ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. УСПЕХ ФИНСКОЙ ШКОЛЫ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. УСПЕХ ФИНСКОЙ ШКОЛЫ

Сахаров К.М. 1
1МБОУ СШ №10 г. Павлово Нижегородской области
Софонова Р.Н. 1
1МБОУ СШ №10 г. Павлово
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

А.С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин»

В течение всей жизни человеку приходиться учиться. Сначала, что бы обеспечить свое существование, а потом, что бы изменить мир для всех. Но лишь одно обучение является обязательным. Согласно 43 статьи Конституции РФ основное общее образование, то есть школьное, является обязательным.И самый простойвопрос,который возникает - чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов и математических формул. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые называют это «базовыми компетенциями» или «функциональной грамотностью».

Например, один человек знает 1 000 английских слов, другой — только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты, а владеющий лишь сотней слов ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать. Оценкой данных компетенций в мире занимается Организация экономического сотрудничества и развития.

Организация экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР, англ. Organisation for EconomicCo-operationandDevelopment, OECD) — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

ОЭСР реализует Международную программу по оценке образовательных достижений учащихся.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for InternationalStudentAssessment, PISA) — это тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах и умение применять эти знания на практике. PISA - самый весомый и уважаемый мониторинг оценки качества школьного образованияв мире. Тест проводиться раз в три года. PISA была разработана в 1997 году, и впервые проведена в 2000 году.

ОЭСР организует тест в консорциуме с ведущими международными научными организациями, при участии национальных центров.

Цель мониторинга качества образования в школе PISA - оценка способности применять в реальной жизни знания, полученные за школьной скамьей.

Объект исследования - образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста. В большинстве стран в этом возрасте заканчивается обязательное школьное обучение, а национальные программы обязательного среднего образования еще не так сильно различаются, как в старших классах. Первая ступень образования особенно важна: ведь это фундамент всего образовательного процесса, который впоследствии происходит всю жизнь. Если в ребенке заложена или воспитана способность самостоятельно приобретать знания, необходимые для успеха в обществе, то все остальное приложится.

Исследование PISA является мониторинговым, оно позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования разных стран и оценить эффективность их стратегических решений в области образования. Во многих странах за результатами этого исследования следят с таким же азартом, с каким смотрят выступление национальной сборной на Олимпиаде.

Например, провальные результаты PISA 2000 году в Германии были восприняты как национальный позор. Итоги этого мониторинга оценки качества образования в школе обсуждались повсюду - от домашних кухонь до заседаний правительства. И, конечно, были приняты экстренные меры, благодаря которым средний балл немецких подростков вырос с 484 в 2000 году до 503 в 2003 и 516 в 2006.

Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по следующим основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность и естественнонаучная грамотность.

Согласно итогам исследования PISA лучшее среднее образование в странах Восточной Азии: Китае, Корее, Сингапуре, Японии. В Европе лидер - Финляндия.

"PISA – значительно больше, чем просто рейтинг: это показатель того, насколько хорошо национальные системы образования готовят молодых людей к завтрашнему дню."Анхель Гурриа, генеральный секретарь ОЭСР.

Конечно, школа должна давать определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Но хорошая школа должна привить навыки решения реальных жизненных проблем и самостоятельной работы с информацией. Это называется «функциональной грамотностью», и именно эта самая функциональная грамотность является объектом мониторинга качества образования в PISA.

2. Цель и задачи работы

В своей работе я хочу исследовать тесты PISA и проанализировать подходы к обучению, позволяющие добиться высоких результатов.

Я ставлю следующие задачи:

1. Проанализировать тесты PISA.

2. Определить необходимые требования для решения таких задач.

3. Рассмотреть проблемы российской системы образования.

4. Проанализировать передовой опыт лучших образовательных процессов.

5. Рассмотреть изменения системы образования в России.

Работу я провожу в 2015 году в школе №10 г. Павлово под руководством своего преподавателя Софоновой Р.Н.

Объектом моего исследования является образование, а предметом - методы образовательных процессов.

