1. Введение
Дмитрий Сергеевич Лихачев известен в нашей стране как человек высокой нравственности и морали, которому никогда не была безразлична судьба своей родины и её граждан. Он объяснял, какими моральными и нравственными качествами должен обладать духовно красивый человек; учил тому, что нужно делать, чтобы совершенствовать личность. Главными качествами такой личности, по мнению ученого, являются честь, совесть, интеллигентность.
С рассуждениями о том, каким должен быть интеллигентный человек, я впервые познакомилась на уроках обществознания.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование и знает несколько языков, но можно иметь все это и быть не интеллигентным и ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком. Интеллигентность проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, беречь природу, не мусорить вокруг себя – окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!)».
Я серьёзно задумалась над мнением Дмитрия Сергеевича. Считаю, он прав: интеллигентность кроется именно в мелочах. Если лишить интеллигентного человека памяти, он не будет знать ни истории, ни классиков культуры, ни величайших произведений искусства. Но даже если такое произойдет, интеллигентного человека никогда не подведет эстетическое чутьё, «он всегда сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной только, чтобы на мгновенье удивить. Независимо от ситуации он сможет войти в положение другого человека, понять его характер и индивидуальность, а поняв другого человека, не проявит равнодушия и злорадства, а оценит его по достоинству».
Мне захотелось понять, а могу ли я назвать себя «интеллигентным человеком». Обладаю ли я качествами, которые описал Дмитрий Сергеевич? Скорее, в некоторых ситуациях я могу проявить качества интеллигента, но чаще даю волю эмоциям. Я предполагаю, что интеллигентным человеком быть непросто, потому что в сложной ситуации понять необоснованные поступки других людей довольно сложно.
Рассуждения Д.С. Лихачёва у меня вызвали интерес, поскольку проблемы, о которых он писал, были актуальны всегда, поэтому я решила познакомиться с разными направлениями его деятельности.
Я поставила перед собой цель: выяснить, насколько важна личность Д. С. Лихачева в истории русской культуры.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи: познакомится с биографией Д.С Лихачева, используя различные источники информации; изучить направления его деятельности; найти отзывы его современников о нём и о его вкладе в историю русской культуры.
Начав работу, я выдвинула гипотезу: можно ли назвать вклад Дмитрия Сергеевича в историю русской культуры значительным?
Работая над исследованием, я использовала следующие методы: изучение, сбор, анализ и сравнение информации, сопоставление фактов, представление результатов деятельности, выдвижение гипотезы.
Знакомясь с биографией Д.С. Лихачева, я отметила, насколько события, происходящие в его жизни, определяли выбор его деятельности и влияли на формирование характера. Я поняла, изучив статью «Домашние законы», что характер у него был непростой: властный и строгий, зато Лихачев обладал отличительной особенностью: несмотря на тяжелые ситуации, происходящие в его жизни, не падал духом.
Дмитрий Сергеевич был верен себе и своему слову; придерживался собственного взгляда на мир. К нему прислушивались окружающие, он был прекрасным оратором, умел высказать своё мнение, не боясь осуждения, критики и угроз советской власти. Он был независимым человеком, не склонялся на сторону властей, желавших уничтожить памятники русской культуры, наоборот, он вставал на их защиту; люди поддерживали его, шли «за ним». Дмитрий Сергеевич заработал огромный авторитет среди советского народа, но пренебрегал своей популярностью, не желал светской жизни. Это доказывает, что он – патриот своей страны; Лихачев стремился сохранить русскую культуру не ради славы среди современников, а потому, что действительно любил свою родину.
Работая над исследованием, я опиралась на «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачева [9], статью Рыжкова И.А. о Д.С.Лихачеве [8]; воспоминания внучки [7], воспоминания друга семьи [2], работу американского эксперта (Стивена Фредерика Старра) [3].
2. Личность Д.С. ЛихачеваЕсли жить только для себя, то от прожитого не останется и следа.
Если жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.
