СУБКУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СУБКУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Чернуцкий К.Д. 1
1
Абисалова З.А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

Многие считают, что делиться на группы по интересам было модно исключительно в школе. Но времена изменились, и теперь этим занимаются люди разных возрастов. Для каждого человека свойственно меняться и познавать новое. Особенно остро это ощущается в период взросления: желание обрести свою индивидуальность и изменить мир толкает молодых людей на поиски себя и смысла жизни. Так появляются молодежные субкультуры. Девушки и юноши объединяются по интересам, создавая отдельные движения, которые отличаются стилем жизни и одежды, а также поведением. Как правило, именно молодые люди, в возрасте от 14 и до 25 лет попадают под влияние субкультур и пополняют ряды таких общественных меньшинств. Под субкультурой понимают часть общественной культуры, отличающуюся от той, которая преобладает в обществе на данный момент. Субкультуры объединяют всех, кто имеет что-то общее и верит в определенные идеалы. Я считаю, что в наше время эта тема крайне актуальна потому, что все больше подростков в нашей стране каждый день попадают под влияние субкультур. Поэтому необходимо знать об этой культурной нише, понимать ее и быть готовым столкнуться с ее представителями в реальной жизни.Гипотезаисследования заключается в том, что подростки наиболее подвержены влиянию современных субкультур, а они в свою очередь не всегда положительно влияют на формирование их внутреннего мира. Цель исследования: изучить возникновение и развитие субкультур, и их стороны влияния на формирование внутреннего мира подростков. Объект исследования - современные субкультуры. Предмет исследования - влияние субкультуры на внутренний мир подростков. Задачи исследования: 1. выяснить, как появились и развивались субкультуры; 2. познакомится с современными субкультурами; 3. определить, отрицательное и положительное влияние субкультур на формирование внутреннего мира подростков; 4. выявить отношение к субкультурам и их влияние на внутренний мир подростков. Исследование: теоретическое. Методы исследования: анкетирование.

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Зарождение субкультур.

История субкультур насчитывает несколько десятилетий и имеет три волны подъема. Первая из них датируется 1950-ми годами. В этот период появляются «стиляги» — эпатажная городская молодежь, получившая свое название за стиль одежды, поведение, особенности танцевальных движений. Молодые люди любили джаз и рок-н-ролл, стремились к свободе самовыражения. Вторая волна припадает на конец 60-х, начало 80-х годов. На нее оказали влияние как внутренние, так и внешние условия. Молодежь этого периода любит музыку и рок-н-ролл. Новое движение стало более глубоким и продолжительным. Третья волна молодежных движений зарождается в 1986 году. Субкультуры молодежи признаются официально существующими. В это время появилось множество различных субкультур. Хиппи относятся к одной из самых старых молодежных субкультур. Сформирована она была в середине 60-х годов 20-го века в Сан-Франциско. Молодежь проводила свое время в дискуссиях и полемике. У хиппи нет привязанности к дому, они постоянно путешествуют, не имея никаких средств к существованию. Они поклоняются свободе, любят цветы и гулять босиком. Идеи этого движения живы до сих пор. Мажоры - молодые люди, относящиеся к этой субкультуре, живут в свое удовольствие и не знают недостатка в деньгах. У них лучшая одежда и обувь, которую достать в советское время практически невозможно. Панки начали свое развитие с середины 1970 годов 20-го века в Англии. Они абсолютно уверены, что изменить жизнь к лучшему совершенно невозможно, а потому поставили крест на жизни, карьере и воспитании. Стиль одежды такой молодежи соответствует образу мыслей и поведению – предпочтение отдается несвежим футболкам и джинсам с дырками и потертостями. Готы используют египетскую, кельтскую и христианскую символику. Они всегда наносят особый грим. При помощи косметики придают лицу мертвенно-бледный, почти белый оттенок. Глаза обводят черной подводкой, губы и ногти также красят в черный цвет. Направление эмо, которое входит в субкультуры молодежи, связано с музыкой. Стиль музыки соответствует названию движения, которое означает «эмоциональный». Мелодия основана на сильных эмоциях, которые остро чувствуются в голосе вокалиста. Поклонники такой музыки выделяются в отдельную субкультуру и называются эмокидами. Характерной внешней особенностью такой молодежи является яркая одежда, прическа и макияж. Ба́йкеры — любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. Характерным также является объединение с единомышленниками на основе этого образа жизни. Байкерское движение зародилось в 1950-х годах в США, проникло в 1980-х годах. Внешний вид байкера: бандана, кожаная куртка с замком наискосок, кожаные штаны. Байкеры часто отпускают длинные волосы, усы, бороды. Для защиты глаз от ветра носят очки, нередко игнорируют шлемы. Металлисты -это субкультура, вдохновлённая музыкой в стиле металл, появившаяся в 1970 г. Слово «металлист» – русское, изначально оно означало работников слесарной промышленности, «жестянщиков». Металлистов также называют жаргонными словами hanger - «головотряс» и mosher- «толкающийся». Преимущественно чёрный цвет в одежде, кожаные браслеты с заклёпками или шипами, шипастые, проклёпанные ремни, цепи на джинсах. Тяжелая обувь, армейские штаны, джинсы. Роллерами называют любителей роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок; также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. На роликах не просто катаются, но кувыркаются, описывают немыслимые сальто. Роллеры любят соревноваться. Субкультура рейверов представляет собой бесконечные ночные вечеринки, на которых выступают популярнейшие ди-джеи, а из динамиков издается электронная танцевальная музыка. Молодые люди, которым пришлись по душе такие развлечения и стали основоположниками этого движения. Рейверы – тусовщики. Источником молодежных приоритетов является танцевальная музыка, а образ их жизни берет свое начало у кумиров – музыкантов. По сути, их беззаботная жизнь сплошная тусовка, с множеством удовольствий и приятным времяпрепровождением. Хакеры - молодежная субкультура, которая включает в себя программистов и компьютерных пользователей, для которых характерна наступательная линия поведения в сети интернет. Реперы (хип - хоп) - Слушают музыку в стиле "рэп", пишут рэп, проникнуты его идеологией. Носят широкую одежду, среди украшений - значки и серьги. Являются самой неагрессивной субкультурой детей подростков. На самом деле абсолютно все субкультуры молодежи преследуют одну цель – быть услышанными. Каждое движение выражает мысли, чувства, желания по-своему, но все они хотят быть понятыми современным миром. В редких случаях представители подростковых субкультур годами хранят верность прежним идеалам. В основном молодежь перерастает все эти предрассудки и становится самыми обычными людьми.

