ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ МАОУ «СОШ № 48»

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ МАОУ «СОШ № 48»

Наугольных К.С. 1
1МАОУ "СОШ №48"
Мезенина Н.В. 1
1МАОУ "СОШ №48"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 ВВЕДЕНИЕ

Большинство государств планеты, многонациональны, следовательно, важнейшим условием прочности государства является формирование дружественных многонациональных отношений на основе гибкой национальной политики, прежде всего, в области образования.

Существенными критериями высокого уровня социальной, профессиональной компетентности современного человека является его умение управлять межнациональным общением, воспитывать в себе активную нравственную позицию, формировать психологическую готовность к терпимости, находить выход из конфликтной ситуации.

Изучая «Стратегию развития молодежи на период до 2025 года», где одной из задач является формирование целостного мировоззрения («картины мира») молодежи, основанного на ценностях патриотизма, семьи, нравственности, правосознания и т.д., а так же со сложившейся политической обстановкой, вынужденной миграцией людей с Украины, мы считаем актуальным, рассмотреть тему формирования этнической толерантности молодежи.

Активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости являются компонентами этнической толерантности молодежи и также являются основными компонентами понятия «толерантности».

Необходимо отметить, что первую ступень формирования эт­нокультурной толерантности ребенок проходит в дошкольном и младшем школьном возрасте (5—10 лет), вторую - в подростковом детстве (11 —15 лет) и третью — в юношеском возрасте (15—18 лет). При этом, обозначенные ступени до­стижения учащимися высокого уровня этнокультурной толерантности отражают общее направление последовательного обогаще­ния детей знаниями, умениями, навыками, способствующими эф­фективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.

В рамках указанной проблемы была сформулирована тема исследования: «Формирование этнической толерантности молодежи в условиях школы».

Гипотеза исследования. Формирование этнической толерантности в школе зависли от эффективности психолого-педагогических подходов к формированию этнической толерантности молодежи.

Объект исследования: этническая толерантность.

Предмет исследования: процесс формирования этнической толерантности молодежи в условиях школы.

Цель исследования: изучить уровень этнической толерантности учащихся СОШ для разработки предложений по психолого-педагогическим подходам к ее формированию в условиях школы.

Задачи исследования:

- уточнить содержание понятия этнической толерантности;

- диагностировать уровень этнопсихологической компетентности школьников;

- выявить психолого-педагогические условия воспитания этнической толерантной личности;

- разработать психолого-педагогические подходы по формирования этнической толерантности молодежи в условиях школы;

Теоретическую базу исследования составили концептуальные положения о формировании толерантности представленные в трудах Г.Л. Бардиер [6], О.Н.Евдокимовой [11], О.П.Нестеренко [14].

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования:

- теоретический анализ научной литературы;

- эмпирические методы (наблюдение, беседа, обобщение практического опыта);

- количественный и качественный анализ полученных результатов.

В исследовании участвовали учащиеся средней общеобразовательной школы № 48 г. Новоуральска Свердловской области. Всего 52 учащихся разных классов. Исследование проводилось в сентябрь 2015 - сентябре 2016 года.

Научная новизна и практическая значимость исследования состоит в возможности использования содержащихся в нем материалов и выводов для разработки и внедрения программы формирования этнопсихологической толерантности у молодежи в условиях школы.

Понятие толерантности определяется на основе «Декларации принципов толерантности» (ЮНЕСКО, 1995) как:

-Ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными;

-Обеспечение устойчивой гармонии и конструктивного взаимодействия между различными социальными группами;

-Уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов;

-Готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;

-Навыки эффективного межкультурного взаимодействия [2,С.11].

Толерантность - это отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.

Нельзя не признать, что психологическая устойчивость во все времена была одной из важнейших характеристик, обеспечивающих равновесие между, с одной стороны, выживанием и адаптацией человека, с другой – утверждением его индивидуальности.

Соответственно, толерантность для современного демократического полиэтнического общества выступает как социальная ценность и норма, нуждающаяся в институционализации и поиске адекватных для неё средств.

