ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ УЧАЩИХСЯ, ИЛИ МИР ГЛАЗАМИ ПЯТИКЛАССНИКА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ УЧАЩИХСЯ, ИЛИ МИР ГЛАЗАМИ ПЯТИКЛАССНИКА

Фадеева О.О. 1
1
Фадеева С.Г. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение.

Переход из младшей школы в основную - интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: само здание, учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклассники. И, как правило, к концу первой четверти 5 класса у обучающихся резко снижаются успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость, появляется страх перед уроками, учителем, контрольной работой и т.д.

По данным психологов ситуация адаптации вызывает у мно­гих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов.

Нас заинтересовала эта тема, и поэтому мы решили исследовать тревожность обучающихся 5 класса.

Гипотеза: мы предполагаем, что при переходе в 5 класс доминируют такие виды школьной тревожности, как: потребность достижения успеха, страх не соответствовать мнениям окружающих, физиологическое сопротивление стрессу и страхи в отношении с учителями

Объект исследования: школьная тревожность

Предмет исследования: виды школьной тревожности учащихся 5 класса.

Цель:изучить уровень и виды школьной тревожности обучающихся класса.Задачи:

  1. изучить литературные источники по теме исследования;

  2. найти методику для изучения школьной тревожности, провести диагностику;

  3. сравнивать показатели уровня тревожности у ребят, когда они были в 4 классе и когда они пришли в 5 класс;

  4. разработать рекомендации для младших подростков имеющих повышенный уровень тревожности.

1. Литературный обзор

1.1 Что такое тревожность.

В настоящее время существует несколько трактовок понятия тревожности.

Американский психолог К. Хорни использовала термин тревожность (тревога) в качестве синонима термина "страх", указывая, таким образом, на родство между ними. Под тревожностью она понимала эмоциональную реакцию на скрытую опасность, сопровождающуюся определенными физическими ощущениями (дрожь, учащенное дыхание и т. д.).

Ряд исследователей определяет тревожность как комплекс эмоций, включающий страх и такие эмоции, как горе, гнев, стыд, вину.

Психолог Н. Ю. Синягина под тревожностью понимала сравнительно мягкую форму проявления эмоционального неблагополучия, которая выражается в волнении, повышенном беспокойстве в различных ситуациях, в ожидании плохого отношения со стороны окружающих и т. д.

А. И. Захаров считает, что тревожность — это склонность к беспокойству, недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний.

В словаре «Психология» под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского дано следующее определение тревожности — это склонность человека к переживанию тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий.

Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности.

Тревога — реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность).

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, характеристики которых к этому не предрасполагают.

1.2. Классификация видов тревожности.

Выделяют два основных вида тревожности.

Первый из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует спокойствие и безответственность.

Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может

рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное.

Подросток, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный.

В данной работе мы будем рассматривать виды школьной тревожности, предложенные Филлипсом - автором опросника школьной тревожности.

Им были выделены:

  1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние обучающегося, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

  2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние обучающегося, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).

  3. Фрустрация потребности в достижении – неблагоприятный психический фон, не позволяющий развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.

  4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих способностей.

  5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки, особенно публичной, знаний, достижений, возможностей.

  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимых других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

  8. Проблемы и страхи в отношении с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что тревожность в мире школьников разных возрастов - явление распространенное, имеющее множество разных оттенков и граней, значение которых чрезвычайно высоко.

2. 3. Возрастные психологические особенности пятиклассников.

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Первые полгода обучения в средней школе — время особенное. Обучающиеся решают совершенно определенные задачи: принять и понять систему новых требований, наладить отношения с педагогами, привыкшими работать с подростками, найти свое место в школе, ставшей неожиданно большой.

Очень важная задача — выйти на новый уровень учебной самоорганизации, научиться самостоятельно планировать время, отводимое на домашние задания, правильно его распределять.

Обучающиеся пятого класса в возрасте 10-12 лет в основном уравновешены, им свойственно открытое и доверчивое отношение кo взрослым.

Они ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки. Однако постепенно особую роль в их жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем отношения. В этот период подросткам свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. Обучающиеся данного возраста активно начинают интересоваться своим собственным внутренним миром и оценкой самого себя.

