КОНФУЦИАНСТВО, КАК ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНАЯ ТРАДИЦИЯ, СОЗДАЮЩАЯ ОБРАЗ ЖИЗНИ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КОНФУЦИАНСТВО, КАК ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНАЯ ТРАДИЦИЯ, СОЗДАЮЩАЯ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Пермяков В.Э. 1
1Средняя школа № 16
Пермякова Е.В. 1
1Средняя школа № 16
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

Китай…Древняя и немного загадочная страна…Для большинства из нас первая встреча с Китаем состоялась еще в детстве, для кого-то она началась со сказки об искусно сделанном соловье, жившем во дворце китайского императора, для кого-то со школьных уроков, где узнали о великих изобретениях китайцев – компасе, порохе, бумаге, и , конечно, многие хотели познакомиться с этой страной поближе…

Могучая, самобытная китайская цивилизация возникла ранее 1700г. до н. э. и оказала огромное влияние на всю Восточную Азию. За три с половиной тысячи лет она внесла неоценимый вклад в историю мирового искусства и культуры. Но особого внимания заслуживают философия и религиозная система Китая. Именно религиозная система, а не религия, потому что назвать конфуцианство религией невозможно. Формировавшаяся на протяжении тысячелетий система несет в себе множество духовных и культурных комбинаций, которые не укладываются только в религиозные рамки. Кто может однозначно оценить:

«Пусть низший, чтобы себя спасти,

Высших почтит, и прославится он.

В стремленье к добру, к совершенству дел

Есть искони неизменный закон.

Он будет все снова и снова сиять,

Всех озаряя со всех сторон.

Ничтожеством действовать ныне нельзя:

Путь благородных да будет продлен.»1

Философское мышление в древнем Китае начиналось с деления всего сущего на мужское и женское начала. На этой основе складывается представление о великом пути Дао – всеобщем законе, символе истины и добродетели. Религиозная система Китая, в отличие от других, основана не на связи человека с богом, опосредованного фигурой жреца, а на обществе, основанном на добродетели, перед Небом как символом высшего порядка.

Тема данной работы - «Конфуцианство, как философско-религиозная традиция, создающая образ жизни». Главным фактором, в выборе темы работы, было мое окружение, среди которых часто обсуждалась тема религиозно-философских традиций. Вскоре я сам прочел некеоторую литературу о религиозных системах Китая и остановился на одной. Предпочтением стало конфуцианство, потому что меня интересовали социально-политические вопросы и древние традиции Китая, строгое соблюдение которых, привело к укреплению общества и сложившимся формам государственного управления.

Конфуцианство возникло как этико-политическое учение на рубеже VI-Vв.в. и в дальнейшем получило исключительно широкое распространение. Его основателем считается проповедник родом из царства Лу-Кун-цзы Кон-Фу (почетный учитель – Конфуций).

Конфуций (551-479гг. до н.э.) родился в семье аристократа. Рано стал сиротой и пробивался в жизнь собственными силами. В молодости он занимал должность чиновника – хранителя амбаров, но, не имея связей и достаточного богатства, не смог рассчитывать на какую-либо карьеру. Социальная действительность была ему чужда, и все свободное время он проводил за изучением древних китайских книг, которые, по его мнению, были «золотым веком», когда в стране царил идеалистический порядок. В тридцать лет Конфуций создал свою школу, в которой стал проповедовать возврат к древности.

Давая общую характеристику основному направлению конфуцианства, я хочу отметить, что, в целом, оно развивалось на идеологической основе. Сам Конфуций не проявлял особого интереса к проблемам бытия; это было сделано его последователями (например, Мэн-цзы). Они ожесточенно выступали против других (учение Ян Чжу), материалистических учений, разрабатывая положение о «небесной воле», повелевающей людьми и осуществляющей через мудрое управление государя. И действительно, под влиянием конфуцианства сложилась такая социальная система, которая на протяжении веков, оставаясь статичной, позволяет развиваться всем сферам общественной жизни с потрясающим динамизмом.

Цель моей работы – показать влияние конфуцианства на образ жизни общества в целом и человека в частности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить уровень влияния религиозно-философкого учения на формирование личности человека в процессе социализации.

  2. Определить уровень влияния религиозно-философского учения на развитие общества.

  3. Показать влияние конфуцианства на уровень духовной культуры человека и общества.

  4. Доказать, что конфуцианство способствует формированию особого образа жизни.

