В стране, которая находится
сейчас в условиях демографического
кризиса, главным богатством
является не газ, не нефть,
не природные ресурсы.
Главное богатство – это ее дети.
Я. Корчак
Введение
3 декабря во всем мире отмечается международный день инвалидов. Проведение международного дня инвалидов направлено на привлечение внимания к их проблемам, защиту их достоинства, прав и благополучия, на привлечение внимания общества на преимущества которые оно получает от участия инвалидов в политической, социальной, экономической и культурной жизни. Социальная политика государства направлена на поддержку инвалидов, это является немаловажным, так как в стране их количество растет. Круг проблем семей, воспитывающих детей-инвалидов и молодых инвалидов намного шире, чем у здоровых сверстников: материальное положение, образование, трудоустройство, создание семьи, досуг и, конечно, здоровье. Больные подростки и молодежь гораздо тяжелее старших переносят психологическое давление среды, нередко равнодушие и неприязнь окружающих, а также – невостребованность со стороны общества. Жизнь и деятельность инвалидов сложна и ограниченна тем или иным дефектом здоровья. Они мечтают о самых простых вещах, потому что на самом деле реабилитироваться им в жизни очень сложно.
В наше время людей разделяет образование, в современную эпоху люди все более и более дифференцируются в зависимости от уровня знаний, возможности получать и обрабатывать информацию, генерировать новые идеи. В условиях неравных стартовых возможностей, к которым относятся ограничения, вызванные заболеваниями, эта дифференциация еще больше усугубляется. Одним из важнейших факторов социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является обеспечение их общественно-полезной занятости. Общепризнанным является то, что наличие профессии значительно расширяет возможности полноценной жизни инвалидов. Поэтому особое значение имеет расширение возможностей получения инвалидами профессионального образования, а также профессиональной подготовки. Не все в обществе задумываются о том, что люди, имеющие физические или умственные нарушения, хотят прожить такую же жизнь, как и все: сначала пойти в детский сад, потом в школу, поступить в институт, получить профессию, навыки жизни в обществе. Дети-инвалиды хотят учиться (если, конечно, болезнь позволяет), развиваться и готовы для этого преодолевать многие трудности.
Выбор мной данной темы не был случайным, меня никогда не оставляло равнодушным положение детей-инвалидов. Среди моих друзей есть ребята, которые ограничены в здоровье. Сейчас мы находимся в таком возрасте, когда нужно определяться в выборе будущей профессии и последнее время все чаще стали говорить об этом. Я стал задумываться, как дальше в жизни устроиться таким ребятам, если по состоянию здоровья возможности получения профессии ограничены. Я решил найти ответы на эти вопросы, какие социальные гарантии и возможности в получении образования существуют у детей с ограниченным способностями.
Перед началом своей работы, я наметил следующий план исследования:
Проследить, как действующее законодательство регламентирует защиту прав детей-инвалидов на образование;
Проанализировать материалы СМИ по изучаемому вопросу;
Проанализировать возможные варианты получения образования инвалидами;
Провести социальный опрос среди обучающихся и анкетирование среди педагогов Астраханского суворовского военного училища МВД России;
Провести социальный опрос среди учащихся и педагогов МКОУ «Лиманская СОШ №1», в которой я учился;
Узнать в Астраханском государственном университете и Астраханском государственном техническом университете обучаются ли у них дети-инвалиды;
Выяснить в центре занятости населения, как обстоят дела с устройством инвалидов на работу.
Основная часть
1.1.Исследование
Познакомившись с законодательной базой, я узнал, что право на образование отражено в Конституции РФ и международных правовых актах, признанных в РФ. Основные права граждан в этой области закреплены в статье 43 Конституции РФ «Каждый гражданин имеет право на образование», в нем гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении или на предприятии.
Основным законом, регламентирующим конституционное право на образование, является Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В части 1 пункта 5 статьи 5 «Закона об образовании» сказано: «создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Статья 19 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» содержит очень важные нормы: «Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования».
13 декабря 2006 года Резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН N 61/106 принята Конвенция о правах инвалидов. Статья 24 Конвенциицеликом посвящена образованию. Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом:
- к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме;
- к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества.
Таким образом, каждый ребенок в соответствии с нормами международного и российского законодательства обладает следующими правами в области образования:
- правом на уважение своего человеческого достоинства;
- равными правами при поступлении в образовательные учреждения.
Если проанализировать приведенные выше документы, то можно сделать вывод, что международное и российское законодательство содержит гарантию прав каждого ребенка на получение образования в максимальном объеме.
1.2. Реальные гарантии инвалидов на образование
Изучив законодательную базу международную и российскую, я решил узнать, все ли гарантии прав закрепленных в законах имеются в реальности у инвалидов.
Познакомившись с материалами СМИ, я пришел к выводу, что в настоящее время в России гражданам, особенно имеющим инвалидность, не просто добиться осуществления своих прав в различных сферах, в частности, в области образования, хотя именно образование провозглашено в России одним из приоритетов внутренней политики государства. Что мы видим в жизни?
