ОБРАЗЫ НЕЧИСТОЙ СИЛЫ В ОБЩЕСТВЕ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОБРАЗЫ НЕЧИСТОЙ СИЛЫ В ОБЩЕСТВЕ

Трапани В.С. 1
1МБОУ Назарьевская СОШ
Кулакова Л.Г. 1
1МБОУ Назарьевская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Паспорт проектной работы:

Название проекта – « Образы нечистой силы в обществе»

Автор – Трапани Василий , 2 класс «Б» МБОУ Назарьевская СОШ

Научный руководитель- Кулакова Людмила Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ Назарьевская СОШ

Цель : – показать образы «нечистой силы» в разные времена и их влияние на общество.

Задачи:

1.Определить что такое «нечистая сила»;

2. Изучить историю возникновения образов «нечистой силы»;

3. Рассмотреть образы «нечистой силы» и как они менялись в разные времена.

4. Влияние этих образов на людей.

Результат проекта (продукт) – создание рисунка Бабая создание сказки « Саша и Бабай»

Этапы проектной работы

п/п

Даты

Основные этапы и краткое содержание проделанной работы

Результат на каждом этапе.

1 этап – подготовительный

1.

Сентябрь

Выбор темы.

Определить что такое «нечистая сила»

Планирование этапов работы и методов исследования.

2.

Октябрь

Изучить историю возникновения образов «нечистой силы»

Опрос.

Работа с литературоведческим маршрутом и интернет-ресурсом

Опрос разной возрастной категории

3.

Ноябрь

Рассмотреть образы «нечистой силы», и как они менялись в разные времена. Изучение литературы в Интернете.

Подготовка необходимого материала для эксперимента

2 этап-поисковый (исследовательский)

4.

Июль, Август, Декабрь

Экскурсии в разные страны, а также Тверской и Псковской области

Поездки с целевой установкой. Получить информацию об образах разных видовых групп «нечисти» на различных территориальных объектах

 

Декабрь

Сбор дополнительной информации

Работа с кинопроектами

3 этап-аналитический

5.

Январь

Создание рисунка Бабая

Создание сказки « Саша и Бабай»

Создание образа Бабая, опираясь на полученные информационные источники.

Сочинение текстового материала. Создание книжки

6.

Февраль

Составление презентации.

Загрузка фото, создание слайдов, подписи к картинкам.

4 этап- презентация полученного результата (продукт)

7.

Апрель

Выступление на школьной научно - практической конференции

 

Материально –техническое обеспечение проекта – бумага белая А4, карандаш простой, краски Акварель, кисть для рисования красками, ножницы, клеящий карандаш , цветные карандаши, дырокол ,лента шелковая красная, пленка клейкая оформительская.

ВВЕДЕНИЕ

Я всегда любил слушать, а потом и читать сам разные книги. Во многих книгах, особенно мифах, сказках и былинах рассказывается о борьбе добра и зла. Добро в них представлено красивыми, умными, благородными и милосердными героями. А зло наоборот - героями уродливыми, глуповатыми, хитрыми, причиняющими вред всем вокруг.

Это зло издавна принято называть «нечистой силой». Мне стало интересно узнать и рассказать откуда взялись эта «нечистая сила». Кто придумал ее и как видят ее сейчас. Я провел опрос среди учащихся и учеников. Получил результаты. Оказывается, многие верят в таинственные существа. (Приложение 1)

Поэтому целью моей работы стало показать образы «нечистой силы» в разные времена и то, как они влияют на людей.

Чтобы достичь этой цели, я поставил перед собой ряд задач:

1.Определить что такое «нечистая сила»;

2. Изучить историю возникновения образов «нечистой силы»;

3. Рассмотреть образы «нечистой силы» в сознании людей в разные времена.

Основные этапы моей работы над проектом:

1. Определить что такое «нечистая сила»;

2. Изучить историю возникновения образов «нечистой силы»;

3. Рассмотреть образы «нечистой силы» и как они менялись в разные времена. Изучение справочной литературы о «нечистой силе».

