Введение
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»
В течение всей жизни человеку приходиться учиться. Сначала, что бы обеспечить свое существование, а потом, что бы изменить мир для всех. Но лишь одно обучение является обязательным. Согласно 43 статьи Конституции РФ основное общее образование, то есть школьное, является обязательным.И самый простойвопрос,который возникает - чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов и математических формул. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые называют это «базовыми компетенциями» или «функциональной грамотностью».
Например, один человек знает 1 000 английских слов, другой — только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты, а владеющий лишь сотней слов ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать. Оценкой данных компетенций в мире занимается Организация экономического сотрудничества и развития.
Организация экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР, англ. Organisation for EconomicCo-operationandDevelopment, OECD) — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.
ОЭСР реализует Международную программу по оценке образовательных достижений учащихся.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for InternationalStudentAssessment, PISA) — это тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах и умение применять эти знания на практике. PISA - самый весомый и уважаемый мониторинг оценки качества школьного образованияв мире. Тест проводиться раз в три года. PISA была разработана в 1997 году, и впервые проведена в 2000 году.
ОЭСР организует тест в консорциуме с ведущими международными научными организациями, при участии национальных центров.
Цель мониторинга качества образования в школе PISA - оценка способности применять в реальной жизни знания, полученные за школьной скамьей.
Объект исследования - образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста. В большинстве стран в этом возрасте заканчивается обязательное школьное обучение, а национальные программы обязательного среднего образования еще не так сильно различаются, как в старших классах. Первая ступень образования особенно важна: ведь это фундамент всего образовательного процесса, который впоследствии происходит всю жизнь. Если в ребенке заложена или воспитана способность самостоятельно приобретать знания, необходимые для успеха в обществе, то все остальное приложится.
Исследование PISA является мониторинговым, оно позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования разных стран и оценить эффективность их стратегических решений в области образования. Во многих странах за результатами этого исследования следят с таким же азартом, с каким смотрят выступление национальной сборной на Олимпиаде.
Например, провальные результаты PISA 2000 году в Германии были восприняты как национальный позор. Итоги этого мониторинга оценки качества образования в школе обсуждались повсюду - от домашних кухонь до заседаний правительства. И, конечно, были приняты экстренные меры, благодаря которым средний балл немецких подростков вырос с 484 в 2000 году до 503 в 2003 и 516 в 2006.
Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по следующим основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность.
Согласно итогам исследования PISA лучшее среднее образование в странах Восточной Азии: Китае, Корее, Сингапуре, Японии. В Европе лидер - Финляндия.
"PISA – значительно больше, чем просто рейтинг: это показатель того, насколько хорошо национальные системы образования готовят молодых людей к завтрашнему дню."Анхель Гурриа, генеральный секретарь ОЭСР.
Конечно, школа должна давать определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Но хорошая школа должна привить навыки решения реальных жизненных проблем и самостоятельной работы с информацией. Это называется «функциональной грамотностью», и именно эта самая функциональная грамотность является объектом мониторинга качества образования в PISA.
2. Цель и задачи работы
В своей работе я хочу исследовать тесты PISA и проанализировать подходы к обучению, позволяющие добиться высоких результатов.
Я ставлю следующие задачи:
1. Проанализировать тесты PISA.
2. Определить необходимые требования для решения таких задач.
3. Рассмотреть проблемы российской системы образования.
4. Проанализировать передовой опыт лучших образовательных процессов.
5. Рассмотреть изменения системы образования в России.
Работу я провожу в 2015 году в школе №10 г. Павлово под руководством своего преподавателя Софоновой Р.Н.
Объектом моего исследования является образование, а предметом - методы образовательных процессов.
3. Описание работы
3.1. PISA
PISA – уникальный мониторинг оценки качества образования в школе, фиксирующий не только результаты усвоения учебного материала, но и умение использовать полученные навыки и знания в решении жизненных проблем.
