ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Виндижева Б.Ч. 1
1
Маршенкулова З.Л. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

На сегодняшний день планету Земля населяет около 7,3 миллиарда человек. Все они разной национальности, разного цвета кожи и разных духовных убеждений. А главное, каждый по-своему интересен и индивидуален, у каждого свои взгляды на мир, на человеческие поступки, у всех разный характер и мышление. Любой ребенок ,переходя из стадии «детство» в стадию «юношество», начинает ощущать себя не только частью семьи, но и всего этого огромного и многообразного мира.

Общество состоит из разных групп: люди-лидеры, которые являются яркими, харизматичными и самодостаточными личностями, также люди, которые живут в обществе сами по себе, и люди, которым легче, присуще находиться на иждивении. Бывает так, что по каким-то причинам, человек не может войти ни в одну из групп, то есть человек не может проявить себя. Установить личность в обществе бывает трудно и это является одной из главных проблем подростка.

Цель данной работы: определить факторы ,влияющие на процесс социализации подростков и степень влияния . Основные задачи: раскрыть основные понятия :социализация и подросток; выделить трудности в процессе социализации подростков; изучить влияние малого(семья) и большого(школа, сверстники и т. д.) круга общения на поведение и становление личности; проверить влияние некоторых факторов при помощи специальных тестов.

Хочется отметить, что актуальность данной работы подтверждается

состоянием семьи и детства в России (увеличение количества неблагополучных, неполных семей, беспризорных и безнадзорных детей), увеличивающимся негативным влиянием средств массовой информации(интернет, социальные сети) на подростков, а также экономики и политики России на данном этапе развития.

Предметом нашего исследования является социализация подростков. Объектом – факторы, влияющие на этот процесс.

Степень изученности данного вопроса на достаточно высоком уровне. Казанская В. Г. в своей работе "Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей". Достаточно подробно описывает процесс социальной адаптации подростков. Влиянии компьютера и интернета на процесс социализации, посвящены работы Эдуарда Гинзбурга и Дины Дубниной.

Структура работы: Исследование состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Определение социализации и его этапы

Социализация подростков – это ряд испытаний, представляемых самой жизнью, и результат их прохождения формирует будущую личность человека, его основные вкусы, модели поведения, а главное самооценку. При этом совсем не значит, что тот, кого подавляли в подростковом возрасте останется на правах низшего во взрослой жизни. Даже напротив, научившись бороться со сложностями, в будущем индивид станет проявлять себя как более целеустремленная личность, в то время как доминирующий не сможет социализироваться и найти общий язык с обществом, которое не состоит их представителей соответствующих сложившимся его образу мышления стереотипам. Социализация молодежи - это объективный процесс ее вхождения в социальную сферу. В обществе существует целенаправленное воздействие на молодежь в форме воспитания подрастающего поколения. Этот процесс осуществляется через систему различных социальных институтов, таких как государство, семья, школа, армия.

Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы: первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учится соответствовать всему обществу; вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, и определенном воздействии на других членов общества; третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности. Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса.

Основные этапы социализации личности: первичная социализация - процесс протекает с самого рождения до становления самой личности; вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме. Рассмотрим данный процесс в зависимости от возраста более подробно на каждом этапе.

Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого человека практически на 70 %. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации. До 7 лет понимание собственного Я проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах.

Подростковый возраст – не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей.

Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать.

В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь. Первые представления о самом себе приходят к каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения и дружбу. Неправильное освоение, либо восприятие может привести к серьезным необратимым последствиям. И тогда человек будет жить бессознательно до кризиса, который наступить в возрасте 30 лет. Именно юные годы наиболее активно используются для становления в собственной жизни и выбора социального сообщества.

В русскую речь термин «социализация» попал из латинского языка. В Древнем Риме под словом socialis понимали «общественный». В социальной психологии термин стал употребляться в 1950–60-х годах в работах Альберта Бандуры, Джона Кольмана и других психологов. В различных научных школах слово имеет разные определения, поскольку как явление считается многоаспектным и позволяет акцентировать внимание на различных направлениях психологии.

Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание». Также в теории социализацией называют процесс, в рамках которого человек получает навыки, необходимые ему для полноценного существования в социуме.

