ОТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА К ДЕТЯМ – ИНВАЛИДАМ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА К ДЕТЯМ – ИНВАЛИДАМ

Крылова А.К. 1
1
Цветикова С.С. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

Тема детей - инвалидов и все вопросы, связанные с этой темой волнуют меня не случайно, и обращаюсь я к ней не впервые. Дело в том, что моя сестра – инвалид с детства.

Предлагаемая сегодня вниманию читателя исследовательская работа посвящена проблеме отношения современного российского общества к детям-инвалидам.

Ни для кого не секрет, что сегодняшняя политика нашего государства в отношении инвалидов направлена на их полную интеграцию в общество, на создание для инвалидов максимально комфортных условий для жизни в нашей стране. Но, несмотря на все предпринимаемые меры для решения данной проблемы со стороны государства, уровень интеграции людей с ограниченными возможностями в наше общество остается по-прежнему очень низким. И не последнюю роль в этой проблеме, на наш взгляд, играет отношение к этим людям в нашем обществе. Поэтому очень важно изучать отношение социума к инвалидам вообще и к детям-инвалидам, в частности.

Для детей-инвалидов особенно важно изучать отношение к ним сверстников, так как общение со сверстниками для полноценного развития каждого ребенка, является одним из главных, на наш взгляд, моментов. К тому же поменять укоренившиеся стереотипы в отношении инвалидов в сознании взрослых людей гораздо сложнее, чем своевременно привить у подрастающего поколения толерантное, позитивное отношение к детям-инвалидам.

То, что выбор темы работы неслучаен, совершенно очевидно. Не менее очевидна и ее актуальность

Цель моей работывыяснить, как современное общество относится к детям с ограниченными возможностями

Задачи:

1. Собрать информацию по проблеме из литературных источников и средств массовой информации

2. Провести опрос по проблеме среди подростков

3. Проанализировать полученные информацию и результаты опроса, сделать выводы

4. Подготовить предложения по решению данной проблемы

Объектом исследования является социальная среда детей-инвалидов

Предметом исследования является проблема отношения в обществе к детям-инвалидам

Методологической основой исследования послужили анкетирование, опрос по методике «синквейн»,изучение и анализ статистики, анализ информации СМИ и Интернета

Гипотеза: современное российское общество, в большинстве своем, не является дружественным по отношению к детям-инвалидам

Практическая значимость: полученные выводы могут стать предметом дальнейших исследований проблем детей-инвалидов в современном российском обществе. Собранный материал может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся проблемами инвалидов вообще и детей-инвалидов, в частности

Глава 1. Государственная политика Российской Федерации в отношении инвалидов

1.1. Сущность государственной политики в отношении инвалидов

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года дает следующее определение понятию «инвалид»:

«Инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». [6; Гл.1; ст.1]

Там же, читаем: «Ограничение жизнедеятельности - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью». [6;Гл.1; ст.1]

Все инвалиды «в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности» делятся на несколько групп, а «лицам в возрасте до 16 лет устанавливается категория «ребенок – инвалид». [6]

Дети - инвалиды – это дети, имеющие «…значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребёнка, его способности к самообслуживанию, передвижению ориентации, контролю над своим поведением, обучению, общению, игровой и трудовой деятельности в будущем» [определение Минздрава России].

Заболеваний, которые приводят к инвалидности, довольно много. Эти заболевания, каждое по своему, влияют на поведение ребенка, на его отношения с окружающими, создавая определенные препятствия на пути детей-инвалидов к нормальной жизни, к их интеграции в общество.

В основном законе нашей страны (Гл.2, ст.19) записано: «Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Исходя из данного конституционного права, государство обязано создавать необходимые условия для обеспечения равных возможностей, как для инвалидов, так и для здоровых людей. Поэтому государственная политика в отношении инвалидов направлена на обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, устранение ограничений в их жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать во всех сферах жизни общества, а также выполнять свои гражданские обязанности.