3. Изучение литературных произведений разных народов с использованием образа «нечисти».

4. Определение что такое «нечистая сила».

5. Выявление основных отличительных признаков образов в разные времена.

6. Составление классификации «нечисти».

7. Подробное описание 6 образов.

8. Создание рисунка Бабая.

9. Создание сказки «Саша и Бабай».

10. Подведение итогов, выводы.

На разных этапах работы я использовал различные методы, такие как опрос, изучение различной литературы, интернет-ресурсов, чтение книг, анализ, сравнение и обобщение полученной информации, создание продуктов своей творческой деятельности — рисунок и быличка.

Проблема.

Образы «нечистой силы» широко используются в культуре разных стран и многие люди до сих пор верят в ее существование, но не знают откуда появилось это понятие и что оно представляет.

Актуальность.

Люди должны знать культуру своего народа и понимать

во что они верят.

Разработанность проблемы.

В свое свободное время я очень люблю читать книги и изучать детские энциклопедии, особенно необычные. Последнее время меня заинтересовали поиски и изучение информации про необычных животных и явления. Начать изучение я решил с необычных существ, которые пугают и мешают хорошим героям. Существа эти назывались «нечистой силой». Я стал собирать и изучать информацию о них. Особенно мне понравились такие книги как Русские народные сказки Афанасьева А.Н., Сказки Народов Мира, "Монстрология", "Не страшная энциклопедия чудищ, юдищ и бук" Никольской А.

Образы «нечести» я встречал во многих русских и иностранных сказках. Путешествуя по разным городам странам я замечал много вещей, уличных фигур и картин с изображением этих загадочных существ. Я даже узнал, что есть Музей «Мифов и суеверий русского народа» в г. Углич, где собрано много информации и представлены разные экспонаты, связанные с образами «нечистой силы». Посетить я его еще не успел, но посмотрел экскурсию информацию на сайте музея и обязательно съезжу в него. Кроме того, я часто слышал от разных людей присказки и поговорки. Такие как «бес попутал», «чем черт не шутит», «леший тебя поймет» и прочие. Мне стало очень интересно, почему образы этих существ так популярны и почему многие люди верят в их существование до сих пор? Именно поэтому я решил изучить эту тему подробнее и сделать проект на тему "Образ «нечистой силы» в разные времена".

Полученные результаты:

1. Дано определение «нечистой силе»;

2. Изучена и представлены история возникновения образов «нечистой силы»;

3. Представлены основные отличия образов «нечистой силы» в разные времена;

4.Подробно представлены основные характеристики образа на примере 6 существ;

5.Созданы свои примеры использования образа «нечисти».

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Изучают вопрос появления образов «нечистой силы» многие ученые и исследователи. Основная наука, которая занимается изучением этой темы — мифология. Версий о том, откуда к нам пришли эти странные и загадочные образы и что они значат много. Но можно выделить общее.

2.1. Нечистая сила — что это?

Наши древние предки все время пытались понять, как устроен мир. Многие явления они объясняли присутствием и влиянием могучих неведомых сил. Люди считали, что именно эти силы управляют природой и людьми. Силы эти виделись им то людьми, то зверями, то птицами. Люди воображали существа, которые олицетворяли добро и зло, свет и темноту, жизнь и смерть. Все, что было связано со светлым и добрым имело черты красивые, благородные. Эти персонажи обладали всеми положительными качествами, какими только мог наделить их человек. А все, что было связано со злым и темным представало в образах чудовищ и страшил, зловещих и коварных. И даже если какой-то персонаж имел что-то красивое, то это красивое было так сильно выражено, что становилось близко к пугающему и уродливому. И если положительное ассоциировалось с «чистотой», то все плохое считалось «нечистым». Так и появилось понятие «нечистой силы». Где «нечистая» - это что-то не хорошее, а «сила» - это то, что имеет воздействие.