Д.С. Лихачев
Колоссальный труд стоит за научными исследованиями Д.С. Лихачева. При всем разнообразии своих исследований Д.С. Лихачев снова и снова пытается дать ответ на несколько фундаментальных вопросов: Что такое Россия? Что значит быть русским? Как в русской культуре решается проблема взаимоотношений индивидуума с другими людьми, с обществом, с природой, с Богом? И прежде всего: Как в русской культуре соотносятся преемственность и изменчивость?
Любой исследуемый им вопрос Д.С. Лихачев рассматривал с независимостью и отстраненностью, которые поражали его современников в Советском Союзе, хотя и не привлекали особого внимания на Западе. Д.С. Лихачев придерживался своего собственного курса. Он отвергал не только тенденциозные ответы ученых, представлявших «линию партии», но и сами вопросы, на которые они отвечали, и терминологию, которой они пользовались.
В научных работах Д.С. Лихачев нередко использовал словосочетания «страсть и темперамент» русского искусства, «принцип лиризма» в русской культуре и писал об эмоциональном накале, присутствующем везде – от народного творчества до живописи русского авангарда. Эти же качества присущи и самому Д.С. Лихачеву. Его призыв постичь красоту национального культурного наследия исходит и от сердца, и от разума. Он – тот редчайший человек, который, будучи реалистом, признает все недостатки предмета своей любви, но еще сильнее любит его за то хорошее, что в нем есть.
Не менее важно, чем возвещение Д.С. Лихачевым новой национальной идеи России, его воззвание к совести каждого человека. Он сокрушался по поводу того, что русские почти утратили способность прислушиваться к голосу совести, и считал, что если не произойдет обновления русского человека, его не случится и с обществом.
Ф. М. Достоевский когда-то отметил непостижимую способность русских к самобичеванию и демонстрации своих недостатков перед всем миром, из чего сделал парадоксальный вывод о том, что в изобличении собственных недостатков содержатся семена обновления. Как сказал Лихачев, «когда человек полностью отдает отчет в своей болезни, значит, он нашел источник выздоровления и способность лечения». Это та надежда, которая поддерживала Дмитрия Сергеевича Лихачева и которая, как он верил, способна поддержать Россию.
2.1 БиографияД.С. Лихачев родился 28 ноября (15 ноября по старому стилю) 1906 года в Санкт-Петербурге, в семье инженера-электрика Сергея Михайловича Лихачева. В 1915 году будущий ученый поступил в гимназию, которую закончил уже после революции (1923 г). В том же году он начал учиться в Петроградском университете, причем сразу на двух отделениях – славяно-русском и романо-германском, у таких крупных филологов, как будущий академик В. Жирмунский и крупнейший исследователь творчества Н. Некрасова В. Евгеньев-Максимов.
Однако судьбу Лихачева как ученого определила работа в семинаре профессора Д. Абрамовича, где он занимался историей литературы Древней Руси. Поэтому, оканчивая университет, Лихачев написал сразу две дипломные работы: одну – официальную – по творчеству У. Шекспира, а вторую – по литературе XVI века.
Обычно жизнь Лихачева представляют себе достаточно ровной и спокойной, протекавшей в тиши кабинетов и библиотек. На самом деле ученый на собственной судьбе испытал все катаклизмы и трагедии XX века.
Во время Великой Отечественной войны с осени 1941 года до весны 1942 года Дмитрий Лихачев жил и работал в блокадном Ленинграде, откуда был эвакуирован с семьей по "Дороге жизни" в Казань. За самоотверженный труд в осажденном городе он был награжден медалью "За оборону Ленинграда".