Таким образом, мы можем рассматривать этническую толерантность и как терпимое и уважительное отношение к людям разных этносов и культур, и как активное взаимодействие в различных сферах общества с уче­том психологических особенностей их культур и религиозной принад­лежности.

Роль образования как фактора культурного развития и прогресса явно недооценивалась в последние десятилетия: оно не рассматривалось как средство решения острейших социально-политических, межэтнических, межкультурных проблем и задач в современной России. Благодаря образованию не только сохраняется устойчивость общества, но и модифицируются формы и типы взаимоотношений людей, взаимодействия культур. Роль образования особенно велика в нашей полиэтническом Стране. В Российских школах обучаются учащиеся следующих национальностей (рис.1).

 

Рис.1 Этнонациональная структура учащихся СОШ в 2015-2016 гг.

[

Рис.2 Этнонациональная структура населения Свердловской.обл.,2015-2016 гг., %

данные взяты из интернета].

 

Таким образом, по рис.1 видно, что большую часть учащихся школ составляют русские -66 %. На втором месте украинцы – 8,6%, затем татары – 7,5%, башкиры – 2,5%, ханты, манси и лесные ненцы - представлены соответственно около 1%.

Для сравнения представлена этнонациональная структура населения Свердловской области в 2015-2016 году по данным УФМС (рис.2). В ходе опытно-экспериментальной работы, которая осуществлялась в период 2015 (март) и в сентябре 2016 гг., нами была определена экспериментальная группа числом 25 человек в возрасте от 14 до 18 лет учащихся школы, из которых 21 человек (83%) заявили о своей принадлежности к славянским национальностям, 3 человека(13%) заявили о своей принадлежности к народам Северного Кавказа и 1 ученица не смогла определить свою этническую принадлежность (мама- татарка, отец- русский).

Рис. 3. Распределение по этническим группам испытуемых учащихся школы

По данным исследований российских ученых[18,С.369] направленность и количественная выраженность проявления этнической толерантности на уровне личности определяется комплексом его психофизиологических, психологических и социально-ролевых свойств.

Вопрос о формировании этнической толерантности, являющейся залогом успешной социализации, выступает и как условие успешного развития общества, и как социальный заказ в сфере образования.

В школе была проведена диагностика уровней сформированности толерантности у учащихся.

Из-за небольшой численности испытуемых результаты опытно-экспериментальной работы могут рассматриваться нами только как тенденции, а не как закономерности. Однако количество участников опроса явилось достаточным для того, чтобы проверить предположения, сформулированные в гипотезе исследования.

В начале октября 2015 года был проведен контрольный опрос по определению уровня знаний по сформированности понятий, определяющих термин «толерантность», у участников опроса.

Оценка знаниям давалась по следующим параметрам: полный ответ на вопросы – высокий уровень; достаточно полный ответ на вопросы 1, 3,5 – средний уровень; неполный ответ на вопросы 1, 2, – низкий уровень;

Процентное соотношение данных опроса следующее (табл. 2).

Структура учащихся по уровню знаний об этнической толерантности

высокий уровень знаний

средний уровень знаний

низкий уровень знаний

32%

48%

20%

Таблица 2. Распределение учащихся по уровню знаний об этнической толерантности

Результаты опроса видны на рисунке 4.

Рис.4 Распределение учащихся по уровню знаний об этнической толерантности

При анализе результатов опроса выяснилось, что затруднения вызывают ответы на вопросы, связанные с определением учащимися таких понятий, как «я», «я и другие», «терпение» и «терпимость», «семья», «зло», «жестокость», что объясняется тем, что дети не в полной мере знакомы с нравственно-этическими понятиями, составляющими семантическое поле понятия «толерантность».

Таким образом, определилась главная цель - создание определенных психолого-педагогических условий для эффективного формирования толерантности молодежи.

Для диагностики уровня этнотолерантности мы предложили ученикам определить свою этнопринадлежность с помощью специального опроса, подготовленного социальным педагогом. Абсолютное большинство респондентов (более 80%) относило себя к русскому этносу. Известно, что именно русские характеризуются размытой этнической идентичностью. Около 25% опрошенных затруднились с ответом, что их роднит со своим этносом.

