Введение
Мой проект – это первое для меня исследование. Поэтому мне было интересно провести его в области спорта. Большой теннис для меня – это важная часть моей жизни. От занятия большим теннисом я получаю много позитивных эмоций и радости. Мне очень хочется сделать что либо нужное и полезное в моем любимом виде спорта. Для того чтобы играть в большой теннис от спортсмена требуется не только хорошая физическая подготовка, но и много теоретических знаний.
Заниматься большим теннисом в Росси сегодня начинают дети с более раннего возраста, чем дети периода 1960-1990 годов. Если раньше, группы маленьких теннисистов набирали с 8 -9 лет, то в настоящее время в большой теннис приходят малыши в возрасте с 3-4-х лет. Для физического развития ребенка и освоения малышом навыков большого тенниса созданы великолепные условия в современном мире, открыто много новых спортивных учреждений в территориальной доступности, предоставлен огромный выбор теннисного оборудования и одежды для любого возраста. В интересной форме идут тренировочные процессы. Россия является примером теннисной школы для всего мира, воспитавшая многих профессиональных теннисистов и тренеров.
Но так ли комфортно и интересно приходить маленьким детям в большой теннис? Испытывают ли какие либо трудности юные спортсмены? Какие вопросы возникают у малышей? Кто должен им помочь в этом новом для них мире спорта? Всегда ли тренер и родители полностью понимают своего воспитанника?
Мои теннисные тренировки начались с 4-х лет. Выходить на корт впервые страшно, но очень интересно. Тренер дает простые задания. Он всегда объясняет и показывает, как их выполнять. Но уже с первого занятия у всех появляется много вопросов. Практически, все специальные теннисные термины я не слышала никогда. Например: закрыть или открыть ракетку, сделать разножку, опустить головку, хват универсальный или левый и многое другое.
После каждой тренировки я часто задавала вопросы родителям, узнавала информацию у старших спортсменов. Но все же полностью информацию мне не давал никто. Мне всегда хотелось самостоятельно найти ответы, просмотреть в книге или полистать журнал. Сейчас я уже в большом теннисе 5 лет. Я умею читать, использовать интернет ресурсы и узнавать многое самостоятельно. В прошлом году, мой младший брат тоженачал заниматься большим теннисом. Ему 4,5 года. И он испытывает все те же трудности в получении информации, что и я 5 лет назад.
Поэтому я решила, опираясь на свой личный опыт моего начала в теннисной жизни, а так же на опыт моих сверстников и сегодняшних малышей, провести исследование и изучить вопрос о потребности маленьких спортсменов в самостоятельном получении каких либо знаний о большом теннисе.
Цель исследования:
Выяснить, существует ли какой либо источник информации о большом теннисе для детей дошкольного и раннего школьного возраста в Росси сегодня.
Узнать, нужен ли какой либо информационный источник малышам спортсменам.
Понять, какой формат информационного источника будет наиболее интересен маленьким теннисистам.
Для достижения поставленных целей мне предстояло решить следующие задачи.
Задачи исследования:
собрать и проанализировать информацию об имеющихся в настоящее время изданиях о большом теннисе.
узнать достаточно ли этой информации для детей дошкольного и младшего школьного возраста по занятию большим теннисом в существующих источниках и есть ли потребность в информационном источнике у спортсменов.
выяснить, какая форма подачи информации была бы наиболее интересна и доступна для этой возрастной категории.
Для изучения данного вопроса мною были выбраны два метода.
Методы исследования:
Интервью со спортсменами разных возрастных категорий и тренерами
Опрос детей различных возрастных категорий по анкетам.
Была определена возрастная категория спортсменов для интервью и опроса по анкетам. Спортсмены разбиты на две возрастные группы: до 8 лет и спортсмены старше 8 лет.
Детям до 8 лет, учитывая их возрастные особенности, до интервью был показан пример наглядного материала о большом теннисе. Эта встреча прошла в форме игры – эксперимента. Разработан план экспериментального мини урока, с использованием интересных картинок. Разработаны вопросы для интервью с малышами.