Психологи­чески этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости — главного личностного новообразования млад­шего подростка. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы.

Многие исследователи рассматривают этот возраст как период “зенита любознательности”, по сравнению с младшими и старшими детьми. Однако эта любознательность весьма поверхностна, разностороння, а также практически полностью не связана со школьной программой.

Подростки ориентированы на установление доверитель­но-дружеских отношений со сверстниками, усваи­вают навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание другого, похожего на меня, дает возможность, как в зеркале увидеть и понять свои собст­венные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения.

Умственная активность подростков высока, но способ­ности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно вли­яет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способ­ности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоцио­нального благополучия подростка. В противоположном слу­чае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт.

1.4.Причины повышенной тревожности пятиклассников.

«Какие трудности возникают у учащихся при переходе из начального звена в среднее?»

  1. Обучающимся нелегко дается расставание с учителем начальных классов, сложно адаптироваться к новым учителям-предметникам.

  2. Требования новых учителей, методы и приемы их работы.

  3. Отсутствие самостоятельности.

  4. Низкий темп работы.

  5. Пятиклассники с трудом привыкают к кабинетной системе.

Среди трудностей школьной жизни пятиклассников наиболее часто встречаются:

• возросший темп работы;

• возросший объем работы, как на уроке, так и дома;

• новые, непривычные требования к оформлению работ;

• необходимость самостоятельно находить дополни­тельную литературу и работать с ней.

В связи с чем эмоционально-личностная сфера пятиклассника характеризуется повышенным или высоким уровнем тревожности. Напри­мер, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окру­жающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружаю­щих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности.

Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства ответственности ребенка. Однако если легкое волнение перед выполнением задания или отве­том у доски способствует мобилизации ребенка, то сильная тревога, наоборот, приводит к ухудшению результатов рабо­ты или к отказу от выполнения задания и отрицательно вли­яет на успеваемость. Поэтому очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми.

Таким образом, опираясь на литературные источники, результаты тестирования, наблюдения за обучающимися пятого класса, мы сформулировали рабочую гипотезу: при переходе в 5 класс доминируют такие виды школьной тревожности, как: потребность достижения успеха, страх не соответствовать мнениям окружающих, физиологическое сопротивление стрессу и страхи в отношении с учителями.

2. Практическая часть.

Для подтверждения рабочей гипотезы было проведено исследование, включающее метод наблюдения и тестирование, с обучающимися 4 и 5 класса для выявления преобладающих видов тревожности.

2.1 Методика проведения исследований.

1. Провести тестирование с обучающимися класса с помощью школьного психолога.

В исследовании принимали участие ученики 4 - 5 класса школы № 2 г. Таштагола, в количестве 45 человек.

Для выявления видов и уровней тревожности мы применили “Опросник школьной тревожности Филлипса”.

Опросник школьной тревожности Филлипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни, т. е. виды тревожности.

Цель методики. Опросник позволяет изучить уровень и харак­тер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и сред­него школьного возраста.

Возрастные ограничения. Опросник предназначен для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста. Оптимально его применение в 3—7 классах средней школы.

Процедура диагностики. Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Присутствие учителя или классно­го руководителя в помещении, где проводится опрос, крайне не­желательно.

Инструкция. «Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы чувствуете себя в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, Здесь нет правильных или неправильных, хороших или плохих ответов. На листе для ответов сверху напишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ "+", если вы согласны ним, и "—", если не согласны».

Его особенностью и главным преимуществом перед многочисленными методиками, фиксирующими так называемую “базовую” и “личностную” тревожность, является его деятельностная направленность. Он позволяет выявить уровень тревожности младшего подростка в различных школьных ситуациях, определить, в каких именно сферах внутришкольных отношений локализуется тревожность и какие конкретно формы принимает.

Опросник состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “да” или “нет”.

При обработке результатов выделяются вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58 вопрос ребенок ответил “да”, в то время как в ключе этому вопросу соответствует “нет”. Ответы, несовпадающие с ключом, регистрируют проявления тревожности.

При обработке подсчитываются: во-первых, общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка; если оно больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности; во-вторых, число несовпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируя общее внутреннее состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством. (Приложение 1)

2. Сравнить результаты тестирования учащихся класса в период с 2015 по 2016 учебный год.