Для выявления особенностей этнической самоидентификации у российского ученичества, респондентам задавался вопрос «Насколько важна для Вас Ваша национальность?» Национальность важна для учащихся («очень важна» и «скорее важна» выбрали 72% опрошенных), но следует отметить достаточно большой процент ответивших, для которых национальность не имеет значения (27%). Причем из тех, для кого национальность не значима, 80,0% - русские и только 10% - другие национальности. Таким образом, этническая самоидентификация для учащихся других национальностей более важна, чем для русских учащихся.

На вопрос анкеты об отношения учащихся к мигрантам из других стран 66% респондентов выбрали вариант «Плохо», 14% - «Хорошо», 11% - «Безразлично», 6% - «Очень хорошо», 3% - «Очень плохо». После этого были определены причины такого отношения к мигрантам. На вопрос: «Сталкивались ли Вы со случаями унижения достоинства человека из-за его национальности или вероисповедания?» получились такие ответы (рис.5).

Рис. 5 Ответ на вопрос: «Сталкивались ли Вы со случаями унижения достоинства человека из-за его национальности или вероисповедания?»

Как показывают результаты опроса, учащиеся относятся к мигрантам отрицательно: они видят в мигрантах источник межнациональных конфликтов, рост преступности, неуважение к обычаям, традициям местного населения.

Большинство опрошенных (56,0%) утверждают, что для них не имеет значения национальность человека, с которым они будут жить рядом. Вместе с тем, 41% опрошенных заявили, что они не хотели бы иметь в классе представителей некоторых наций и народов (нар. Сев. Кавк.) Только 3% опрошенных не определились с ответом на этот вопрос. Для сравнения, в старших классах 10 учеников из участвующих в эксперимент, в 8 классе 23 учащихся отметили, что не хотели бы вообще в школе видеть представителей некоторых наций.

Результаты первичной диагностики уровня толерантности представлены в табл.3.

Для диагностики уровня этнической толерантности был использован модифицированный нами экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова)[18,С.373]. Статистическая достоверность результатов опытно-экспериментальной работы доказана с помощью χ2-критерия, вычисленного по каждому показателю с использованием компьютерной программы «SPSS 10.0 for Windows».

Таблица 3. Динамика изменения уровней сформированности толерантности личности (данные указаны в процентах) на начало сентября 2016 года

Уровни

Доля ответов ,%

Высокий

20% (5 чел.)

Средний

40 %(10 чел)

Низкий

28 %(7чел.)

Очень низкий

12 %(3чел)

Итого

100

Высокий уровень - отличаются сформированностью этнических и нравственно-волевых качеств.

Средний уровень - учащиеся характеризуются недостаточной сформированностью и готовностью к их реализации в социально-значимой этнокультурной жизни.

Низкий уровень - учащихся отличает преимущественно эмоционально-отрицательное восприятие иных социокультурных общностей.

Результаты опроса свидетельствуют о том, что количество учащихся с высоким уровнем сформированности этнической толерантности личности составляет 20% от учащихся, участвующих в исследовании.

С ноября 2015 по сентябрь 2016 года по согласованию с классными руководителями учащиеся, участвующие в эксперименте факультативно начали изучение проблемы толерантности: изучались исторические аспекты, вопросы толерантности, проблемы воспитания толерантности на занятиях с социальным педагогом по специально разработанной программе.

Весь материал факультативно-кружкового курса «Этнотолерантность» систематизирован в три блока с учетом микро-, мезо-, макроуровней становления и развития этнической культуры: «Истоки», «Мир национальных культур», «Мы — россияне».

Изучение материала программы имеет определенную систему — приобщения учащихся к нравственным истокам этнокультурного наследия через закономерно сменяющие друг друга этапы.

В рамках реализации факультатива были изучены темы: «этимология толерантности», «толерантность в современном обществе», «уроки толерантности в литературе», «толерантное взаимодействие в моей будущей карьере».

В начале сентября 2016 года учащимся было предложено подготовить портфолио по теме «Толерантность в социокультурном аспекте» (в рамках факультатива «Этнотолерантность).