СМИ лишь недавно и пока недостаточно стали уделять внимание проблеме детей-инвалидов, широкое общество еще не готово к принятию таких детей. Часто здоровые дети гораздо легче принимают в общение детей-инвалидов, чем их взрослые. Увидев, где граница возможностей больного ребенка, дети играют с ним в этих границах - они скорректировали свое поведение.
Права детей-инвалидов на получение максимального образования сплошь и рядом не реализуются. Образование детей-инвалидов полностью зависит от способности их родителей бороться за права своих детей. Условия лечения, реабилитации, условия недоступной среды вынуждают родителей детей-инвалидов досрочно прекращать их образование.
По данным Минздрава России, в стране более 620 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Большинство из них не может получить достойного образования. По статистике в 2014/2015 учебном году меньше 150 тыс. из них учились в общеобразовательных и средних специальных учебных заведениях. Остальные получают образование в специальных учебных заведениях либо вообще не посещают школу. То есть получить дальнейшее образование, овладеть профессией ребенок не может, значит, он никогда не сможет вести самостоятельную жизнь и обеспечивать себя. Поступление детей-инвалидов в средние профессиональные образовательные учреждения составляет в 2014/2015 учебном году - 34%. С каждым годом количество зачисленных уменьшается, например в 2009/2010 учебном году было - 38%, в 2011-2012 учебном году – 36%. Поступление детей-инвалидов в высшие профессиональные образовательные учреждения составляет в 2014/2015 учебном году - 30%. Процент зачисления увеличивается, но медленно, например в 2008/2009 учебном году было – 23%, в 2011-2012 учебном году – 27%, 2012/2013 учебном году - 29 % (приложение № 1).
В Законе «О социальной защите инвалидов в РФ» прописаны очень важные нормы, дающие возможность детям-инвалидам получить полноценное образование. В этом законе нет никаких ограничений для обучения таких детей в обычных школах, но на практике добиться этого бывает очень сложно. Изоляция от общества с детства наносит непоправимый вред психофизическому самочувствию ребенка.
Я, например, глубоко убежден в том, что изоляция инвалидов от общества наносит огромный вред не только самим инвалидам, но и всему обществу, воспитанию детей, морали и нравственности. Мы живем не в средневековье, когда было нормой, что дети смеются над калекой и бросают в него камни. Но и сегодня дети не умеют себя вести с больными сверстниками, презирают и унижают их, т.к. у них не было раньше возможности поближе познакомиться с такими детьми, понять, что они внутренне ничем не отличаются от здоровых детей, что с ними можно также общаться и дружить.
С настоящей дискриминацией сталкиваются дети-инвалиды при поступлении в ВУЗы и средние учебные учреждения. Несмотря на то, что закон предоставляет им ряд существенных льгот, в учебных заведениях в большинстве своем не создана специальная среда для инвалидов.
Я узнал, какие льготы при поступлении имеют дети-инвалиды в соответствии с законом об образовании в РФ: раньше дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, дети-сироты имели право на прием в высшие учебные заведения вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний (п. 3 ст.16 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-I "Об образовании"), а в новом законе получение высшего образования (по программам бакалавриата или программам специалитета) регулируется особыми правами при приеме на обучение по этим программам. Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях, имеют право только на прием в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний и также право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования - на обучение за счет бюджетных ассигнований . Причем квота приема для получения (бесплатного) высшего образования по указанным программам (бакалавриата и специалитета) устанавливается ежегодно образовательной организацией «в размере не менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет бюджетных ассигнований» всех уровней .
За последние годы в России произошли позитивные изменения в области профессионального образования инвалидов. Удалось достичь определенных положительных результатов. Созданы условия для «перехода» инвалидов из системы общего образования (после окончания школы) в систему профессионального образования. Установлены особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов при приеме в средние специальные и высшие учебные заведения. Данная норма закона в полной мере реализована в принятых Министерством образования и науки России документах, регулирующих порядок приема граждан в учреждения профессионального образования. Инвалидам предоставлено право выбора формы поступления в ВУЗ или СУЗ. Они наравне со всеми могут поступать по результатам ЕГЭ. По данным Минсоцздравразвития известно, что не более 36% инвалидов получают профессиональную подготовку и переподготовку. Из числа инвалидов, получивших профессию, около 60% находят работу.
В МГТУ им. Баумана с 1934 года учатся студенты с нарушениями слуха. Нижегородский технический университет, например, осуществляет переподготовку молодых инвалидов в области высоких технологий с последующим трудоустройством. Многие из них заканчивают магистратуру, поступают в аспирантуру. Нижегородский педагогический вуз успешно обучает инвалидов-колясочников. Все это говорит о том, что физический недостаток не должен препятствовать получению образования. У инвалидов есть желание учиться, но пока они не могут полностью реализовать эту возможность.