3. Разработать рекомендации обучающимся.

2.2. Результаты исследования.

1. В период с 2012 по 2013 учебный год было проведено тестирование обучающихся с целью изучения уровня тревожности и доминирующих видов тревожности.

2. Первый этап диагностики проводится в выпускном классе начальной школы.

По результатам диагностики повышенный уровень тревожности наблюдается у 12 обучающихся (26%), у 33 обучающихся (74%) отмечается нормальный уровень тревожности.

Второй этап диагностики проводится в начале пятого класса с целью изучения степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации наряду с педагогическими наблюдениями.

Анализ результатов тестирования обучающихся 5 класса позволяет сделать вывод о том, что общее эмоциональное состояние обучающихся характеризуется повышенной тревожностью (71% - 32 человека), нормальный уровень тревожности отмечается у лишь у 29 % учащихся (10 человек).

Полученные результаты диагностики, проведенной и в четвертом, и в пятом классах, сравниваются и на их основании осуществляется качественный и количественный анализ, делаются выводы относительно произошедших изменений, даются рекомендации и учителям, и родителям. (Приложение 2)

3. Если рассматривать показатели тревожности по отдельным ее видам, то можно заметить, что в 4 классе наиболее высоки показатели по 1,2,4 факторам: общая тревожность, переживание социального стресса, страх самовыражения, что наглядно представлено на диаграмме. (Приложение 3)

В 5 классе увеличились показатели по 3, 6, 7, 8 факторам: фрустрация потребности в достижении успеха, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, страхи в отношениях с учителями. (см. приложение 3)

Таким образом, можно сделать вывод, что показатели школьной тревожности имеют тенденцию возрастать во время обучения в 5 классе, что может объясниться сложностью протекания адаптационного периода.

Из этого следует, что многие обучающиеся все же оказываются в неблагоприятных психологических условиях. Для развития потребностей в достижении успехов и психологам, и педагогам желательно чаще создавать такие условия, ситуации, которые вызывают положительные эмоции у детей и желание достичь высокого результата.

2.3. Рекомендации для учащихся 5 классов «Все в твоих руках!»

I. «В здоровом теле – здоровый дух»

  1. Если чувствуешь внутреннее напряжение - встань спокойно и сделай глубокий вдох. Это помогает восстановить нарушенное внутреннее равновесие.

  2. Занимайся спортом! Полчаса, потраченные на зарядку, сжигают гормоны стресса. Одновременно в головном мозге происходит усиленная выработка гормона счастья – эндорфина. А если на это у тебя нет времени, то хотя бы встань со стула, хорошенько потянись и медленно повращай головой из стороны в сторону, чтобы расслабить шею.

  3. Сохраняй чувство юмора. Смех облегчает душу и помогает преодолеть подавленность, а также снижает давление крови и улучшает настроение.

  4. Если надо – поплачь. Многие считают слёзы признаком слабости, однако, это не так. Плач – естественный способ избавления от негативных эмоций. Слёзы вымывают химические соединения, которые возникают в состоянии стресса.

  5. Побольше внимания уделяйте приёму пищи. Привычки питания могут увеличить или уменьшить нервное напряжение. Избегай химических добавок, таких, как консерванты или красящие вещества.

II. «Мой дом – моя крепость»

1. Делись с родителями тем, что с тобой происходит, рассказывай о том, как прошел день, что нового ты узнал. Не скрывай своих чувств и переживаний.

2. Если у тебя что-то не получается, обращайся за помощью и советом к родным.

3. Проводи свободное время с родителями, друзьями. Живое общение – источник хорошего настроения.

III. «Делу время – потехе час»

1. Составь режим дня и следуй ему каждый день. Это поможет тебе распределять время, быть собранным и организованным.

2. После школы не торопись садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.

3. Не стремись сделать все уроки в один присест, делай небольшие «переменки». Лучше, если они будут подвижными.

IV. «Крепкий духом не унывает»

1. Верь в себя и в свои силы! Если что-то не получилось – иди дальше, не опускай руки.

2. Не ставь перед собой цель получать только «4» и «5». Помни, ты учишься ради знаний!