Глава 2. Факторы, влияющие на социализацию подростков

Социализация – это прежде всего установление личности в обществе. Есть несколько факторов, которые мешают нормальной социализации подростка:

а) проблемы в семье

б) проблемы с восприятием мира самим подростком

в) проблемы влияния на подростка агрессивной внешней среды(интернет, СМИ, телевидение)

г) проблемы влияния малого и большого круга общения на поведение и становление личности.

В своей работе я постаралась выявить влияние некоторых из этих факторов на успешную социализацию подростков , используя специальные тесты. Начнем с влияния семьи. Родительский дом для ребенка - первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент положительных или отрицательных человеческих качеств. И чтобы этот фундамент был прочным, семья должна быть благополучной.

Семейные проблемы - это проблемы, которые влияют не только становление личности, но и на психику подростка. Он может быть, безобидным неразговорчивым человеком дома, а в школе огрызаться на учителей ,выплескивать те эмоции ,которые держал в себе при виде того ,как родители конфликтуют .Ребенок может вырасти замкнутым ни на что не годным человеком, в лучшем случае, если у него стойкая психика и бойкий характер, он приложит все усилия на то, чтобы в его семье ,такого не произошло.

Родители являются первыми и постоянными наставниками своих детей. От их поведения в обществе, в семье, в отношениях между собой зависит во многом формирование личности. Первые проблемы начинаются с конфликта так называемых «отцов и детей». Старшее поколение считает, что дети их не слышат, а младшее поколение считает, что взрослые их не понимают. Подростки считают себя уже достаточно взрослыми для принятия каких-то своих решений. Родительские страхи характеризуют примеры из жизни:

1. «Мой 13-летний сын начал водить компанию с самыми трудными подростками из школы. Неизвестно чем они занимаются, может, пробуют курить сигареты или даже наркотики. Я прошу его держаться от них подальше, но он меня не слушает. Как мне до него достучаться?»

2. «Я ужасно расстроена. Я увидела в компьютере своей 11-летней дочери письмо, присланное одним из ее мальчишек-одноклассников: «Я хочу с тобой пошалить». Не знаю, что делать. Может быть, мне надо позвонить его родителям? Может быть, стоит рассказать об этом школьным учителям? И что сказать дочери?»

3. «Я напугана до смерти. Убирая в комнате сына, я нашла его стихотворение, в котором он говорит о самоубийстве. В школе у него все в полном порядке. У него есть друзья. Я не вижу, чтобы он был несчастлив. Но, возможно, я что-то упускаю и не замечаю чего-то важного? Стоит ли дать ему понять, что я видела это стихотворение?»

4. «В последнее время моя дочь проводит много времени в Интернете с одним 16-летним парнем. Ну, то есть он говорит, что ему 16, но кто знает? Теперь он хочет с ней встретиться. Думаю, мне надо пойти с ней».

Противопоставим виденье подростков своих проблем:

Отец сказал: «Послушай-ка. Это совсем не шутки.… То, что вы сотворили, имеет конкретное название: это называется вандализм». Я покраснел. А потом заорал: «Вот видишь, я же знал, что тебе не надо было ничего говорить. Я знал, что ты раздуешь из этого целую историю. Мы не ничего оттуда не украли».

Дочка, я не жду от тебя никаких признаний, но я видела, что видела, и знаю, что знаю». «Ой, мам, ты такую трагедию из этого делаешь! Ну, было совсем немножко алкоголя.… Только не говори мне, что ты сама никогда не пробовала его в моем возрасте».

Отец обыкновенно говорил мне что-нибудь такое: «Сын, тебе надо держаться за свои убеждения.… Если мучают сомнения, спроси совета у своей совести.… Никогда не бойся ошибаться, иначе никогда ничего не сделаешь правильно». Я всегда думал: «Ну вот, опять он за свое…».

По этим отрывкам видно, что подростки, все время думают, что родители их недопонимают, не слушают. И родителям нельзя довериться, хотя в большинстве случаев, виноваты сами родители:

«Я не чувствовала почти никакой поддержки со стороны матери. У меня было множество проблем, и я крайне нуждалась в советах, но все, чего мне удавалось от нее добиться, это одни и те, же древние истории типа «а вот когда я была в …». Через некоторое время я научилась держать все в себе».

