Введение
Конституция России ориентирует всю правовую систему на приоритет интересов человека и гражданина, утверждает гуманные принципы, провозглашенные в документах международного права. В демократическом обществе возрастает ответственность рядовых граждан за качество принимаемых законов.
Всем известно, что в современном обществе человек является важным субъектом политики. До 90-х годов ХХ века рядовой гражданин не являлся самостоятельным и важным для политических деятелей. Сегодня каждый гражданин имеет возможность активно принимать участие в политической жизни страны. Однако для России именно участие граждан в политической жизни страны является основной проблемой.
Выборы представляются оптимальным средством, позволяющим с максимальной вероятностью привести к политической власти лучших представителей общества. Они в наибольшей степени обеспечивают организацию общества, построенного на уважении основных гражданских и личных свобод и прав человека. Избирательная система существует в каждом правовом государстве. Это очень серьёзно и очень важно для всех людей. Без избирательного процесса в странах началась бы политическая неразбериха. Избирательный процесс – явление достаточно сложное и динамичное. В каждой стране ее конкретное содержание различно, но и в рамках одной страны со временем под влиянием многочисленных обстоятельств изменяется. Сущность любой избирательной системы – соотношение голосов избирателей, поданных за отдельного кандидата или партийный список и полученных мандатов.
Проблемой современного российского общества является низкая политическая культура и низкая политическая активность российских граждан. Общественное развитие современной России все отчетливее показывает возрастающее значение молодежи в политической жизни страны. Именно в молодости человек формируется как гражданин своего государства, получает права и обязанности. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день в современном российском обществе – нежелание жителей, и молодежи в первую очередь, участвовать в политической и социальной жизни. Многие молодые люди не ходят на выборы, позволяя политической жизни течь в русле, диктуемом другими возрастными группами. Не все молодое поколение, недавно достигшее возраста, дающего активное избирательное право, используют его. Еще меньше тех, кто участвует в выборах в роли кандидатов. Актуальность выбранной темы вполне очевидна: будущее России зависит именно от современной молодежи. От того, как молодые люди будут воспитаны сейчас, будет зависеть жизнь поколения в будущем, ведь как гласит народная поговорка «что посеешь, то и пожнешь». Поэтому я решил рассмотреть вопрос об избирательных системах в современном обществе. Это позволит мне узнать об особенностях выборов в Российской Федерации, где происходят очередные изменения. Государственная Дума РФ снова, как и до 2007 года будет избираться по смешанной избирательной системе.
К активной роли избирателя и участника политического процесса нужно готовиться заранее. Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть.
Целью данной работы является желание узнать о типах избирательных систем, понять, чем избирательные системы отличаются друг от друга. А также узнать о выборах в других странах.
Для достижения цели нужно решить следующие задачи:
Ознакомиться с типами избирательных систем;
Узнать, избирательные системы какого типа существуют в других странах;
Научиться пользоваться литературой различного типа.
Для написания работы была использована литература по данной теме, интернет-ресурсы, учебно-методическая литература.
Глава 1
Что такое выборы?
Сегодня политики не пользуются большой популярностью и с этим фактом трудно не согласиться. Молодые люди плохо знают Конституцию РФ, законы, не имеют представления об уставе своих общеобразовательных учреждений. Молодежь мало читает, не смотрит информационно-аналитические программы, имеет низкий уровень развития правосознания и правовой культуры, которая активно влияет на правотворчество и, особенно на правоприменительную деятельность – чем выше уровень правосознания граждан, тем выше качество принимаемых законов и тем точнее исполняются предписания правовых норм. Следует также иметь в виду, что современная молодежь в массе аполитична, а значит, редко будет ходить на выборы.
Людям издавна свойственно выбирать. Вообще способность останавливаться на чем-то одном из нескольких вариантов — почтеннейшее качество человеческих существ, во многом определившее их дальнейшую судьбу.
Уже на первобытно – общинной стадии исторического развития человечества выборы играли не только сугубо бытовую, но и общественную роль. На общих собраниях (сходках) выбирались предводительницы и позже — предводители. Тогдашние выборы были своеобразной зарницей демократии — первобытной по своему характеру.
