ПРАКТИКА «10 ДНЕЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ У РОДИТЕЛЕЙ», КАК ОДНА ИЗ ФОРМ МОТИВАЦИИ В ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПРАКТИКА «10 ДНЕЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ У РОДИТЕЛЕЙ», КАК ОДНА ИЗ ФОРМ МОТИВАЦИИ В ВЫБОРЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

Денис А.В. 1
1Назарбаев Интеллектуальная Школа Физико-математического направления г.Семей
Степанова О.А. 1
1Государственный университет имени Шакарима г. Семей
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Рано или поздно перед каждым школьником встает проблема выбора будущей профессии, этот вопрос был и остается главным для выпускников всех поколений. Кем быть, с чем связать свою будущую трудовую деятельность и как не допустить ошибки и быть востребованным в нашем стремительно меняющемся мире? Конечно, в данном вопросе большую помощь могут оказать родители и учителя, ведь это люди с определенным жизненным опытом, которые знают успехи, достижения и характер своих детей и школьников.

Поэтому актуальность вопроса в профессиональной ориентации школьников не вызывает сомнения и требует рассмотрения как со стороны старшего поколения (родители, учителя, родственники), так и непосредственно со стороны «виновников» проблемы – школьников.

В Назарбаев Интеллектуальной школе предусмотрена практика «Десять дней на предприятии у родителей», которая проводится после 9 класса [1]. Это инновационный проект, который существует уже не первый год и естественно уже накоплен большой опыт.

Цели и задачи исследования представлены на рисунке 1.

Объект исследования. Форма проведения практики «Десять дней на предприятии у родителей».

Предмет исследования. Результативность и эффективность прохождения практики школьниками.

Значимость исследования. Анализ результатов практики можно использовать для совершенствования форм и методов профессиональной ориентации среди школьников для мотивации при выборе будущей профессии.

Рисунок 1. Цель и задачи исследования

Формы и методы проведения профориентационной работы среди школьников

Профориентационная работа является частью учебно-методической работы в школе и представляет собой комплекс мероприятий, нацеленных на формирование жизненных и профессиональных ценностей. Существуют различные формы определения склонностей и способностей при выборе будущей профессии, к ним можно отнести встречи с представителями различных профессий, экскурсии на предприятия, тематические классные часы, анкетирование, как школьников, так и родителей и др. [2, 3, 4, 5]. Все эти виды работ имеют свои положительные и отрицательные моменты. Естественно, что на выбор профессии большое влияние оказывают приоритеты общества. Ведь не секрет, что очень часто предпочтение отдается так называемым «модным» профессиям, что может быть следствием недостаточной информированности школьников о реальном состоянии рынка труда и несформированными мотивами выбора будущей трудовой сферы деятельности. Поэтому идет постоянный поиск таких форм и методов работы со школьниками, которые помогут им правильно провести свое профессиональное самоопределение.

Практика школьников в университете

Для того, чтобы говорить об эффективности практики «10 дней на предприятии у родителей», остановлюсь на тех видах работ, что проводились мной в 2016 году в Государственном университете имени Шакарима города Семей на кафедре «Техническая физика и теплоэнергетика» (рисунок 2), которая по итогам 2015 году была признана лучшей в университете.

Рисунок 2. В ГУ имени Шакарима города Семей на кафедре «Техническая физика и теплоэнергетика.

Цели и задачи практики приведены на рисунке 3.

Рисунок 3. Цель и задачи практики «Десять дней на предприятии у родителей».

В деканате инженерно-технологического факультета мне был назначен руководитель (заведующая кафедрой) и утвержден план работы, где были оговорены сроки прохождения, виды занятий и ответственные. В таблице 1 показаны виды занятий, которые были запланированы на весь период прохождения практики.

Таблица 1 – Виды занятий, запланированные во время прохождения практики

№ п/п

Вид занятий

1

Изучение структуры, истории и достижений ГУ имени Шакарима г. Семей.

2

Изучение структуры, истории и достижений инженерно-технологического факультета.

3

Изучение истории и достижений кафедры «Техническая физика и теплоэнергетика». Специальности кафедры. Сотрудничество кафедры. Информационные ресурсы кафедры. Делопроизводство кафедры.

4

Прохождение инструктажа по ТБ и работа в лаборатории энергетических систем. Оборудование: виды, назначение, возможности исследований.

5

Прохождение инструктажа по ТБ и проведение исследований на вибростенде (выбор объекта исследования, выбор методов исследования, экспериментальные исследования).

6

Прохождение инструктажа по ТБ и работа в Испытательной региональной лаборатории инженерного профиля (научный центр радиоэкологических исследований).