Для спортсменов старшей возрастной категории разработаны вопросы для письменных анкет и вопросы для интервью. Интервью и опрос по анкетам проводился в Русской Теннисной Академии г. Москвы.
Проанализировав полученные результаты опроса и интервью, я смогу сделать вывод о необходимости разработки информационного источника для детей дошкольного возраста по занятию большим теннисом.
Проведение исследования
В соответствии с задачами, мое исследование состояло из нескольких этапов.
1.Выяснение наличия в России источников информации о большом теннисе для детей.
Сначала я решила выяснить, какие источники информации о теннисе имеются для детей в настоящее время.
В 2015г. я была на турнирах в 10 теннисных клубах в разных городах России. В каждом клубе есть группы маленьких теннисистов 3-4х лет. Я сфотографировала, что находиться в зоне отдыха и ожидания для детей. Оказалось, что практически во всех школах имеется журнал «Теннис» для взрослых, в единичных теннисных школах доступны книги о великих теннисистах и турнирах Большого Шлема, которые так же предназначенные для взрослых.
Затем я ознакомилась с ассортиментом киосков и книжных магазинов, где можно приобрести газеты и журналы. Периодических изданий по теме большого тенниса в них не было.
В библиотеке Троицка и Вороново из периодических изданий есть только журнал «Теннис» для взрослых.
В интернет ресурсах нашлось очень много книг, учебных пособий, рекламной продукции. Из краткого содержания изданий, я сделала вывод, что они предназначены для тренеров, родителей и студентов физкультурных вузов. Так же существует энциклопедия тенниса, самоучитель по большому теннису, правила игры в большой теннис. В найденной мной литературе не было ни одного издания предназначенного для детей дошкольного и младшего школьного возраста, начинающих играть в теннис.
Мне удалось узнать, что в России с 2011г. началась публикация детского журнала Junior Tennis. Журнал JuniorTennis на данный момент - единственный профессиональный теннисный журнал о детском и юниорском теннисе в России. Журнал адресован в первую очередь всей теннисной общественности, спортсменам, их родителям, тренерам. Я ознакомилась с тремя номерами этого журнала. Так же узнала , что он распространяется в 17 точках Москвы, 15 спортивных комплексах г.Санкт Петербурга, в 1 теннисном центре г.Твери и 1 спортивном центре г.Таганрога. Данный журнал интересен для подростков, но раздела для младших спортсменов в нем нет.
Таким образом, результаты моего исследования показали, что на данный момент не существует никакого издания о теннисе, подходящего для возрастной категории спортсменов дошкольного и младшего школьного возраста.
2. Потребность в источнике информации о теннисе для детей младшего возраста
Затем я провела опрос по анкетам спортсменов теннисистов возрастной категории старше 8 лет. Вопросы анкетирования были придуманы мной с целью узнать мнение людей разного возраста, связанных с теннисом, о необходимости источника информации о нашем виде спорта ( Приложение 4).
Кроме того, понимая, что дети младшего возраста, о которых идет речь, не всегда могут и хотят отвечать письменно на вопросы, я решила взять у них устное интервью на эту же тему.
Для спортсменов до 8 лет я разработала и провела мини экспериментальный урок (Приложение 1). Он был, по моему мнению, необходим, чтобы самые маленькие ребята задумались о том, нужны ли им дополнительные теоретические знания, и могут ли они помочь тренировкам. Так же целью моего урока, было, выяснить, возможно, ли с помощью иллюстраций дать новые понятия и объяснить спортивные термины детям. Я хотела узнать, интересна и понятна ли спортсменам иллюстрированная теннисная теория? А так же показать детям, не умеющим читать, что с помощью картинок они самостоятельно могут получать знания о нашем любимом спорте.
