Актуальность работы заключается в том, что здоровье и познавательный интерес школьника, а также умственная работоспособность напрямую зависит от физического развития, развития морально-волевых качеств личности и настроения учеников.
Цель работы: доказать практическую значимость занятий лыжным спортом на психоэмоциональное и физическое состояние здоровья младших школьников в соответствии с президентским запросом на оздоровление нации и внедрения программы «Готов к Труду и Обороне» (далее ГТО).
Задачи работы: уточнить историю развития Программы ГТО в России; углубить представление одноклассников о правилах занятий лыжным спортом; подтвердить положительное влияние занятий лыжным спортом на организм школьника; провести анкетирование среди одноклассников о значимости занятий лыжным спортом при сдаче норм ГТО; сделать анализ результатов анкетирования; сделать анализ результатов моих достижений за год.
Объект исследования: психоэмоциональное и физическое здоровье младших школьников.
Предмет исследования: лыжный спорт и его место в сдаче норм ГТО.
Методы исследования: изучение литературы, классификация знаний, систематизация материала, анкетирование и анализ данных.
Полученные данные:Изучена история возникновения и развития лыжного спорта. Ознакомлены одноклассники с правилами занятий лыжным спортом, основной лыжной экипировкой. Выявлена заинтересованность школьников в занятиях лыжным спортом.
Выводы: Подтверждено благотворное влияние занятий лыжным спортом на всестороннее развитие школьника. Отмечен высокий процент заинтересованности одноклассников в двигательной активности на воздухе в зимнее время года, более подробном знакомстве со всеми составляющими при занятиях лыжным спортом.
«Роль лыжного спорта в укреплении здоровья школьников в рамках реализации комплекса Готов к Труду и Обороне»
Пантелеев Кирилл Алексеевич,
Мурманская область, город Гаджиево
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 279
имени Героя Советского Союза контр-адмирала Лунина Николая Александровича»,
4а класс.
Научная статья
Могу предположить, что занятия лыжным спортом благотворно влияют на всестороннее развитие школьников, а четко поставленная президентом РФ задача о сдаче норм ГТО мобилизует молодежь на достижение высоких результатов в спорте и в жизни.
I. Вступление
В 2015 году мною была сделана работа на тему «Влияние занятий лыжным спортом на развитие физического и эмоционального состояния школьников». В предыдущей работе я подробно рассказал одноклассникам о истории возникновения и развития лыжного спорта в нашей стране (Рисунок 1,2,3,4). Познакомил с основными видами лыжного хода, правилами подбора лыжного инвентаря и экипировки лыжников. Я рассказал, насколько положительно занятия лыжным спортом влияют на организм школьника. Провёл анкетирование и выявил заинтересованность одноклассников в занятиях лыжным спортом. Целью моей работы явилось заинтересовать одноклассников в занятиях лыжным спортом. В итоге 3 одноклассника поступили в секцию «Лыжные гонки» ДЮСШ города Гаджиево (Фото 1,2).
Главная задача в этом году- исследовать воздействие лыжного спорта на общее развитие мое и одноклассников, уже посещающих лыжную секцию и сравнить эти данные с прошлыми годами, а также выяснить место лыжного спорта в сдаче норм ГТО. Я запросил результаты успеваемости у классного руководителя. Обратился в медицинский кабинет за данными о заболеваемости в нашем классе. А также проанализировал достижения мои и одноклассников, посещаемых секцию. По итогам анализа полученных данных за 2 года я сделал выводы:
Качество обученности у исследуемых сверстников не снизилось. Все ученики подтвердили ранее заявленные отметки. Один ученик улучшил итоговую отметку по английскому языку с «4» на «5» (Диаграмма 1).
Результаты по заболеваемости значительно снизились в этом году по сравнению с прошлым годом. Диаграмма показывает, что, если в прошлом году ученики болели простудными заболеваниями от 2 до 6 недель каждый, то в этом году только один ученик не посещал уроков в течении одной недели по причине болезни (Диаграмма 2).
К тому же одноклассники показали хорошие результаты и сдали на спортивные разряды по лыжным гонкам.
Нынешний учебный год начался с урока «Внедрение программы ГТО в школьную жизнь учащихся». Я с радостью обнаружил в своем школьном дневнике новую страницу, посвящённую нормам ГТО (Фото 3,4,5,).
II.История программы ГТО
Готов к труду и обороне- программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях в СССР, основополагающая в единой и поддерживаемой государством системе патриотического воспитания молодёжи.
