ВЛИЯНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНСТВА НА НРАВСТВЕННОСТЬ И КУЛЬТУРУ НАРОДА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНСТВА НА НРАВСТВЕННОСТЬ И КУЛЬТУРУ НАРОДА

Джатиев М.Ю. 1
1
Мхциева М.Г. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

      ТЕЗИСЫ

  1. Актуальность избранной темы обусловлена острой необходимостью восстановления в общественной жизни современной России традиционных моральных и духовно-нравственных ценностей. Идея соборности является одной из этих ценностей. Проблема единства россиян, сплочения народа для сохранения суверенитета государства актуальна как никогда. Выбор темы данного исследования вызван именно этими соображениями.

  2. В данном исследовании предпринята попытка анализа роли принципа соборности как обязательного условия консолидации российского общества перед лицом новых вызовов.

  3. Роль православного христианства в становлении и формировании нравственности народа.

  4. Обусловленность нравственности и морали народа исповедуемой религией.

  5. Принцип соборности выступает как основа православия и имеет большое значение в формировании нравственности народа.

  6. Принцип соборности можно рассматривать как рецепт решения преодоления трудностей и тягот, с которыми столкнулись современная Россия.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение. Цели и задачи исследования.

Часть 1. История христианизации Руси.

Часть 2. Формирование нравственности через идею соборности.

Часть 3. Анализ результатов опроса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ.

Наша страна сегодня переживает тяжелые времена. Мы столкнулись с новыми угрозами. Воссоединение Крыма с Россией вызвало в мире волну неприязни и недоверия к России. Российское общество и государство проверяется на прочность в связи с многочисленными недружественными действиями западных стран. На этом фоне активизируют свою деятельность такие общества как «Свидетели Иеговы», другие протестантские миссии, восточные религии. Светская власть могла бы опереться на православие в выработке национальных идей, использовав принцип соборности для единения с консолидации российского общества.

Проблема единства россиян, сплочения народа для сохранения суверенитета государства актуальна как никогда. Выбор темы данного исследования вызван именно этими соображениями.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

  • Проследить становление нравственности и морали народа под влиянием православного христианства в России.

  • Выявить обусловленность нравственности и морали народа исповедуемой религией

  • Показать, что принцип соборности выступает как основа православия и имеет огромное значение в формировании нравственности народа;

  • Показать, что принцип соборности можно рассматривать как рецепт решения проблемы преодоления трудностей и тягот, с которыми столкнулась современная Россия

Поставленные цели достигаются через решение следующих задач:

  • Проследить историю христианизации Руси;

  • Проиллюстрировать реализацию идеи соборности в важных исторических событиях прошлого России;

  • Выявить в ходе опроса граждан РСО-Алания понимание ими принципа соборности и его значение в консолидации общества перед лицом новых вызовов.

В работе предпринята попытка показать, как Русская Православная Церковь оказывала большое влияние на формирование нравственности народа и была в центре исторических событий.

ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЯ ХРИСТИАНИЗАЦИИ РУСИ.

Задача укрепления княжеской власти и русской государственности не могла быть решена в условиях господства язычества. После безуспешной языческой реформы, киевский князь Владимир Святославович обратил свой взор к монотеистическим религиям, выбрав византийское христианство.

Во-первых, при выборе религии князь Владимир руководствовался не личными симпатиями, а политическими мотивами.

Во-вторых, именно православие могло сыграть роль русской национальной идеи, объединившей славянские племена в единую древнерусскую народность, способствовать формированию единого древнерусского государства – Киевской Руси.

В-третьих, став православной, Русь внесла огромный вклад в мировую культуру. Это и «Повесть временных лет», и «Слово о Законе Божьем и Благодати» митрополита Иллариона, и поражающий «прелестью простоты и вымысла» (А.С. Пушкин) Киево-Печерский патерик, и соборы Киева, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля; это русская икона с ее шедеврами, и картина на христианские темы Иванова, Васнецова, Нестерова; поэзия, вдохновленная библейскими темами, и, наконец, русская церковная музыка, представленная в творчестве Чайковского, Рахманинова и других.

В 988 году греческие священники, приглашенные Владимиром, крестили всех киевлян на берегу Днепра. Это событие и вошло в историю как крещение Руси, став началом длительного процесса Утверждения христианства на русских землях. Так повествуют исторические летописи.

ЧАСТЬ 2. ФОРМИРОВААНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ ЧЕРЕЗ ИДЕЮ СОБОРНОСТИ.

По мнению доктора богословия профессора А.И.Осипова, нравственность, как и религия, не возникает в человеческом обществе в определенный момент времени, но присуща ему в той или иной форме на всех стадиях его развития. «История показывает, что религия всегда давала человеческой воли такие силы для нравственной деятельности, каких не может найти человек ни в естественных влечениях своей природы, ни в побуждениях разума»1. Нравственность в религиозных системах покоится на авторитете абсолютного Божества, и поэтому от понимания Бога зависит и конкретная нравственность, т.е., каким реальным содержанием наполняются основные этические категории, такие, как добро, любовь, свобода, справедливость. Так что говорить о религиозной нравственности безотносительно к исповедуемой религии не имеет смысла.