«Мои родители всегда делали меня виноватым: «Ты наш единственный сын… Мы ожидаем от тебя большего.… У тебя такой потенциал, а ты его не используешь…»

«А в нашей семье потребности родителей всегда стояли выше моих. Они свои проблемы сбрасывали на меня… Я была старшей из шести детей, и считалось, что я должна готовить еду, стирать и ухаживать за братьями и сестрами. У меня не было времени быть подростком».

Если ребенок, ведет себя замкнуто, угрюмо и обходит родителей стороной, не обязательно, что проблема в самом подростке или в его характере, возможно, дело в самих родителях, которые в своих взрослых заботах, забывают уделять хоть немного внимания своим детям.

Глава 3. Восприятие мира самим подростком

Несомненно, в правильной социализации подростка играет большую роль то, как он сам воспринимает окружающий его мир. У каждого из нас среди органов чувств есть ведущий, который быстрее и чаще остальных реагирует на сигналы и раздражители внешней среды. Сходство типов может способствовать любви, несовпадение порождает конфликты и недоразумения. Если мы будем знать к какому типу относятся подростки , будет легче донести до них информацию и понять, что они хотят сказать нам. Например, как люди с определенным видом восприятия узнают, что их кто-то любит?

Существует несколько типов людей с различным видом восприятия информации: визуал (зрительное восприятие) – по тому, как на него смотрят, кинестетик (тактильное восприятие) – по тому, как его касаются, аудиал (слуховое восприятие) – по тому, что ему говорят, дискрет (дигитальное восприятие) - по тому, что подсказывает логика.

Чтобы узнать к какому типу относится тот или иной человек существует специальный тест (приложение №2): диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева. Он служит для определения ведущего типа восприятия: аудиального, визуального или кинестетического. Какие органы чувств скорее “откликаются” у человека при контактах с окружающим миром? К какому типу людей относятся ? Как подростки воспринимают окружающий мир: визуально, на слух, или на ощупь? Ответить на эти вопросы легче ,если пользоваться этим тестом.

С целью изучения типа восприятия на формирование личности подростков мною был организован эксперимент на базе нашей школы среди учеников 7-го класса. Количество выборки: 23 человек. Возраст: 12 - 13 лет. После серии проведенных тестов в моем классе, могу предположить ,что имеется явно выраженная зависимость между типом восприятия подростка, отношениями в семье и его самоактуализацией.

Как уже указывалось выше, в подростковом возрасте отношения с родителями носят довольно сложный характер, с одной стороны большинство подростков очень привязаны к своим родителям, но с другой, они хотят отстоять свою независимость и самостоятельность, так сказать самореализовываться. На этой почве возникают детско-родительские конфликты. Подростки очень резко принимают любую информацию, так как ранимы к мнению окружающих и многое воспринимают как агрессию, из-за чего почти у всех напряженные отношения с родителями. А тип восприятия носит закономерный характер на восприятие мира и таким образом легче разобраться в чувствах подростка. Конечно надо понимать, что в семье никто не будет проводить такие тесты. Но родители должны быть более внимательными в этот непростой период к своим детям, учитывая их особенности.

Глава 4. Реакция подростка на агрессивную информационную среду

На дворе 21 век и все люди ,а в частности, подростки проводят в интернете половину своего свободного времени. Разумные подростки используют интернет во благо себе: ради учебы, ради здоровья и вообще, чтобы получить полезную информацию. Но наряду с полезной информацией поступает и негативная. Допустим реклама, которая неприемлема в данном возрасте, различные сайты, а также социальные сети посредством которых подросток общается с другими людьми. Надо отметить, что не все собеседники одинаковы и некоторые могут негативно воздействовать на психику подростка.

Подверженность подростков информационному стрессу через сеть Интернет обусловлена тем, что развитие их личной идентичности происходит под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми они себя идентифицируют. Подросток, проживающий кризис идентичности, нуждается в эмоциональной близости, которая обеспечивает ему удовлетворение потребности в защите и поддержке. Общение в интернете расценивается подростками как значимое, способное воздействовать побуждающим или сдерживающим образом, изменяя при этом поведение, жизненные мотивы, сознание и ценности. Отсюда, социальная сеть усиливает риски деформации личных ценностей, а также потребностей, как социальных, так и духовных.

