САМЫЕ ВРЕДНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

САМЫЕ ВРЕДНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Ветлужских В.Д. 1
1
Анкилова Е.С. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

Общество не стоит на месте. Общество и общественные процессы могут прогрессировать или регрессировать. До сих пор учёные ведут споры о том, что определяет движение в сторону прогресса (эволюцию, движение к лучшему и полезному для общества) и в сторону регресса цивилизации (инволюцию, движение к худшему и вредному для общества). Понятия прогресс и регресс очень условны. Для каждого общества проявляются по-разному, противоречивы. Что характерно для развития одного общества, не может быть приемлемо для традиций другого.

До сих пор человеческое общество в целом не испытывало регресса, ни длительного, ни кратковременного. История даёт примеры, когда в каком-то районе Земли происходил локальный общественный регресс после войн, революций и эпидемий, и тогда в этом месте масса всех частей цивилизации снижалась. На протяжении 5 миллиардов лет, с того момента, когда возник первый Разумный Человек, в обществе (если его брать целиком) происходил только прогресс.

Существуют различные виды прогресса: общественный, социальный, научно-технический и др. Общественный прогрессэто глобальный исторический процесс развития общества от низшего к высшему, от примитивного, дикого состояния к высшему, цивилизованному. Этот процесс идет благодаря развитию научных и технических, социальных и политических, нравственных и культурных достижений.

Цель работы – найти информацию об изобретениях и выявить самые вредные достижения цивилизации.

Задачи – определить их место в системе научно-технического прогресса. Показать их значимость, ради чего они делались, и каким образом эти достижения оказывают негативное влияние в современном мире. Соотнести: полезное и вредное. Выяснить, какие изобретения являются самыми вредными достижениями, по мнению школьников разных возрастных групп.

Одним из наиболее важных критериев научного прогресса является количество изобретений и открытий и их экономический эффект. Благодаря изобретениям в течение немногих столетий вполне изменился внешний строй жизни цивилизованных народов и, наверное, еще много изменится в ближайшем будущем. За последние несколько десятилетий достижения нашей цивилизации настолько шагнули вперед, что мы просто привыкли к тому, с какой скоростью появляются какие-то новинки. Информация о них и просто воспринимается как должное, как часть нашей современности.

Данная тема достаточно актуальна. Значимость научных открытий не может вызывать сомнения. Благодаря достижениям цивилизации мы пользуемся ее благами, которые получили в результате множества открытий и изобретений. Тем самым во многом наша жизнь облегчилась, стала комфортнее, интереснее. И возможности выбора у человека огромны. Например, в средствах связи, мультимедийных средствах, в средствах транспорта. Трудно представить свою жизнь без мобильного телефона, компьютера, интернета, телевизора, многочисленной бытовой техники и других благ. Но достижения цивилизации могут быть не только бесполезны, но и вредны. А действительно ли они опасны?

Человечество не смогло бы существовать без постоянного прогресса, нахождения и внедрения новых технологий, изобретений и открытий. Все, что окружает нас, сотворил человек. Новейшие изобретения могут изменить наши взгляды на мир. То, что раньше было прекрасной мечтой, считалось плодом безумной фантазии, сегодня прочно вошло в наш быт, стало нашей повседневной действительностью. Хорошо известные нам древние сказки и легенды о ковре-самолете, волшебном зеркальце или сапогах-скороходах нашли свое реальное воплощение в современных воздушных и космических кораблях, цветном телевидении, телефонах, телеграфах и прочих средствах современной связи. Полет человека в космос, высадка людей на Луне, изобретение электронных вычислительных машин, лазера, компьютера, интернета, роботов, использование атомной энергии на благо человечества, величайшие достижения в области медицины по пересадке органов человека и победа в борьбе с неизлечимыми ранее болезнями — таков неполный перечень достижений человечества за последние полстолетия. Сегодня по-прежнему лучшие умы человечества изобретают, выдвигают новые идеи и предложения, совершают открытия во имя дальнейшего развития и совершенствования нашего мира. Вся история открытий доказала, что изобретателем по праву следует считать не сделавшего «удивительное открытие», а того, кто придал ему «практическую ценность».1

В наше время технический прогресс достиг наивысших высот. Однако, мало кто задумывался над тем, что некоторые достижения цивилизации могут быть как полезны, но и вредны.