3. Описание работы

3.1. PISA

PISA – уникальный мониторинг оценки качества образования в школе, фиксирующий не только результаты усвоения учебного материала, но и умение использовать полученные навыки и знания в решении жизненных проблем.

Грамотность чтения–это степень способности к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

Естественнонаучная грамотность – степень способности использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Математическая грамотность - степень способности определять и понимать роль математики в окружающем мире, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику в целях удовлетворения потребностей, присущих созидательному, заинтересованному и мыслящему человеку.

Компетентность в решении проблем – способность использовать познавательные умения для решения меж предметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется.

3.2. Грамотность чтения

Тексты, используемые в заданиях PISA, характеризуются по структуре (сплошные и не сплошные) и функционированию (для личных целей, для общественных, для рабочих целей и для образовательных). Сплошные тексты состоят из предложений, которые, в свою очередь, организованы в параграфы, главы, секции. Не сплошные тексты - это диаграммы и графики, карты, таблицы, бланки, заявки, которые используются для наглядного представления информации

С точки зрения сферы функционирования и жанровой принадлежности тексты PISA распределяются следующим образом:

1. СМИ (научно-популярные тексты, тексты с общественно-значимой тематикой, реклама);

2. Бытовая сфера (услуги, покупки, передвижение, здоровье);

3. Деловая, или официальная;

4. Эстетическая или художественная;

5. Учебная.

В российских учебниках тексты относятся только к учебной и художественной сферам. Тексты из бытовой и деловой сфер общения, из СМИ используются лишь при изучении функциональных стилей в курсе русского языка.

Российский школьник чаще всего имеет дело с логически выстроенными, непротиворечивыми, «сглаженными» учебными текстами, из которых исключена «ненужная» информация. Такой текст специально «приспособлен» для ситуации обучения. Единственная сфера его функционирования — учебная.

В материалах PISA научная тематика представлена научно-популярными текстами, взятыми из газет и журналов, по большей части не специальных, а массовых. Эти тексты не просто «приближают науку к читателю», то есть имеют познавательную ценность, онисвязывают научную проблему с жизнью общества, затрагивая, например, экологический, юридический, прикладной и другие аспекты научного знания. В Приложениях №1 и 2 представлены два рисунка из теста PISA используя которые нужно ответить на следующий вопрос: Исчезновение носорогов, гиппопотамов и зубров Сахаре случилось:

А. В начале последнего Ледникового периода

В. В середине периода, когда у Озера Чад был самый высокий уровень

С. После более чем 1000-летнего падения уровня

D . В начале длинного периода пересыхания».

Пример правильного ответа

«С» - После более чем 1000-летнего уровня падения.

3.3. Естественнонаучная грамотность

Приведу пример задания по естественнонаучной грамотности.

Дан отрывок из газетной статьи:

«На международной выставке “Туризм без границ” посетители были поражены стендом фирмы Preved-Medved-Tour.

Это надо видеть! Прямо в павильоне установлен надувной глобус высотой с четырехэтажный дом. А вокруг него летают пчелы, символизирующие самолеты, которые перевозят туристов. Похоже, насекомые самые настоящие. К счастью, никто из посетителей не пожаловался на укусы, и защитники животных тоже не выражали протестов…»

А теперь вопрос: «можно ли считать математически корректным использование пчел в качестве моделей самолетов?»

При решении этой задачи необходимо:

Во-первых, из текста то ли репортажа, то ли рекламы вычленить именно математическую задачу.

Во-вторых, следует отбросить незначимые детали типа «укусов» или «защитников животных».

В-третьих, необходимо оперировать не точными цифрами, предложенными в задании, а приблизительными значениями из повседневного опыта (высота этажа — примерно 3,5 м, длина пчелы — примерно 2 см).

В-четвертых, нужно задействовать информацию из другой науки — географии (диаметр Земли равен примерно 13 тыс. км).

Только в этом случае можно найти правильный ответ: использование пчел некорректно, поскольку в том масштабе, в котором выполнен глобус, пчела соответствует 1–2 км.