В 1938 году, как и многих других представителей интеллигенции, его арестовали и отправили в Соловецкий лагерь особого назначения. Потом он, правда, был освобожден по состоянию здоровья, но испытать ему довелось многое. Все пережитое ученый изложил в своих воспоминаниях «Раздумья» и в «Письмах о добром и прекрасном», где размышляет о судьбе интеллигенции в эпоху войн и революций, а также тоталитарного режима. Разговор о таких серьезных вещах, как культура, памятники культуры, искусство, литература возникает только в конце книги, т.е. тогда, когда человек усваивает предыдущее содержание, в котором Лихачев говорит о цели и смысле жизни, о правильных жизненных позициях. В предисловии к книге Дмитрий Сергеевич пишет: «Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках — ничего не увидите». Для восприятия красоты окружающего мира человек сам должен быть душевно красивым.
2.2 Личностные качестваД. С. Лихачев мог быть убийственно едким, однако трудно найти более терпимого и в науке, и в общении человека. Он просто не умел к отдельному живому человеку относиться как к обезличенной единице. Наверное, это искреннее особое внимание к каждому человеку и было отличительной чертой подлинного русского интеллигента. К каждому он обращался как к существу мыслящему и стремящемуся к добру. В общении с Дмитрием Сергеевичем люди возвышались в своих глазах и старались мыслить широко.
В нем не было ни капли тщеславия и своекорыстия. Он мог отказаться от престижного заседания, чтобы не выступать рядом с краснобаем, но в то же время мог поехать на куда более скромные «чтения» в глубинку российской провинции…
Популярность почти не изменила его жизни: не изменился ни его уклад, ни круг общения. Светской дружбы, основанной на популярности дружащих, он избегал (остался верен своей академической среде).
Д.С. Лихачев всегда был оптимистом и говорил, что пессимизм — привилегия марксизма, самого пессимистического учения, т.к. оно считает, что материя первична, а дух вторичен.
Завидная особенность его характера — он умел использовать любые несчастья для своего духовного роста, не падал духом и не ломался.
В чем же все-таки феномен Лихачева? Ведь он, в сущности, был боец-одиночка. В его распоряжении не было ни партии, ни движения, не было ни влиятельной должности, ни правительственной верхушки. Ничего. В его распоряжении были лишь моральная репутация и авторитет.
3. Вклад
3.1 Текстология
Важной сферой научных интересов Лихачева всегда была текстология, приемы работы ученых с литературными памятниками. В фундаментальном труде «Текстология»1, ставшем итогом многолетней работы, Лихачев показал, что текстологию можно считать самостоятельной научной дисциплиной, которой необходимо обучать студентов. И тогда перед ними раскроется все богатство замысла писателя, движение его творческой мысли.
Д. С. Лихачев готовил к печати издание труда академика А. Шахматова «Обозрение русских летописных сводов». Можно смело утверждать, что подобная работа оказалась настоящей удачей, поскольку Лихачев впервые совершил своеобразный научный подвиг, представив широкому читателю национальное достояние, свод сведений о важнейших областях жизни людей России XII века. Работа над книгой Шахматова определила тему кандидатской диссертации Лихачева «Новгородские летописи XII века», которую он успешно защитил в 1941 году. Те же самые проблемы легли в основу и докторской диссертации ученого, посвященной литературным формам русского летописания. Завершением этой работы стала подготовка первого в истории русской науки перевода «Повести временных лет» на современный русский язык. Лихачев дал в руки исследователей бесценный источник по истории и культуре Руси — ведь раньше летопись была доступна лишь специалистам, владеющим старославянским языком. Это издание, вышедшее в серии «Литературные памятники», стало материалом для нескольких десятков исследований специалистов самых разных специальностей — историков, лингвистов, искусствоведов, филологов.
Исследование русского летописания показало Д.С. Лихачеву, что древнерусскую литературу необходимо изучать в контексте всей истории русской культуры, поскольку ее особенности повторяются и на иконах, и в приемах оформления архитектурных памятников, и в прикладном искусстве.
В начале 50-х годов ХХ века в сферу научных интересов Д.С. Лихачева вошла работа над «Словом о полку Игореве». Первым результатом стало издание книги в серии «Литературные памятники», а своеобразным завершением — фундаментальная энциклопедия в пяти томах, в которой как бы подводились итоги изучения «Слова» в XX веке.
