СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ЖЕНЩИНЫ В ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА.

Егорова О.М. 1
1МБОУ СШ №10 г. Павлово
Мусатова С.Б. 1
1МБОУ СОШ №10 г. Павлово
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
I. Введение.

«Социальный прогресс и смены периодов совершаются пропорционально прогрессу женщин к свободе, а падение социального строя совершается пропорционально уменьшению свободы женщин».

Франсуа Мари Шарль Фурье (1808 г.)

Положение женщины в обществе на протяжении веков менялось в самых противоположных направлениях. В период матриархата ее значение было первостепенным. В эпоху рыцарства она была предметом поклонения, но уже не играла в политической жизни общества существенного значения. Постепенно мужчины все больше оттесняли женщин на второй план, ограничив сферу ее интересов и влияния воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства. Это вызвало возмущение многих женщин. Они начали борьбу за свои права. Причем, наибольших «успехов» добились женщины России. Здесь мужчины особенно легко уступили женщинам самую тяжелую физическую работу, всегда считавшуюся мужской. В эпоху индустриализации и в военное время мужчины уступили женщинам самую тяжёлую физическую работу, всегда считавшуюся мужской. И выяснилось, что российским женщинам действительно любая работа оказалась по плечу.

Актуальность темы определяется необходимостью повышения роли женщин в самых различных сферах российского общества и прежде всего в общественно-политической.

Особый интерес к «женской теме» обусловлен разнообразием ролевых функций, которые осваивают женщины в современном обществе. Российское общество, в котором не так давно акцент был сделан на предоставлении женщине возможности реализовать свои карьерные амбиции, в последнее время в связи с нестабильностью в экономическом секторе, а также обострившейся демографической проблемой, обращается к патриархальной государственной политике. Проявляется это в форме ограничения участия женщин в государственно-профессиональных сферах, что порождает недовольство женщин и напряженность. В результате чего перед государством становится задача по выработке политики, предоставляющей равные условия реализации для женщин.

Цель исследования: проследить эволюцию статуса женщины в российском обществе в XIX-XXI вв. и определить роль женщины в современном обществе.

Гипотеза: если использовать информацию из указанных источников, то можно сделать выводы об эволюции женщины в российском обществе.

Задачи:

  • Выявить на основе изучения исторической литературы по вопросам о роли женщины в обществе, основные статусы женщины в разные исторические периоды России.

  • Дать оценку положения женщины в политической, экономической, социальной, духовной сферах.

  • Выяснить в ходе социологического опроса отношение людей разных возрастов к роли женщины в политической, экономической и социальной сферах общества.

Методы исследования:

  • Анализ

  • Социологический опрос.

Предметом исследования выступает повседневная жизнь женщин в период XIX в. – начало XXI вв.

Объектом исследования является русская женщина рассматривающийся в качестве отдельной социокультурной общности, для которой характерен жизненный стиль, определяемый правовым статусом женщины в семье и обществе, установленные нормы поведения, а также определенные способы реализации в обществе.

Интерес к данной проблеме был проявлен ещё в Древнем мире, средние века, особенно в эпоху Просвещения. Несмотря на различные политические ориентации много нового в разработку идеи предназначения женщины и ее общественно-политическом процессе внесли русские мыслители: А.И.Герцен, Н.А. Добролюбов, Ф.М. Достоевский, М.Л. Михайлов, Д.И. Писарёв, В.С. Соловьёв, Л.Н. Толстой, А.С. Хомяков, Н.Г. Чернышевский.

Особенно ценны идеи Н. Чернышевского, считавшего женщину носительницей свободы, равенства, экономической эмансипации. Огромный вклад в развитие «женского вопроса», рассматривающего его как часть вопроса о пролетарской революции, классовой борьбе, внес марксизм: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, а также их последователи И.Ф. Арманд, А.М. Коллонтай, К. Цеткин, Н.К. Крупская.

В связи с наметившимися тенденциями в общественно-политическом развитии России в дореволюционной России женской проблематикой занимались А. Амфитеатров, П.В. Безобразов, Е. Ланге, П.Г. Мижуев, В.М. хвостов, Е. Щепкина, анализировавшие положение женщин, развитие женского движения.

Новый подъем в осмыслении положения женщин отмечался после II Мировой войны.

Большой вклад в разработку идеологии женского движения внесли и вносят российские учёные: Н.А. Васецкий, С.Н. Кайдаш, Н.Л. Пушкарева, Г.А. Тишкин, П.М. Чирков, изучающие роль женщины в контексте политической истории. В книге Светланы Айвазовой «Русские женщины в лабиринте равноправия» поднимаются вопросы женского предназначения, положения женщины в России.

