МОЯ РОДОСЛОВНАЯ. СОЗДАНИЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО ДЕРЕВА.

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МОЯ РОДОСЛОВНАЯ. СОЗДАНИЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО ДЕРЕВА.

Дёрина Д.М. 1Суслова В.А. 1
1МБОУ СОШ №6 город Арзамас
Макарова Н.И. 1
1МБОУ СШ №6
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

1.Выявление проблемы.

Большой интерес для потомков представляет та часть знаний о родословной, где говорится, к какому сословию принадлежали их предки. В психологическом плане важно знать достоверную информацию о своем родословии, а не иметь лишь поверхностное представление о происхождении. История гласит, что главными российскими сословиями являлись дворянство, духовенство, купечество, мещанство и крестьянство, отличавшиеся передачей прав и имущества по наследству. Сословия характеризуются относительной замкнутостью почти до конца XIX столетия. Дать ответ на вопрос, зачем знать свою родословную историю - всё равно, что окунуться с головой в изучение происхождения предков и исследование своих корней.

Нужна ли родословная - каждый решает в индивидуальном порядке, но культура обязывает знать свои корни и предков. Имя и фамилия человека никогда не были только сочетанием букв и просто пустым звуком. В них таятся интересные загадки, которые накладывают на их носителя совершенно четкий и определенный отпечаток, касающийся происхождения, сословия и даже профессии, а значит имущественного положения и социального статуса.

Поколенная роспись и генеалогическое древо семьи (также называемое фамильным или родословным) – главные семейные документы, дающие уникальную и чудесную возможность заглянуть вглубь веков, ставших вдруг совсем своими.

В своей работе мы хотим составить свои генеалогические деревья, с помощью, которых узнаем больше о своих предках.

3

Цель нашей работы- изучить родословную своей семьи.

Перед нами стоят следующие задачи:

  1. Составить генеалогическое древо моей семьи.

  2. Выяснить своё происхождение.

  3. Выяснить происхождение имён моей родословной.

  4. Собрать исторический материал о моих предках.

  5. Создание презентации.

  6. Публичное выступление на научно-практической конференции.

Актуальность проекта:

Актуальность данной темы мы видим в том, что через историю родов вживую постигается история и современность. Стихийно это происходит в каждой семье через рассказы и живое общение, но устные рассказы и предания недолговечны, многое со временем утрачивается, поэтому необходимы специальные усилия, чтобы история рода не исчезла бесследно.

Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням.

Методы исследования:

  1. Опрос родственников.

  2. Изучение семейных архивов, документов, фотографий и интересных эпизодов из жизни представителей моего рода.

  3. Сравнительно-сопоставительный анализ полученной информации.

  4. Анкетирование.

Предмет исследования:

Генеалогическое дерево

4

Глава I.

Генеалогическое дерево.

Изучение предмета статьи о семейной генеалогии предлагаем начать с его определения. Генеалогия - это наука о цепочках родства семьи либо целых династий, если рассматривать эту историческую дисциплину в широком смысле. В более узком понимании, генеалогия фамилииподразумевает регулярный сбор сведений о преемстве поколений, происхождении рода, а также систематизацию полученных материалов и документов в хронологическом порядке. Откуда возникло специфическое название, и что повлияло на появление замысловатого термина? Как и другие науки современности, генеалогия рода пришла к нам из Древней Греции. Ознакомившись с общей информацией, перейдем к подробным нюансам и тонкостям истории, связанными с Россией.

Генеалогия семьи тесно связана с такой наукой, как геральдика, изучающей гербы, традиции их использования, а также их отличия от эмблем. Эти две дисциплины идут параллельно, и если Вы проводите исследование генеалогии рода, то полезно знать и основы геральдической науки со всеми её фамильными гербами, описанием элементов, изображенных на рисунке, и другими тонкостями, отражающими часть истории семьи. В генеалогии есть несколько направлений изучения преемственности родства. В традиционном методе проведения поиска предков или расшифровки фамилии используют различные генеалогические источники, например, такие как метрические книги, исповедальные ведомости, ревизские сказки, писцовые книги или семейные списки. Закономерно, что результативность поиска по линии генеалогии зависит от сохранности документов в государственных или ведомственных архивах, а иногда, и в краеведческих музеях.

5

В прошлом генеалогии родословные были достоянием только привилегированной горстки аристократов. А всей массе простого народа «предков не полагалось». Но как раз именно миллионы людей вправе гордиться своими предками, трудом которых создано богатство Родины.

Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум, до пятого колена. Так в Китае перед восточным новым годом семья собирается за праздничным столом и вспоминает предков вплоть до пятого колена. Народы Горного Алтая знают свою генеалогию до седьмого колена.

Мы решили провести анкетирование учеников 7 классов МБОУ

СШ №6 г. Арзамаса на тему «История моей семьи».

Результаты данного опроса вы видите ниже.

  1. Знаком ли ты с историей своей семьи?

2. Кто тебе её рассказал?

6

3. Есть ли в вашей семье «Генеалогическое древо»?