Грамотность чтения–это степень способности к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Естественнонаучная грамотность – степень способности использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Математическая грамотность - степень способности определять и понимать роль математики в окружающем мире, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику в целях удовлетворения потребностей, присущих созидательному, заинтересованному и мыслящему человеку.
Компетентность в решении проблем – способность использовать познавательные умения для решения меж предметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется.
3.2. Грамотность чтения
Тексты, используемые в заданиях PISA, характеризуются по структуре (сплошные и не сплошные) и функционированию (для личных целей, для общественных, для рабочих целей и для образовательных). Сплошные тексты состоят из предложений, которые, в свою очередь, организованы в параграфы, главы, секции. Не сплошные тексты - это диаграммы и графики, карты, таблицы, бланки, заявки, которые используются для наглядного представления информации
С точки зрения сферы функционирования и жанровой принадлежности тексты PISA распределяются следующим образом:
1. СМИ (научно-популярные тексты, тексты с общественно-значимой тематикой, реклама);
2. Бытовая сфера (услуги, покупки, передвижение, здоровье);
3. Деловая, или официальная;
4. Эстетическая или художественная;
5. Учебная.
В российских учебниках тексты относятся только к учебной и художественной сферам. Тексты из бытовой и деловой сфер общения, из СМИ используются лишь при изучении функциональных стилей в курсе русского языка.
Российский школьник чаще всего имеет дело с логически выстроенными, непротиворечивыми, «сглаженными» учебными текстами, из которых исключена «ненужная» информация. Такой текст специально «приспособлен» для ситуации обучения. Единственная сфера его функционирования — учебная.
В материалах PISA научная тематика представлена научно-популярными текстами, взятыми из газет и журналов, по большей части не специальных, а массовых. Эти тексты не просто «приближают науку к читателю», то есть имеют познавательную ценность, онисвязывают научную проблему с жизнью общества, затрагивая, например, экологический, юридический, прикладной и другие аспекты научного знания. В Приложениях №1 и 2 представлены два рисунка из теста PISA используя которые нужно ответить на следующий вопрос: Исчезновение носорогов, гиппопотамов и зубров Сахаре случилось:
А. В начале последнего Ледникового периода
В. В середине периода, когда у Озера Чад был самый высокий уровень
С. После более чем 1000-летнего падения уровня
D . В начале длинного периода пересыхания».
Пример правильного ответа
«С» - После более чем 1000-летнего уровня падения.
3.3. Естественнонаучная грамотность
Приведу пример задания по естественнонаучной грамотности.
Дан отрывок из газетной статьи:
«На международной выставке “Туризм без границ” посетители были поражены стендом фирмы Preved-Medved-Tour.
Это надо видеть! Прямо в павильоне установлен надувной глобус высотой с четырехэтажный дом. А вокруг него летают пчелы, символизирующие самолеты, которые перевозят туристов. Похоже, насекомые самые настоящие. К счастью, никто из посетителей не пожаловался на укусы, и защитники животных тоже не выражали протестов…»
А теперь вопрос: «можно ли считать математически корректным использование пчел в качестве моделей самолетов?»
При решении этой задачи необходимо:
Во-первых, из текста то ли репортажа, то ли рекламы вычленить именно математическую задачу.
Во-вторых, следует отбросить незначимые детали типа «укусов» или «защитников животных».
В-третьих, необходимо оперировать не точными цифрами, предложенными в задании, а приблизительными значениями из повседневного опыта (высота этажа — примерно 3,5 м, длина пчелы — примерно 2 см).
В-четвертых, нужно задействовать информацию из другой науки — географии (диаметр Земли равен примерно 13 тыс. км).
Только в этом случае можно найти правильный ответ: использование пчел некорректно, поскольку в том масштабе, в котором выполнен глобус, пчела соответствует 1–2 км.