Ученые со всего мира проводят исследования о вреде и пользе электромагнитного излучения сотовых телефонов. Например, исследования в 2003 году проводили шведские ученые, в 2006 году итальянские ученые, доктор Gerard Hyland из University of Warwick, которые доказывали вред сотовой связи.2

Исследования ученых со всего мира о вреде и пользе ГМО также очень противоречивы. Исследование Ж.Э. Сералини, опубликованные в журнале Foodand Chemical Toxicology, и Ирины Ермаковой, российского биолога доказывают вред употребления генномодифицированных продуктов. А исследования Михаила Гельфанда, доктора биологических наук, профессора факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ, члена Европейской Академии, и Александра Панчина, кандидата биологических наук опровергали этот факт.3 Таким образом, даже ученые не всегда находят единую точку зрения в вопросах пользы и вреда достижений современной цивилизации.

Глава 1. Изобретения нашей цивилизации

Давайте ознакомимся с величайшими изобретениями человечества на сегодняшний день.

Компьютер — величайшее изобретение человечества! Люди создали машину, с помощью которой можно делать множество дел: читать, смотреть кино, рисовать, печатать, чертить, считать, находить полезную информацию и многое другое. Компьютер в жизни занимает важное место, но иногда можно обходиться и без него. Надо запомнить, что компьютер изобрели для того, чтобы облегчить жизнь, а не заменить ее, расширить возможности человека.

Компьютер и здоровье тесно взаимосвязаны. Мы рискуем испортить себе зрение, если будем подолгу сидеть даже перед самым лучшим монитором. Многочасовая работа в одной позе приводит к развитию множества проблем.4 Психический - не столь очевидный, но очень опасный фактор. Особенно это касается молодого поколения, готового играть на компьютере сутками. У людей часто вырабатывается компьютерная зависимость, которая не сильно отличается от алкоголизма, наркомании. Особенно часто это происходит на фоне игр и социальных сетей, которые предназначены для максимального погружения пользователя в виртуальное пространство. Некоторые перестают различать, где мир реальный, а где – виртуальный. На этой почве совершено много преступлений, это давно не секрет.5 Необходимо соблюдать обычные правила обращения с устройством, создайте отдельное рабочее место, по всем правилам эргономики. Нужно с самого начала установить контроль за детьми, когда они сидят перед компьютером. Тогда вред компьютера для здоровья будет минимальным, а возможно – совсем не будет.

Интернет. В современном мире интернет занимает очень важное место в жизни многих людей. Это не удивительно, ведь он открывает массу возможностей, которые подойдут для удовлетворения потребностей каждого пользователя. К созданию сети Интернет человечество шло долгие годы, изобретая новые и новые средства связи. Через интернет можно общаться как письмами, так и визуально, в интернете можно найти практически любую информацию, через интернет можно работать, заказывать продукты, вещи и услуги. Интернет – это окно в мир, через которое можно не только получать информацию, общаться и играть, но и зарабатывать деньги, совершать покупки. При правильном подходе, а также наличии интереса освоить компьютер и использовать все его возможности сможет абсолютно каждый, даже начинающий пользователь, особенно если учесть тот факт, что сегодня человек живет в веке компьютерных технологий.6 Безусловно, польза сети огромна и с этим не поспоришь. Однако вред интернета может оказаться немалым. В первую очередь, когда заходит речь о пагубном воздействии всемирной паутины, на ум приходит интернет-зависимость. Научно доказано, что около 10% пользователей интернета зависимы от него, причем треть из них считают интернет таким же важным как дом, еда и вода. С помощью сети мошенники могут узнать личную информацию о человеке и использовать ее в своих целях. А еще всемирная паутина нередко становится распространителем вирусов, способных навредить компьютерной системе.Конечно, польза и вред интернета стоят на разных чашах весов. Преимуществ у него намного больше. Ну а многих пагубных последствий интернета можно избежать, если использовать его с умом.