Вывод

Проанализировав результаты анкетирования, мы можем сделать вывод, что в большинстве случаев дети знакомы с историей своей семьи в первую очередь от бабушек и дедушек, потом уже от своих родителей. Но родословную своей семьи практически имеют единицы.

Мы плохо знаем свои корни. Это наша беда. Ведь фамильная гордость, интерес к истокам собственной родословной – это ветви одного дерева. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края. Ведь изучая историю своей семьи, каждый знакомится, таким образом, с историей России.

7

Глава II.

Родословная моей семьи

Родословная семьи Дёриной Дианы

 

Дёрина Диана Максимовна

18.09.2003

 

 

Дёрина Ирина Вячеславовна

03.09.1975

Дёрин Максим Николаевич

13.04.1974

 

 

Суслова Вера Николаевна

08.02.1956

Руданов Вячеслав Михайлович

22.03.1954

Дёрина Татьяна Михайловна

20.10.1948

Дёрин Николай Григорьевич

14.02.1949

 

 

Старова Анна Васильевна

10.10.1916

Христофоров Николай Антонович

14.02.1914

Руданов Михаил Михайлович

Руданова Мария Ивановна

14.01

Дёрин Григорий Николаевич

27.01.1913

Дёрина Елизавета Александровна

25.08.1911

Чесноков Михаил Григорьевич

17.04.1915

Чеснокова Александра Лаврентьевна

25.07.1912

 

 

Антон Алексеевич

Христофоров

1887

Христофорова Мария Николаевна

1890

Чувичкин Филипп

Чувичкина Мария

Чувичкин Лаврентий Филиппович

Медведева Варвара Алексеевна

1875 г.

 

8

Родословная семьи Сусловой Виктории

 

Суслова Виктория Андреевна

13.08.2003

 

 

Суслова Алла

Александровна

11.03.1982

 

 

Суслов Андрей Валерьевич

05.10.1981

 

 

Лукьянова Надежда Григорьевна

Лукьянов Александр Геннадьевич

1959

Суслов Валерий Викторович

03.03.1952

Суслова Вера Николаевна

08.02.1956

 

 

Богаткина Мария

Владимировна

1926

Богаткин Григорий Васильевич

1916

Лукьянова Анна Александровна

1932Лукьянов Геннадий Александрович

1959

Суслова Надежла Михайловна

30.09.1923

Суслов Виктор Тимофеевич

Христофоров Николай Антонович

14.02.1914

Старова Анна Васильевна

10.10.1916

 

 

Медведева Варвара Алексеевна

1875 г

 

 

Антон Алексеевич

Христофоров

1887

Христофорова Мария Николаевна

1890

 

 

Будникова Екатерина Михайловна

1900

Будников Михаил Васильевич

1898

 

 

Зайцева Елена Александровна

1909

Зайцев Александр Григорьевич

1911

 

9

Глава III.

История страны в биографиях моих предков.

Дёрин Григорий Николаевич.

Среди моей родословной есть достойный, уважаемый человек, с по-своему интересной биографией. И мне важно сохранить память о нём, для моего будущего поколения.

Дёрин Григорий Николаевич – это мой прадедушка по папиной линии. Он родился 27 января 1913 года, а умер 29 января 1988 года. Родился он в селе Новосёлки Арзамасского района в довольно зажиточной христианской семье. В 17 лет он уехал из родного дома в Арзамас , где устроился работать в Локомотивное депо – кочегаром. Но ему всегда хотелось водить поезда , и вот его мечта сбылась, он стал машинистом паровоза. Всю войну мой прадедушка водил составы с боеприпасам , ранеными и продовольствием в город Горький , Красный Узел и Сергач.

В военные годы приходилось очень трудно. Времени на отдых оставалось очень мало , спать приходилось по 2-3 часа. Когда звучала тревожная сирена и все бежали в бомбоубежища, он оставался дома, так как его каждую минуту могли вызвать в поездку. После войны он продолжал работать машинистом и провёл одним из первых тяжеловесный состав, и всегда гордился этим. У дедушки обнаружили редкое и практически неизлечимое в те времена заболевание - капилляротоксикоз. Это болезнь крови. Его выписали как безнадёжного больного – умирать. Но прабабушка подняла всех – вплоть до руководства – и добилась, чтобы дедушку отправили на лечение в Казань. Уже неподвижного, вынесли его на носилках к поезду, как ревели тогда его дети. И произошло чудо – казанские медики смогли его

вылечить. А может, бабушкины молитвы. Было тогда дедушки всего лишь сорок с небольшим.

В 2011 г. 3.11 в «Арзамасских ведомостях» было написано интервью о нашей династии Дёриных. И эту газету мы храним до сих пор.

Я восхищаюсь своим прадедушкой!

10

Суслова Надежда Михайловна.