Данные задачи помогут решить поставленную цель и интересующие меня вопросы.

В моей работе была использована следующая литература:

В.И. Гараджа «Религоведение».

Книга В.И. Гараджи дает конкретное понятие о конфуцианстве как о религии; об отношении конфуцианства к культу предков; о взаимоотношении конфуцианства с другими китайскими религиями.

С.А. Токарев «Религия в истории народов мира».

В данной книге приводятся особенности религиозно-философской системы конфуцианство, суть этой религии, ее объект, какую роль играет конфуцианство в обществе.

Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. «Всемирная история: начало колониальных империй».

Книга посвящена периоду колониальной экспансии европейских стран от первых открытий до создания великих колониальных империй. Как развивались наука, литература, искусство в Китае. Развитие философии: великие китайские мыслители и их точки зрения по отношению к религиям.

Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. « Всемирная история: становление государств Азии».

Книга посвящена истории великих империй Китая и Индии в период V века до н. э. до конца II века н. э. Возникновение трех китайских учений, проникновение в Китай буддизма, учение Конфуция и его последователей; идеология и культура Китая; конфуцианские памятники; поэзия Китая; развитие письменности и литературы, философии; развитие естествознания и точных наук.

Ю.К. Шуцкий «Китайская классическая книга перемен: ицзин».

В данной книге приводится ее влияние на китайскую философию, конфуцианскую, даосскую и буддийскую; отражение книги в художественной литературе; влияние на Вашу судьбу всех внешних сил и личных стремлений.

1. Уровень влияния конфуцианского философско-религиозного учения на формирование личности человека в процессе социализации

Основное содержание учения Конфуция – это учение о правилах поведения, о благочестивой жизни. Это система политической и частной этики. Благодаря чему сложилось мнение, особенно среди современных образованных китайцев, что конфуцианство, вообще, не есть религия. Это-де, с одной стороны, философская система, а с другой стороны, кодекс государственной и частной морали. Мнение оказалось справедливым, так как в числе конфуцианских книг есть такие, которые, несомненно, содержат в себе представления о сверхъестественном, о духах, учение о потустороннем мире. С другой стороны, сам Конфуций исполнял весьма добросовестно религиозные обряды и учил неуклонному их исполнению. Сам он после смерти был обожествлен, и в честь него сам император совершал религиозные обряды. В начале XX века в Китае насчитывалось около 1500 храмов в честь Конфуция.

Конфуций жил в смутное время, когда Китай потрясали внутренние распри и войны. Династия Чжоу, основанная в XII в. до н.э., переживала период междоусобиц. Китай оказался разделенным на многочисленные княжества, которые лишь номинально объединялись центральной властью правителя династии. Владетельные князья вели между собой нескончаемые войны, стараясь расширить свои земли за счет соседей. Народ страдал от налогов и поборов.

Убежденный, подобно многим его современникам, что владетельные князья забыли высокие принципы, которыми якобы руководствовались древние правители, мудрец поставил себе целью воскресить эти принципы. Тем самым он рассчитывал вернуть владетельным князьям утраченный престиж и влияние, улучшить нравы и сделать народ счастливым. Конфуций считал себя хранителем и толкователем мудрости древних, которые служили примером для подражания. О себе он говорил:

Я толкую, но не создаю.

Я верю в древность и люблю ее.

И еще: «Учение мое не что иное, как учение, которое преподали и оставили нам древние. К учению этому я ничего не прибавляю, ничего от него не отнимаю, но передаю его в первоначальной чистоте. Учение это неизменно – само небо создатель его. Я сам уподобляюсь только земледельцу, который бросает зерно в землю и поливает его, но который сам по себе не имеет милы заставить посеянное зерно пустить ростки и принять формы растений иного рода».2

Ранее конфуцианство пыталось решать социальные проблемы не экономическими средствами, а с помощью морализаторских поучений и строжайшего соблюдения этических догм. Широкое распространение среди

конфуцианцев получило такое утверждение: «Умереть с голоду – событие маленькое, а утратить мораль – большое».3

По учению Конфуция, знатные люди мудры и самим небом наделены властью; простолюдины глупы, поэтому их удел работать на полях и кормить благородных господ – таковы исходные классовые посылки его этико-политического учения. А чтобы простолюдины не возмущались своим тяжелым положением, их следует воспитывать в духе покорности. Эта идея нашла свое отражение в понятии «преданность» (чжун).

