КОНФЛИКТЫ В ПОДРОСТКОВОЙ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КОНФЛИКТЫ В ПОДРОСТКОВОЙ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ

Козаев А.Г. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25, имени Героя Советского Союза Остаева А.Е.
Маркина В.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25, имени Героя Советского Союза Остаева А.Е.
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 ВВЕДЕНИЕ

Факт конфликта как неотъемлемой части жизни подростков на сегодняшний день является общепризнанным. Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Конфликты между подростками в пределах школы, класса чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей.

Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс, в классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих сверстников и т.д.

Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо.

Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.

Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.

В-третьих, именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека [7, с. 5].

Интерес к проблеме конфликтов формировался в отечественной науке давно. Научной разработкой проблемы конфликтов занимались отечественные психологи и педагоги: Г. М. Андреева, В. М. Афонькова, Л. С. Выготский, О. Н. Громова, Т. В. Драгунова, Е. М. Дубовская, В. И. Журавлев, А. С. Залужский, Р. Л. Кричевский, Б. Т. Лихачев, О. Н. Лукашенок, Е. В. Первышева, Л. А. Петровская, Л. С. Славина, Е. А. Тимоховец, Н. И. Шевандрин, А. И. Шипилов, Н. Е. Щуркова и др.

В настоящее время основное внимание в научной разработке теорий конфликтов в школьной среде уделяется следующим направлениям: конфликты в коллективе школьников (В. М. Афонькова, Е. А. Тимоховец); сущность конфликтов, их причины в подростковых коллективах (Б. С. Алишев, Т. А. Чистякова); конфликты между учениками и учителем (О. Н. Лукашенок, Н. Е. Щуркова).

Среди монографических изданий хочется выделить работу А.Я. Анцупова «Профилактика конфликтов в школьном коллективе» (М.,2003);«Социальная психология»под редакцией А.Л. Журавлёва (М., 2002г.). Большим достоинством этих работ является то, что в них отводится значительное место исследованию причин возникновения конфликтных ситуаций в школе, а также их профилактике. Кроме того, данной проблеме посвящали свои работы отечественные и зарубежные авторы: Н.В.Гришина, В.И.Журавлев, Е.М.Дубовская, Г.И. Козырев, Х.Корнелиус, Л.А.Петровская, А.В.Петровский и другие.

Проблемой данного исследования является выявление конфликтных ситуаций и причин конфликтов среди современных подростков.

Цель исследования - определение присутствия конфликтов среди подростков в школьной среде и их причин.

Объектом исследования являются конфликты в подростковой среде.

Предметом исследования мы определили выявление конфликтов среди подростков в школьной среде.

Задачи:

1. Определить значение понятия «конфликт».

2. Рассмотреть межличностные отношения подростков в школе .

3. Определить основные причины конфликтов среди современных подростков

МБОУ СОШ № 25.

Гипотеза: если мы проведем анкетирование, тестирование учащихся МБОУ СОШ № 25, то сможем прийти к выводу, создаются ли конфликтные ситуации между подростками и каковы их причины.

Методы исследования:

1. Анкетирование, тестирование учащихся;

2. Метод наблюдения, рейтинга;

3. Метод количественных подсчетов и сплошной выборки.

Экспериментально-исследовательская работа проводилась на базе СОШ№ 25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е. г. Владикавказа.

Структура работы: состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

1.Понятие «конфликт» и его социальная роль в формировании личности подростка

Конфликт (от лат. сonflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была её точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т. п. В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его следует немедленно разрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем. Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон». Наиболее ярко эта позиция представлена в работах немецких социологов Г.Зиммеля, Р. Дарендорфа и американского социолога Л. Козера. Основное положение теории конфликта Г. Зиммеля заключается в том, что конфликт, хотя и является одной из форм разногласия, в то же время представляет собой социализирующую силу, объединяющую противоборствующие стороны и способствующую стабилизации общества. Л. Козер в своей классической работе “Функции социальных конфликтов” подчеркивал, что конфликт несет в себе не только деструктивную (разрушительную) функцию, в нем заложен большой позитивный потенциал [6, с. 79].