Затем я взяла интервью у детей младше 8лет (Приложение 2) и интервью у тренеров и спортсменов старше 8 лет (Приложение 3). Вопросы для интервью я тоже продумала и записала, чтобы затем проанализировать ответы.
По результатам интервью и анкетирования я получила следующие данные.
Данные эксперимента
Опрошенных – 50 человек
Занимающихся теннисом с 3-6 лет - _41____ человек
Начали заниматься теннисом после 6 лет ___9____
Получали интересующую информацию о теннисе от родителей ___45_____
Получали интересующую информацию о теннисе от тренера ___45_____
Хотелось ли самостоятельно что-либо узнать из информационного источника _50__
Источник информации маленьким спортсменам нужен 49 человек
Не уверен в его необходимости ___1 человек
Источник информации интересен в иллюстрациях ____47 человек
Информация должна быть представлена в книге или журнале____47 человек.
В бумажном носителе_____________47 человек
В виде видео ролика ____________2 человека
Анализ результатов.
Результаты исследования удобно представить в виде диаграмм.
н/п |
Всего опрошено (человек) |
50 |
Кв.1 |
Нужен источник информации |
49 |
Кв.2 |
Сомневаются в его необходимости |
1 |
Мы видим, что абсолютное большинство опрошенных спортсменов считает, что маленьким детям необходим свой источник информации. Хотя, большая часть детей признает, что получали ответы практически на все свои вопросы от тренеров или родителей.
Потребность в собственном отдельном информационном источнике, по-видимому, определяется повышенной самостоятельностью детей, занимающихся теннисом, их желанием быть похожими на взрослых успешных спортсменов, имеющих в своем распоряжении необходимые журналы и книги.
1 |
Всего считают, что нужен информационный источник (человек) |
49 |
2 |
Источник в форме иллюстрированного журнала или книги |
47 |
3 |
Источник в видео формате |
2 |
Довольно неожиданным оказался ответ на вопрос о форме информации для маленьких спортсменов: большинство участников опроса выбрали вариант иллюстрированного бумажного источника. Этот результат идет в разрез с представлениями о современных детях как основных потребителях информации посредством различных компьютерных устройств. Причем источник в виде видеоролика выбрали именно тренеры, что отражает представления взрослых о современных детях, как видно, не совсем верные.
Выводы по исследованию.
Итак, на основании результатов моего исследования можно сделать вывод о том, что
Начинающие юные спортсмены дошкольного и младшего школьного возраста нуждаются в отдельном источнике информации о большом теннисе
В настоящее время такого источника информации не существует
Предпочтение отдано информационному источнику в виде иллюстрированного бумажного журнала.
Этот журнал должен быть: красочным, познавательным, с короткими комментариями к веселым картинкам. Он должен выходить несколько раз в год.
Заключение
В результате проведения своего исследования я поняла, что вопрос отсутствия специального источника информации о теннисе для детей дошкольного и младшего школьного возраста волнует и тренеров и родителей. С радостью отнеслись к возможности иметь детский иллюстрированный журнал о теннисе и сами малыши. Я убедилась, что моя работа оказалась довольно своевременной и актуальной, и собираюсь продолжить ее в следующем году. В моих планах – издавать свой собственный журнал о теннисе, где не только можно будет почерпнуть необходимую информацию, но и поделиться своими впечатлениями о турнирах и тренировках, задать интересующие вопросы тренерам и просто теннисистам – ровесникам.
Список литературы.
Д. Парсонс «Большая энциклопедия тенниса»
В. Янчук «Теннис. Доверительные советы»
С.П.Белиц-Гейман «Теннис для родителей и детей»
П. Роутерт, М. Ковач «Анатомия тенниса»
Спортивная энциклопедия тенниса «Теннис»
Журнал Junior Теннис №48 октябрь 2015г.
Журнал Junior Теннис №34 июнь 2014г.
Журнал Junior Теннис №24 август 2013г.
Приложение 1 .
Текст экспериментального урока.
Дорогие маленькие спортсмены!