Тематическое портфолио как одна из технологий обучения выполняет ряд важнейших задач: образовательно-формирующую, диагностическую, рефлексивную, мотивационно-презентативную.

Так же в течении года было организовано посещение праздничных мероприятий города «День народов Среднего Урала», «Национальное единство», «Сабантуй» и т.д., встречи с представителями диаспор города.

После этих посещений в рамках занятий факультатива «Этонотолерантности» были проведены тренинги по формированию позитивной этнической толерантности.

При построении тренингов мы исходили из понимания этнической толерантности как психологической устойчивость в широком смысле – от нервно-психической устойчивости до психологической устойчивости к многообразию мира, этническим, социальным, культурным и мировоззренческим различиям.

Главная цель тренингов – повышение уровня этнической толерантности молодежи. В тренингах участвовали учащиеся как участвующие в эксперименте, так и другие учащиеся школы.

Одним из аспектов формирования у учащихся этнической толерантности было включение учащихся в работу круглых столов на тему: «Толерантность молодежи в поликультурном сообществе», «Диалог культур Северного региона», «Толерантная среда в школе». В рамках клуба - страшеклассников была открыта дискуссионная площадка по проблемам этнической толерантности.

Дискуссионная площадка является одним из эффективных способов ведения системной и целенаправленной работы, способствующей осознанию учащихся себя гражданином, готовым к созданию толерантного гражданского общества.

После проведения вышеперечисленных мероприятий учащимся вновь задавался вопрос «Насколько важна для Вас Ваша национальность?»

Национальность важна для учащихся («очень важна» и «скорее важна» выбрали 80% опрошенных), процент школьников, для которых национальность не имеет значения снизился до 4%(1 чел.) (рис.6).

Рис. 6 Ответы на вопрос «Насколько важна для Вас Ваша национальность?»

Доля тех, для кого национальность не значима, после проведения факультатива и тренингов снизилась с 80,0% (20 чел.) до 40 % (10 чел.) Учащиеся, принадлежащие к другим национальностям, по-прежнему считают для себя важным принадлежность к своей национальности. Таким образом, этническая самоидентификация для учащихся славянских национальностей (русских) повысилась.

Рис.7 Отношение учащихся школы к мигрантам из других стран

После факультатива и тренингов изменилось отношение учащихся школы к мигрантам из других стран: 48%(12 чел.) по-прежнему выбрали вариант «Плохо», 48%(12 чел.) - «Хорошо», и 1% - «Безразлично» (рис.7).

По – прежнему, большинство учащихся (52,0%(13 чел.) утверждают, что для них не имеет значения национальность ребенка, с которым они будут учиться. Несмотря на тренинги, есть еще учащиеся (12% или 3 чел.), которые заявили, что они не хотели бы иметь в классе представителей некоторых наций и народов (нар. Сев. Кавк.).

Затем была проведена повторная диагностика уровней сформированности этнической толерантности у школьников. Результаты диагностики до и после проведенной работы представлены на рис.10.

Рис.10 Диагностика уровня сформированности толерантности у школьников в 2015 и в 2016 гг.

Результаты опроса в 2016 году свидетельствуют о том, что увеличилась количество учащихся с высоким уровнем сформированности толерантности личности.

По проведенному исследованию нами сделаны следующие выводы.

В результате проведенного исследования, было определено, что этническая толерантность - моральное качество личности, характеризующееся уважительным отношением к взглядам, традициям, обычаям людей различной этнической принадлежности, пониманием и принятием другой культуры, желанием развивать отношения с представителями других этнических групп, при сохранении и бережном отношении к своей этнической культуре, традициям и обычаям.

Структуру этнической толерантности следует рассматривать как единство ее компонентов: когнитивного, перцептивного и практического. Приоритетным элементом когнитивного компонента является знание истории и культуры своего этноса и этносов, с которыми осуществляется общение; перцептивного - этническое самосознание; практического - соблюдение этических и правовых норм поведения в межэтническом общении.

Сформированность этнической толерантности оценивается по внешним признакам: этническое самосознание; знание о сущности толерантных отношений и ориентация на общечеловеческие ценности; интерес к истории, литературе, культуре, науке других народов; переживание положительных эмоций по поводу достижения уважительного взаимодействия с окружающими людьми; практические поступки.