3.4. Математическая грамотность

Сначала при проверке математической грамотности PISA применялисьаналитические задачи. В их число входила блестящая задача, где 15-летнему подростку предлагается разобраться в тарифных и (якобы) скидочных опциях оператора сотовой связи. Здесь имитировалась ситуация, когда вся информация у решающего есть, но при этом опции искусно поданы так, чтобы провоцировать выгодный оператору выбор из сгенерированных им же альтернатив.

В аналитических задачах вся необходимая для решения информация изначально заложена в условиях. Таково, например, абсолютное большинство школьных математических задач и заданий тестов интеллекта. Задания такого типа имеют свои достоинства (иначе бы их не использовали), но в них полностью отсутствует этап сбора фактических данных, без которого реальная познавательная деятельность невозможна. Вся эта информация получена или придумана составителем задания и передана испытуемому в готовом виде.

Идеалом аналитических задач является геометрия Эвклида и механика Ньютона, которые рассматриваются, как упрощающие реальность до ее подчинения одному или нескольким принципам, формулам или аксиомам.

В 2012г. участникам PISA впервые в истории массового тестирования и оценки были предложен новый тип задач – интерактивные задачи с многофакторными объектами.

Главная же особенность этих задач то, что они требуют от школьника самостоятельного исследования новой, сложной, многофакторной системы с заранее неизвестными свойствами. Причем он должен вести это исследование не чистым отвлеченно-аналитическим путем, а путем непосредственного практического взаимодействия с новым объектом – выдвигая гипотезы, тут же экспериментально проверяя их и пытаясь управлять объектом.

Пример интерактивной задачи в PISA-2012: «MP3-плеер».

«Вам подарили MP3-плеер, с помощью которого можно сохранять и слушать музыку. Вы можете переключать тип музыки и увеличивать или уменьшать громкость и уровень низких частот с помощью трех кнопок управления». При этом на экране компьютера предъявляется изображение этого плеера, и участник может кликать мышкой по его кнопкам, наблюдая за тем, в какие режимы он при этом переходит. Всего плеер может проигрывать три типа музыки – поп, рок, джаз на шести уровнях громкости и шести уровнях низких частот» (Приложение №3).

Но по его кнопкам можно самому кликать мышкой, наблюдая реакции:

- надо понять, как работает плеер:

- перевести его в определенный режим за минимальное число кликов

- изобрести такой способ управления плеером, чтобы можно было обходиться двумя кнопками вместо имеющихся трех.

Но в жизни мы очень часто сталкиваемся с необходимостью решать не одну, а комплекс проблем.

3.5. Компетентность в решении комплексных проблем

Под комплексной проблемой понимается такая проблема, в которую входит множество разнородных подпроблем (подзадач), связанных друг с другом как прямыми, непосредственными, так и отдаленными отношениями и связями, – так что невозможно решить какую-либо из этих подзадач изолированно, по отдельности, и приходится распутывать сразу всё одновременно, причем часто в условиях ограниченного времени.

Рассмотрим различие этих подходов на материале двух версий шахматной игры – классической и модифицированной. Классическая игра в шахматы – это пример последовательного принятия решений: играющий на основе наблюдаемого расположения фигур на доске выбирает оптимальный ход – один из конечного (пусть и большого) числа вариантов. Доказано, что существует выигрышный алгоритм такого выбора (выигрышный алгоритм шахматной игры).

Однако, представьте себе, что вы играете в шахматы на доске неопределённо большого размера, значительная часть которой скрыта туманом, с играющими, число которых точно неизвестно. Не ясно точно, кто ваши противники, а кто партнеры и по каким правилам каждый из них играет. В дополнение ко всему фигуры связаны между собой невидимыми резиновыми жгутами, так что перемещение одной приводит к непредсказуемому перемещению других. Комплексную проблему на начальных этапах решения можно сравнить с подобной игрой «вслепую», и она качественно отличается от дебюта в классической шахматной игре с известным набором шахматных фигур и единственным противником.