В результате анализа СМИ я выделил основные причины низкого охвата профессиональной подготовкой инвалидов:
1. тяжелые формы инвалидности, как правило, затрагивающие интеллект;
2. проблемы с получением среднего образования;
3. отсутствие мотивации к получению профессии.
Затем я попытался выяснить, что может помочь человеку с особыми потребностями получить послешкольное образование? Какие льготы, права и пособия позволяют облегчить получение профессии?
В действительности для инвалидов, в частности, для лиц с существенными проблемами восприятия информации и передвижения, существуют определенные объективные трудности для обучения, особенно по очной форме. Из статистических материалов я узнал, что из 12 миллионов людей с инвалидностью, проживающих в нашей стране, в ВУЗах учится только 13 тысяч человек. Остальные же не могут получить высшее образование по причине своих физических особенностей и отсутствия в ВУЗах страны пандусов для людей в инвалидных креслах.
Хотя для студентов имеющих проблемы со здоровьем, предлагается рядом учебных заведений обучение по индивидуальному графику по очной форме, а так же заочная и дистанционная формы обучения и экстернат. Из материалов СМИ я узнал, что существуют специализированные профессиональные учебные заведения для инвалидов. Например, Московский институт-интернат для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы, государственный специализированный институт искусств г. Москва, Курское музыкальное училище-интернат для слепых, имеются также заведения начального профессионального образования для детей-инвалидов с проблемами интеллектуального развития. Кроме того, в центрах реабилитации имеются различные профессиональные курсы для инвалидов с возможностью последующего трудоустройства.
Инвалид, обучающийся на очном отделении на бюджетной основе, при получении профессионального образования имеет право на следующие выплаты:
– студент, имеющий статус ребенка-инвалида, или инвалида I или II группы, получает базовую стипендию;
– студент, являющийся инвалидом I или II группы, помимо обычной (базовой) стипендии, имеет право на государственную социальную стипендию. В ВУЗах Москвы такая стипендия составляет около 2000 рублей и выплачивается отдельно от базовой;
– один раз в календарный год студент-инвалид или студент, находящийся на диспансерном учете по хроническому заболеванию может получить дотацию;
– один раз в семестр студент, имеющий инвалидность, может получить материальную помощь.
Для получения материальной помощи и дотации нужно предоставить в профком заведения все необходимые документы. Сумма данных выплат различается в зависимости от региона и образовательного учреждения, и может составлять от 200 до 600 процентов от базовой стипендии.
Анализируя, материалы СМИ я пришел к выводу, что наша районная газета «Лиманский вестник» поднимает в основном вопросы проведения досуговых мероприятий для инвалидов, вопросы получения профессионального образования не освещаются, газеты других регионов поднимают данный вопрос в основном там, где на высоком уровне решается проблема профессионального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (приложение № 2.
1.3. Формы получения образования детьми-инвалидами в России и зарубежных странах
Обратившись вновь к Российскому законодательству, я узнал о том, что обучение инвалидов осуществляется в различных формах, предусмотренных уставом образовательных учреждений: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная или сочетание указанных форм. Оптимальной формой обучения для некоторых инвалидов является очно-заочная. Среди этих сравнительно распространенных форм действующим законодательством предусмотрены и другие, менее известные, в частности, экстернат и дистанционная форма обучения.
Обучение в форме экстерната регламентируется «Положением о получении образования в форме экстерната» (утверждено Приказом Минобразования РФ №1884 от 23.06.2000); приказом Минобразования РФ №2033 от 14.10.97 «Об утверждении Положения об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях РФ»; Методическими рекомендациями по организации получения высшего образования в форме экстерната в общеобразовательных учреждениях РФ (приложение к письму Минобразования РФ №03-51-16 ин/13-03 от 23.01.02).
Дистанционную форму обучения, использующую возможности интернета, можно рассматривать как инновационную и очень перспективную. В законодательном отношении она регламентируется Приказом Минобразования РФ № 4452 от 18.12.02 «Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного образования) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования РФ».
Мне стало интересно, какие гарантии на получение образования имеют инвалиды в соседней с нами республике Казахстан. Изучив интернет-ресурсы, я узнал, что инвалиды в Казахстане обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией и другими законодательными актами республики.
Порядок и условия предоставления инвалидам доплаты к минимальной социальной помощи за счет средств республиканского, местных бюджетов и других источников с учетом уровня индексации цен; порядок утверждения и финансирования республиканских программ социальной защищенности инвалидов; основные положения по обеспечению воспитания, общеобразовательной и профессиональной подготовки инвалидов, их трудоустройства и охраны труда.
Республика Казахстан гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки в государственных учебных заведениях, а при необходимости и на дому.