Влияние православия прослеживается во всех сферах жизнь и деятельности русского народа и русского государства. Особую роль сыграло православие в складывании нравственного облика русского человека. Представления о загадочности русской души нашло свое отражение и в поэзии: « Умом Россию не понять, ... » и в споре славянофилов и западников. Для русской души характерны доброта, терпение, самопожертвование. Это черты ментальности народа, в формировании которой огромную роль сыграло православие. В качестве примера можно привести и жизнь самого Владимира. Источники отмечают, что после крещения в Крыму в местечке Корсунь князь полностью преобразился. Он, бывший ранее суровым правителем и воином, всерьез вознамерился ввести неслыханное до тех пор в человеческой истории новшество - отменить смертную казнь для разбойников, боясь греха. Киевский князь содействовал устройству больниц и богаделен, заботился о пропитании неимущих киевлян. Государственную продержку получили строительство и украшение храмов, была создана первая школа, началась подготовка русских духовенства.

Союз с православной Византией поднимал престиж Древнерусского государства. Для славян Византия была символом мощи, богатства и державного блеска.

Для русского общинного коллективистского сознания была близка и понята также идея собранности, ярок выраженная в православии. Идея соборности нашла свое отражение и в православной архитектуре, в образе православного храма. Вот что пишет по этому поводу князь Е.Трубецкой: «Византийский купол над храмом изображает собою свод небесный, покрывший землю. Напротив, готический шпиль выражает собой неудержимое стремление ввысь, подъемлющее от земли к небу каменные громады. И, наконец, наша отечественная «луковица» воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения небеса, через которое наш земной мир становится причастным потустороннему богатству». 2

Что олицетворяет собой соборность? Соборность - это уклад жизни, комплекс морально-этических норм, которые безоговорочно осуждают крайний индивидуализм, стремление человека противопоставить себя окружающей общности единоверцев. Идея соборности отражает ментальность русского народа.

Внутреннее обустройство храма, в частности, росписи также отражают идею соборности. На них мы видим людей, животных, святых, сосуществующих в гармонии. «Нужно ли доказывать, что между наружным и внутренним.. существует полное соответствие: именно через это видимое снаружи горение небо сходит на землю, проводится внутрь храма и становится здесь тем его завершением. Где все земное покрывается рукою Всевышнего ..И эта рука, побеждающая мирскую рознь, все приводящая к единству соборного целого, … такова основная храмовая идея нашего древнего религиозного искусства, господствовавшая и в древней нашей архитектуре, и в живописи». 3

Эта же идея была выражена святым Сергием Радонежским. По выражении его жизнеописателя, «преподобный Сергий, основав свою монашескую общину, поставил храм Троицы, как зерцало для собранных им в единожитие, дабы взиранием на святую Троицу побеждал страх перед ненавистною разделенностью мира…Его идеалом было преображение вселенной по образу и подобию Святой Троицы, то есть, внутреннее объединение всех существ в Боге».4

Отдельного разговора заслуживает икона Божьей Матери, являющая образ самопожертвованием: для детей, Родины, дела, которому ты посвящен? Вся русская иконопись представляет собой отклик на беспредельную скорбь существования – ту самую, которая выразилась в евангельских словах: «Душа скорбит смертельно»

История неоднократно подтверждала, что в самые трудные времена именно Православная церковь являлась объединяющей силой, поднимающей от ига Золотой Орды. Именно Православная церковь сначала сформулировала национальную идею-объединение русских князей для борьбы с ненавистным игом, а затем и встала во главе этой борьбы.

А подвиг Гермогена в Смутные времена, во время польского вторжения, когда стоял вопрос о сохранении Русского государства как такового! И Гермоген, который был образцом самопожертвования (был замучен в застенках и погиб голодной смертью), стал тем освободительным знаменем, которое с успехом подхватило народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским. Эта касается и войны 1812года, и особенно Великой Отечественной войны 1941-1945гг., когда Православная Церковь, несмотря на репрессии Советской власти, в самые критические моменты этой кровопролитной войны поднимала патриотический дух народа и вселяла веру в победу.

ЧАСТЬ 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСА.

Для того, чтобы проверить гипотезу исследование, мы провели опрос граждан РСО-Алания, исповедующих не только православие, но и другие верования. Были сформулированы и предложены респондентам следующие вопросы:

  1. Основа православия - соборность. Что это означает в Вашем понимании?

  2. Соблюдается ли соборность в РПЦ в наше время?

  3. В чем она проявляется?

  4. Что, по вашему мнению, должен делать православный в этом направлении?

  5. Считаете ли вы, что православная соборность может способствовать консолидации российского общества?

Анализ ответов показал, что среди опрошенных при все разнообразии религиозных предпочтений, есть единство понимания смысла соборность православия, которое водится к :

  1. Соблюдению обрядности православной церкви, объединяющей своих приверженцев;

  2. Пониманию соборности как возможного средства консолидации народа.