Итак, получается «нечистой силой» принято называть все, что вредит и мешает человеку и все плохое, что его окружение.

Я хочу привести определение, которое дает Википедия. В нем соединилось главное из большинства версий, которые мне удалось найти в разных источниках.

Нечи́стая си́ла (также не́чисть, нежить.A.D.BE.D.BB.D.81.D.82.D.B.D.F.E.80941995.E.8094.E.8094273) — у славян собирательное имя потусторонней силы и существ: злых духов, чертей, демонов, водяных,оборотней, нежити и т. д. Общим для них всех является принадлежность к «нечистому», «отрицательному», «нездешнему», потустороннему миру и их злокозненность по отношению к людям.A.D.BE.D.BB.D.81.D.82.D.B.D.F.E.80941990.E.8094.E.8094388.

Это определение говорит нам и о том, что «нечистая сила» может принимать разные обличия — домовой, леший, русалки, черти, василиски и прочие неведанные чудища. Почему это происходит? Об этом я узнал рассмотрев историю возникновения образов, которые скрываются за этим общим определением.

2.2. История возникновения образов нечистой силы.

А. Мифология

В мифологии разных народов «нечистая сила» представлялась разными существами. Писатели Древнего Мира рассказывали о страшных существах, которые служили карой и несли наказание неверным и нехорошим людям. Например, Минотавр (Древняя Греция), Единороги (Аравия, Азия), Циклоп и Гаргона (Греция и Турция), Грифон (Европа, Древняя Русь), Драконы (по всему Миру) и Химеры (Древняя Греция, Рим, Древняя Русь), Сфинксы (Египет) и Йети (Азия). Все эти существа считались «нечистью», они были уродливы и невероятно сильны, безжалостны и несли смерть. С ними сражалисьсильные и прекрасные воины, которые несли спасение миру от зла, которое представало в образах «нечисти».

Одно из самых известных чудовищ того времени, имя которого упоминается даже в библейских преданиях Левиафан (морское чудовище, Левиафан упоминается в книгах Ветхого Завета)«Можешь ли ты удою вытащить Левиафана и верёвкою схватить за язык его? Вденешь ли кольцо в ноздри его? Проколешь ли иглою челюсть его? Будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? Сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? Станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? Будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? можешь ли пронзить кожу его копьём и голову его рыбачьею острогою? Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперёд не будешь»*

Считалось, что все эти «нечистые силы» насылают на людей бедствия, болезни и голод. Именно они мешают делать что-то во благо и спокойно жить.

Б. X-XIX вв.

После крещения Руси люди верят в единого христианского Бога. Главным представителями всего плохого в понимании людей становятся черти. Но люди продолжают верить и в духов природы, именуемых «нечистью». Они приобретают все больше от человека, как в облике, так и в повадках. Из гор и пустынь, океанов и морей они подходят все ближе к человеку. «Нечистая сила» селилась в лесах и реках, и даже пробралась в жилища человека. Стали появляться Лешии и Русалки, Домовые и Бабайки, Привидения и Вурдалаки и еще многие-многие представители. Объяснялось их появление уже немного по-другому. Считалось, что они не только представляют силы природы, но и появляются из душ людей, которых убили и самоубийц, утопленников и т.д. Именно в это время образы «нечистой силы» стали неотъемлемой частью народного фольклора. Они постоянные герои сказок, многих былин, песенок и потешек, поговорок и присказок. Но самое интересное, что в Древней Руси появляется целый жанр устного народного творчества — быличка, в которой

представитель «нечистой силы» занимает одно из главных мест! Былички - это рассказ очевидца о встрече с «нечистой силой». Их до сих пор можно услышать от старейших жителей деревень. И люди верят в правдивость этих историй! А сколько поэтов и писателей включило «нечисть» в свои произведения — А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, зарубежные Х.К. А́ндерсен и Братья Гримм и многие другие.