II. Эволюция социальной роли женщины в истории российского общества.

Сравнение положения женщины в политической, экономической, социальной, духовной сферах. (XIX, XX, XXI вв.).

Роль женщины до XIX века была незначительной. В политической сфере она не имела право голоса. Работали только женщины из низших слоёв общества. Образование получали на дому и только женщины высших сословий. Основной социальной ролью женщины было ведение хозяйства и воспитание детей.

Cтатус женщины в российском обществе являлся сложной социальной проблемой, охватывающей политические, экономические, социальные и духовные стороны эмансипации женщин.

Проблемы женщин в политической сфере, впервые в истории России привлекли внимание общества в начале ХIХ века. В 1812 году создаётся первая в истории русская женская организация — «Женское патриотическое общество». Данное общество было образовано указом императрицы Елизаветы Алексеевны от 29 декабря 1812 в Санкт-Петербурге. Его целью была забота о нуждающихся, прежде всего о беспризорных детях. Сходной деятельностью занимались многие жёны декабристов. В 1881 году все официальные женские организации были запрещены, что нанесло серьёзный урон многим общественным объединениям.

При правлении Николая II(начало XX века)создаются многочисленные крупные женские политические структуры, которые ставили перед собой цель в улучшении политического положения женщин.

Новая, более организованная и сильная волна женского движения началась во время первой революции в 1905 году. Тогда же был образован «Союз равноправия женщин» (СРЖ), который провёл первый в истории женский митинг в защиту женских политических прав. Благодаря усилиям женщин - «равноправок» в 1911 году Дума приняла закон, позволяющий женщинам участвовать в земских волостных выборах.

В марте 1917, на волне успешности второй русской буржуазно-демократической революции, перед резиденцией Временного правительства в Петербурге состоялась 40-тысячная демонстрация женщин1, несших транспаранты «Место женщин – в Учредительном собрании!», «Избирательные права женщинам!» и т.п. После этого в Положении о выборах в Учредительное собрание появилась запись о всеобщем избирательном праве «без различия пола».2

После победы большевиков все иные организации, в том числе и женские, были объявлены вне закона. Советская пропаганда поставила перед собой цель умалчивать и игнорировать достижения женского движения незадолго до революции. Одна из наиболее приоритетных задач заключалась в абсолютном уравнении всех слоёв населения в их правах, в том числе и женщин. Декрет от 1917 года постановил, что ныне женщины и мужчины были абсолютно равны перед законами. В советские времена женщины мускулистого телосложения с выкрашенными в белоснежный цвет "бабеттами" были третьими секретарями и верно служили мужской верхушке правления.3

Общая либерализация советского режима в 80-е годы привела к образованию новой волны активисток за женские права, или же феминисток, как они себя называли, которые образовывали разные женские организации. 4

В современном обществе XXI века Конституция РФ закрепляет равные права женщин и мужчин в политике. Хотя права женщин в России и стали выше, чем в СССР, они всё ещё остаются проблемой в русском обществе. В политике женщины занимают одно из последних мест. Причем роли им поручают самые ничтожные: если женщина и возглавляет комитет в Госдуме, то никогда - по бюджетному финансированию. Они, по сути дела, работают на региональном уровне - депутатами законодательных собраний и муниципальных органов власти. Если их избирают в Госдуму и Совет федерации, то очень малое количество.

Начиная с ХIХ века началось участие женщин в политической жизни страны и появились новые права, улучшающие положение женщин в обществе. Появились женские организации. Новый статус позволял женщинам участвовать в выборах. В период социализма женщины и мужчины стали иметь равные права, но в сфере политики до сих пор женщины остаются в меньшинстве.

Духовная сфера является тоже немаловажным аспектом развития социального развития женщины. Одними из составляющих духовной сферы является развитие женщин в области образования и религии.

К концу XIX века четко оформилась узкосословная система духовного женского образования, так как русская православная церковь оказывала сильное влияние на формирование духовного общественного мнения. Для обучения дочерей дворянских семей предназначались институты благородных девиц5, а девочки мещанского происхождения – могли учиться только в особых «мещанских» учебных заведениях. Первым из них было Мещанское училище при Смольном институте. Начиная со второй четверти XIX века, передовая общественность России начала обращаться к вопросу о религиозно-нравственном обучении девушек крепостного сословия. Впервые женщины получили возможность получать низшее образование при организации народных училищ в 1776 году. Однако роль простой женщины-крестьянки сводилась к домохозяйству, и в таких условиях ей не требовалось получать образование. В XIX веке прошли первые реформы по возможности получения высшего образования для женщин.