Телевидение. На сегодняшний день телевизор - это не предмет роскоши, как в советские времена, а необходимая вещь каждого дома. Посредством телевидения мы снимаем напряжение после долгого, напряжённого, рабочего дня, получаем всю необходимую информацию, чтобы быть в курсе самых последних событий, происходящих в мире. Без телевизора мы уже не можем представить себе нормальной повседневной жизни. Телевидение — огромный рычаг управления человеческим сознанием. Это громадная сила, которая может как нанести вред, так и принести пользу. Все зависит от вашего умения распоряжаться этой силой.7 Положительные моменты можно выделить такие, как саморазвитие от познавательных или научных документальных передач. Обычно вред телевидения, а особенно для детей заключается в чрезмерной продолжительности просмотра.Кстати, во Франции вообще запрещено производить телепередачи для детей младше 2-х лет, даже развивающие!8

Не следует забывать и о вреде малоподвижного образа жизни, к которому присоединяется ожирение9. Дети, увлечённые происходящим на экране, не следят за объёмом съеденных порций. Или, например, изобрели к телевизору пульт дистанционного управления – человеку и с дивана вставать не нужно. Лежи и кнопки переключай. Вот тебе и гиподинамия.

Мобильная связь. Сотовые телефоны уже давно стали незаменимым атрибутом современного мира. С помощь них мы всегда на связи с теми, кто нам дорог и с теми, кто может решить самые сложные вопросы, находясь в любой точке мира. Ещё каких-то 15 лет назад для того что бы с кем-то пообщаться на расстоянии нужно было идти домой и звонить по стационарному телефону или искать ближайшую телефонную будку и монетки или жетоны для звонка. Даже детям всегда приходилось обходить друзей и лично узнавать, пойдут они гулять или нет, так как даже дома у многих не было телефона. Сейчас же практически из любого места можно позвонить куда угодно. Мобильный телефон – это свобода общения, где бы вы ни находились.

Создание сотового телефона можно назвать настоящей революцией технического прогресса. Но, как известно, любой технический прогресс помимо благ несет и негативные последствия. В случае с сотовым телефоном вред причиняется здоровью человека.Уже много лет ведутся исследования, направленные на изучение влияния сотовых телефонов на организм человека.

Ученые доказали, что, проникая в ткани, электромагнитные волны, вызывают их нагревание. Со временем это неблагоприятно сказывается на функционировании всего организма, в частности, на работе нервной, сердечнососудистой, и эндокринной систем. И это доказывает, что вред сотовых телефонов огромен.10

Автомобили. Сложно представить современный мир без автомобилей. Люди ездят на них на работу, на дачу, в отпуск, за продуктами, в кино и рестораны. Разные виды автомобилей используют для доставки грузов, постройки сооружений и для множества других целей. Разрушительное влияние на биосферу и здоровье человека оказывает любой вид транспорта, но автомобильный особенно. Наиболее остро результаты его воздействия ощущаются в городах, где концентрация автотранспортных средств особенно велика. Вследствие быстрого роста автотранспортных средств возрастает изъятие кислорода из атмосферного воздуха. Это уже сегодня приводит к нарушению состава атмосферы, является причиной возникновения устойчивого кислородного голодания. Беспокойство вызывает и быстрый рост шума, как и загрязнение атмосферы или водного бассейна. С экологической точки зрения, транспорт занимает первое место по вкладу загрязнения атмосферы. По данным WorldEnergyCouncil, около 17% глобального выброса парниковых газов попадает в окружающую среду из-за работы автотранспорта.11