Государство устанавливает инвалидам гарантии для реализации их прав и законных интересов, проявляет особую заботу о детях-инвалидах.

1.2. Законодательная база в отношении детей-инвалидов

Все инвалиды и дети-инвалиды, в том числе, имеют особые права, которые регламентируются целым рядом законодательных актов международного уровня.

Российская законодательная база социальной защиты инвалидов сформировалась под влиянием международно-правовых документов Организации Объединенных Наций. Начиная с 90-х годов XX века, в Российской Федерации принято более 300 нормативных правовых актов, направленных на защиту интересов детей-инвалидов (некоторые из этих документов перечислены в приложении 1).

1.3. Государственная программа «Доступная среда»

Действенным механизмом осуществления государственной политики в решении проблем инвалидов в Российской Федерации являются целевые федеральные и региональные программы. Например: программа «Социальная поддержка инвалидов», программа «Дети-инвалиды» (в рамках комплексной программы «Дети России») и многие другие.

Сегодня, в рамках программы «Доступная среда», осуществляется работа, направленная на создание максимально комфортных условий в стране для инвалидов. Для людей с ограниченными возможностями должен быть обеспечен равный со всеми людьми доступ к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также ко всем объектам и услугам, открытым и предоставляемым для населения. Кроме того, в рамках данной программы ведется работа по формированию толерантного отношения к детям-инвалидам.

Завершая первую главу необходимо сказать о том, что сегодня наше государство делает очень многое для решения проблем инвалидов. И эти шаги видны. Во-первых, создан Совет по делам инвалидов при Президенте. Во-вторых, Россия подписала и ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Разработана целая программа по правовой и социальной реабилитации инвалидов вообще и детей-инвалидов в частности.24 ноября 2014 года Госдума России приняла в окончательном чтении проект закона «Доступная среда», и многое другое.

Выступая 4 декабря 2014 года с посланием к Федеральному собранию, президент России Владимир Путин, сказал: «Российское общество будет по-настоящему единым, если будут обеспечены равные условия для всех…

В государственные программы должны быть включены меры по профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов, по формированию безбарьерной среды во всех сферах жизни».

Но, ни один даже самый совершенный закон и, ни одна самая совершенная госпрограмма, не смогут изменить отношение общества к детям-инвалидам.

Глава 2. Методы и результаты исследования проблемы отношения к детям-инвалидам в современном российском обществе

2.1. Методы проведенных исследований

2.1.1. Изучение и анализ статистики, мнение экспертов

Изучение и анализ части исследования«Социум, дружественный детям-сиротам и детям с ограниченными возможностями», касающейся особенных детей, был проведен с целью выяснения отношения к детям – инвалидам взрослой части населения в общероссийском масштабе и изучению мнения экспертов по данной проблеме.

2.1.2. Методика «синквейн»

С целью выявления стереотипов в отношении детей-инвалидов среди молодого поколения, была применена методика «синквейн».

Синквейн (франц.) - «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси. Данная методика дает возможность изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Таблица 1

Правила составления синквейна

Первая строка

Ключевое слово (обычно существительное), которое обозначает объект или явление, о котором пойдет речь.

Вторая строка

Описание признаков и свойств объекта или явления в двух словах (прилагательные или причастия).

Третья строка

Описывает характерные действия объекта или явления, ее образуют три глагола или деепричастия.

Четвертая строка

Фраза из четырех слов, выражающее личное отношение автора синквейна к ключевому слову.

Пятая строка

Слово-резюме, характеризующее суть рассматриваемого объекта или явления, через которое автор выражает свои чувства или ассоциации.

2.1.3. Метод анкетирования

Социологический опрос был проведен с целью выяснения отношения молодого поколения к детям-инвалидам. В опросе приняло участие 227 респондентов в возрасте от 12 до 18 лет. Респондентам было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение 2).