3.4. Математическая грамотность
Сначала при проверке математической грамотности PISA применялисьаналитические задачи. В их число входила блестящая задача, где 15-летнему подростку предлагается разобраться в тарифных и (якобы) скидочных опциях оператора сотовой связи. Здесь имитировалась ситуация, когда вся информация у решающего есть, но при этом опции искусно поданы так, чтобы провоцировать выгодный оператору выбор из сгенерированных им же альтернатив.
В аналитических задачах вся необходимая для решения информация изначально заложена в условиях. Таково, например, абсолютное большинство школьных математических задач и заданий тестов интеллекта. Задания такого типа имеют свои достоинства (иначе бы их не использовали), но в них полностью отсутствует этап сбора фактических данных, без которого реальная познавательная деятельность невозможна. Вся эта информация получена или придумана составителем задания и передана испытуемому в готовом виде.
Идеалом аналитических задач является геометрия Эвклида и механика Ньютона, которые рассматриваются, как упрощающие реальность до ее подчинения одному или нескольким принципам, формулам или аксиомам.
В 2012г. участникам PISA впервые в истории массового тестирования и оценки были предложен новый тип задач – интерактивные задачи с многофакторными объектами.
Главная же особенность этих задач то, что они требуют от школьника самостоятельного исследования новой, сложной, многофакторной системы с заранее неизвестными свойствами. Причем он должен вести это исследование не чистым отвлеченно-аналитическим путем, а путем непосредственного практического взаимодействия с новым объектом – выдвигая гипотезы, тут же экспериментально проверяя их и пытаясь управлять объектом.
Пример интерактивной задачи в PISA-2012: «MP3-плеер».
«Вам подарили MP3-плеер, с помощью которого можно сохранять и слушать музыку. Вы можете переключать тип музыки и увеличивать или уменьшать громкость и уровень низких частот с помощью трех кнопок управления». При этом на экране компьютера предъявляется изображение этого плеера, и участник может кликать мышкой по его кнопкам, наблюдая за тем, в какие режимы он при этом переходит. Всего плеер может проигрывать три типа музыки – поп, рок, джаз на шести уровнях громкости и шести уровнях низких частот» (Приложение №3).
Но по его кнопкам можно самому кликать мышкой, наблюдая реакции:
- надо понять, как работает плеер:
- перевести его в определенный режим за минимальное число кликов
- изобрести такой способ управления плеером, чтобы можно было обходиться двумя кнопками вместо имеющихся трех.
Но в жизни мы очень часто сталкиваемся с необходимостью решать не одну, а комплекс проблем.
3.5. Компетентность в решении комплексных проблем
Под комплексной проблемой понимается такая проблема, в которую входит множество разнородных подпроблем (подзадач), связанных друг с другом как прямыми, непосредственными, так и отдаленными отношениями и связями, – так что невозможно решить какую-либо из этих подзадач изолированно, по отдельности, и приходится распутывать сразу всё одновременно, причем часто в условиях ограниченного времени.
Рассмотрим различие этих подходов на материале двух версий шахматной игры – классической и модифицированной. Классическая игра в шахматы – это пример последовательного принятия решений: играющий на основе наблюдаемого расположения фигур на доске выбирает оптимальный ход – один из конечного (пусть и большого) числа вариантов. Доказано, что существует выигрышный алгоритм такого выбора (выигрышный алгоритм шахматной игры).
Однако, представьте себе, что вы играете в шахматы на доске неопределённо большого размера, значительная часть которой скрыта туманом, с играющими, число которых точно неизвестно. Не ясно точно, кто ваши противники, а кто партнеры и по каким правилам каждый из них играет. В дополнение ко всему фигуры связаны между собой невидимыми резиновыми жгутами, так что перемещение одной приводит к непредсказуемому перемещению других. Комплексную проблему на начальных этапах решения можно сравнить с подобной игрой «вслепую», и она качественно отличается от дебюта в классической шахматной игре с известным набором шахматных фигур и единственным противником.
Для комплексных проблем нет и не может быть алгоритмов, с помощью которых можно просчитать имеющиеся альтернативы и выбрать наилучшую.