Клонирование. Человечество всегда мечтало о том, чтобы появилось чудодейственное лекарство, исцеляющее от всех болезней или, по крайней мере, что-то похожее. Клонирование является одним из самых приближенных к этой идее средством. Клонирование дает возможность выращивать части тела человека, используя ДНК хозяина. Такие части тела можно использовать, чтобы заменить уже существующие, но не пригодные. Также можно клонировать определенные органы и заменять им больные органы. Многие люди умирают от органной недостаточности, или теряют органы в несчастных случаях, либо рождаются с несовершенствами. Этих людей можно было бы вылечить с помощью клонирования.12Запрет клонирования содержит этические причины (включая сюда и право на человеческое достоинство, и на целостность личности, вытекающее из него) и несовершенство технологий клонирования, поскольку научно-технический прогресс в медицинской сфере должен помогать облегчать страдания и/или продлевать жизнь. В ряде стран запрет на клонирование временный, в том числе и в России. Это вызвано либо непониманием того, что в итоге могут дать технологии клонирования, либо всё-таки допущение в будущим использования технологий клонирования.Кроме того, большинство религий не одобряют клонирование, что может являться дополнительным аргументом для запрета в не светских государствах.В 31 стране запрещено любое клонирование в принципе (Германия, Франция, США). 13

Генно-модифицированные продукты. Генно-модифицированные продукты – это ответ ученых на решение задачи ликвидации голода на Земле. В современном мире генно-модифицированные продукты (ГМО) изучены слабо. И подобные разработки вызывают неоднозначную реакцию во всех странах мира. ГМО получают, внедряя в генетическую структуру какого-либо организма так называемые «целевые гены». Это делается для того, чтобы наделить растения новыми свойствами. Например, для создания сорта пшеницы, устойчивой к засухе, использовался ген скорпиона. Ученым удалось успешно внедрить новые гены в десятки видов растений и животных — создать растения табака со светящимися листьями, томаты, легко переносящие заморозки, кукурузу, устойчивую к воздействию пестицидов. Никто не доказал, что это безопасно, - предупреждают одни российские ученые. Другие - сожалеют о том, что в РФ нет полей, на которых выращивают «искусственные» растения14.

Глава 2. Изобретения “глазами школьников”

Многие социологические центры проводят опрос населения России о том, какие, по их мнению, существуют самые вредные достижения цивилизации на данное время. Был проведен такой опрос и среди школьников нашей школы. В опросе участвовали учащиеся 7-ых и 10-11-ых классов. Необходимо было заполнить опросный лист, в котором выбрать любые три достижения цивилизации, считающиеся самыми вредными, по их мнению, и объяснить свой выбор (Приложение №1).

У семиклассников и старшеклассников на первом месте расположились генетически модифицированные продукты. 60% и 47% респондентов ответили именно так. Отрицательными сторонами школьники отметили: содержание в них вредных веществ, разрушающих организм. Положительная сторона - долгое хранение.

Второе место по 43% у семиклассников занимают интернет и пластическая хирургия. Отрицательную сторону интернета школьники отметили в том, что люди попросту перестали выходить на улицу, общаться между собой в реальном мире; в его зависимости (можно круглосуточно находиться в соц.сетях); а также много «опасных и вредных» сайтов. Плюс в том, что через интернет мы получаем много полезной и нужной информации. Пластическая хирургия – вредность в том, что нельзя менять созданный природой человеческий облик, даже если человек себе не нравится (возможны серьезные проблемы со здоровьем, как последствия операции). Плюсы в том, что с её помощью можно исправить как врожденные дефекты, так и приобретенные (вследствие аварий, травм, несчастных случаях).

А вот у старшеклассников второе место 39% заняло телевидение. По их мнению, с его помощью можно привести к заблуждению массы, воздействовать на людей, навязывая негативную и ненужную информацию. 14% семиклассников отметили вред телевидения в том, что, если часами смотреть телевизор – можно испортить зрение. Особенно это вредно детям. А плюсы – просмотр полезных передач, фильмов.