В основе формирования патологического пристрастия к компьютеру лежит нарушение психических механизмов восприятия мира. Основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются подростки. Этому способствуют широкое распространение домашних компьютеров, большое количество игровых компьютерных клубов, легкость подключения к интернету, компьютеризация школьных программ обучения.Кроме того, подростковая психика наиболее подвержена привыканию при систематическом воздействии на нее. Под влиянием компьютерных игр зачастую у человека даже в раннем возрасте может сформироваться негативное поведение, которое характеризуется стремлением уйти от реальности посредством изменения своего психического состояния. Происходит процесс, во время которого подросток не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём личностном развитии. Увлекаясь компьютером, подросток гораздо меньше интересуется окружающей действительностью и постоянно стремится к виртуальным играм.

Наиболее интересными и опасными для детей являются ролевые компьютерные игры, именно они способны сформировать устойчивую психологическую зависимость, привести к нарушениям в сфере психических состояний. Невозможно запретить ребенку выходить в Интернет, но предотвратить негативные последствия неграмотного и неразумного пользования им в наших силах, для этого нужно научить его правильно вести себя в сети. Виртуальное пространство способно, как минимум, серьезно повлиять на развитие ребенка и формирование его мировоззрения. А как максимум - нести угрозу здоровью и даже жизни. Поэтому ценны любые усилия, направленные на то, чтобы сделать Интернет более безопасным для детей. С целью изучения психолого-педагогической проблемы влияния СМИ (Интернет и ТВ) на формирование личности подростков мною был организован эксперимент на базе нашей школы среди учеников 7-го класса. Количество выборки: 23 человек. Возраст: 12 - 13 лет.

Школьникам был предложен тест (приложение №1) выявления уровня Интернет- и ТВ-зависимости американского психолога Кимберли Янг. На первичном этапе эксперимента были получены следующие результаты: 61% учеников способны контролировать свои желания, относительно ТВ и интернета; 35 % учеников испытывают определённые проблемы, связанные с чрезмерным использованием интернета и просмотром ТВ; серьезные проблемы, вызванные ТВ и интернетом, испытывает 4 %.

Таким образом ,можно сказать, что одним из важнейших факторов является влияние интернета на социализацию молодежи. Именно интернет в целом и социальные сети в частности являются основными источниками информации для современных подростков. Через них на молодежь легко воздействовать и управлять.

Поскольку доступ к СМИ возрос очень быстро и доступно через огромное количество сред, таких как компьютеры, мобильные телефоны, радио и телевизоры, использование подростками СМИ резко выросло за последние десятилетия. Существует много споров о влиянии СМИ на подростковое развитие и поведение. Однако, поскольку подростки сами выбирают каким СМИ пользоваться, то исследователям очень трудно различать причину и следствие. Например, хотя можно утверждать, что жестокие видеоигры и фильмы, могут стимулировать агрессию, то так же вероятно, что агрессивные подростки чаще выбирают для просмотра эти насильственные игры и фильмы. Например, теория считает, что если подростки смотрят рекламу алкоголя, то в какой-то степени алкоголь привлекает его и попробовав его, он становится зависимым от алкоголя.

Подростковый возраст по многим причинам принято считать кризисным, поэтому неудивительно, что подростки, переживающие кризис, ориентируются именно на себе подобных, так как они переживают то же самое и могут лучше понять их, чем родители или другие старшие. Часто подростки настолько полно идентифицируются с группой сверстников, что отвергают все “чужое”, выходящее за рамки ценностей данной группы. Как правило, это увеличивает остроту кризиса, делает более напряженными и конфликтными отношения со старшим поколением. Однако, такая нетерпимость распространяется не только на старших . Молодые люди могут становиться в высшей степени обособленными в своем кругу и грубо отвергать “чужаков”, отличающихся от них цветом кожи, происхождением уровнем культуры, вкусами и дарованиями, а часто забавными особенностями одежды, макияжа, жестов, временно выбранных в качестве опознавательных знаков “своих».