Для комплексных проблем нет и не может быть алгоритмов, с помощью которых можно просчитать имеющиеся альтернативы и выбрать наилучшую.

Примеров деятельностей по решению комплексных проблем в современном обществе очень много – начиная с того, как дети адаптируются к новой среде при переезде на новое место жительства, и, заканчивая тем, как большие коллективы высококвалифицированных специалистов пытаются реализовать новейшие проекты: космические, ядерные, военные, научные и гуманитарные. Яркий пример комплексной проблемы – запуск космических кораблей. В этом проекте задействовано множество специалистов и решается множество взаимосвязанных проблем и задач.

Актуальность исследований в данной области обусловлена следующим. Развитие общества характеризуется все возрастающей динамичностью, человечество создает и вовлекает себя во все новые, более широкие и сложные сети различных взаимодействий - технологических, экономических, информационных, социальных, политических и военных. Поэтому возникает все большая необходимость понимать:

- как человек решает такие проблемы;

- где необходимы знания сразу многих научных и практических областей;

- какучитывать намерения и действий других людей – партнеров, союзников и противников;

- какие способности необходимы длясбора разнообразной информации из множества источников;

- как принимать сразу много решений в условиях ограниченного времени

- как управлять сразу множеством новых и разнообразных объектов и явлений, связанных между собой.

Это требует от субъекта отхода от простых канонических схем «одно действие – один эффект» («одна причина – одно следствие»). Необходима иная система организации познавательной деятельности качественно более высокого уровня и психологического подхода. Этим направлением занимается когнитивная психология.

3.6. Когнитивная психология

Когнитивная психология— раздел психологии, изучающий познавательные процессы человеческой психики. Одна из интенсивно развивающихся областей когнитивной психологии – это психология решения комплексных проблем.

Решим простую задачу.

Представьте, что Россия готовятся к вспышке необычной азиатской болезни, которая, как ожидается, убьет 6000 человек. Были предложены две альтернативные программы борьбы с этой болезнью. Предположим, что точные научные оценки последствий данных программ следующие:

Программа «А»:Если будет проводиться программа «А», то удастся спасти 2000 человек.

Программа «В»:Если же будет проводиться программа «В», то с вероятностью 33.3% будут спасены все и с вероятностью 66.6% не выживет никто.

Вопрос:Какую программу выбрали бы Вы?

Я провел опрос в классе и получил следующий результат: программа «А» - 67% (17 человек), программа «В» - 33% (9 человек).

Решим вторую задачу.

Я провел опрос этих же участников.При тех же условиях необходимо выбрать уже из следующих двух программ:

Программа «С»:Если будет принята программа «С», то 4000 человек умрет.

Программа «D»:Если же будет принята программа «D», то с вероятностью 1/3 не погибнет никто, а с вероятностью 2/3 умрут 6000 человек.

Вопрос:Какую программу выбрали бы Вы?

Я провел опрос в классе и получил следующий результат: программа «С» - 43% (11 человек), программа «D» - 57% (15 человек).

Условия обоих задач одинаковые, при этом решения одних и тех же людей разные.Это показывает систематическое нарушение рациональной логики принятия решения, происходящие при том, что в задаче имеются все данные для правильного выбора, этих данных немного, и они ясно сформулированы.

Принятие решений, как правило, осложнено наличием неопределённости и риска. Обычно мы не можем с высокой точностью предсказать погоду на завтра, результаты лечения или стоимость золота. Следовательно, решения о том, делать ли операцию, брать ли зонт, покупать ли золото, должны быть приняты без достоверного знания их результатов.

Решение комплексных проблем требует и комплекса разнообразных способностей:

- познавательных (способностей экспериментировать, собирать информацию из множества источников, обрабатывать ее в условиях ограниченного времени и принимать несколько решений одновременно);

- личностных и эмоциональных (способностей действовать в условиях новизны и неопределенности, внутренней готовности к различным результатам действий, в том числе неожиданным – как положительным, так и отрицательным);

- социальных способностей, связанных с пониманием и учетом намерений и действий множества людей – партнеров, союзников и противников.