1.2. Современные субкультуры

Сегодня все изменилось. Новые субкультуры отвечают духу времени. Синими волосами, мотоциклом, роликами никого не удивишь, и молодые люди проявляют изобретательность. Культурные движения рождаются на почве чего угодно, начиная с лаков для ногтей и заканчивая любовью к статусам в социальных сетях. Самая многочисленная современная субкультура, которая включает в себя каждого второго на улице – это хипстеры. Идеология ребят сводится исключительно к вопросам стиля. Не только в одежде, но и в музыке и в жизни в целом. Блогеры – ведущие онлайн-дневник в социальной сети. Тематика и стиль письма могут быть какими угодно. Прославились они и стали отдельной субкультурой из-за критического характера своих публикаций. Веб-панки – на улице эти люди выглядят так же, как и все. Самовыражаются они только в интернете. Их одежда и аксессуары, славится яркими цветами и специфическими сочетаниями. Обувь не отличается от одежды: яркие цвета, необычайно высокая платформа, замысловатый фасон. На сегодняшний день нерды довольно широко представлены в нашем обществе. Правда, в силу своих особенностей они предпочитают оставаться в тени. Традиционно "нерд" - чрезвычайно умный, но одинокий и асоциальный человек, который живет самой мыслью о знаниях, особенно научного характера. Искушенный в компьютерных технологиях, он нередко становится хакером. Ванильки - хрупкие девушки, мечтающие о любви, романтике, красоте за чашечкой кофе. Основная идея субкультуры — пропаганда женственности во всех ее смыслах. Главные их атрибуты: фотоаппарат, футболки с надписью «I LOVE YOU», вязаные шапочки, челка, спадающая на один глаз, стильные журналы, пирожные, сахарная вата, модные очки. Фитоняши – девушки пропагандирующие здоровый образ жизни и ежедневные физические нагрузки со здоровым питанием. Компьютерные гики (англ. geek) — эксцентричный, одержимый какой-либо темой человек, несколько выпадавший из реальности. Они ощущают вкус жизни преимущественно лишь в те моменты, когда в поле их зрения оказывается очередная технологическая новинка. Среди них немало высококлассных специалистов, которых причисляют к сообществу хакеров. Сериальные гики – не только смотрят сериалы, но и устраивают тематические вечера. Фанаты сериалов разделились на группы. Самая большая у «Дневников вампира». Стрит – артщики – представители данной субкультуры заняты тем, что украшают пространство вокруг себя. Увы, но даже самые оригинальные граффити не причисляются в нашей стране к объектам искусства. Лакомоньяки. Видимо, только в наше время могла родиться субкультура, в основе которой лежит помешательство на маникюре и лаках для ногтей. У таких девушек дома целый склад: матовые, глиттеры, голографики. А началось все с безобидных постов в сообществе «Косметика» и со споров о вреде акрила и ацетона.Диггеры (от англ. digger — копатель) — занимаются изучением подземных сооружений, построенных человеком с применением строительных материалов и технологий, например, дренажных систем, канализационных коллекторов, подземных рек. А также заброшенных подземных военных объектов. Сталкеры — это люди, которые стремятся посетить запретные или труднодоступные места. Они исследуют опасные территории. Именно XXI век можно назвать пиком расцвета различных субкультур. Социологи связывают это с тем, чтоу общества нет больше национальных идей, происходит обесценивание жизненных ценностей, и всё это в комплексе и создаёт такие благоприятные условия для развития и появления новых субкультур.