Глава 5. Взгляд психологов и ученых на проблемы социализации

Тема социализации волновала ученых и психологов во все времена.У. Бронфенбреннер и Э. Гидденс определяли социализацию как совокупность всех социальных процессов. Результат социализации, по Э. Гидденсу, – это становление личности, а по У. Бронфенбреннеру – способность быть членом общества. Американский социальный психолог Дж. Мид рассматривал социализацию как результат социального взаимодействия, при котором ребенок последовательно принимает роли «другого», «других», «обобщенного другого». А с точки зрения Т. Парсонса , социализация представляет собой «вбирание» в себя общих ценностей в процессе общения со «значимыми другими». Ученый отмечал сложность процесса социализации и рассматривал его в контексте понятия «адаптация». Он также писал о том, что социализация проходит через столкновение человека с трудностями, переживание непреодолимых трудностей, стремление личности сохранить свое лицо. В отличие от него американский социолог Ч. Кули исходил из того, что человек не только адаптируется к обществу, но активно участвует в социальных процессах.

Процессы социализации и воспитания в разные периоды исторического развития общества представлялись по-разному. Некоторые ученые преувеличивали возможности воспитания, полагая, что оно может все, даже «научить танцевать медведя». Преувеличение возможностей воспитания было свойственно философам и педагогам разных стран. К. Гельвеций, Д. Дидро, Э. Кант, А. Н. Новиков, Г. Песталоцци, А. Н. Радищев, Ж-Ж. Руссо и др. считали, что можно изменить все общество, воспитывая человека. Российский педагог П. Ф. Каптерев в усвоении системы знаний, норм и ценностей видел залог формирования полноценного члена общества. Н. Бердяев, Н. О. Лосский, В. В. Розанов и др. особое внимание уделяли нравственным качествам человека, развитие которых влияет на изменение общества. Советский период во главу угла наук о человеке поставил формирование члена общества с заданными свойствами, с устойчивой моралью, преданного коммунистическим идеалам. Но и те ученые, которые не отличались ортодоксальными взглядами, видели необходимость воспитания человека, умеющего жить среди людей, не противопоставляя себя им.

Что касается социализации подростка, отечественные ученые настаивали на подчинении его обществу, игнорируя процессы гармонизации и раскрытие его потенциала. Трудности социализации становились закрытой темой, поскольку сложности взросления, кризисы подросткового возраста объявлялись прерогативой буржуазной морали. Девяностые годы XX в. поменяли парадигму образования. На передний план выступила свободная личность, способная сама творить свою судьбу. Большее внимание в процессе социализации ученые стали уделять инициативе в творчестве, анализу факторов социализации, определению пути в жизни, раскрытию потенциала личности, того, как принести больше пользы себе и людям.

Заключение

Из вышеизложенного становится ясно ,что процесс социализации достаточно сложен и подвержен множественному влиянию, начиная от глобальных факторов (планета, космос, мир) и заканчивая так называемыми микрофакторами, куда входит семья, соседство, религиозное окружение, воспитание. И если в первые годы после рождения ребенка на его адаптацию к обществу оказывают воздействие отдельные личности – родители, бабушки, дедушки, няни, то примерно с 3 лет и до подросткового возраста свою роль в социализации человека начинают играть различные образовательные заведения ,учителя, врачи, воспитатели, сверстники, а также Интернет и телевидение. Главная задача человека в этом процессе – стать частью социума, оставаясь при этом целостной личностью. На мой взгляд, успешность социализации оценивается по трем основным показателям:

а) человек реагирует на другого человека, как на равного себе;

б) человек признает существование норм в отношениях между людьми;

в) человек признает необходимую меру одиночества и относительную зависимость от других людей, то есть между параметрами «одинокий» и «зависимый» существует определенная гармония.

Результатом данной работы является мысль о том ,что критерием успешной социализации является способность человека жить в условиях современных социальных норм, в системе «Я – другие». Очерченный круг проблем социализации подрастающего поколения в современном обществе лишь приблизителен и основан на результатах, полученных в ходе эмпирического изучения .И задачей данной работы является обозначение важности проблемы социализации личности, выявлении возможных причин сложившейся ситуации и способов ее разрешения.

Вывод: Основная цель процесса социализации подростка заключается в том, чтобы перевести человека из биологического состояния в самостоятельную социальную личность, обладающую самосознанием. Человек, который осознаёт собственный образ, понимает своё отличие от других, находит своё место и играет свою роль в обществе.