Данная программа существовала с 1931 по 1991 год. Охватывала население в возрасте от 10 до 60 лет. Высокая идейная и политическая направленность комплекса ГТО, простота и общедоступность физических упражнений и видов спорта, включенных в его нормативы, их очевидная польза для укрепления здоровья и развития навыков и умений, необходимых в повседневной жизни, сделали комплекс ГТО популярным среди населения и особенно среди молодежи. Цель комплекса ГТО – увеличение продолжительности жизни населения с помощью систематической физической подготовки. Принятая в 1931 году программа состояла из 2 частей:
1. «Будь готов к труду и обороне СССР» (далее БГТО) для школьников 1-8-х классов (4 возрастные ступени);
2. «Готов к труду и обороне СССР» для учащихся и населения старше 16 лет (3 ступени).
Большая притягательная сила комплекса ГТО открыла дорогу в спорт для миллионов юношей и девушек (Фото 6, 7). Выполнением нормативов ГТО начали свой путь замечательные советские спортсмены, ставшие победителями крупнейших международных состязаний, высоко поднявшие над миром знамя советского спорта. Патриотическая целеустремленность и практическое содержание комплекса ГТО прошли суровую проверку в огне Великой Отечественной войны. Благодаря ГТО миллионы советских людей получили навыки маршевой, лыжной, стрелковой подготовки, плавания, метания гранат, преодоления водных преград и препятствий. Это помогло им в минимальные сроки овладеть военным делом, стать снайперами, разведчиками, танкистами, летчиками. Нормативы и требования комплекса ГТО периодически изменялись.
Последний всесоюзный физкультурный комплекс ГТО был утверждён постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР 17 января 1972 года № 61. Он имел 5 возрастных ступеней (для каждой были установлены свои нормы и требования). Сдача нормативов подтверждалась особыми значками. Чтобы получить такой значок, нужно было выполнить заданный набор требований. В зависимости от уровня достижений сдающие нормативы каждой ступени награждались золотым или серебряным значком (Фото 8).
III. ГТО в России
Указом Президента РФ с 1 сентября 2014 года в нашей стране вводится Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» для решения проблемы продвижения ценностей здорового образа жизни и укрепления здоровья детей (Фото 9).
Целью внедрения комплекса является повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности, улучшении качества жизни граждан Российской Федерации.
Комплекс направлен на обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения увеличение продолжительности жизни населения с помощью систематической физической подготовки.
Структура комплекса включает 11 ступеней (для возрастов от 6-ти до 70-ти лет), для каждой из которых установлены виды испытаний и нормативы (Фото 10).
Для школьников 9-10 лет определена 2-я ступень.
Обязательными испытаниями, выполняемыми школьниками во 2-й ступени, являются:
- бег на 60 метров;
- бег на 1 км;
- прыжок в длину с разбега или прыжок в длину с места толчком двумя ногами;
- подтягивание на перекладине
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу;
- наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу.
Испытаниями по выбору являются:
- метание мяча весом 150 грамм;
- бег на лыжах на 1 км на время или на 2 км без учета времени;
- плавание без учета времени.
Меня заинтересовало, а как занятия лыжным спортом могут способствует успешной сдачи норм ГТО и формировании привычки к здоровому образу жизни. При ознакомлении с таблицей «Виды испытаний и норм II ступени» я с радостью обнаружил, что лыжные гонки входят в эти виды испытаний (Фото 11).
Я уверен, что занятия лыжным спортом гармонично развивает все группы мышц тела (рук, ног, туловища), что является неоспоримой помощью при сдаче норм ГТО нашей II ступени.
Я решил расширить и углубить представления одноклассников о видах лыжного хода и экипировки лыжников.
II. Виды лыжного хода.
По-прежнему актуальным для лыжных гонок является правильное выполнение различных видов лыжного хода. Отработанные навыки позволяют юным спортсменам увеличивать темп бега и производить энергосбережение физических ресурсов при беге на длинные дистанции.
Лыжные ходы разделяются по способу отталкивания на попеременные (отталкивание палками попеременное) и одновременные (отталкивание палками одновременное) и коньковые. По числу шагов выделяют попеременный двушажный и одновременные одношажный и бесшажный ходы.
Классификация видов лыжного хода.
1. Классический ход:
- Попеременный (двушажный, четырешажныхй);
- одновременный (бесшажный, одношажный).
2. Коньковый ход:
- полуконьковый одновременный;
- коньковый без отталкивания руками;
- одновременный одношажный;
- одновременный двушажный;
-попеременный.
III. Лыжная экипировка.
Лыжи, палки, ботинки должны быть подобраны в зависимости от роста и веса ребенка.
Одежда должна быть легкой, не ограничивать свободу движений, быть водо и ветронепроницаемыми, сохранять тепло, но не допускать перегрева организма.
Одежда многослойная.
Нижний слой – термобельё с ветрозащитным слоем, которое отводит влагу, но не намокает само (Рисунок 5).
Второй слой – флисовая кофта (Рисунок 6).
Третий слой – лыжный костюм (Рисунок 7).
На ноги лучше всего подойдут термоноски.