Участвуя в разработке «Истории культуры Древней Руси», Лихачев впервые отметил значение книги как составной части повседневной жизни древнерусского человека. К ней обращались как к источнику знаний, книга становилась руководством в практической деятельности и даже объектом поклонения, средством общения между народами: ее дарили как символ расположения, давали в приданое, меняли на оружие и коней.
С этим исследованием связано и обращение Лихачева к древнейшему русскому фольклору домонгольского периода. Опираясь на содержащиеся в различных памятниках фрагменты фольклорных текстов, он смог реконструировать устное народное творчество давно минувшей эпохи. Впервые в русской науке Лихачев показал, что фольклор существовал на Руси всегда и его приемы широко использовались в процессе становления литературы, такое взаимодействие было необходимо для обновления поэтических приемов и создания новых форм.
3.2 Памятники культурыМного сил Д. С. Лихачев отдавал общественной деятельности. Он был одним из организаторов Общества охраны памятников истории и культуры, и некоторое время являлся его председателем. Его огромный авторитет в мировой науке стоял на страже архитектурных памятников Москвы и Санкт-Петербурга.
Во время правления Горбачёва академик Лихачев основал Советский фонд культуры, который занимался поиском и возвращением в Россию раритетов, находившихся за ее пределами. Благодаря Дмитрию Лихачеву и помощи, как со стороны руководства, так и со стороны эмигрантов на родину были доставлены многие ценные экспонаты. Так, ученый лично ввез вещи, принадлежавшие Тургеневу.
Д. С. Лихачев говорил: «Всю жизнь я не мог оставаться наблюдателем. Мне всегда надо было быть участником. Всегда вмешивался и получал шишки. Но если бы шишек не было, был бы несчастным. А когда добивался — получал радость».
Дмитрий Лихачёв в «Письме сорок первом» (из цикла «Письма о добром и прекрасном») говорит о том, что утрата памятников культуры невосстановима, потому что каждый памятник индивидуален; если его разрушить, то навсегда потеряется своеобразие той эпохи, в которую он был построен. Даже после реставрации старые здания не выглядят так, как раньше, – ведь «от умерших остаются только портреты».
Д.С. Лихачев выступил против повальной реконструкции многих зданий на Невском проспекте. По этому проекту нижние этажи всех домов предлагалось соединить в одну общую витрину, создать особое пространство, сделать его пешеходной зоной. Началось обсуждение, Лихачев выступил с блестящей речью на заседании архитектурного художественного совета, в которой раскрыл историческую значимость всех зданий Невского проспекта. Он доказал, что потеря будет невосполнимой, так как Невский проспект проходит через всю историю России, он связан с Пушкиным, Гоголем, знаменитыми архитекторами прошлого. Именно благодаря Дмитрию Сергеевичу этот проект был отвергнут.
Д.С. Лихачеву «обязан» не только Невский проспект. Благодаря его стараниям приостановлено разрушение рукотворных и ландшафтных памятников Древнего Новгорода, начата восстановительная работа на Соловках, сохранены архитектурные ансамбли Чернигова и Вологды, Ферапонтова и Кириллова, Ленинграда и его пригородов.
Но серьёзный конфликт с Ленинградским обкомом случился в начале 70-х гг. из-за Царскосельских парков. В парках стали вырубать вековые деревья, чтобы посадить новые – ровненько, по ранжиру2. Придя к реставраторам, Лихачев поинтересовался проектом. Ему показали нечто вроде бильярдного стола, где были проведены «аллеи», а вместо деревьев – кусочки пенопласта! Лихачев удивился: «Но это же вид сверху. А как это будет выглядеть с высоты человеческого роста?». Дама-реставратор изобразила на лице гримасу оскорбления, всем своим видом показывая: «Я – специалист, а вы дилетант!». «Дилетант», у которого спустя некоторое время вышла книга «Поэзия садов», где он обращается к садовым стилям как к проявлениям художественного сознания той или иной эпохи, той или иной страны. Эта книга вышла в Японии, в Италии, в Польше. Тогда в 1971 г. Дмитрий Сергеевич выступил в газете «Ленинградская правда» со статьей «Среди святых воспоминаний» против вырубки в Екатерининском парке старых деревьев. Некоторые читатели восприняли его слова близко к сердцу и устроили в парке у деревьев дежурство. А это уже «наверху» было расценено вполне однозначно: «Лихачев призвал к восстанию, к физическому сопротивлению советской власти».