По 28% респондентов ответили автомобили и клонирование. У старшеклассников это 14% и 21% соответственно. Автомобили загрязняют окружающую среду,портят дороги, но это и отличное средство быстрого передвижения. Решить эту проблему, по их мнению, можно с помощью электромобилей. Клонирование - достаточно вредно и небезопасно, а каждый человек индивидуален, и всё должно создаваться естественным путем.

24% семиклассников и 20% старшеклассников отметили самым вредным компьютер – портит зрение, нарушается осанка от длительного сидячего положения, возникает зависимость (можно часами проводить время за ним). Также, как и интернет заменяет живое общение, негативно влияет на психику.

Практически одинаково школьники отметили по кредитам – удобно взять деньги, которые срочно нужны, но сложно выплачивать банкам с процентами.

Среди седьмых классов 1 респондент вредными достижениями цивилизации отметил табак и алкоголь, так как они портят здоровье и уменьшают человеку жизнь. И 2 – отметили оружие, так оно убивает невинных людей. У14% старшеклассников вредными оказались ещё ядерное оружие и ядерная энергия, так как наносят огромный урон природе и человечеству в целом. Например, последствия аварий на АЭС.

Только 2% старшеклассников нашли отрицательные стороны мобильной связи и 3% затруднились ответить, посчитав, что все из перечисленного может нести и пользу, и вред, и нужно правильно их использовать.

Итак, в результатеопроса школьников можно отметить следующее.

Практически все изобретения имеют и плюсы, и минусы в разной соразмерности. Любое достижение цивилизации может нести пользу и вред. Больше всего “вредностей” в достижениях цивилизации все школьники по опросу нашли в ГМО. Возможно, именно положительные стороны телевидения сыграли свою роль, донося до масс информацию о здоровом питании и вреде ''искусственных продуктов’’.

Лишь 2% старшеклассников увидели вредность в мобильной связи и не увидели совсем - семиклассники. Практически для всех она явилась атрибутом современного мира без негативных последствий.

Возможно, что старшеклассники 10-11 классов (16-17 лет) имеют более осознанное отношение к миру, более глубокое понимание социальных проблем в обществе, более расширенное информационное, социальное, политическое, культурное пространство. Тогда как семиклассники (13-14 лет) имеют несколько иное мировоззрение, другую шкалу ценностей. Что и повлекло на такое соотношение результатов опроса.

Необходимо учесть, что эти данные характерны для конкретных возрастных групп школьников нашей школы. Возможно, при опросе других групп населения, результаты окажутся совершенно иными.

Заключение

Мир великих открытий и изобретений - нелегкий путь, пройденный человечеством с его пытливым острым умом, можно проследить и через историю его величайших открытий и изобретений, внедрение которых привело к значимым изменениям в жизни всего общества, изменило взгляды на мир. И сегодня жизнь не стоит на месте, она тесно связана с техническим прогрессом, с внедрением новых технологий, новых изобретений и открытий. И должны нести человечеству благо. Они сделали нашу жизнь проще и удобнее.Нужно всегда соизмерять, что от такого «достижения» будет больше, вреда или пользы.

Рассмотренные в работе открытия и изобретения действительно делают жизнь человека более комфортной, удобной, интересной. Но также определили и другую сторону. Что нести они могут и пользу и вред. Сами по себе достижения цивилизации на мой взгляд, не могут быть ни вредными, ни полезными и по результатам исследования можно сделать вывод, что все перечисленное полезно при грамотном использовании. Что всеми из них надо пользоваться в меру.Мы так привыкли к тому, что нас сегодня окружает, что невозможно себе представить, как люди раньше без всего этого обходились…

Интересно, а что же ждет нас впереди, и без чего мы, не сможем жить и развиваться через 100, 200, 500… лет.

