ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ

Рахимьянов Р.Д. 1
1МБОУ"Школа №3 им. А.И.Покрышкина"
Рахимьянова Л.А. 1
1МБОУ "Школа №3 им. А.И.Покрышкина"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

У всех девочек и мальчиков класса во времена СССР, была школьная форма и никто не сомневался в её необходимости. Практически все родители предпочитают купить форму детям в 1 класс, хотя по поводу ношения школьной формы вызывает много споров и мнений. Школьная форма СССР, становиться все более популярной и среди выпускниц, все чаще юные девушки одевают, традиционную форму на последний звонок в школе. В наши дни традиция ношения школьной формы возрождается, единая школьная форма для учащихся снова становится актуальной. Известные дома мод разрабатывают и шьют школьные формы элитным гимназиям и школам. На сегодняшний день такая форма вновь становится показателем престижа и избранности. Во многих учебных заведениях предусматривает соблюдение дресс-кода, что является на сегодняшний день негласным школьным кодексом. В одних школах форму покупают централизованно и делают на них нашивки с эмблемой школы, в других просят приобрести форму в определенной цветовой гамме.

Школьная форма, одним родителям нравится, другим нет.Но все они хотят, чтобы их дети были собранными и внимательными, ответственными и самостоятельными, хорошо учились.И по утрам они не стояли перед шкафом в размышлении: а что бы такое сегодня надеть? Именно поэтому школьная форма – это в первую очередь атрибут дисциплины и порядка. И, конечно же, эстетичный и аккуратный вид, комфортная и удобная. Хорошие традиции возвращаются в наше общество.

Темапредставляемой работы – «Эффективность введения школьной формы»

Цель исследования:

- исследование достоинств и недостатков школьной формы.

Цель исследования предполагает решение следующих задач:

  • изучить литературу, связанную с вопросами школьной формы;

  • провести эксперимент, наблюдения;

  • подготовить рекомендации для родителей учащихся.

Гипотеза: Если форма одежды напрямую влияет на ход учебного процесса, дисциплинирует учеников и позволяет им сосредоточится на обучении, а не на обсуждении того, кто в чём пришел. Это будет способствовать позитивному настрою, активизируется желание учиться и позволит родителям сэкономить деньги на одежду своим детям.

Объект исследования: школьная форма.

Предмет исследования: достоинства и недостатки школьной формы.

Сформулированные задачи решаются с помощью методов: изучение литературы, анкетирование, анализом и обобщением, расчёт.

Актуальность: Одежда является важным фактором, определяющим степень сосредоточенности школьника на занятиях. В общеобразовательных школах довольно долгое время была позволена свободная форма одежды, и министерство образования со временем смогло сделать выводы: успеваемость снижается, особенно в старших классах. Современные модели формы позволяют снять на время учебного процесса вопросы обсуждения гардероба, школьники не отвлекаются, а учатся!

Глава I.Необходимые теоретические сведения.

1.1.История школьной формы.

Годом «рождения» школьной формы в России считается 1834 год. В этом году был принят закон, утвердивший отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. В царской России эти учреждения были государственными. Все государственные служащие в те времена должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию.В государственных учебных заведениях (гимназиях) все педагоги носили форменные сюртуки. Было естественным введение и для учащихся форменных костюмов.

Учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников и поэтому форма гимназистов была сословным признаком, форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Форма была предметом гордости.Во всех учебныхзаведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами. Все гимназисты носили ранец.

Школьная форма для девочек была введена в 1896 году. В то время у девочек было три вида одежды:- обязательная форма, состояла из шерстяного платья и фартука черного цвета;- парадная форма состояла из этого же платья, белого фартука и нарядного кружевного воротничка;-отдельное платье любой модели и покроя, если средства родителей позволяли такую роскошь.

У каждого учебного заведения цветовая гамма была разной. У младших гимназисток он был темно-синим, для 12–14-летних – цвет морской волны, у выпускниц – коричневый.

В 1918 году был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. Причина была в том, что многие родители не могли позволить купить специальную одежду для детей. Поэтому ребята ходили в школу в свободной одежде. Ношение школьной формы становится обязательной после Великой Отечественной войны. Девочки обязаны, были носить коричневые шерстяные платья с черным передником, в обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником и белые гольфы или колготки. Мальчики носили военные гимнастерки с воротничком стоечкой. Послевоенное время атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди.

В 1962 году школьная форма претерпевает ряд перемен. Появились вместо гимнастёрок серые шерстяные костюмы начетырех пуговицах, фуражка с кокардой и ремень с бляхой. А форма девочек не изменилась.

В 1975 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: брюки и куртки из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки с погонами на плечах и нагрудными карманами. Куртка застегивалась на алюминиевые пуговицы. На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем – символ просвещения.