2.2. Результаты проведенных исследований

2.2.1. Результаты изучения и анализа статистики, мнение экспертов

Исследование «Социум, дружественный детям-сиротам и детям с ограниченными возможностями» было проведено в 2010 году по заказу Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Выборка массового опроса составила 1600 респондентов в возрасте старше 18 лет.

Согласно данному исследованию, большинство россиян считает, что наше общество в целом относится к особенным детям дружественно. При этом, «дружественное отношение» россиян заключается в сочувственном отношении населения к детям-инвалидам (43%), безразличии (30%), избегании контакта с ними (11%), отсутствии видимого негатива (5%). [1]

Образ ребенка-инвалида в глазах большинства россиян: «это «лишний», бесполезный член общества, который создает проблемы и представляет собой лишнюю бессмысленную тяготу для окружающих». [1]

Вопрос «Готовы ли Вы взаимодействовать с детьми-инвалидами?», у трети россиян вызвал затруднение, а другая треть прямо призналась в том, что не желает общаться с ними. Только 24% наших граждан заявили о своей готовности общаться с особенными детьми, из них: 18% готовы помочь с организацией и проведением для них праздников, или посещать их в спецучреждениях и больницах; 8% - общаться дистанционно (через Интернет). [1]

Результаты опроса взрослого населения так же показали в целом отрицательное отношение российского общества к инклюзивному образованию. «Группа устойчивых сторонников инклюзивного образования не превышает 10% населения» [1]

Не менее, на наш взгляд, важным показателем, отношения общества к особенным детям, являются чувства, которые наши граждане испытывают к ним.

Вопрос звучал так: «Когда Вы встречаете ребенка с видимым физическим недостатком, какие чувства Вы испытываете?» Результат опроса таков: 47% россиян испытывают неловкость (не знают как себя вести в присутствии такого ребёнка); 66% - уважение; 87% - жалость; 44% россиян испытывают страх (вдруг такое случится со мной или с моим ребенком); 14% - не испытывают никаких эмоций; 5% - безразличие, считая, что каждый должен сам решать свои проблемы; 3% - испытывают недовольство, так как, по их мнению, инвалиды создают неудобства для нормальных людей; и 3% россиян испытывают раздражение, потому что при виде таких детей вспоминают о том, что те имеют особые привилегии.

Итак: враждебность, безразличие, жалость и уважение. Чувства очень разные. Но, все же, основным чувством, которое испытывают россияне к особенным детям, является жалость. На первый взгляд, вроде и не плохо. Но это только на первый взгляд. Эксперты считают, что жалость по отношению к таким детям вообще недопустима, так как она «унижает личность этих детей, препятствует их развитию, личностному росту, мешает обрести уверенность в себе и своих силах».

Все, что требуется от нас с вами, это просто улыбнуться особенному ребенку, потому, что он равный и достойный член нашего общества.

По результатам исследования эксперты вынесли следующее заключение: «отношение современного российского общества к детям с ограниченными возможностями можно охарактеризовать как декларативно-толерантное, но не дружественное» [1]

На наш взгляд, «дружественное» отношение к детям-инвалидам среднестатистического обывателя можно описать такими словами: безразлично-жалостно-сочувственное.

2.2.2. Результаты опроса по методике «синквейн»

В опросе по методике «синквейн» приняло участие 150 респондентов в возрасте от 14 до 18 лет. Ключевым словом было выбрано понятие «ребенок-инвалид».

Во второй строке, чаще всего респонденты использовали такие прилагательные: беспомощный, несчастный, замкнутый, озлобленный.

Самые распространенные глаголы в третьей строке: страдать, болеть, мучиться, лежать, сидеть;

В четвертой строке чаще других звучали фразы: «Не хочу оказаться на его месте»; «Нет радости в жизни»; «Желание быть как все»; «Желание быть здоровым (счастливым) ребенком»;

Наиболее часто встречающимися словами-резюме являются: страшно, жалко, трудно, безысходность.