В целях создания наиболее благоприятных возможностей для воспитания детей-инвалидов дошкольного возраста и оказания им необходимой реабилитационной помощи в дошкольных организациях общего типа создаются условия для пребывания в них детей-инвалидов. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в дошкольных организациях общего типа, создаются специальные дошкольные организации. Среднее общее и профессиональное образование инвалидов осуществляется в организациях образования общего или специального типа, а при необходимости - на дому. Для детей-инвалидов первой и второй группы создаются специальные классы при специальных организациях образования, реабилитационных центрах, домах и центрах для инвалидов. Трудоустройство инвалидов первой и второй группы, окончивших высшие, средние и начальные профессиональные организации образования, осуществляется в соответствии с законодательством республики Казахстан по месту жительства согласно приобретенной ими специальности.
Профессиональная подготовка и повышение квалификации инвалидов обеспечиваются в государственных учебных заведениях, на предприятиях и в организациях специализированных или общего типа, а при необходимости - негосударственных организациях при содействии уполномоченного органа по вопросам занятости совместно с органами образования и социальной защиты населения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Затем я попытался выяснить какова ситуация с образованием детей-инвалидов в Азербайджане. По статистическим материалам в этой стране около 57961 ребенка с инвалидностью, среди них только: 7750 детей с ограниченным здоровьем привлечено к образованию на дому, 1105 детей привлечены к специальному образованию, 2664 детей находится в специальных школах-интернатах, 217 детей с ограниченным здоровьем привлечены к инклюзивному образованию.
В государстве принят закон Азербайджанской Республики «Об образовании (специальном образовании) лиц с ограниченным здоровьем». Претворена в жизнь «Программа развития по организации образования детей с ограниченным здоровьем, нуждающихся в особой заботе». Создано издательство для детей инвалидов зрения при специальной школе-интернате, в котором издаются учебники и учебные пособия с использованием азбуки Брайля. Учебные заведения интернатного типа и специальные школы оснащены компьютерным оборудованием, техническими средствами обучения, наглядными пособиями и транспортными средствами.
1.4.Инклюзивное образование и отношение к нему
Так как сейчас говорят о возможности инклюзивного образования, я решил провести социологический опрос среди суворовцев и анкетирование педагогов училища на предмет изучения особенностей отношения к практикам школьного объединения детей с ограниченным здоровьем и обычными детьми. В социологическом опросе приняли участие 60 суворовцев и 20 преподавателей.
Все опрошенные считают, что могли бы обучаться совместно с детьми-инвалидами. 10% суворовцев ответили что инвалиды являются равноправными членами общества, остальные считают, что необходимо предпринимать усилия для того, чтобы это стало возможным. У всех опрошенных наблюдается гуманное отношение к детям-инвалидам. Ответы на 4 вопрос «Что, по вашему мнению, препятствует интеграции детей инвалидов в школы, средние и высшие учебные организации» были разнообразные: 40 % считают, что боязнь дискриминации в обществе; 30 % - физические ограничения (сложность передвижения); 20 % - нетерпимость и черствость современного общества к тем кто не похож на остальных (общество уничтожает внутренний мир человека); 2% - сложность обучения; 2% - руководство образовательных организаций боится брать ответственность за детей-инвалидов; 2% - отсутствие специальных условий для их обучения; 2% - боязнь быть жертвой физического или психического насилия; 2 % - ничего не препятствует (приложение №3, №4).
Когда я проводил социологический опрос, то узнал у одного из своих товарищей, что он обучался в гимназии г. Элиста, в которой созданы все условия для детей-инвалидов. С помощью интернет-ресурсов я нашел на сайте Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Элистинская многопрофильная гимназия личностно ориентированного обучения и воспитания» номер и провел интервью с директором школы по телефону. Действительно, в данной гимназии обучаются дети-инвалиды, в гимназии создана доступная среда: имеются специально-оборудованные места, машина, которая поднимает по лестнице на специальных колясках, специально-оборудованные туалеты и при входе в школу есть пандус. Дети чувствуют себя более уверенно, комфортно в окружении сверстников (приложение № 5).
Результат анкетирования учителей показал, что 30% не могут определить свое отношение к такому обучению, что позволяет предположить зависимость их мнения от внешних факторов, прежде всего информированности о позитивном или негативном опыте инклюзивного образования; 40% считают, что были бы не против, если бы в их классе обучались дети-инвалиды; 30% обращают внимание, что это зависит от вида заболевания. 60% опрошенных думают, что наличие в классе ребенка с определенными отклонениями, несомненно, будет выступать для педагога фактором, осложняющим организацию процесса обучения; 10 % - ответили, что в зависимости от того, какие отклонения в здоровье у ребенка; 10% педагогов думают, что сложности в процессе обучения могут возникнуть с детьми, у которых есть умственные отклонения; 10% - склоняются к ответу, что не влияет на эффективность процесса обучения; 10% - затрудняюсь ответить. В ответах на третий вопрос мнение учителей было почти единогласным 90 % опрошенных считают, что следует помочь детям-инвалидам учиться и работать в обычных условиях и только 10% не смогли дать ответ на этот вопрос. Предложения педагогов в ответе четвертый вопрос «Что бы вы могли предложить сделать, для того, чтобы дети-инвалиды учились и работали в обычных условиях» были различными: повысить уровень толерантности к данной категории граждан (20%); чаще привлекать их к участию в конференциях, конкурсах (20%); СМИ активизировать работу в направлении более тесного общения (доверия) между детьми с ОВЗ и остальным обществом (20%); оборудовать образовательные организации для детей-инвалидов (20%; подготовить специальную программу, в соответствии с личными особенностями ребенка (18%), но были и те, кто затруднились ответить на этот вопрос (2%) (приложение №6, №7).