Но один из создателей современной конфликтологии, западногерманский социолог Р. Дарендорф, в основу социальных конфликтов положил именно политические факторы: борьбу за власть, престиж, авторитет. Конфликт, по Дарендорфу, может возникнуть в любом сообществе, в любой социальной группе, где есть господствующие и подчиненные. Причиной конфликта, по мнению Р. Дарендорфа и его последователей, является стремление к доминированию. П. А. Сорокин указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей человека, без удовлетворения которых он не может существовать, прежде всего, потребностей в пище, одежде, жилье, самосохранении, самовыражении, творчестве, свободе. Вместе с тем, он подчеркивал, что важны не сами по себе потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества [3, с. 74].

Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными.

Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют – деструктивными.

80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены. Конфликтогены – это слова, действия (или бездействия), могущие привести к конфликту.

Большая опасность проистекает из игнорирования очень важной закономерности – эскалации конфликтогенов. Состоит она в следующем: на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.

Очень важно знать формулу конфликта и эффективно ею владеть. Она выглядит следующим образом:

Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент

Конфликтэто открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, т.е. ни одно из них не является следствием или проявлением другого.

Разрешить конфликт – значит, устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. Понятно, что первое сделать сложнее, но и более важно. К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента. Но часто также мы используем прием - подавление - уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация загоняется вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии [11, с. 16].

Рассмотрим особенности конфликтов в классных коллективах.

В общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях.

Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины.

Рассмотрим один из наиболее распространенных в учебной деятельности – конфликт между учениками.

Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов, будь то бурса в произведениях Н. Помяловского или описанная Р.Киплингом аристократическая школа XIX века, или группа мальчиков, оказавшаяся без взрослых на необитаемом острове, из книги «Повелитель мух» английского писателя У. Голдинга.

Как отмечается в обзоре школьных конфликтов, подготовленном А.И. Шипиловым, наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух – трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтует группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех – четырех подростков с целым классом или противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов [6, с.14], путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость – явление общеизвестное.

На ранних этапах социализации агрессивность может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать агрессию для выхода из различных трудных ситуаций. При наличии соответствующей личностной основы важной становиться не агрессия как способ достижения, а агрессия как самоцель, она становиться самостоятельным мотивом поведения, обуславливая враждебность по отношению к другим на более низком уровне самоконтроля.

Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены особенностью возраста – формированием морально – этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению [5,с.74].

В педагогической конфликтологии [4,с.219], специалистами выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками.

Во-первых, специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией. Возраст ученика оказывает значительное влияние, как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения. Мы знаем, что на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. Школа охватывает значительную часть детства. И здесь основным фактором, определяющим особенности конфликтов между учениками, является процесс социализации учащихся. Социализация представляет собой процесс и результат усвоения активного воспроизводства индивидом социального опыта, проявляемого в общении и деятельности. Социализация школьников происходит естественным образом в обычной жизни и деятельности, а также целенаправленно – в результате педагогического воздействия на учащихся в школе. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает межличностный конфликт. В ходе конфликтов с окружающими ребенок, подросток осознают, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям, родителям.

Во-вторых, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба.

В-третьих, специфика конфликтов между учащимися в современных условиях определяются нынешним укладом жизни, изменениями в социально-экономической обстановке, и как следствие неравенство в материальном обеспечении семьи [7,с. 37].

Рассмотрим процесс нарушения межличностных отношений с одноклассниками в подростковом возрасте

Возраст – определенная качественно своеобразная, ограниченная во времени ступень развития индивида. Именно в подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает огромное значение. Отношения с товарищами находятся в самом центре личной жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности, в том числе и учебной [10, с.124].

Для подростков важно не только общаться со сверстниками в школе, а занять удовлетворяющее их положение среди одноклассников. Это положение, способно удовлетворить стремление подростка к самоуважению, является разным каждого школьника. Одни стремятся занять в группе положение лидера, другие – получить признание и уважение от товарищей, третьи – стать непререкаемым авторитетом в каком-либо деле и т.п. В любом случае потребность в определенном положении среди сверстников становится доминирующим мотивом в поведении и учебе, который сказывается на результативности и эффективности процесса обучения.