В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен. У мальчиков-старшеклассников брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве.

С 1984 года для девочек введен костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом.

В 1988 году некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы.

Кконцу 1980-х годов школьная форма в ряде регионов СССР попала в разряд дефицита. Школьная форма была очень дешевая, материал её был весьма качественным и прочным. С ухудшением материального положения её стали покупать взрослые в качестве повседневной рабочей одежды. С 1992 году отменили обязательное ношение школьной формы в школахРоссийской Федерации.

Глава II.Эффективность введения школьной формы

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" гласит, что школа имеет право самостоятельно на основе своего устава определять права и обязанности ученика, если это не противоречит другим законам. Порядок введения школьной формы никакими нормативными документами не регламентирован и относится к компетенции образовательного учреждения, но в обязательном порядке должен быть зафиксирован в уставе или другом локальном акте, регламентирующем деятельность школы.

Президент Владимир Путин предложил регионам подумать о введении единой формы в школах. Об этом президент сказал на встрече с представителями актива Общероссийского народного фронта.

По мнению Путина, этим вопросом можно заняться на муниципальном или региональном уровне. Не обязательно вводить единую форму на всю страну, однако в регионах вполне можно вводить такую форму одежды, полагает президент.

Нами проанкетировано 200 учащихся, родителей и учителей г.Муравленко.

Цель анкетирования: выявить взгляды учащихся, родителей и учителей на школьную форму

Анкета по выявлению взглядов на школьную форму

1.Устраивает ли вас одежда, которую носят учащийся в школу?

2.Хотели бы вы, чтобы в школах ввели школьную форму?

3. Какая должна быть современная школьная форма?

4.Как вы думаете, дисциплинирует учащихся школьная форма?

5.Какого цвета должна быть школьная форма?

6.Знаете ли вы, как правильно подобрать школьную форму?

Результаты анкетирования:

85% не устраивает одежда,которую носят учащийся в школу;

73%хотят, чтобы в школах ввели школьную форму;

43% удобная, 35% современная, 22% модная;

46% считают, дисциплинирует учащихся школьная форма.

(см. Приложение №1)

2.1.Достоинства и недостатки школьной формы

Существуют различные точки зрения на то, нужно ли вводить школьную форму для современных учеников. Дебаты по этому поводу будут еще долго проводиться среди родителей, учителей, директоров школ и самих школьников.

Теперь давайте по порядку разберём все достоинства и недостатки школьной формы и начнём, пожалуй, с положительных характеристик.

Достойнства

- приводит к сплочению коллектива, ученики могут ощутить себя единой общностью, которая преследует одни цели, в данном случае цель- учеба;

- школьная форма сводит к минимуму конкуренцию и стремление выглядеть лучше, чем другие, у школьников, это препятствует тому, что дети будут делиться на богатых и бедных;

- одежда будет соответствовать санитарным и гигиеническим нормам;

- не позволяет подросткам одеваться вызывающе;

- форма доступна всем семьям с любым достатком.

Недостатки

- школьная форма лишает учеников своей индивидуальности и неповторимости;

- ношение формы является обязательным, может рассматриваться как насилие над личностью ребенка;

- форма может быть и не только бюджетной, но и дорогой для малообеспеченных семей;

- не дает ребенку свободы самовыражения.

Влияние ношения строгой одежды учащихся на успеваемость.

Исследования проводились среди учащихся 5-9 классов МБОУ ООШ№ 3 и

МБОУ СОШ№ 4, где были взят класс из каждой параллели.

Свои исследования я оформил в виде таблицы, в которой видно: одежда для мальчиков - это классический костюм, рубашка, жилет, туфли; для девочек - однотонная блузка в постельных тонах, юбка, жилет, сарафан, классические брюки и туфли.

Класс

Количество

учащихся

Количество учащихся

посещают школу в строгой одежде

Количество учащихся

посещают школу в свободной одежде

всего

успевают на «4» и «5»

всего

успевают на «4» и «5»

5

51

44

23

7

3

6

52

33

23

19

5

7

48

33

24

15

3

8

48

35

21

13

2

9

45

29

24

16

2

Всего

244

174

115

70

15

Вывод: Из таблицы мы видим количество учащихся посещающих школу в строгой одежде и успевающих на «4» и «5» 115 учащихся, что составляет 88% от общего числа хорошистов. Учащиеся посещающих школу в строгой одежде 174 учащихся, что составляет 71% от общего числа учащихся. Школьная форма дисциплинирует и создает рабочую атмосферу на уроках.

(см. Приложение №2)

Расчет денежных затрат на приобретение одежды в школу для учащихся на год.