Также я провел социальный опрос среди учеников и анкетирование среди учителей МБОУ «Лиманская СОШ №1», в которой я обучался. В социологическом опросе приняли участие 50 школьников, 15 учителей.
Результаты показали: 32% учащихся школы согласны учиться совместно со сверстниками, имеющими отклонения в развитии. Среди педагогических работников доля положительно настроенных невелика - лишь 20%. При этом 18% педагогов не против того, чтобы в классах, где они работают, учились дети с различными нарушениями, а каждый третий - не сторонник такой практики. Более половины учителей (51%) не могут определить свое отношение к такому обучению, что позволяет предположить зависимость их мнения от внешних факторов, прежде всего информированности о позитивном или негативном опыте инклюзивного образования. Наиболее способные к объединению, по мнению респондентов, - это дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Так считают 38% педагогов, почти половина учащихся. Наиболее способные к объединению, по мнению респондентов, - это дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Так считают 38% педагогов, почти половина учащихся и 70% родителей (приложение №8-11).
Наличие в классе ребенка с определенными отклонениями, несомненно, будет выступать для педагога фактором, осложняющим организацию процесса обучения, но в принципе не влияющим на его эффективность. Тем более, если для обучения данного ребенка будут созданы необходимые условия, станет использоваться индивидуальное специальное дидактическое оборудование (например, специальная учебная мебель).
По итогам опроса 68 % опрашиваемых учителей хотят оказать педагогическую поддержку ребенку с инвалидностью. Каждый четвертый педагог испытывает к таким детям жалость. Почти 8% испытывает психологический дискомфорт при виде ребенка-инвалида. Только 4 % ответили, что не встречали детей с инвалидностью.72 % учителей говорят о том, что совместное обучение детей с инвалидностью и без нее в одном классе не влияет на общую успеваемость класса в целом. В то же время 20 % опрашиваемых отметили обратное: 10 % из них считают, что при совместном обучении нарушается общее внимание класса во время уроков, 10 % опасаются появления конфликтов в классе, 20 % отмечают непропорциональное отвлечение учителя к ребенку, имеющему инвалидность.
Я обратился к Письму Министерства образования и науки РФ от 12 февраля 2016 г. N ВК-270/07 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования" и узнал, что для инвалидов в образовательных организация должны быть переоборудованы в школе: стеклянные дверные полотна; наружные лестницы и пандусы; пути движения внутри здания, такие как коридор (вестибюль, зона ожидания, галерея, балкон), лестница (внутри здания), пандус (внутри здания), лифт пассажирский (или подъемник), дверь (двери – если несколько на одном пути движения), пути эвакуации (в т.ч. зоны безопасности), навигационные системы; также отдельные туалетные комнаты; душевые/ ванные комнаты, бытовые комнаты (гардеробные); созданы специальные рабочие места с учетом заболеваний и др. (приложение №12).
1.5.Возможность получения образования и трудоустройства для детей-инвалидов в Астрахани
Для изучения вопроса о возможности получения послешкольного образования моими сверстниками-инвалидами, я провел исследование и познакомился с некоторыми профессиональными учреждениями высшего образования, имеющимися в Астрахани. Я обратился руководству училища с просьбой направить запрос о предоставлении информации по обучающимся инвалидам в Астраханский государственный технический университет и узнал, что на программы высшего профессионального образования в 2014 году было принято 5 инвалидов поступивших на льготное обучение, всего в этом учебном году проходили обучение 16 инвалидов из них детей-инвалидов - 9; в 2015 году было принято 4 инвалида, всего в этом учебном году проходили обучение 17 из них – 6 дети-инвалиды; в 2016 году принято детей-инвалидов 7, всего в этом учебном году обучается 20 инвалидов. На программы среднего профессионального образования в Астраханском государственном техническом университете в 2014 и 2015 учебных годах зачисления инвалидов не было, в 2016 году зачислено 2 ребенка-инвалида. Проанализировав полученные данные можно сказать, что количество детей-инвалидов обучающихся в данном учебном заведении с каждым годом растет, но в малом количестве.
В Астраханском государственном университете ситуация сложилась совершенно обратная: в 2014 году зачислено 33 инвалида, в данном учебному году всего обучалось 66 инвалидов; в 2015 году зачислено 28 инвалидов, всего обучалось в тот момент 67 инвалидов; в 2016 году наблюдается наименьшее количество, всего 10 зачисленных, в этом году проходят обучение 40 инвалидов.