Интересно и то, что у разных народов встречались персонажи-двойники. Например Призрак, или же Приведение, Полтергейст — у разных народов называется по-разному, а обозначает одно и тоже — мертвого человека, который умер не своей смертью и поэтому его душа не может успокоиться и ходит-бродит наводя ужас на людей. Или же Русалка, она же Купалка обозначает одно и то же — девушка с рыбьим хвостом, заманивающая в воду.

В. Современность

В XX веке уже многие авторы делают «нечисть» героями своих произведений. Например Толстой А.Н. пишет сказку «Кикимора», Ремизов А. - сказку «Плач домовых» В настоящее время, как видно из результатов проведенного мной опроса среди учеников двух первых классов, преподавателей нашей школы и коллег с работы моей мамы, многие люди верят в существование «нечистой силы». (Приложение 1) Наряду со старыми образами «нечистой силы» появляются новые, такие как Тролли, Орки, Зомби и прочие. Очень популярны книги Дж.К. Роулинг «Гарри Поттер», в которых герои постоянно сталкиваются с различными проявлениями «нечистой силы».

Сейчас ученые объясняют веру в «нечистую силу» по-разному. Одни считают, что эти страшные чудища рождаются когда люди чего-то сильно боятся и их рисует воображение испуганных людей. Страх вызывает странные видения и человек считает, что он встретился с «нечистой силой» в том или ином образе. Психологи объясняют рассказы о встречах с «нечистой силой» тем, что многие люди сами придают своим страхам физическую форму, пытаясь каждый шорох представить разными стращилищами, как это делали древние люди. И потом они начинают искренне верить в них.

2.3. Классификация образов «нечистой силы»

(Приложение 2)

Изучив историю возникновения «нечистой силы» и прочитав литературные произведения разного времени, где в числе героев есть представители «нечистой силы», я решил попытаться распределить самые популярные по истории их появления и виду, к которому их принято причислять. Вот что у меня получилось.

По времени появления «нечисть» можно поделить на:

- мифологические, они самые древние и пришли к нам из древних мифов и сказаний (Аспид, Василиск, Ехидна, Индрик-зверь, Минотавр, Сфинкс, Химера);

- фольклорные и былинные, из устного народного творчества (Бабай, он же Бука, Водяной, Домовой, Злыдень. Кикимора, она же Мара, она же Шишимора, Леший, он же Лесовик, Морок, Навьи, Русалка, она же сирена и др., Соловей-Разбойник, Шишига, она же Лешенка, Ырка, Ювха, она же Юха);

- сказочные и волшебные, тоже пришли к нам из устного народного творчества и авторских сказок, но дополнены разными волшебными чертами (Гамаюн, Гомункулус, Джинн, Феникс, Змей-горыныч, Кот Баюн, Кощей Бессмертный, Лихо Одноглазое, Орк, Песочный человек, Тролль, Фея, Чудо-Юдо, Эльф, Баба-Яга);

- легендарные встречаются повсюду (Оборотень, Призрак, он же Привидение, он же Полтергейст, Упырь, он же Вурдалак, Циклоп) .

По виду:

- страшилища — их дело пугать людей (Бабай, Кощей Бессмертный, Леший, Песочный человек, Призрак (Приведение, Полтергейст) и другие;

- чудовища — они беспощадны и смертельно опасны для людей (Аспид, Василиск, Гамаюн, Кот-Баюн, Оборотень, Индрик-зверь, Змей-горыныч, Минотавр, Соловей-разбойник, Чудо-Юдо, Тролль и другие);

- нечисть — природные «страшилки» (Водяной, Домовой, Злыдень, Кикимора, Лихо-одноглазое, Морок, Навьи, Упырь, Русалка, Ырка, Шишига(Лешенка), Фея, Эльф, Юфха(Юха) и другие).