Шапка должна быть с хорошей теплоизоляцией (Рисунок 8). Под шапку, как правило, одевают балаклаву или бандану, которые надежно закрывают лицо, шею и уши лыжника (Рисунок 9).
Перчатки должны быть теплые, водоотталкивающе (Рисунок 10).
Для занятий, особенно на севере, нужны очки, которые защищают глаза от ветра, снега и слепящих солнечных лучей весной. (Рисунок 11).
IV. Влияние занятий лыжным спортом на организм школьника.
Занятие лыжным спортом оказывает всестороннее влияние на организм школьника:
- вовлекаются все основные группы мышц ног, рук и туловища;
- благотворно воздействует на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему;
- развиваются двигательные качества – выносливость, сила, ловкость;
- воспитываются морально-волевые качества: смелость, настойчивость, дисциплинированность, коллективизм, способность к преодолению трудностей любого характера
(Фото12).
- длительная мышечная работа на чистом воздухе способствует закаливанию организма, значительно повышая его сопротивляемость к заболеваниям;
- динамическая работа ног при занятиях на лыжах оказывает укрепляющее действие на правильное формирование стопы, что предупреждает развитие плоскостопия;
- занятия лыжным спортом придают бодрость, повышают работоспособность, создают хорошее настроение (Фото 13,14)
V.Памятка для родителей и учеников
5.1 Подбор лыж и лыжных палок.
Лыжи и лыжные палки подбираются в зависимости от роста ребенка и типа лыжного хода (Таблица 1).
Лыжи для классического хода более мягкие, с длинным поднятым острым носком.
Лыжи для конькового хода более жесткие, с закругленным носком.
5.2 Подбор лыжных ботинок
Ботинки для катания на лыжах подбираются в соответствии со стилем катания.
Для катания классическим способом, лыжные ботинки должны быть низкие и с мягкой подошвой (Рисунок 12).
Для катания коньковым стилем ботинки более высокие и жесткие, с манжетой для фиксации ноги (Рисунок 13).
Для любителей универсального способа катания созданы так называемые комби-ботинки, это ботинки средней жесткости, которые подойдут для катания любым стилем (Рисунок 14).
5.3 Подбор лыжных креплений
Крепления для беговых лыж бывают трёх видов:
1. Передние (Nordic 75) (Рисунок 15).
2. С «желобом» (система SNS) (Рисунок 16).
3. с «рельсами» (система NNN и NIS) (Рисунок 17).
По типу механизма крепления делятся на два вида:
1. Механические (Рисунок 18).
2. Автоматические (Рисунок 19).
VI.Лыжи летом
Даже летом занятия лыжным спортом не прекращаются. Для летних занятий производители изобрели лыжи-роллеры (Рисунок 20).
Лыжи-роллеры, роликовые лыжи или лыжероллеры – это спортивный инвентарь, предназначенный для передвижения на твердой поверхности, похожий на лыжи. Внизу на платформе, на которой стоит спортсмен, для передвижения закреплены колеса. Первые лыжи-роллеры появились в середине 1930-х г. в Италии и первоначально использовались для тренировки лыжников в летнее время, но с течением времени гонки на лыжах-роллерах приобрели популярность в Европе, что привело к появлению отдельного вида спорта – гонок на роликовых лыжах. Со временем не только профессионалы, но и любители стали обращать свое внимание на лыжи-роллеры.
Виды роликовых лыж
Роликовые лыжи так же, как и обычные, делятся на два вида: для конькового и для классического хода. Существует также деление на тренировочные и гоночные модели. Новичкам следует обратить внимание на тренировочные модели, которые сделаны максимально похожими на обычные лыжи, специальные колеса из мягких компонентов повышают сцепления с дорогой, что делает тренировочные модели медленнее, чем гоночные, которые способны развивать максимальную скорость. Отличие коньковых лыж-роллеров от классических в том, что для повышения устойчивости колеса последних более широкие и маленькие в диаметре, для удержания курса на скате рама классических роликовых лыж длиннее, и на одну из пар колес установлена блокирующая вращения колес назад трещотка.
VII. Результаты анкетирования.
Анкетирование проводилось среди 25-и учеников 4а класса. Результаты анкетирования представлены в таблице. (Таблица 2)
Анализ анкет показал, что 100% одноклассников знакомы с программой ГТО и знают, что бег на лыжах входит в виды испытании норм ГТО,99% одноклассников считают, что нужно возрождать программу ГТО в нашей стране (Диаграмма 3).
100% школьников уверены в положительном влиянии занятия лыжным спортом на организм человека (Диаграмма 4), а также 52% хотели бы записаться в секцию «лыжные гонки» (Диаграмма 5).
Только 72% готовы сдать нормы ГТО II ступени, что показывает о реальные оценки своих сил в данный момент (Диаграмма 6).