Данное направление является составной частью активно развивающейся в последние десятилетия науке о сложности.

Наука о сложности – это наука о сложной реальности, которая транслируются в образование, и имеет своим источником, с одной стороны, теоретические положения математики, естественных и инженерных наук, а с другой – психологический анализ произошедших катастроф.

3.7. Почему наши школьники провалили тест PISA

В рейтинге PISA Россия занимает места в четвертом десятке, то есть к концу списка. Тестирование показало, что с компетенциями у российских школьников большие проблемы. Наши подростки знают школьную программу по биологии, но не понимают, что такое ГМО.

Можно выделить следующиепричины неудач российских учащихся:

1. Неумение работать с информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию.

2. Решая задачи, наши учащиеся воспроизводят привычные, стереотипные действия. Как только содержание, условия задачи, вопросы даются в непривычной форме, результаты решения резко снижаются.

3. Учащиеся не владеют навыками целостногоанализа, не обучены тому, как выдвигать гипотезы и проверять их. Такие результаты — следствие чрезмерной академичности и узкой предметности российского образования.

3.8. Загадки финской школы: меньше учишься - больше знаешь

Согласно исследованиям PISA, финские школьники показали один из самых высоких уровень знаний. При таких высоких результатах финские школьники проводят наименьшее количество времени за учебой, а финское государство затрачивает на свое качественное и бесплатное образование весьма умеренные средства в сравнении со многими другими странами.

А Вы, что-нибудь слышали о финской системе образования? Я Вам расскажу.

Финская школа исповедует постепенную нагрузку, доведенную до максимума только для добровольцев, выбравших «лукио», тех, кто очень хочет и способен учиться.

Финская образовательная система основывается на 7 принципах.

1. Равенство:

школ.Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой – 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы – государственные, есть десяток частно-государственных.

всех предметов.Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

родителей.Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

учеников.Финны не сортируют учеников на классы, учебные заведения по способностям или карьерным предпочтениям.Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми.

учителей.Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот.

равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.Финны называют этот принцип – «уважительное отношение к ученику».

2. Бесплатность.Кроме самого обучения, бесплатны обеды, экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность, школьное такси (микроавтобус), которое забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух км, учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы, и даже ноутбуки-планшетники.Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.

3. Индивидуальность.Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени. На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню.

4. Практичность. Финны говорят: «либо мы готовим к жизни, либо – к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты – на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем, учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.

В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Логарифмы или устройство доменной печи не пригодятся, их и не изучают. Зато дети знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в Интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок, или изобразить «розу ветров» на данной местности.

5. Доверие. Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, РОНО, методистов, обучающих как обучать. Программа образования в стране – единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу.

6. Добровольность. Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.

В этом финны тоже видят задачу средней школы – выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее, или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

Но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6-го класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2-м классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим – час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке – никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители так же не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.

7. Самостоятельность. Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному – самостоятельной будущей успешной жизни.Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает – все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, Интернетом, калькулятором – привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.

3.9. Мелочи финской школьной жизни:

– территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.

– дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.

– форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.

– в теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.

– домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.

– обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполняемые задания. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).

– в тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!

Но финны не останавливаются на достигнутом.

3.10. Реформа системы образования в Финляндии

По мнению финских властей, прежняя система образования была хороша в прошлом: грубо говоря, когда банкам требовались служащие, умеющие хорошо считать, но жизнь меняется. Финны считают, что в изменившихся условиях систему обучения тоже необходимо менять. Теперь вводится обучение по «темам». Это означает, что вместо уроков по предметам — час истории, час математики и так далее, будут проводиться занятия, посвященные «явлениям».Так, в рамках проф. ориентационной подготовки по «работе ресторана» ученикам дадут коктейль из математики, иностранных языков и навыков общения. В курс по Европейскому союзу будет включена история, экономика, география и снова языки.

