«Деятельность – единственный путь к знанию»
Б.Шоу.
Деятельность присуща только человеку. Она является формой его активности и взаимодействия с окружающим миром. Мы знаем, что животные приспосабливаются к природе, а человек ее преобразовывает.
Деятельность имеет свои отличительные черты:
Сознательный характер. Это свидетельствует о том, что человек может назвать свои цели и задачи, а также объяснить последовательность своих действий.
Продуктивный характер. Это, когда результатом деятельности человека является конечный продукт: при выращивании пшеницы – мука - хлеб, при проведении урока учителем – знания, полученные учениками.
Орудийный характер. Человек с древних времен и до сегодняшнего дня создает орудия труда и использует их по назначению.
Преобразующий характер. Человек, преобразовывая мир, преобразует и самого себя. У него появляются новые знания, умения, навыки.
Общественный характер. В процессе своей деятельности человек вступает в различные общественные отношения и в основном эта деятельность проявляется ради общества.
Примером сознательного характера может служить Чернобыльская катастрофа. Когда люди знали о угрозе жизни, но вели спасательные работы по ликвидации последствий.
Примером орудийного характера служит то, что в нашем Краснодарском крае развернулось строительство жилых домов, для которого используются новейшие технологии, оборудование искусственные материалы.
Примером преобразующего характера может служить наш край, который после проведения Олимпиады 2014 года в Сочи стал излюбленным местом для российских и иностранных туристов.
Примером общественного характера может служить волонтерская деятельность, которая направлена на пользу общества.
В основе человеческой деятельности всегда лежат потребности. Потребность – это осознанная человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Выделяют следующие виды потребностей:
Идеальные (духовные)
Социальные
Естественные (биологические).
Примером потребности в познании мира можно привести Г.Шлимана, который с детства увлекался археологией, и это помогло ему совершить открытие древнего города Трои.
Примером потребности в самовыражении может служить А. Энштейн, он был гениальным физиком, но все свое свободное время посвящал игре на скрипке.
Примером потребности в смысле жизни можно привести греческого философа Фалеса, который был купцом, но свои торговые поездки использовал для общения с мудрецами Древнего Египта, Финикии, Вавилона.
Американский социолог А.Маслоу назвал человека «желающим существом». Он считал, что человек редко достигает состояния полного удовлетворения, так как в основе деятельности любого человека лежат неудовлетворенные потребности (физиологические, социальные, духовные). Действительно, я считаю, что он прав, потому что каждый человек всегда чего-то желает: одна потребность удовлетворена, возникает другая и так далее.
Деятельность человека не всегда имеет положительные результаты, существуют и отрицательные. Например, фабрики, заводы, металлургические комбинаты и другие объекты, делают выбросы в атмосферу, загрязняя окружающую среду по трем направлениям «земля-воздух-вода» , создавая экологическую катастрофу. А экологическая катастрофа является одной из глобальных проблем современности. Меня радует то, что 2017 год согласно Закону Правительства РФ объявлен «Годом Экологии».
Мы видим, что любая деятельность человека бесполезна, если не имеет конкретной цели. У каждого вида деятельности есть цель.
Таким образом, деятельность – это целеустремленная активность человека, направленная на удовлетворение его потребностей.
Человеческая деятельность многообразна:
Деятельность человека может быть практической или духовной.
Деятельность человека в зависимости от общественной сферы может быть экономической, социальной, политической и духовной.
Деятельность человека может быть созидательной и разрушительной.
Деятельность человека может быть однообразной, то есть монотонной или творческой.
Деятельность человека может быть в основе своей игровой, учебной или трудовой.
Последние исследования ученых показывают, что общение тоже является основным видом деятельности.
Деятельность человека характерна для каждого возрастного периода. Она формирует личность.
Виды деятельности человека:
У ребенка до поступления в школу – игра, познание мира.
У подростка – общение со сверстниками, учеба.
У взрослого человека – труд.
Так как я отношусь к подросткам, у меня, как и у других школьников, формируются такие черты личности:
Любознательность, освоение норм и ценностей, освоение ролей, правил поведения в обществе. Это, могут быть такие черты: общительность – замкнутость; правдивость – лживость; тактичность – грубость и т.д.
Адекватная самооценка, образ самого себя, умение управлять собой: скромность – самовлюбленность; самокритичность – самоуверенность; и т.д.
Отношение к делу: ответственность, добросовестность, целеустремленность или лень, неумение планировать цели и перспективу и т.д.
Отношение к собственности: щедрость – жадность; бережливость – расточительность; аккуратность – неряшливость и т.д.
Заключение.
На сегодняшний день моя основная деятельность заключается в учебе. Я знаю, что современный мир очень сложен. В нем большое значение приобретают образование и культура. Я становлюсь более самостоятельным, а приобретенные мною знания и умения обогащают мой жизненный опыт.Получив образование,смогу реализовать себя в жизни,принести пользу обществу. Постараюсь направить свою будущую деятельность на созидание.
Вашему вниманию я предлагаю следующие тесты:
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Потребности: |
Примеры: |
Естественные |
Потребности в сне, одежде, жилище. |
… |
Потребности в общении, трудовой деятельности,признании. |
Идеальные |
Потребности в самовыражении, познании окружающего мира, осознании смысла жизни. |
Ответ: Социальные.
2. Запишите слово, пропущенное в схеме:
Структура человеческой деятельности:
Субъект - Объект - …………….. - Средства - Действия - Результат
Ответ: Цель.
3. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Вставьте подходящие по смыслу слова из предлагаемого списка:
Деятельность присуща только ………..(А). Это форма взаимодействия с окружающим миром. В результате человеческой деятельности создается то, чего не существует в…………….(Б), производятся продукты материальной и духовной …………..(В). Деятельность всегда связана с определенными ……………(Г), осуществляется ради их удовлетворения. Деятельности свойственны такие черты, как сознательность,………….(Д), общественный характер. В сферу деятельности входят……(Е), средства и результат.
Список терминов:
Природа
Мотивы
Человек
Субъект
Культура
Потребности
Продуктивность
Цель
Общество
А Б В Г Д Е
3 1 5 6 7 8
СПАСИБО!
ЖЕЛАЮ ВАМ МУДРОСТИ И УДАЧИ!
Список литературы:
Барабанов В.В.,Насонова И.П.Обществознание-Москва,2015.
Школьник Ю.К.Человек:полная энциклопедия.-Москва,2006.
http://www.teenkids.ru-сайт для детей и подростков.
Хочу сделать старт в науку
Очень технику люблю
Не пойду я к ноутбуку
Сам подумаю - пойму
Вклад в науку - это круто!
Это есть моя мечта
Дорожу каждой минутой,
Чтобы пользу принесла
Надёжные фирмы ноутбуков
Леново, Асус и LG
Я отличаю их по звукам
Не страшны мне их виражи
Я безмерно благодарен
Фирмам всем и навсегда
Я уверен, мне подарят
Знания на все года
Я и сам люблю учиться
Читать книги и писать
То, чего хочу добиться
Постараюсь рассказать
Подвергаю всё сомненью
Свой анализ провожу
Я имею своё мнение
И в компьютер заношу
А когда я повзрослею
Напишу много статей
Как народу жить добрее
Без войны и без потерь
В мире, дружбе и согласье
Без конфликтов как теперь
Я найду формулу счастья
И открою миру дверь
Это будет вклад в науку
Науку мира и добра
А пока "мерси" ноутбуку
Их так любит детвора!
8