VIII. Выводы
На основе проведенного анализа результатов анкетирования, изученной литературы и общения с друзьями по спортивной секции, я сделал следующие выводы:
1. Лыжный спорт благотворно влияет на всестороннее развитие школьника.
2. Подтверждается высокая заинтересованность младших школьников в двигательной активности на воздухе в зимнее время года.
3. Занятия лыжным спортом гармонично развивает все группы мышц тела (рук, ног, туловища), что является неоспоримой помощью при сдаче норм ГТО нашей II ступени.
Список используемой литературы
1. Бутин И.М. Лыжный спорт.-М.; Издательский центр «Академия», 2000. -368с
2. Раменская Т.И., Баталов А.Г. Лыжный спорт.-М.; Физическая культура,2005. - 320 с.
3. Миленина М.А., Красавина М.А. Коньковый ход. -О.; Методические указания. 2008. - 39 с.
4.Раменская Т.ИЮный лыжник. -М.; СпортАкадемПресс, 2004. -204 с.
5. Мосиенко М.Г. Лыжная подготовка. - М; МичГАУ, 2005. — 72 с.
6. Глобальная сеть интернет: http://gto-normativy.ru/gto-sssr.
7. Глобальная сеть интернет: http://www.gto.ru/history
8. Глобальная сеть интернет: http://otherreferats.allbest.ru/sport/00107593_0.html.
9. Глобальная сеть интернет: http://www.skisport.ru
Приложение 1.
Таблица 1. Подбор лыж и лыжных палок.
Рост, см |
Лыжи |
Лыжные палки |
||||
Классический ход, см |
Универсальный ход, см |
Коньковый ход, см |
Классический ход, см |
Коньковый ход, см |
||
140 |
160/165 |
160 |
155 |
110 |
120 |
|
145 |
165/170 |
165 |
160 |
115 |
125 |
|
150 |
175/180 |
175 |
170 |
120 |
130 |
|
155 |
180 |
175/180 |
175 |
125 |
135 |
|
160 |
185 |
180 |
180 |
130 |
140 |
Таблица 2. Результаты анкетирования.
1 |
Знаете ли вы, что такое ГТО? |
Да |
Нет |
25 |
0 |
||
2 |
Как ты думаешь нужно ли возрождать программу ГТО в нашей стране? |
Да |
Нет |
24 |
1 |
||
3 |
Готов ли ты сдать нормы ГТО своей возрастной группе? |
Да |
Нет |
18 |
7 |
||
4 |
Входят ли лыжные гонки в перечень упражнений при сдаче норм ГТО? |
Да |
Нет |
25 |
0 |
||
5 |
Как ты думаешь, занятия лыжным спортом влияет на организм школьника положительно или отрицательно? |
Положительно |
Отрицательно |
25 |
0 |
||
6 |
Какую экипировку для занятий на лыжах ты хотел бы приобрести (лыжи, ботинки, бандану, очки)? |
2 и более |
Менее 2 |
21 |
4 |
||
7 |
Хотел бы ты записаться в секцию «лыжные гонки»? |
Да |
Нет |
13 |
12 |
Диаграмма 1. Результаты успеваемости. Диаграмма 2. Результаты заболеваемости.
Диаграмма 3. Программа ГТО. Диаграмма 4. Влияние на организм.
Диаграмма 5. Хотели бы записаться в группу. Диаграмма 6. Готовы сдать нормы ГТО.
Иллюстрации.
Рис. 1. Приспособления для Рис.2. Приспособления для
передвижения по снегу. передвижения по снегу.
Рис. 3. Ступающие лыжи. Рис. 4. Скользящие лыжи.
Рис. 5. Термобелье. Рис. 6. Флисовая кофта. Рис. 7. Лыжный костюм.
Рис. 8. Шапка. Рис. 9. Балаклава и бандана.
Рис. 10. Варежки. Рис. 11. Очки.
Рис. 12. Ботинки для классического хода Рис. 13. Ботинки для конькового хода.
Рис. 14. Комби-ботинки. Рис. 15. Крепление Nordic 75.
Рис. 16. Крепление SNS. Рис. 17. Крепление NNN, NIS.
Рис. 18. Механическое крепление. Рис.19. Автоматическое крепление.
Рис. 20. Лыжи-роллеры.
Фото 1. Мы вместе. Фото 2. Мы вместе.
Фото 3. Урок ГТО. Фото 4. Школьный дневник.
Фото 5. Урок ГТО. Фото 6. Сдача ГТО в СССР.
Фото 7. Сдача ГТО в СССР. Фото 8. Значки ГТО.
Фото 9. Указ президента РФ. Фото 10. 11 ступеней комплекса ГТО.
Фото 11. Виды испытаний IIступени. Фото .12 Лыжный марафон.
Фото 13. Марафон в г. Гаджиево. Фото 14. Кубок Анны Богалий г Мурманск.