Также планируется изменить формат обучения: новая система предполагает совершенно новый педагогический подход. Теперь преподаватели разных предметов должны планировать занятия сообща. А дети больше не должны слушать «лекции», вместо этого им придется в группах находить решение для различных проблем. К примеру, в начальной школе — тема «Погода». Занятие финны проходят на английском языке, на доске — карта Европы, а школьники сравнивают погодные условия различных европейских стран. Таким образом, происходит изучение английского и географии.

Сейчас новый тип преподавания начинают тестировать в школах: они обязаны проводить хотя бы один блок тематического обучения в год.

От реформы в восторге далеко не все: многим учителям и директорам школ, всю жизнь преподававшим конкретный предмет, сложно перестроиться. По началу даже были протесты. В Хельсинки около 70% учителей старших классов теперь проходят переподготовку. Тем, кто начал преподавать по новой системе подняли зарплату.

По данным издания, новый тип обучения положительно отражается на знаниях учеников: там, где эксперимент начался, результаты учащихся улучшились. Учитывая то, что система образования в Финляндии считается одной из лучших в мире, многие эксперты из разных стран будут внимательно следить за прогрессом новой реформы. Возможно, через некоторое время этот опыт породит изменения во всем мире.

4. Заключение

С появлением глобализации и наукоёмкой экономики, экономический прогресс и успех больше не зависят от природных ресурсов и величины страны, а скорее от её способности преумножать богатство посредством применения знаний, идей и нововведений. И именно образование даёт возможность странам повышать уровень знаний и новаторства. Для создания наукоёмкой экономики необходим новый стиль мышления, который помимо знания предмета позволял бы обосновывать выводы, думать логически и быть изобретательными.

Ребенок эффективно учится, только когда ошибается. Школа делает все, чтобы выработать в детях страх перед ошибками. За неверные ответы наказывают, ставят двойку. В будущем эти несчастные люди боятся пробовать новое, экспериментировать, делать ошибки.В задачах есть только 2 ответа – правильный и неверный. Таким образом, дети начинают видеть мир плоским. У многих задач, на самом деле, могут быть тысячи правильных решений.

Результаты внедрения новых российских образовательных стандартов будут известны через несколько лет, когда нынешние пятиклассники сдадут тесты PIZA. Я верю, что мы улучшим свои результаты и это отразиться не только на баллах и рейтингах, но и на нашем качестве жизни.

И в заключении я хочу сделать следующие выводы:

1. Окружающий нас мир изменился и, что бы реализовать себя, необходимы новые знания и умения.

2. Так как время и объемы познаний в школе ограничены, то необходимы другие, более эффективные методы обучения.

3. Передовые страны мира их уже применяют и оценивают результаты по тестированию PIZA.

4. Россия изменила образовательные стандарты, но этого явно не достаточно.

Надеюсь, что своей работой я сделал небольшой шаг вперед.

И закончить исследование я хочу словами Альберта Эйнштейна:

«Образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему учили в школе»

Список используемой литературы и ресурсов

  1. Дёрнер Д. «Логика неудачи: стратегическое мышление в сложных ситуациях», «Смысл», 1997г.

  2. Поддьяков А.Н. «Решение комплексных задач. Когнитивная психология, «ПЕР СЭ», 2002г.

  3. Пригожин И., Стенгерс И. «Порядок из хаоса», «Прогресс», 1986г.

  4. Пушкин А.С. «Евгений Онегин» Роман в стихах, «Азбука», 2014г.

  5. «Конституция Российской Федерации», «БуКос», 2012г.

  6. Даниэль Канеман «Принятие решений в неопределенности», «Гуманитарный Центр», 2005г.

  7. Министерство Образования и науки РФ, «Основные результаты международного исследования PISA-2012»

  8. Днепров Э.Д. «Образовательный стандарт – инструмент обновления содержания общего образования» Министерство образования Российской Федерации, 2004г.

  9. http://www.oecd.org/pisa/

  10. https://ru.wikipedia.org/

  11. http://www.edustandart.ru/izmeneniya-fgos-2016/

  12. http://минобрнауки.рф

Приложения

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Просмотров работы: 1349