.

5.Молодежная безработица.

Статистические данные свидетельствуют о том, что доля молодых людей в составе безработных остается высокой. В жизни молодых людей последних лет получило широкое распространение «чувство тревоги стать безработным». В проведенном исследовании выяснилось, что боятся стать безработными в будущем более 70% опрошенных.

6. Ухудшение состояния здоровья детей и подростков.

Нынешнее молодое поколение менее здорово психически и физически, чем предыдущее. В среднем по России лишь 10 % выпускников могут считаться абсолютно здоровыми, 45-50% имеют серьезные отклонения в здоровье. Годность призывников к строевой службе снизилась при призыве в армию до 80%. Статистика Минздрава указывает на прогрессивное ухудшение состояния здоровья всего населения, и в частности детского. Современный школьник с раннего возраста страдает болезнями желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы, анемией. Причина столь глобальных изменений – изменение питания и отсутствие достаточных физических нагрузок.

8. Погоня за успехом

Современное общество и родители чрезмерно настроены на успех. С первого класса ребенок зациклен на достижении результатов. Современные школьники вынуждены расти в условиях, где их постоянно с кем-то сравнивают. Под влиянием общества, СМИ родители давят на детей, требуя от них высоких результатов, забывая о других общечеловеческих ценностях и о том, что находиться в условиях непрекращающейся гонки постоянно невозможно.

9. Высокая конкуренция

Причем конкуренция эта относится не только, и не столько к учебной стороне школьной жизни, сколько к межличностным отношениям в кругу сверстников. Какое место я занимаю в своей группе? Как я могу повысить свой статус? Как мне завоевать популярность среди одноклассников? На эти вопросы каждый школьник мучительно ищет ответ в зависимости от шкалы ценностей группы, к которой он себя относит.

10. Проблема разрешения конфликтов

Конфликты в школе были всегда. У современных школьников появилась проблема их разрешения, которая связана с развитием виртуального общения. Ведь в Интернет-пространстве ты как бы есть, а как бы и нет. В любой момент ты можешь прекратить общение, просто выйдя из сети. В итоге современный школьник не умеет ни мириться, ни идти на компромиссы, ни сотрудничать, ни объясняться.

11. Социальное расслоение

Школа — невероятно достоверная иллюстрация нашего общества. Дети несут в школу не только учебники, но и стереотипы, сформированные в родительской среде. А стереотипы зачастую просты — ты то, что ты можешь себе купить. И, доставая из портфеля дорогой планшет, ребенок достает вместе с ним часть своего статуса в школьной группе. Количество детей, отказывающихся ходить в школу из-за отсутствия дорогих гаджетов, неуклонно растет.

12. Дефицит времени

С первого класса у детей в расписании бывает 5 уроков в день. Старшеклассники не удивятся, увидев 8 занятий. По всем школьным предметам существует домашнее задание. Плюс спортивные секции, музыкальные, художественные школы, — ведь ребенок должен быть всесторонне развит в нашем конкурентном обществе. И не забываем про заманчивый мир социальных сетей, ежедневно съедающий от двух до пяти часов. Стоит ли удивляться, когда школьники порой признаются в том, что просто мечтают выспаться?

13. Рост ответственности за свой выбор

В современной школе широко распространено профильное обучение. Школьнику после 9 класса, а то и раньше, предлагают определиться с предметами для более глубокого изучения, полагая, что в этом возрасте ребенок вполне способен сделать самостоятельный выбор. Вынужденно школьники его делают, но зачастую не представляя, какие мотивы должны ими двигать. А уж при упоминании аббревиатуры ЕГЭ только совсем уж «пофигистически» настроенный школьник не расширит от страха глаза. И родители, и педагоги, начиная с первого класса, постоянно задают своим детям сакраментальный вопрос: « А ЕГЭ как сдавать будешь?»

Мир вокруг изменился, общество стало более сложным, требовательным, непредсказуемым. Изменились и дети, но они все же дети. Влюбляются, дружат, волнуются, мечтают.

Социологическое исследование

Цель исследования: выяснить, какие проблемы встают перед кадетами УККК

Ресурсами исследования являются кадеты 8-11 классов– представители разных возрастов.

Метод сбора информации – опрос, вид опроса – интервью.

Гипотеза: проблемы поднятые в четырёх «Маленьких трагедиях» А. С. Пушкина совпадают с проблемами кадет.