Настоящий демократический “взрыв” произошел в античные времена в Афинах (годы правления первого стратега Перикла 443—429 гг. до н. э.). В результате реформ Солона и Клисфена общим для афинян стало уважение законов, достаточно активное и сознательное участие в политической жизни, в частности в формировании органов власти путем выборов. В мировой истории институт выборов известен также со времен римской республики. С V века до н.э. (после падения монархии и изгнания царя) в Древнем Риме верховной властью стали обладать два избираемых на один год из числа патрициев претора («впереди идущий»); они избирались народным собранием путем голосования.
С тех пор в мировой истории наблюдается развитие и совершенствование демократии как политического режима, который оказался наиболее перспективным на большей части земного шара, о чем свидетельствует нынешняя политическая карта мира.
Демократия— сложнейшее общественно-политическое явление, у нее много признаков, среди которых чрезвычайно существенны такие, в частности, как свободные и честные выборы, подчинение меньшинства большинству (правило большинства). Власть при демократии выборная, избранная. Именно реальностью политических выборов демократия отличается от разного рода диктатур (пролетариата, партии, вождей — “спасителей нации”).
Выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти.
Выборы – центральный институт демократического государства. Выборы – это проверенный временем способ обретения властью доверия и поддержки народа. Процедура выборов: укрепляют веру простых людей в то, что они имеют возможность контролировать правительство и принимаемые им решения; помогают людям выказать поддержку или разочарование существующему правительству: это эффективный способ политического просвещения народа; это есть барометр общественного мнения.
Никто не вправе контролировать волеизъявление избирателя, принуждать его приходить на избирательный участок. Но чем активнее и сознательнее участвует в выборах население, тем скорее и лучше решает сложные проблемы страна, тем устойчивее экономическое, социальное, политическое развитие.
Выборыв России — это действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по формированию различных органов власти, предусмотренных Конституцией РФ.
Граждане России избирают Президента РФ, депутатов Государственной Думы. Они голосуют за депутатов органов государственной власти республик, краев, областей и иных субъектов РФ. Не забывают они выбирать и тех, кто работает в органах местного самоуправления (в городах, районах, поселках и т. д.). В случае необходимости участвуют в референдуме— всенародном голосовании граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения.
Выборы выполняют ряд важнейших социально-политических функций. В первую, очередь они являются одним из механизмов артикуляции интересов различных социальных групп. Жизнь предполагает людям ряд важных политических, экономических, социальных проблем. Поэтому кандидаты в органы власти акцентируют внимание в своих выступлениях, программах на проблемах, затрагивающих разнообразные потребности различных групп населения. Выборы – это особый вид политического рынка, на котором политические деятели (претенденты на властные позиции) обменивают свои программы на полномочия, имеющиеся у избирателей.
При наличии в обществе большого количества социальных групп с различными, а иногда и противоположными интересами выборы выполняют конкурентную функцию и являются одним из способов разрешения социального конфликта. При этом конфликт происходит публично, а все общество в лице избирателей выступает своеобразным судьей, разрешающим его. В этом смысле выборы по форме и содержанию противостоят насильственным, революционным формам политической борьбы.
В реальности далеко не каждый член общества, способный выражать интересы какой-либо социальной группы, может быть ее представителем в органах власти. Формирование представителем собственной социально-политической базы поддержки является одной из центральных проблем избирательного процесса, решение которой подразумевает формирование различного рода каналов коммуникации и взаимодействия с избирателями.
К функциям выборов можно отнести и политическую социализацию личности. Избиратель во время выборов формирует, уточняет и пересматривает свои политические позиции, отождествляя себя с определенными социально-политическими силами. Однако сами по себе выборы, как показывает мировая практика, еще не обеспечивают демократии и прихода к власти наиболее достойных, компетентных людей. Их эффективность зависит от многих факторов.
Демократические выборы проходят на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина в выборах добровольно. Нарушать эти принципы никому не дано. Но есть страны, где за неучастие в выборах на гражданина налагается штраф, такие штрафы платят граждане Австралии. А Великобритании за право быть избранным нужно заплатить крупную сумму избирательного налога.