Занять лидерское положение в классе подростку помогают его психологические особенности: высокая потребность в освоении окружающей действительности, стремление к умственному напряжению и физическому труду, разнообразным формам деятельности.

Лидеры оценивают себя как более активных, общительных, смелых и решительных, выше отзываются о своих организаторских способностях и умении ладить с людьми, считают себя влиятельными, с высоким уровнем развития силы воли и чувства юмора. Самооценка подростков - нелидеров не столь высока. Они не так уверены в своих силах и практически не мотивированы на соперничество. Однако отсутствие напористости и активности во взаимоотношениях с одноклассниками, абсолютно не означает, что кто-нибудь из подростков - нелидеров не хочет занять более высокое положение в классе.

Неумение или невозможность добиться с силу каких-либо обстоятельств удовлетворяющего подростка положения приводит к различным нарушениям в учебной деятельности, снижению успеваемости, проявлению недисциплинированности, вплоть до совершения правонарушений. Такое влияние социометрического статуса подростка в классе на его школьную жизнь определяется, прежде всего, особенностями личного развития в этот возрастной период, которое сопровождается повышенной конформностью ребенка по отношению к сверстникам (9,с. 94).

Кроме того, особое значение в установлении эффективных взаимоотношений с одноклассниками имеют определенные и индивидуально-психологические особенности личности подростка. Большинство из тех, кто испытывает затруднения в общении, отличаются качествами, блокирующими успешное межличностное взаимодействие. Эти качества представляют собой следующие группы, которые обусловлены:

-природно-генотипическими свойствами (импульсивность, застенчивость, неуравновешенность);

-характерологическими особенностями (нерешительность, неуверенность, замкнутость, закрытость, напористость, конфликтность, равнодушие, цинизм);

-семейной ориентацией по отношению к окружающим (несформированность коммуникативных умений на основе плохо развитой рефлексии).

Таким образом, конфликты между учениками в школе возникают, в том числе из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников. Нормы поведения учащихся в школе выработаны в интересах всех школьников и учителей. При их соблюдении подразумевается снижение до минимума противоречий в школьных коллективах. Нарушение этих норм, как правило, приводит к ущемлению чьих-то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта.

2. Характеристика межличностных отношений подростков

Межличностные отношения подростков, возникающие стихийно или организуемые взрослыми, имеют отчетливо выраженные возрастные характеристики.

Фаза индивидуализации, характеризуется уточнением и развитием представлений о самом себе – формированием образа «Я». По сравнению с начальной школой у детей интенсивно развивается самосознание, расширяются контакты со сверстниками. Участие в работе различных общественных организаций, кружков по интересам, спортивных секций выводит подростка на орбиту широких социальных связей. Развитие ролевых отношений сочетается с интенсивным формированием личностных взаимоотношений, которые с этого времени приобретают особое значение [10, с. 213].

Взаимоотношения со сверстниками становятся избирательными и стабильными. При сохранении высоко ценимых свойств «хорошего товарища» повышается роль нравственного компонента во взаимооценках. Морально – волевые характеристики партнера становятся важнейшим основанием предпочтений. Статус личности более всего связан с волевыми и интеллектуальными свойствами ученика. Высоко оцениваются сверстники, которых отличают готовность и умение быть хорошим товарищем. Доброта, как и в начальной школе, остается одним из ведущих оснований межличностного выбора.

Выявлено, что «предпочитаемые» и «отверженные» подростки в классе отличаются разными системами ориентаций. «Предпочитаемые» в большей степени ориентированы на совместную деятельность. Когда они осознают угрозу утраты статуса, их стратегия поведения становиться активной и деятельность приобретает более интенсивный, целенаправленный, организованный характер. Ученики с неблагоприятным положением в классе фиксированы главным образом на взаимоотношениях со сверстниками. В случае угрозы их и без того неблагополучному положению в группе они аффективно реагируют на ситуацию и даже готовы вовсе разорвать отношения со сверстниками. Значимость эмоциональных связей в группах сверстников столь велика, что их нарушения, сопровождающиеся стойкими состояниями тревоги и психологического дискомфорта, могут оказаться причиной неврозов.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков по своей сути является коллективно-групповым.