7

Прохождение инструктажа по ТБ и проведение исследований по определению рН воды, продаваемой в магазинах города.

8

Изучение структуры и видов деятельности отдела науки.

9

Изучение структуры и видов деятельности отдела информационных технологий.

10

Изучение структуры факультета информационно-коммуникационных технологий. Экскурсия на кафедру «Автоматика и вычислительная техника».

11

Подготовка отчета. Подведение итогов и защита отчета.

Во время практики основной моей задачей было проведение исследований на вибростенде под руководством PhD-докторанта кафедры Сагдолдиной Ж.Б. совместно со студентами кафедры (рисунки 4, 5, 6, 7). Я впервые познакомилась с оборудованием такого типа, разработанного в рамках выполнения работ по гранту Министерства образования и науки РК по теме «Разработка технологии получения биокомпозиционных покрытий медицинского назначения методом механического сплавления» и узнала, что такое интерметаллиды, а также методы для их получения.

   

Рисунок 4. Вибростенд.

Рисунок 5. Работа с образцами.

   

Рисунок 6. Работа с аналитическими весами.

Рисунок 7. Работа с прибором по определению влажности.

Используя вибрационную установку, мы применяли метод механического сплавления, когда под действием соударения маленьких шариков о поверхность металлической пластинки металл в виде порошка наносится на нее и образует слой, если сказать проще, то порошок «вбивается» в металл, тем самым образуется новый материал с другими свойствами. Об этом методе и просто о возможности подобного я узнала первый раз в ходе практики. После подготовки пластинки алюминия, нанесения на нее порошка Si3N4, используя нержавеющие стальные шарики ШХ-15 диаметром 6,7 мм и выравнивания поверхности при помощи керамических шариков, мы получили необходимый результат. Чтобы узнать толщину полученного слоя и степь шероховатости поверхности, мы посетили лабораторию инженерного профиля «Научный центр радиоэкологических исследований» (НЦРЭИ) Государственного университета имени Шакарима г. Семей, где нам был предоставлен доступ к электронному микроскопу.

Раньше мое представление об электронном микроскопе было совсем иное, но поработав с ним и поняв всю идею, на котором основана его работа, действительно перестаешь сомневаться, насколько это изобретение помогает исследовать мельчайшие объекты, которые доступны лишь «техническому оку микроскопа». Таким образом, от заместителя руководителя лаборатории к.т.н. Ибрагимова Н.К., который помогал нам с работой на электронном микроскопе, я узнала много нового о других приборах, имеющихся в этой лаборатории, а также немного об истории создания этого центра.

Во время прохождения практики я также провела опыт по определению рН воды, продаваемой в магазинах г. Семей, проведен анализ и сделаны выводы (рисунки 8, 9).

По результатам проведенных исследований запланировано участие в конкурсах научных проектов.

Также во время практики я больше узнала о работе высшего учебного заведения и о задачах некоторых отделов и кафедр.

   

Рисунок 8. рН-метр с образцом.

Рисунок 9. Подготовительные работы.

Все виды проделанных работ фиксировались в дневнике, а затем использовались при составлении отчета. Публичная защита и обсуждение отчета проводились перед профессорско-преподавательским составом, магистрантами и докторантами кафедры «Техническая физика и теплоэнергетика».

Заключение

По завершении практики я могу сказать, что она была полезна для меня, я получила опыт проведения исследовательской работы, что было достаточно интересно и познавательно. Собранный материал можно использовать для участия в научных конкурсах и конференциях. Публичная защита и обсуждение отчета стали определенным опытом в развитии ораторского искусства.

Подготовленные отчеты и дневники практики в дальнейшем могут быть использованы руководителями практики от школы и университета, а также других предприятий, принятых в качестве баз практики для повышения качества организации и проведения профессиональной практики школьников.

Список использованных источников и литературы

1 Школьная жизнь // ШКОЛЬНЫЙ ПОРТАЛ URL: http://sm.nis.edu.kz/semey_fmsh/portal/ru-ru/

2 Тест «Определение типа будущей профессии» // Мое образование URL: http://moeobrazovanie.ru/testy_na_vybor_professii/opredelenie_tipa_budushhej_professii_metodika_klimova.html

3 Анкетирование школьников о выборе профессии // Интернет-газета ZONA.KZ URL: https://zonakz.net/blogs/user/sanday/14051.html

4 Роль классного руководителя в профессиональной ориентации школьника // Открытый урок. Первое сентября URL: http://festival.1september.ru/articles/562377/

5 Влияние родителей на выбор профессии // EDUNEWS URL: http://edunews.ru/professii/statyi/vliyanie-roditeley.html

Просмотров работы: 1804