Примеров деятельностей по решению комплексных проблем в современном обществе очень много – начиная с того, как дети адаптируются к новой среде при переезде на новое место жительства, и, заканчивая тем, как большие коллективы высококвалифицированных специалистов пытаются реализовать новейшие проекты: космические, ядерные, военные, научные и гуманитарные. Яркий пример комплексной проблемы – запуск космических кораблей. В этом проекте задействовано множество специалистов и решается множество взаимосвязанных проблем и задач.
Актуальность исследований в данной области обусловлена следующим. Развитие общества характеризуется все возрастающей динамичностью, человечество создает и вовлекает себя во все новые, более широкие и сложные сети различных взаимодействий - технологических, экономических, информационных, социальных, политических и военных. Поэтому возникает все большая необходимость понимать:
- как человек решает такие проблемы;
- где необходимы знания сразу многих научных и практических областей;
- какучитывать намерения и действий других людей – партнеров, союзников и противников;
- какие способности необходимы длясбора разнообразной информации из множества источников;
- как принимать сразу много решений в условиях ограниченного времени
- как управлять сразу множеством новых и разнообразных объектов и явлений, связанных между собой.
Это требует от субъекта отхода от простых канонических схем «одно действие – один эффект» («одна причина – одно следствие»). Необходима иная система организации познавательной деятельности качественно более высокого уровня и психологического подхода. Этим направлением занимается когнитивная психология.
3.6. Когнитивная психология
Когнитивная психология— раздел психологии, изучающий познавательные процессы человеческой психики. Одна из интенсивно развивающихся областей когнитивной психологии – это психология решения комплексных проблем.
Решим простую задачу.
Представьте, что Россия готовятся к вспышке необычной азиатской болезни, которая, как ожидается, убьет 6000 человек. Были предложены две альтернативные программы борьбы с этой болезнью. Предположим, что точные научные оценки последствий данных программ следующие:
Программа «А»:Если будет проводиться программа «А», то удастся спасти 2000 человек.
Программа «В»:Если же будет проводиться программа «В», то с вероятностью 33.3% будут спасены все и с вероятностью 66.6% не выживет никто.
Вопрос:Какую программу выбрали бы Вы?
Я провел опрос в классе и получил следующий результат: программа «А» - 67% (17 человек), программа «В» - 33% (9 человек).
Решим вторую задачу.
Я провел опрос этих же участников.При тех же условиях необходимо выбрать уже из следующих двух программ:
Программа «С»:Если будет принята программа «С», то 4000 человек умрет.
Программа «D»:Если же будет принята программа «D», то с вероятностью 1/3 не погибнет никто, а с вероятностью 2/3 умрут 6000 человек.
Вопрос:Какую программу выбрали бы Вы?
Я провел опрос в классе и получил следующий результат: программа «С» - 43% (11 человек), программа «D» - 57% (15 человек).
Условия обоих задач одинаковые, при этом решения одних и тех же людей разные.Это показывает систематическое нарушение рациональной логики принятия решения, происходящие при том, что в задаче имеются все данные для правильного выбора, этих данных немного, и они ясно сформулированы.
Принятие решений, как правило, осложнено наличием неопределённости и риска. Обычно мы не можем с высокой точностью предсказать погоду на завтра, результаты лечения или стоимость золота. Следовательно, решения о том, делать ли операцию, брать ли зонт, покупать ли золото, должны быть приняты без достоверного знания их результатов.
Решение комплексных проблем требует и комплекса разнообразных способностей:
- познавательных (способностей экспериментировать, собирать информацию из множества источников, обрабатывать ее в условиях ограниченного времени и принимать несколько решений одновременно);
- личностных и эмоциональных (способностей действовать в условиях новизны и неопределенности, внутренней готовности к различным результатам действий, в том числе неожиданным – как положительным, так и отрицательным);
- социальных способностей, связанных с пониманием и учетом намерений и действий множества людей – партнеров, союзников и противников.