До начала Великой Отечественной войны она закончила 1-й курс педагогического училища. В связи с тем, что в начальных школах не хватало преподавателей, её направили в с. Саблуково учителем. В 1941 году попросилась на курсы медицинских сестёр. По окончании курсов была направлена медицинской сестрой в санитарный поезд № 208, доставляющий

тяжелораненых во все города страны, где были расположены стационарные госпитали. После того, как в 1942 году поезд разбомбили фашистские бомбардировщики, Надежда Михайловна уходит в действующую армию.

В полевом госпитале 6-й танковой армии через её руки прошли сотни раненых, которым она оказала посильную помощь, обогрела добрым ласковым словом, вернула в боевой строй для дальнейшей борьбы с гитлеровцами. Закончила войну под Будапештом. Награждена медалью «За боевые заслуги» и орденом Отечественной войны.

Дело было в Венгрии. Санитары подобрали в лесу на поле боя в бессознательном состоянии молодого лейтенанта – командира взвода разведчиков. Я быстро перевязала ему раны, влила кровь. Очнулся он и

просит пить, в палате душно. Комнатушка маленькая, а нас, вместе с ранеными, человек тридцать. Ожидаем машину для отправки в тыл. И вдруг здание содрогнулось от взрыва. Полетели стёкла, всё затряслось и закачалось…. Подбежала я к лейтенанту- разведчику, а он зубами грызёт бинты и повязки. « Всё равно не жилец,- кричит,- чем раньше сдохну, сем лучше будет».

Успокаиваю его, поправляю бинты, ватными тампонами убираю кровяные потёки с его лица, а сама плачу. И тут начали рваться бомбы, совсем рядом. Схватила лейтенанта на руки, а он оказался тяжёлым. С трудом вытащила из комнаты, заполнившейся едким, смрадным дымом, и потащила его к лесу.

« Потерпи, голубчик ты наш, потерпи!»,- приговаривала всю дорогу, пока несла до густого кустарника. Я горжусь своей прабабушкой!

11

Глава IV.

Толкование имён наших родословных.

Каждое имя что-то значит. Для удобства человечество отказалось от уникальности первых имен "Острый Глаз", "Утренняя Заря". Однако все наши имена произошли от слов, имеющих свое значение. Какие-то из них утратили непосредственную связь с изначальным смыслом.. В наши дни имя человеку обычно дают его родители. Но так было не всегда. Раньше ответственным делом выбора имени ведала церковь. Имя давалось при крещении в зависимости от того, память какого святого отмечалось в этот день.

Диана - «божественная» (лат.)

Ирина - "мир", "покой" (др.греч)

Вера – «вера» (ст. слав)

Вячеслав - «достославный, наиславнейший». (Др.русское)

Михаил - «равный, подобный Богу» (еврей)

Мария - «любимая», «желанная» (греч)

Николай – «победитель народов» (греч)

Анна- « благодать, милостивая, миловидная, грациозная» (др. еврей)

Варвара – «чужестранка» (греч)

Максим – «величайший» (лат)

Татьяна - "устроительница", "учредительница" (др.греч)

Николай - «победитель народов» (греч)

Михаил – «равный, подобный Богу» (еврей)

Александра – «защитница людей» (греч)

Григорий - «бодрствую» (греч)

Елизавета – «Божья клятва» (др.еврей)

Лаврентий – «житель Лаврента» (русское)

Мария - «любимая», «желанная» (греч)

12

Филипп - «любящий коней» (греч)

Виктория- «победа» (греч)

Андрей - «мужественный, храбрый» (др-греч)

Алла – «умеющая всё» (готское)

Валерий- «быть сильным, здоровым» (лат)

Александр- «защищать», (др-греч)

Геннадий- «благородный», (др-греч)

Елена- «богиня Солнца» (др-греч)

Надежда- «надежда» (стр.слав)

Как видно из перечисленного выше списка, в наше родословной присутствует лишь одно русское слово.

13

Заключение.

Работая над данным исследованием, мы выполнили все поставленные нами задачи. В том числе составили генеалогическое древо. Узнали много нового и интересного о жизни наших родственников.

Данная работа может иметь продолжение. Нам хотелось бы глубже исследовать своё генеалогическое древо. Сделать его ветви более разветвлёнными (указать более дальних родственников). Поработать с архивными документами, установить историю возникновения фамилии Сусловых и Дёриных.

Мы надеемся, что составленная родословная наших семей будет иметь продолжение. И наши дети будут помнить свои корни, имена своих прародителей, знать, что сделал каждый конкретный предок для своей семьи, для своей страны.

Наша семья – это частичка большого рода, и счастье в том, что мы знаем, откуда мы и кто мы. Семья – это наше богатство. Давно уже нет многих старших родственников. Мы верим, что эта связующая нас нить не оборвется никогда.

14

Литература.

  1. Интернет – ресурсы. Словарь русских имён.

  2. Как составить свою родословную. В.П. Петров, Е.В. Петрова, 2005год

  3. Семейный архив Дериных

  4. Семейный архив Сусловых

  5. Хигир Б.Ю. Энциклопедия имен. – Москва: Яуза, 2003г.

15

Приложение № 1

16

Приложение № 2

Просмотров работы: 2392