2.4.. Характеристика некоторых представителей

Теперь рассмотрим подробнее некоторые образы «нечистой силы». (Приложение 3)

Аспид. Местом рождения этого образа считают Древнюю Русь и Древний Египет. Древние люди верили в это существо и представляли его длинным — 30-40 метров, тяжелым до 1.5 тонн. Оно имело чешуйчатое тело змеи с птичьим носом. Обитало в горах и лесах и боялось садиться на землю. Отличается хитростью. Нападало на людей и целые города и села. Перемещается с огромной скоростью и убить его можно только холодным оружием или сжечь трубным гласом. *

Василиск. Драконовидное чудище, пришло к нам из Европы. Живет в пещерах, с головой петуха, глазами жабы и крыльями летучей мыши. Ядовит и от его взгляда все каменеет. Покидает свое убежище ночью. Победить его можно с помощью зеркала. Его очень боялись в древности, поэтому старались не выходить из дома по ночам.

Бабай. Древнерусское страшилище. Похож на человека, маленький, весь покрыт темной шерстью, с длинными руками, ногами и языком. Живет под кроватью в детской комнате или в шкафу. Использовался для устрашения непослушных и капризных детей. Иногда мог бродить по улицам и заманивать убегающих от родителей детей сладостями. А потом щекотать и утаскивать в свое логово.

Леший, он же Лесовик. Страшилище. Верят в него в основном в России. Лесной человечек. Строгий, но справедливый. Охраняет лес и лесных зверей и птиц. Может выглядеть как старичок, а может как дерево. По росту то высокий, то маленький. Любит когда ему оставляют на пеньке что-то вкусное. Может проучить человека если тот делает что-то плохое для леса и его обитателей.

Навьи. Нечисть. Известны с Древней Руси. Живут на кладбищах, напоминают людей волосатых с хвостом. Считалось, что они насылали на людей болезни и стихийные бедствия. По ночам они могли носиться по улицам и нападать на прохожих. Раньше у людей был специальный навий день — день поминания умерших предков. В который они оставляли на столе угощенье и открывали окна для Навий. А также приглашали их в баню. Считалось что тогда они успокоятся и перестанут приходить и пугать родственников.

Ырка. Как и Навьи считается нечистью, злым ночным духом. Ими представляли самоубийц после смерти. Они не могут успокоиться и поэтому пьют кровь, чтобы согреться. Особо его боялись в ночь Ивана Купалы. Встретить его можно было как считали люди в поле, так как в лес его не пускал Леший. Казалось. Что когда идешь по ночному полю за тобой кто-то идет и нельзя оглядываться - там Ырка. Он боится огня и присказок таких как «Чур меня». В некоторых районах люди верили и в то, что у ырки есть помощник, который приносит ему в мешке шалунов.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ.

(Приложение 4,5)

1.Изучив различные сведения о «нечистой силе», я узнал что это такое и откуда оно появилось.

2. Узнал, что образы «нечистой силы» - неотъемлемая часть культуры разных народов, рождаемых в воображении людей.

3. В разное время и в разных странах эти образы имеют сходные и различные черты как во внешности, так и в характере и поведении.

4. Современные люди по-разному относятся к вопросу существования «нечистой силы», но есть общее — это зло, которое противопоставляется добру.

5. Образ «нечистой силы» был и остается важнейшим в мифологии и культуре народов, располагающихся далеко друг от друга и имеющих свои особенности.

6. Использование образа «нечистой силы» изучалось и изучается в некоторых отдельных науках и сегодня.

Изучать тему «нечистой силы» мне было очень интересно и я хотел бы продолжить это делать и дальше.

4. Список литературы и другие источники

Поездки

1. Греция — Афины, Закинтос

2. Псковская область - Невель

3. Тверская область - Конаково, Клин

4. Швеция – Стокгольм, Диканез (Лапландия)

Печатные издания

1. Альманах непознанного/ Главный редактор Ярошенко Н., Издательский Дом Ридерз Дайджест, 2000 г. Москва, 464 с.