В Российской Федерации разработаны и приняты законы, призванные регулировать процесс выборов гражданами России лучших людей в органы власти. В статье 3 Конституции сказано, что “высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы”, а статья 32 утверждает: “Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме”.
Конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления подкрепляется Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”. Его статьи защищают права россиян на всех стадиях избирательного процесса: при составлении списков избирателей, выдвижении кандидатов, во время предвыборной агитации и т. д.
Поскольку каждый орган власти имеет свои особенности, по каждому важному избирательному процессу приняты отдельные законы. Так, выборы главы нашего государства регулирует Федеральный закон “О выборах Президента Российской Федерации”, а выборы парламентариев — Федеральный закон “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”. Есть Федеральный закон “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”, и, наконец, референдумы проводятся в соответствии с Федеральным законом “О референдуме Российской Федерации”.
Участвовать в голосовании в России имеет право гражданин, которому к моменту голосования исполнилось 18 лет, который не признан недееспособным по суду и не находится в местах лишения свободы по приговору суда. Это и есть избиратель,т. е. гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.Кто им обладает, тот имеет право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления. А пассивное избирательное право— это право граждан РФ быть избраннымив эти же органы. Разница между данными правами существенная. Пассивное избирательное право в большей мере, чем активное, подразумевает возрастной ценз (например, в Государственную Думу может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года, а на должность Президента РФ — 35 лет) и ценз оседлости (Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, постоянно проживающий в России не менее 10 лет).
Таким образом, выборы являются важным компонентом политической системы, а право граждан избирать и быть избранным относится к важнейшим достижениям демократии.
Глава 2
Типы избирательных систем
Выборы являются одним из существенных признаков демократии. Через выборы народ (в лице избирателей) вручает своим представителям право на осуществление власти. Тем самым реализуется право участия граждан в политике. Однако представительство народных интересов может быть осуществлено только при условии, если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избирательной системы.
Под избирательной системой понимается порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования.
Избирательная система включает в себя два основных компонента:
Избирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов;
Избирательный процесс – комплекс действий в процессе выборов.
Избирательные системы прошли длительный путь развития. В итоге представительная демократия выработала два основных типа формирования гражданами органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарный и пропорциональный. На основе сочетания мажоритарных и пропорциональных способов выборов сложился мажоритарно - пропорциональный (смешанный) типизбирательной системы.
В соответствии с мажоритарной избирательнойсистемой вся территория страны разбивается на территориальные единицы — избирательные округа. От каждого округа избирается чаще всего только один депутат (одномандатные округа), но иногда два депутата и более, если округа многомандатные. Многомандатным округом является такой округ в котором избирается несколько депутатов и в котором за каждого голосуют персонально. Принципиальную роль играют размеры избирательных округов. Они должны насчитывать по возможности одинаковое число избирателей. В противном случае нарушается принцип равенства избирательных прав граждан. Еще одна характерная черта мажоритарной системы — избиратели голосуют за личность того или иного кандидата, хотя при этом может быть обозначено, какую партию он представляет. И наконец, мажоритарная система основана на таком порядке определения результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, получивший по данному округу большинство голосов. Отсюда и название системы — мажоритарная (от лат. majorite — большинство).
Существует две разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства (например, в Австралии) и относительного большинства (в США и Канаде).
В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1% голосов. Во втором — побеждает тот, кто набрал голосов больше, чем каждый из его соперников. Не случайно мажоритарную систему относительного большинства называют “системой первого пришедшего к финишу”. При мажоритарной системе возможно голосование в один и два тура. Если, скажем, ни один из кандидатов не получает требуемого абсолютного числа голосов, то назначается второй тур выборов. Участвуют во втором туре только два кандидата, собравшие в первом туре наибольшее число голосов.
Положительная сторона мажоритарной избирательной системы в том, что обычно возникают и упрочиваются связи между кандидатом (в дальнейшем — депутатом) и избирателями. Кандидаты, как правило, хорошо знают положение дел в своих избирательных округах, лично знакомы с их наиболее активными представителями. Соответственно и избиратели имеют представление о том, кому они доверяют представлять свои интересы в органах власти.