К Лихачеву стали обращаться как к защитнику памятников культуры, писали, звонили из разных городов России. Сам же Дмитрий Сергеевич об этой своей деятельности писал следующее: «У меня был и отчасти остается целый ряд занятий, которые я очень не люблю. Прежде всего, вся наша область защита памятников, которую следует назвать скорее не деятельностью, а волокитой и которая мне глубоко неприятна. Многие думают, что Лихачеву это очень нравится: писать письма, составлять обращения к властям, ходить на приемы к начальникам — все время что-то защищать — то библиотеку, то цирк, то церковь, то усадьбу. И в этом он находит творчество и удовлетворение, но это не так. Это для меня не творчество, а отрыв от творчества. Я по необходимости вынужден заниматься этими делами».
4. Воспоминания о Д.С. ЛихачевеДОМАШНИЕ ЗАКОНЫ.
Внучка академика рассказывала, что домашние вынуждены были жить, соблюдая множество его правил и наставлений. Обедали и ужинали они строго по часам. Дети за обедом должны были молчать. Интеллигентный человек обязан вести дневник. Разговаривать по телефону можно только по делу и не дольше двух минут. Спорт и танцы — бессмысленная трата времени. "У деда был очень жесткий характер.Ужиться с ним было тяжело. В семье решения принимал только он, в общем, все, как в купеческих семьях". И действительно, корни семьи шли от Павла Лихачева, купца 2 гильдии, он владел в начале XIX века золотошвейными мастерскими и магазином на Невском проспекте в Петербурге. А Дмитрий Сергеевич явно смахивал на своего дедушку Михал Михалыча, которого боялись все домашние: "Приоткроет дверь в столовую, посмотрит на всех женщин тяжелым взглядом и произнесет: "Ишь, дармоедки!". Поэтому было принято женщинам в доме всегда держать рукоделие на коленях. Заслышат шарканье дедушкиных туфель и схватятся — кто вязать, кто штопать, кто чинить что-нибудь".
Иван Михайлович Стеблин-Каменский
(интервью корреспонденту газеты "Петербургский дневник")
«Можно сказать, что с Дмитрием Сергеевичем я знаком с колыбели», - улыбается академик И. Стеблин-Каменский. - Мой отец был другом его молодости, они вместе учились в университете. Моего отца потом оттуда исключили из-за дворянского происхождения, а Лихачева упрятали в лагерь. Наши семьи продолжали дружить и после того, как Дмитрий Сергеевич вышел из лагеря. Одно время они вместе с моим отцом работали в издательстве "Наука". У меня сохранились некоторые книги, на которых значится: технический редактор М.И. Стеблин-Каменский, ученый корректор Д.С. Лихачев.
Первое мое воспоминание о Лихачеве - игра "в монетку". Мои родители зашли в гости к Лихачевым, и мы стали играть в эту популярную тогда в Питере игру и… проиграли! Я так расстроился, что всю дорогу домой безутешно плакал. Отец не выдержал, мы вернулись к Лихачевым и выиграли. С той поры, даря мне свои книги, Лихачев надписывал их так: "Дорогому Ванечке, на память об игре в "монетку".
Конечно, Дмитрий Сергеевич был не только огромным ученым, но и обычным человеком со своими слабостями и недостатками. Характер у него был сложным. Но это был одухотворенный, глубоко религиозный человек.
5. Заключение
Завершив исследование, я осознала, что, к сожалению, только после смерти Д.С. Лихачёва к нему пришло небывалое общественное признание. В годы своей научной зрелости Д.С. Лихачев был гонимым и мало кому известным ученым – древником3. И только в 80 лет, на закате жизни, многие узнали о его научной и гражданской деятельности.