2. Библия. Российское Библейское общество. 2009 г

Откровение Святого Иоанна Богослова. Откровение 13,14 .-с.1288

3. Богатырские русские сказки/Редактор Кондрашова Л, Издательство ЭКСМО, 2011 г. Москва, 99 с.

4. Дж.К. Роулинг Гарри Поттер/ Перевод Спивак М., Издательство Махаон, 2015 г. Москва, в Семи томах

5. Кенель А. Мифы и легенды. Древняя Греция. Перевод с французского Г.Калашниковой. Медуза Гаргона. С.12-13. Москва. Диалог.1995г. 47с.

6. Мифология / Издательство: Махаон, 2008 г. Москва, 128 с.

7. Мифы народов Мира. Большая серия знаний /Редактор: Зыкова Т., Издательство: ООО «Издательство Мир книги», 2006 г. Ярославль, 128 с.

8. Монстрология / Редакторы: Красновская О., Шадрина И., Издательство: Махаон, 2013 г. Москва, 32 с.

9. Народные Русские Сказки / Афанасьев А.Н., Гослитиздат, 1957 г. Ленинград, в Трех томах.

10. Нестрашная Энциклопедия чудищ, юдищ и бук / Никольская А., Клевер-Медиа-Групп, 2016, г. Москва - 83 с.

11. Сказки Народов Мира /Сборник, Редактор Кроткова Л.М., Издательство «Правда», 1987 г. Москва, 640 с..

12. Сказки Русских писателей «Лукоморье» /Сборник, Редактор Воробьева И.В., Издательство «Детская литература», 1969 г. Москва, 542 с.

13.Страшный Господин Ау, Х. Мякеля/ Перевод Успенский Э., Издательство Астрель, 2007 г. Москва, 125 с.

14. Пушкин А.С. Сказки/ Редактор Ярошенко Н., Издательский Дом Ридерз Дайджест, 2002 г. Москва, 223 с.

Интернет-ресурсы

1. Василиск‎ ru.harrypotter.wikia.com/wiki/."

2.Информационный сайт современных словарей и энциклопедий http://dic.academic.ru/

3.Информационный сайт фантастических рассказов http://you-happy.ru/

4. " Свободная энциклопедия", www.ru.wikipedia.org

5.Сайт «Музея мифов и суеверий русского народа» httpHYPERLINK "http://sueverija.narod.ru/"://HYPERLINK "http://sueverija.narod.ru/"sueverijaHYPERLINK "http://sueverija.narod.ru/".HYPERLINK "http://sueverija.narod.ru/"narodHYPERLINK "http://sueverija.narod.ru/".HYPERLINK "http://sueverija.narod.ru/"ruHYPERLINK "http://sueverija.narod.ru/"/

6. Яндекс.Картинки, httpHYPERLINK "http://images.yandex.ru/"://HYPERLINK "http://images.yandex.ru/"imagesHYPERLINK "http://images.yandex.ru/".HYPERLINK "http://images.yandex.ru/"yandexHYPERLINK "http://images.yandex.ru/".HYPERLINK "http://images.yandex.ru/"ruHYPERLINK "http://images.yandex.ru/"/

Приложение 1

Анкета опроса

Опрос на тему: Нечистая сила в нашей жизни

Прочитайте вопрос. Ниже даны варианты ответов. Выберете верный для Вас ответ и поставьте напротив «V»

Вопрос: Верите ли Вы в существование нечистой силы?

ДА

 

НЕТ

 

ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ

 

Результаты

Всего участвовало в опросе: 69 человек.