Данное направление является составной частью активно развивающейся в последние десятилетия науке о сложности.
Наука о сложности – это наука о сложной реальности, которая транслируются в образование, и имеет своим источником, с одной стороны, теоретические положения математики, естественных и инженерных наук, а с другой – психологический анализ произошедших катастроф.
3.7. Почему наши школьники провалили тест PISA
В рейтинге PISA Россия занимает места в четвертом десятке, то есть к концу списка. Тестирование показало, что с компетенциями у российских школьников большие проблемы. Наши подростки знают школьную программу по биологии, но не понимают, что такое ГМО.
Можно выделить следующиепричины неудач российских учащихся:
1. Неумение работать с информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию.
2. Решая задачи, наши учащиеся воспроизводят привычные, стереотипные действия. Как только содержание, условия задачи, вопросы даются в непривычной форме, результаты решения резко снижаются.
3. Учащиеся не владеют навыками целостногоанализа, не обучены тому, как выдвигать гипотезы и проверять их. Такие результаты — следствие чрезмерной академичности и узкой предметности российского образования.
3.8. Загадки финской школы: меньше учишься - больше знаешь
Согласно исследованиям PISA, финские школьники показали один из самых высоких уровень знаний. При таких высоких результатах финские школьники проводят наименьшее количество времени за учебой, а финское государство затрачивает на свое качественное и бесплатное образование весьма умеренные средства в сравнении со многими другими странами.
А Вы, что-нибудь слышали о финской системе образования? Я Вам расскажу.
Финская школа исповедует постепенную нагрузку, доведенную до максимума только для добровольцев, выбравших «лукио», тех, кто очень хочет и способен учиться.
Финская образовательная система основывается на 7 принципах.
1. Равенство:
– школ.Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой – 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы – государственные, есть десяток частно-государственных.
– всех предметов.Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.
– родителей.Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.
– учеников.Финны не сортируют учеников на классы, учебные заведения по способностям или карьерным предпочтениям.Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми.
– учителей.Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот.
– равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.Финны называют этот принцип – «уважительное отношение к ученику».
2. Бесплатность.Кроме самого обучения, бесплатны обеды, экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность, школьное такси (микроавтобус), которое забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух км, учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы, и даже ноутбуки-планшетники.Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.
3. Индивидуальность.Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени. На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню.
4. Практичность. Финны говорят: «либо мы готовим к жизни, либо – к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты – на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем, учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.
В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Логарифмы или устройство доменной печи не пригодятся, их и не изучают. Зато дети знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в Интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок, или изобразить «розу ветров» на данной местности.
5. Доверие. Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, РОНО, методистов, обучающих как обучать. Программа образования в стране – единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.
Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу.
6. Добровольность. Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.
В этом финны тоже видят задачу средней школы – выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее, или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.
Но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6-го класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2-м классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим – час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке – никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители так же не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.
7. Самостоятельность. Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному – самостоятельной будущей успешной жизни.Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает – все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, Интернетом, калькулятором – привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.
Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.
3.9. Мелочи финской школьной жизни:
– территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.
– дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.
– форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.
– в теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.
– домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.
– обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполняемые задания. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).
– в тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!
Но финны не останавливаются на достигнутом.
3.10. Реформа системы образования в Финляндии
По мнению финских властей, прежняя система образования была хороша в прошлом: грубо говоря, когда банкам требовались служащие, умеющие хорошо считать, но жизнь меняется. Финны считают, что в изменившихся условиях систему обучения тоже необходимо менять. Теперь вводится обучение по «темам». Это означает, что вместо уроков по предметам — час истории, час математики и так далее, будут проводиться занятия, посвященные «явлениям».Так, в рамках проф. ориентационной подготовки по «работе ресторана» ученикам дадут коктейль из математики, иностранных языков и навыков общения. В курс по Европейскому союзу будет включена история, экономика, география и снова языки.