И так важнейшим аспектом социальной позиции подростка оказывается осознание им своего Я, которое проявляется в формировании самооценки, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в повышенном интересе к собственной личности и потребности в оценке своих личностных качеств.

Возникает одно из основных противоречий этого возраста - между возросшим ощущением самостоятельности, взрослости и социальными возможностями подростка.

Налицо кризисная ситуация, которую подросток стремится преодолеть. Главная трудность в данном случае заключается в обретении отсутствующей у подростка внутренней уверенности в себе, ясного самосознания и самоуважения, которые и делают человека способным поступать самостоятельно и компетентно (в одних случаях отстаивая правоту вопреки сопротивлению окружающих, а в других - спокойно, без упрямства принимая их требования и нормы социума).

3.Изучение взаимоотношений подростков

Экспериментальное исследование проводилась на базе СОШ № 25 г. Владикавказа.

В эксперименте принимали участие 26 учеников 10 «а» класса.

Экспериментальное исследование было организовано нами в для выявления присутствия конфликтных ситуаций в школьной среде.

Цель эксперимента – изучение взаимоотношений подростков.

Задачи, решаемые на данном этапе в процессе эксперимента:

- подбор диагностического инструментария;

- организация диагностики;

- интерпретация полученных данных.

Своевременная диагностика межличностных конфликтов в школьных коллективах имеет немало важное значение для их профилактики.

Для изучения взаимоотношений в классном коллективе были использованы следующие методы и методики:

  1. Наблюдение за поведением учащихся на уроках и переменах, вне учебных занятий.

  2. Беседа с учителями-предметниками и классным руководителем об особенностях межличностных отношений исследуемых учащихся.

3. Социометрия.

4. «Диагностика межличностных отношений» ( Т.Лири).

Рассмотрим данные полученные в ходе наблюдений и беседы с учащимися и педагогами школы.

Выяснилось, что четверо мальчиков очень часто вступают в конфликты не только с одноклассниками, но и с учащимися других классов. Данный тип поведения наблюдается у них уже несколько лет: они не только спорят с другими учениками школы и педагогами, но и вступают в драки (мальчики). Стоял также вопрос о постановке данных учащихся на учет в Совет профилактики школы, однако по просьбе классного руководителя и родителей, которые обещали предпринять по отношению к данным учащимся строгие меры воспитания и обеспечить контроль за их поведением, данная мера не была принята по отношению к ним.

Для более детального изучения отношений данных учащихся с одноклассниками, другим окружением данных подростков, нами были использованы методики, назначающиеся специально для выявления этих показателей.

Рассмотрим методику «Социометрия».

Социометрический метод – это метод опроса, направляемых на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе). В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной работы (учебы) [11,с.90]. При помощи данной методики выявляется сплоченность группы, учащиеся, имеющие социальные роли «лидера» и «отверженного».

Процедура: каждому давался заранее приготовленный лист, давалась инструкция. После сбора ответы обрабатывались и были сделаны выводы (см. ниже).

Обработка результатов: Взаимный выбор: число взаимных выборов: 20.

1. Ю (1) – 25. Н (1);

2. Л (1) – 5. О (3);

3. Л (2) – 11. А (3);

4. Л (3) – 13. Э (3);

5. М (1) – 26. Ж (2);

6. М (2) – 17. Э (2);

7. О (1) – 11. А (2);

8. О (2) – 13. Э (2);

9. Д (1) – 18. М (1);

10. Д (2) – 24. Л (2);

11. Н (1) – 16. К (1);

12. Д (1) – 21. С (1);

13. О (1) – 15. А (1);

14. Н (3) – 17. Э (1);

15. А (1) – 13. Э (1);

16. Э (1) – 26. Ж (1);

17. М (2) – 24. Л (1);

18. Р (1) – 20. И (1);

19.М (1) – 23. Н (1);

20. Н (3) – 26. Ж (3).