Возраст

Мало времени на сон

Материальное благополучие

Конфликты со взрослыми

Уважение окружающих

Проблемы в личной жизни

Послешкольное образование

Дружба

Нехватка времени на хобби

Слишком много ненужных предметов

Страх перед сдачей ОГЭ, ЕГЭ

8-9 класс

50%

90%

75%

35%

30%

70%

70%

70%

40%

95%

10-11 класс

45%

85%

95%

50%

40%

65%

75%

70%

52%

95%

Мы узнали мнение и самих ребят. Анкетирование на тему «Проблемы современного школьника» проводилось с обычными учащимися 13-17 лет обычной кадетской школы.И вот какие проблемы отметили наши кадеты:1. Страх перед выбором послешкольного обучения – 70% кадет.2. Боюсь не сдать ОГЭ, ЕГЭ! — 95% кадет.3. Дружба – 73% кадет.4. Нехватка времени на хобби, все время отнимают уроки – 70% кадет.5. Конфликты со взрослыми (педагогами, родителями) – 80% кадет.6. Слишком много ненужных предметов в расписании – 46% кадет.7. Уважение окружающих – 40% кадет.8. Материальное благополучие – 85-90% кадет.9. Мало времени на сон – 50% кадет.10. Невзаимная любовь, проблемы в личной жизни – 35% кадет.

Группа исследователей в дополнение к предыдущему исследованию провела опрос «Основные ценности».

Распределение основных ценностей кадет

1.

Деньги

21%

2.

Образование, профессия

19%

3.

Получить от жизни больше удовольствий

11%

4.

Действия ради будущего России

18%

5.

Любовь

12%

6.

Мир (чтобы не было войны)

7,5%

7.

Семья

7,5%

8.

Идеалы, вера

3%

По результатам исследования, проведённого в 2016 году, иерархия доминирующих ценностей учащихся кадетского корпуса выстраивается следующим образом:

- Деньги, материальное благополучие

- Образование, профессия

- Патриотизм.

- Любовь.

- Получить от жизни больше удовольствий.

- Семья.

- Мир.- Бог, идеалы.

Заключение

Результаты наших социологических исследований подтверждают, что кадеты становятся все более нацеленными на материальный успех. Меньшее значение имеет стремление к самовыражению или необходимость творчества, реализация своих способностей. Учащиеся в основном сосредоточены на невзгодах человеческой жизни также как и герои «Маленьких трагедий». Проводя социологическое исследование, мы пришли к неожиданным выводам. Оказалось, что кадеты не по годам умны и осведомлены. У них более ярко выражены такие качества, как порядочность, гуманность, патриотизм и толерантность. Большое значение среди учеников имеют юмор и развлечения. Спектр проблем кадет значительно выше, чем у героев произведений Пушкина. Они задумываются об успешной карьере (70%), о сохранении мира (85%), о сохранении семьи (100%), о своем здоровье и здоровье своих родных (92%). Это говорит о том, что кадеты заботятся не только о себе, но и о других людях, родственниках.

Вывод

Проблемы современной молодежи пересекаются с проблемами «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина. Но к проблемам Пушкина добавился ряд таких проблем, как информационная загруженность, зависть от гаджетов, наркомания, курение, алкоголизм, подростковый экстремизм. К этому ряду можно добавить ещё, так называемый, зацепинг.С развитием общества развиваются и проблемы молодежи. Какие-то из проблем уходят, какие-то приходят, какие-то проблемы перерастают в другие, а какие-то дают начало другим более серьезным проблемам. По сравнению с пушкинскими проблемами «Маленьких трагедий» список проблем современной молодежи серьезно больше. Мы считаем, что если каждый человек внесет хотя бы какую-то свою лепту в решение этих серьезнейших проблем, то их решение произойдет быстро и социально безболезненно.

Если вы хотите изменить планету, то начните с материка, если вы хотите изменить материк, то начните со страны, если хотите изменить страну, то начните с региона, если хотите изменить регион, то начните с города, если хотите изменить город, то начните с района, если хотите изменить район, то начните с улицы, если хотите изменить улицу, то начните с дома, если хотите изменить дом, то начните с квартиры, если хотите изменить квартиру, то начните с семьи, если хотите изменить семью, то начните с СЕБЯ!!!!! НАШЕ БУДУЩЕЕ – В НАШИХ РУКАХ!!!!!

Список использованной литературы

1. Аносов А.П. Проблемы молодежи. М.:Инфра-М, 2007

2. Баранов А.П. Социальная работа с молодежью. М.:Инфра-М, 2009.

3. Васильева П.Р. Молодежная политика в России. М.:Инфра-М, 2006

4. Махмутова Н.Н. Молодежный рынок труда. М.:Инфра-М, 2008

5. Николаева П.П. Молодежь в социальном пространстве России. М.:Инфра-М, 2008.

А.С Пушкин «Драматические произведения: романы, повести» Издательство Москва, АСТ, «Олимп» 1999г.

«Проблемы нравственного развития подростков» Л.Григорович Издательство НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт

Список интернет-ресурсов

http://rweek.ru/2013/10/01/10-problem-sovremennogo-shkolnika/

http://veselajashkola.ru/roditelyam-sovety/kakie-osnovnye-problemy-sovremennyx-shkolnikov/

http://brjunetka.ru/osnovnyie-problemyi-podrostkovogo-vozrasta/

http://psychologytoday.ru/public/problemy-podrostkov

2

Просмотров работы: 2969