Список использованных источников и литературы

1. Автомобили: польза или вред?//http://s.avtoed.com/threads/avtomobili-polza-ili-vred.10007/

2. Влияние компьютера на здоровье человека//http://www.compgramotnost.ru/

computer-i-zdorovye/vliyanie-kompyutera-na-zdorove-cheloveka/

3. Вред или польза от просмотра телевизора// http://reedbox.ru/tv-viewing/

4. Вред сотовых телефонов //http://vredpolza.ru/tehnika-elektronika/item/7-vred-sotovyh-telefonov.html

5. Генетически модифицированные продукты – великое достижение прогресса или «пища Франкенштейна»?//http://www.goodsmatrix.ru/articles/179.html

6. Долгов Ю. Компьютер и здоровье //http://moykompyuter.ru/kompyuter-i-zdorove/

7. Интернет - лучшее изобретение человечества //http://world-of-glamour.ru/shobiz/

8. Любопытные и интересные факты//www.mjjm.ru

9. Мир великих открытий и изобретений //http://mirnovogo.ru/

10. Мирский Н. Почему законодательно запрещено клонирование человека и есть ли страны, где это разрешено?// https://thequestion.ru/questions/33566/ pochemu-zakonodatelno-zapresheno-klonirovanie-cheloveka-i-est-li-strany-gde-eto-razresheno

11. Мобильный вредитель //ВедаМост. 20 июня 2014 г.// http://www.vedamost.info /2014/06/blog-post_7242.html

12. Осторожно: ученые развенчивают главные мифы о вреде ГМО. // https://tvrain.ru/articles/ostorozhno_shest_mifov_o_gmo-412426/

13. Ребёнок и телевизор: польза или вред?//http://detki-pogodki.ru/rebenok-i-televizor-polza-ili-vred.html

14. Телевидение: вред или польза?//http://ppr-health.ru/zdorovyj-obraz-zhizni/zdorovye-sovety/75-televidenie-vred-ili-polza/

Приложение №1

Опросный лист

Вопрос:

Какие достижения цивилизации Вы считаете самыми вредными?

(выберите не более трёх ответов и объясните свой выбор)

Компьютер

 

Интернет

 

Телевидение

 

Мобильная связь

 

Клонирование

 

Кредиты

 

Генно-модифицированные продукты

 

Пластическая хирургия

 

автомобили

 

Затрудняюсь ответить

 

Другое (укажите)

 

1http://mirnovogo.ru/

2 Мобильный вредитель //ВедаМост. 20 июня 2014 г.// http://www.vedamost.info/2014/06/blog-post_7242.html

3 Осторожно: ученые развенчивают главные мифы о вреде ГМО. // https://tvrain.ru/articles/ostorozhno_shest_mifov_o_gmo-412426/

4Ю.Долгов. Компьютер и здоровье //http://moykompyuter.ru/kompyuter-i-zdorove/

5Влияние компьютера на здоровье человека //http://www.compgramotnost.ru/computer-i-zdorovye/vliyanie-kompyutera-na-zdorove-cheloveka

6Интернет- лучшее изобретение человечества. // http://world-of-glamour.ru/shobiz/

7http://ppr-health.ru/zdorovyj-obraz-zhizni/zdorovye-sovety/75-televidenie-vred-ili-polza

8http://detki-pogodki.ru/rebenok-i-televizor-polza-ili-vred.html

9http://reedbox.ru/tv-viewing/

10http://vredpolza.ru/tehnika-elektronika/item/7-vred-sotovyh-telefonov.html

11http://s.avtoed.com/threads/avtomobili-polza-ili-vred.10007/

12www.mjjm.ru

13https://thequestion.ru/questions/33566/pochemu-zakonodatelno-zapresheno-klonirovanie-cheloveka-i-est-li-strany-gde-eto-razresheno

14http://www.goodsmatrix.ru/articles/179.html

Просмотров работы: 53297