В своей книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёв пишет о родном городе, о своей любви к Петербургу: «Мне с детства внушали, как красива Нева. Как торжественен центр Невы, как торжественен на Неве ход ладожского льда, какую пышность придает городу игла Петропавловской крепости…» Эту любовь к своей родине он пронёс через всю свою жизнь. Благодаря его усилиям не были разрушены многие памятники русской архитектуры и в этом, несомненно, велика его заслуга. Мне кажется, такое отношение к своей родине заслуживает уважения. Если бы каждый человек так же бережно относился к своей малой родине, возможно, наши улицы, посёлки, города были бы чище, красивее и уютнее.
Не меньший вклад он внёс в изучение древнерусской литературы, народного фольклора и отношения древнерусского человека к книге. Благодаря его трудам произошло восстановление устного народного творчества давно минувшей эпохи, что положительно сказалось на обновлении поэтических приемов.
Знакомясь с биографией Лихачева, я также открыла для себя, что очень много времени Дмитрий Сергеевич посвящал молодому поколению. В книге «Письма о добром и прекрасном», обращенной к молодежи, писал: «Молодость – вся жизнь... друзья молодости - самые верные друзья. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящие друзья остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость и дружба постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближений. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. И еще, цените все хорошее, что приобрели в молодые годы... Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как важно это для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий... Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!»
Когда я прочитала письмо, написанное Дмитрием Сергеевичем, меня глубоко задели его мысли, и я задумалась над тем, как важны в жизни верные друзья. И в этом я могу взять пример со своих родных и близких людей. Моя бабушка дорожит дружбой с комсомольских лет, с друзьями они участвовали в субботниках, митингах, концертах, и до сих пор они сохраняют верность этой дружбе, как память о лучших годах жизни. А у моего папы есть верный друг, с которым он учился в школе ещё с начальных классов, затем служил в рядах советской армии, и в настоящее время они продолжают дружить, но уже семьями. Таким образом, из жизненного опыта моих близких родственников, я поняла, что друзья молодости – самые верные друзья. Я считаю, что истинные друзья познаются не только в горе, что естественно, но и в радости, потому что только настоящий друг сможет искренне порадоваться за своего товарища.
Заканчивая работу, я могу утверждать, что вклад Лихачева в историю русской культуры неоценим. Его по праву можно называть великим гражданином своей страны, которым можно гордиться.
6. Список литературы и использованные источники:1. Письма о добром и прекрасном/Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. – Изд. 3-е. – М.: Дет. лит., 1989. – 238 с
2.http://likhachev.lfond.spb.ru/Memoirs/steblin.htm
3.http://www.liveinternet.ru/users/gallinnika/post349972487
4.http://sidur.ru/likhachev-dmitrijj-sergeevich
5.http://www.logoslovo.ru/media/all_1_2_1/item_30674
6.http://www.litra.ru/composition/get/coid/00509751370256737554
7.http://www.segodnya.ua/newsarchive/28-nojabrja-1906-rodilcja-covect-natsii-—-likhachev.html
8.http://www.child-library.ru/resources-LIHACHEV-beseda.html
9. Шалаева Г.П.(гл. ред.) Кто есть кто в мире. - Москва: СЛОВО, Эксмо, 2007. - 1264 с. (Информация взята с 668 стр.)
1 Текстология – это филологическая отрасль, изучающая и восстанавливающая историю и судьбу произведений письменности и литературы с целью дальнейшего исследования, интерпретации, публикации и иных целей.
2 Существуют определенные способы реставрации парков. Например, еще в XVII веке блестящий знаток этого дела …Болотов великолепно видоизменил Богородицкий парк. Но как тщательно он к этому готовился! Рисовал акварельки, как все это будет выглядеть, обдумывал каждый уголок.
3Так, с пренебрежением, называли ученых, занимающихся древнерусской литературой.