Вы все учитесь играть в большой теннис! И я вам хочу рассказать о тех первых и самых важных для нас спортивных предметах ( рис.1).
У вас у всех есть теннисные ракетки, и вы все видели теннисный мяч. Вы все знаете, что мяч круглый, а ракетка овальная. А кто может представить, если бы и мяч и ракетка были бы квадратными? А я Вам сейчас покажу эти фантастические предметы (рис.2).
Этими сказочными предметами, конечно, играть было бы не возможно (рис.3).
Поэтому у нас у всех есть ракетка, у которой есть ручка, шейка, обод и голова (рис.4).
У наших ракеток натянуты струны, они могут быть разного цвета. Я, например, люблю розового цвета. Если бы струн не было, это было бы вот так (рис.5).
В большой теннис можно играть вдвоем (рис.6). Это когда на корте вы и соперник.
Или можно играть парами, т.е. вчетвером (рис.7).
В большой теннис можно играть только на твердой поверхности (рис.8). В воде в теннис играть нельзя.
Корт, на котором вы будете играть, должен быть обязательно сухой (рис.9).
А если прошел дождь, то вы должны убрать воду и подготовить корт (рис.10) Иначе можно упасть и получить травму.
На корт нужно выходить всегда с хорошим настроением и получать удовольствие (рис11).
Мы с Вами занимаемся самым лучшим видом спорта. Играть в теннис мечтают многие малыши (рис.12).
Наш спорт очень популярный, и не только среди людей (рис.13).
Предлагаю на картинке убрать из нашего спорта лишние снаряды (рис.14).
Приложение 2.
Вопросы для интервью с маленькими спортсменами дошкольного и раннего школьного возраста:
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
С какого возраста ты занимаешься большим теннисом?
Тебе что либо рассказывали о большом теннисе?
Кто рассказывает тебе об этом спорте?
Хочется ли тебе узнавать новое самостоятельно?
Ты умеешь читать?
Тебе понравились те картинки, которые мы с тобой смотрели на нашем мини уроке?
Тебе хотелось бы иметь журнал или газету или книжку с подобными картинками про большой теннис для твоих сверстников?
Приложение 3.
Вопросы для интервью со спортсменами теннисистами старше 8лет.
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
С какого возраста ты занимаешься большим теннисом?
Если вспомнить первый год твоих занятий, много ли вопросов у тебя появлялось о нашем спорте?
Кто отвечал на них?
Все ли интересующее, на тот момент, удавалось узнать у взрослых?
Хотелось ли тебе что - либо узнать про теннис самостоятельно в тот период?
Во сколько лет ты научился читать?
Нужен ли информационный источник для детей дошкольного и раннего школьного возраста?
В каком виде информация была бы более доступна и интересна для тебя в том возрасте?
Приложение 4.
Вопросы для письменного анкетирования.
Сколько тебе лет?____________________________________
С какого возраста ты начал заниматься большим теннисом?
___________ с 3-6 лет
___________ после 6 лет
Если вспомнить первый год твоих занятий, много ли вопросов у тебя появлялось о нашем спорте?
___________ да, много
___________ да, очень много
___________ нет, вопросов не было
Кто тебе отвечал на твои вопросы?
____________ родители
____________ тренер
____________ никто
Все ли интересующее, на тот момент, удавалось узнать у взрослых?
___________ да, абсолютно все
___________ мало
___________ очень мало
Хотелось ли что либо узнать про теннис самостоятельно?
__________ да, хотелось
__________ нет, не хотелось
Во сколько лет ты научился читать без помощи родителей?
___________
Нужен ли информационный источник о большом теннисе для детей дошкольного и школьного возраста?
__________ да
_________ нет
В каком виде новая информация о большом теннисе была бы доступна и интересна для тебя в дошкольном и раннем школьном возрасте?
___________ журнал или газета в картинках
___________ иллюстрированная книга
___________ маленькие короткие ролики
21