Затем я выяснил, какова возможность у инвалидов, получивших образование трудоустроиться и подробно изучил Интерактивный портал службы занятости населения Астраханской области и узнал, что в соответствии с пунктом 1 части второй статьи 24 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодателей обязывают «создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах».
Закон Астраханской области от 27.12.2004 № 70/2004-ОЗ «Об установлении работодателям квоты для приема на работу инвалидов» устанавливает работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек, квоту для приема на работу инвалидов в размере 2-х процентов среднесписочной численности работников.
Расчет квоты производится в соответствии с частью второй статьи 21 Федерального закона от 24.11.95 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: «При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда».
Статья 25 Закона Российской Федерации от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» обязывает работодателей представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Согласно распоряжению Правительства Астраханской области от 06.11.2015 N 561-П "О специальных мероприятиях, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда" необходимо представлять в центр занятости населения по месту нахождения работодателя:
- информацию о квотировании рабочих мест и о выполнении квоты для приема на работу инвалидов по установленной форме.
Работодатель, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, несет ответственность:
Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости
Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В результате, я узнал, что работа по трудоустройству инвалидов проводится, конечно, процент трудоустройства не большой, многим из них не удается получить работу в соответствии с полученной профессией, но государство пытается их переквалифицировать при необходимости и трудоустроить.
Заключение
Познакомившись с правовыми возможностями и реалиями в получении детьми-инвалидами профессионального обучения, я пришел к выводу. Государство осуществляет определенные шаги для решения данного вопроса, но нерешенных проблем остается немало. Для преодоления проблем, на мой взгляд, необходимо в первую очередь развивать повсеместно инклюзивное образование. Для этого необходима психологическая готовность для педагогов, технических работников школы, родителей детей-инвалидов. Необходимо обеспечить доступность здания школы для обучения в ней детей с разными формами инвалидности, не смотря на то что, издан Приказ минобрнауки РФ «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» от 9.11.2015 г. N 1309 в соответствии с которым образовательные организации обязаны обеспечить создание инвалидам условий доступности, сами образовательные организации это сделать не могу, нужно дополнительное финансирование. В данное время, уже начато внесения изменений в учебный процесс с учетом особых потребностей детей, имеющих инвалидность, специальная подготовка преподавателей-специалистов инклюзивного обучения. В обществе необходимо формирование положительного отношения к людям с ограниченными возможностями в здоровье. Подобные меры могут способствовать расширению доступности образования для детей-инвалидов.
В пункте 7 статьи 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" говорится о содействии трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулирования создания специальных рабочих мест для их трудоустройства, а также определения порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости.
Кроме того, государству необходимо установить льготы для трудоустройства инвалидов, обеспечить им достойное вознаграждение за труд. Возможно, со стороны государства законодательно необходимо закрепить расширение возможностей для индивидуальной трудовой деятельности, предпринимательства, развития кооперативов и организации собственного дела людей-инвалидов.
Список использованных источников и литературы
Документы
Конституция РФ.
Конвенция о правах ребенка.
Конвенция о правах инвалидов.
Закон РФ «Об образовании».
Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ".
Литература
Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми, страдающими ДЦП // Дефектология. 2009. № 3. С. 10.
Гилевич И.М., Тигранова Л.И. Если ребенок со сниженным слухом учится в массовой школе // Дефектология. 2005. № 3. С. 39.
Громова О. Образовательная сегрегация // Русский журнал 23.08.2008 // www.russ. ru/ist sovr/sumerki/20010823 grom.html (08.09.2008 г.).
Голубева Л. В. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт. В.2011г.
Сводина В.Н. Интегрированное воспитание дошкольников с нарушением слуха // Дефектология. 2008 № 6. С. 38.
Щербакова A.M. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы // Дефектология. 2006. № 4. С. 24.
Ярская В.Н. Стратегии модернизации российского образования // Образование и молодежная политика в современной России. Материалы Всероссийской конференции. СПб. 2008. С. 155-159. 10. Состояние и основные тенденции развития системы образования в 2010 г. / Аналитический доклад. М., 2010.
Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. Аналитический обзор. Сборник. М.: Управление специальным образованием Министерства общего и профессионального образования РФ, 2009.
Приложение № 1
СВЕДЕНИЯ ОБ ИНВАЛИДАХ – СТУДЕНТАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(на начало учебного года, человек)
2008/ 20091) |
2009/ 20101) |
2010/ 2011 |
2011/ 2012 |
2012/ 2013 |
2013/ 20142) |
2014/ 20152) |
|
Учреждения среднего профессионального образования |
|||||||
Принято студентов-инвалидов |
4524 |
6091 |
5447 |
4993 |
5185 |
4456 |
4308 |
Численность обучающихся |
14871 |
15910 |
14400 |
13548 |
14306 |
12359 |
12369 |
Выпуск специалистов |
2953 |
4008 |
3374 |
3265 |
3099 |
2533 |
2475 |
Учреждения высшего профессионального образования |
|||||||
Принято студентов-инвалидов |
5770 |
7204 |
6670 |
5599 |
5530 |
5194 |
5179 |
Численность обучающихся |
24994 |
23248 |
22939 |
20080 |
18919 |
16779 |
16768 |
Выпуск специалистов |
2463 |
3040 |
3080 |
2783 |
2712 |
2500 |
2561 |
____________________
1) Данные приведены только по государственным (муниципальным) образовательным учреждениям среднего и высшего профессионального образования.