Процесс формирования этнической толерантности можно отнести к следующим этапам.

Процесс формирования этнической толерантности можно отнести к следующим этапам.

1 этап - ликвидация негативных чувств учащихся школ по отношению к людям иных национальностей.

2 этап - ориентация молодежи в этнической идентификации, воспитание уважительного отношения ко всем народам.

3 этап - научить учащихся преодолевать межнациональные конфликтные ситуации.

4 этап - совершенствование оценочных суждений о деятельности людей своей и других национальностей, способов поведения.

Механизмами формирования толерантного мышления у молодежи является осмысление собственного этнокультурного опыта.

В данном подходе толерантность - это не терпимость в значение «смирение», а стремление понять различия.

По мнению учащихся школы, этническая толерантность может быть обнаружена только в проблемно-конфликтных ситуациях взаимодействия с представителями других культур.

Нами предлагается модель формирования этнической толерантности молодежи - сочетание этнотолерантности, сформированной в предыдущий период жизни в результате общения с людьми других национальностей и этнотолерантности, сформированной на основе использования педагогических подходов (схема 1). Процесс подготовки молодежи к формированию этнической культуры конструируется как последовательность этапов от начальной ориентированности на этнопсихологическую в рамках его профессиональной деятельности к целостной организации достижения этой цели (информационно-ориентировочный, рефлексивно-оценочный, практико-деятельностный этапы).

Психолого-педагогическими условиями подготовки молодежи к формированию этнической культуры являются: развитие знаний об этносах (гностический компонент), развитие этнического сознания, самосознания, способность к адекватному видению и пониманию себя как представителя определенного этноса, идентификация себя с ним и его культурой, адекватное видение и понимание (восприятие) культуры другого этноса, толерантность, дружелюбие (эмоционально-ценностный компонент), этническая деятельность (организация и вовлечение школьников в разнообразную этническую деятельность: этнические праздники, вечера, недели национальностей, концерты, собирание фольклора, поисково-исследовательская деятельность и т.д.), личностно-ориентированные параметры (самоорганизация, саморегуляция, самоактуализация, самосознание через сопряжение с другим духовным миром на основе групповой и индивидуальной рефлексии и саморефлексии).

Мы предполагаем, что успех реализации психолого-педагогических подходов к формированию этнической толерантности зависит от следующих составляющих:

-создание и использование в учебном процессе уголков этнической культуры и быта, которые обогащают учащихся новой этнокультурной информацией, актуализируют становление этнической идентичности каждого молодого человека, позволяют молодежи чувствовать и воспринимать нравственные истоки окружающего пространства через образное постижение многомерности этнокультурного социума;

-привлечение к образовательному процессу представителей национально-культурных центров, поэтов, художников для художественно-творческого освоения этнокультурного пространства;

-проведение интегративных занятий перцептивного типа: знакомство учащихся с компонентами другой культуры, осознание их ценностей, придание им индивидуального контекста; оценочного типа: личная оценка молодежи ценностей культуры, их актуальности; аналитико-синтетического типа: анализ и сопоставление ценностей своей и другой культуры, утверждение новых нравственных ценностей как личных идеалов.

Этнокультурная среда способствует реализации таких форм организации художественно-практической деятельности учащихся как фестиваль национальных культур.

Таким образом, психолого-педагогические подходы к формированию этнической толерантности молодежи позволяют раскрыть истоки становления и развития социокультурного пространства РФ, заложить основы эмоционально-нравственного отношения к культуре своего народа, актуализировать обогащение жизненного опыта молодежи. Все это направлено на становление личности, воспитание толерантности, осмысление им своего места и предназначения в окружающем социокультурном пространстве, формирование этнокультурных представлений как необходимой составляющей его мировоззренческого потенциала и условия интеграции в мировую культуру.

Список литературы

1.Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО // МЭи МО.- № 4.-2010-С.7

2.Авилова Е.Е. Формирование установок толерантного сознания в российском обществе // Век толерантности. № 2-2011, с.11-25.