Согласно конфуцианскому учению, китайское общество делилось на «благородных мужей» (цзюньцзы), обладающих высокими морально- этическими качествами, и «ничтожных людей» (сяожэнь), управляемых этой элитой. Духовную основу всех качеств «благородного мужа» составляет учение о «великой морали» (да дэ), имеющей «небесное происхождение». Созданный Конфуцием абстрактно-утопический идеальный образ – «благородный муж» наделялся качествами человека честного и искреннего, прямодушного и бесстрастного, все видящего и понимающего, осмотрительного в делах. Как эталон морального и этического совершенства, он призван был служить образцом поведения для всех.

«Благородный муж» наделялся пятью добродетелями: человеколюбием (жэнь), долгом (и), нормами поведения (ли), знанием (чжи), верностью (синь) и. кроме того, еще одним обязательным качеством – сыновней почтительностью (сяо). Заметим, что русский перевод пяти добродетелей весьма условен: каждая из этих категорий конфуцианской этики слишком емкое понятие, чтобы его можно было выразить одним словом.

Идеи сознательной деятельности неба и воздания за хорошие и дурные дела получили исключительно широкое распространение в среде господствующего класса Ханьской империи. Идеалистическая сущность ханьского конфуцианства нашла яркое отражение в сочинениях Лю Сяна, который утверждал, что «дух есть корень неба и земли и начало всех вещей»3. Конфуцианство внедрялось во все сферы духовной жизни и наложило сильный отпечаток на развитие ханьской философии, культуры и общественно-политической мысли.

Важнейшим из культов – был культ предков, который стал главной составной частью китайских религиозных верований и обрядов. Китайцы верили, что душа бессмертна, что мертвые «превращаются в духов, обладают способностью к познанию и могут приносить людям вред», поэтому культу предков уделялось большое количество времени. Каждая семья имела свой семейный храм или молельню, где выполнялись в определенное время обряды семейного культа. Каждый род –ши – имел свой родовой храм предков – мяо, посвященный родоначальникам данного рода. Каждая более крупная родовая группа – син (фамилия) – имела, в свою очередь, храм, посвященный общему родоначальнику фамилии. На вопрос одного из своих учеников, сознают ли умершие, что им приносят жертвы и поклоняются, Конфуций ответил: «Если я скажу, что сознают, то можно бояться, что те, которые исполнены сыновнего благочестия, пренебрегут всеми земными интересами, чтобы служить усопшим родителям так же, как служили живым; если я скажу, что не сознают, то можно опасаться, что дети будут оставлять умерших родителей без погребения. Для тебя не представляется необходимости решении вопроса, а придет время – сам все узнаешь».4

При Ханьской династии сооружение храмов предков (мяо) было подчинено строгим правилам, в зависимости от социального положения человека. Изображение предка представляло собой табличку в виде черной деревянной дощечки с надписью красными иероглифами. Эти таблички хранятся в особых шкафчиках на длинном столе у северной стены храма

против входа. Обряды совершаются в определенное время года или в случае каких-нибудь семейных или родовых событий: свадеб, смерти кого-нибудь из членов семьи, рождения ребенка, отъезда главы семьи .

Таким образом, конфуцианство, как философско-религиозная школа, формирует личность человека. Он становится справедливым, знает свое место в этом мире, с уважение относится ко всему, что его окружает. С особым почитанием относится к своим предкам, родоначальникам своей фамилии. Высшим считается Небо. Основным принципом этики начинает считаться гуманность, как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Гуманность достигается путем нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения этикета – норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости. Постичь гуманность мог не каждый, а только избранные, то есть представители высших слоев общества; простолюдины же не в состоянии постичь гуманность. Это противопоставление «благородных» простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми – яркое выражение социальной направленности, классового характера конфуцианства.

2. Уровень влияния религиозно-философского учения на развитие общества.

Незыблемость существующего строя – основной принцип конфуцианства. Это идеология патриархальной монархии, ставшая основной идеологией китайского феодализма. Весь традиционный уклад жизни сведен к «пяти отношениям»: это отношения между государем и чиновниками, родителями и детьми, мужем и женою, старшими и младшими братьями, между друзьями. Иерархические и патриархальные отношения положены в основу всего. Как было уже сказано в предыдущем пункте, исполнителями обрядов являлись или чиновники, или особые должностные лица, так называемые «профессора церемоний», которые состояли на государственной службе и не образовали особого сословия.