Недостаток мажоритарной системы в том, что голоса избирателей, отданные за непобедивших кандидатов, пропадают, а победитель имеет поддержку иногда явного меньшинства избирателей.
Мажоритарная избирательная система существует в Великобритании, Франции, Японии, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и ряде других стран.
США имеют уникальную избирательную систему, отличную от российской и европейской, которая состоит из 2-х уровней. Население каждого штата не голосует непосредственно в пользу того или иного кандидата, а первоначально избирает выборщиков (их количество пропорционально численности населения, проживающего в штате) – 1 уровень. В год проведения выборов, 18 декабря, в столицах каждого штата проводятся собрания выборщиков (которые составляют коллегию выборщиков), которые голосуют в пользу того или иного кандидата – 2-й уровень. В 50-ти штатах, исключая Мэн и Небраску, преобладает правило «победитель получает все», то есть кандидат в органы власти, получивший наибольшее число голосов по штату, получает голоса всех выборщиков этого штата; таким образом, голоса, поданные за всех других кандидатов, автоматически считаются поданными за победителя.
Пропорциональная избирательная системараспространена в современном мире более широко. Суть ее состоит в следующем. Территория страны чаще всего объявляется единым избирательным округом. Политические партии, их союзы (избирательные блоки) выдвигают списки своих кандидатов. Избирателям предлагается проголосовать только за один из таких списков. По существу, они голосуют не за личность от той или иной партий, а за собственно партии в масштабе всей страны. После подсчета голосов партии получают число мест в представительные органы четко пропорционально числу отданных за них голосов.
Пропорциональная система обеспечивает более справедливое, чем мажоритарная, соотношение между полученными голосами и местами в парламенте. С ее помощью в органах власти представлена реальная картина противоборства и расстановки политических сил. Однако и этой системе присущи недостатки. Она хорошо работает в странах, где на выборах соперничают две-три крупные партии. Но в странах, где имеются десятки крупных и мелких партий, избранный представительный орган нередко оказывается раздробленным на множество депутатских групп, что сильно осложняет его работу. Поэтому во многих странах устанавливается так называемый барьер (порог). В России, например, для преодоления заградительного барьера на выборах в парламент надо набрать 7% голосов. Партии, набравшие менее 7% голосов, депутатских мест в парламенте не получают. Голоса, отданные за эти партии, делятся по пропорциональному принципу между партиями-победителями. Другой недостаток пропорциональной системы в том, что избиратель выбирает как бы абстрактных лиц. Он знает чаще всего лидера партии, нескольких активистов, но остальные ему неизвестны. Кроме того, избранные депутаты не имеют прямой связи с избирателями конкретного округа, как при мажоритарной системе.
К странам с пропорциональной избирательной системой (может избираться как весь парламент, так и его нижняя палата, как в РФ) относятся ФРГ, Швеция, Аргентина, Дания, Израиль, Португалия, Люксембург, Латвия, Российская Федерация и другие.
Выборы в Европе в странах Европейского Союза проводятся различные выборы.
Во всех странах Европейского союза проходят выборы членов Европейского Парламента (общий законодательный орган для стран Западной Европы), как правило, в четверг, пятницу, субботу, воскресенье второй недели июня каждые пять лет. Депутаты избираются по национальным правилам. Избирается национальный парламент. В некоторых странах имеется верхняя палата парламента, которая или назначается (ФРГ), или избирается полностью (Польша), или частично (Франция). В Государствах с республиканской формой правления президент может избираться парламентом (ФРГ), народом (Франция), или если политические партии договорятся (парламентом), если нет (народом), в Ирландии.
Постепенно сформировалась смешанная избирательная система. При такой системе половина депутатов избирается по пропорциональной системе, а другая половина по мажоритарной.Она применялась в нашей стране при выборах в Государственную Думу до 2006 г. С 2007 по 2011 год выборы в Государственную думу проходили по пропорциональной системе. С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ снова избирается по одномандатным округам по мажоритарной системе, а вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе.
Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному округу, включающему всю территорию страны. Победившим является кандидат, который набрал более половины голосов избирателей. Если же ни один не сможет получить в первом туре абсолютного большинства, то назначается второй тур. Борьба ведется между двумя кандидатами, получившими в первом туре большинство голосов. Побеждает тот, кто набрал большее число голосов. Избирательные системы стимулируют развитие многопартийности и оказывают прямое воздействие на становление партийных систем.
Глава 3
Избирательная система в России
История выборов в России начинается в период формирования Древнерусского государства. В Новгороде жители решали основные вопросы и выбирали князя на вече. Ве́че (от славянского «вѣтъ» — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел и непосредственного решения вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм выражения воли населения на территории славянских государств. Участниками веча могли быть «мужи» — главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса. После издания Николаем II 17 октября 1905 года «Манифеста об усовершенствовании государственного порядка» в стране появилась государственная дума, депутаты которой избирались гражданами. Но в то время избирательным правом обладали не все категории граждан Российской империи. В период СССР выборы были чисто декларативной нормой т.к. граждан приходилось выбирать только представителей одной партии и число фамилий на выборах было ограничено.
Современный этап развития избирательного права и избирательной системы Российской Федерации берет свое начало с конца 1993 года. После проведения первых выборов в Федеральное Собрание Российской Федерации и принятия в результате всенародного голосования новой Конституции Российской Федерации (декабрь 1993 года) продолжилось развитие избирательного права, теперь уже на конституционной основе. На федеральном уровне и в каждом из субъектов Российской Федерации были приняты пакеты законодательных и иных актов, содержащих нормы избирательного права.
Федеральная Конституция установила основы и принципы государственного строя, систему органов государственной власти и местного самоуправления, которые в корне изменили порядок формирования органов государственной власти и местного самоуправления. Именно из этих конституционных начал и вытекают современные основы избирательных прав российских граждан. Российская Федерация, согласно статьям 1 и 10 Конституции, есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В статье 3 Конституции зафиксировано, что носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Что касается системы голосования, которая применялась в России в декабре 1993 года, то, как я уже сказал, было отдано предпочтение смешанной, мажоритарно – пропорциональной системе.
Но в каждой стране могут происходить изменения в политической жизни. Россия не исключение. В настоящее время внесены изменения в законодательство. На сегодняшний день существуют органы власти, формируемые выборным путем в Российской Федерации:
Президент РФ (избирается сроком на 6 лет);
Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании. Президентом может стать гражданин РФ, достигший 35 лет.
Государственная Дума РФ - нижняя палата парламента РФ, состоящая из 450 депутатов, главной функцией которой является принятие законов, избирается сроком на 5 лет. Депутаты Государственной думы до 2016 года избирались по пропорциональной избирательной системе, в 2016 году снова вернулись к смешанной избирательной системе.
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
При выборах в Государственную Думу и Президента РФ избиратели голосуют на избирательных участках, а организуют выборы, контролируют их законность и подсчитывают голоса избирательные комиссии. Граждане голосуют только «за» или «против» кандидата, политической партии. Иных форм выражения своего мнения не допускается.
Но в некоторых странах существует пункт «Против всех» и он включается в бюллетени. Против всех кандидатов, или кандидат «Против всех» — последний пункт в избирательных бюллетенях для голосования на выборах, позволяющий принять участие в голосовании, не выбрав ни одного из кандидатов в бюллетене. Применяется как на партийных выборах, так и на выборах из конкретных кандидатов (президентских, мэрских, и т. д.). В английском языке подобная графа называется «ни за кого» или «никто из указанных» (none of the above), в украинском — «не поддерживаю ни одного кандидата» (не підтримую жодного кандидата). Голосование против всех — одна из форм протестного голосования.