3.Акимова О.Б. Толерантность в педагогическом общении (к постановке проблемы)// Академический доклад, прочитанный на заседании Ученого совета Уральского научно-образовательного центра.- Екатеринбург.-2004.-14.

4.Афанасьева И.А. Роль педагогов в предотвращении этнической дискриминации, ксенофобии и нетерпимости в местном сообществе// Материалы круглого стола.г. Белореченск, 7 июля 2010 г.-С.4-5

5.Алтынбаева Т.А. Толерантность и интолерантность: два полюса современной культуры [Текст]: Актуальные проблемы казахстанской этнопсихологии и этнопедагогики на новом этапе развития страны: мат. региональн. науч.-практ. конф (VII Тажибаевские чтения) / КазНУ им. Аль-Фараби. – Алматы, 2011. – С. 170–173.

6.Бардиер Г.Л.Смысловые подходы к определению толерантности// Вестник «Невского института языка и культуры».-Центр толерантности СПбГУ.-С.54

7.Бочкарев А.И. Фундаментальные основы этногенеза: учебное пособие − М.: «Флинта», 2008. 464 с.

8.Гейденрих Л.А. Формирование стратегий толерантного поведения у детей мигрантов и не мигрантов в ситуациях затрудненного общения [Текст]. Программа социально-психологического тренинга / Л.А. Гейденрих. М.: Изд-во «Кредо», 2010. 29 с.

9.Вульфов Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства. − М.:ПотенциалЪ-из-е 3-е доп. и перераб.- 2010.-302с.

10.Жмырова, Е.Ю. К вопросу о понятии «толерантность» (социально-педагогический подход) / Е.Ю. Жмырова // Х Державинские чтения: материалы науч. конф. преподавателей и аспирантов. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005. – С. 31-32.

11.Евдокимова, О.Н. Взаимодействие преподавателя и студентов в процессе формирования толерантности [Текст]. – Наука, 2008. – № 3. – С. 143–146.

12.Караханова Г.А. Роль кафедры педагогики в профессиональном развитии личности будущего учителя // Вклад кафедр педагогики в развитие отечественного образования и педагогической науки: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.,2010 .- С.30-35

13.Минасян А.А.Синергетика этнокультурной толерантности.- Тольятти, Изд-во ТГУС, 2009. 386 с.

14.Нестеренко О.П., Пащенко Л.М. Этнокультурный компонент профессиональной компетентности учителя // Актуальные проблемы языковой и речевой подготовки студентов нефилологических специальностей. Материалы международной научной конференции, посвященной 25-летию кафедры русского языка и литературы 1-3 октября 2008г. – Тирасполь, Издательство Приднестровского университета, 2009, С.198-201.

15.Пархоменко, И. А. Условия, обеспечивающие успешность подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию младших школьников / И. А. Пархоменко // Глобальный кризис и социальная сплоченность российского общества. Материалы IX Международного социально-педагогического конгресса. РГСУ. – Москва, 8-9 июня 2010. – С. 225-230.

16.Поленина С. В. Мультикультуризм и права человека в условиях глобализации // Государство и право. 2010. №5.-С.44

17.Филатова, Н. П. Толерантность – правовая потребность личности / Н. П. Филатова // Дети в современном правозащитном пространстве : матер. респ. науч.-практ. конф., (30 июня 2009 г.). – Якутск, 2009. – С. 78-79.

18.Хитрова И.В. Трактовка толерантности зарубежными и отечественными психологами // Современные гуманитарные исследования. № 5 (6), 2010. – С. 369 – 373

19.Традиции этнической педагогики в профессиональной подготовки специалистов социокультурной деятельности // Кадровое обеспечение социально-культурной сферы Восточной Сибири: Состояние и перспективы развития: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – М.-Улан-Удэ, 2010. – С. 307-312 .

20.Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности: Коллективная монография / Отв. ред. Н.А.Купина и М.Б.Хомяков. Екатеринбург, 2003

Приложение 1

Модель формирования этнической толерантности молодежи в условиях школы

модель формирования этнической толерантности молодежи

19

Просмотров работы: 897