2) По данным Минобрнауки России.
http://www.gks.ru/ Федеральная служба государственной статистики
Приложение № 2
Поиск материалов СМИ по изучаемому вопросу
Анализ действующего законодательства, регламентирующего защиту прав детей-инвалидов на образование
Приложение № 3
Социологический опрос суворовцев
1 Вопрос. Как вы считаете, смогли бы вы обучаться совместно с детьми-инвалидами?
2 Вопрос. Считаете ли вы, что необходимо предпринимать действия для того, чтобы инвалиды стали равноправными членами общества
Приложение № 4
Социологический опрос суворовцев
3 Вопрос. Каково ваше отношение к детям-инвалидам?
4 Вопрос. Что, по вашему мнению, препятствует интеграции детей-инвалидов в школы, средние и высшие учебные организации?
Приложение № 5
Интервью с директором
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Элистинская многопрофильная
гимназия личностно ориентированного
обучения и воспитания»
Насунов Клим Эрдниевич
Здравствуйте, Клим Эрдниевич! Я суворовец Шарошкин Астраханского суворовского военного училища МВД России занимаюсь исследованием на тему: Право на образование детей-инвалидов. Могу я задать Вам несколько вопросов? |
Ответ: Да, конечно |
Вопрос: В Вашей гимназии обучаются дети-инвалиды? |
Ответ: Да, обучается, 9 человек. |
Вопрос: Какая работа проводится в гимназии для того, чтобы интеграция детей-инвалидов была возможной? |
Ответ: Дети-инвалиды - обычные ученики, они должны социализироваться, находиться в коллективе. В гимназии создана доступная среда: имеются специально-оборудованные места для обучения, машина, которая поднимает по лестнице на колясках, специально-оборудованные туалеты и при входе в гимназию есть пантус. Два ребенка-инвалида раньше обучались дистанционно, теперь у них появилась возможность учатся в гимназии совместно со сверстниками, приезжают в школу на своих колясках, пересаживаются на наши и ученик обучается на своем рабочем месте. Ребенок чувствуется себя хорошо, уверенно, комфортно, находится рядом с одноклассниками. |
Вопрос: Возникали какие-либо трудности у детей с ограниченными возможностями? |
Ответ: у нас в гимназии таких случаев не было, наоборот все пытаются помочь, например, одной ученице мы собирали деньга на операцию 18000 рублей, проводили ярмарку «Твори добро». В основном наблюдаются проблемы с теми детьми, которые обучаются на дому, бывают обострения заболеваний, плохое самочувствие, в таком случае занятие переносится, все дети ждут своих учителей с нетерпением, т.к. им нужно общение. Каждый ребенок, который не может посещать гимназию по состоянию здоровья и обучается на дому, закреплен за определенным классом и в ближайшее время, мы планируем организовать видео-конференцию с одноклассниками во время урока, чтобы ребенок видел свой класс, своего учителя и чувствовал себя рядом с ними. |
Приложение № 6
Анкетирование преподавателей
1 Вопрос. Были бы Вы против, если бы в Вашем классе обучались дети-инвалиды?
2 Вопрос.Наличие в классе ребенка с определенными отклонениями могло бы выступать для Вас фактором, осложняющим организацию процесса обучения?
Приложение № 7
Анкетирование преподавателей
3 Вопрос. Как Вы считаете, следует ли помочь детям-инвалидам учиться и работать в обычных условиях?
4 Вопрос. Что бы Вы могли предложить сделать, для того, чтобы это было возможным?
Приложение № 8
Социологический опрос в Лиманской СОШ №1
Было опрошено: 50 школьников, 15 учителей.
1.Вопрос: Считаете ли вы возможным обучение детей-инвалидов совместно с обычными учащимися?
Результаты опроса детей
Результаты опроса учителей
Приложение № 9
Социологический опрос в Лиманской СОШ №1
2.Вопрос: Что препятствует интеграции детей-инвалидов в массовую школу? (в % к числу опрошенных).
Результаты опроса учителей
Результаты опроса детей
Приложение № 10
Социологический опрос в Лиманской СОШ №1
3.Вопрос: Какие дети наиболее приспособлены к объединению?
Результаты опроса детей
Результаты опроса учителей
Приложение № 11
Социологический опрос в Лиманской СОШ №1
1.Вопрос: Считаете ли вы возможным обучение детей-инвалидов совместно с обычными учащимися?
2.Вопрос: Что препятствует интеграции детей-инвалидов в массовую школу?
3.Вопрос: Какие дети наиболее приспособлены к объединению?