В ХХ веке пришедшая к власти в 1917 году партия большевиков в 1918 году приняла «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах», и ряд других актов, в соответствии с которыми функционирование всех духовно-учебных заведений прекращалось. Обучение стало светским. В мае 1918 года постановлением Наркомпроса во всех учебных заведениях было введено совместное обучение учащихся обоего пола и отменены сословия. При советской власти в 30-х годах страна сталкивается с нехваткой квалифицированных специалистов и организует программу, призванную привлечь девушек к получению высшего образования. В 1943 году было снова введено раздельное образование, с целью воспитывать девочек и мальчиков с разной ролью в обществе: мальчиков — как воинов и бойцов тыла, а девочек — как матерей и воспитательниц.6Потом обучение вновь стало совместным. Основной приход женщин в российскую науку начался после Великой Отечественной войны.

В начале ХХI века женщины могут получить любое высшее образование даже за пределами нашей страны. Наряду с возрождением духовной жизни связанной с религией, появилась необходимость в создании особых женских учебных заведений в рамках деятельности Русской православной церкви, но эта система должна строиться на основах гражданского общества и отвечать современным преставлениям об общественной роли женщины, что это будет снова социальное государство на духовной основе.

Таким образом, история женского образования прошла большой путь развития от первых училищ для девиц определенного сословия до возможности получить образование каждой женщине в высших учебных заведениях нашей страны и даже за рубежом. Религиозное образование было основой при дореволюционном обучении женщин, при советской власти оно было прекращено и вновь возрождается в наши дни, чтобы отвечать современным преставлениям об общественной роли женщины, для создания социального государства на духовной основе, отвечающее современным преставлениям об общественной роли женщины.

В социальной сфере статус женщины с одной стороны занимает определенное место в общественной иерархии, с другой - является матерью, женой, руководителем, профессионалом в конкретной сфере.

К концу XIX века возросло количество фиктивных браков, которые в основном несли за собой цель избавиться от родительской зависимости. Фиктивные браки говорили о начале морального разложения семейных ценностей.

В начале XX века (в 1912 году) был принят закон, позволяющий супругам проживать раздельно. Обязанность каждой женщины работать привело к резкому понижению рождаемости. В 1936 году были запрещены аборты, также увеличена материальная помощь роженицам, установлена государственная помощь многодетным семьям и расширена сеть родильных домов. Несмотря на это женщина, сточки зрения, демографической группы, отставала и по статусу, и по сумме оклада, хотя во всеуслышание об этом не говорили.

Несмотря на масштабные демократические изменения, которые происходят в ХХI веке, генеративная способность женщин составляет основную причину трудностей в сочетании ими своих семейных и внесемейных, материнских и трудовых обязанностей.

В социальной сфере в ХIХ начали изменяться устои семьи, в которых женщина могла выбирать сама, как и с кем ей жить, появляются фиктивные браки. В ХХ веке появляется социальная помощь для родивших женщин, многодетных матерей, государство берет на себя часть помощи для воспитания детей (появляются детсады), так как женщины не могут посвятить себя полностью детям, и обязаны трудиться. В XXI веке генеративная способность женщин составляет основную причину трудностей в социальной сфере.

Проблема изменения экономического статуса женщин началось в ХIХ веке с распространения капитализма. Это привело к тому, что на рынок труда были привлечены женские массы из самых низших слоев общества, причем женский наемный труд сопровождался кризисом семьи. На фабриках женщины работали наряду с мужчинами. Все больше женщин не только из народа, но и из «общества» шли работать в конторы, швейные мастерские, в библиотеки, книжные магазины.

Модель равенства между полами в сфере экономики советское государство также пыталось реализовать в 20-30 годы ХХ века. Вовлечение женщин в экономическую сферу происходило ударными темпами. Женщин старались вовлекать в те отрасли хозяйства, где их труд раньше не применялся вообще или применялся в ограниченных масштабах.

Во время войны (1941-1945 гг.) женщины стали принимать активное участие в общественном производстве и стали занимать такие должности, как начальники цехов, руководители предприятий, однако они были снова вытеснены государством после войны, которое видело в женщинах главным образом работниц и матерей. После произошло постепенное оттеснение женщин из руководства и престижных профессий.

В 70-80-х годах в СССР сложился самый высокий в мире уровень занятости женщин в экономике. После произошло снижение занятости, которое было связано с экономическим кризисом и структурной перестройкой экономики в 1990-1995 гг. В результате этих процессов, существующая сегодня структура занятости женщин по возрасту стала сопоставима с аналогичными структурами экономически развитых западных стран.

В настоящее время на женщин распространяется так называемая Охрана труда женщин. В последние годы в России произошло некоторое снижение женской экономической активности. На сегодняшний день существует 456 профессий, запрещённых для женского труда.

В современном обществе есть женщины, которые покинули экономическую сферу — это безработные, домашние хозяйки и женщины занятые в неформальной экономике. Часть незанятых женщин — добровольно выбрала статус домашней хозяйки.