Девочки

Мальчики

 

количество

цена (стоимость)

 

количество

цена (стоимость)

Блузка

3

3900

Костюм

1

4000

Юбка

2

600

Рубашка

3

1200

Сарафан

1

1200

Жилет

1

700

Туфли

1

1500

Брюки

1

1700

Спортивный

костюм

1

3000

Спортивный

костюм

1

3000

Футболка

2

1200

Футболка

2

1100

Кроссовки

1

1000

Кроссовки

1

1000

Другие принадлежности одежды

 

4000

Другие принадлежности одежды

 

2000

Итого

 

16400

   

13700

2.2 Школьная форма и здоровье учащихся.

Результаты анкетирования:

30% коричневая, 39 % зелёная, 26% синяя, 5% в клеточку.

40% взрослых не знают, как правильно подобрать школьную форму.

(см. Приложение №3)

Руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко письмом оповестил территориальные управления своего ведомства о важности и пользе школьной формы. По его мнению, одежда ребенка играет существенную роль в сохранении и укреплении его здоровья, и она так же важна, как и материально-техническое состояние образовательных учреждений и организация питания.

По их мнению, возвращение школьной формы убережет детей от кожных, простудных и других заболеваний, которые может вызвать некачественная и небезопасная одежда.

Школьная форма по санитарным нормам должна состоять по большей своей части из натуральных волокон. Процент натуральных составляющих в рубашках, блузах, должен равняться не менее 65%. В костюмах цифра ниже и равна 45%, но здесь в обязательно порядке должна быть натуральная подкладка. Эти нормы стоит придерживаться и не опускаться ниже оговоренных цифр. Натуральные ткани дают возможность одежде дышать,от этого о зависит здоровье ребенка. Такие ткани как хлопок или вискоза, они максимально приятны телу и имеют вентилирующие свойства. Синтетика не даёт коже дышать, приводит к потению и постоянному накоплению вредных микроорганизмов под одеждой. По мнению специалистов лучше всего подходит для школьной формы хлопок и лён для осеннего и весеннего времени, а для зимы шерсть и кашемир. Не нужно покупать одежду на вырост. Одежда больше будет просто висеть и создаст неопрятный вид. Чтобы ребёнок комфортно себя чувствовал лучше купить в пору.

Важным фактором является цвет школьной формы для развития ребенка. Цвета школьной формы лучше подбирать приглушенные, не яркие, особенно актуальны бежевый и зеленоватый. Все оттенки серого, сине–голубого, зеленого меньше всего влияют на зрение, не раздражают детей так считают офтальмологи. Рисунки на одежде и клетка раздражает зрительные нервы.

Не каждый ребёнок любит клетку и если его заставлять носить подобную одежду, то он будет нервничать. Яркие цвета раздражают и утомляют. Может быть это и мелочь, но наука говорит о важности цвета в жизни человека.

Заключение

На сегодняшний день во многих школах нашей страны начальные классы имеют школьную форменную одежду, а вот более взрослых ребят довольно сложно приобщить к такой одежде, для того чтобы ребята согласились одеть школьную форму, надо им предложить варианты модной одежды, которую бы они сами захотели с удовольствием носить. В школьной форме должно устраивать качество предоставляемой одежды, но при этом и цена должна быть демократичная.

В последнее время школьная форма возвращается, только сегодня под этим понятием подразумевается деловой стиль одежды для учащихся – элегантный, удобный, практичный. Форма несет в себе корпоративную культуру учебного заведения и является последствием его содержания. Форма не должна быть скучной коричневой или серой тряпкой, которую никто не замечает, а специально продуманной, и в том числе учитывая пожелания самих учеников.

Рекомендации для родителей по выбору школьной формы

1. Ткань, из которой шьется школьная форма, должна хотя бы наполовину состоять из шерсти, хлопка, льна, то есть натуральных материалов. 2.К форме должно быть санитарно гигиеническое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей, благополучия человека и пройти сертификацию Госстандарта России.

3.Обратите внимание на покрой одежды. Неправильно сшитая одежда может принести вред школьнику.

4. Лучше подобрать для ребенка сразу несколько предметов школьной одежды, чтобы их было удобно менять не только в течение недели, но в течение всего учебного года.

Желаем Вам здоровья и успехов в учёбе!

Используемая литература

1. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917—1973 гг. М., 1974. с. 192.

2. О.Иванова «Дочки-Матери»№ 09 (348) от 8 мая 2007 г.

3.С.Леонтьева «Теория моды» №08 2008г.

4. Журнал "Веста" январь 2008г.5. Журнал "Работница" сентябрь 2008г.

6.http://nashenahabino.ru/

7.http://www.moi-roditeli.ru/

8. http://news.ykt.ru/

9. http://www.rbcdaily.ru/

Приложение №1Результаты анкетирования по выявлению взглядов на школьную форму

Приложение №2

Влияние ношения строгой одежды учащихся на успеваемость

Приложение №3

Школьная форма и здоровье учащихся

Просмотров работы: 3018