Также планируется изменить формат обучения: новая система предполагает совершенно новый педагогический подход. Теперь преподаватели разных предметов должны планировать занятия сообща. А дети больше не должны слушать «лекции», вместо этого им придется в группах находить решение для различных проблем. К примеру, в начальной школе — тема «Погода». Занятие финны проходят на английском языке, на доске — карта Европы, а школьники сравнивают погодные условия различных европейских стран. Таким образом, происходит изучение английского и географии.
Сейчас новый тип преподавания начинают тестировать в школах: они обязаны проводить хотя бы один блок тематического обучения в год.
От реформы в восторге далеко не все: многим учителям и директорам школ, всю жизнь преподававшим конкретный предмет, сложно перестроиться. По началу даже были протесты. В Хельсинки около 70% учителей старших классов теперь проходят переподготовку. Тем, кто начал преподавать по новой системе подняли зарплату.
По данным издания, новый тип обучения положительно отражается на знаниях учеников: там, где эксперимент начался, результаты учащихся улучшились. Учитывая то, что система образования в Финляндии считается одной из лучших в мире, многие эксперты из разных стран будут внимательно следить за прогрессом новой реформы. Возможно, через некоторое время этот опыт породит изменения во всем мире.
4. Заключение
С появлением глобализации и наукоёмкой экономики, экономический прогресс и успех больше не зависят от природных ресурсов и величины страны, а скорее от её способности преумножать богатство посредством применения знаний, идей и нововведений. И именно образование даёт возможность странам повышать уровень знаний и новаторства. Для создания наукоёмкой экономики необходим новый стиль мышления, который помимо знания предмета позволял бы обосновывать выводы, думать логически и быть изобретательными.
Ребенок эффективно учится, только когда ошибается. Школа делает все, чтобы выработать в детях страх перед ошибками. За неверные ответы наказывают, ставят двойку. В будущем эти несчастные люди боятся пробовать новое, экспериментировать, делать ошибки.В задачах есть только 2 ответа – правильный и неверный. Таким образом, дети начинают видеть мир плоским. У многих задач, на самом деле, могут быть тысячи правильных решений.
Результаты внедрения новых российских образовательных стандартов будут известны через несколько лет, когда нынешние пятиклассники сдадут тесты PIZA. Я верю, что мы улучшим свои результаты и это отразиться не только на баллах и рейтингах, но и на нашем качестве жизни.
И в заключении я хочу сделать следующие выводы:
1. Окружающий нас мир изменился и, что бы реализовать себя, необходимы новые знания и умения.
2. Так как время и объемы познаний в школе ограничены, то необходимы другие, более эффективные методы обучения.
3. Передовые страны мира их уже применяют и оценивают результаты по тестированию PIZA.
4. Россия изменила образовательные стандарты, но этого явно не достаточно.
Надеюсь, что своей работой я сделал небольшой шаг вперед.
И закончить исследование я хочу словами Альберта Эйнштейна:
«Образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему учили в школе»
Список используемой литературы и ресурсов
Дёрнер Д. «Логика неудачи: стратегическое мышление в сложных ситуациях», «Смысл», 1997г.
Поддьяков А.Н. «Решение комплексных задач. Когнитивная психология, «ПЕР СЭ», 2002г.
Пригожин И., Стенгерс И. «Порядок из хаоса», «Прогресс», 1986г.
Пушкин А.С. «Евгений Онегин» Роман в стихах, «Азбука», 2014г.
«Конституция Российской Федерации», «БуКос», 2012г.
Даниэль Канеман «Принятие решений в неопределенности», «Гуманитарный Центр», 2005г.
Министерство Образования и науки РФ, «Основные результаты международного исследования PISA-2012»
Днепров Э.Д. «Образовательный стандарт – инструмент обновления содержания общего образования» Министерство образования Российской Федерации, 2004г.
http://www.oecd.org/pisa/
https://ru.wikipedia.org/
http://www.edustandart.ru/izmeneniya-fgos-2016/
http://минобрнауки.рф
Приложения
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3