.

Список источников и литературы

1.Казанская В.Г. Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей. г. СПб 2011 год

2.Гинзбург Э. Л. Когда компьютер приносит беду / Элеонора Гинзбург // Обучение в России. - 2006. - № 11

3.Дубинина, Т. М. Дети в Интернете / Т. Дубинина // ИКТ в образовании. - 2008. - № 14. - С. 4-5.

4.Кузина, С. В. (РАГС).Роль СМИ в формировании культурных приоритетов молодежи / С. В. Кузина// Власть. - 2007. - N 8.

5.Левицкая А.А. Ваш ребенок и реклама Москва 2011.

6.Анчакова Е. С. Особенности восприятия подростком окружающего мира // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 19-20.

7. Кимберли С. Я., «Диагноз — интернет-зависимость» интернет-версия

8.Интернет-ресурс http://psycabi.net

Приложение №1

Тест Кимберли-Янг на интернет-зависимость

Полная версия опросника состоит из 40 пунктов. На каждый вопрос испытуемый должен дать ответ в соответствии с 5-балльной Шкалой Ликкерта. Баллы по всем вопросам суммируются, определяя итоговое значение. Адаптация опросника для русского языка была произведена В. Лоскутовой.

Процедура проведения

Тест предназначен для самостоятельного заполнения испытуемым, в т.ч. в форме многочисленных онлайн-версий.

Интерпретация:

  1. 20–49 баллов — обычный пользователь Интернета;

  2. 50–79 баллов — есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом;

  3. 80–100 баллов — Интернет-зависимость.

Варианты ответов

Никогда - 1баллов

Редко- 2 балл

Регулярно – 3 балла

Часто – 4

Постоянно - 5

1. Замечаете, что проводите в онлайне больше времени, чем намеревались?

2. Пренебрегаете домашними делами, чтобы подольше побродить в сети?

3. Предпочитаете пребывание в сети интимному общению с партнером?

4. Заводите знакомства с пользователями интернета, находясь в онлайне?

5. Раздражаетесь из-за того, что окружающие интересуются количеством времени, проводимым вами в сети?

6. Отмечаете, что перестали делать успехи в учебе или работе, так как слишком много времени проводите в сети?

7. Проверяете электронную почту раньше, чем сделаете что-то другое, более необходимое?

8. Отмечаете, что снижается производительность труда из-за увлечения интернетом?

9. Занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда вас спрашивают, чем вы занимаетесь в сети?

10. Блокируете беспокоящие мысли о вашей реальной жизни мыслями об интернете?

11. Обнаруживаете себя предвкушающим очередной выход в Сеть?

12. Ощущаете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна?

13. Ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь вас от пребывания в

сети?

14. Пренебрегаете сном, засиживаясь в интернете допоздна?

15. Предвкушаете, чем займетесь в интернете, находясь в офлайне?

16. Говорите себе: "Еще минутку", сидя в сети?

17. Терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в онлайне?

18. Пытаетесь скрыть количество времени, проводимое вами в сети?

19. Вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями, выбираете интернет?

20. Испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние прохо-

дит, как только вы оказываетесь в онлайне?

21. Чувствуете ли Вы эйфорию, оживление, возбуждение, находясь за компьютером?

22. Требуется ли Вам проводить всё больше времени за компьютером, чтобы получить те же ощущения?

23. Чувствуете ли вы пустоту, депрессию, раздражение, находясь не за компьютером?

24. Случалось ли Вам пренебрегать важными делами, в то время как Вы были заняты за компьютером, но не работой?

25. Проводите ли Вы в сети больше 3-х часов в день?

26. Если Вы в основном используете компьютер для работы, общаетесь ли в рабочее время в чатах или заходите на

сайты, не связанные с работой, более 2-х раз в день?

27. Качаете ли Вы файлы с сайтов с порнографическим содержанием?

28. Считаете ли Вы, что с человеком легче общаться «онлайн», нежели лично?

29. Говорили ли Вам друзья или члены семьи, что Вы слишком много времени проводите «онлайн»?

30. Мешает ли Вашей деловой активности количество времени, проводимое в сети?