Таблица 1

Данные социометрического опроса

Ученики

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

1.Ю

         

3

                                 

2

1

 

2.Л

       

1

         

2

 

3

                         

3. М

                               

2

           

3

 

1

4. С

                   

2

             

1

3

           

5. О

 

3

               

1

 

2

                         

6. Д

                                 

1

         

2

 

3

7. Н

         

2

                 

1

                 

3

8. Д

                     

3

           

2

 

1

         

9. О

     

3

                   

1

         

2

         

10. Н

                               

3

       

1

2

     

11. А

 

3

   

2

             

1

                         

12. Н

       

3

         

1

 

2

                         

13. Э

 

3

   

2

         

1

                             

14. М

                   

3

2

             

1

           

15. А

               

1

 

2

   

3

                       

16. К

           

1

                 

2

3

               

17. Э

   

2

           

3

                             

1

18. М

         

1

                   

3

           

2

   

19. Р

           

3

                   

2

 

1

           

20. И

             

3

     

2

           

1

             

21. С

       

3

   

1

   

2

                             

22. М

                               

3

         

1

2

   

23. Н

                               

2

       

1

     

3

24. Л

         

2

       

3

           

1

               

25. Н

1

                                       

3

2

     

26. Ж

   

2

                         

1

         

3

     

Итого:

2

9

4

3

11

8

4

4

1

3

17

7

8

3

1

1

16

7

4

5

3

5

8

11

1

11

Социометрия, проведенная в 10 «а» классе, выявила, что в исследуемой группе большинство детей имеет более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.

На основании таблицы можно сказать о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки по половому признаку, причем в группе девочек наблюдается разобщенность на две группы во главе с лидерами (Иванова, Оказова). Четверо подростков, интересующие нас более всего, составляют также одну из подгрупп.

В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым одноклассником. В данной группе положение, как девочек, так и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные.

Среди популярных членов группы можно выделить: Козаева А, Козаева Г., Кыржановского, Савлохова.

Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей ( 3 человека). Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое отношение к этим детям.

При этом интересующие нас более других подростки попадают и в группу лидеров и в группу отверженных, что наводит нас на мысль о том, что в конфликтные отношения они вступают по совершенно различным мотивам: одни чтобы отстоять свои позиции и интересы, другие – с замыслом интриг.

Методика 2. Диагностика типов межличностных отношений /методика Т. Лири.

Цель: диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения.

Методика проведения – ученики получают текст опросника, знакомятся с инструкцией выполнения этого задания (см. Приложение 2)

Интерпретация результатов(таблица 3)

1. Властный – лидирующий

/0 - 8 баллов/ - уверенность в себе, умение быть хорошим советчиком, наставником и организатором, свойства руководителя. Терпим к критике, не переоценивает собственных возможностей;

/9 – 16 баллов/ - нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей;

2. Независимый – доминирующий

/0 - 8 баллов/ - в межличностных отношениях - уверенный, независимый, соперничающий. Нет выраженного чувства превосходства над окружающими, не занимает обособленную позицию в группе;

/9 – 16 баллов/ - самодовольство, чувство превосходства по отношению к окружающим;

3. Прямолинейный – агрессивный

/0 – 8 баллов/ - искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели. Не присуще чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость;

/9 – 16 баллов/ - чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость;

4. Недоверчивый – скептический

/0 – 8 баллов/ - реалистичность базы поступков и суждений, скептицизм и неконфомнорсть;

/9 – 16 баллов/ - обидчивость, недоверчивость, склонность к критицизму, недовольство окружающими, подозрительность;

5. Покорный – застенчивый

/0 – 8 баллов/ - скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности;

/9 – 16 баллов/ - полная покорность, повышенное чувство вины, самоуничижение;

6. Зависимый – послушный

/0 - 8 баллов/ - потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании;

/9 – 16 баллов/ - полная зависимость от мнения окружающих;

7. Сотрудничающий – конвенциальный

/0 – 8 баллов/ - показатель свойственный людям, стремящимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям к окружающим;

/9 – 16 баллов/ - компромиссное поведение, несдержанность в излиянии своего дружелюбия;

8. Ответственный – великодушный

/0 – 8 баллов/ - выраженная готовность помогать окружающим, развитое чувство ответственности;

/9 – 16 баллов/ - гиперсоциальные установки, альтруизм, мягкосердечность, сверхобязательность.