1.3.Влияние субкультур на внутренний мир подростков.

Если идеология субкультуры не разрушает психику и физическое здоровье подрастающего поколения, не противопоставляет подростка всему окружающему миру, не провоцирует его на открытый конфликт и не несёт суицидальных мотивов – то вреда в такой субкультуре нет. Наоборот, это способ самовыражения и самопроявления своей индивидуальности, общение в кругу единомышленников и наличие интересов и ценностей в жизни. К числу таких субкультур относятся кружки, различные секции, организованные взрослыми подростковые общества и т.д. Но, если идеология субкультуры разрушает психику подрастающего поколения, подталкивает его к совершению преступления, как против себя, так и против окружающих, унижает интересы и взгляды других людей, то такая субкультура оказывает отрицательное влияние на формирование внутреннего мира подростков. К таким субкультурам относятся: панки, которым присущ активный, злой, агрессивный протест – вызывающие поведение и внешность предназначены для того, чтобы вызвать у представителей старшего поколения и благополучных сверстников крайнюю неприязнь, негодование. Панки проповедуют насилие во всех его формах; скинхеды(бритоголовые) основной объединяющий фактор – пристрастие к насилию. Обычно они декларируют свою приверженность идеям фашизма и расизма; эмо – для них характерно саморазрушительное поведение, которое выражается в порезах, проколах бровей и пупка. Пирсинг может присутствовать в языке, губах, ушах, носу, переносице; готы- им присущи: замкнутость, частые депрессии, повышенная ранимость, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида; аниме испытывают постоянное желание погрузиться в вымышленный мир. Это уводит их от реальных проблем и переживаний и в конечном итоге приводит к неадекватному восприятию реальности, неустойчивости к стрессовым ситуациям. Конкретный набор ценностных ориентаций различен в каждой из неформальных групп, но имеет общий смысл существования - не ради будущего, а ради того, что происходит сейчас, в данный конкретный момент. Это значительно затрудняет возможности адаптации к социальной жизни, так как у подростка нет опоры в будущем, ради чего нужно совершать усилия и преодолевать препятствия. Глубокая и длительная включенность в неформальное движение подразумевает изменение системы ценностей, изменение мировосприятия, что определяет трудности в последующем возвращении в социум. Проведенные в последнее время социологические исследования показали, что многие подростки идентифицируют себя как представителя той или иной субкультуры. При этом часть из них подвержена сильному влиянию субкультур, которое может быть и положительным, и отрицательным. В первом случае они получают необходимые для жизни в социальном обществе навыки, а во втором – приобретают качества, с которыми общество всеми способами старается бороться.