Из них 47 - дети , 22 - взрослые

Взрослые

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

12

4

6

Дети

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

17

28

2

Итого:

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

29

32

8

Приложение 2

Образы нечистой силы

Мифологические

           

Аспид

Василиск

Ехидна

Индрик-зверь

Минотавр

Химера

Фольклорные и былинные

           

Бабай

Водяной

Домовой

Кикимора

Леший

Русалка

     

невидимый

 

Соловей-Разбойник

Ырка

Ювха

Морок

Навьи

Сказочные и волшебные

           

Гамаюн

Гомункулус

Джинн

Феникс

Змей-горыныч

Кот Баюн

           

Кощей Бессмертный

Баба-Яга

Лихо Одноглазое

Тролль

Орк

Фея

Легендарные

       

Оборотень

Призрак

Упырь

Циклоп

Приложение 3

Примеры

Страшилища

   

Бабай

Леший

Чудовища

   

Аспид

Василиск

Нечисть

   

Навьи

Ырка

Приложение 4

Творческая работа, "Бабай"

Приложение 5

Сказка «Саша и Бабай»

В самом обычном городе, в самом обычном доме жила самая обычная семья: папа, мама и маленький мальчик Саша. Саша был хорошим мальчиком, но очень не любил убирать свою комнату и укладываться спать. Он все время оставлял в комнате разный мусор — огрызки и шкурки от фруктов, фантики и обертки от разной вкуснятины, обрезки и обрывки бумажек. А как только приходило время ложиться спать, он придумывал себе разные дела — поиграть во что-нибудь, посмотреть мультфильмы, почитать книгу. Тогда родители выключали свет и оставляли Сашу одного в комнате. Мальчик этого очень не любил.

И вот однажды вечером, когда пришла пора засыпать, Саша снова раскапризничался. И тогда в доме раздался какой-то непонятный шум. Шум доносился из шкафа в детской комнате. Саша прислушался. Шум затих. А потом снова и снова раздавался из того же шкафа. Оказывается, в шкафу капризного мальчика поселился Бабай.

Бабай — это такое маленькое лохматое существо, которое очень любит пугать и мучать маленьких непослушных детей. У него длинные руки и короткие ноги. А сверху на нем одета мятая шляпа какого-то непонятного цвета. Он уже давно пробрался к Саше в комнату и жил в его шкафу.

Как только Сашу удавалось уложить спать и родители уходили из его комнаты, Бабай кряхтя, шурша и шумя вылезал и сначала шел полакомиться. Он очень любил подбирать огрызки от яблок и кожуру от бананов, фантики от конфет и печенья, которые Саша все время разбрасывал по комнате. А потом, наевшись в волю, Бабай начинал мучить непослушного Сашу! Он скакал вокруг него, щекотал за пятки, хватал за ноги и за руки, пощипывал то там, то тут. Саша не знал куда спрятаться от этого надоедливого маленького существа. Бабай везде доставал Сашу своим удивительно длинным тонким языком, который быстро выстреливал из его рта и доставал мальчика повсюду.

Саша очень боялся Бабая. Он никак не мог понять кто это и почему он его мучает. Рассказать о нем родителям мальчик боялся — они же ему не поверят и решат, что Саша специально это придумывает, чтобы не спать. И он решил исправиться, чтобы Бабай оставил его в покое. Саша старался больше не мусорить в комнате и перестал капризничать. Он тихо и спокойно ложился спать. Но Бабай не собирался покидать своего жилища. Стращилище продолжало вылезать по ночам из шкафа и пугать мальчика.

Тогда Саша все-таки решил все рассказать папе. Папа выслушал сына, но не поверил ему и подумал, что это выдумки. Он много раз специально оставался на ночь в детской комнате, чтобы увидеть этого Бабая и никто не появлялся. Тогда папа изобрел ловушку и на утро они все были очень удивлены, когда обнаружили в ней маленькое лохматое существо с коротенькими ножками и загребущими руками. Да еще и в шляпе. Оно напоминало уродливого немытого человечка, урчало и рычало. Но Саша и папа не стали причинять ему вреда — они отнесли его в лес и выпустили там на свободу.

С той поры Саша стал следить за порядком у себя в комнате, перестал капризничать и хорошо засыпал. Так вместе с Бабаем из дома исчезли Сашины беспорядок и капризы, как-будто Бабай унес все плохое с собой в лес, а дома осталось только хорошее.

Просмотров работы: 1871