Итак, ребенок-инвалид в глазах опрошенных подростков выглядит следующим образом: это беспомощный и несчастный человек, который может только лежать или сидеть. Он болен и вся его жизнь - это страдание и мучения, вследствие этого он замкнутый и озлобленный. И конечно, основное его желание это быть как все «нормальные» люди, быть здоровым и счастливым ребенком, и вместе со всеми радоваться жизни. Но положение его безвыходное и это очень трудно и страшно, поэтому такого ребенка очень жалко. Не дай бог, оказаться на его месте.

На основании этого, можно сделать вывод, что среди молодежи распространены негативные предрассудки в отношении детей с ограниченными возможностями, на основе которых формируется их отношение к детям-инвалидам.

2.2.3. Результаты анкетирования

Анкетирование показало, что большая часть респондентов считает детей-инвалидов больными, несчастными детьми. Преобладающие чувства по отношению к таким детям жалость и безразличие. Многие из респондентов признались в том, что стараются избегать контакта с детьми-инвалидами. Желание дружить с особенным ребенком изъявили всего 6% респондентов, но практически все опрошенные готовы им помогать. (Диаграммы по результатам анкетирования представлены в приложении 2.1)

Таким образом, можно сказать, что отношение молодого поколения к детям с ограниченными возможностями неоднозначное. С одной стороны они готовы оказать помощь этим детям, а с другой – не желают общаться и дружить с ними. Но, в любом случае, это отношение нельзя назвать дружественным.

2.2.4. Анализ результатов исследования

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

♦ Самым «позитивным» отношением к детям - инвалидам, как среди взрослого населения, так и среди подростков является жалость;

♦ Отношение к детям-инвалидам в социуме формируется на основе вымыслов и стереотипного образа, закрепившегося в сознании россиян;

♦ Особенные дети по-прежнему остро нуждаются в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое должно выражаться не просто словами и не элементарной жалостью, а признанием и уважением, равным отношением к ним как согражданам;

♦ Результаты исследования внушают тревогу, так как современное российское общество действительно, в большинстве своем, не является дружественным по отношению к детям-инвалидам, что может затруднять процесс их интеграции в общество.

Выражая наше отношение к результатам исследования, мы не можем не сказать о том, что личное общение с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и не только с сестрой, но и с другими детьми, позволило нам заметить, что они открытые и добрые. Они умеют радоваться самой жизни. Они никогда не унывают и всегда готовы прийти на помощь друг другу. Многие из них имеют не меньшие способности и таланты, нежели «обычные» дети. (Например, моя сестра пишет стихи, на концерте в реабилитационном центре зал наслаждался пением слепого мальчика, другой слепой музыкант, живущий в нашем городе, прекрасно играет на саксофоне и т.п.). Их упорству, силе воли, желанию творить, может позавидовать каждый из нас. Многие из них желают вести активный образ жизни, имея на это такое же право, как и все мы. И если создать условия для их обучения и дальнейшего трудоустройства, они смогут не только обеспечивать себя, но и приносить своим трудом пользу обществу.

Отношение к особенным детям в обществе должно формироваться только на основе личного общения, а не на вымыслах и предрассудках. Потому что, благодаря предрассудкам и пренебрежительному отношению к ним, дети-инвалиды оказываются заключенными в «четырех стенах», а их способности не получают развития.

Наши предложения по решению данной проблемы представлены в приложении 3.

Глава 3. История возникновения проблемы

Результаты исследования заставили нас задуматься о том, почему так происходит, почему мы считаем себя вправе, так относиться к этим людям? Они что, какие-то чужие, другие, которые совсем недавно, неизвестно каким образом появились среди нас? Ответ на эти вопросы мы нашли, на страницах истории России XX века.