Одним из существенных факторов, поддерживавших в действии этот государственный культ, служила система государственных экзаменов, которая в императорском Китае была единственным средством получения государственных должностей. Для сдачи государственного экзамена нужно было в совершенстве обладать знанием классических конфуцианских книг. Одним из основных правил написанной конституции старого Китая было то, что император должен управлять через конфуциански образованных чиновников.

Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам гуманного управления, системе, существовавшей до конфуцианства, но им развитой. Государь объявлялся «сыном неба», правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавалась конфуцианством священной, дарованной свыше, небом. Считая, что «управлять – значит исправлять», конфуцианство придавало большое значение учению Чжэн мин, которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: «Государь должен быть государем, подданный – подданным, отец – отцом, сын – сыном».5 Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями.

Если раскрыть содержание понятия «исправление имен», то оно сводится к следующему: каждый человек должен занять в обществе определенное ему положение и соразмерить свои поступки, исходя из этого, т.е. должен иметь свой «статус» в обществе – быть либо правителем, либо князем, либо сановником, либо чиновником, либо простолюдином. «Исправление имен» было призвано восстановить и укрепить в китайском обществе иерархическое деление, которое ко времени Конфуция было серьезно подорвано. Конфуций говорил:

Когда не исправляют имена,

Перестают уместными быть речи;

Когда перестают уместными быть речи,

Не совершаются дела;

Когда не процветают ритуал и музыка,

Не соблюдают середины в наказаниях;

Когда не соблюдают середины в наказаниях,

Народу некуда деть руки, ноги.

Поэтому-то благородный муж,

Что именует,

О том он непременно может говорить;

О чем он говорит,

То непременно может выполнить.

В его речах

Нет недозволенного, и только!6

Конфуцианство в дальнейшем эволюционировало, заимствовав многие черты других древнекитайских идеологических течений, в особенности легизма, что являлось объективной необходимостью в условиях создания централизованной империи Хань, для управления которой требовался гибкий и разветвленный административный аппарат. Во главе его могли встать конфуцианцы, владевшие наукой управления на базе патернализма, традиций и освоившие легистские методы управления на основе законов и наказаний. Реформированное конфуцианство эпохи Хань, одним из главных представителей которого был Дун Чжун-шу, объединивший конфуцианскую эпоху с натурфилософией и космологическими взглядами даосизма и школы натурфилософов, укрепило свое положение в обществе централизованной деспотии. В 136 году до н.э. при императоре У –ди оно было провозглашено официальной доктриной и после этого оставалось господствующей идеологией на протяжении свыше двух тысяч лет, поддерживая существование феодально-абсолютистской деспотической власти. В конфуцианстве усиливаются религиозно-мистические и реакционные черты. На первый план выдвигаются положения о небе как о предопределяющей божественной силе, о зависимости общества, человека от воли неба, о божественном происхождении власти государя – «сына неба», о верности подданного Вселенной. Конфуцианство как государственная идеология, веками проповедуя культ императора как исполнителя «воли неба», насаждало в народе фанатическую преданность «сыну неба»7, китаецентризм, шовинизм и пренебрежительное отношение к другим народам. Конфуцианство как этико-политическая и религиозная система проникло во все поры общественной жизни и в течение многих веков определяло нормы морали, семейные и общественные традиции, научную и философскую мысль, препятствуя их дальнейшему развитию и выработав определенные стереотипы в сознании народа, в особенности среди интеллигенции.

Новый этап развития конфуцианства относится к эпохе Сунн (960-1279) и связан с именем Чжу Си (1130-1200) – известного ученого-историка, филолога и философа, который является создателем обновленного конфуцианства, философской системы неоконфуцианства. Неоконфуцианство восприняло и сохранило основные принципы древнего конфуцианства, его реакционные положения о незыблемости социальных порядков, о естественном характере разделения людей на высших и низших, благородных и подлых, о главенствующей роли «сына неба» - повелителя Вселенной. Также как и конфуцианство неоконфуцианство было поставлено на службу правящему классу и официально признано ортодоксальной господствующей идеологией.