В СССР при выборах с одной кандидатурой использовалось голосование «за» и «против» кандидата. В России графа «против всех» применялся с 1991 года, с 2006 года была исключена из бюллетеней. Лидеры партии "Справедливая Россия" Сергей Миронов и Николай Левичев внесли на рассмотрение Госдумы законопроект о восстановлении в избирательных бюллетенях графы "против всех кандидатов", - информирует РИА "Новости". По мнению руководителей партии после 2006 года, когда эту графу убрали, явка избирателей на выборах различного уровня существенно снизилась. Авторы законопроекта уверены, что граждане, не желающие голосовать за ту или иную партию или кандидата, оказались лишенными возможности выразить свою гражданскую позицию путем протестного голосования. Соответственно, у таких людей нет мотивов идти на избирательные участки. Такое положение не только снижает уровень демократичности выборов и легитимности избранных органов и лиц, но и ограничивает избирательные права граждан.
Большинство опрошенных мною одноклассников поддержали идею возврата графы «против всех» в избирательные бюллетени. Мнение учащихся школы совпало, в основном, с мнением политиков. «Мы считаем необходимым вернуть в избирательное право и в избирательные бюллетени графу “против всех”. Люди с гражданской позицией хотят выразить свою точку зрения, и мы сейчас лишаем их этого права», — сказал С. Миронов. По его словам, когда люди не видят в той или иной партии достойного кандидата, а графа «против всех» отсутствует, у них не остается мотивации участвовать в выборах. «Мне кажется, что графа “против всех” — это как барометр политического самочувствия нашего общества».
В современной России, в соответствии с российским законодательством, на выборах различных уровней существует и пропорциональная и мажоритарная системы. Так, в Свердловской области на выборах в Законодательное Собрание Свердловской области депутаты избираются по смешанной системе. Городская Дума Каменска – Уральского, являющаяся представительным органом муниципального образования, избирается на муниципальных выборах на основе мажоритарной избирательной системы.
Заключение
Целью данной работы было желание узнать о типах избирательных систем, понять, чем избирательные системы отличаются друг от друга. А также узнать о выборах в других странах.
В современном мире большую роль играет политическая культура граждан. Каждый гражданин должен иметь знания по политическим вопросам. К таким вопросам относится и проблема выборов. Выборы – большая ответственность и гражданский долг. Важнейшие события и международные документы последних лет подтверждают необходимость правового воспитания детей и молодежи в духе мира, толерантности и взаимного уважения. Так как детям свойственно вырастать и становиться взрослыми, следовательно, усвоенные ими установки, идеи и правила поведения они будут впоследствии воплощать в практическую деятельность и передавать будущим поколениям. Поэтому молодежь должна готовиться к роли избирателя заранее. Поэтому мною был рассмотрен вопрос о типах избирательных систем в России и других странах Европы. В процессе работы я собрал и обобщил большой материал по изучаемому вопросу.
Важнейшим результатом работы считаем выявление особенностей избирательной системы России. Кроме того, я приобрел умения:
Находить нужную информацию;
Работать с различными источниками литературы;
Планировать свое время и ресурсы.
Литература
Конституция Российской Федерации (любое издание).
Избирательный Кодекс Свердловской области. (в ред. Областных законов от 25.06.2010 N 41-ОЗ, от 23.12.2010 N 112-ОЗ, от 23.05.2011 N 32-ОЗ)
Устав муниципального образования город Каменск – Уральский. Утвержден решением Каменск-Уральской Городской Думы 22.02.2006г. № 148
Ветюнтев Ю.Ю., Широков А.С, Трифонов А.С. (обзор всероссийской научно - теоретической конференции) Правовая культура в России на рубеже столетий /Ю.Ю. Ветюнтев, А.С. Широков, А.С. Трифонов// Государство и право. - 2001. - №10. - С. 106 - 109.
Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России: теория практика и перспективы.- СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс»,2003.
Обществознание: учебник для 11 классов общеобразовательных учреждений: профильный уровень /Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008.
Соколов Я.В. Граждановедение. 9 класс. М.: НВЦ «Гражданин», 2001
Электронные ресурсы
http://www.democracy.ru/library/learning/lectures/ - Избирательное право и избирательные системы
http://ru.wikipedia.org/wikipedia
http://www.xserver.ru/user/ - Зачем нужны выборы
http://www.democracy.ru/library/learning/lectures/
http://www.baikalib.ru/yuong_creativ/ Молодежь и выборы. Жаркой Е.М. Руководитель Сухорукова М.А. Улан-Удэ, 2007 г.