Таблица 2

Ученики

Типы отношений

Властный лидирующий

Независимый доминирующий

Прямолинейный агрессивный

Недоверчивый скептический

Покорный застенчивый

Зависимый послушный

Сотрудничающий конвенциальный

Ответственный великодушный

1. Ю

4

 

4

 

5

   

9

8

   

9

6

 

8

 

2. Л

2

 

5

   

9

5

 

7

 

6

   

9

7

 

3. М

6

 

3

   

9

6

 

6

 

6

 

8

 

8

 

4. С

 

10

 

9

 

12

5

 

8

 

5

 

6

   

9

5. О

3

 

6

 

2

 

3

 

8

 

5

 

7

 

8

 

6. Д

7

   

9

3

 

7

   

9

 

12

6

 

8

 

7. Н

6

   

9

3

   

9

4

 

6

   

12

4

 

8. Д

1

 

5

 

3

 

6

 

5

 

7

 

3

 

6

 

9. О

4

 

7

   

9

5

 

5

   

13

7

 

5

 

10. Н

8

 

5

 

4

   

9

6

   

11

5

 

5

 

11. А

 

13

 

11

 

10

 

9

 

9

 

15

1

 

3

 

12. Н

 

16

 

12

 

12

 

9

8

 

5

 

7

   

9

13. Э

 

9

 

10

 

14

 

9

7

 

6

 

8

 

4

 

14. М

5

 

6

 

4

 

1

 

7

 

1

 

8

 

5

 

15. А

8

   

9

 

10

 

9

4

 

2

   

12

7

 

16. К

8

 

7

   

12

 

9

6

 

7

 

4

 

7

 

17. Э

 

12

 

9

5

   

9

 

9

7

 

6

 

6

 

18. М

 

11

7

 

3

 

1

 

6

 

5

 

8

 

6

 

19. Р

8

 

5

 

6

 

3

 

6

 

7

   

9

7

 

20. И

 

12

8

 

8

   

9

 

9

3

 

3

 

2

 

21. С

 

11

3

 

8

 

8

 

4

 

5

 

7

 

1

 

22. М

 

9

5

 

8

 

6

 

8

 

5

 

3

 

5

 

23. Н

 

9

 

9

3

 

2

 

4

 

8

 

3

 

6

 

24. Л

8

   

9

4

 

2

 

8

   

12

3

 

8

 

25. Н

3

 

5

 

4

   

9

 

9

 

9

 

14

8

 

26. Ж

2

 

4

 

5

   

9

8

   

16

 

12

6

 

Среднее количество баллов

8

11

5

9,6

4,5

10,7

4,6

9

6

9

5,3

12,5

10,9

9,5

5,8

9

Таким образом, мы выяснили, что в классе периодически складывается напряженная эмоциональная обстановка, что приводит к конфликтам, которые дети предпочитают разрешать, наиболее выгодным для них способом – они не хотят сотрудничать, а наоборот, каждый отстаивает свою точку зрения, опирается на свое мнение и видение ситуации. Дети нетерпимы к критике, переоценивают собственные возможности, демонстрируют чувство превосходства над теми, кто более слаб, многие несдержанны и импульсивны. Но в то же время, дети непосредственны, настойчивы в достижении своих целей, реально оценивают свои возможности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В практике школьного социального педагога очень важна правильная организация работы по профилактике конфликтов.

Предвидение конфликта проявляется в попытке выяснить отношения между учащимися до возникновения конфликтной ситуации. Признаки неблагополучия проявляются в негативном изменении эмоционального тона взаимоотношений. Анализ и ликвидация условий, способных вызвать конфликт могут стать гарантией его предупреждения на стадии предвидения.

Успешное предотвращение конфликта обусловливается:

- практическим применением теории конфликта (анализом его стадий, динамики развития, действиями по его урегулированию);

- изучением конфликтной ситуации и факторов, оказывающих влияние на ее развитие.