С XIX века был задействован труд женщин только низших сословий. Далее в производства стали вовлекаться женщины из высшего общества. В XX веке обязанностью каждой женщины был труд. В настоящее время в экономическую сферу вовлечены практически все женщины. Тем не менее есть женщины, которые покинули экономическую сферу. Одни женщины являются безработными, другие выбрали статус домохозяйки.

Отношение людей разных возрастов к роли женщины в политической, экономической и социальной сферах общества.

Я провела опросы, чтобы выяснить, действительно ли женщин сильно дискриминируют в политике, как относятся к женщинам-домохозяйкам и что для людей важнее карьера или семья. В моём опросе участвовали 50 человек: женщины и мужчины разных возрастов.7

На вопрос « Как вы относитесь к женщинам политикам ?» респонденты ответили по разному например,

  • Подростки относятся к женщинам в политике весьма лояльно. Потому что у них ещё не сформировались политические предпочтения.

  • Молодёжь и люди среднего возраста также согласны на право женщин участвовать в политической деятельности. Молодёжь хочет видеть новые тенденции в развитии политики.

  • Большинство опрошенных людей старшего возраста относятся отрицательно к тому, чтобы женщины участвовали в политике. Люди старшего возраста придерживаются традиционных взглядов на мир.

В результате опроса на вопрос «Как вы относитесь к женщинам –домохозяйкам?» Большинство молодёжи ответили положительно. Очень много молодых людей в настоящее время не могут реализовать себя в карьере, но в последнее время успешно реализуются в семейной жизни, особенно женщины, занимаясь воспитанием детей.

Люди старшего возраста относятся к женщинам-домохозяйкам отрицательно т.к. они придерживаются мнения, что идеал женщины – это работающая мать.

На вопрос «Что для вас важнее карьера или семья?» мнения кардинально поменялись. Большинство молодых людей выбирают карьеру, потому они не готовы к семейной жизни. Большинство людей старшего возраста выбирают семью, потому что они уже состоялись в жизни.

Таким образом, в результате социологического исследования я выяснила, что в настоящее время у женщины есть право выбора, чем ей заниматься: участвовать в политике, быть домохозяйкой или строить карьеру. Большинство людей старшего возраста до сих пор придерживаются традиционной модели статуса женщины в обществе. Молодёжь, в свою очередь, с энтузиазмом принимает изменения роли женщины в связи с требованиями XXI века.

III.Заключение

В результате изучения научной литературы, своего исследования я проследила эволюцию женщины в российском обществе в XIX-XXI вв, и выяснила, что до начала XIX века женщина не могла выбирать свою позицию в обществе. С XIX века появляются первые предпосылки изменения статуса женщины. В XX веке с приходом советской власти женщины начинают активно бороться за свои права. В современном обществе женщина имеет право выбирать свою роль в обществе. Она может стать политиком, домохозяйкой и карьеристкой. Данный вывод подтвердило и мое исследование об отношение людей разных возрастов к роли женщины в политике. Молодое поколение относится положительно к женщинам-политикам, а старшее поколение придерживается по данному вопросу консервативных взглядов. Итак, статус женщин со временем стал более значимым, необходимость же самостоятельного материального обеспечения заставляет женщину возвращаться к трудовой деятельности и добиваться карьерного роста, у нее появились другие ценности и потребности, которые заставляют пересмотреть взгляды на женскую роль в сегодняшнем мире.

Список литературы.

1.https://ru.wikipedia.org/wiki/Права_женщин_в_русском_обществе

2.http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya

3.Светлана Айвазова «Русские женщины в лабиринте равноправия»(М.: РИК Русанова, 1998.)

4.http://www.sociocity.ru/scitys-525-1.html

5. Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И. Феминология /Е.М. Зуйкова, Р.И. Ерусланова. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001.

6. Михеева А.Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты: Учеб. пособие /А.Р. Михеева. Новосибирск, 2001.

7.Пушкарева Н. Л. Женщина в русской семье (X – XX века) // Русские. – М.: Наука, 1999.

Приложения.

Приложение №1

Демонстрация женщин на Невском проспекте, 1917 год. Надпись на плакате «Без участия женщин избирательное право не „всеобщее“».

Приложение №2

Ученицы Смольного института благородных девиц, 1913-14 год.

Приложение №3

Социологический опрос

1приложение №1

2https://ru.wikipedia.org/wiki/Права_женщин_в_русском_обществе

3http://www.sociocity.ru/scitys-525-1.html

4http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya

5приложение №2

6Светлана Айвазова «Русские женщины в лабиринте равноправия»(М.: РИК Русанова, 1998.)

7приложение №3

18

Просмотров работы: 14203