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Цель моего исследования заключалась в выявлении отношения подростков к субкультурам и их влияние на внутренний мир подростков. Для достижения цели, я выдвинул следующие задачи: 1. провести анкетирование учащихся 5-8 классов и сотрудников МБОУ СОШ №26; 2. Проанализировать результаты анкетирования. Мною было проведено исследование в форме анкетирования, где я использовал самостоятельно составленную анкету, так как апробированных вопросников, изучающих эту тему, не удалось найти (приложение 1). Анкетирование выполнялось с целью определения степени информированности учителей и учащихся о субкультурах и их влиянии на формирование внутреннего мира подростка. В анкетировании принимали участие всего 120 респондентов, из них 67% детей и 33% взрослых. Второй этап заключался в анализе результатов анкетирования. После обработки данных, я получил следующие результаты: почти все опрошенные подростки (95%) слышали о субкультурах, и встречались с их представителями. 90% опрошенных ответили, что знают, что это такое, но не смогли дать точного определения. Большинство подростков знают виды субкультур (70%). Среди учителей также большинство респондентов (95%) слышали о субкультурах, знают, что это такое и встречались с представителями субкультур. Надо отметить, что практически все взрослые смогли дать точное определение субкультуры и смогли привести в пример их большое количество (90%) (приложение 2); большая часть опрашиваемых подростков относятся к субкультурам с пониманием, но стать представителем субкультуры не хотели бы. Это является показателем нормальных отношений с родителями и со сверстниками. Почти все опрашиваемые педагоги также относятся к субкультурам нормально, но стать представителем субкультуры не хотели бы, так как понимают, какой вред для психического здоровья могут они нанести (приложения 3,4,5). Большинство респондентов среди подростков (85%) уверены, что субкультуры влияют на подростка, изменяют его отношение к миру. Педагоги (95%) также уверены, что большинство субкультур оказывают разрушающее воздействие на еще неокрепшую психику подростка, меняют его мировоззрение (приложение 5). Проведя анкетирование и проанализировав его результаты, я пришел к выводу, что субкультуры влияют и не всегда положительно на формирование внутреннего мира подростка. Это отражается в его поведении, манере вести себя, а также на его словарном запасе и внешнем виде.

Заключение.

Подводя итоги своей работы, я хотел бы отметить следующее: - именно XXI век можно назвать пиком расцвета различных субкультур. Социологи связывают это с тем, чтоу общества нет больше национальных идей, происходит обесценивание жизненных ценностей, и всё это в комплексе и создаёт такие благоприятные условия для развития и появления новых субкультур; - проведенные в последнее время социологические исследования показали, что многие подростки идентифицируют себя как представителя той или иной субкультуры. При этом часть из них подвержена сильному влиянию субкультур, которое может быть и положительным, и отрицательным. В первом случае они получают необходимые для жизни в социальном обществе навыки, а во втором – приобретают качества, с которыми общество всеми способами старается бороться; - результаты нашего исследования показали, что большинство подростков слышали о субкультурах, знают, что это такое и встречались с представителями субкультур. Многие подростки знают виды субкультур. Почти все относятся к субкультурам нормально, но стать представителем субкультуры не хотели бы. Учащиеся нашей школы уверены, что субкультуры влияют на подростка, меняют его мировоззрение и не всегда в лучшую сторону. Таким образом, моя гипотеза о том, что подростки наиболее подвержены влиянию современных субкультур, а они в свою очередь не всегда положительно влияют на их внутренний мир, подтвердилась.

Список используемой литературы:

1. История субкультур молодежи и их разновидности. http://lediveka.ru 2. Молодежные субкультуры нового поколения или новые реальности в мире молодежных субкультур. http://www.molportal.ru 3. Современные молодежные субкультуры. Мир без вреда. http://bezvreda.com 4. Субкультуры список от А до Я и их влияние на общество. http://fb.ru/article 5. Молодежные субкультуры современной России. http://studopedia.ru 6. Омельченко Е.Н. «Молодежные культуры и субкультуры». М.,2000. 7. Гогуева М.М. «Специфика негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка». Вестник ТГПУ. 2010. Выпуск 5. 8. Козлова А.Г., Гаврилова М.С. «Молодежная культура и ценности будущего». СПб, 2001.

Приложение 1

АНКЕТА

1. Слышали ли вы о молодежных субкультурах?

Да Нет

2. Знаете ли вы что такое субкультуры?

Да Нет

3. Встречались ли вы с представителями субкультур?

Да Нет

4. Какие виды субкультур вам известны?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

5. Как вы относитесь к субкультурам?

положительно отрицательно нейтрально

6. Хотели бы вы стать представителем какой-либо субкультуры?

Да Нет

7. Как складываются ваши отношения со сверстниками (коллегами)?

хорошо плохо

8. Как вы думаете, какое влияние оказывают субкультуры на формирование внутреннего мира подростка?

положительное отрицательное

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Просмотров работы: 2655