31. Бывало ли такое, что Ваши попытки ограничить время, проводимое в сети, оказывались безуспешными?

32. Бывает ли так, что Ваши пальцы устают от работы на клавиатуре или от щёлканья кнопкой мыши?

33. Случалось ли Вам лгать на вопрос о количестве времени, проводимом в сети?

34. Был ли у Вас хоть раз «синдром карпального канала» (онемение и боли в кисти руки)?

35. Бывают ли у Вас боли в спине чаще 1-го раза в неделю?

36. Бывает ли у Вас ощущение сухости в глазах?

37. Увеличивается ли время, проводимое Вами в сети?

38. Случалось ли Вам пренебречь приёмом пищи или есть прямо за компьютером, чтобы остаться в сети?

39. Случалось ли Вам пренебречь личной гигиеной, например, бритьём, причёсыванием и т.п., чтобы провести это

время за компьютером?

40. Появились ли у Вас нарушения сна и/или изменился ли режим сна с тех пор, как Вы стали использовать компьютер

ежедневно?

Приложение №2

Тест аудиал, визуал, кинестетик (диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева / методика на восприятие):

Инструкция к тесту.

Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак "+", если Вы согласны с данным утверждением, и знак "-", если не согласны.

Тестовый материал (вопросы).

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.

2. Часто напеваю себе потихоньку.

3. Не признаю моду, которая неудобна.

4. Люблю ходить в сауну.

5. В автомашине цвет для меня имеет значение.

6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение.

7. Меня развлекает подражание диалектам.

8. Внешнему виду придаю серьезное значение.

9. Мне нравится принимать массаж.

10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми.

11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.

12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет хорошо в ней.

13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.

14. Люблю читать во время еды.

15. Люблю поговорить по телефону.

16. У меня есть склонность к полноте.

17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.

18. После плохого дня мой организм в напряжении.

19. Охотно и много фотографирую.

20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.

21. Легко могу отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.

22. Вечером люблю принять горячую ванну.

23. Стараюсь записывать свои личные дела.

24. Часто разговариваю с собой.

25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.

26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке.

27. Придаю значение манере одеваться, свойственной другим.

28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.

29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука.

30. Мне нелегко найти удобную обувь.

31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы.

32. Даже спустя годы могу узнать лица, которые когда-либо видел.

33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.

34. Люблю слушать, когда говорят.

35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо

двигательные упражнения, иногда и потанцевать.

36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.

37. У меня неплохая стереоаппаратура.

38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой.

39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.

40. Не выношу беспорядок.

41. Не люблю синтетических тканей.

42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения.

43. Часто хожу на концерты.

44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности.

45. Охотно посещаю галереи и выставки.

46. Серьезная дискуссия – это интересно.

47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.

48. В шуме не могу сосредоточиться.

Ключ к тесту аудиал, визуал, кинестетик.

• Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32,

39, 40, 42, 45.

• Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37,

43, 46, 48.

• Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35,

38, 41, 44, 47.

Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия) :

• 13 и более – высокий;

• 8-12 – средний;

• 7 и менее – низкий.

Интерпретация результатов:

Подсчитайте, количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов "да" ("+"). Это Ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.

Визуал. Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: “не видел этого”, “это, конечно, проясняет все дело”, “заметил прекрасную особенность”. Рисунки, образные описания, фотографии значат для данного типа больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок.

Кинестетик. Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: “не могу этого понять”, “атмосфера в квартире невыносимая”, “ее слова глубоко меня тронули”, “подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь”. Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.

Аудиал. “Не понимаю что мне говоришь”, “это известие для меня…”, “не выношу таких громких мелодий” – вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова,музыка, шумовые эффекты. Несмотря на то, что основных каналов восприятия существует три, человек обрабатывает свой жизненный опыт четырьмя способами. Ведь существует еще и дигитальный канал – некий внутренний монолог, связанный со словами и числами.

Дигитал (он же дискрет) – весьма своеобразный и достаточно редко встречающийся типаж, которому свойственно особое восприятие мира. Выражения эмоций, разговоров о чувствах, красочного описаний картин природы и т.п. от дискретов дождаться сложно. Этот тип ориентирован, прежде всего, на логику, смысл и функциональность.

Просмотров работы: 21620