Обращает на себя внимание, что 90% опрошенных подчеркивали сохранения уважения к другим религиям, (например, один из ответов: «…соборность консолидирует большую часть общества, но не следует забывать об остальных религиях»).

Многие респонденты отмечали недоступность принуждения к вере, что не противоречит идее соборности (например, «…если навязывать всем одну веру, то это будет поводом для конфликтов») Разделились мнения опрошенных по поводу того, соблюдается ли идея соборности в РПЦ в наше время и в чем она проявляется.

Большая часть респондентов ответила на эти вопросы отрицательно, отразив тем самым отсутствие подлинного единства в нашем обществе. На наш взгляд, это соответствует недостаточному единению церкви и народа и нарастающей атомизации общества. Это отражает, как нам представляется, существующие в обществе претензии РПЦ по поводу того, что она занята в большей мере строительством храмов, материальными вопросами (многие отмечают рост цен на церковные услуги), соблюдением внешней обрядности, чем исполнением своей главной роли - блюстителя духовных и нравственных ценностей. По мнению А.И. Осипова, в религии человек стремится к познанию Бога, которое проявляется в его практической деятельности. Для нравственности важно, чтобы это познание было истинным и полным. А это зависит не только от конкретной религии, но и от того, насколько глубоко человек воспринимает те истины, которые ему в ней открываются.

По поводу идеи соборности как консолидирующей силы, способной мобилизовать общество перед лицом новых вызовов, была дана однозначно позитивная оценка. Многие приводили в качестве примера 4 ноября в День Единения Президента России с главами различных конфессий продемонстрировали всему миру готовность российского общества – полиэтничного и поликонфессионального, к единству.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В заключении хотелось бы отметить, что для духовной жизни России последних двух десятилетий характерен резко возросший интерес к религии. Сопровождая историю культуры от самых ее начал, религия, по словам историка А.Тойнби выступала «куколкой» формирующихся цивилизацией, во многом определяя сам тип культуры. В значительной мере это касается православия, без понимания которого, нельзя понять и русскую национальную идею и русскую культуру . В дореволюционный период России роль национальной идеи выражала формула «Самодержавие, православие, народность». В советские годы это была социалистическая идеология, лишенная национальной окраски. В современной России отсутствие национальной идеи породило духовный и идеологический вакуум.

Образы древнерусского искусства служили символами высокой одухотворенности русского народа. Эти же образы говорили о том, что в сознании наших предков жила вера в невозможность лучшей участи на земле. И именно эта вера сквозит в древнерусском искусстве, в котором печаль и страдания сочетаются во всепросветляющим озарением. «Печаль моя светла…»,- эта мысль, высказанная А.С. Пушкиным, прозвучало в мировой поэзии впервые. Так же как впервые на досках, расписанных древними мастерами, засияла в мировой живописи столь же вдохновенная надежда, превозмогающая самое тяжкое горе. Русская Православная Церковь и сегодня может сыграть мобилизующая роль в решение это задачи, помочь в выработке национальной идеи для современной России.

Разделяя идеи об особом цивилизационном пути России, хочется подчеркнуть, что наша страна должна рассчитывать на свои силы и резервы, одним из которых и является РПЦ.

Необходимо восстановить многие духовные и нравственные ценности, и выработке и формирование которых Русская Православная Церковь сыграла важную роль. Это надо четко понимать.

И речь вовсе не идет о том, чтобы всех сделать верующими. Но консолидировать общество на базе общечеловеческих ценностей необходимо. У нас общая беда – снижение нравственного уровня общества. И здесь необходимы контакты, взаимопонимание и взаимодействие с церковью.

Духовное возрождение сегодня – это, может быть, задача задач.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский «История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России»- Москва-Пятигорск, 1992

  2. Любимов Л.Д. « Искусство Древней Руси» - Москва: Просвещение, 1974

  3. Писманик М.Г. «Религия в истории и культуре»- Москва: ЮНИТИ, 1998

  4. Померанц Г. «Выход из транса» - Москва: юрист, 1995

  5. Тотоев М.С. «История зарождения осетинской письменности в XVII веке»// Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института. Орджоникидзе, 1957

  6. Князь Е.Трубецкой «Умозрение в красках» - Москва, 1916

  7. «Фактор этноконфессиональной самобытности в постсоветском обществе» - Москва, Московский центр Карнеги, 1998

  8. «Христианство и Русь» - Москва: Наука, 2001

  9. «Круглый стол» Роль православной церкви в истории России. Вопросы истории – Москва: «Правда», 1990

  10. А.И.Осипов «Путь разума в поисках истины» Москва. Покров, 2004г.

  11. Бушков А.А. «Россия ,которой не было».Красноярск: Бонус,1997

1 Путь разума в поисках истины. А.И Осипов с.17

2 Е.Трубецкой «Умозрение в красках» с.26.

3 Там же с.32

4 Христианство и Русь.М,Наука.

Просмотров работы: 2601