Приложение № 12
Материалы с интерактивного портала службы занятости населения Астраханской области
Знание медицинских аспектов профессиональной пригодности инвалидов поможет создать для них особые условия труда в соответствии с ИПР.
При квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов необходимо учитывать рекомендуемые для них профессии, с учетом имеющихся заболеваний*
Болезни |
Рекомендуемые профессии |
Заболевания сердечно-сосудистой системы |
Лаборант химико-бактериологического анализа, часовщик, монтажник радиоэлектронной аппаратуры, токарь на настольных станках, слесарь КИП (ремонт кинофотоаппаратуры), швея-мотористка, пошивщик кожгалантерейных изделий, врач, приёмщик заказов, продавец книг (при дистонии), секретарь-машинистка (при гипертонии), фельдшер-лаборант, фармацевт, бухгалтер, экономист, закройщик, киоскер, фасовщик, контролёр, портной, секретарь-машинистка, кассир, программист, оператор ПЭВМ, слесарь-ремонтник, слесарь-электрик, преподаватель |
Деформация позвоночника, голени, бедра с укорочением конечности |
Формовщик колбас, радиомеханник по ремонту телерадиоаппаратуры, медсестра, статистик, продавец книжного магазина, бухгалтер, экономист, переплётчик, киномеханик, преподаватель, портной, приёмщик заказов |
Неактивный туберкулез органов дыхания |
Цветовод-декоратор, плетельщик мебели, киномеханик, оператор станков с ПУ, фрезеровщик, токарь, слесарь-сборщик |
Шизофрения вялотекущая или приступообразная |
Рыбовод, механик по техобслуживанию, киномеханик, токарь, слесарь станочник, секретарь – машинистка, брошюровщик, вышивальщица, шляпочник, портной, фотограф, гравер, переплетчик |
Стойкое понижение слуха на оба уха |
Кондитер, лаборант химико-бактериологического анализа, столяр, обойщик, машинист упаковочной машины, фельдшер, портной, закройщик, работник архива, переплётчик документов, фотограф |
Снижение остроты зрения |
Биолог, лифтёр, слесарь по ремонту швейных машин, формовщик, лаборант по физико-механическим испытаниям, преподаватель, журналист, врач, учитель, фельдшер-лаборант, юрист, санитарный фельдшер, бухгалтер, экономист, фармацевт, закройщик, фасовщик, кладовщик, комплектовщик товара |
Сахарный диабет |
Оператор птицефабрик, формовщик колбасных изделий, вязальщица, киномеханик, врач, товарный (грузовой кассир), фельдшер-лаборант, корректор, оператор связи, раскройщик, телеграфист, чертёжник, оператор ЭВМ |
Онкологические заболевания |
Биолог, лаборант медицинских исследований, цветовод-декоратор, вязальщица, лифтёр, монтажник радиоэлектронной аппаратуры, слесарь по ремонту швейных машин, фасовщик, слесарь-наладчик аппаратуры, журналист, врач, юрист, фельдшер-лаборант, маникюрша, кассир-контролёр, библиотекарь, бухгалтер, журналист, экономист, техник-плановик, фармацевт, телеграфист, закройщик, контролёр деталей и приборов, кладовщик, фасовщик, комплектовщик товаров |
Хронические заболевания почек и мочевыводящих путей |
Мастер по переработке плодов, ягод, овощей, лаборант, рыбовод, маслодел, сыродел, токарь на настольных станках, швея-мотористка, переплётчик, слесарь-инструментальщик, киномеханик, слесарь механосборочных работ, оператор станков с ПУ, лаборант по механическим испытаниям, станочники, фельдшер, врач, приёмщик заказов, телефонист, приёмщик заказов, секретарь-машинистка, начальник отделения связи, чертёжник, оператор связи, лаборант, оператор ЭВМ, корректор, портной, ювелир, парикмахер |
Заболевания желудочно-кишечного тракта |
Кондитер, кулинар, лаборант химико-бактериологического анализа, садовод, цветовод, цветовод-декоратор, автоэлектрик, киномеханик, лифтёр, машинист, механик, монтажник, оператор котельной, слесарь, швея-мотористка, врач, медсестра, учитель, техник-протезист, фельдшер, буфетчик, маникюрша, массажист, приёмщик заказов, секретарь-машинистка, телефонист, воспитатель детсада, экономист, фармацевт, кладовщик, комплектовщик товара, оператор связи, оператор ЭВМ |
Выраженная отсталость физического и полового развития. |
Животновод, лаборант овощевод, рыбовод, садовод, декоратор, монтёр по радио- и телефонным установкам, слесари, столяр-краснодеревщик, токарь, фрезеровщик, часовщик, швея-мотористка, медсестра, бортпроводник, дежурный по станции парикмахер, проводник, продавец книжного магазина, кассир, телефонист, оператор связи, оператор ЭВМ, телеграфист, чертёжник, портной, резчик по дереву, фотограф, швея, художник-оформитель |
* Рекомендуемые профессии (по классификации известного психолога Е.А. Климова) с учетом имеющихся заболеваний
44