3. Перед контрольной и проверочной работой хорошо выспись! По дороге в школу думай о чем-нибудь приятном, не настраивай себя заранее на отрицательный результат. Позволь быть страху, но не позволяй ему брать верх над тобой.

4. Не сравнивай себя с одноклассниками. Каждый из вас по-разному видит, слышит и осмысливает все, с ним происходит.

4. Не оценивай себя негативно. Повторяй про себя фразу: «Все в моих руках, у меня все получится!»

3. Заключения.

  1. Изучив литературные источники, сравнив результаты исследования за 2 года, были выявлены уровень и преобладающие виды школьной тревожности в 4 и 5 классе.

  2. Школьная тревожность на различных этапах обучения неоднородна; она вызвана различными причинами и проявляется в различных формах.

  3. Школьная тревожность младшего подростка является очевидным признаком затруднений в процессе школьной адаптации.

  4. Тревога является неотъемлемой частью учебного процесса, и поэтому не может рассматриваться как однозначно негативное состояние.

  5. Повышенная школьная тревожность препятствует эффективной учебной деятельности независимо от того, осознается она самим учащимся или нет.

5. Список литературы:

1. Библиотека психолога и педагога - http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml.2. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2009. – 248 с., ил.

3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2005.-208 с., ил.

4. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1.

5. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//Ж.

«Психологическая наука и образование» 2002, №2.

6. Словарь «Психология» под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. – М., 2009.

Приложение 1

ОПРОСНИК ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА

Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у подростков.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «да» или«нет».

Инструкция: «Ребята, сейчас вам будет предложен опрос­ник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувст­вуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих отве­тов. Над вопросами долго не задумывайтесь. На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отве­чая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если вы согласны с ним, или «—», если не согласны».

Текст опросника

1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

  1. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирает­ся проверить, насколько ты знаешь материал?

  2. Трудно ли тебе работать в классе так, как хочет учи­тель?

  3. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости оттого, что ты не знаешь урок?

  4. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

  5. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

  6. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

  7. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

  8. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

  1. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

  2. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

  3. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на вто­рой год?

  4. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается вы­бор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

  5. Бывает ли временами, что весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

  6. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?

  7. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

  8. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

  9. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

  10. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

  11. Похож ли ты на своих одноклассников?

  12. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

  1. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

  2. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

  3. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

  4. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что резуль­таты твоей работы будут сравниваться в классе с результата­ми твоих одноклассников?

  5. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волновать­ся, когда тебя спрашивают?

  6. Боишься ли ты временами вступить в спор?

  1. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

  2. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

  3. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одно­классников, к которым ребята относятся с особым внима­нием?

  4. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

  5. Как ты думаешь, теряют ли расположение учителей те из учеников, которые не справляются с учебой?

  6. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

  7. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

  8. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

  9. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как дру­гие мамы твоих одноклассников?

  10. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

  1. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?

  2. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что дума­ют о тебе в это время другие?

41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

43. Доволен ли тем, как к тебе относятся одноклассники?

44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

  1. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

  2. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

  3. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

  4. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты по­рой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

  5. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

  6. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

  7. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

  8. Когда учитель говорит, что собирается дать классу зада­ние, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

  9. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники мо­гут сделать то, что не можешь ты?

  10. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

  11. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

  12. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

  13. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Обработка и интерпретация результатов: при обработке ре­зультатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпа­дают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе к этому вопросу соот­ветствует «—», то есть ответ «Нет». Ответы, не совпадаю­щие с ключом, — это проявления тревожности. При обра­ботке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно

говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Ключ:

При совпадении с ключом ставится 1 балл.

1

11.

+

21.

31.

41.

+

51.

2.

12.

22.

+

32.

42.

52.

3.

13.

23.

33.

43.

+

53.

4.

 

14.

24.

+

34.

44.

+

54.

5.

15.

25.

+

35.

+

45.

_

55.

6.

16.

26.

36.

+

46.

 

56.

7.

17.

27.

37.

47.

57.

8.

18.

28.

38.

+

48.

58.

9

19.

29.

39.

+

49.

   

10.

20.

+

30.

+

40.

50.

   

Результаты:

  1. Число несовпадений знаков («+» - да, «—» - нет) по каждому фактору для каждого учащегося абсолютное число несовпадений в процентах —

Просмотров работы: 3102