Буржуазный реформатор Канн Ю-вэй и его сторонники в конце 19 – начале 20 вв. предприняли попытку, оказавшуюся безуспешной, модернизировать конфуцианство. В период движения «4 мая» 1919 года, когда наряду с общественно-политической борьбой были выдвинуты требования заменить старую отжившую культуру новой, демократической и более передовой, конфуцианству был нанесен сильный удар. Тем не менее и после этого оно продолжало играть значительную роль в общественной жизни Китая. В период господства чанкайшистского гоминьдана (1927-1949) идеология конфуцианства была поставлена на службу гоминьдановской реакции. Даже после создания КНР конфуцианство продолжает оказывать некоторое влияние на определенные слои населения страны, способствуя распространению культа личности и возрождению китаецентризма и национализма.

3.Влияние конфуцианства на уровень духовной культуры человека и общества

Во время существования эпохи Хань, конфуцианство сильно повлияло на духовную культуру человека, на развитие философии, культуры и других отраслей. Начнем с философии. «Книга перемен» - основной и исходный пункт рассуждений почти всех философов древнего Китая. Она стоит на первом месте среди классических книг конфуцианства и в библиографических обзорах китайской литературы – так велико ее значение в развитии духовной культуры Китая. Можно сказать, что почти все писатели древнего Китая со времени канонизации классиков при Ханьской династии так или иначе были знакомы с «Книгой перемен», как с важнейшим из классических текстов. Влияние на литературу прежде всего сказалось в образовании писателей, а отсюда – в их идеях и в их лексике, как бы она не различалась в разные периоды китайской литературы.

Этико-политические идеи Конфуция легли в основу взаимоотношений между людьми, воспитание и обучение, быт и нравы, обряды, привычки.

Каждый китаец во всем должен был руководствоваться конфуцианской моралью. Пусть он не мог прочитать сложных изречений в древних конфуцианских книгах – не это считалось главным. Главное состояло в воспитании любого человека в конфуцианском духе. «Учение Конфуция, - писал академик В.М. Алексеев,- пронизывая на протяжении веков всю общественную жизнь Китая, не могло не всосаться в кровь народа».8

Конфуций был не придуманным людьми богом, а реальным человеком. И если другие религии обещали верующему блага в потусторонней жизни, то конфуцианство обращало внимание, прежде всего на устройство жизни на этом свете. Господствующие социальные слои видели в конфуцианстве залог соблюдения раз и навсегда данных устоев, сохранения установившихся в классовом обществе порядков, обеспечивающих повиновение нижестоящих вышестоящим.

Большое место в проповедях Конфуция занимает культ китайской цивилизации, которая считалась древнейшей и самой совершенной, а потому служила примером для подражания всем – и китайцам, и некитайцам. Превратившись в идеологию класса феодалов, конфуцианство на протяжении многих веков служило моральным обоснованием дикой деспотии.

В средние века, когда в Китае получает распространение буддизм, начиная с VI-V вв., происходит модификация конфуцианства за счет включения элементов буддизма и даосизма. Была проведена кодификация канонических текстов. Появилось новое толкование древних текстов, это вылилось в неоконфуцианство. Одним из представителей данного направления стал философ Чжу Си (1133-1200). В дальнейшем конфуцианство все больше подвергалось изменениям, смысл учения

переносился в сторону оправдания власти без учета «благородства» правителя – «Сына неба».

Конфуцианская элита мыслила себя носителем абсолютного знания, а синкретические верования народа, тяготевшие к даосизму, рассматривались как ересь и вульгарные суеверия. В контексте ортодоксального конфуцианства, когда государство стало и религиозным институтом, а система официальных культов приобретает законченный вид, водораздел между подданными и чиновным сословием возрос. Это поспособствовало постепенному обожествлению Конфуция. Начало его культа восходит к императорскому указу 555г. о возведении в каждом городе храма в честь древнего мудреца и о регулярных жертвоприношениях в его память.

Конфуцианство было взято на вооружение чиновниками, превратилось в официальную государственную идеологию. В центре внимания находилась система абсолютной святости власти, отсюда возникла проблема ее сохранения и упрочения. Трактовка Конфуция о том, что лучший правитель тот, которого народ не замечает, подверглась трансформации. Правитель, который, согласно учению Конфуция, должен был отличаться высшей добродетелью и быть «совершенным во всех отношениях», не подлежал критике, каким бы он ни был. Конфуцианство превратилось в жесткую консервативную схему, удобную для организации управления огромной империи. Ортодоксальное конфуцианство, отошедшее от идеалов своего основателя, подвергалось критике, особенно в XX в. После 1949г. и в годы культурной революции учение Конфуция было полностью отброшено. Однако в настоящее время традиционные нормы и институты широко распространены в Китае, на Тайване и среди этнических китайцев. Родственники Конфуция в 67-м поколении пользуются большим уважением.