Предупредить конфликты в школьной среде могут как сами учащиеся, так и педагогический коллектив школы, для этого нужно:

- создать условия, препятствующие возникновению конфликтных отношений (среда, благоприятная для развития и общения учащихся, комфортная психологическая атмосфера);

- блокировка причин, обусловленных личностными характеристиками учащихся (индивидуальная работа с учащимися, имеющими конфликтный тип поведения).

Профилактика конфликтов помогает поддерживать благоприятную обстановку в классном коллективе, что впоследствии проецируется на общешкольную среду, что также способствует выработке таких качеств личности учащихся как ответственность за себя и одноклассников, стремление прийти на помощь в трудной ситуации, проявлять участие, уметь слушать других, уважительно относиться к чувствам, проблемам тех, кто рядом, не высмеивать недостатки, а помогать их преодолевать; в классе в процессе проведения мероприятий по профилактике конфликтов постепенно складывается дух сотрудничества и взаимоответственности.

В процессе исследования наша гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам мы видим, что конфликты среди подростков в МБОУ СОШ №25 возникают, но периодически.

Изучение природы межличностных отношений непростая задача. В своей работе мы попытались решить одну достаточно важную задачу – процесс влияния взаимоотношений между подростками, в их повседневной, обыденной форме, а именно, те его аспекты, которые раскрываются в непосредственном общении между подростками, в совместной деятельности разнопланового характера, на формирование уровня самооценки школьника, а соответственно и на формирования уровня его притязаний.

Результаты проведенной работы по диагностике и профилактике возникновения межличностных конфликтов в классном коллективе были представлены нами на методическом объединении классных руководителей СОШ №25 г.Владикавказа.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990. – 110 с.

  2. Ананьев Б.Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера //Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М.: Наука, 1956. – 346с.

  3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М.Андреева. М.: Аспект Пресс, 2005. - 363с.

  4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учеб. для вузов. М., 1999. – 448с.

  5. Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Конфликтология: междисциплинарный подход, обзор диссертационных исследований. М., 1997. – 378с.

  6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды /Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 2001. – 352с.

  7. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.,1991. – 212с.

  8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Просвещение, 1984.

  9. Глуханюк Н.С. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие /Н.С. Глуханюк, Е.В. Дъяченко, С.Л.Семенова. Воронеж. 2003.-224с.

  10. Гришина Н.В. Психология социального конфликта. СПб.,2000. – 236с.

  11. Зигер В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.,1990.- 268с.

  12. Журавлев В.И. Особенности педагогической конфликтологии. М., 1995.- 264с.

  13. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие. М., 1999. – 142с.

  14. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выигратъ может каждый. М.,1992.- 128с.

  15. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М., 1997. – 320с.

  16. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учеб. пособие. М., 2001.- 448с.

  17. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методики изучения личности: Учеб. пособие. М., 1996.- 264с.

  18. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. М., 1999.- 412с.

  19. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб., 1998. – 270с.

Приложение 2

Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири

Инструкция

Перед Вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочитать каждую и подумать соответствует ли она Вашему представлению о себе.

Если «ДА», то в специальной сетке, предназначенной для регистрации Ваших ответов, перечеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в клетке регистрационного листа.

Если «НЕТ», то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования.

Регистрационный лист

Ф.И.О._______________________________Возраст________________

Класс_____________________________Дата_______________________

Номера характеристик в тексте опросника

Номер октанта

Сумма баллов

001

033

065

097

   

002

034

066

098

   

003

035

067

099

   

004

036

068

100

   

005

037

069

101

   

006

038

070

102

   

007

039

071

103

   

008

040

072

104

   

009

041

073

105

   

010

042

074

106

   

011

043

075

107

   

012

044

076

108

   

013

045

077

109

   

014

046

078

110

   

015

047

079

111

   

016

048

080

112

   

017

049

081

113

   

018

050

082

114

   

019

051

083

115

   

020

052

084

116

   

021

053

085

117

   

022

054

086

118

   

023

055

087

119

   

024

056

088

120

   

025

057

089

121

   

026

058

090

122

   

027

059

091

123

   

028

060

092

124

   

029

061

093

125

   

030

062

094

126

   

031

063

095

127

   

032

064

096

128

   

Текст опросника:

  1. Умеет нравиться

  2. Производит впечатление на окружающих

  3. Умеет распоряжаться, приказывать

  4. Умеет настоять на своем

  5. Обладает чувством достоинства

  6. Независимый

  7. Способен сам позаботиться о себе

  8. Может проявлять безразличие

  9. Способен быть суровым

  10. Строгий, но справедливый

  11. Может быть искренним

  12. Критичен к другим

  13. Любит поплакаться

  14. Часто печален

  15. Способен проявлять недоверие

  16. Часто разочаровывается

  17. Способен быть критичным к себе

  18. Способен признать свою неправоту

  19. Охотно подчиняется

  20. Покладистый

  21. Благодарный

  22. Восхищающийся и склонный к подражанию

  23. Уважительный

  24. Ищущий одобрения

  25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи

  26. Стремится ужиться с другими

  27. Доброжелательный

  28. Внимательный и ласковый

  29. Деликатный

  30. Ободряющий

  31. Отзывчивый к призывам о помощи

  32. Бескорыстный

  33. Способен вызывать восхищение

  34. Пользуется уважением у других

  35. Обладает талантом руководителя

  36. Любит ответственность

  37. Уверен в себе

  38. Самоуверен и напорист

  39. Деловитый и практичный

  40. Соперничающий

  41. Стойкий и крутой, где надо

  42. Неумолимый, но беспристрастный

  43. Раздражительный

  44. Открытый и прямолинейный

  45. Не терпит, чтобы им командовали

  46. Скептичен

  47. На него трудно произвести впечатление

  48. Обидчивый, щепетильный

  49. Легко смущается

  50. Неуверенный в себе

  51. Уступчивый

  52. Скромный

  53. Часто прибегает к помощи других

  54. Очень почитает авторитеты

  55. Охотно принимает советы

  56. Доверчив и стремиться радовать других

  57. Всегда любезен в обхождении

  58. Дорожит мнением окружающих

  59. Общительный и уживчивый

  60. Добросердечный

  61. Добрый, вселяющий уверенность

  62. Нежный и мягкосердечный

  63. Любит заботиться о других

  64. Щедрый

  65. Любит давать советы

  66. Производит впечатление значительности

  67. Начальственно-повелительный

  68. Властный

  69. Хвастливый

  70. Надменный и самодовольный

  71. Думает только о себе

  72. Хитрый

  73. Нетерпим к ошибкам других

  74. Расчетливый

  75. Откровенный

  76. Часто недружелюбен

  77. Озлоблен

  78. Жалобщик

  79. Ревнивый

  80. Долго помнит обиды

  81. Склонный к самобичеванию

  82. Застенчивый

  83. Безынициативный

  84. Кроткий

  85. Зависимый, несамостоятельный

  86. Любит подчиняться

  87. Предоставляет другим принимать решения

  88. Легко попадает впросак

  89. Легко поддается влиянию друзей

  90. Готов довериться любому

  91. Благорасположен ко всем без разбора

  92. Всем симпатизирует

  93. Прощает все

  94. Переполнен чрезмерным сочувствием

  95. Великодушен и терпим к недостаткам

  96. Стремится помочь каждому

  97. Стремящийся к успеху

  98. Ожидает восхищения от каждого

  99. Распоряжается другими

100. Деспотичный

102. Относится к окружающим с чувством превосходства

103. Тщеславный

104. Эгоистичный

105. Язвительный, насмешливый

106. Злой, жестокий

107. Часто гневлив

108. Бесчувственный, равнодушный

109. Злопамятный

110. Проникнут духом противоречия

111. Упрямый

112. Недоверчивый и подозрительный

113. Робкий

114. Стыдливый

115. Услужливый

116. Мягкотелый

117. Почти никому не возражает

118. Навязчивый

119. Любит, чтобы его опекали

120. Чрезмерно доверчив

121. Стремится снискать расположение каждого

122. Со всеми соглашается

123. Всегда со всеми дружелюбен

124. Всех любит

125. Слишком снисходителен к окружающим.

126. Старается утешить каждого

127. Заботится о других в ущерб себе

128.Портит людей чрезмерной заботой

 

33

 

Просмотров работы: 18187