Подобное отношение к инвалидам было сформировано в конце 50-х годов прошлого столетия, когда Советское государство, одержав победу в Великой Отечественной войне, пыталось создать себе имидж процветающей державы, а инвалиды в такую идеологию не вписывались.

Целью государства становится «изъятие» инвалидов из общества. Для этого создается сеть специализированных интернатов, специальных учебных заведений, и производств для инвалидов. Инвалиды помещаются в особые медицинские и социальные условия, и по большей части оказываются изолированными от общества и лишенными равноправия [2]. Поворотным в государственной политике России в отношении инвалидов, стал 1995 год. В этом году в нашей стране был принят Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Новый Закон впервые определял целью государственной политики «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации…».

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что недружественное отношение к инвалидам в обществе это результат 30-летней официальной политики нашего государства в отношении инвалидов. Благодаря политике полного отрицания существования инвалидов как явления, и их изоляции от общества, был сформирован устойчивый стереотип «общества без инвалидов»,в отношениях между инвалидами и здоровыми людьми возник огромный психологический барьер, который наше общество до сих пор не может преодолеть.

Заключение

Сегодня наше государство прилагает максимум усилий для того, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья смогли интегрировать в наше общество. Но интеграция состоится, и инвалиды будут ощущать себя полноценными членами нашего общества, при условии, что не только инфраструктура городов будет учитывать их потребности, но и окружающие перестанут относиться к ним, как к «лишним, неудобным» людям. Интеграция – это процесс объединения в единое целое отдельных частей. В силу обстоятельств, не зависящих от них, инвалиды, оказались изолированными от общества, оказались той частью, которая была оторвана от единого целого. А может ли целое полноценно существовать и естественно развиваться без своей части? Наверное, всем нам стоит задуматься об этом, осознать, что интеграция необходима всему нашему обществу в целом, и поменять наконец-то свое отношение к этим людям.

Дети-инвалиды являются частью человеческого потенциала мира и России. Многие из них очень талантливы. Они пишут стихи, прекрасно рисуют, поют, танцуют в инвалидных креслах, занимаются спортом…

Четверть нобелевских лауреатов - люди с ограниченными возможностями. Слепой Гомер, глухой Бетховен, Ярослав Мудрый и Франклин Рузвельт были инвалидами. Для людей с ограниченными возможностями, практически нет ничего невозможного. Они могут очень многое, могут почти все. Они участвуют в паралимпийских играх и занимают призовые места, они всячески стремятся к тому, чтобы быть замеченными и принятыми.

На этом исследование проблемы отношений инвалидов и общества не закончено. Планируется исследовать какого отношения к себе со стороны окружающих ждут особенные дети, для того чтобы им было комфортно в нашем обществе и они смогли интегрировать в него…

Список литературы

1. Брошюра. Социум дружественный детям-сиротам и детям с ограниченными возможностями. Отчет о результатах исследования [Электронный ресурс].

2. Дмитрий Соколов. Вычеркнутые из жизни: судьбы инвалидов в СССР. – Русская линия, Библиотека периодической печати, М.-2012

3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000

4. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года [Электронный ресурс].

5. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года [Электронный ресурс].

6. Российская Федерация, Законы, О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 [Электронный ресурс].

7. Российская Федерация, Законы, Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: № 124-ФЗ от 24 июля 1998 [Электронный ресурс].

Приложение 1.

Законодательная база в отношении детей-инвалидов

Международные правовые акты

♦ Декларация прав ребенка (принята 20 ноября 1959 года Генеральной Ассамблеей ООН);

♦ Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года);

Конвенция, в отношении детей-инвалидов, предусматривает первоочередное удовлетворение их особых потребностей в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а также в ней предусматривается обеспечение таким детям и их семьям соответствующей помощи.

♦ Конвенция о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года).

Это соглашение, подписанное странами всего мира, гарантирует равенство инвалидов и людей, таковыми не являющимися. В преамбуле настоящей Конвенции говорится о том, что «дети-инвалиды должны в полном объёме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми».