Таким образом, в течение более трех тысяч лет конфуцианство влияло на умы и чувства китайцев, формировало менталитет, превратилось в политику, административную систему, верховный регулятор экономических, культурных и социальных процессов. Ослабление конфуцианства наступило лишь в середине XX в., однако национальная культура и национальный характер народа несет на себе все его ярко выраженные черты.

Заключение

Цель моей работы - показать влияние конфуцианства на образ жизни общества в целом и человека в частности. Для этого я поставил перед собой следующие задачи: определить как религиозно-философское учение оказало влияние на формирование личности человека в процессе социализации и на развитие общества в целом, показать, как религиозно-философское учение повлияло на уровень духовной культуры личности и общества. И, на основании полученных результатов, доказать, что конфуцианство способствует формированию особого образа жизни.

В первой части своей работы я рассказал о том, как философско-религиозная школа формирует личность человека. Он становится справедливым, относится ко всему, что его окружает с уважением, знает свое место в мире. Человек начинает с уважением относится к своему прошлому, к своим предкам., почитать старших по возрасту и положению, родителей. Основным принципом считается гуманность, которая достигается путем нравственного самосовершенствования, то есть соблюдением этики, которую удается постичь не всем, а лишь избранным (высшим слоям общества).

Во второй части работы я рассмотрел влияние философско-религиозной школы на развитие общества. Весь уклад жизни общества был сведен к принципу «пяти отношений» между государем и чиновниками, родителями и детьми, мужем и женой, старшими и младшими братьями, между друзьями. В обществе царило гуманное управление, где государь был объявлен «Сыном Бога». В обществе каждый исполнял свою роль. Конфуций говорил: « Государь должен быть государем, поданный – поданным, отец – отцом, сын – сыном». Человек должен иметь свой «статус» в обществе. На основании этого Конфуцием была выдвинута Чжэн мин («Исправления имен»).

В третьей части своей работы я рассмотрел влияние философско-религиозной системы на уровень духовной культуры человека и общества. Важнейшим из классических текстов стала «Книга перемен». Она оказывала свое влияние в разных областях: в философии, в математике, в политике, в теории живописи и музыки.

Конфуций обращал свое внимание, прежде всего на устройство жизни на этом свете. Этико-политические идеи Конфуция легли в основу взаимоотношений между людьми, воспитание и обучение, быт и нравы, обряды, привычки.

Конфуцианство более трех тысяч лет формировало личность человека и развивало общество. Со временем формировался менталитет, философско- религиозное учение стало политикой, административную систему, и несмотря на то, что конфуцианство ослабло, национальный характер, культура народа еще долго будут проявлять свои характерные черты.

Список использованных источников и литературы

  1. Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. Всемирная история: начало колониальных империй. Минск:Современный Литератор.1999.

  2. Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М. Всемирная история: становление государств Азии. Минск:Современный Литератор.1999.

  3. Гараджа В.И. Религоведение.Пособие для студентов.М.,1995.

  4. Музафарова Н.И. «История религий». – Ростов-на-Дону: Феникс.2004

  5. Токарев С.А. Религия в истории народов мира.М.,1992.

  6. Шуцкий Ю.К. «Китайская классическая книга перемен: ицзин». М.,1993

Интернет-источники

www.5ballov.ru.

1 Музафарова Н.И. «История религий». – Ростов-на-Дону: Феникс.2004 . С.99.

Музафарова Н.И. «История религий». – Ростов-на-Дону: Феникс.2004.С.99

2 Шуцкий Ю.К. «Китайская классическая книга перемен:ицзин». – С.86.

3 Токарев С.А. «Религия в истории народов мира» - С.123.

4 Шуцкий Ю.К. «Китайская классическая книга перемен: ицзин». – С.58.

5 Бадак А.Н. и др. «Всемирная история» - Минск:Современный Литератор.1999. С.397.

6 www.5ballov.ru.

7 Музафарова Н.И. «История религий» - Ростов-на-Дону: Феникс.2004. С.241.

8 Гараджа В.И. «Религоведение» - С.46.

18

Просмотров работы: 2500