Кроме того, права детей-инвалидов закреплены в

♦ Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 года)

♦ Декларации о правах умственно-отсталых лиц (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 года);

♦ Декларации о правах инвалидов (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года);

♦ Всемирной декларации об обеспечении выживания, зашиты и развития детей (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 30 сентября 1990 года);

♦ Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года).

Российское законодательство

Кроме Конституции Российской Федерации (1993 год) эти права закреплены

♦ в Семейном кодексе Российской Федерации;

♦ в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

♦ в Законе Российской Федерации "Об образовании" (1992 год);

♦ в Федеральном законе "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (1998 год);

Этот закон, является основным документом, регулирующим социальную политику в отношении детей-инвалидов, которые определяются как «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации»;

♦ в Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (1995 год);

♦ в Федеральном законе “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (1995 год)

♦ в Федеральном законе "О государственной социальной помощи" (1999 год);

Приложение 2.

Анкета.

1. Знаешь ли ты кто такие дети-инвалиды?

2. Какие они дети-инвалиды?

3. Какие чувства у тебя вызывают дети-инвалиды?

4. Как ты относишься к детям-инвалидам?

5. Среди твоих знакомых есть дети-инвалиды?

6. Ты стал бы дружить с ребенком-инвалидом?

7. Готов ли ты оказать, если это потребуется, помощь ребенку-инвалиду?

8. Как ты отнесешься к тому, что в твоем классе будет учиться ребенок-инвалид?

Приложение 2.1.

Диаграммы по результатам анкетирования

Диаграмма 1 Диаграмма 3 Результат ответа на вопрос 1 Результат ответа на вопрос 3

Диаграмма 2 Диаграмма 4

Результат ответа на вопрос 2 Результат ответа на вопрос 4

Диаграмма 5 Диаграмма 6

Результат ответа на вопрос 5 Результат ответа на вопрос 6

Диаграмма 7 Диаграмма 8

Результат ответа на вопрос 7 Результат ответа на вопрос 8

Приложение 3.

Предложения по решению проблемы недружественного отношения общества к детям-инвалидам

1. Информация о том, в результате каких событий в нашей истории инвалиды оказались изолированными от общества и лишенными равноправия, должна активно освещаться в СМИ;

2. В средствах массовой информации нужно чаще рассказывать о детях-инвалидах, но рассказывать не о болезнях, и не о проблемах, а об их успехах и достижениях. О проблемах, конечно, говорить тоже нужно, но не только о них;

3. По телевидению показывать художественные и документальные фильмы об инвалидах, но те, которые несут в себе позитивную информацию об этих людях;

4. Необходимо вести разъяснительную работу среди детей и подростков, но доносимая информация не должна вызывать чувство жалости, она должна вызывать уважение;

5. Устраивать для здоровых и особенных детей совместные мероприятия и освещать их в СМИ;

6. В школах и других детских учреждениях устраивать выставки работ особенных детей. А где возможно, концерты и другие мероприятия с их участием, но эти мероприятия не должны быть разовыми, они должны стать нормой.

Приложение 4.

Толковый словарик определений, используемых в работе

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями [Википедия]

Интеграция - объединение в единое целое отдельных частей (противоп.: дезинтеграция) [3].

Интеграция инвалидов в общество – это процессы, направленные на включение инвалидов в общественные отношения.

Интеграция инвалидов в общество направлена на налаживание и восстановление утраченных инвалидами связей в обществе, на включенность его в труд, быт и досуг, на преодоление изоляции [http://aupam.narod.ru/sozial.htm]

«Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы» [7; Гл.1; ст.1]

Социальная дезадаптацияэто частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды [Википедия]

Стереотип - неизменный общепринятый образец, которому следуют без размышлений; шаблон, трафарет [3].

Толерантное отношение - уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности [Википедия]

 

23

 

Просмотров работы: 11156